Либертарный чучхеизм что такое

Что такое идеи чучхе, или Почему в фантастике КНДР нет инопланетян

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Федор Тертицкий дает исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении северокорейской идеологии

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Портрет Ким Ир Сена украшает здание в Пхеньяне.

REUTERS / Damir Sagolj

Когда кореисту задают вопрос «Что такое идеи чучхе?», он понимает, что не знает ответ на этот вопрос. Однако признаться в этом стыдно, ведь идеи чучхе считаются основой северокорейской идеологии. Поэтому в ход идут разные уловки, главной из которых служит рассуждение о филологических особенностях корейского слова «чучхе». «Чучхе, – говорит кореист, – означает “субъект”. Это слово состоит из двух частей: “чу” – “хозяин”, “главный” и “чхе” –“тело”, “сущность”». На этом месте недоуменный читатель чешет в затылке, силясь понять, какое отношение «субъект», «главное тело», «хозяин сущности» и прочее имеет отношение к культу семьи Ким, военным парадам, журналу «Корея» и всему тому, что принято ассоциировать с КНДР. Если ему свойственен пиетет перед научным миром, он делает вывод, что идеи чучхе – это что-то очень сложное и вообще Восток – дело тонкое. Если же нет, то они приходит к выводу, что автор статьи пишет чушь. В любом случае к пониманию того, что такое идеи чучхе, филологические рассуждения автора читателя не приближают никак.

Секрет заключается в том, что никто не знает, что такое идеи чучхе

Автор этих строк прочел несколько тысяч выпусков главной северокорейской газеты «Нодон синмун», множество статей за авторством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, публикаций основного теоретического журнала КНДР «Кыллочжа» (аналог советского «Коммуниста»), вестника университета имени Ким Ир Сена и статей в северокорейских энциклопедиях – и все равно не может ответить на вопрос, вынесенный в начало статьи. Секрет заключается в том, что никто не знает, что такое идеи чучхе – включая преподавателей соответствующего предмета в северокорейских вузах и, сильно подозреваю, самого Высшего Руководителя Ким Чен Ына. Как так получилось? Тут необходим небольшой историко-филологический экскурс.

Чучхе 1.0

Начну с того, что слово «чучхе» действительно означает «субъект», но употребляется в корейском языке редко. Это довольно пафосное и слегка устаревшее слово. Впрочем, когда оно появилось в северокорейском политическом дискурсе впервые – в 1955 году – еще без «идей», просто «чучхе», то значило оно совсем не «субъект». На русский его тогдашнее значение можно довольно точно перевести украинизмом «самостийность». В середине 1950-х, еще до XX съезда, в Северной Корее стали активно бороться с культурным влиянием своего главного патрона – Советского Союза. Ким Ир Сен тогда начал кампанию, направленную на искоренение русизмов из корейского языка: в те времена северокорейская печать время от времени сообщала про то, что очередная «комиссия» переименована в исконно корейское «вивонхве». Пиком этой кампании была публикация знаменитой речи Кима «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе», в которой он подчеркивал, что изучать надо в первую очередь не советскую культуру и историю, а свою, корейскую.

После разоблачения культа личности и последующих событий, в ходе которых Ким Ир Сен едва не утратил власть, разговоры про «чучхе» несколько притихли, и Ким стал снова демонстрировать готовность дружить с Советским Союзом. Однако начиная с конца 1957 года Ким Ир Сен стал действовать более решительно, и слово «чучхе» было снова пущено в оборот. Кто придумал это слово? На этот вопрос можно найти ответ вот в таком любопытном советском архивном документе:

Источник

Кружок любителей чучхе собирается превратить унылую Россию в прекрасную Северную Корею

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Есть две полярные точки зрения на Северную Корею, не считая золотой середины. В глазах западных СМИ это тоталитарное государство с полунищими гражданами. Там голод, нет свободы слова, а по перебежчикам — северокорейцам, которые нелегально пытаются пересечь границу с Югом — стреляют соотечественники. В Российском обществе изучения идей чучхе и КНДР уверены, что это неправда и корейский Север — страна мечты.

Ученый секретарь общества, журналист Павел Былевский восхищается республикой — «кусочком сталинского СССР, где к власти не пришли хрущевцы». После Корейской войны Север превратился в «руины Сталинграда», сравнивает собеседник 66.RU. И за 35 лет под руководством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира безграмотные корейцы «построили достаточно благополучную, сытую жизнь, победили болезни, создали культуру».

Пхеньян, куда Былевский приезжал на стажировку в 1997-м, выглядит как Москва-сити, люди живут в новостройках рядом с работой, а «уровень счастья несравним с нашей жизнью».

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

«Приезжая туда, ты видишь людей в счастливой стране. Но это счастье достается не на халяву и не в потреблении. Оно зарабатывается усилиями, требует заплатить большую цену, требует героизма, самоотверженности вплоть до, может быть, гибели человека. С точки зрения общественных настроений и уровня счастья, это намного более удовлетворенное и благополучное общество, чем наше». Так может быть и в России, если общество обратится к идеям чучхе, считает он.

Человек в центре мира

«Идеи чучхе заключаются в том, что человек способен использовать особенности окружающего мира на благо своего развития. Но не отдельный человек, а народная масса. Сознательная, сплоченная, организованная народная масса под руководством вождя», — объясняет Павел Былевский.

При этом вождь у корейцев — почти как бог, всезнающий и любящий каждого. Хотя большинство северокорейцев атеисты, в красном углу каждого дома висят портреты родоначальника династии Ким и его сына. В остальном чучхе — творческое переложение марксизма-ленинизма.

В идеальном по этой идеологии обществе тяжелый труд выполняют механизмы, а человек занимается творчеством, и такая деятельность дарит ему высшее наслаждение. «Условия, где каждый человек сможет реализоваться в творческом труде и получить от этого счастье. А не от того, что он что-то отнял, обманул, унизил, загнобил, ограбил», — так описывает собеседник прекрасную Россию чучхе.

Тут может найтись место и коммунизму — но не как потребительскому раю, а как обществу здоровых потребностей. Их будут воспитывать в каждом гражданине. Алкоголизм и чрезмерное потребление сладкого — плохо, запретить, спорт и правильное питание — хорошо, разрешить.

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Россия по чучхе

По мнению Былевского, путь России к чучхе начался во время правления Владимира Путина. И в этом, считает журналист, есть заслуга общества изучения чучхе. «Мы занимаемся не только изучением, но и распространением идей чучхе в России, пропагандой. Стремимся доносить особенности этих идей в том числе до людей, которые участвуют в выработке и изменении политического курса страны».

Одним из ярких признаков этого процесса Былевский считает нормализацию отношений России и КНДР, которые во время Бориса Ельцина были заморожены. «В том, что нормализация межгосударственных отношений России с КНДР произошла, есть маленькая-маленькая капелька вклада нашего общества».

Внешняя политика России — «превращение из марионетки Запада в самостоятельное государство», несгибаемость под санкциями, помощь Венесуэле, Ливии и другим странам — отвечает северокорейским убеждениям. Один из членов Российского общества изучения идей чучхе и КНДР даже защитил в Пхеньяне кандидатскую диссертацию на тему «Реализация Владимиром Путиным принципов чучхе во внешней политике РФ».

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Внутренняя политика тоже следует идеям чучхе, хотя общество этого не понимает. Это и импортозамещение, и развитие оборонного сектора, и создание новых рабочих мест, производств, инфраструктуры. «Современная Россия больше способствует человеческому благополучию и дальнейшему самостоятельному независимому развитию, чем поздний СССР времен Горбачева и ельцинская Россия 1990-х».

Но, разумеется, есть силы, которые этому мешают. Это «скрытая пятая колонна — олигархи и чиновники, которые хотят того же, что Алексей Навальный». Последнего собеседник считает представителем «буржуазно-прозападнической стороны» и сетует на то, что среди россиян еще сильно «низкопоклонство перед Западом».

Чтобы построить общество на основе чучхе в Кировской области, которая по площади чуть больше Северной Кореи, хватит пяти лет. Об этом говорит руководитель местного общества изучения идей чучхе Андрей Соколов. Однако до строительства у них пока дело не дошло — сейчас объединение, куда входят около десяти человек, собирается в местной библиотеке, чтобы беседовать о жизни и политике КНДР.

Внутри Северной Кореи

Реальность в самой счастливой стране на свете далеко не радужная. В отчете Артемия Лебедева, который посещал КНДР в 2006 году, есть коробки новостроек Пхеньяна, где никто не живет, и другие детали повседневной жизни: очереди к общественному транспорту, нелегальные рынки, образцово-показательный дом образцово-показательной колхозницы и так далее.

Впрочем, к середине 2010-х ситуация в республике изменилась — власти поддерживают бизнес, хотя и придерживаются сталинистской риторики. Частный сектор улучшил экономическое положение граждан в КНДР, пишет преподаватель Университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков в брошюре Московского центра Карнеги. Голода там больше нет, повседневной пищей стала вареная кукуруза. Но «мясо, рыба и даже чистый рис для большинства людей остаются деликатесами».

Кореевед Константин Асмолов в интервью «Медузе» говорит, что КНДР — это не «адский Мордор» и не «последний оплот коммунистической духовности, Спарта наших дней», а что-то между.

«Взгляд что через красные, что через черные очки очень сильно далек от реальности. Иллюзий испытывать не надо. [В Северной Корее], безусловно, весьма жесткий авторитарный режим», — подчеркивает кореевед и тут же замечает: «Север действительно меняется. КНДР — давно не идеальная антиутопия, и Север постепенно проходит процесс, который условно можно назвать ползучей перестройкой».

Что до чучхе, то никто не знает, что это такое, заявил старший научный сотрудник университета Кукмин в Сеуле Федор Тертицкий в колонке на Republic. В «творческом переложении марксизма-ленинизма» нет ничего, кроме фразы «Идеи чучхе — это мировоззрение, в центре которого стоит человек». И эта фраза никак не объясняет любви Ким Чен Ына к ядерному оружию, культа личности и несменяемой власти.

Источник

Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи

Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть фото Либертарный чучхеизм что такое. Смотреть картинку Либертарный чучхеизм что такое. Картинка про Либертарный чучхеизм что такое. Фото Либертарный чучхеизм что такое

Корейская народно-демократическая республика – государство, из которого поступают самые противоречивые сведения и новости.

Иногда с трудом верится в сообщения даже нейтральных информагентств. Тем не менее, к КНДР приковано внимание всей мировой общественности на протяжении десятилетий. Сведения, поступающие из Северной Кореи, преимущественно носят негативную окраску, что неудивительно. Массовая пропаганда может творить невообразимое. И все-таки, если режим КНДР так несостоятелен, почему же западные империалисты с такой яростью его чернят? Как бы мы не оценивали курс КНДР, спорить с уникальностью северокорейского феномена невозможно. Что же такое Северная Корея? Очередная восточная деспотия с патерналистским уклоном или страна победившего социализма?

Официальная идеология КНДР «чучхе» провозглашает «особый путь» социалистического строительства в Корее, с учетом национальной специфики. Чучхейская идеология – величайшее философское открытие корейского народа.

Принципы идей чучхе
Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии означает, что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание творца революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны.

Товарищ Ир Сен учит, что независимость в политике – первый признак суверенитета. Чтобы установить политическую самостоятельность, нужно установить народную власть, власть трудящихся. Политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике в полной мере нужно сохранять принципы независимости, равноправия и суверенитета во внешних сношениях.

Можно сказать, что этот принцип лучше всего оправдывает само значение термина «чучхе».

Самостоятельность в экономике
Только обеспечив самостоятельность экономики можно обеспечить полную самостоятельность страны т.к. экономика – материальная основа общественной жизни (здесь напрямую просматривается развитие идей товарища Ленина и товарища Маркса). Для претворения в жизнь принципа хозяйственной самостоятельности, необходима самостоятельная национальная экономика. Чтобы утвердить самостоятельную национальную экономику, нужно твердо опираться на собственные силы. Этот принцип несет в себе революционный дух и боевые коммунистические принципы, стремящиеся собственными силами довести до конца революцию. В отличие от капиталистической экономики, которая гонится только за прибылью (как писал Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 300 процентов прибыли), социалистическая экономика стремится к удовлетворению потребностей страны и народных масс.

Самооборона в защите страны
Главный очаг войны в наше время – американский империализм.

Идеи чучхе провозглашают: ты сам хозяин своей судьбы, а в тебе есть и сила для решения своей судьбы.

Таким образом, исходя из вышенаписанного, можно сказать, что чучхе не отрицает мировую революцию, но отказывается от механического экспорта социалистических революций в другие страны. Учитывая попытки Коминтерна устроить социалистическую революцию в довоенной Корее – это верное решение. Из-за этого корейскую компартию приходилось восстанавливать четыре раза, а раскол между разными течениями в партии был очень силен.

Идеология чучхе закреплена в качестве официальной идеологии Трудовой партии Кореи. Но чучхе – это целая философская система, а не только идеология ТПК. Эта идеология во многом определяет не только экономический и политический строй, но и уклад жизни корейского народа. Неверно будет утверждать, что это просто адаптированная модель социализма.

Ким Чен Ир указывал: «История знает немало концепций о мировоззрении, но ни одна из них не могла выработать подход к миру, поставив человека в центр внимания. Не только идеалисты, рассматривавшие мир как мир идеала и духа, но и материалисты прежнего времени, считавшие мир материальным, не смогли выработать подход к миру, ставя в центр внимания человека»
Основным вопросом философии идей чучхе является не изучение человека как такового, а изучение отношения человека к миру.

Кстати, элементы идей чучхе встречаются и в общественной жизни Южной Кореи, хотя в обывательском сознании термин «чучхе» неразрывно связан с КНДР. Поэтому симпатия к чучхейской идеологии и философии на постсоветском пространстве вызывает немалое удивление. В трудах товарища Ким Ир Сена и товарища Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии».

Имеет ли право чучхейско-сонгунская философско-идеологическая система на существование? Конечно, имеет! Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что у каждого народа свой путь к социализму. Но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что труды Ким Чен Ира слишком водянистые. Ким Ир Сеном в его выступлениях было озвучено много интересных, правильных, трогающих за душу всякого социалиста, мыслей. Но система чучхе, к сожалению, очень шаткая и невнятная. Более-менее адекватная систематизация появилась только с изданием 100 томов полного собрания сочинений Ким Ир Сена. К пониманию иностранного читателя все это еще только предстоит адаптировать.

Актуальность и перспективы
Чучхе – это, прежде всего, восточная философия. То, что для корейца хорошо, для восточнославянского менталитета может быть неприемлемым. Народы востока гораздо более склонны к иерархичности, к сильной централизации, к коллективизму. Нельзя говорить, что чучхе и сонгун абсолютно неприменимы в наших реалиях, но в данном случае имеет смысл говорить лишь об отдельных элементах.

Конечно, капитализм пугает людей Северной Кореей. Создаются образы «новой красной угрозы» и «совкового зоопарка», но интерес к идеям чухе невероятно высок. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов, в Японии существует международный институт идей Чучхе. Во Франции, например, действует Чучхейская партия Франции. Разнообразным кружкам и обществам уже давно потерян счет. По факту сейчас существует 27 национальных комитетов,4 континентальных организации и Международный институт изучения идей Чучхе. В России существует «Союз сторонников идей чучхе».

Есть ли перспективы у чучхе и сонгун за пределами Северной Кореи? Вполне, несмотря на негативный имидж. Разве для маленькой страны в центре Европы, напрочь лишенной природных ресурсов, чучхе неактуально? Актуальны идеи чучхе и для угнетенных народов третьего мира, ведущих борьбу за независимость с марионеточными деспотическими правительствами.

Актуальны идеи чучхе и для мирового коммунистического движения, которое уже давно потерялось в своих бесконечных спорах, фантазиях и бесполезных баталиях эпохи модерна. Если левые не хотят брать ТПК в пример, то пусть изучат недостатки. В любом случае, поможет поиск как преимуществ, так и недостатков.

Окружающая нас действительность становится до ужаса похожа на «дивный новый мир» по Хаксли. Это нетрудно объяснить окончательным становлением общества потребления, неоколониальной экспансией США и элитарным характером глобализации. Протесты и выступления в странах капитализма происходят все чаще, и все чаще под красными знаменами. Мир левеет, это отрицать трудно. Все больше и больше людей ищут альтернативу в социалистической модели. Марксизм в разных его интерпретациях сегодня невероятно популярен в Европе. Чучхейская идеология же – наиболее яркий пример реального социализма в наши дни. Именно это делает социалистическую Корею настолько обсуждаемой.

Источник

Реальность чучхе и мифы о КНДР

Получается, как в известном анекдоте – «украденные» ложки нашлись, но осадок всё-таки остался. То есть, очевидно, что о КНДР нам поставляют много обильной дезинформации, пытаясь (и довольно успешно!) создать образ этакого «Мордора», зловещего царства тьмы. Почему – вполне понятно, слишком уж раздражает мировую плутократию то, что есть на свете небольшая страна, которая позволяет себе жить по своим собственным правилам, расходящимся с нормами и установками глобального капитализма.

К слову, в Северной Корее, в отличие от многих других коммунистических стран, никогда не велось никакой борьбы с религией. Помимо правящей Трудовой партии Кореи, в стране существует еще две партии – Социал-демократическая партия и Партия молодых друзей небесного пути. В неё входят приверженцы религиозного движения «Чхондогё» («Небесный путь»), возникшем еще в позапрошлом веке. Для него характерно переплетение «элементов» буддизма, христианства, даосизма и конфуцианства. Следующие по «Небесному пути» подчеркивают единство Бога и человека (более того, Абсолют здесь не существует отдельно от человеческой личности), но при этом отказываются признавать их равенство. Отсюда требование всемерно способствовать совершенствованию человеческого общества на земле. В парламенте страны и его президиуме заседает 50 членов ПМДНП, она насчитывает 10 тысяч членов и это опровергает утверждение о том, что партия – всего лишь один из отделов ЦК ТПК. Интересен такой факт – лидер партии Рю Миён была замужем за Чхве Токсином, министром иностранных дел Южной Кореи (1961–1963 гг.) Вместе они сбежали в КНДР. В Южной Корее, между прочим, есть и симпатизанты Кореи Северной. Одни из них делают упор на левые идеи, на социализм, другие – убеждённые националисты, ставящие превыше всего идею единой Кореи. Против них, бывает, разворачиваются самые настоящие репрессии. Так, в прошлом году по обвинению в организации государственного переворота были арестованы три члена умеренной Объединенной прогрессивной партии, выступающей всего лишь за сотрудничество двух Корей. Верховный суд Южной Кореи принял постановление, по которому незаконной является музыка, восхваляющая КНДР. В 2010 году за хранение аудиофайлов с маршами Северной Кореи к четырём годам заключения была приговорена женщина, которую даже судили под псевдонимом – «Сонг» (в переводе с английского – «песня»).

Чучхе выходит за рамки ограниченности, присущей, как идеализму, замыкающемуся на абстрактной духовности, так и материализму, ставящему во главу угла безликую материю. В центре чучхе находится человек, понимаемый как субъект, соединяющий духовное и материальное. Понятно, что здесь не имеется в виду только личность человека – особенно, в либерально-индивидуалистической трактовке. Субъект чучхе это и коллективный субъект, который воплощается в народе, в нации. По сути, чучхе – это национализм, но только радикально-социалистический.

Вот краткая, но весьма ёмкая характеристика этого любопытного учения, данная «со стороны»: «Субъектом общественного движения выступают народные массы. Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима. В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения. Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран. Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость. Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности. Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции. Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю». (А. Александров. «Идеи чучхе»).

Что ж, это идеология, политика. А как же экономика? Принято считать, что народное хозяйство КНДР представляет собой сугубо централизованную, командно-административную экономику т. н. «казарменно-коммунистического» типа. Но это, опять-таки, еще один миф. В КНДР никогда не было какой-то застывшей, стагнирующей системы. Там предпринимали попытки реорганизовать систему планового управления экономикой. В связи с этим было инициировано составление плановых заданий не только сверху, но и снизу.

Более того, в стране начались «рыночные» реформы, призванные создать условия для частной предпринимательской деятельности в условиях «безрыночного» и планового социализма. Директора заводов и фабрик получили возможность самостоятельно устанавливать размеры оплаты труда и вводить многие дополнительные стимулы. В сельском хозяйстве возникают фермерские хозяйства, а колхозам предоставили право самим распоряжаться излишками урожая. Ликвидируются многие ограничения в области распределения.

Здесь было бы интересно сослаться на мнение профессора Университета Кукмин (Сеул) А. Ланькова: «Со временем северокорейский бизнес стал расти и принимать всё более сложные формы: в стране появились частные мастерские (в основном занятые производством ширпотреба), рестораны, гостиницы, пункты валютного обмена — даже частные бани. Впоследствии те, кто поднялся на мелком бизнесе, стали открывать и более крупные предприятия — например, шахты и солеварни». («Человек вождя: как живут бизнесмены в Северной Корее»)

Всё это является как бы функцией социалистической экономики, порой частное предприятие сложно отличить от государственного, настолько всё это переплетено. Как такового, капиталистического уклада нет, зато есть эффективное задействование личного активности – на пользу всей экономики страны. А. Ланьков отмечает: «Отношение северокорейских властей ко всему происходящему было и остаётся двойственным. С одной стороны, время от времени они проводят кампании против частного бизнеса. В частности, подобные акции активно проводились в 2005–2009 годах (впрочем, и тогда до арестов дело обычно не доходило — ограничивались экономическим давлением). С другой стороны, власти терпят предпринимателей…»

Понятно, само руководство партии и страны не акцентирует внимания на эти реформы, не желая пропагандировать «рыночные ценности», вовлекая в это многих людей. Вот мнение по этому поводу еще одного эксперта, регионального директора по Азии и Африке и руководителя управления региональных проектов фонда «Русский мир» Г. Толорая: «Слово реформы в КНДР очень не любят. Даже если будут реформы, то их назовут иначе. Но если отставить в сторону разговор о понятийном аппарате, то хочу напомнить, что в Северной Корее и до Ким Чен Ына пытались что-то менять. Очевидно, что какие-то изменения проводятся и сейчас… реформы отнюдь не всегда должны сопровождаться полной открытостью. Это была китайская модель — «реформы и открытость», а пусть КНДР создаст свою. Это возможно». («КНДР стоит на пороге реформ». Интервью взято О. Кирьяновым, опубликовано в Российской газете».)

Как ни относись к северокорейской модели социализма, но нельзя не признать, что КНДР – страна, сумевшая соединить самобытность с динамичным развитием. Одномерные суждения здесь неуместны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *