Лифт относится к следующим машинам
Классификация лифтов
Какие бывают лифты и как они классифицируются?
Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» введено понятие типоразмерный ряд лифтов – лифты, характеризующиеся одними конструкторскими решениями, отличающиеся между собой техническими параметрами и характеристиками, такими как: скорость, высота подъема, грузоподъемность, комплектация привода, и другими.
Помимо перечисленных выше, существует еще множество признаков, по которым классифицируют лифты. Единой классификации лифтов, на сегодняшний день, не существует. В данной статье мы привели основные признаки, по которым можно классифицировать лифты.
Какие существуют признаки классификации лифтов?
Лифты принято классифицировать по 16-ти основным признакам, а именно:
Основные признаки классификации лифтов:
Классификация лифтов по типу привода.
1.1. Электрический лифт.
1.2. Гидравлический лифт.
У гидравлического лифта кабина выталкивается выжимным штоком за счет давления масла.
И электрические, и гидравлические лифты одного класса близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т.д., заметных внешних различий может и не быть, но имеются эксплуатационные различия. Например, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема.
гидравлические лифты, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания. Машинное отделение может быть удалено от шахты на любое расстояние.
1.3. Пневматический лифт.
Такой тип лифтов имеет инновационную отличительную особенность от других типов лифтов, он приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Пневматические лифты легче в установке и подходят для существующих домов, благодаря их компактной конструкции.
Работают за счёт воздуха, который выкачивается внутри цилиндра в секции выше кабины. Последняя начинает подниматься под действием атмосферного давления снизу кабины. Подъём осуществляется за счёт разницы в давлении снизу и сверху кабины.
Классификация по виду транспортируемого груза.
2.1 Пассажирские лифты.
В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещена. Пассажирские лифты различаются по предназначению:
2.2. Больничные лифты.
2.3. Грузовые лифты.
Грузовые лифты предназначены только для перевозки грузов. Для исключения транспортировки в них людей, кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250-300 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм. Площадь пола кабины до 0,9 кв.м. Такие лифты используются, как правило, в ресторанах и кафе — для подъёма продуктов питания; в библиотеках; складах и т.д. Подъём людей на них запрещён. Грузовые лифты различаются своей грузоподъемностью:
2.4. Тротуарные лифты.
У тротуарных лифтов кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк на уровень тротуара. Тротуарные лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.
2.5. Грузопассажирские лифты.
Лифты предназначенные для транспортировки людей и грузов;
2.6. Грузовые лифты с проводником и без проводника.
Такие лифты предназначены для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц или только грузов.
Классификация по способу обслуживания.
Классификация по скорости движения кабины лифта.
Классификация по типу привода подъемного механизма.
— отличительными особенностями лифтов с гидравлическим приводом являются бесшумность работы, плавность хода, точность остановки, возможность прямого воздействия на кабину цилиндра при небольшой высоте подъема, и возможность установки лифта при наличии только одной капитальной (несущей) стены;
— отсутствие машинного помещения, непосредственно примыкающего к шахте лифта, делает гидравлические лифты популярными для установки в частные коттеджи.
— гидравлические лифты оснащены системой аварийного опускания и открывания дверей при внезапном отключении электроэнергии, что важно при их использовании в коттеджах.
Классификация по дизайну.
В настоящее время приняты следующие разновидности дизайна лифтов:
— в панорамной шахте;
— в остекленной шахте.
— в глухой шахте (блочная, железобетонная, кирпичная и пр.).
Классификация по типу машинного помещения лифта.
Классификация по конструкции привода.
Конструкция привода лифта, бывает двух видов:
Классификация дверей шахты и кабины лифта.
Пример: лифты КМЗ-58, установленные в нашем доме.
Классификация видов привода дверей лифта.
Лифтовые лебедки. Какие бывают?
Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, а безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями. Верхнее расположение привода позволяет упростить механическую часть лифта, уменьшить нагрузку на шахту, снизить число перегибов канатов, а следовательно увеличить его срок службы. Нижнее расположение привода, позволяет установить его на самостоятельный фундамент, что снижает шум от привода. Ремонт привода более удобен, так как исключает подъем тяжелых деталей и механизмов на значительную высоту. Но при таком расположении привода увеличивается длинна тяговых канатов, увеличивается нагрузка на шахту лифта, усложняется строительная часть лифта, вызванная установкой дополнительных отклоняющих блоков.
Типы управления лифтом.
Ниже перечислены 3 типа управления лифтом:
Системы управления лифтом.
Различают следующие системы управления лифтом:
Лифты с гидроцилиндром.
Лифты с гидроцилиндром быват 2-х типов:
Способ передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине лифта.
В настоящее время существуют 2 способа по средству которых движение от плунжера гидроцилиндра к передается кабине лифта:
Расположение гидроцилиндра относительно кабины.
В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, по назначению лифты подразделяют на:
Существует большое число лифтов специального назначения: пожарные лифты, вокзальные лифты, автомобильные лифты, театральные лифты, лифты мясокомбинатов, судовые лифты, лифты специальных высотных сооружений и т.д. Эти лифты проектируют и изготавливают по специальным техническим заданиям.
Возможно, Вам будет интересно узнать о новом ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов.
Лифт относится к следующим машинам
Содержание
История
Впервые о лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся в свою очередь на Архимеда, который построил подъёмный аппарат, вероятно, ещё в 236 году до н. э. [2]
Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить небоскрёбы.
В 1859 году фирма Отиса поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнём от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного её угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта. В отеле он был заменён в 1875 году. В этот период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной по направляющим, подъёмные канаты наматывались и сматывались с барабана.
В 1878 году был изобретён ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости.
Первый электрический лифт был запатентован в 1861 году всё тем же Отисом. Первый электрический пассажирский лифт с реечным механизмом был изготовлен немецкой фирмой Siemens & Halske в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт фирмы «Отис» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскрёбов в 1889 году. С тех пор проблема подъёма больше не сдерживала рост зданий вверх. В конце XIX века появились лебёдки с канатоведущими шкивами, это были лебёдки с двойным обхватом шкива.
К началу XX века электрические лифты получили широкое распространение, постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов. В 1920-х годах появились лебёдки с одинарным обхватом канатоведущего шкива, которые широко применяются и сейчас.
В Российской империи не было большого количества высоких инженерных сооружений в силу большого количества земельного фонда. Лифты в большинстве случаев использовались только в промышленности. В связи с Первой мировой войной, сменой власти, гражданской войной и экономическим спадом отечественное лифтостроение сильно отставало от зарубежного.
После окончания Великой Отечественной войны лифтостроение в СССР получило развитие. В конце 1940-х годов, в СССР было освоено серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения и скоростных лифтов. В 1955—1956 годах ВНИИПТМАШ совместно с трестом «Союз Лифт» создали типовой ряд конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий грузоподъёмностью от 320 до 1000 кг, а также типовой ряд грузовых лифтов грузоподъёмностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт грузоподъёмностью 500 кг.
В 1963 году было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам. ЦПКБ по лифтам в 1966—1967 годах разработало новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями. С ростом больших городов и появлением многоэтажной застройки значительно возрос и лифтовой парк. В конце 1990-х годов появились лифты, в которых управление осуществлялось с применением очень малого количества электроконтактных реле. Главным управляющим элементом стал микроконтроллер, то есть был осуществлён переход на более современную элементную базу. Несмотря на значительное многообразие типов и конструкций современных лифтов, все они состоят из основных элементов, имеющих принципиально одинаковое значение.
Классификация
По конструкции привода:
По конструкции привода различают лебёдки с редукторным и безредукторным приводом. Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями.
Устройство
Гидравлическим приводом оснащаются прежде всего лифты для малоэтажных зданий, так как скорость и высота подъёма таких лифтов ограничена. Помимо этих ограничений, существенным недостатком гидравлических лифтов является необходимость использования большого количества масла (около 200 литров). Это является большим минусом на фоне современных электрических лифтов, вообще не требующих масла, и, к тому же, пожароопасно и неэкологично. Наряду с необходимостью использования машинного помещения под резервуар с маслом, нужен ещё и шумный и энергоёмкий насос, зачастую требующий дополнительный силовой трансформатор и охлаждающий кондиционер. Принцип действия гидравлического лифта не претерпел особых изменений с XIX века и заключается в следующем: насос нагнетает в высокий вертикальный цилиндр масло, давление масла приводит в движение расположенный в цилиндре поршень; движение этого поршня при помощи системы блоков и тросов передаётся лифтовой кабине. Не следует забывать и о достоинствах этих лифтов, при малой этажности — это более низкая цена, сверху вниз кабина идет под своим собственным весом без подключения силовой установки, грузоподъемность до 5 т, скорость до 1 м/с. Машинное помещение можно расположить вверху, по середине шахты и внизу.
Лифты (код ОКОФ, амортизационная группа)
Ответ
Большая часть лифтов относятся к третьей амортизационной группе. Соответственно, срок полезного использования Лифтов может быть установлен в интервале от 3 лет и 1 месяца и до 5 лет включительно.
Некоторые типы лифтов относятся к Пятой амортизационной группе, со сроком полезного использования свыше 7 и до 10 лет.
Обоснование
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Оборудование подъемно-транспортное (Лифты) (код ОКОФ 330.28.22.1)
К 5-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Подъемники, не включенные в другие группировки (лифты, оборудование специализированное, кроме подъемно-транспортного для строительства, оборудование для подъемно-транспортных машин), код ОКОФ 330.28.22.11.190.
Рубрики:
Советуем прочитать
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Классификация лифтов
Существует множество признаков, по которым классифицируют лифты. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
По виду транспортируемых грузов лифты подразделяются следующим образом:
• зданий промышленных предприятий, используемые для транспортировки людей и предметов обихода, если их масса не превышает грузоподъемности лифта;
2) больничные, предназначенные для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах и с сопровождающим персоналом; этими лифтами управляет лифтер;
3) инвалидные, представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
4) грузовые, предназначенные для вертикального перемещения грузов, в том числе:
• грузовые с монорельсом. В этих лифтах под потолком кабины устанавливают балку (монорельс 2, см. рис. 1.1), к которой подвешивают грузоподъемное устройство (таль, тельфер и т. п.);
• выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;
• тротуарные, у которых кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк. Эти лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.;
• грузовые малые, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм;
5) специальные (нестандартные) для особых условий применения, изготавливаемые в соответствии со специально разрабо-танными техническими условиями. К ним относятся, например, лифты для подъема космонавтов в кабину космического корабля.
По способу обслуживания различают лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир, и лифты, которые сопровождает лифтер или проводник.
По скорости движения кабины лифты подразделяют на тихоходные (до 1 м/с), быстроходные (от 1 до 2 м/с), скоростные (от 2 до 4 м/с) и высокоскоростные (свыше 4 м/с).
В соответствии с типом привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока) и гидравлическими (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).
В зависимости от типа шахты лифты подразделяют на выполненные:
в глухой шахте; металлокаркасной шахте; комбинированной шахте.
По конструкции дверей шахты и кабины различают лифты:
1) с распашными дверями;
2) вертикально- или горизонтально-раздвижными дверями. По виду привода дверей существуют лифты:
1) с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);
2) автоматическим приводом;
3) комбинированным приводом (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика).
В зависимости от конструкции тягового органа лифты подразделяют на канатные; цепные, в которых используется цепь Галля; ленточные; винтовые, оснащенные передачей винт—гайка; плунжерные; реечные, в которых применяется приводная шестерня и зубчатая рейка.
В зависимости от характера воздействия канатов на кабину различают лифты с верхней канатной подвеской и выжимные, в которых тяговые канаты охватывают кабину снизу.
По схеме запасовки тяговых канатов лифты выполняют: с прямой подвеской; полиспастной подвеской; канатным мультипликатором.
Машинное помещение лифта может быть выполнено над шахтой, под ней или сбоку от нее. Кроме того, некоторые лифты не имеют машинного помещения.
По способу передачи движения от канатоведущего органа лебедки к тяговым канатам лифты бывают с КВШ, барабаном и звездочкой. Лебедка лифта может быть выполнена с редуктором или без него.
Лифт может иметь следующие виды управления:
• внутреннее, при котором им управляют из купе кабины;
• наружное, осуществляемое с остановочных площадок;
• смешанное — из купе кабины и с остановочных площадок.
Различают системы управления, обеспечивающие:
простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);
собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях — в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;
одиночное управление (управление одним лифтом);
групповое — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.
1. Как подразделяются лифты по назначению?
2. Назовите основные типы пассажирских лифтов.
3. Перечислите основные типы грузовых лифтов.
4. Как различаются лифты по скорости?
5. Как подразделяются лифты по способу обслуживания?
6. Как различаются лифты по способу запасовки тяговых канатов?
Как устроены машинное и блочное помещения лифта?
Машинное помещение лифта может размещаться над шахтой, сбоку, снизу. Зачастую, машинное помещение лифтов находится сверху. Верхнее расположение считается более экономичным, чем нижнее, вследствие уменьшения числа промежуточных блоков, меньшей длины канатов. Блочное помещение располагается только над шахтой.
Основные требования
Помещение для механизмов подъемника оборудуется электрическим освещением, вентиляцией, отоплением. Требования предъявляемые к температуре устанавливают следующий температурный диапазон 5-40 °С.
В машинном отделении запрещено прокладывать коммуникации, размещать оборудование не относящееся к лифтам, использовать помещение для прохода в комнаты и проникновения на крышу. Доступ посторонних на территорию объекта строго запрещен.
Пожарная безопасность, согласно требованиям, обеспечивается сигнализацией, противопожарным спецоборудованием.
Регламентировать вопросы комплектации и обустройства призван ГОСТ 56943-2016. Межгосударственный стандарт устанавливает основные размеры, указывает требования к оснащению технический помещений для лифтов разного типа.
Устройство
Сплошное ограждение помогает обеспечить отделение машинных помещений от остального здания. В машинном помещении лифта монтируется следующее оборудование:
К важному оборудованию следует отнести включатели/выключатели, которые расположенные возле входа. Такое размещение дает возможность оперативно произвести отключение устройства при возникновении внештатной ситуации.
Если машинное помещение обслуживает несколько лифтов, каждое устройство маркируется соответствующим образом, что позволяет механику безошибочно определить какое устройство отвечает за конкретный подъемный аппарат.
Размеры
Площадь комнаты делится на зоны техобслуживания и монтажа механических модулей. Определяя габариты комнаты, необходимо учитывать размеры функциональных элементов лифта и возможность безопасного обслуживания оборудования персоналом.
Согласно требованиям, расстояние между деталями механизмов и стенами составляет минимум 500 миллиметров, стандартная высота машинного помещения зоны обслуживания обязана быть не ниже 2 метров, а проходов к ней не менее 1.8 метра. Для измерения высоты берется расстояние от пола до элементов перекрытия.
Дверь
Для обеспечения беспрепятственного выхода персонала, дверь машинного помещения открывается наружу. Требования предъявляемые к ней устанавливают минимальную высоту дверного проема — 1800 мм и ширину — 800 миллиметров. Кроме этого, дверь обязана быть сплошной, обитой листом железа, выдерживать нагрузку 300 Н, оборудоваться замком и соответствующую информационную табличку.
Доступ в блочный отсек обеспечивает люк. Зачастую он открывается вверх, однако, если используется выдвижная лестница, люк допускается открывать вниз. Крышка изделия уравновешивается грузом и обладает повышенной прочностью, позволяющей в закрытом положении выдерживать нагрузку 2000 H. Минимальный размеры конструкции в свету обязан составлять 800х800 миллиметров.
На люк устанавливается надежный замок, открывающийся снаружи ключом. Внутри конструкция открывается без использования ключа.
Освещение
Освещение машинного помещения позволяет проводить ремонт и обслуживание подъемного аппарата. Стационарное осветительное оборудование, устанавливаемое в служебном помещении, обязано обладать световым поток не менее 200 люкс на уровне пола в местах обслуживания оборудования, в проходной зоне минимальная освещенность равняется 50 люкс.
Пол машинного помещения пассажирских/грузовых лифтов оборудован твердым нескользким покрытием, которое не образует пыли. Если у пола несколько уровней, имеющих разницу высоты свыше 500 миллиметров, переход с одного уровня на другой обеспечивается стационарной лестницей или ступенями с поручнем.
Блочное помещение
Для размещения технических блоков над шахтой располагается блочное помещение, позволяющее обеспечить обслуживание лифтовых механизмов. В него устанавливается следующее лифтовое оборудование:
Данное пространство имеет плиточное перекрытие, стены и пол. Основные размеры, влияющие на габариты блочной комнаты, представлены в таблице.
Наименование | Размеры (сантиметров) |
Дверь | ≥ 60х140 |
Высота комнаты | ≥ 150 |
Свободное пространство над вращающимися частями | ≥ 30 |
Лифт без машинного помещения
Оборудование подъемника без машинного отделения располагается внутри лифтовой шахты. Лебедка может размещаться непосредственно на направляющих или в небольшом пространстве над шахтой. Возможность такого размещения возникла после появления безредукторной конструкции, позволяющей регулировать скорость, направление перемещения и остальные параметры лифта с помощью компактного частотного преобразователя. Шкаф управления в данных подъемных машинах обычно размещается в дверном проеме первого/последнего этажа.