Лигалайз что это сленг
Лигалайз
Биография
Лигалайз – музыкант, автор саундтреков к фильмам «Тарас Бульба», «Сволочи», «Камень». Прославился как основатель и участник андеграундного объединения D.O.B. Community, а также рэп-групп «Bad B. Альянс», «Легальный Бизне$$», Bad Balance, «П-13» и «ЯРОСТЪ Inc.».
Рэпер Лигалайз
Сегодня занимается сольной карьерой и продюсерской деятельностью.
Детство и юность
Андрей Владимирович Меньшиков (настоящее имя рэпера) родился 30 июля 1977 года в Москве. Родители будущей звезды меньше всего ожидали, что их отпрыск прославится как хип-хоп- исполнитель. Отец Лигалайза – профессор химии, планировавший, что сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с наукой.
Андрей рос активным ребенком. Известно, что в детские годы он занимался каратэ. Боевому искусству мальчик посвятил семь лет и достиг некоторых успехов – занимал призовые места на областных соревнованиях. Но со спортом у Меньшикова не сложилось из-за того, что все его естество тянулось к иллюзорному миру звуков, который пленил его чуть ли не с пеленок.
Музыка победила остальные увлечения Лигалайза
В беседах с представителями СМИ артист не раз говорил, что пока его сверстники гоняли во дворе мяч, он осваивал программы для создания сэмплов и битов.
После школы по настоянию родителей юноша подал документы в химико-технологический институт. Правда, окончить высшее учебное заведение талантливому рэперу так и не удалось. Через четыре года он осознал, что техническая специальность не для него и что ничем, кроме музыки, он заниматься не хочет.
После того, как в 1990 году Андрей услышал американский коллектив N.W.A., его жизнь кардинально изменилась. Вдохновившись творчеством калифорнийцев, Меньшиков загорелся идеей создать нечто подобное в российских реалиях.
Лигалайз в молодости
В 1993 году, благодаря странному стечению обстоятельств, молодой человек познакомился с московским MC Ladjak. Вместе парни создали проект под названием Slingshot. Песни коллеги писали на английском языке, так как русский рэп в те времена не пользовался популярностью.
В какой-то момент речь даже шла о контракте с американским лейблом, но не сложилось. Известно, что в рамках данного проекта Лигалайз успел записать альбом «Salut From Russia», но выпустил его только в 2015 году.
Музыка
В 1994-м Лигалайз вместе с коллективами «Рабы Лампы», Just Da Enemy и Beat Point вошел в хип-хоп- формацию D.O.B. Community. В этот год Андрей участвовал в записи альбома группы D.O.B. и помогал «Рабам Лампы» с написанием песен.
В 1996 году артист уехал в Конго, где начал читать рэп на французском языке в составе группы AERO Skwadra. В новой стране мировоззрение Андрея кардинально изменилось, и он понял, что речитатив – это не заученный текст, а чистая импровизация, которая идет из души. Спустя год артист покинул страну, так как в Конго началась гражданская война. Вместе с женой его депортировали на родину как иностранца.
Лигалайз
По возвращении в Россию Лигалайз прилагал максимум усилий, чтобы поменять стиль и направить разум ребят в иное, новое русло, ведь они по-прежнему записывали рэп под лейблом D. O. B.
Период с 1998 по 2000 оказался для Меньшикова крайне плодотворным. Артист был все время на виду – работал над пластинкой «Легального Бизне$$а», пел в группе Bad Balance и сотрудничал с Децлом. В 2000 году вышел альбом «Легального Бизне$$а» – «Рифмомафия». Пластинка получилась сильной, наглядно продемонстрировав слушателям, что Андрей вкладывает в тексты композиций не только эмоции, но и смысл.
В 2005-м артист привлек внимание лейбла-дистрибьютора «Монолит Рекордс». В этом же году он стал самым гастролируемым рэпером страны. Накануне 9 мая 2005 года Лигалайз выпустил видеоклип на композицию «Первый отряд» (рэп на мелодию танго «Утомленное солнце»).
Для отечественного шоу-бизнеса подобный формат был в новинку. Видеоряд создан в стиле аниме, режиссером клипа выступил Дайсукэ Накаяма. По сюжету советские пионеры сражаются с нацистами на мечах, а танки Т-34 ведут борьбу с немецкими фантастическими роботами.
2006-й – это год, который разделил карьеру Лигалайза на до и после. Вэтот период он стал популярным даже за пределами рэп-тусовки. На экраны вышел молодежный сериал «Клуб», саундтреком к которому стала композиция Лигалайза «Будущие мамы». Артист появился в ленте в роли камео. Песня быстро стала хитом, она разрывала устоявшиеся шаблоны и была невероятно откровенной.
Кстати, старые поклонники такой смены курса не поняли, но благодаря «Мамам» Лигалайз зазвучал на радио, замелькал на ТВ, а его треки появились в списках самых скачиваемых рингтонов. Тогда же вышел его дебютный сольный альбом «XL».
В том же году на экранах кинотеатров был показан фильм Александра Атанесяна «Сволочи». Для этой картины рэпер написал одноименный саундтрек. С ним Лигалайз был номинирован на премию MTV Russia Movie Awards.
Это была не последняя его работа в индустрии кино. В 2012 году вышел фильм «Камень» с Сергеем Светлаковым в главной роли. Лигалайз сочинил для киноленты песню «Время собирать камни».
В середине 2012 года представлен мини-альбом музыкального коллектива «Легальный Бизне$$» – «Wu», в записи которого, по традиции, поучаствовал и Меньшиков. Также фанаты увидели популярного исполнителя в проекте «Ярость Inc», в котором Лигалайзу была отведена роль продюсера.
В 2015 году артист снял клип на песню «Fight», которая была записана вместе с американской группой Onyx.
В 2016 году Лигалайз издал второй сольный альбом «Живой». Эта пластинка стала неким возвращением, даже вернее сказать, возрождением. Это почти два десятка треков, и больше половины из них записаны в сотрудничестве с заметными представителями других жанров – Владимиром Пресняковым, Бьянкой, Андреем Гризли, Икой и другими. В альбом вошли песни как уже давно знакомые слушателю, так и неизданные ранее композиции.
За свою карьеру Лигалайз успел поработать с певицами Максим (песня «Небо, засыпай»), Тиной Кузнецовой («Мелодия души»), артистом Дато («Джаная»), рэперами Децелом («Бог есть»), N’Pans («Кто ты такой») и группой «Бархат» («Я хочу быть с тобой»).
Некоторое время артист не давал концертов, за что неоднократно извинялся перед поклонниками в социальных сетях. И вот в апреле 2017-го Лигалайз в клубе Yota Space презентовал альбом «Живой», который появился на прилавках еще в 2016 году. На многие песни с пластинки («Мелодия души», «Укрою», «Караван», «Карма», «В тот день, когда окончилась война», «Гагарин», «Fight») были сняты клипы.
Личная жизнь
Лигалайз старается не афишировать свою личную жизнь. Но все-таки журналистам удалось узнать, что Меньшиков был официальноженат на популярной певице Симоне Йори. Музыканты входили в одно рэп-движение D. O. B. Community, и их роман развивался стремительно, вскоре влюбленные поженились. На тот момент у Симоны уже был ребенок, Жак-Энтони, которого Андрей Меньшиков принял как родного и даже дал ему свою фамилию.
Лигалайз и Симона Йори
Жак-Энтони
На Лигалайза посыпались тысячи вопросов от журналистов, и музыкант не скрывает, что его это сильно напрягало. По его мнению, это не что иное, как вмешательство в личную жизнь. Ведь сегодня мужчина счастлив в браке, у него растет сын, который родился в 2008 году. Но говорить о нынешней семье с прессой рэпер не намерен. На этот раз он еще более закрыт от посторонних глаз.
Рэп-музыкант Лигалайз
Лигалайз сейчас
В 2017 Андрей с певцом Бурито записал сингл «Неприкасаемые», который, по заявлению исполнителя, должен был войти в его следующий альбом. Поклонники с нетерпением ждали этого события.
В последнее время многие рэперы довольно успешно соединяют хип-хоп с хаусом. Вот и Лигалайз решил сделать что-то подобное. Осенью 2017-го он записал совместный трек с московским хаус-дуэтом Filatov & Karas. Клип на песню «Еще один день» снял Игорь Волошин, известный по фильмам «Нирвана», «Олимпиус инферно» и сериалу «Ольга».
Главную женскую роль в ролике исполнила спортсменка Анжела Пересыпкина. По сюжету Лигалайз борется за выживание в постапокалиптическом мире. Компанию ему составил пес, которого он угощает мясом. Зрителю это произведение пришлось по вкусу, и всего за 4 месяца видео набрало 3 млн просмотров.
С самого начала 2018 года певец стал радовать фанатов новыми работами. В конце января в Сети появился клип Лигалайза со Zdobsi Zdub и Loredana. Песня называется «Балкана мама» и звучит она соответствующе.
В марте вышел совместный трек с группой «25/17» под названием «Судьба (Проклятый рэп)».
И вот в апреле 2018 года музыкант представил свою третью сольную работу – пластинку «Молодой король». В нее вошло 11 треков. В том же месяце музыкант снял первый клип к этому альбому – «Не верь хайпу».
Почему в нашей стране никогда не будет легализованной марихуаны
Кругом сплошные запреты: на огнестрел, занятие проституцией и употребление марихуаны. Самое парадоксальное: когда запретный и уголовно наказуемый плод пробовал каждый пятый житель страны, что, в общем-то, немало. Все пробовали, все всё знают, а всё равно не разрешают. Уже практически вся Европа и Америка легализовала, а у нас за косячок можно срок получить. В Европе её можно купить в аптеке, а у нас только у барыги. В 60-х половина Советского Союза были в коноплеводческих хозяйствах, а сейчас за кустик во дворе можно присесть. Хотя ее выращивали в хозяйственных целях, на пеньку и масло, и курить не думали (потому что не перла), но всё равно обидно. Вот почему не разрешить? Доказано ведь, что она очень полезна в медицинских целях. А всё потому, что есть на это вполне объективные причины.
Проблема восприятия
Легализации марихуаны должен предшествовать долгий путь просвещения, и не только в вопросе наркотиков, но и такого популярного средства от многих проблем, как алкоголь. Да и вообще, культуру воспитания не мешало бы подтянуть.
Наркотики, несмотря на то, что еще лет 20 назад их в Петербурге было проще достать, чем хорошую колбасу, вещь для нашей культуры очень чуждая. В нашей стране наркоманы не воспринимаются как больные люди, за которыми нужно присматривать. По старой советской традиции они остаются преступниками, которых нужно сажать. Где-то всерьез поднимается вопрос о том, чтобы открыть пункты по подконтрольной выдаче героина и чистых шприцов зависимым (по их мнению, это снизит процент преступлений, заболеваний гепатитом С и СПИДом), а у нас просто рекомендуют всех перестрелять. Что эффективнее и полезнее — покажет время. А пока в стране, где многие считают лучшим лекарством поход в церковь, где все предпочитают слушать или думать, подобный эксперимент невозможен.
Проблема экономическая
Возможно, самая главная причина кроется в экономическом аспекте. А ты думаешь, почему образчики свободы и демократии, демиурги райских кущ на бренной земле (речь про страны, где всё легализовано) так долго к этому шли? До недавних пор, до того, как курению объявили холодную войну с завышением цен и страшными картинками на пачках, табачное лобби обладало невиданной силой и влиянием. Сейчас такая же ситуация и у нас. А Россия, на секундочку, одна из самых курящих стран. Производители алкоголя тоже не обрадуются. Когда любой дачник сможет себе заказать семян из Голландии и вырастить их у себя на заднем дворе (а сил и времени для этого не надо — сорняк и сам вырастет), то никакой водки с пивом и синим «Бондом» не будет нужно. Многие заядлые травокуры со временем перестают находить прелесть в алкоголе, считая, что после него тяжелее отходняки и общие ощущения в организме. А травушка легкая, ненавязчивая, словно глоток амброзии с золотой ложечки, и отпускает мягко, плавно возвращая из сладостной неги в суровый мир. Впрочем, большинство травокуров с успехом сочетают все три компонента морального разложения.
Проблема культуры потребления
Как-то на странице в ВК у одного великовозрастного идиота был замечен репост, в котором приводились плюсы и достижения современной Голландии. Мол, каждые 50 км — зарядки для электрокаров, солнечные батареи, уровень жизни высокий — одним словом, ляпотень. Но особенно порадовала подпись в стиле: «Вот как люди живут, а ведь у них наркотики легализованные!». Почему-то все считают, что стоит нам легализовать марихуану, как наша необъятная родина, в которой не у каждого дома есть канализация, превратится в благопристойную Голландию. Вот все начнут дуть, станут добрыми, и технический прогресс попрет в гору. Замечательная картина.
Глупо полагать, что травушка будет стоить 100 рублей — скорее всего, чтобы хоть как-то урегулировать потребление, цена будет не низкой, и отпускаться будет определенное количество грамм. Например, в Австралийской столичной территории разрешено хранение до 25 г, в Мексике и Германии — до 5 г, в Чехии — 15 г. Только вот человек наш меры не знает и будет выхаркивать легкие от самопала, который будет повсеместно и гораздо дешевле.
Поэтому не кури, не пей и не нюхай. Лучше спортом займись или книжку почитай, больше пользы будет.
Лигалайз: «Я все понимаю. 42-летний рэпер звучит как провал»
Клип Bad B. Альянса «Надежда на завтра» — один из важнейших маркеров для тех, кому сегодня больше 30, и один из первых прорывов хип-хопа в мейнстрим русского шоу-бизнеса. Андрей «Лигалайз» Меньшиков — единственный участник этой недолго просуществовавшей рэп-группы, который и сегодня остается на слуху. Осенью он наделал шуму, выпустив неожиданно остросоциальный клип «Застой 2.0», ставший первой весточкой с альбома «ALI», вышедшего на всех цифровых платформах 24 апреля. По такому случаю мы поговорили с Лигалайзом о том, как он решил записать альбом о положении дел в стране и вспомнить былое. Ну а поскольку хип-хоп был и остается едва ли не самым демократичным стилем в мировой музыке, разговор тоже сам собой пошел на «ты».
— Давай начнем с простого вопроса: почему альбом про современную Россию называется «ALI»?
— (Смеется.) Да это как-то само получилось. У меня были какие-то технические названия — LWA (по аналогии с рэп-группой N.W.A. — «РБК Стиль»), «Всё, кроме пчел». А потом я написал слово «Лигалайз» латиницей и просто увидел там внутри это ALI. И понял, что это хорошее название. Мохаммед Али был одним из первых рэперов — он же издевался над своими соперниками с помощью рифмованных куплетов. Кроме того, он фактически интернациональный символ борца за свободу. Ну и вообще говоришь «Али» и все сразу понимают, о ком речь.
— Ну да, или Мохаммед или Али-баба.
— Ха! Ну он тоже был крутым гангстером. (Смеется.)
— Скажи, как так вышло, что у тебя между первым и вторым сольными альбомами прошло десять лет, а сейчас ты выпускаешь по пластинке раз в два года?
— Он и звучит как возвращение к корням — по-хорошему старомодный звук, у нас так почти никто сегодня не делает. Как ты к этому пришел?
— Это, кстати, интересно. У меня есть друг серб Милан, DJ Milando, с которым я знаком практически только в интернете — мы виделись всего один раз. Причем формально мы одновременно были в московской хип-хоп-тусовке, когда она еще была малочисленной и элитарной, но почему-то не пересекались. Уже тогда, в девяностых, он делал продакшн, очень круто разбирался в рэпе. Потом он уехал к себе на родину в Белград, работает компьютерщиком. При этом у него в подвале студия, где он продолжает для себя делать музыку, растущую из той классики рэпа, на которой мы оба выросли. Короче, он мне много лет присылает свои биты, и я всегда очень жалел, что не могу их использовать в своем творчестве. Ну, потому что я мейнстрим-артист, не поймут, в эфир не встанет…
Мы по-прежнему живем в Советском Союзе, людям нужны припевчики, мелодизм, к которому они привыкли. Я всегда заставлял себя идти по этой грани попсовости. Но в один прекрасный вечер Милан прислал какой-то очередной бит. Он мне дико понравился, я опять посетовал, что живу в несовершенном мире и не могу себе позволить использовать такую музыку… И тут произошел щелчок, и я сказал себе: «Какого черта?» Я взрослый дяденька, мне почти 43 года, есть аудитория, которая ждет, что я буду делать то, что мне действительно хочется, без упрощений. Плюс страна уже созрела, звездами становятся абсолютно андеграундные чуваки. Рэп стал частью культурного кода. Так что я сказал себе: «Андрей, просто делай то, что хочешь». В итоге этот альбом я записал быстрее всех предыдущих. Я, наконец, оказался на своей территории, «ALI» сделан на основе музыки, которая меня сформировала. Было легко.
— «ALI» — это самая злая, самая социальная и политизированная твоя пластинка. Никаких баллад, никаких «Молодых мам». Клип «Застой 2.0» многих шокировал…
— …тем, что главный попсовик сказал пожестче, чем андеграунд. Пардон, я взглянул в зеркало, а у меня корона на голове набита. (Смеется.) Это просто было естественно. Чем старше я становлюсь, тем меньше дистанция между тем, что я чувствую, и тем, что сказано в песне. «ALI» это просто моя история. В этих песнях — срез ощущений моего поколения, тех, кто пережил девяностые. Что касается социалки и политики, то это долго копилось, и в какой-то момент я просто понял, что не хочу чувствовать себя подлецом.
— В том смысле, что я не говорю в своей музыке о том, о чем стоило бы говорить. Я при этом никого не осуждаю. Я и сам очень долго пытался не обращать внимание на происходящее в стране. А потом что-то щелкнуло — после «Крымнаша», наверное. Я стал читать разные источники, политологов, разбираться. До этого был глубокий сон, анабиоз. И непонимание, почему мне вообще не нравится то, что я пытаюсь сочинять. Получалось что-то пластилиновое, нечестное. Когда я придумывал «ALI», у меня сразу родилась концепция, которую в начале проговаривает Алексей Серебряков. Возникла вот эта параллель — возвращение того времени, когда я начинал. У меня в голове крутилось что-то такое — сначала застой, потом перестройка, 91-й год, Ельцин выступает 21 августа.
У меня там еще есть личная история. Я должен был ехать на Чемпионат мира по карате в Японию. Возвращался из подмосковного спортивного лагеря в город с танками. Три дня страна была закрыта, я был уверен, что никакой поездки уже не будет. Билеты в Японию были на 21-е как раз. И вот я просыпаюсь, а Ельцин говорит, что все нормально, мы победили. И значит я лечу, граница открыта. Синее небо, развевающийся флаг — я навсегда запомнил это ощущение. У меня был этот образ в сознании, когда я записывал альбом. Я хотел не то чтобы вернуться к корням, а подпитаться от них, вспомнить, как я начинал, перестать подстраиваться под слушателя. Какое бы тут слово подобрать…
— Обнулиться это называется.
— (Общий смех). Очень страшное слово. Кажется, когда оно сейчас вошло в обиход, открылась черная дыра. И вот уже Кашпировский выходит онлайн, а Лигалайз выпускает новый альбом — и опять [очень хороший]. На самом деле, мне важно, что это не ретро, а наоборот — движение вперед на основе классических наработок и того, что я умею лучше всего на данном этапе своего развития.
— Расскажи теперь, как у тебя на альбоме появился Серебряков?
— Мне хотелось, чтобы в начале был этот текст — про то, что если вернулось время, требующее протеста, то не вернуться ли протестной музыке. Мне хотелось, чтобы этот текст говорил актер. Я вообще люблю цельные альбомы, которые звучат как аудиофильмы или аудиокниги. Первая мысль у меня была про Гармаша, но потом я понял, что Серебряков подходит больше. Я бесконечно преклоняюсь перед ним — и как перед человеком, и как перед профессионалом. На съемках клипа «Застой 2.0» с нами работал человек, у которого оказался его контакт. Я написал ему письмо, он очень быстро ответил и согласился прочитать текст. Дальше был челлендж, как записать его в Торонто, но все, к счастью, получилось.
— Это текст про то, что девяностые возвращаются. У тебя правда есть такое ощущение?
— Да, по многим симптомам. Но все, конечно, будет по-другому. Мне недавно друг прислал фотографии из тех времен — разбитые подъезды, подростки с клеем. Ощущения были парадоксальные: с одной стороны, это ужасно, а с другой — такое все родное. Не зря Серебряков на пластинке произносит: «Страна увидела горизонты и вздохнула». Для человека очень важно видеть горизонты. А сейчас мы все сытые, но никаких горизонтов нет. Предел мечтаний — стать депутатом «Единой России».
— Давай теперь немножко вернемся к тебе лично. Ты вообще сам понимаешь, что ты чуть ли не единственный действующий рэпер, которого многие наши читатели помнят еще со школы? И что ты для них — динозавр.
— Да, поэтому на обложке «ALI» — Годзилла! Привет, меня зовут Андрей, также известный как Лигалайз, также известный как «Спасибо за детство». (Смеется.) Раньше было странно, иногда раздражало, а сейчас, видишь, даже шутить про это научился.
— А кем и как ты сам сейчас ощущаешь?
— Ха! Классный вопрос! Да рэпером я себя ощущаю! (Смеется.) На самом деле, я все понимаю: 42-летний рэпер звучит как провал. И для меня последние годы были годами поиска ответов на какие-то неприятные вопросы: кто я, куда и как мне дальше двигаться. В итоге оказалось, что надо просто делать то единственное, что я люблю и умею.
— Можешь как-то оценить, в чем разница между тем, чем рэп был, когда ты начинал, и чем он является сейчас?
— Могу, наверное, но тут надо сделать оговорку. Во-первых, я смотрю изнутри, а значит необъективен. Во-вторых, с годами я научился окружать себя тем, что мне нравится. То есть я что-то мониторю, но не живу в повестке. У меня, грубо говоря, нет постоянно включенного телевизора. Я смотрю то, что мне нравится, слушаю музыку, которая мне нравится — американскую, в основном.
Что касается русского рэпа, то есть, конечно, какие-то очевидные вещи… Раньше рэп был элитарной штукой, которой занимались единицы. Первые русские рэп-записи распространялись на кассетах. Когда я после 20 решил, что хочу заниматься этим профессионально, то вообще не понимал, с какой стороны подступиться. Это очень странный, необычный жанр, очень американский, в тот момент здесь это было непонятно. Включаешь человеку из Орехово Public Enemy, а он вообще не понимает, что это такое. Помню, кстати, как в «Программе А» в 91-м показали клип «Shut’em Down». Мы сидели за столом с родителями, у нас был кто-то в гостях. И тут начинается вот это вот. Все были в шоке, повисло молчание, и какой-то человек, который был в гостях, сказал: «Какая гадость». А маленький Андрей, который в это время сидел на полу, про себя подумал: «Какой кайф». Хотелось быть, как эти черные чуваки, это было просто желание самореализации, попытка выбраться из окружающего «совка». В итоге я придумал, как перевести это на русский язык, — уехал в Африку, закрылся там довольно надолго и вернулся уже с русскими текстами.
— Ты сегодня чувствуешь себя частью какого-то коммьюнити? У меня ощущение, что ты как бы сам по себе…
— Это открытый вопрос, как мне кажется. С одной стороны, мы все занимаемся рэпом, с другой стороны — на одну полку нас не поставишь. 25/17 растут из русского рока, Хаски — такой немного Есенин, я его фанат, Баста нашел связь между рэпом и авторской песней… Все разные.
— Ну, я панк немножко. Вася Баста состоялся бы как артист и музыкант в любую эпоху и в любом жанре музыки — просто потому, что он музыкальный. А я просто рэпер. Меня бы не было, если бы не кассеты Public Enemy, Айс Ти и Айс Кьюба. Я это осознаю и меня это устраивает.
Хотелось быть, как эти черные чуваки, это было просто желание самореализации, попытка выбраться из окружающего «совка».