Лихоимство что это за грех простыми словами

Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Скверный прибыток

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

«Фокусник». Иероним Босх

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка».

В чем еще заключается скверноприбытчеств о :

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен :

Значит и у скверноприбытчик ов есть шанс на спасение.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово « мшель » означает прибыль или мзда, корысть.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

По словам старца Паисия Святогорца :

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия. Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции.

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму.

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего.

По словам Иоанна Златоуста:

« Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают».

Лихоимца можно сравнить:

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми:

«… нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй , потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать , можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь».

На вопрос: «ч то мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Источник

Лихоимство — что это за грех

Поговорим о таком грехе как лихоимство, о том, что означает выражение «заниматься лихоимством», в чём его глубина и насколько мы все обременены им.

Каждый православный человек старается жить по заповедям Ветхого Завета, соблюдать каноны Священного Писания. В числе прочих основных догматов Господа есть одна о которой пойдёт сегодня речь. В восьмой заповеди сказано: «не кради», казалось бы, так просто понять это изречение, но в нём заключён более глубокий смысл.

Что означает слово «лихоимство»

Известно, что корень этого слова «лихва» уходит в глубокое прошлое и означает обычную взятку, вымогательство или взятие процентов под одолженные деньги.

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

Лихоимство – это желание получить то, что тебе не принадлежит, но под очень благовидным «соусом». Я беру взятку, понимая, что беру что-то, не имеющее ко мне никакого отношения, что-то, что даётся мне за ту или иную услугу, которую я мог бы оказать просто так. Получение богатства неблаговидными способами – это самое настоящее лихоимство, считающееся, пусть не смертным, но очень серьёзным грехом.

Не заработанные собственным трудом средства или подати, но берущиеся с лёгкостью от другого человека с целью обогащения, всегда считались дурными, бесовскими. Конечно, кражей такие действия не назовёшь, но «пахнет» такой метод обогащения довольно смрадно.

Лихоимство как вариант обычного воровства

Для многих понятия мздоимство и лихоимство объединены в одном списке неблаговидных дел, но значение их весьма различается.

Можно смело утверждать, оба эти понятия просто разные варианты кражи, но с большей или меньшей степенью бессовестностью. Грешник, живущий за счёт других практически не отличается от вора, мошенника, бандита. Оболочка разная, но смысл один и тот же.

В то же время разобраться в каждом из понятий необходимо, в любом из данных грехов есть свои отличительные детали. Осудить человека проще простого, а вот разобраться в мотивах и деталях греха – это дело обязательное. Нельзя всех «чесать» под одну гребёнку, тогда как проявление чуткости и одновременно строгости будет способствовать искоренению грехов. Господь учит нас терпению, вниканию в детали, деликатности, осуждая или клеймя нельзя нарушать заповеди.

В чём особенности лихоимца

В современном мире лихоимство зачастую становится почти идеалом. Чем больше людей ты обманул или заставил раскошелиться, тем авторитетнее ты выглядишь. Сегодня быть лихоимцем, значит быть «на гребне волны». Именно так рассуждает большинство обывателей, стремящихся к наживе, использующих всевозможные способы лихоимства, лишь бы нажиться за счёт других. Это проявляется не только в сфере финансов, но и в духовной, психологической сфере жизни.

Лихоимец имеет основные цели:

Получается, что такой индивидуум ущемляет права других в угоду собственному процветанию. Ничегонеделание является для него приоритетным направлением в жизни.

Часто лихоимцы добиваются своего и довольно быстро обогащаются, создавая вокруг себя атмосферу роскоши. Однако почти всегда такая жизнь приводит к деградации, негативным изменениям и распаду личности. Грех всегда порочен и не чувствовать на собственной «шкуре» разложение духовной составляющей человек не может. В глубине души он понимает масштаб греха, но уже нет сил ему противостоять. В нём развивается корысть, душа и тело перестают трудиться и погружаются в негу, начинают появляться воззрения, несовместимые с заповедями, постепенно вера утрачивает свои позиции и человек попадает в царство антихриста.

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

Современная церковь пытается противостоять такому греху, как лихоимство, строго. Несмотря на порицания сегодня почти каждый гражданин попадает под этот грех, считая его нормой жизни.

Это лишь некоторые из вариантов лихоимства, и почти каждый из нас, учитывая разнообразие способов обогащения, грешен и продолжает увеличивать это греховный груз. Трудно удержаться, чтобы не совратиться одним из предложений, да почти невозможно, но и Божьей Благодати удостоятся далеко немногие.

Отказ от греха

Предписания праведников гласят о том, что человек должен заниматься праведным трудом на протяжении всей жизни, пока позволяют физические и умственны силы. Святые старцы намеренно утомляли тело и разум, чтобы как можно ближе приблизиться в Божьей Благодати.

Верующему человеку нельзя заниматься сомнительными делами и искать обогащения в сомнительных источниках, таких как спекуляция или игры в лотерею. Следует жить не нарушая заповедей, нельзя опускаться до грешников, считающих, что все средства для прибыли хороши.

Заключение

Лихоимство и любые из варианты наживательства за чужой счёт приводят к внутреннему дискомфорту, вызванному сделками с совестью. Зачем копить лишнее, ненужное, которое лишь преумножает бесполезное имущество, увеличивает греховность и отдаляет от Господа.

Источник

Лихоимание, лихоимство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрез­мер­ная алч­ность к при­об­ре­те­нию мате­ри­аль­ных благ за счёт оби­ра­ния людей; 2) деяние, соот­вет­ству­ю­щее этой форме алч­но­сти; 3) гре­хов­ная «страсть иметь все больше и больше, от кото­рой умно­же­ние стя­жа­ний без раз­бора средств, чрез обман в сдел­ках и тор­говле, чрез непра­вый рост и воров­ство» (Св. Феофан Затвор­ник); раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Слово πλεονεξία (плео­нек­сия) в разных местах рус­ского текста Нового Завета пере­во­дится как лихо­им­ство ( 1Кор.6:10 ), коры­сто­лю­бие ( Рим.1:29 ) и любо­с­тя­жа­ние ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затвор­ник объ­яс­няет суть этого явле­ния как «при­стра­стие к имению и воз­ло­же­ние на него упо­ва­ния, — чему воз­можно быть под­вер­жену и при неболь­шом стя­жа­нии, как и сво­бод­ным от сего воз­можно быть при боль­шом».

«Лихо­имец, остав­ляя Бога, мамону слу­шает: и так тем самым как запо­веди Божии, так и Бога запо­ве­дав­шего отвер­га­ется. Потому и апо­стол назы­вает лихо­им­ство идо­ло­слу­же­нием ( Кол.3:5 ), и лихо­имца идо­ло­слу­жи­те­лем ( Еф.5:5 ). Сколь же бед­ственно и бес­стыдно, ради стра­сти отвер­гаться Живого и Бес­смерт­ного Бога, от Кото­рого жизнь и все бла­жен­ство наше зави­сит!

Лихо­им­ство – это страсть крайне раз­вра­щен­ных людей, у кото­рых без­бо­жие кро­ется в сердце, хотя устами и испо­ве­дуют Бога; и есть при­знак чело­века, пре­об­ра­зив­ше­гося в хищ­ного зверя, кото­рый без раз­бора на всякое живот­ное напа­дает, чтобы насы­титься плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Зла­то­уст. Ибо звери, насы­тив­шись, более не устрем­ля­ются на живот­ных, а они нико­гда насы­титься не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более соби­рают, тем более желают и похи­щают. И так видишь, что такое лихо­имец? Он враг Божий, враг чело­ве­че­ский, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бес­страшно закон Божий нару­шает и Зако­но­да­теля пре­зи­рает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот ста­но­вится врагом Богу, – учит апо­стол ( Иак.4:4 ). Враг чело­ве­че­ский, ибо людей обна­жает и разо­ряет. Враг самому себе, ибо душу свою веч­ному огню и муче­нию пре­дает.

Лихо­им­ство опас­нее прочих без­за­ко­ний. Блуд­нику, злоб­ному, пья­нице и прочим нужно только отстать от грехов и пока­яться, чтобы спа­стись, а лихо­имцу не только отстать должно от лихо­им­ства, но и похи­щен­ное воз­вра­тить тому, у кого похи­тил, или, если того сде­лать невоз­можно, рас­то­чить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невоз­можно. Слушай, что через про­рока Бог гово­рит: и когда скажу нече­сти­вому: «Смер­тью умрешь», – и обра­тится от греха своего, и сотво­рит суд и правду, и залог отдаст, и похи­щен­ное воз­вра­тит, без­за­ко­ник в запо­ве­дях жизни ходить будет, так, чтобы не сотво­рить неправды, жизнью жив будет, и не умрет ( Иез.33:14-15 ). Смотри, что похи­щен­ное должен воз­вра­тить. А если похи­ти­тель впадет в такую ску­дость, что совсем не будет иметь, чем воз­вра­тить похи­щен­ное, но, придя в чув­ство, захо­чет каяться, и все, что бы ни было, поже­лает отдать, – в таком случае мило­серд­ным Богом жела­ние вместо истин­ного воз­вра­ще­ния при­ни­ма­ется. Иначе это не истин­ное пока­я­ние, а при­твор­ное и ложное, и не иное что, как пре­льще­ние и умяг­че­ние гры­зу­щей сове­сти. Чем более кто лихо­им­ствует и похи­щает, тем более без­за­ко­ния и поги­бели себе соби­рает. По жесто­ко­сти твоей и нерас­ка­ян­ному сердцу, ты сам себе соби­ра­ешь гнев на день гнева и откро­ве­ния пра­вед­ного Суда от Бога, Кото­рый воз­даст каж­дому по делам его, – гово­рит апо­стол ( Рим.2:5-6 )… Пра­виль­ное это, по мнению твоему, заклю­че­ние, лихо­имец, но не хри­сти­ан­ское, а без­за­кон­ное и без­бож­ное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, без­за­кон­ного после­до­ва­теля их. Избе­жишь чело­ве­че­ской казни, но не избе­жишь Божией, вре­мен­ного, но не веч­ного нака­за­ния. Не ука­жешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим вос­при­мешь. Не засту­пится за тебя чело­век, и ничто не помо­жет тебе, когда Бог будет судить тебя, и пред­ста­вит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, сле­до­вал за ним ( Пс.49:21, 17-18 )».

Источник

Лихоимство

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались. И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.

В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.

Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.

Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть фото Лихоимство что это за грех простыми словами. Смотреть картинку Лихоимство что это за грех простыми словами. Картинка про Лихоимство что это за грех простыми словами. Фото Лихоимство что это за грех простыми словами

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.

Чтобы выросло поколение добрых правителей, нужно с самого детства учить людей жизни по заповедям Божиим

Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Источник

Лихоимство это жажда денег любой ценой

Лихоимство — что это в Православии

Лихоимством называют ненасытность в приобретении материальных благ. А также вытекающее отсюда нечестное обогащение путём обмана в торговле, обирания людей, коррупции. Святитель Феофан Затворник в толковании на Первое послание к Коринфянам апостола Павла именует лихоимцами скупых и хитрых людей, подверженных страсти «иметь всё больше и больше». В первую очередь таких, которые обогащаются путём ростовщичества или нечестными сделками. Лихоимство также называют лихоиманием, корыстолюбием и любостяжанием.

Отдельно стоит пояснить связь лихоимства со сребролюбием и воровством. Это не тождественные понятия, но они во многом пересекаются. Сребролюбие в широком смысле является пристрастием к деньгам. А лихоимство – это страсть именно к их приобретению. Причём путём обмана. Поэтому, отвечая на вопрос «что такое лихоимство», можно сказать, что оно является разновидностью сребролюбия. А воровство – это следствие страсти лихоимства и практический способ её удовлетворения.

Согласно «Житию преподобного Василия Нового», существует отдельное мытарство (посмертное испытание души человека перед частным Божьим судом) лихоимства, следующее после мытарства сребролюбия и скупости. Лихоимство в этом источнике описывается как взяточничество и ростовщичество.

Духовная опасность лихоимства

О духовной опасности лихоимства сказано в Евангелии: «Лихоимство… извнутрь приходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21). Лихоимство названо идолослужением (Кол. 3:5), а лихоимец – идолослужителем (Еф. 5:5). Иисус Христос предостерегал от любостяжания. Он указывал на то, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Не материальные богатства делают человека подлинно счастливым, а Божье благословение. Оно даётся тем, кто живёт праведно и заботится о спасении своей души. Святитель Феофан в толковании на Первое послание к Коринфянам апостола Павла подчёркивает, что лихоимству могут быть подвержены даже небогатые люди. В то же время как среди богатых людей не все являются лихоимцами. Губит душу не само богатство, а неправильное отношение к нему.

Лихоимство – это не просто жадность, а опасная страсть. То есть глубоко укоренившийся в душе грех, который подчиняет человека и заставляет служить себе. “Страсть” с церковно-славянского языка переводится как “страдание”. Страсти зачастую приносят страдания не только душе грешника, но и его телу, а также близким людям. Наглядным примером такого состояния является страсть алкоголизма. Алкоголик осознаёт тяжесть своего положения, но не может отказаться от спиртного. Несмотря на то, что наносит вред своему духовному и телесному здоровью, а также окружающим людям.

Святитель Иоанн Златоуст в беседах на апостольские послания указывает, что лихоимцы являются крайне развращёнными людьми. Устами они могут исповедовать Бога, но внутренне эти люди безбожники. Святитель Иоанн говорит, что эти люди хуже кровожадных хищников. Ведь последние, насытившись, никого не трогают, а лихоимец никогда не утолит свою жажду к обогащению. Более того, лихоимство – это благоприятная почва для возникновения в душе человека и других страстей. Таких, как зависть, притворство, ненависть. А также клевета, ропот, вражда.

Как спастись лихоимцу?

Святитель Тихон Задонский в своём труде «Об истинном христианстве» говорит, что лихоимец – враг и Богу, и людям, и самому себе. Богу – потому что нарушает Его заповеди. Людям – потому что разоряет их. Себе – потому как предаёт свою душу вечным мучениям. Но пока грешник жив, он ещё может всё исправить.

Святитель Тихон указывает на то, что для покаяния лихоимцу необходимо не только отказаться от греха. Обязательно нужно возвратить всё похищенное. Деятельным практическим способом борьбы с лихоимством является подаяние милостыни. Таким образом лихоимец идёт наперекор своей страсти, не даёт ей дальше укореняться в сердце. В Евангелии есть пример такого поступка. Сборщик налогов и лихоимец Закхей покаялся и пообещал Христу: “Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк. 19:8).

Святой праведный Иоанн Кронштадский в сочинении «Живой колос» говорит, что Бог примет любого покаявшегося грешника, в том числе и лихоимца:

«Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие!».

Святые отцы о лихоимстве

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Лукава страсть лихоимства: Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее» («Поучение в 26-ю неделю. О лихоимстве»).

Епископ Антоний Храповицкий:

«Об обманах и лихоиманиях, якобы вынужденных страхом собственного разорения, должно говорить, что никто не оправдает чиновника, или часового, или судию, который в страхе от людей или от нищеты нарушит свою присягу. Так и торговец или хозяин, если невозможно без обмана или подвода под беду соперника сохранить свое благополучие, пусть обречет себя на убыток и даже разорение, но не отступит от требования честности» («Исповедь»).

Святитель Феофан Затворник:

«Кто же, минуя потребность, полюбит самое стяжание или имение, тот болит страстию любоимания, которая, завладев его сердцем, делается госпожою и всех его дел, мыслей, планов и предприятий» («Святые отцы о молитве и трезвении»).

«Что мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями? – «Не заключай с ними союза, и отврати очи твои, еже не видети суеты» (Пс.118, 37), и руки твои от лихоимства, и Бог избавит тебя от них» («Святые отцы о молитве и трезвении»).

«Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево – Бог, для лихоимца – деньги» («Начертание христианского нравоучения»).

«Главнейшие ветви самолюбия суть гордость, лихоимание, сластолюбие. От сих отрождаются уже все другие страсти» («Начертание христианского нравоучения»).

Молитвы об избавлении от страстей

Молитва Игнатия Брянчанинова в страсти сребролюбия и уповании на земное стяжание

Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, – посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада! И жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда! И путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество!

Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, – Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашего изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали безсмертие, а эти сообщают безсмертие и Божество.

Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни! Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении, Тебя – Бога! Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение! Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле, и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.

Молитва мученику Вонифатию об избавлении от пьянства

О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем. Моле́ний на́ших не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Исцели́ бра́тию и се́стры на́ша (имена), тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мыя, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ Це́ркви Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия.

О, святы́й му́чениче Христо́в, косни́ся серде́ц их да́нною ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́же ра́ди и страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в тре́звости и целому́дрии, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти, да во дни и в нощи́ о Нем бо́дрствующе и до́брый отве́т о Нем возда́ти на Стра́шнем суди́ще.

Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х рыда́ющих; чад си́рых и убо́гих, пия́ницами оста́вленных; всех нас, к ико́не твое́й припа́дающих, да прии́дет сей вопль моли́твами твои́ми ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих. В стра́шный час исхо́да на́шего помоги́ прейти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, и да покры́ет нас ми́лость Бо́жия, в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобной Марии Египетской в блудной брани

О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *