Ликино дулево что это
Ликино-Дулево
Расположен в 90 км восточнее Москвы и в 7 км, южнее города Орехово-Зуево. Железнодорожная станция Дулёво. Близлежащие населённые пункты: д. Кабаново, д. Кудыкино, д. Коротково, д. Ионово.
Население 31,0 тыс. жит. (2008) (31,1 — 2005, 17,2 — 1937).
Глава городского поселения — Тютюньков Вячеслав Николаевич (на 2009).
Содержание
История
Возник в 1930 слиянием двух посёлков — Ликино и Дулёво в единый рабочий посёлок; городом является с 1937.В июне 1959 года в Ликино-Дулёво начался выпуск автобусов марки ЛиАЗ.В наше время никто не может сказать, откуда пошло название Ликино, есть только версии, не имеющие подтверждений. Деревня Ликина впервые упоминается в переписных книгах церковных земель Сенежской волости Владимирского уезда в 1637 году, тогда в Ликино было 4 двора. В 1705 г. в Ликино 8 дворов, в 1859 г. – 33 двора с населением в 98 крестьян и 106 крестьянок, в 1895 г. – 60 дворов с населением 375 человек (не считая наёмных рабочих на ткацкой фабрике). Сенежская волость принадлежала Патриарху Русской Православной Церкви и в народе звалась « Патриаршина», в 1764 г. волость стала управляться «Коллегией экономии» и эти земли больше не принадлежали церкви. В начале XIX века Сенежская волость переименована в Кудыкинскую с центром в деревне Кудыкино, следовательно Ликино было в Кудыкинской волости, Покровского уезда, Владимирской губернии. Жители д. Ликино были приписаны к церкви д. Гора. Сама д. Ликино находилась на месте современных улиц – Почтовая и Калинина. На месте той части города, которую в наше время называют Ликино, до 1888 года был сосновый лес. Местечко Дулёво, так в девятнадцатом столетии именовался рабочий посёлок возникший при фарфоровом заводе основанном в 1832 году в лесу, купленном Терентием Яковлевичем Кузнецовым (1781-1848) у господ Сарычевых, до которых этими землями владела вдова капитана русской армии Ирина Ивановна Возницына. В приобретённом лесу жил лесник Иван Дулев, фамилия которого и дала название рабочему посёлку. Т.Я. Кузнецов был крестьянином д. Новохаритоново в Гжельской волости, там у него был небольшой фарфоровый завод, после открытия завода в Дулёве, он сначала арендует фарфоровый завод в деревне Коротково, а позже полностью выкупает его и закрывает этот завод, переведя талантливых мастеров к себе в Дулёво.
Своему росту д. Ликино несомненно обязана основателю Ликинской ткацкой фабрики Василию Сергеевичу Смирнову, сам он был родом из Ликино, из старообрядческой семьи. Дома у него был ручной ткацкий станок как и у многих жителей Ликино, со временем благодаря его усердию количество станков увеличилось и у него уже работали наёмные рабочие. Успеху В.С. Смирнова сопутствовала удача, однажды он узнал, что на Клязьме, недалеко от д. Кабаново перевернулась баржа перевозившая пряжу, он со своим товарищем выловили большое количество товара, Смирнов перевёз его в Ликино и грамотно использовал его, это помогло расширить производство до размеров небольшой мануфактуры в 1848 году. В.С. Смирнов скончался в 1869 году, его дело продолжил сын Алексей Васильевич Смирнов, он в 1870 году он построил каменное здание фабрики, которое сохранилось до наших дней за Лиазовской поликлиникой, само здание в котором размещается поликлиника, построил тоже А.В. Смирнов, там находилась школа, а позднее училище. Также он построил харчевую лавку (сейчас в этом здании магазин « Три Орешка»), на месте современного магазина «Автозапчасти», который стоит рядом со школой №3, стоял дом Смирновых в нём была моленная позже перестроенная в церквушку. А.В.Смирнов значительно расширил фабрику в Ликино, построил казармы, сохранилась казарма в которой сейчас музыкальная школа, рядом в двухэтажном здании швейная фабрика, тоже построенная Смирновым, за ней стояла казарма, снесённая в 1990-х годах, сохранилась казарма на Почтовой улице, называемая Яшинской, многие помнят магазин «Низок» в большом двухэтажном доме стоящим рядом с поворотом на Губино, это бывший дом купца Шелухина, позже в этом доме была Почта, давшая название улице Почтовой. На месте Лиазовского стадиона раньше была дубовая роща, люди в праздничные дни брали с собой самовары, пироги, гармошки и шли туда отдыхать, там и сейчас растёт несколько дубов. За домом купца Шелухина была железнодорожная станция Ликино, там проходила старая железная дорога соединяющая Орехово и Куровское. В 1888 году началась постройка фабричных корпусов на месте современного микрорайона Ликино, рядом с новой фабрикой А.В. Смирнов в 1898 году начал строительство кирпичных казарм для рабочих, построил больницу, баню, население Ликино стремительно росло, сюда стали переселяться люди из окрестных деревень, также переходили рабочие из других фабрик. Таким образом, к 1915 году был создан впечатляющий по своим архитектурным данным ансамбль фабричного городка Ликинской мануфактуры, но несмотря на строительство казарм, жилья для рабочих катастрофически не хватало, люди ютились по две, а нередко и по три семьи в одной комнате. А.В. Смирнов и его супруга Татьяна Яковлевна были известными благотворителями, на их средства была построена церковь и школа в деревне Гора, открыта школа в д. Губино, сами Смирновы вели скромный образ жизни, были глубоко верующими людьми. Умер А.В. Смирнов в 1915 году. Хоронил его весь посёлок. Семейная усыпальница Смирновых находилась рядом с церковью в деревне Гора, в советские времена была разрушена и разграблена, в наше время сохранились только три надгробия. После смерти А.В. Смирнова фабрикой до октябрьского переворота управляли его сыновья, правда они уже проживали в столице и никак о ней не заботились, хотя зарплату рабочим понизить не забыли. Фабрика была национализирована большевиками во главе со Степаном Морозкиным 17 ноября 1917 года, это было первое в стране национализованое предприятие. Сын А.В.Смирнова С.А. Смирнов был политической фигурой всероссийского масштаба, входил в состав Временного правительства России, после Октябрьской революции он был заключён в Петропавловскую крепость, после освобождения эмигрировал во Францию, где позже скончался. До 1917 года Товарный Знак Ликинской Мануфактуры знали в Российской империи многие.
На полную мощь фабрика работала в советское время, вокруг неё выросли дома и развилась инфраструктура, в старом Ликино в 1937 году был построен завод по облагораживанию древесины – ЛОЗОД, после войны завод сменил специфику выпускаемой продукции и стал именоваться ЛиМЗ, с 1960 года завод перешёл на выпуск автобусов и с этого времени он известен как ЛиАЗ.
Ликино-Дулево: музей фарфора, уникальные автобусы и деревянные церкви
До июля 2018 года Ликино-Дулево было частью Орехово-Зуевского района, а теперь является самостоятельной территорией. Этот край не избалован вниманием туристов – тем лучше, можно сделать самостоятельные открытия.
Ликино-Дулево – небольшой город, в нем проживает около 30 тысяч человек. Большинство из них трудятся на заводе «ЛиАЗ», который с 1959 года снабжает страну автобусами.
Кто из нас не ездил на забавных ярко-оранжевых «буханочках»? Сейчас «ЛиАЗ» выпускает суперсовременные автобусы с мягкими сиденьями и удобными заниженными полами, которые ходят по всем маршрутам страны. Поехали!
Здравствуй, автобус!
Именно с автобуса начинается знакомство с городом. Желтый «ЛиАЗ» стоит на въезде в Ликино-Дулево, где Московское Большое кольцо плавно переходит в главную городскую улицу. За памятником автобусу располагается проходная завода. Пока там нет промэкскурсиий, можно ограничиться селфи на фоне автобуса.
Все основные достопримечательности города располагаются в пределах этой же центральной улицы, пронизывающей его насквозь. Начать знакомство с городом можно с краеведческого музея, вокруг которого располагаются романтические заброшенные здания из красного кирпича.
Это – наследие начала XX века, когда Ликино-Дулево было известно ткаческими мануфактурами. Впрочем, за подробностями – в музей. Точнее, в музеи.
Четыре музея Ликино-Дулева
Говорят, что Ликино-Дулево получило название от ликов икон – якобы, местные жители были небогаты и церквей не строили, а вывешивали иконы прямо на деревьях, да так и молились. Может, это не легенда, а быль, ведь отсюда – всего 50 километров до мистической Мещеры и змеиного царя Ура, а с другой стороны подступает не менее загадочная старообрядческая вотчина Гуслица.
В ликино-дулевском краеведческом музее можно узнать историю расцвета города.
В конце XIX века старообрядец-беспоповец Василий Смирнов открыл прядильню и красильню. Дело пошло в гору, местная хлопчато-бумажная ткань пользовалась спросом, фабрика крепла и расцветала, прирастая солидными каменными зданиями. Неожиданно Смирнов решил принять православие, что вылилось едва ли не в народные бунты. Однако политическое решение возымело успех, и вскоре предприятие стало градообразующим, на нем работали тысячи горожан. После революции фабрики ткали фланель и «вафельные» полотна, а также знаменитую «диагональ», которая в СССР была ответом буржуазной джинсе.
Краеведческий музей
Здесь же – о скромном быте фабрикантов, местных уникумах – писателе-почвеннике Перегудове и каллиграфе Москвине, о знаменитом местном фарфоре.
Еще один музей – районный, находится тоже на центральной улице. В нем небольшая экспозиция, зато именно тут можно увидеть картины руководителя загадочного объединения «Гео Шушмор» Дмитрия Барскова, посвященные кривандинским мегалитам. Больше мегалитических тайн – в истории про Шатуру и Рошаль.
Четвертый музей Ликино-Дулевского края находится в селе Степановка, в помещении сельской школы 1923 года постройки.
Само здание – уже экспонат, роща за ним с именными деревьями-памятниками бойцам – мемориал. Увидеть аутентичный довоенный школьный класс и посидеть за партой, потрогать давно забытые предметы сельского обихода – это тут.
Дулевский красочный завод
В Степановском музее есть отдельный зал реконструкции быта старообрядцев с серьезной, полной экспозицией личных вещей.
Фарфоровая история
Фарфор в Ликино-Дулеве начали делать в середине XIX века, и старообрядческая история тут тоже фигурирует. Терентий Кузнецов был сыном знаменитого гжельского фарфорового промышленника-старовера, он ушел за самостоятельностью в пустошь Дулево и развернул тут производство. Местные чашки отличались от гжельских богатством цветовой гаммы, позолоты. Наверное, в каждом советском доме была посуда с сочными, крупными цветами-агашками, клейменая символом сокола.
В краеведческом музее фарфору посвящена отдельная экспозиция. Впрочем, об истории этого промысла лучше всего будет узнать прямо на заводе.
От краеведческого музея до фарфорового завода – полчаса пешком по прямой. При нем есть собственный музей – пожалуй, самый крупный музей фарфора в Подмосковье. В нескольких залах можно увидеть коллекции старинной посуды, редчайшие выставочные экспонаты и серийные образцы. Историю о фарфоровой статуэтке сокола, которая в 1958 году получила Гран-при Брюссельского фестиваля, тут расскажут в подробностях. На посещение экспозиции следует отвести пару часов, столько же – на шопинг в заводском магазине.
Музей фарфора
Тарелки, чайные сервизы и статуэтки недешевы, чайная пара стоит около тысячи рублей, зато другой такой ни у кого не будет: ручная работа!
При желании, на фарфоровом заводе можно заказать экскурсию по производству. Процесс колоритный – формовка, мягкая фарфоровая масса, горячие цеха. Усеченных программ нет, полное погружение в фарфоровую историю длится минимум два часа и стоит полторы тысячи рублей.
Для любителей более щадящих промтуристических опытов можно порекомендовать соседнее предприятие – «Кузнецовский фарфор». Оно частное, куда менее масштабное, но все этапы большого пути тут тоже покажут, можно также пройти мастер-класс и прильнуть кистью к белой глади, а что получилось – забрать с собой.
Городские легенды
По пути от краеведческого к фарфоровому музею встретится еще ряд достопримечательностей. Например, здание местного ДК, выстроенное в стиле советского авангарда архитектором Мельниковым (именно он рисовал план ЦПКиО имени Горького).
Пятиконечное здание с богатой лепниной и профилями классиков внутри, оркестровой ямой и амфитеатром – единственное созданное им вне Москвы. Можно зайти и поразиться глобальности мысли.
ДК архитектора Мельникова
Монастыри и храмы
Святыни ликино-дулевской земли так же дивны, как и все в здешних краях. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь в Куровском (15 километров от города) обязателен к посещению. По нему можно изучать историю нашего государства. Это единственный монастырь, окруженный огромным пансионатом для душевнобольных.
Монастырские стены сливаются с казенными и перетекают одни в другие, за колокольней красного кирпича маячит девятиэтажный корпус, воздвигнутый в 2007 году. Настоятель отец Серафим (Голованов) – великолепный знаток истории и просветитель.
Особого внимания заслуживает храмовый комплекс в Рудне-Никитском. Два великолепных деревянных храма – Рождества Пресвятой Богородицы (с колокольней, отапливаемый) и Рождества Христова (поменьше размером, летний) датированы XVIII веком. Поднявшись на колокольню, можно увидеть имена людей, пытавшихся остаться в истории. Надпись вроде «Вася тут был», датированная 1898 годом, производит неописуемое впечатление. Вид огромных камней-мегалитов, на которых без капли раствора зиждется огромная церковь – тоже.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Отец Серафим рассказывает, что некоторые части Христорождественской церкви относятся к XVI веку.
Природные богатства
Близость к Мещере одаривает Ликино-Дулевский край природой богатой и монументальной. Тут всюду – сосновые леса, которые по лету изобилуют земляникой и черникой, а по осени – клюквой и грибами.
Посреди лесов стоит знаменитый Анциферовский родник (ориентир – одноименная деревня), к которому в любой день недели стоит огромная очередь за водой. Вода действительно хороша, ее берут канистрами и бочками.
Туриста, желающего испить просто одну кружечку живительной влаги, пропустят вне очереди. Подле родника располагается бесплатная благоустроенная парковка, часовня во имя Царственных Страстотерпцев и лавка, в которой продаются вкуснейшие пироги и монастырский овсяный квас, необыкновенно освежающий и чуточку хмельной.
Еще одна природная достопримечательность в ликино-дулевских краях – трогательный зоопарк северных оленей.
Трогательный он потому, что с животными можно непосредственно контактировать. Впрочем, олени довольно верткие ребята, с ними надо держать ухо востро. Рога, опять же… Тут же обустроен музей Севера, в котором можно увидеть национальные костюмы, предметы быта и узнать, как минимум, пятьдесят способов «бытового применения» северного оленя. На территории отведено и место для пикника. Он может стать отличным завершением длинного экскурсионного дня.
Ликино дулево что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ликино-Дулёво
Город возник в 1930 году слиянием двух посёлков – Ликино и Дулёво в единый рабочий посёлок; городом является с 1937 года. В наше время никто неможет сказать, откуда пошло название Ликино, есть только версии, не имеющие подтверждений. Деревня Ликина впервые упоминается в переписных книгах церковных земель Снеженской волости Владимирского уезда в 1637 году, тогда в Ликино было 4 двора. В 1705г. в Ликино 8 дворов, в 1859г. – 33 двора с населением в 98 крестьян и 106 крестьянок, в 1895г. – 60 дворов с населением 375 человек (не считая наёмных рабочих на ткацкой фабрике). Снежеская волость принадлежала Патриарху Русской Православной Церкви и в народе звалась «Патриаршина». В 1764г. волость стала управляться «Коллегией экономии» и эти земли больше не принадлежали церкви. В начале 19 века Снежеская волость переименована в Кудыкинскую с центром в деревне Кудыкино, следовательно Ликино было в Кудыкинской волости.
Жители деревни Ликино были приписаны к церкви в д.Гора. Сама д.Ликино находилась на месте современных улиц – Почтовая и Калинина. На месте той части города, которую в наше время называют Ликино, до 1888 года был сосновый лес. Дулёво, так в девятнадцатом столетии именовался рабочий посёлок возникший при фарфоровом заводе основанном в 1832 году в лесу, купленном Т.Я. Кузнецовым у господ Сарычевых, до которых этими землями владела вдова капитана русской армии И.И.Возницына. В приобретённом лесу жил лесник Иван Дулёв, фамилия которого и дала название рабочиму посёлку. Т.Я.Кузнецов был крестьянином д.Новохаритоново в Гжельской волости, там у него был небольшой фарфоровый завод, после открытия завода в Дулёве, он сначала арендует фарфоровый завод в д.Коротково, а позже полностью выкупает его и закрывает этот завод, переведя талантлевых мастеров к себе в Дулёво.
Своему росту д.Ликино несомненно обязана основателю Ликинской ткацкой фабрики В.С.Смирновы, сам он был родом из Ликино, из старообрядческой семьи. Дома у него был ручной ткацкий станок как и у многих жителей Ликино, со временем благодаря его усердию количество станков увеличилось и у него уже работали наёмные рабочие. Успеху В.С.Смирнова сопутствовала удача, однажды он узнал, что на Клязьме, недалеко от д.кабаново перевернулась баржа перевозившая пряжу, он со своим товарищем выловили большое количество товара, Смирнов привёз его в Ликино и грамотно использовал его, это помогло расширить производство до размеров небольшой мануфактуры в 1848 году. В.С.Смирнов скончался в 1869 году, его дело продолжил сын А.В.Смирнов, он в 1870 году построил каменное здание фабрики, которое сохранилось до наших дней за Лиазовской поликлиникой, само здание в котором размещалась поликлиника, построил тоже А.В.Смирнов, там находилась школа, а позднее училище. Также он построил харчевую лавку (сейчас там продуктовый магазин «Три орешка», автозапчасти, Евросеть), на месте современного магазина «Автозапчасти». Который стоит рядом со школой №3, стоял дом Смирновых в нём моленная позже перестроенная в церквушку. А.В.Смирнов значительно расширил фабрику в Ликино, построил казармы, сохранилась казарма в которой сейчас музыкальная школа, рядом в двухэтажном здании швейной фабрики, тоже построенная Смирновым, за ней стояла казарма, снесенная в 90гг 20 века, сохранилась казарма на Почтовой улице, называемая Яшинской, многие знают большой двухэтажный дом, стоящий рядом с поворотом на Губино и Шатуру. Это бывший дом купца Шелухина, позже в этом доме была почта, давшая название улице Почтовая, сейчас в этом доме находится строительный магазин. За домом купца Шелухина была железнодорожная станция Ликино, там проходила старая железная дорога соединяющая Орехово и Куровское, он ащё сохранилась за Дулёво.
В 1888 году началась постройка фабричных корпусов на месте современного микрорайона Ликино, рядом с новой фабрикой А.В.Смирнов в 1898 году начал строительство кирпичных казарм для рабочих, построил больницу, баню, население Ликино стремительно росло. Сюда стали переселяться люди из окрестных деревень, также переходили рабочие с других фабрик. Таким образом к 1915 году был создан впечатляющий по своим архитектурным данным ансамбль фабричного городка Ликинской мануфактуры, но несмотря на строительство казарм, жилья для рабочих катастрофически не хватало, люди ютились по две, а нередко и по три семьи в одной комнате. А.В.Смирнов и его супруга Татьяна Яковлевна были известными благотворителями, на их средства была построена церковь и школа в д.Гора, открыта школа в деревне Губино, сами Смирновы вели скромный образ жизни, были глубоко верующими людьми. После смерти А.В.Смирнов в 1915 году фабрикой до октябрьского переворота управляли его сыновья, правда они уже проживали в столице и никак о ней не заботились, хотя зарплату рабочим понизить не забыли. Фабрика была национализирована большевиками во главе со С. Морозкиным 17 ноября 1917 года, это было первое в стране национализированное предприятие. Сын А.В.Смирнова С.А.Смирнов был политической фигурой всероссийского масштаба, входил в состав Временного правительства России, после Октябрьской революции он был заключён в Петровскую крепость, после освобождения эмигрировал во Францию.
На мощь фабрика работала в советское время, вокруг неё выросли дома и развилась инфраструктура, в старом Ликино в 1937 году был построен завод по облагораживанию древесины – ЛОЗОД, после войны завод сменил специфику выпускаемой продукции и стал именовалься ЛиМЗ, с 1960 года завод перешёл на выпуск автобусов, и сейчас он известен как ЛиАЗ.
История возникновения уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины “ЛОЗОД”. В 1935 году завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из неё. С 1945 года завод стал именоваться Ликинским Машиностроителным заводом (ЛиМЗ) и производил: электроплиты, шпалорезные станки, мотовозы, лебёдки, передвижные электростанции. В 1946 году заводе работало более 1100 человек.
С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составил в 1959 году – 213 автобусов, в 1963 году – 5419 шт, 1969 году – 7045 шт. одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса. Им стал ЛиАЗ-677. опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификаций: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было введено на проектную мощность 10000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. В 1982 году началась разработка проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начать с 1990 года.
С 1991 на 1995 годы характеризуются для завода значительным ухудшением показателей работы итогом чего стал экономический кризис и остановка производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако процедуры проведены таким образом, что территория, имущество автобусного завода, его производственная деятельность сохранены и сегодня ООО “Ликинский автобус” является современным предприятием, обладающим технологией серийного производства больших городских автобусов с применением передовых высокоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск продукции соответствующей действующим европейским стандартам. Территория предприятия 630 тыс.кв.м. Производственные площади 172 тыс.кв.м.
С 2000 года разработаны новые модели городских автобусов с учётом спроса потребителей и начато производство городских автобусов особо большой вместимости ЛиАЗ-6212 (сочленённый), пригородных ЛиАЗ-5256R; с 2005 года осуществляется серийное производство низкопольных городских автобусов. В 2000 году вошёл в компанию Русские Автобусы. С 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ. В 21веке разработаны и стали выпускаться новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый ЛиАЗ-6212, а ток же сочленённый и низкопольный ЛиАЗ-6213. на базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803. с 6 декабря 2007 на заводе был выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планируется, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год.
«ЛиАЗ в квадрате или Ликино в кубе» на Яндекс.Фотках