Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что

«Россия в XVIII веке»

226. Дата открытия Московского университета:
25 января 1755 года

227. Документ, ограничивавший права Анны Иоанновны как «самодержицы всероссийской»:
Кондиции

231. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» был опубликован в:
1762 году

232. Новый орган власти, созданный Петром I, назывался:
Сенат

233. Основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII века назывался:
подушная подать

234. Основные достижения науки в XVIII веке:
В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке
начаты изучение природных условий и картографирование страны
обследовались побережья Каспийского и Аральского морей
ученый-самоучка И.И. Ползунов создал паровую машину

235. Основные сражения Северной войны:
Полтавская битва
битва у д. Лесной
захват Шлиссельбурга
сражение у Нарвы

236. Основные черты системы образования в России XVIII века:
появляются специализированные учебные учреждения
развивается светское образование

237. Особенность развития мануфактуры в России в XVIII веке:
Почти отсутствовал вольнонаемный труд

238. Открытие в Петербурге Академии наук произошло в:
1725 году

239. Первый русский естественно-исторический музей Кунсткамера открылся в:
1719 году

Источник

Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что

31. Если с Николаем I связан период реакции, то «оттепель» характерна для царствования
Александра II

32. За составление свода законов Российской империи Николай I воздал государственные почести
М.М. Сперанскому

33. Законодательный акт, изданный Петром I в 1722 г назывался:
Табель о рангах

34. Значительная часть Польши с Варшавой вошла в состав России по решению Венского конгресса в 1815 г. под названием
Царства Польского

35. История русского военного флота началась в:
90-х годах XVIII в

36. Коренным образом перераспределил число выборщиков в пользу __________________ Избирательный закон от 3 июня 1907 г.
помещиков и буржуазии

37. Крепостное право получило юридическое закрепление в:
Соборном уложении 1649 г

38. Крымская война происходила в:
1853-1856 гг

40. Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил
созыв законодательной Государственной думы

41. Начиная с конца __________________ в России открываются школы подготовки профессиональных кадров.
XVII в

42. Несмотря на учреждение им военно-полевых судов, главным в политике __________________ (Председателя Совета Министров и министра внутренних дел) были не карательные меры, а реформы, и прежде всего аграрная.
П.А. Столыпина

43. Образцом для подражания Петр I выбрал развитые страны
Западной Европы

44. Отечественная война 1812 г. велась против
Франции

45. Отмена крепостного права в результате крестьянской реформы состоялась в:
1861 г

Источник

Учреждение Петром I Святейшего Синода для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов

Отмена патриаршества и установление абсолютизма

Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Смотреть фото Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Смотреть картинку Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Картинка про Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Фото Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что

Б.-К. Растрелли. Конная статуя Петра I, 1744

В православном Третьем Риме, преемнике Византийского римского царства, было, согласно православному учению о симфонии, два главы – Царь и Патриарх, имевшие свои области служения: Царь заботился о земной жизни народа и защищал его от внешнего зла, Церковь заботилась о духовной жизни и защищала народ от внутреннего зла и греха. Так, совместно водительствуя и сотрудничая, оба главы вели народ к общей цели – ко спасению к жизни вечной в Царствии Божием. Русская Церковь имела полную свободу и всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу. В смутные времена или при временном ослаблении государственной власти Церковь брала на себя порою и бремя государственной ответственности (прп. Сергий Радонежский, многие св. митрополиты Московские, Патриарх Гермоген).

Западническая ломка Петром I традиционной русской жизни, естественно, не была поддержана Русской Церковью. У монарха, подражавшего западному абсолютизму (неограниченному ничем своеволию монарха), начались трения с архиреями, и после смерти в 1700 г. Патриарха Адриана (десятого по счету) Царь воспрепятствовал назначению его полноценного преемника. Рязанский митрополит Стефан Яворский был поставлен лишь Местоблюстителем патриаршего престола (1700-1721); то есть временно заменял Патриарха, будучи зависим от Правительствующего Сената. А в 1721 г. Петр по образцу европейских протестантских государств вообще упразднил патриаршество, учредив взамен «Святейший Синод» и тем самым превратив монархию из русской православной в западную абсолютистскую, что имело очень тяжелые последствия для Русской Церкви и государственности.

Это совершенно неканоничное изменение в управлении Российской Церковью было послушно одобрено и утверждено зависимыми от российской поддержки восточными Патриархами, находившимися под мусульманским владычеством. Они признали «Святейший Синод» своим братом, имеющим равную с ними власть и степень в церковной иерархии; то есть они признали что Святейший Синод имеет ту же власть что и Патриарх, хотя это уже было не церковное, а светское учреждение. Синод сперва назывался «Духовной коллегией», то есть стал чем-то наподобие министерства. Он состоял из: Президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех ассесоров. Первым президентом Синода стал митрополит Стефан Яворский. Позже, светские должности были заменены более подходящими названиями: первенствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде.

Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Смотреть фото Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Смотреть картинку Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Картинка про Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали что. Фото Ликвидация патриаршества и создание святейшего синода для управления церковью означали чтоБольшую роль в этой реформе сыграл молодой архиепископ Феофан Прокопович, получивший западное образование в Риме и ставший видным сподвижником Петра в государственных преобразованиях в сане митрополита. Уже в одной из своих первых проповедей, произнесенных им по прибытии в Петербург, по случаю рождения царевича Петра Петровича (28 ноября 1716 г.), Прокопович в присутствии Петра доказывал преимущества абсолютной монархии и ее необходимость и целесообразность в светских и церковных делах (отдельным изданием эта речь вышла под заглавием «Надежда на добрых и долгих лет российской монархии»). На эту же тему последовала его ставшая знаменитой речь 6 апреля 1718 г. «О власти и чести царской», где он еще резче сформулировал свои абсолютистские воззрения. Он был преданным приверженцем всех петровских реформ и официальным апологетом правительственных мер, что проявлялось неоднократно, особенно же в его трактате «Правда воли монаршей». Взгляды Феофана на взаимоотношения между государством и Церковью целиком совпадали со взглядами Петра: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран.

Тем не менее Петру было ясно, что все это новшество выглядело нечестивым переворотом в глазах духовенства и народа, и потому он пожелал дать своей реформе доходчивое обоснование. По приказу Петра Феофан написал «Духовный регламент», призванный стать основным законом церковного управления. Получился рациональный политический, во многом даже сатирический трактат, в котором древние церковные правила, которые остались в силе, были с неимоверной натяжкой применены к современному подчиненному положению Русской Церкви как государственной структуры. Созданная вместо Патриарха «Духовная коллегия» была подчинена Царю через специального чиновника-министра – оберпрокурора. Таким образом Русская Церковь лишилась независимости и самостоятельности.

«Духовный регламент» заканчивается подписями Петра I, далее – семи сенаторов, шести митрополитов, одного архиепископа, двенадцати епископов, сорока семи архимандритов, пятнадцати настоятелей монастырей, пяти иеромонахов; итого 87 подписей духовных лиц – столько было собрано за год. В инструкции Сената стояло: «А буде кто подписыватца не станет, и у того взять на письме за рукою, какой ради притчины оной не подписываетца, чтоб о том показал имянно. ». Как видим, большинство архиереев не осмеливалось возражать, опасаясь репрессий (которые последовали против несогласных), лишь ходатайствовали перед Царем о переименовании нового органа в «Святейший Правительствующий Синод», так как название «Духовная коллегия» непонятно народу и может вызвать недоумения во время публичной храмовой молитвы. Царь согласился с этими доводами и немедленно одобрил переименование. Так высшее русское духовенство беспрекословно подписало «Духовный регламент» о капитуляции Церкви перед абсолютистским государством.

Брожение и несогласие, однако, долго не утихало в низовом духовенстве и церковном народе. Поэтому уже 7 июля 1721 г. Феофан счел необходимым выпусть свое новое сочинение «Розыск исторический», представляющее собой апологию антицерковной реформы.

Разумеется, для историков Церкви несомненна неканоничность этой реформы Петра, как и то, что смиренно принятая иерархией и паствой, новая церковная власть стала все же законной в глазах народа. При этом синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста Церкви. При Петре I население России составляло около 15 млн. человек, из них 10 млн. были православными. В конце синодальной эпохи, согласно переписи 1915 г., население империи достигло 180 млн., а РПЦ насчитывала уже 115 млн. чад. Столь стремительный рост Церкви явился, конечно, плодом самоотверженного подвижничества русских миссионеров и следствием расширения пределов России, роста ее могущества. В синодальный период происходит расширение духовного образования в России; к концу XVIII в. в России существовали четыре духовные академии, 46 семинарий. Правда, качество духовного образования нередко оставляло желать лучшего, ибо находилось под сильным влиянием как католической, так и протестантской школ, что отразилось, к сожалению, и в становлении церковной науки – и это тоже прямое следствие петровских реформ.

Источник

Ликвидация патриаршества. Святейший Синод

Реформы Петра I в сфере государственного устройства

Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ

На протяжении XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после «дела Никона».

Тем не менее, система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления – Боярская Дума – формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее.

В свете вышесказанного можно отметить, что в большинстве случаев Петр выступал в роли правителя, который завершил реформы в сферах, которые начинали преобразовываться задолго его прихода к власти.

Непосредственное влияние на содержание и характер реформ оказали условия Северной войны.

Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярной в то время теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Рационалистическое сознание XVIII в. полагало что общественный порядок может быть приведен к идеальному путем принятия разумных законов и точного их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву.

Реформа центрального управления

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую «консилию министров», в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. Вошли в консилию представители знати (Долгорукий, Волконский, Голицын), прежние члены Боярской дуты (Мусин-Пушкин, Племянников), представители дворянства (Самарин, Мельницкий). В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязаннстей. Так происходила бюрократизация управления.

В 1711 г. консилию министров сменил «правительствующий Сенат», на время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма громоздкое ведомство.

В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу.

«Первейшие»: Военная, Адмиралтейская, Иностранная (Армия, флот, дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (горно-добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля).

Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов, производство расходов, контроль за финансами).

Прочие: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами), Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т.п.), Главный Магистрат (управление городами).

Коллегию возглавлял президент. Кроме президента в штат каждой коллегии входили вице-президент, четыре советника, четыре коллежских асессора, секретарь, актуариус, нотариус, регистратор, переводчик, подьячие. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский.

Реформа местного управления

В 1707-1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний: Московскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую, Сибирскую, Петербургскую. В 1719 г. губернии разделились на 50 провинций во главе с воеводами. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы.

С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат многократно разросся.

Военные преобразования.

Основной слабостью русской армии на протяжении предшествующих столетий была ее нерегулярность. С такой армией Петр I начал Северную войну. После первых неудач а Прибалтике у России появилась возможность восстановить свои силы. Именно к этому времени относиться создание новой армии. В 1705 г. издается указ о рекрутской повинности: отныне полагалось ежегодно посылать на пожизненную службу в армию, находящуюся на содержании государства, по 1 человеку от 20 крестьянских и посадских дворов.

Ликвидация патриаршества. Святейший Синод

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский.

Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1001 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества

С момента своего возникновения в 1589 г. институт патриаршества стал вторым после светской власти политическим центром Московского государства. Отношение Церкви к государству до Петра не было точно определено, хотя на церковном соборе 1666–1667 гг. было принципиально признано главенство светской власти и отрицалось право иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным покровителем Церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала (не было ее, строго говоря, и при патриархе Никоне). Громадный духовный авторитет московских патриархов не стремился заменить собой авторитет государственной власти, и если раздавался со стороны русского иерарха голос протеста, то исключительно с позиции нравственной.

Петр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его братья и сестры. С первых же шагов своей сознательной жизни он сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, однако свободнее относился к церковно-православной обрядности, чем обыкновенные московские люди. Петр не был ни ругателем Церкви, ни особенно набожным человеком, — в общем, «ни холоден, ни горяч». Как положено, знал круг церковной службы, любил попеть на клиросе, отхватать во всю глотку «Апостол», позвонить на Пасхе в колокола, отметить викторию торжественным молебном и многодневным церковным звоном; в иные минуты он искренне призывал имя Божие и, несмотря на непристойные пародии церковного чина, или, скорее, не любимой им церковной иерархии, при виде церковного нестроения, по его собственным словам, «на совести несуетный имел страх, да не будет безответен и неблагодарен Вышнему аще пренебрежет исправление духовного чина».

В глазах старозаветных ревнителей благочестия он казался зараженным иноземной «ересью». Можно с уверенностью сказать, что Петр от своей матери и консервативного патриарха Иоакима (ум. в 1690 г.) не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Адриане (1690–1700), слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам. И хотя Адриан не мешал явно Петру вводить те или иные новшества, молчание его, в сущности, было пассивной формой оппозиции. Незначительный сам по себе, патриарх становился неудобен для Петра, как центр и объединяющее начало всех протестов, как естественный представитель не только церковного, но и общественного консерватизма. Патриарх же, крепкий волею и духом, мог бы явиться могучим противником Петра, если бы стал на сторону консервативного московского мировоззрения, осуждавшего на неподвижность всю общественную жизнь.

Понимая эту опасность, Петр после смерти Адриана в 1700 г. не спешил с избранием нового патриарха. «Местоблюстителем патриаршего престола» был назначен Рязанский митрополит Стефан Яворский, ученый малоросс. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Едва ли Петр решился упразднить патриаршество уже тотчас после смерти Адриана. Вернее думать, что Петр тогда просто не знал, что делать с избранием патриарха. К великорусскому духовенству Петр относился с некоторым недоверием, потому что много раз убеждался в его неприятии реформ. Даже лучшие представители старой русской иерархии, которые сумели понять всю национальность внешней политики Петра и помогали ему, как могли (Митрофаний Воронежский, Тихон Казанский, Иов Новгородский), — и те восставали против культурных новшеств Петра. Выбрать патриарха из среды великорусов для Петра значило рисковать создать себе грозного противника. Малорусское духовенство держало себя иначе: оно само подверглось влиянию европейской культуры и науки и сочувствовало западным новшествам. Но поставить малоросса патриархом было невозможно потому, что во время патриарха Иоакима малороссийские богословы были скомпрометированы в глазах московского общества, как люди с латинскими заблуждениями. За это на них даже было воздвигнуто гонение. Возведение малоросса на патриарший престол вызвало бы поэтому волну протеста. В таких обстоятельствах Петр и решил оставить церковные дела без патриарха.

Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе. Верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов. Сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Но его чрезвычайно привлекал опыт протестантской (лютеранской) церкви Германии, основанной на главенстве монарха в духовных делах. И в конце концов, незадолго до окончания войны со Швецией, Петр решился провести Реформацию в Русской Церкви. Целительного воздействия на запутавшиеся церковные дела он и на сей раз ожидал от коллегий, вознамерившись учредить особую духовную коллегию — Синод.

Домашним, ручным Лютером русской Реформации Петр сделал малоросского монаха Феофана Прокоповича. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности и вместе с тем весьма образованный, изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но также в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Однако и православное богословие, тогда плохо и мало разработанное, не удовлетворяло Феофана. Поэтому от католических доктрин он перешел к изучению протестантского богословия и, увлекшись им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом.

Петр сделал Феофана епископом Псковским, а впоследствии он стал архиепископом Новгородским. Человек вполне светский по направлению ума и темпераменту, Феофан Прокопович искренне восхищался Петром и — Бог ему судья — восторженно славил все без разбору: личное мужество и самоотверженность царя, труды по устройству флота, новую столицу, коллегии, фискалов, а также фабрики, заводы, монетный двор, аптеки, шелковые и суконные мануфактуры, бумагопрядильни, верфи, указы о ношении иноземной одежды, брадобритие, табакокурение, новые заграничные обычаи, даже маскарады и ассамблеи. Иностранные дипломаты отмечали в Псковском епископе «безмерную преданность благу страны, даже в ущерб интересам Церкви». Феофан Прокопович не уставал напоминать в проповедях: «Многие полагают, что не все люди обязаны повиноваться государственной власти и некоторые исключаются, а именно священство и монашество. Но это мнение — терн, или, лучше сказать, жало, змеиное жало, папский дух, неведомо как достигающий нас и касающийся нас. Священство есть особое сословие в государстве, а не особое государство».

Ему-то и поручил Петр составить регламент нового управления Церковью. Царь очень торопил псковского архиерея и все спрашивал: «Скоро ли поспеет ваш патриарх?» — «Да уж рясу дошиваю!» — отвечал в тон царю Феофан. «Добро, а у меня шапка для него готова!» — замечал Петр.

25 января 1721 года Петр обнародовал манифест об учреждении Святейшего Правительствующего Синода. В опубликованном чуть позже регламенте Духовной коллегии Петр был вполне откровенен насчет причин, заставивших его предпочесть синодальное управление патриаршему: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного». Перечислив примеры того, к чему приводило властолюбие духовенства в Византии и других странах, царь устами Феофана Прокоповича заканчивал: «Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». По существу, Синод мыслился Петром в качестве особой духовной полиции. Синодальными указами на священников были наложены тяжкие обязанности, не свойственные их сану, — они не только должны были славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и ловле тех, кто враждебно относился к нововведениям. Наиболее вопиющим было предписание о нарушении тайны исповеди: услышав от исповедуемого о совершении им государственного преступления, его причастности к бунту или злоумышлении на жизнь государя, духовник обязан был донести о таком человеке светскому начальству. Кроме того, священнику вменялось в обязанность выявлять и раскольников.

Впрочем, к старообрядцам Петр относился терпимо. Говорят, купцы из них честны и прилежны, а раз так, пусть веруют, во что хотят. Мучениками за глупость быть — ни они этой чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет. Открытые гонения на старообрядцев прекратились. Петр лишь обложил их двойными казенными поборами и указом 1722 года вырядил в серые кафтаны с высоким клееным «козырем» красного цвета. Однако, призывая архиереев словесно увещевать коснеющих в расколе, царь иной раз все же посылал на помощь проповедникам для вящего убеждения роту-другую солдат.

Среди староверов все шире распространялась весть, что далеко на востоке, где солнце восходит и «небо прилежит к земле» и где обитают рахманы-брахманы, коим известны все мирские дела, о которых им поведывают ангелы, пребывающие всегда с ними, лежит на море-окияне, на семидесяти островах чудесная страна Беловодье, или Опоньское царство; и был там Марко, инок Топозерского монастыря, и нашел 170 церквей «асирского языка» и 40 русских, построенных бежавшими из Соловецкого монастыря от царской расправы старцами. И вслед за счастливым Марко на поиски Беловодья, в сибирские пустыни, устремлялись тысячи охотников увидеть своими глазами всю древлюю красоту церковную.

Учредив Синод, Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в Русской Церкви авторитетный орган власти, но лишила эту власть политического влияния, каким мог пользоваться патриарх.

Но в исторической перспективе огосударствление Церкви пагубным образом сказалось и на ней самой, и на государстве. Видя в Церкви простую служанку государства, растерявшую свой нравственный авторитет, многие русские люди стали явно и тайно выходить из церковного лона и искать удовлетворение своих духовных запросов вне православного учения. Например, из 16 выпускников иркутской семинарии 1914 г. только двое изъявили желание остаться в духовном звании, а остальные были намерены пойти в вузы. В Красноярске ситуация была ещё хуже: никто из 15 её выпускников не захотел принять священнический сан. Подобная ситуация была и в костромской семинарии. А поскольку Церковь стала теперь частью государственной системы, то критика церковной жизни или полное отрицание Церкви по логике вещей заканчивалась критикой и отрицанием государственного порядка. Вот почему в русском революционном движении было так много семинаристов и поповичей. Самые известные из них — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, И. В. Джугашвили (Сталин), А. И. Микоян, Н. И. Подвойский (один из руководителей захвата Зимнего дворца), С. В. Петлюра, но полный список намного длиннее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *