Лиличка стих о чем

В.В. Маяковский, «Лиличка»: анализ

Автор: Guru · Опубликовано 04.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

Стихотворение В. В. Маяковского «Лиличка!» входит в золотую коллекцию произведений о любви, в нем Маяковский – настоящий, без эпатажа, свойственного ему в ранних произведениях.

В.В. Маяковский, «Лиличка» слушать

«Маяк» — песня группы «Сплин» на стихи Маяковского

Кому посвящено стихотворение «Лиличка»? История создания

В 1915 году судьба молодого поэта круто поменялась: он познакомился с Лилей Брик – женщиной, оставившей роковой след и в жизни, и в творчестве Маяковского. Лиля была замужем, но это не мешало ей вести достаточно вольный образ жизни: она проповедовала «новые» рамки поведения для женщин. Молодой и талантливый поэт лишь привлек ее, но Маяковский полюбил по-настоящему, сознавая всю трагичность этих отношений. Через год после знакомства молодых людей, 26 мая 1916 года, была написана «Лиличка!», подзаголовок «Вместо письма» показывает всю сокровенность этой взволнованной исповеди.

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Стихотворение «Лиличка»: жанр, тема, идея, направление

Тема любви блистательно раскрыта в стихотворении, каждое сравнение отсылает нас к ней: «Если быка трудом уморят – он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».

Идея «Лилички!» в вечности сложной, но колоссальной любви: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Поэт осознает, но не может принять то, что чувства любимой не столь же сильны и масштабны: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще – выгонишь, может быть, изругав».

Маяковский в тот период – ярый футурист, но его «Лиличка!» походит на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Однако эта строка также помогает в художественном восприятии данного стихотворения, ведь это не рационалистический, а взволнованный и страстный монолог.

Лирический герой в стихотворении «Лиличка»

Центральный образ – сам поэт и его переживания. Чтобы подчеркнуть масштаб своей трагической любви, автор вводит образы быка и слона, которые ищут и находят покой и отдых, в отличие от лирического героя. Маяковский отделяет себя от поэзии, говоря, что поэт бы так не стал мучиться, «он любимую на деньги б и славу выменял».

Средства художественной выразительности: примеры из текста

Стихотворение изобилует метафорами: «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «любовь моя – тяжкая гиря», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья». Они показывают переживания героя, его обреченность, понимание, что лучшие дни, когда его душа цвела, прошли.

Гипербола – любимый прием Маяковского: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». С помощью него любовь приобретает космический размер, удивительно, как столько чувств умещается в одном человеке. Эпитеты «Лилички!» образны и оригинальны – «крученыховский ад», «мутная передняя», «горечь обиженных жалоб», «опожаренный песок», «суетных дней взметенный карнавал». Благодаря нескольким ярким эпитетам создается целая картина: читатель видит эту комнату, улицу, образы, ощущает на себе чувства героя.

Композиция произведения

Стихотворение можно разделить на три части: первая – вступление, где рисуется картина событий (комната, в которой, вероятно, произошла ссора, но которая напоминает о былом счастье); вторая – размышления о сложности любовного чувства, необходимости его прекратить (образы быка, слона и поэта); третья – победа любви, герой еще любит, хоть и понимает всю обреченность этого чувства.

Актуальность лирики Маяковского

«Лиличка!» — одно из лучших стихотворений В. Маяковского, показывающее, что за всеми своими агитками, рекламами, революционно-общественной деятельностью, поэт остается человеком, способным полюбить серьезно и надолго. Это стихотворение актуально для каждого человека, любой хоть раз переживал такие трагические чувства.

Источник

Стихотворение и анализ «Лиличка!»

Дым табачный воздух выел.

глава в крученыховском аде.

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

дай простимся сейчас.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом умо́рят —

разляжется в холодных водах.

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

любимую на деньги б и славу выменял,

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

несуетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

Краткое содержание

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Лиля Брик. Фотография

Произведение начинается с признания поэта в том, что ему табачный дым мешает дышать, а комната, в которой они с любимой находятся, напоминает «главу в крученыховском аде». Лирический герой, чтобы угодить возлюбленной, готов буквально на всё. Боясь испытать невыносимую боль в случае отказа в ответном чувстве, герой просит любимую сделать судьбоносный выбор немедля, аргументируя это тем, что проще расстаться сейчас, чем мучиться. Он молит: «Ни надо этого … простимся сейчас».

Поэт пишет о своём чувстве, условно деля повествование на две части. Сначала он повествует о собственных переживаниях и намерениях, прося любимую женщину остаться с ним. Герой выглядит почти что безумным от распирающего его чувства: кроме избранницы его ничто не интересует. Поэт говорит о том, что такие сильные любовные переживания, с самоубийством в конце из-за неразделённой любви – совсем не редкость. Поэтому он восклицает в отчаянии: «Выбегу, тело в улицу брошу я».

Согласно сюжету, находясь с любимой в сильно накуренной комнате, где «дым табака воздух выел», герой намерен поведать ей о завладевших им чувствах. Но она категорически не желает его слушать, не реагирует на сказанное. В отчаянии поэт восклицает, обращаясь к избраннице: «… сидишь вот, сердце в железе». Беспрестанно жалуясь на отсутствие ответного чувства, лирический герой опасается, что любимая устанет слушать его и прогонит прочь: «День ещё – выгонишь … изругав».

Во второй части повествование идёт о том, что женщине стало сложно выносить постоянную любовную «агонию» поэта. А для поэта всё наоборот: он способен жить лишь в любовном экстазе. Погрузившись с головой в океан своих страстных чувств, он способен выжить. Лирическому герою обидно от того, что изливая свою любовь перед избранницей; рассказывая ей о боли, которую готов причинить себе в случае её ухода – он не получает никакого сочувствия и понимания в ответ. В отчаянии герой восклицает, что его слова о любви кажутся ей всего лишь «сухими листьями», по которым она легко уйдёт и не остановится.

История создания

Произведение появилось на свет в 1916 г., спустя год после первой встречи автора с Лилей Брик. Лиля, как известно, была сестрой невесты Маяковского, девушки по имени Эльза. Именно Эльза решила познакомить сестру Лилю со своим женихом. Буквально с первых минут судьбоносного знакомства Лиля смогла пленить поэта своей эрудицией, хотя она и не была откровенной красавицей. Исследователи творчества Маяковского уверяют: Лиля Брик выгодно отличалась от всех прочих женщин своим ярким темпераментом, невероятной сексуальностью и неординарностью.

Любовные взаимоотношения Маяковского и Брик никогда не были безоблачными. Женщина оказалась глубоко замужней дамой, хотя узы брака не способны были удержать её рядом с мужем. Проживая с законным супругом в одной квартире, Лиля ещё и умудрялась крутить страстный роман с влюблённым поэтом. Подобные отношения сложно назвать здоровыми и полноценными, поэтому Маяковскому приходилось часто, много и сильно страдать. Отказаться от страсти к Брик он был не в силах. Внутреннюю палитру своих любовных терзаний поэт отразил на бумаге: так появилось данное произведение.

На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.

Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.

Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.

Композиция

Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.

Образы и символы

Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний, создал следующие образы:

Темы и настроение

Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.

Средства выразительности

В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует:

Источник

Стихотворение Маяковского «Лиличка»: анализ и история создания

Творчество Владимира Маяковского отличается оригинальной и дерзкой манерой, с помощью которой он изобличал пороки общества и выразительно говорил о проблемах своего времени и нового мироустройства. Однако отдельное место в литературе занимает его любовная лирика. Проводя анализ стихотворения Маяковского «Лиличка», можно увидеть, что в нём поэт с надрывом пишет о собственных чувствах, демонстрирует внутреннюю пылкость и по-настоящему обнажает свою душу.

История создания

Стихотворение было написано 26 мая 1916 года, через год после знакомства Маяковского с Лилей Брик. Их познакомила её сестра Эльза Триоле, с которой у поэта были поверхностные отношения. Лиля не отличалась особой красотой, однако легко покоряла мужчин своим обаянием, темпераментом и неординарностью. Очень скоро она стала музой Маяковского: он посвящал ей свои стихотворения и даже переселился поближе к ней.

Лилия была замужем: её муж Осип Брик на тот момент был далёк от литературы и занимался предпринимательством. Вскоре квартира Бриков стала настоящим богемным салоном, который посещали многие литераторы. При очевидном попустительстве Осипа Брика между Маяковским и Лилей начался бурный роман, который нашёл отражение в творчестве поэта. Стих «Лиличка» имеет подзаголовок «Вместо письма», но это не только обращение к даме сердца, это ещё и полемика с романтическими чувствами, которые испытывает лирический герой, сравнивающий своё чувство с ураганом, неуправляемой стихией и силой, способной причинить страдание.

Любовь поэта нельзя назвать счастливой. Лиле льстила его страсть к ней, но при этом она не собиралась разводиться с мужем, что вызывало у Маяковского жгучую ревность. Она то приближала его к себе, то отстраняла, играя на его чувствах и порой даже позволяя себе циничные высказывания о его привязанности.

Первая публикация стихотворения произошла в 1934 году, через четыре года после смерти поэта. В последующие десятилетия оно подвергалось цензурным ограничениям. Публикация стихов, посвящённых Брик, запрещалась из-за свободного поведения женщины, о чём было известно широкой общественности.

В начале 1980-х годов в свет выходил сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви». Цензура не пропускала его из-за того, что многие лирические сочинения были посвящены Брик. Как отмечает исследователь Корнейчук, цензурные запреты, пытающиеся приглушить роль Лили Брик в жизни автора, порой доходили до абсурда. В итоге по указу комиссии издатели были вынуждены изъять фамилию и имя музы поэта, но название стихотворения «Лиличка» в сборнике чудом удалось сохранить.

Жанр и направление

Судя по подзаголовку «Вместо письма» и форме обращения лирического героя, жанр произведения — послание. В нём также присутствуют признаки элегии: в строках чувствуются грусть и разочарование.

В те годы Маяковский был ярым футуристом, но это стихотворение похоже на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Этот приём значительно помогает и в художественном восприятии, делая монолог автора взволнованным и страстным. Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста и пишет стихотворение своим излюбленным способом — «лесенкой».

Стихотворный размер — разностопный хорей с использованием чередующихся перекрестной и кольцевой рифмовки. Кроме того, некоторые строки не рифмуются или рифмуются недостаточно правильно, словно рифма не всегда поспевает за движением мысли автора.

Композиция произведения

Композиционно текст сложно разделить на смысловые части, как и стихотворения многих футуристов. Оно не делится на строфы и является единым потоком чувств, эмоций и рассуждений лирического героя.

Однако в произведении чётко обрисовываются три времени:

Эти три времени в едином порыве переплетаются в монологе автора воспоминаниями, сожалениями, страхами о будущем.

Тема, проблематика и идея

Анализ «Лилички» Маяковского по плану показывает, что основная тема произведения — любовь и страдания, которые она способна причинить. Это очень сильное, глобальное, разрушающее чувство. Поэт зависим от своей музы, но его привязанность — «тяжкая гиря», которая является мукой для них обоих.

В стихотворении затрагиваются проблемы неразделённой любви, ушедшего чувства, невозможности разлюбить человека, что и приносит страдания.

Послание охвачено настроением скорого расставания и пропитано глубочайшим отчаянием. Автор описывает прокуренную комнату, такую же мрачную, как и его мысли, напоминающую ад. Он помнит мельчайшие подробности встреч с любимой женщиной, но теперь она к нему охладела. У неё «сердце в железе», она даже может выгнать его, изругав. В этом эпизоде угадывается взрывной характер героини, как и её прототипа — Лилечки.

Любовь доводит лирического героя до безумия: «дикий, обезумлюсь». Но, как любящий человек, он хочет проститься сейчас, кратко, мирно и тихо. Тем не менее он уверен, что даже после расставания его чувства для женщины останутся «тяжкой гирей», бременем, которое будет с ней, куда б она ни бежала. Сам он тоже продолжит её любить: на прощание он нежностью хочет выстелить её уходящий шаг. В последних строках особенно заметна болезненная нежность, которую поэт вкладывает во всё своё произведение.

Смысл стихотворения заключается в ещё одной попытке выразить свои сильные чувства, которые уже давно срослись с лирическим героем. Даже несмотря на все страдания и испытываемые мучения, он не может отказаться от своей любви.

Образы и символы

В центре произведения находится образ лирического героя. В нём легко угадывается сам поэт: Владимир Маяковский признаётся своей возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно описывает свои эмоции и переживания. Герой всецело находится во власти своей музы, говоря, что над ним, кроме её взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Образ героини представлен очень интересно и ярко. Она может быть любящей по отношению к поэту, позволяющей себя любить, а может быть холодной, жёсткой и отстранённой. У неё сложный характер, ей свойственна легкомысленность и перепады настроения. Она относится к романтическим отношениям с героем явно не так серьёзно, как он сам. Иногда мужчина не знает, где она и с кем, что заставляет его страстно ревновать её. Но всё же для него она — муза и почти божество: о ней он не может сказать ничего плохого, поклоняется ей и любит её, несмотря ни на что.

Автор создаёт и другие образы и символы в произведении:

Используя эти образы в стихотворении, Маяковский прибегает к приёму антитезы, противопоставляя себя уставшим животным и поэту.

Средства художественной выразительности

Поэзия Маяковского славится своей экспрессией и использованием большого количества художественных средств, из которых практически полностью состоит стихотворение «Лиличка». Многие из них отличаются своей яркостью и оригинальностью. Среди них:

Благодаря ярким эпитетам и метафорам создаётся цельная картина, читатель легко может представить комнату, в которой находится герой, увидеть образы, прочувствовать все переживания несчастного влюблённого.

В своих произведениях Маяковский часто занимался словотворчеством. В этом стихотворении он старается передать муки героя с помощью авторских неологизмо: «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь». Кроме того, он неслучайно использует сопоставление с быком и слоном: это крупные животные, страдающие от непосильного бремени.

Несмотря на всю свою экспрессию и эмоциональность, в тексте произведения не содержится ни одного восклицательного знака.

Таким образом, стихотворение Маяковского является ярким и оригинальным примером любовной лирики начала XX века. Оно актуально по сей день и остаётся понятным и близким каждому, кто хоть раз испытывал сильные романтические чувства.

Источник

Стихотворение Маяковского «Лиличка»: анализ и история создания

Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголенный нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка» изучаемое в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану.

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Кому посвящено стихотворение «Лиличка»? История создания

В 1915 году судьба молодого поэта круто поменялась: он познакомился с Лилей Брик – женщиной, оставившей роковой след и в жизни, и в творчестве Маяковского. Лиля была замужем, но это не мешало ей вести достаточно вольный образ жизни: она проповедовала «новые» рамки поведения для женщин. Молодой и талантливый поэт лишь привлек ее, но Маяковский полюбил по-настоящему, сознавая всю трагичность этих отношений. Через год после знакомства молодых людей, 26 мая 1916 года, была написана «Лиличка!», подзаголовок «Вместо письма» показывает всю сокровенность этой взволнованной исповеди.

Литературный анализ: «Лиличка» (Маяковский В.В.)

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского – задание не из легких. Жемчужина интимной лирики напоминает настоящую лавину из чувств, страданий и мыслей поэта. Он настолько открыт и откровенен, что создается впечатление, будто сквозь строчки слышен голос этого человека-глыбы в русской поэзии. В статье мы предлагаем вашему вниманию анализ произведения Маяковского и краткую историю его создания.

Владимир Маяковский – неоднозначная, но очень выдающаяся фигура в русской поэзии. Поэт, чей рост достигал почти двух метров, создавал эффект своего могущества и в стихах. Его резкий, хлесткий слог был сильным, в нем будто проглядывала тень самого великого поэта, кубофутуриста, революционера и анархиста, актера и драматурга.

Маяковский известен не только своей выдающейся поэзией, но и бунтарским стилем жизни. В его биографии — годы, проведенные в заключении и на войне, путешествия, трагедии и любовные драмы.

Стихотворения и поэмы этого гиганта литературы обладают ни с чем не сравнимым слогом. Так писал только великий Маяковский. «Лиличка вместо письма» — одно из сильнейших лирических произведений поэта. Оно поражает своей искренностью, открытой ранимой душой поэта, которую он раскрывает и перед любимой, и перед читателями.

Кто же такая Лиличка? История создания стихотворения

Загадочная Лиличка – это жена друга поэта Осипа Брика – Лиля Брик. С ней поэт познакомился благодаря ее сестре Эльзе, за которой ухаживал. Однажды ею он был приглашен в гости. Там он читал свои стихи семейной чете Брик. Стихотворения запали в душу им, а сам Маяковский безнадежно влюбился в Лиличку.

Стихотворение написано в 1916 году, через год после знакомства со своей музой. Без краткой предыстории отношений не будет полным литературный анализ. Лиличка (Маяковский безумно и безнадежно любил ее) была классической роковой женщиной, разбивающей сердца. Сердце поэта и так было слишком измотанным и израненным. Лиля держала его рядом, не позволяя приближаться и одновременно не отпуская. Именно об этих сложных взаимоотношениях было написано поэтом стихотворение.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского

Поэзия принадлежит к золотой коллекции интимной лирики русской поэзии. Дополняет название приписка «Вместо письма», но признаков эпистолярного жанра мы не находим. Скорее это монолог поэта, попытка успокоить бурю своих чувств, от которых нет спасения истерзанному сердцу.

Анализ «Лиличка» (Маяковский, как утверждают биографы, написал это стихотворение, находясь в одной комнате с Лилей) сложен из-за эмоционального груза. Кажется, поэт всю свою боль и страдания пытался вылить на бумагу.

Свою любовь поэт называет «тяжкой гирей» для женщины, но, стоит сказать, именно такого впечатления для него и добивалась Лиля, ее нравилось чувствовать свою власть над поэтом, заставлять страдать его, а потом читать выстраданные, омытые слезами сердца стихи. Но ее же лирический герой сравнивает с солнцем и морем, то есть абсолютом жизни и жизненной энергии. Это было то чувство, которое медленно убивало сердце поэта, как на расстоянии, так и рядом с любимой, от любви которой «и плачем не вымолить отдых».

Очень сложен и многогранен этого произведения литературный анализ. Лиличка (Маяковский все это облачил в слова) вызвала в душе поэта такую гамму чувств, что трудно понять, как могло биться его настолько исстрадавшееся сердце.

Антитеза и параллелизм в стихотворении

Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний.

Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа».

Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.

В заключение

Вот такой получился у нас анализ. «Лиличка» (Маяковский пытался сказать в поэзии то, что не смог произнести вслух) демонстрирует не только умение поэта использовать языковые средства и литературные приемы, но и позволяет понять то, кем был поэт. Очень сильный, не сломанный тюрьмами и войной, он оказался незащищенным и ранимым перед лицом любви. При чтении стихотворения создается двоякое впечатление. Поэту сочувствуешь, но одновременно понимаешь, не будь таких сильных чувств, мы бы не смогли насладиться таким пронзительным стихотворением о любви, аналогов которому нет и не было раньше.

Стихотворение «Лиличка»: жанр, тема, идея, направление

Тема любви блистательно раскрыта в стихотворении, каждое сравнение отсылает нас к ней: «Если быка трудом уморят – он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».

Идея «Лилички!» в вечности сложной, но колоссальной любви: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Поэт осознает, но не может принять то, что чувства любимой не столь же сильны и масштабны: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще – выгонишь, может быть, изругав».

Маяковский в тот период – ярый футурист, но его «Лиличка!» походит на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Однако эта строка также помогает в художественном восприятии данного стихотворения, ведь это не рационалистический, а взволнованный и страстный монолог.

Композиция произведения

Композиционно текст сложно разделить на смысловые части, как и стихотворения многих футуристов. Оно не делится на строфы и является единым потоком чувств, эмоций и рассуждений лирического героя.

Однако в произведении чётко обрисовываются три времени:

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Эти три времени в едином порыве переплетаются в монологе автора воспоминаниями, сожалениями, страхами о будущем.

Средства художественной выразительности: примеры из текста

Стихотворение изобилует метафорами: «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «любовь моя – тяжкая гиря», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья». Они показывают переживания героя, его обреченность, понимание, что лучшие дни, когда его душа цвела, прошли.

Гипербола – любимый прием Маяковского: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». С помощью него любовь приобретает космический размер, удивительно, как столько чувств умещается в одном человеке. Эпитеты «Лилички!» образны и оригинальны – «крученыховский ад», «мутная передняя», «горечь обиженных жалоб», «опожаренный песок», «суетных дней взметенный карнавал». Благодаря нескольким ярким эпитетам создается целая картина: читатель видит эту комнату, улицу, образы, ощущает на себе чувства героя.

Тема, проблематика и идея

Анализ «Лилички» Маяковского по плану показывает, что основная тема произведения — любовь и страдания, которые она способна причинить. Это очень сильное, глобальное, разрушающее чувство. Поэт зависим от своей музы, но его привязанность — «тяжкая гиря», которая является мукой для них обоих.

В стихотворении затрагиваются проблемы неразделённой любви, ушедшего чувства, невозможности разлюбить человека, что и приносит страдания.

Послание охвачено настроением скорого расставания и пропитано глубочайшим отчаянием. Автор описывает прокуренную комнату, такую же мрачную, как и его мысли, напоминающую ад. Он помнит мельчайшие подробности встреч с любимой женщиной, но теперь она к нему охладела. У неё «сердце в железе», она даже может выгнать его, изругав. В этом эпизоде угадывается взрывной характер героини, как и её прототипа — Лилечки.

Любовь доводит лирического героя до безумия: «дикий, обезумлюсь». Но, как любящий человек, он хочет проститься сейчас, кратко, мирно и тихо. Тем не менее он уверен, что даже после расставания его чувства для женщины останутся «тяжкой гирей», бременем, которое будет с ней, куда б она ни бежала. Сам он тоже продолжит её любить: на прощание он нежностью хочет выстелить её уходящий шаг. В последних строках особенно заметна болезненная нежность, которую поэт вкладывает во всё своё произведение.

Смысл стихотворения заключается в ещё одной попытке выразить свои сильные чувства, которые уже давно срослись с лирическим героем. Даже несмотря на все страдания и испытываемые мучения, он не может отказаться от своей любви.

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» — «о» — «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

Эхо неистовой любви

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Владимир Маяковский./ Фото: toieto.ru

Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась — некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.

Косвенным подтверждением служат фотографии — не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство — поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Маяковский с супругами Лилией и Осипом Брик./ Фото: ust-ilimsk.su

Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

«Дорогому Владимиру на память…»./ Фото: mediasole.ru

В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Маяковский и Лиля Брик на отдыхе./ Фото: topnews.ru

Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…

Лиличка стих о чем. Смотреть фото Лиличка стих о чем. Смотреть картинку Лиличка стих о чем. Картинка про Лиличка стих о чем. Фото Лиличка стих о чем

Маяковский в гостях у Бриков./ Фото: tribayana.ru

Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Лиличка!» заключается в утверждении поэтом всепоглощающей силы любви. Часто любовь приносит мучения, но лирический герой воспевает ее как высшую ценность. Возлюбленная становится Музой поэта, и он создает невероятные по красоте и страстности художественные произведения.

Лирический герой помнит мельчайшие подробности встреч с возлюбленной и так же подробно представляет неминуемое расставание. Любовь для него неразрывна со страстью, а его состояние порою граничит с безумием («руки твои исступленно гладил», «обезумлюсь»). Поэт сравнивает чувство с «тяжелой гирей», которую невозможно будет скинуть и забыть, даже если герои попытаются расстаться без ссор и скандалов.

Смысл стихотворения «Лиличка!» – еще одна попытка выразить свою любовь, чувство, которое срослось с героем. Поэт не готов и не может отказаться от этой любви даже после всех испытанных им мучений.

Трагедия Маяковского

Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».

Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.

Антитеза и параллелизм в стихотворении

Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа — обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний.

Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа».

Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.

Кратко о главном

Основная тема стихотворения – это страдания мужчины от любви к женщине, написано стихотворение в жанре послания «письмо-стих». Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрёстной рифмовкой, в стихотворении достаточно строк вовсе без рифмы. Вот такая вот любовная лирика в стиле русского футуризма. ))

Используется много метафор, что свойственно для Маяковского (сердце в железе, душу цветущую любовью выжег и пр.), а также хватает эпитетов (суетные дни, мутная передняя и др.).

Гиперболизация

Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.

Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях — автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.

Первая часть

Первая композиционная часть, в свою очередь, состоит из двух блоков. В первом речь идет о развитии взаимоотношений с возлюбленной. Второй же является условным, он образно передает переживания героя. В первом блоке все события описываются с помощью глаголов прошедшего времени. Проводя анализ «Лилички» Маяковского, школьник может указать: поэт переживает будущее настолько реально, что готов проститься со своей возлюбленной уже сейчас. В конце блока описываемые события представляются как произошедшие (глаголы стоят в прошедшем времени – «короновал», «выжег») или же как предстоящие – «забудешь, растреплет». Но форм настоящего времени совсем нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *