Лимит существенности при банковском сопровождении что
Письмо Минфина России от 22.07.2020 № 24-03-07/64024 «Об осуществлении расчетов (операций) в рамках исполнения контракта, подлежащего банковскому сопровождению»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 44-ФЗ осуществление всех расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил под отдельным счетом понимается счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителям для отражения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, подлежащего банковскому сопровождению.
Подпунктом «а» пункта 6 Правил в соответствии с условиями сопровождаемого контракта, предусматривающими осуществление банковского сопровождения контракта путем проведения мониторинга расчетов, предусмотрена обязанность поставщика по определению в договоре, заключаемом с соисполнителем, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по такому договору на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем сопровождение контракта.
Учитывая вышеизложенные нормы, при банковском сопровождении на отдельных счетах должны осуществляться все кассовые операции, связанные с исполнением сопровождаемого контракта поставщиком, соисполнителями любого уровня кооперации, поскольку указанные операции подлежат либо мониторингу (при простом банковском сопровождении), либо контролю (при расширенном банковском сопровождении). Проведение операций, связанных с исполнением контракта, по другим счетам не допускается.
Вместе с тем если исполнение договора, заключенного с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся стороной контракта, не требует от контрагента совершения операций, отражаемых на отдельном счете, открытом ему в банке (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата по акту приемки товара (иному документу, подтверждающему приемку товара) осуществляется поставщиком, соисполнителем контрагенту на указанный им расчетный счет. При этом открытие отдельного счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, не требуется.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил договор о банковском сопровождении должен содержать порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета. Указанный порядок может включать положения об ограничении по расходованию средств с отдельного счета. При отсутствии таких ограничений операции по отдельному счету осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, банковским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Каким госконтрактам требуется банковское сопровождение
Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.
Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, что нет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.
Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).
Простое банковское сопровождение
Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:
Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.
Расширенное сопровождение банками
В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:
На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.
Как выбрать сопровождающий банк
Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:
Банк в праве сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.
Дополнительные требования к банкам
Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.
Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:
Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:
Как установить требование о банковском сопровождении
Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:
Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:
Как составить договор банковского сопровождения
Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:
В договор о расширенном БСК добавьте:
Лимит существенности при банковском сопровождении что
Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Инструкция по работе с банковским сопровождением контракта по 44-ФЗ
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — это контроль работы поставщика по контракту, который осуществляется с участием кредитной организации. Применяется при исполнении особенно больших контрактов и позволяет заказчику на всех этапах отслеживать расходование денег, которые он перечисляет контрагенту.
Виды банковского контроля
Правила и ситуации, когда необходим контроль банком, прописаны в ст. 35 44-ФЗ и постановлении правительства № 963 от 20.09.2014. Это же ПП утвердило правила осуществления банковского сопровождения.
Суть в том, что поставщик открывает отдельный счет в том банке, который контролирует исполнение госконтракта, и все деньги идут через него. Существуют два типа контроля кредитной организации за исполнением госконтракта:
Пункт 3 ПП № 963 устанавливает, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ является простым, а в каких — расширенным.
Когда работает простая форма контроля
Простая форма контроля кредитной организации устанавливается, если:
Когда работает расширенная форма контроля
Случаи, когда необходимо расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, следующие:
Требования к банку
Выбору банка посвящена глава II ПП № 963. Сделать это вправе как заказчик, так и его контрагент. Основное условие — банк соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, которые выдают банковские гарантии по госконтрактам. Эти требования перечислены в ст. 74.1 Налогового кодекса:
Минфин ведет реестр кредитных организаций, отвечающих требованиям, предъявляемым для выдачи гарантий и осуществления контроля за исполнением госконтрактов. Реестр постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минфина. Для корректного подбора банка необходимо перейти на сайт, найти самый актуальный реестр и выбрать один из банков.
Если в ходе работы по контракту банк исключили из реестра Минфина, работа продолжается в установленном порядке: банк продолжает контролировать исполнение госконтракта до конца, кроме случаев, когда правительство, исполнительные органы субъекта РФ или местная администрация принимают решение о расторжении отношений с исключенным из реестра банком.
Как установить требование о банковском сопровождении
Требование о контроле кредитной организации устанавливает заказчик:
Правила осуществления банковского сопровождения содержат перечень условий, которые прописываются при описании требования о банковском контроле:
Договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Соглашение о банковском сопровождении заключается между кредитной организацией, выбранной для сопровождения контракта, и компанией-контрагентом заказчика. Вступление в соглашение с банком является обязанностью контрагента заказчика.
При простом сопровождении в договоре прописываются условия, перечисленные в п. 13 правил:
При расширенном сопровождении в договоре прописываются все перечисленные условия и дополняются списком, приведенным в п. 14 правил:
Услуги по расширенному банковскому сопровождению являются платными, гонорар банка исчисляется как процент от цены контракта. Размер процента варьируется в пределах от 1% до 1,15%, в зависимости от цены.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК). Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.
Для чего нужно БСК
Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.
Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.
Виды банковского сопровождения контракта
Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:
Стоимость БСК
Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:
Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб. Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла. Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.
Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).
Порядок проведения БСК
Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.
Где указаны сведения о банковском сопровождении
Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:
Требования к банкам при осуществлении БСК
К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:
Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.
Договор БСК
Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:
Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.
Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.
Часто задаваемые вопросы
Что понимается под БСК?
Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.
Каковы цели осуществления БСК?
Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.
Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.
Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
Как определяется стоимость банковского сопровождения?
Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.