Линейно конструктивный рисунок что это
Линейно конструктивный рисунок что это
Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Такая последовательность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень сложного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.
Исполнение картины натюрморта учебного или творческого включает в себя умение составить композицию натюрморта из интересных вещей, придать особое освещение этой постановке предметов, создать в натюрморте определенное настроение и донести его до зрителя.
Рассмотрим последовательность исполнения композиции натюрморта.
1. Постановка натюрморта начинается с более крупных и выразительных в тематическом отношении предметов. (В нашем примере таким предметом является кувшин.)
К главным предметам подбирают дополнительные. В одних случаях предметы могут подбираться по принципу однородности материала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других — наоборот, по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.
Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме,— они нарушат композиционный центр. Лучше всего сопоставлять предметы, различные по форме, размеру и тону.
По словам известного английского художника У. Хогарта, искусство компоновать — это искусство хорошо разнообразить.
2. В некоторых случаях предметы могут подбираться из однородного материала (например, гипсовые, металлические, стеклянные, глиняные и т. д.), но всякая композиция предметов должна быть объединена какой-либо темой, идеей, сюжетом.
3. Натюрморты могут отражать эмоциональное настроение художника, его раздумья. Одни композиции могут передавать пьянящую радость весны с ее яркими красками, запахом цветущих яблонь и сырой земли; другие — показывать устоявшийся покой лета или поэтический образ легкой осенней грусти. В зависимости от эмоционального содержания постановки меняются краски натюрморта: где-то цветовые оттенки насыщенные, яркие, где-то приглушенные и сдержанные, то есть колорит картины всегда подчинен внутреннему состоянию образа.
По словам известного французского художника Э. Делакруа, истинный живописец тот, у кого, прежде всего, играет воображение.
Воображение художника не просто воспроизводит только те или иные предметы, оно комбинирует их с определенной идеей. И это комбинирование подталкивает его к усложнению многообразия элементов будущей картины для достижения необходимой цели. А именно для создания живописного поэтического образа.
4. Наиболее крупные и высокие предметы располагаются на дальнем плане картины натюрморта, менее высокие предметы располагаются на среднем плане и на переднем плане кладутся предметы мелкие и особо яркие.
Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частично видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и правдивость натюрморту, с другой — поможет рисовальщику передать пространство и воздушную среду между предметами.
5. Большое внимание надо уделить освещению.
Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы.
Часто при постановках натюрморта требуется ввести драпировки, которые помогают объединить предметы, создать целостную композицию. В одних случаях они служат фоном, в других — элементом композиции.
6. Построение композиции картины предполагает ее закономерное деление на части, то есть рассечение целого на куски. Если картину мысленно разделить на четыре равные части (мысленно нарисовав крест из серединных линий по вертикали и горизонтали), то мы должны получить равновесие всех частей картины:
♦ по цвету (тепло-холодности);
♦ по тону (светло-темности);
♦ по форме (одна часть картины не должна быть слишком перегружена формами, а в другой образовываться пустота и т. д.).
! Для удобства можно использовать видоискатель.
! «Правило Леонардо» или «правило 1/3».
Методическая разработка «Основы линейно-конструктивного рисунка»
Методическая разработка на тему :»Основы линейно-конструктивного рисунка» предназначена для преподавателей детских школ искусств
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Основы линейно-конструктивного рисунка»»
на тему: «Основы линейно-конструктивного рисунка»
Милованкина Наталья Сергеевна
Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих содержание и структуру подготовки специалистов в области дизайна и являющимся базовым средством формирования профессиональных компетенций является «Рисунок».
Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы предметов. Рисунок – основа профессионального мастерства. Школа рисования – определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.
Многие недооценивают роль и значение рисунка в работе инженера, строителя, техника, архитектора и дизайнера. Рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения художественного замысла. Никакой другой вид изображения не в состоянии заменить рисунок. Даже начертательная геометрия, которая учит определенным законам изображения трехмерной формы на плоскости, не в состоянии подменить рисунок. Основные положения изображения объемной формы на плоскости, которые трактует начертательная геометрия, помогают детально разработать проект и изготовить макет, но они не в состоянии способствовать самому процессу проектирования, связанного с созданием художественного образа.
Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий.
Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить студента с основами линейно-конструктивного рисунка.
1.Основы линейно-конструктивного рисунка
Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.
Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», « взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например. при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем.
Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.
Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.
Раскрывая перед студентами особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.
2. Упражнения на развитие координации руки
Впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2 (рис.1).
а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);
б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);
в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги;
г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.
Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.
На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.
Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.
В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).
Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.
При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.
Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.
Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.
Четыре основные вида рисунка. Виды рисунков.
Сотни рисунков, выполненных карандашом, мягким материалом, тушью: всевозможные аккуратные штрихи, пятна, линии. Считалось, что прилежное копирование образцов воспитывает вкус, изящество манеры рисовальщика, гармонию пропорций, “чувство листа”.
Применяются разнообразные приёмы рисования, по-разному фиксируется главное и второстепенное, акценты расставляются каждый раз по-иному. Получается, что для разных целей и задач, особенно в учебном, исследовательском рисунке, нужна определённая иерархия видов рисования. При помощи линии, к примеру, освещение модели не изобразишь. Для этого существует классическое деление на четыре категории.
ЧЕТЫРЕ ВИДА РИСУНКА.
1) Линейно-конструктивный (линейный, линеарный).
2) Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью.
Всё вышеупомянутое справедливо и для этого вида рисунка, но кроме сквозного рисования, художник здесь показывает и степень освещения элементов формы, и их положение по отношению к источнику света. Особенно эффектно это выглядит при рисовании портретов и натюрмортов. У нас, в художественной школе, на занятиях рисунком, мы применяем конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.
Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.
То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.
Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.
Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.
Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.
Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.
Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.
Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.
Линейно конструктивный рисунок что это
Многие знают о несовпадающих методических подходах к преподаванию рисунка в различных школах рисования. В основном они делятся на два подхода к рисунку — школа, основанная на линейно-конструктивном рисовании, и школа, основанная на тональном подходе.
Приведу интересный отрывок на эту тему из книги Н.Н. Ростовцева.
н.н. ростовцев. очерки по истории методов преподавания рисунка. москва, «изобразительное искусство», 1983.
Для примера рассмотрим два пособия, выполненные под руководством А. М. Соловьева («Учебный рисунок». М., 1953) и А. А. Дейнеки («Учитесь рисовать». М., 1961). Оба
пособия преследуют одни и те же цели, основываются на одних и тех же принципах. Но если мы проследим за методической последовательностью построения изображения, которая рекомендуется в этих пособиях, то легко обнаружить разницу между ними. В пособии А. А. Дейнеки построение изображения рекомендуется начинать с линейного рисунка, с выявления линейно-конструктивной основы формы (рис. 163, 168). В пособии А. М. Соловьева рисунок предлагается начинать с выявления большой формы сразу тоном, то есть исходить не от линии, а от тонового пятна (живописно-тонального метода) (рис. 169—174).
Обосновывая свою методику, А. М. Соловьев писал: «Приступая к построению объема, необходимо прежде всего разъяснить учащимся, что представляет собой линия контура, обычно приковывающая внимание неопытных рисовальщиков. Необходимо довести до их сознания… что он принадлежит объему и как часть объема зависит от целого. То, что называют контуром, или, что вернее, надо считать краем формы,— явление изменчивое и непостоянное.
При том или ином повороте любая поверхность, образующая объем человеческого тела или другого предмета, может оказаться контуром. Для этого необходимо, чтобы данная поверхность, попав в параллельное положение по отношению к лучу зрения, сократилась до линии и имела при проекции на плоскость только одно измерение. Таким образом, контур является не чем иным, как суммой сократившихся до линий поверхностей, а потому при построении объема на рисунке ориентироваться с самого начала на него в процессе работы нельзя».
Рисунок головы, тональный подход, последовательность работы:
Рисунок гипсовой головы, последовательность линейно-конструктивного рисования:
По-разному они ориентируют и на конечный итог работы над рисунком. А. А. Дейнека предлагает начинать с линейно-контурного рисунка, а заканчивать решением тональных задач: «Контур — условное обозначение границ как самого предмета и составляющих его частей, так и цветовых планов. Линии, контура в природе не существует как реально ощутимого фактора. И поэтому в дальнейшем в завершающей стадии рисунка контуры должны пропасть, уступив место мягким переходам одной формы в другую». А. М. Соловьев, наоборот, предлагает начинать рисунок с тональной лепки формы (пятна) и постепенно подходить к выявлению контурной линии: «Только в результате постепенного уточнения и тщательного разбора форм натуры учащийся подойдет к той «контурной линии», с которой неумелые ученики пытаются начинать свои рисунки».
Различие в методике решения одних и тех же задач мы можем отметить в работах многих художников-педагогов.
Своеобразие методических установок ощущается в каждом пособии, а издано их в этот период было довольно большое количество. Но что чрезвычайно важно здесь — отметить — принципы и методологические основы учебного рисунка у всех художников-педагогов в этот период были едины. Это единство взглядов на цели и задачи учебного рисунка, на дальнейшие пути развития реалистического рисунка дает все основания и данный период охарактеризовать периодом советской школы рисунка.