Лингвистическая сказка что это
Сказки. Рассказы. Стихи
Лингвистические сказки.Роль лингвистических сказок при изучении русского языка
Использованию лингвистической сказки в школе сейчас уделяется большое внимание.В последнее время интерес к лингвистическим сказкам вырос, так как сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка. Сегодня наблюдается снижение интереса у обучающихся к изучению русского языка, особенно правил, теоретических сведений. В итоге страдает грамотность, речь. Современные учёные и педагоги обеспокоены безграмотностью учеников. Автоматически заученные правила не помогают учащимся выработать лингвистические знания, стать грамотным. Родной язык становится сухим, неинтересным сводом орфографических и пунктуационных правил. Между тем даже трудный материал запоминается легче, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Лингвистические сказки благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника.
Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся.
На сегодняшний день существуют методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистических сказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г. Воробьёв, О.С. Ушакова и др.), инсценировки (В.К. Мовсесян и др.), игр (В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая, и др.), которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями.
Сказку можно сделать средством развития творческих способностей учащихся и тем самым использовать как приём для развития речи учащихся в процессе индивидуальной и коллективной работы. Поэтому задача воспитания интереса к предмету посредством лингвистической сказки важна и актуальна. Но самое важное, сказка позволяет соединить то, что часто соединить на уроках русского языка бывает довольно трудно – теоретические знания и практические навыки. Усвоение теоретических представлений должно происходить непринужденно для учащихся, особенно 5-6 классов, поэтому теоретические знания по грамматике лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.
Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и лингвистические. При использовании сказок в процессе обучения русскому языку основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Что такое лингвистическая сказка
Содержание статьи
Элементы лингвистической сказки
С помощью игры лингвистическая сказка объясняет правила и законы языка. Хоть она появилась на свет гораздо позже традиционных фольклорных сказок, у нее обязательно должны быть свои герои, элементы волшебства и сказочные превращения.
Композиционно лингвистическая сказка состоит из присказки, зачина, самого действия и концовки. При этом характерной чертой является то, что в концовке обязательно делается упор на лингвистические понятия, которые вытекают содержания самой сказки.
Сюжет
Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка. Для лингвистических сказок непреложным условием должно быть знание лингвистического материала и родного языка, здесь недопустимы фактические ошибки.
Характерная особенность лингвистической сказки состоит в том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной форме, что значительно облегчает процесс запоминания. Используя этот метод для закрепления, обобщения или повторения пройденного материала у ребенка активно задействуются все виды памяти – произвольная, оперативная, смысловая, неоперативная.
Виды лингвистической сказки
По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить на:
— сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в сказочном действии;
— сказки-упражнения, которые являются интересным дидактическим материалом;
— информативные сказки, цель которых состоит в ознакомлении с новыми фактами и понятиями;
— сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).
Значение сказок в процессе обучения
Занимательные лингвистические сказки помогают сконцентрировать внимание учеников, повышают их творческую активность, создают идеальную эмоциональную атмосферу для общения, а самое главное, формируют стойкий интерес к процессу обучения.
Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране. Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому. Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе.
Лингвистическая сказка как разновидность предметной сказки
Лингвистическая сказка как разновидность предметной сказки
Главное внимание на уроках русского языка учитель уделяет тексту, как тому понятию, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание. Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей.
Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более, заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая интерес к предмету. Учитель при этом всячески старается сохранить внимание и заинтересованность своих учеников: положительные эмоции при выполнении работы, как утверждают психологи, способствуют более успешному ее результату.Сделать правила русского языка интересными для учеников можно при помощи лингвистических сказок[5].
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим от¬тенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуж¬дайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мыс¬ли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке».
Педагог имел в виду сказку в общепринятом смысле слова. Однако сила и значение ее оказались так велики, что лингвисты решили взять этот жанр на вооружение и поставить на службу Великому Русскому Языку. Несколько десятилетий назад появились первые сказки Ф. Д. Кривина о языке, и с тех пор они стали одним из испытанных средств формирования интереса школьников к родному языку, так как это является одной из серьезных проблем современной школы и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль[5].
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явлениях[6].
Лингвистическая сказка являясь разновидностью предметной сказки имеет как общие черты, так и свои особенности:
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
Лингвистическая сказка всегда поучительна;
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, определённые устойчивые выражения;
Герои- буквы, слова, лингвистические понятия;
5. В лингвистических сказках объясняются лингвистические понятия, правила[3].
Композиция лингвистических сказок похожа на композицию обычной сказки, она включает в себя:
В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Важным условием лингвистической сказки является знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы, т.е. нельзя допускать фактических ошибок.
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок. Сюжеты фольклорных сказок зачастую являются основой для лингвистических.
Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:
1. Научить, объяснить новый материал.
2. Проверить знания по теме.
3. Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
Лингвистические сказки по тематическим разделам делятся:
По цели использования лингвистические сказки делятна:
— информативные сказки ( новые понятия, факты, знакомство с законами языка)
— сказки-игры (активное участие школьников в сюжетном действии сказки)
— сказки-проблемы (задачи, загадки, активизирующие мыслительную деятельность ребят, подталкивающие их к самостоятельным догадкам и открытиям)
— сказки-упражнения (формируют определенные умения и навыки школьников).
Подача нового лингвистического материала через сказку дает прекрасную возможность пробудить в спящем детском воображении живой мир всех разделов русского языка. Оригинальная необычная сказка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемные ситуации, послужит основой для повторения правила или тренировочного упражнения.
Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка»[11].
Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет и оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила[10].
Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться.
Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради).
Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций. Лингвистические сказки по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда ребята получили домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку. Также, на наш взгляд, лингвистические сказки могут быть частично подготовленными, если ребятам дается задание придумать продолжение сказки[10].
В литературе, ориентированной на формирование интереса к урокам русского языка, довольно большое внимание уделяется лингвистическим сказкам.
В книге «Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Русский язык», М.,1998, автором-составителем которой является В.В. Волина, московский педагог, в доступной и увлекательной форме рассказывается об истории зарождения языка и письменности. Раздел «Веселая грамматика» включает в себя большое количество грамматических сказок и стихов различных авторов (О.Высотской, Л. Успенского, Е.Мережинской, А.Тетивкина, отрывки из передачи «Радио-няня», Ф.Кривина, В.Волиной и т.д.), что может помочь читателям не только изучить основные правила русского языка, но и полюбить этот предмет.
Талантливым создателем лингвистических рассказов является автор книги «Слово о словах» (Лениздат,1974), Л.В. Успенский.
М.В. Панов в «Занимательной орфографии» рассказывает в увлекательной форме о том, как связано русское правописание с фонетикой, о сущности основных принципов русской орфографии, ее законах.
Благодаря лингвистическим сказкам учащиеся имеют возможность отдохнуть и развлечься разнообразными видами деятельности с пользой для себя. При слушании – осваивается новый учебный материал, при сочинении самими детьми сказок, во время игр и инсценировок – формируется речь учащихся, усовершенствуются навыки правописания, повторяется и проверяется изученный во время урока материал, развиваются творческие способности и логическое мышление детей.
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка
Анализ методической литературы показывает, что вопросам изучения сказок в школе сейчас уделяется большое внимание. В журнале “Русский язык в школе” и др. появились методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистических сказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г. Воробъёв, О.С. Ушакова и др.) инсценировки (В.К. Мовсесян и др.), игр (В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая, и др.) которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым – развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Несмотря на то, что о значении сказок для развития личности ребёнка написано очень много (К.Д. Ушинский, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский и др.), в сущности вопрос о том, как поддержать интерес детей, привлекая их созданию к своих сказок, не был предметом специального исследования.
Кроме того, в последнее время интерес к лингвистическим сказкам вырос, т.к. сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка.
Цель данной работы – выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи учащихся.
Главное внимание на уроках русского языка учитель уделяет тексту, как тому понятию, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание. Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей.
Наиболее интересно эти задачи поможет реализовать учителю лингвистическая сказка.
Эта сказка по русскому языку. Здесь другие герои – лингвистические понятия.
Особенности лингвистической сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок. Эта сказка является более широким понятием, чем, к примеру, морфологическая или словообразовательная сказки, что можно изобразить в следующей схеме:
Лингвистическая сказка по фактору адресантов может быть представлена как монологическим, так и диалогическим высказыванием. Но в большинстве случаев это монолог, т.е. “устное или письменное высказывание человека”.
Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и передают информацию на разных уровнях.
Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться.
Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради).
Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций. Также можно использовать аудиовидеозаписи.
Лингвистические сказки по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда ребята получили домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку. Также, на мой взгляд, лингвистические сказки могут быть частично подготовленными, если ребятам дается задание придумать продолжение сказки. Спонтанно сочинить лингвистическую сказку ребятам будет трудно!
По структурно-смысловой модели сказка – это прежде всего повествование, но с элементами описания и аргументированного типа текста. Например, такую структурно-смысловую модель сказки выделяет Угроватова Т.Ю. в книге “Подсказки на каждый день”.
I. При изучении любой темы в V классе сказки используются в качестве дидактического материала, но особенно эффективны при изучении таких разделов, как “Лексика”, “Словообразование”, “Морфология”(“Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”).
При изучении раздела “Лексика” знакомство учащихся с лексическим значением слова, с явлением многозначности, с употреблением глаголов в переносном значении с синонимами и антонимами проводится на материале сказок. Возможны следующие задания.
К выделенным словам найдите в предложениях правого столбца одинаковые или близкие по смыслу слова.
1. Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. | 2. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. |
Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний.
Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности.
На примере слова “красный” учащиеся знакомятся с явлением многозначности в сказках.
Слово “красный” в древнерусском языке имело значение “красный, нарядный, парадный, ласковый, добрый”. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Нередко в сказках действия людей приписываются неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевленными существительными, приобретают переносное значение. Употребление глаголов в переносном значении в сказках является средством создания образности.
Знакомство учащихся с синонимическим богатством русского языка можно также проводить на материале сказок.
Найдите синонимы в следующих предложениях. С какой целью используются в сказках синонимы.
1. Один раз поехал Иван-царевич на охоту: только выехал – неоткуда взялся мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный:
— А, здравствуй, Иван-царевич! Иван-царевич поклонился старику.
(Синонимы служат средством связи предложений в тексте)
Для создания контраста в сказках широко используются антонимы.
Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день-ночь, добро-зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый – недобрый, счастье – несчастье).
1. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
2. Однажды спорила Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?
В сказках часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами, а также чередование звуков в словах, поэтому при изучении раздела “Словообразование” учитель дает учащимся следующие задания.
Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами.
Для чего используются такие слова?
(Уменьшительно-ласкательные: “Старичок – пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку”; “Терешечка был мужичок не дурачок” и т.д.)
Пренебрежительные: “Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иван-царевич”; “Отец осерчал, прикрикнул на дочь: “Эка дурища безрукая. Хоть бы черт тебя взял” и т.д.)
Увеличительные: “Иван-царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи”; “Вдруг прилетело чудище великанов, село на старый дуб – дуб зашумел и погнулся и т.д.”)
При изучении темы “Имена существительные собственные и нарицательные” учащиеся выполняют следующие задания:
Назовите сказочные имена собственные, представляющие собой словосочетания, которыми обозначаются фантастические персонажи? (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)
Напишите 8 сказочных имен, присвоенных персонажам соотносительно с их своеобразием.
Найдите постоянные определения к существительным в следующих предложениях.
1. Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми молодцами.
Заключительный параграф темы “Глагол” в учебнике назван “Употребление времен”. Он знакомит учеников с одним из случаев переносного употребления форм глагола – употребление настоящего времени в значении прошедшего, с использованием в повествовании так называемого настоящего исторического.
Сказки являются также прекрасным материалом для изложения. Основная цель таких изложений – приобщить детей к миру сказочных героев, показать богатство языка и воображения создателей сказок. Удивительное разнообразие сказочных образов определяется закономерными при ее создании формами преобразующей деятельности воображения: превращением, гиперболизацией, преуменьшением, акцентированием отдельных признаков, наделением предметов необычными свойствами, синтезированием различных явлений действительности, установлением сходства предметов.
У сказочников пятиклассники учатся образно мыслить, организовывать и направлять свою фантазию, композиционно оформлять плоды своего воображения. Уяснение метафоричности языка сказок помогает глубже понять специфику построения образов. Под влиянием “очарования словом” у ребят возникает желание самим создать что-то подобное. Ученики могут не просто изложить содержание сказки, но и написать каким они представляют ее героев, обстановку, где происходит действие, закончить сказку, ввести еще одно удивительное превращение. Возникает возможность “соавторства”.
II. Учитель использует лингвистическую сказку как средство, помогающие организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей.
III. Пятиклассники не только с интересом слушают лингвистические сказки, но и сами сочиняют их, своеобразно преломляя сухую теорию в живые волшебные рассказы.
Примером может служить следующая сказка.
Спор подлежащего и сказуемого
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
А я-то думало, что я главное.
Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»
Ольга Хасиятуллова
Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»
Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о лингвистических сказках как средстве речевого развития дошкольников, использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить речь, а так же повысить процент усвоения материала у ребенка
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования лингвистических сказок в речевом развитии дошкольников;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в речевом развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Добрый день, Уважаемые коллеги!
— Тема моего мастер-класса «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников. Сказки являются средствами речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем- это использование лингвистических сказок в речевом развитии детей, а так же в разных образовательных областях и видах деятельности детей. Так что же это такое – лингвистическая сказка? Я рассматриваю это как очень интересный вид обучения, который зарекомендовал себя для дошкольников на этапе обучения грамоте. С ее помощью можно увлекательно рассказать о, буквах и звуках, предлогах, особенностях слова при постановке ударения и т. д. Это легко, интересно и познавательно. Лингвистическая сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Она имеет с ней сходства и отличия. Сравнение двух видов сказок показало, что структурные элементы – общие. В лингвистической сказке также есть присказка, зачин, развитие сказочного действия, концовка.
Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (звуки, буквы, и т. д.). И назначение лингвистическая сказка имеет другое. Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо, она объясняет законы языка.
Что бы понять на практике, то же такое лингвистическая сказка,я использую несколько способов:для начала я использую словестный метод:рассказ.
«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».
«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О»,«Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — «гласные» звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.
Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. «П-П-П» — запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
«Т-Т-Т» — застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
«К-К-К» — закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук «А», — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.
Как вы думаете, на что следует основываться, используя метод лингвистических сказок? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)
— Хочется отметить, что цель использования сказок в речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей, увлекательного сюжета, определенных правил темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
— Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)
— В процессе речевого развития с использованием лингвистических сказокформируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, связная речь, правильное произношение слов, а так же создаются необходимые условия для развития таких форм деятельности как игровая и учебной. Для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной,педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО.
— Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя лингвистические сказки в речевом развитии? (Ответы)
— Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы.
Сегодня мы попробуем с вами побывали участниками лингвистической сказки, ну а теперь попробуем сочинить сказку.
Так как лингвистические сказки отлично себя зарекомендовали на этапе обучения грамоте, то прежде, чес сочинить лингвистическую сказку, нужно уметь сочинять фольклерную сказку. Ранее мы узнали, что между ними моного общего,аконкретнее: это структурные элементы. Взяв это за основу, я решила продемонстрировать вам способ сочинения сказок, который предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучать этому и детей.
Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки:
– «перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку);
– сказки в «заданном ключе»;
– «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке);
– сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев);
– «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания).
Рассмотрим эти способы подробнее.
1. «Перевирание» сказки.
Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж.Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу какого-то героя. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?
2. Сказка в «заданном ключе».
Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию в старших группах. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.
– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».
– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.
3. «Салат» из сказок.
Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.
– Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.
– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.
– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.
4. Сказки «наизнанку».
Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.
5. «А что было потом».
Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек,которые задают вопрос: «А что было потом?»
Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик.
Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.
Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаем вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался в детстве, вновь поверить в волшебство, в сказку…
Педагоги делятся на 3 группы, каждая группа сочиняет сказкуи представляет коллегам:
Уважаемые педагоги. Вот и закончился мой мастер –класс.
Благодарю Вас за внимание, активность, заинтересованность, приятное сотрудничество!
Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.
Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества.
Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Цель: Совершенствовать профессиональные.
Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Приготовила: Воспитатель МБДОУ.
Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.
Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с таким видом книг, как книжка – малышка. Книжка – малышка это книга, сделанная.
Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников» Цель мастер-класса: показать роль игры в развитии творческого потенциала детей. Задачи: * представить опыт педагогической деятельности по.