Листинг что это простыми словами
Что такое листинг. Объясняем простыми словами
Листинг — процедура допуска ценных бумаг на биржу.
Во время листинга биржа изучает документацию компании, которая хочет разместить там свои ценные бумаги. Задача — понять, надёжная ли это организация и не создаст ли она проблем инвесторам или кредиторам.
Эксперты биржи смотрят на величину чистого дохода, стоимость активов эмитента, размер выпуска ценных бумаг и т. д. Если всё в порядке, после ряда формальных процедур компанию включают в биржевой список — перечень всех торгуемых на бирже ценных бумаг. Это значит, что бумаги компании может купить любой желающий.
Пример употребления на «Секрете»
«Российские публичные компании не отличаются открытостью. Информация о вознаграждении независимого директора компании гарантированно публикуется только теми, кто имеет листинг на западных биржах».
(Финансовый советник Светлана Радченко в колонке о том, почему в России мало по-настоящему независимых советов директоров.)
Ошибки в употреблении
Не следует путать понятие листинг и IPO — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Листинг — это лишь часть процедуры IPO.
Термин «листинг» употребляют не только в биржевой торговле.
В программировании он обозначает начальные коды программ, которые впоследствии станут пригодными для работы.
В сфере недвижимости «листинг» — включение предмета договора между риелтором и собственником в общий список продаваемой недвижимости.
В торговле — пополнение ассортимента магазина новым продуктом.
А ещё этот термин означает включение криптомонет в продажу на платформе.
Нюансы
Листинг бывает первичный — когда бумаги поступают в оборот на одной бирже, и вторичный, когда они появляются ещё и на другой бирже. Например, Mail.ru Group провела первичный листинг на Лондонской бирже, а вторичный — на Московской.
Также листинг делится на уровни. Например, у списка ценных бумаг Московской биржи их три. Для третьего уровня требования минимальные, для второго — более серьёзные (в нём в основном малоликвидные акции и облигации, но есть известные компании — «Аптечная сеть 36,6», КамАЗ, «Сургутнефтегаз» и т. д. Самые жёсткие требования — для первого уровня списка, где можно найти все «голубые фишки», то есть самые популярные и ликвидные бумаги.
Что такое листинг
chto_takoe_listing.jpg
Похожие публикации
Листинг: определение и виды
Уровни листинга
В приложениях № 2 и № 6 к положению № 534-П приведены требования к эмитенту, которым он должен соответствовать, чтобы размещать акции или облигации на 1-м и 2-м котировальных уровнях. Биржи, на которых производится листинг ценных бумаг, обязаны данные требования учитывать при установлении своих критериев в отношении включения ценных бумаг в те или иные списки.
Котировальные уровни листинга акций и облигаций
Соответствующих требований положением № 543-П и прочими нормами, утвержденными данными документом, предусмотрено довольно много. Если говорить о ключевых, на основании которых акции попадают на уровень листинга 1, то к таковым можно отнести нижеследующий перечень требований к эмитенту:
Если эмитент не может рассчитывать на включение акций в листинг первого уровня, то может попробовать включить их в нижестоящий котировочный список. В этом случае критерии включения определяются биржей. К примеру, Московской биржей для включения в список второго уровня установлена стоимость обыкновенных акций в свободной торговле должна быть не менее 1 млрд. рублей, привилегированных — 500 млн. рублей. Эмитент должен существовать по общему правилу не менее 1 года, и иметь опубликованную финотчетность за 1 год, предшествующий моменту включения ценных бумаг в листинг второго уровня.
Некотировальный уровень
На уровень листинга 3, то есть, в список некотируемых бумаг, попадают те ценные бумаги, которые критериям включения в списки 1-го или 2-го уровня не соответствуют, но при этом удовлетворяют общим минимальным критериям допуска к организованным торгам. Например, в отношении эмиссионных ценных бумаг соответствующие критерии прописаны в п. 1.5 положения № 534-П. Они предусматривают, что листинг, как минимум, третьего уровня будет доступен эмитенту, который:
Зачем нужен листинг ценных бумаг
Для практического осуществления листинга эмитенту ценных бумаг необходимо обеспечить соответствие собственных экономических показателей и процедуры эмиссии требованиям, установленным законом и правилами конкретной биржи.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Листинг
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Термин «листинг» (от английского list – список) чаще всего употребляется в связи с фондовым рынком и трактуется как допуск акций компании к торгам.
Также листинг является обязательной процедурой в торговом маркетинге и осуществляет отбор поставщиков в соответствии с правилами допуска продукции к продаже в торговой сети.
Описание листинга в торговле простыми словами
Листинг — информация из Википедии
Впрочем, листинг как явление нашло себе применение и для ежедневных задач. Например, чтобы не держать в голове большое количество разных дел или поручений, для удобства можно «набросать» так называемый «to-do list» – список текущих дел. Еще можно составить «check list» – то есть лист готовности, в котором указываются основные требования или критерии успешно реализованного проекта. На производстве нередко используют лист замечаний или «snagging list», который позволяет проанализировать поломки и внести предложения по их исправлению.
Виды и цели листинга
Получается, что листинг в некотором смысле выполняет функцию фильтра, который «отсеивает» неподходящий под заданные параметры товар. Это означает, что компании, успешно прошедшие процедуру листинга, автоматически повышают свой рейтинг в глазах инвесторов или потребителей.
Процедура листинга и делистинга в торговле
Бывает, что товары попадают в чёрный список, то есть они проходят обратную процедуру, которая называется «делистингом»: товары, не прошедшие требуемый листинговый «кастинг», уходят с прилавков торговой сети, а ценные бумаги – с торгов на бирже.
Иногда листинг покидают товары, которые прошли «кастинг», но так и не нашли своего потребителя, о них ещё говорят «товары с низким маркетинговым показателем» – когда у потребителя не формируется лояльное отношение к продукту, что ведёт к снижению спроса и падению продаж. Место товаров – аутсайдеров в листе поставщиков может занять конкурирующая торговая марка.
Есть и счастливчики, которые сразу же попадают в лист поставщиков, минуя процедуру листинга – к ним относятся торговые марки и товары, имеющие высокий рейтинг, то есть они являются лидерами продаж и популярны среди потребителей.
Процедура листинга касается новых товаров, которые еще только готовятся занять свое место в торговых сетях и тележках покупателей.
Требования к поставщикам
Поставщик обязан выполнить требования листинга, если он хочет, чтобы его товары и марки были представлены на полках ретейла. К основным требованиям листинга в торговле относятся:
Поставщик не всегда обязан соблюдать все требования, чтобы успешно пройти процедуру листинга и быть включенным в список поставщиков. Обычно достаточно соответствовать по двум-трем пунктам листинга.
Листинг ценных бумаг
Листинг биржевых товаров имеет свои особенности и является обязательной процедурой. По итогам проверки, акции, ценные бумаги могут быть включены в котировочный лист, то есть – допущены к торгам на фондовой бирже по правилам, утвержденным организаторами торговли.
Порядок прохождения листинга состоит из нескольких этапов.
Не редко в процессе экспертизы выясняется, что компания не соответствует требованиям биржи в полной мере, такого эмитента вносят в так называемый «предлистинг» или предварительный реестр обращающихся бумаг. Эта превентивная мера уберегает инвесторов от риска вложить средства в компанию из «ненадёжного» списка. Таким образом, листинг обеспечивает дополнительную защиту средств владельцев денежных вкладов. Тем не менее ценные бумаги, которые находятся в статусе предварительного листинга, можно покупать и продавать, но за пределами торговой площадки.
Запрос на листинг акций в основном поступает со стороны эмитента, однако бывают случаи, когда включение в листинг происходит по инициативе самой биржи. Так обычно бывает, когда ценные бумаги имеют высокий спрос в трейдерском сообществе.
Правила листинга
Стандартных, единых для всех требований листинга для эмитентов, то есть организаций или физических лиц, которые выпустили акции для развития и финансирования своей деятельности, нет. Одни биржи могут предъявлять более строгие и полные требования, в то время как другие – эти критерии упрощают.
К слову, до начала действия федерального закона «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) требования листинга российских бирж во многом отличались от критериев зарубежных торговых площадок. На сегодняшний день большинство требований российских бирж к эмитентам отвечают нормам международной практики.
К примеру, фондовая биржа в Нью-Йорке предъявляет следующие требования к эмитентам ценных бумаг:
Фондовая биржа в Германии ставит перед эмитентами менее жесткие условия по части активов. Например, объем собственного капитала компании должен быть 3,5 миллиона евро. В Европе принято учитывать возраст компании – организация имеет право подать заявку на листинг только в том случае, если проработала на рынке минимум 3 года.
Процедура листинга – это выход на цивилизованный (или организованный) рынок, где представлены надежные игроки и качественные акции. Тенденции изменения в сфере ценных бумаг на организованной биржевой площадке зачастую определяют амплитуду движения курсов ценных бумаг во внебиржевом обороте.
Листинг ценных бумаг – что это такое, зачем и как он проводится
Если вы хотите узнать, ценные бумаги каких компаний торгуются на фондовой бирже, вам надо заглянуть в специальный список. В него попадают только те, кто отвечает требованиям торговых площадок, и он в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах бирж. В статье я простыми словами расскажу, что это такое – листинг ценных бумаг, как он проводится, какие требования предъявляются к акциям и облигациям для включения их в перечень торгуемых инструментов.
Понятие листинга и цель его проведения
Листинг на бирже – это процедура включения ценных бумаг в список торгуемых инструментов. Он состоит из нескольких этапов, по итогам которых активы попадают на один из трех уровней, и с ними могут совершать сделки купли-продажи частные инвесторы.
На каждой бирже разработаны собственные правила листинга, которые регулярно пересматриваются. Например, на Московской бирже с 1.04.2021 действует новая редакция. Последняя продержалась всего 4 месяца.
Любая коммерческая компания видит своей главной целью получение прибыли. Допуск к торгам на фондовых биржах – это один из возможных путей ее достижения. Эмитент, бумаги которого обращаются на организованных торгах, получает дополнительный капитал для своего развития. Он становится узнаваемой компанией, повышает доверие потенциальных потребителей и получает преимущество перед конкурентами. В конечном итоге все это приводит к увеличению прибыли компании.
Логично, что такие преимущества хотят получить многие. Если биржи не проводили бы “кастинг” в виде листинга, то к торгам оказались бы допущены все подряд: потенциальные банкроты с целью получения денег инвестора для покрытия долгов, слабые и неэффективные компании. Инвесторы бы теряли деньги, и репутация биржи пострадала бы. Чтобы избежать таких проблем, была введена процедура листинга. В процессе его проведения в список попадают только те, кто отвечает требованиям организатора торгов по ряду параметров.
Список ценных бумаг, допущенных к торгам
Всего на 1.03.2021 на Мосбирже обращается 2 749 бумаг от 714 эмитентов. Из них:
В 1-й колонке мы видим разные уровни листинга. Всего их три, 1-й и 2-й объединены в котировальный список, 3-й в него не входит. Для присвоения инструменту того или иного уровня учитывают:
Это общие параметры. Есть нюансы отнесения отдельных видов инструментов (акций, облигаций, паев) к разным уровням. Их рассмотрим отдельно. Самые надежные активы попадают в котировальный список. Требования для включения в 3-й уровень значительно лояльнее, чем для первых двух. Ценным бумагам, которые претендуют на попадание туда, достаточно выполнить первых три условия, описанных выше.
Список включает следующую информацию по каждой ценной бумаге:
Требования для прохождения листинга на Московской бирже
Требования к ценным бумагам для прохождения листинга на Московской бирже изложены в Правилах, которые действуют с 1.04.2021. Кратко рассмотрим их по основным инструментам: акциям и облигациям.
Для акций
Московская биржа рассматривает следующие условия при включении акций российских компаний в 1-й и 2-й уровни:
Для облигаций
Рассмотрим условия для включения облигаций российских эмитентов в список:
Процедура листинга
Этапы проведения листинга:
Таким образом, процедура представляет собой проверку надежности компании и ее ценных бумаг. Инвестор при выборе активов в свой портфель может руководствоваться списком на бирже. Если он хочет приобретать только акции “голубых фишек”, то их следует искать в 1-м уровне, самые рискованные активы находятся в 3-м.
Инструменты одного и того же эмитента могут находиться на разных уровнях списка. Например, акции Сбербанка находятся в 1-м, а некоторые облигации расположились в 3-м.
Плюсы и минусы для эмитента
Рассмотрим плюсы и минусы участия компании в листинге на фондовой бирже.
Заключение
Листинг важен не только для эмитента, но и для частного инвестора. Последнему он позволяет провести предварительный отбор активов в свой инвестиционный портфель после того, как ценные бумаги и компанию проверила экспертная группа фондовой биржи. Но этот процесс не дает стопроцентной гарантии, что вы купите надежные инструменты, которые будут стабильно приносить доход, а по облигациям не возможен дефолт.
Поэтому ограничиваться только просмотром списка нельзя. Он не заменит проведение полноценного анализа. Пусть это станет только первым шагом на пути формирования вашего портфеля.
Листинг ценных бумаг на фондовой бирже
Листинг — это процесс добавления новых наименований в существующий список, удовлетворяющий определённому перечню требований качества и надёжности. Их характер и количество могут варьироваться в зависимости от сферы использования процедуры. Чаще всего термин «листинг» встречается:
Листингом ценных бумаг на фондовой бирже называют совокупность правил, которая определяет процедуру включения тех или иных эмиссионных бумаг в обращение. В соответствии со сложившейся системой взаимодействия трейдеры получают доступ только к тем акциям, которые удовлетворяют всем требованиям котировальных списков, используемых в рамках отдельно взятой торговой площадки.
Что значит листинг на бирже — цели и решаемые задачи
Присутствие на бирже существенно расширяет возможности компании, но для попадания в котировки одного желания недостаточно. Листинг представляет собой сложную процедуру, которая включает несколько ступеней проверки качества и надёжности эмитента. Это позволяет минимизировать риск появления на бирже ценных бумаг недобросовестных компаний.
Ценные бумаги, которые не соответствуют заявленным требованиям по группе показателей, включаются в специальный предлистинговый список. Сделки по ним выводятся за пределы торговой системы. Компании, бумаги которых успешно проходят все этапы листинга, получают возможность привлечь инвесторов как в собственной стране, так и за её пределами. Первоначальный курс активов и их ликвидность определяются котировальной комиссией.
На основании этого можно сформулировать две основные цели, которые преследует листинг.
В случае необходимости проводится делистинг — исключение ценных бумаг из котировального списка. Инициировать запуск этой процедуры может руководство биржи или сама компания. К числу основных причин проведения делистинга относятся:
Процедура листинга ценных бумаг: плюсы и минусы
После прохождения процедуры листинга на фондовом рынке компания получает ряд важных преимуществ, к которым относятся:
Компании, успешно прошедшие процедуру листинга, также получают дополнительные привилегии при оформлении кредитных операций или организационных переходов (слияние, поглощение).
К недостаткам листинга некоторые эмитенты относят полную прозрачность внутренней организации бизнеса. Это означает, что на текущую стоимость ценных бумаг могут оказывать непосредственное влияние как положительные, так и отрицательные конъюнктурные изменения. Помимо этого, сама по себе процедура листинга имеет определённую стоимость и требует дополнительных расходов в виде ежегодных взносов в систему биржи.
Виды и перспективы использования листинга на бирже
Способ проведения листинга определяется в зависимости от типа ценных бумаг и уровня действующих котировок у компании-эмитента за рубежом. Сегодня специалисты выделяют несколько видов листинга.
Помимо этого, процедура листинга ценных бумаг может существенно различаться по общей схеме проведения.
Основные этапы листинга ценных бумаг
Процедура прохождения листинга может существенно различаться в каждом конкретном случае. При этом всегда сохраняется типовая схема, которая включает несколько этапов.
Правила прохождения процедуры листинга ценных бумаг
Требования, которые предъявляются биржей к компаниям-эмитентам, включают ряд обязательных пунктов:
Помимо этого, для поддержания котировального списка на соответствующем уровне торговые представители устанавливают минимальный порог объёма продаж бумаг за месяц по итогам отчётного периода.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет – вы всегда можете задать нам новые. Просто заполните форму обратной связи – и мы обязательно поможем разобраться во всех непонятных моментах!