Листинг что это в торговле
Листинг ценных бумаг — что это означает в торговле, планы и задачи, процедура на фондовом рынке
Не является секретом, что на биржу попадает далеко не каждая ценная бумага. Туда попадают акции только самых состоятельных компаний. Для подобного «отбора» и проводится такая многоэтапная долгая процедура, называемая листинг.
Что такое listing на бирже?
Листингом в биржевой рыночной торговле называется особая процедура, вследствие которой активы и ценные бумаги той или иной компании попадают в котировальный лист. Это означает, что они «активируются» для совершения сделок купли-продажи. Даже название процедуры – это производное от английского «list» — «перечень», «список» чего-либо.
Листинг простыми понятными словами означает добавление акций компании в список той или иной биржи, чтобы их продажа и покупка стала доступной. То есть финансовый инструмент, не попавший в этот список, участвовать в торговле не сможет. Таким образом, залистинговать — это провести экспертизу акций и внести их в котировальный лист (list).
Виды листинга
Листинг классифицируют на:
В свою очередь вторичный листинг тоже делят на несколько видов:
План листинга
Каждая биржа самостоятельно разрабатывает и утверждает план проведения листинга. Как правило, общие черты процедуры на разных листинговых платформах похожи между собой.
К торговле допускаются только те ценные бумаги, которые удовлетворили листинговую комиссию биржи. Именно она выносит вердикт – добавлять акции в лист или нет.
Чтобы успешно пройти листинг, надо выполнить ряд условий, установленных биржей. Обычно общими условиями является полное соответствие деятельности компании действующим нормам закона и согласие на предоставление требуемой информации о своей работе. Полный перечень условий каждая биржа выкладывает на своем сайте.
Листинг завершается только после того, как поданные документы прошли экспертизу. С этого момента активы эмитента попадают в котировальный лист.
Договор листинга
Договор заключается между биржей и эмитентом, который собирается получить разрешение на включение своих активов в котировальный лист. Предметом договора является проведение независимой экспертной оценки. Если все проходит успешно, акции компании становятся доступны для совершения торговых операций.
Листинг акций и облигаций
Понятно, что все существующие компании не похожи друг на друга. У них разные финансовые результаты, разные виды деятельности, разный масштаб. Совокупность этих параметров создает определенные инвестиционные риски.
Чтобы дать инвесторам достоверную информацию об уровне риска той или иной компании, последних разбивают на несколько уровней. Рассмотрим конкретный пример такого разделения на Московской бирже (МБ) – крупнейшем холдинге РФ.
Так, листинг акций и облигаций на МБ разделен на три уровня. Третий – самый лояльный. На первом уровне находятся акции известных состоятельных эмитентов.
Чтобы залистинговать те или иные акции, МБ тщательно проверяет соблюдение законодательства, прозрачность предприятия, его масштаб и объемы выпуска. Кроме того, учитывается и время существования юридического лица. Чтобы залистинговать на МБ облигации, процедура проводится по тому же алгоритму, что и для акций. Все требования к обоим финансовым инструментам основаны на одинаковых принципах.
Процедура листинга на фондовой бирже
Составление котировального листа на фондовой бирже происходит в три этапа:
После завершения трех перечисленных этапов, листинговая комиссия проводит соответствующую экспертизу и на основании добытой информации принимает главное решение – включать рассматриваемые акции в лист или нет.
Этапы listing
Биржевой листинг состоит из нескольких этапов. Ее общая продолжительность – около двух месяцев. Все пункты, которые включены в схему ее проведения, нельзя исключить или пропустить. Итак, чтобы залистинговать ценные бумаги, последовательно реализуются следующие этапы:
Если биржевые эксперты обнаружили, что рассматриваемый кандидат не соответствует тем требованиям, которые установлены листинговой компанией, его ценные бумаги вносятся в предварительный реестр. Это направлено на то, чтобы предостеречь частных инвесторов от риска.
Однако успешно пройденный листинг компании на фондовой бирже вовсе не означает, что ценные бумаги теперь навсегда будут включены в нее. В определенных ситуациях они могут быть вычеркнуты из котировального листа. Например, это случается из-за неисполнения конкретных обязательств, несоответствия каким-либо условиям или из-за слишком сильно упавшей стоимости акций. Стать инициатором делистинга (т. е. исключения из котировального листа) вправе и сам эмитент.
Плюсы и минусы listing
Как только компания успешно завершила листинг, она получит целый перечень преимуществ:
Если говорить о минусах листинга, то эмитенты здесь выделяют такие недостатки:
Как соотносятся listing и IPO
Довольно часто термины listing и IPO путают между собой. Однако это не совсем одинаковые вещи. IPO подразумевает первичное размещение компанией акций на рынке (другими словами это просто факт того, что компания «произвела» акции, которые собирается продавать). А listing – это этап IPO, который означает процесс включения первичных выпущенных акций в биржевой список. Без процедуры листинга финансовые активы эмитента не будут выпущены на торги.
Заключение
Листинг акций предотвращает манипулирование ценами, создает равные условия и возможности для участников торговых отношений. Кроме того, процедура дает преимущества и самому эмитенту. Он привлекает больше и больше инвестиций, наращивает свой капитал. Предприятие начинает входить в различные рейтинги, к ней повышается интерес со стороны инвесторов. Очевидно, что и для фондовой биржи, и для эмитента это выгодно.
Вопросы и ответы
Кратко этапы листинга выглядят следующим образом:
Что такое листинг. Объясняем простыми словами
Листинг — процедура допуска ценных бумаг на биржу.
Во время листинга биржа изучает документацию компании, которая хочет разместить там свои ценные бумаги. Задача — понять, надёжная ли это организация и не создаст ли она проблем инвесторам или кредиторам.
Эксперты биржи смотрят на величину чистого дохода, стоимость активов эмитента, размер выпуска ценных бумаг и т. д. Если всё в порядке, после ряда формальных процедур компанию включают в биржевой список — перечень всех торгуемых на бирже ценных бумаг. Это значит, что бумаги компании может купить любой желающий.
Пример употребления на «Секрете»
«Российские публичные компании не отличаются открытостью. Информация о вознаграждении независимого директора компании гарантированно публикуется только теми, кто имеет листинг на западных биржах».
(Финансовый советник Светлана Радченко в колонке о том, почему в России мало по-настоящему независимых советов директоров.)
Ошибки в употреблении
Не следует путать понятие листинг и IPO — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Листинг — это лишь часть процедуры IPO.
Термин «листинг» употребляют не только в биржевой торговле.
В программировании он обозначает начальные коды программ, которые впоследствии станут пригодными для работы.
В сфере недвижимости «листинг» — включение предмета договора между риелтором и собственником в общий список продаваемой недвижимости.
В торговле — пополнение ассортимента магазина новым продуктом.
А ещё этот термин означает включение криптомонет в продажу на платформе.
Нюансы
Листинг бывает первичный — когда бумаги поступают в оборот на одной бирже, и вторичный, когда они появляются ещё и на другой бирже. Например, Mail.ru Group провела первичный листинг на Лондонской бирже, а вторичный — на Московской.
Также листинг делится на уровни. Например, у списка ценных бумаг Московской биржи их три. Для третьего уровня требования минимальные, для второго — более серьёзные (в нём в основном малоликвидные акции и облигации, но есть известные компании — «Аптечная сеть 36,6», КамАЗ, «Сургутнефтегаз» и т. д. Самые жёсткие требования — для первого уровня списка, где можно найти все «голубые фишки», то есть самые популярные и ликвидные бумаги.
Листинг ценных бумаг на фондовой бирже
Листинг — это процесс добавления новых наименований в существующий список, удовлетворяющий определённому перечню требований качества и надёжности. Их характер и количество могут варьироваться в зависимости от сферы использования процедуры. Чаще всего термин «листинг» встречается:
Листингом ценных бумаг на фондовой бирже называют совокупность правил, которая определяет процедуру включения тех или иных эмиссионных бумаг в обращение. В соответствии со сложившейся системой взаимодействия трейдеры получают доступ только к тем акциям, которые удовлетворяют всем требованиям котировальных списков, используемых в рамках отдельно взятой торговой площадки.
Что значит листинг на бирже — цели и решаемые задачи
Присутствие на бирже существенно расширяет возможности компании, но для попадания в котировки одного желания недостаточно. Листинг представляет собой сложную процедуру, которая включает несколько ступеней проверки качества и надёжности эмитента. Это позволяет минимизировать риск появления на бирже ценных бумаг недобросовестных компаний.
Ценные бумаги, которые не соответствуют заявленным требованиям по группе показателей, включаются в специальный предлистинговый список. Сделки по ним выводятся за пределы торговой системы. Компании, бумаги которых успешно проходят все этапы листинга, получают возможность привлечь инвесторов как в собственной стране, так и за её пределами. Первоначальный курс активов и их ликвидность определяются котировальной комиссией.
На основании этого можно сформулировать две основные цели, которые преследует листинг.
В случае необходимости проводится делистинг — исключение ценных бумаг из котировального списка. Инициировать запуск этой процедуры может руководство биржи или сама компания. К числу основных причин проведения делистинга относятся:
Процедура листинга ценных бумаг: плюсы и минусы
После прохождения процедуры листинга на фондовом рынке компания получает ряд важных преимуществ, к которым относятся:
Компании, успешно прошедшие процедуру листинга, также получают дополнительные привилегии при оформлении кредитных операций или организационных переходов (слияние, поглощение).
К недостаткам листинга некоторые эмитенты относят полную прозрачность внутренней организации бизнеса. Это означает, что на текущую стоимость ценных бумаг могут оказывать непосредственное влияние как положительные, так и отрицательные конъюнктурные изменения. Помимо этого, сама по себе процедура листинга имеет определённую стоимость и требует дополнительных расходов в виде ежегодных взносов в систему биржи.
Виды и перспективы использования листинга на бирже
Способ проведения листинга определяется в зависимости от типа ценных бумаг и уровня действующих котировок у компании-эмитента за рубежом. Сегодня специалисты выделяют несколько видов листинга.
Помимо этого, процедура листинга ценных бумаг может существенно различаться по общей схеме проведения.
Основные этапы листинга ценных бумаг
Процедура прохождения листинга может существенно различаться в каждом конкретном случае. При этом всегда сохраняется типовая схема, которая включает несколько этапов.
Правила прохождения процедуры листинга ценных бумаг
Требования, которые предъявляются биржей к компаниям-эмитентам, включают ряд обязательных пунктов:
Помимо этого, для поддержания котировального списка на соответствующем уровне торговые представители устанавливают минимальный порог объёма продаж бумаг за месяц по итогам отчётного периода.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет – вы всегда можете задать нам новые. Просто заполните форму обратной связи – и мы обязательно поможем разобраться во всех непонятных моментах!
Листинг
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Термин «листинг» (от английского list – список) чаще всего употребляется в связи с фондовым рынком и трактуется как допуск акций компании к торгам.
Также листинг является обязательной процедурой в торговом маркетинге и осуществляет отбор поставщиков в соответствии с правилами допуска продукции к продаже в торговой сети.
Описание листинга в торговле простыми словами
Листинг — информация из Википедии
Впрочем, листинг как явление нашло себе применение и для ежедневных задач. Например, чтобы не держать в голове большое количество разных дел или поручений, для удобства можно «набросать» так называемый «to-do list» – список текущих дел. Еще можно составить «check list» – то есть лист готовности, в котором указываются основные требования или критерии успешно реализованного проекта. На производстве нередко используют лист замечаний или «snagging list», который позволяет проанализировать поломки и внести предложения по их исправлению.
Виды и цели листинга
Получается, что листинг в некотором смысле выполняет функцию фильтра, который «отсеивает» неподходящий под заданные параметры товар. Это означает, что компании, успешно прошедшие процедуру листинга, автоматически повышают свой рейтинг в глазах инвесторов или потребителей.
Процедура листинга и делистинга в торговле
Бывает, что товары попадают в чёрный список, то есть они проходят обратную процедуру, которая называется «делистингом»: товары, не прошедшие требуемый листинговый «кастинг», уходят с прилавков торговой сети, а ценные бумаги – с торгов на бирже.
Иногда листинг покидают товары, которые прошли «кастинг», но так и не нашли своего потребителя, о них ещё говорят «товары с низким маркетинговым показателем» – когда у потребителя не формируется лояльное отношение к продукту, что ведёт к снижению спроса и падению продаж. Место товаров – аутсайдеров в листе поставщиков может занять конкурирующая торговая марка.
Есть и счастливчики, которые сразу же попадают в лист поставщиков, минуя процедуру листинга – к ним относятся торговые марки и товары, имеющие высокий рейтинг, то есть они являются лидерами продаж и популярны среди потребителей.
Процедура листинга касается новых товаров, которые еще только готовятся занять свое место в торговых сетях и тележках покупателей.
Требования к поставщикам
Поставщик обязан выполнить требования листинга, если он хочет, чтобы его товары и марки были представлены на полках ретейла. К основным требованиям листинга в торговле относятся:
Поставщик не всегда обязан соблюдать все требования, чтобы успешно пройти процедуру листинга и быть включенным в список поставщиков. Обычно достаточно соответствовать по двум-трем пунктам листинга.
Листинг ценных бумаг
Листинг биржевых товаров имеет свои особенности и является обязательной процедурой. По итогам проверки, акции, ценные бумаги могут быть включены в котировочный лист, то есть – допущены к торгам на фондовой бирже по правилам, утвержденным организаторами торговли.
Порядок прохождения листинга состоит из нескольких этапов.
Не редко в процессе экспертизы выясняется, что компания не соответствует требованиям биржи в полной мере, такого эмитента вносят в так называемый «предлистинг» или предварительный реестр обращающихся бумаг. Эта превентивная мера уберегает инвесторов от риска вложить средства в компанию из «ненадёжного» списка. Таким образом, листинг обеспечивает дополнительную защиту средств владельцев денежных вкладов. Тем не менее ценные бумаги, которые находятся в статусе предварительного листинга, можно покупать и продавать, но за пределами торговой площадки.
Запрос на листинг акций в основном поступает со стороны эмитента, однако бывают случаи, когда включение в листинг происходит по инициативе самой биржи. Так обычно бывает, когда ценные бумаги имеют высокий спрос в трейдерском сообществе.
Правила листинга
Стандартных, единых для всех требований листинга для эмитентов, то есть организаций или физических лиц, которые выпустили акции для развития и финансирования своей деятельности, нет. Одни биржи могут предъявлять более строгие и полные требования, в то время как другие – эти критерии упрощают.
К слову, до начала действия федерального закона «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) требования листинга российских бирж во многом отличались от критериев зарубежных торговых площадок. На сегодняшний день большинство требований российских бирж к эмитентам отвечают нормам международной практики.
К примеру, фондовая биржа в Нью-Йорке предъявляет следующие требования к эмитентам ценных бумаг:
Фондовая биржа в Германии ставит перед эмитентами менее жесткие условия по части активов. Например, объем собственного капитала компании должен быть 3,5 миллиона евро. В Европе принято учитывать возраст компании – организация имеет право подать заявку на листинг только в том случае, если проработала на рынке минимум 3 года.
Процедура листинга – это выход на цивилизованный (или организованный) рынок, где представлены надежные игроки и качественные акции. Тенденции изменения в сфере ценных бумаг на организованной биржевой площадке зачастую определяют амплитуду движения курсов ценных бумаг во внебиржевом обороте.
Листинг в торговле – каким образом акции появляются на бирже
Листинг — это процесс добавления новых наименований в существующий список, удовлетворяющий определённому перечню требований качества и надёжности. Их характер и количество могут варьироваться в зависимости от сферы использования процедуры. Чаще всего термин «листинг» встречается:
в торговле — добавление продукции в ассортимент с целью последующей продажи, такой листинг может осуществляться через бесплатный продукт, краткосрочные акции, бонусные программы и т.д.;
в недвижимости — заключение договора на проведение листинга происходит между собственником жилья, который собирается его продать, и агентом по недвижимости.
Листингом ценных бумаг на фондовой бирже называют совокупность правил, которая определяет процедуру включения тех или иных эмиссионных бумаг в обращение. В соответствии со сложившейся системой взаимодействия трейдеры получают доступ только к тем акциям, которые удовлетворяют всем требованиям котировальных списков, используемых в рамках отдельно взятой торговой площадки.
Что значит листинг на бирже — цели и решаемые задачи
Присутствие на бирже существенно расширяет возможности компании, но для попадания в котировки одного желания недостаточно. Листинг представляет собой сложную процедуру, которая включает несколько ступеней проверки качества и надёжности эмитента. Это позволяет минимизировать риск появления на бирже ценных бумаг недобросовестных компаний.
Ценные бумаги, которые не соответствуют заявленным требованиям по группе показателей, включаются в специальный предлистинговый список. Сделки по ним выводятся за пределы торговой системы. Компании, бумаги которых успешно проходят все этапы листинга, получают возможность привлечь инвесторов как в собственной стране, так и за её пределами. Первоначальный курс активов и их ликвидность определяются котировальной комиссией.
На основании этого можно сформулировать две основные цели, которые преследует листинг.
Создание благоприятных условий для торговли за счёт улучшения информированности участников рынка о текущей ситуации.
Защита интересов инвесторов путём повышения доверия к ценным бумагам за счёт создания единых стандартов качества.
В случае необходимости проводится делистинг — исключение ценных бумаг из котировального списка.
Инициировать запуск этой процедуры может руководство биржи или сама компания. К числу основных причин проведения делистинга относятся:
К недостаткам листинга некоторые эмитенты относят полную прозрачность внутренней организации бизнеса. Это означает, что на текущую стоимость ценных бумаг могут оказывать непосредственное влияние как положительные, так и отрицательные конъюнктурные изменения. Помимо этого, сама по себе процедура листинга имеет определённую стоимость и требует дополнительных расходов в виде ежегодных взносов в систему биржи.
Виды и перспективы использования листинга на бирже
Способ проведения листинга определяется в зависимости от типа ценных бумаг и уровня действующих котировок у компании-эмитента за рубежом. Сегодня специалисты выделяют несколько видов листинга.
Первичный листинг — открытие доступа инвесторов к действующим активам в рамках локального рынка.
Вторичный листинг — вывод ценных бумаг на международный рынок и внесение их в котировальные списки зарубежных бирж. В соответствии с действующим законодательством российские компании могут подавать заявку на включение в котировальный реестр только после успешного прохождения листинга на отечественной биржевой площадке.
Специальный листинг — используется в том случае, если ценные бумаги эмитируются для определённых целей. Из-за их узкой специализации круг обращения ограничивается рядом профессиональных участников рынка. В качестве примера можно привести еврооблигации, интерес к которым проявляют только крупные игроки.
Помимо этого, процедура листинга ценных бумаг может существенно различаться по общей схеме проведения.
Прямой листинг — регистрация новой компании и подача документов на прохождение процедуры верификации её активов.
Кросс-листинг — проведение проверочных мероприятий одновременно на нескольких фондовых биржах, которые, как правило, находятся в юрисдикции разных государств. После успешного внесения в реестр котировальных списков одной площадки эмитент получает возможность пройти процедуру в упрощённом порядке на другой. Такое соглашение между биржами позволяет компаниям существенно сократить расходы и время, затрачиваемые на листинг.
Двойной листинг — прохождение процедур компанией-эмитентом последовательно на нескольких финансовых площадках. Как правило, такой листинг осуществляется в пределах одной государственной структуры. Это делается для того, чтобы повысить уровень ликвидности действующих активов.
Депозитарный листинг — получение компанией эмитентом расписки, которая не имеет номинальной стоимости. Она удостоверяет право собственности иностранного эмитента на определённый процент ценных бумаг.
Основные этапы листинга ценных бумаг
Процедура прохождения листинга может существенно различаться в каждом конкретном случае. При этом всегда сохраняется типовая схема, которая включает несколько этапов.
Подача заявления на биржу и заключение соглашения о прохождении листинга.
Проведение экспертизы состояния компании и решение вопроса о допуске её ценных бумаг в торговый оборот.
Заключение договора о листинге ценных бумаг после успешного прохождения процедуры.
Предоставление эмитентом всей информации, необходимой для адекватного представления и сопровождения ценных бумаг.
Правила прохождения процедуры листинга ценных бумаг
Требования, которые предъявляются биржей к компаниям-эмитентам, включают ряд обязательных пунктов:
выпуск ценных бумаг должен проходить в соответствии с законодательными требованиями РФ, итоговый отчёт регистрируется в установленном порядке;
Помимо этого, для поддержания котировального списка на соответствующем уровне торговые представители устанавливают минимальный порог объёма продаж бумаг за месяц по итогам отчётного периода.