Листовые изоиздания что это
Изоиздания, основные виды, принципы классификации. Информационные ресурсы изографии
Изоиздания. Особенности репродуцирования различных видов изобразительного искусства. Соотношение «оригинал-репродукция» и возможности полиграфии. Значение репродуцирования как способа массового воспроизведения подлинников – картин, рисунков, эстампов. Варианты классификации репродукций: по типу оригинала, по видам изоизданий (отдельное изоиздание, комплекты репродукций, альбомы).
Книжная иллюстрация как вид искусства. Принципы иллюстрирования художественной литературы. Выдающиеся мастера иллюстрации.
Эстамп как оригинальное произведение графического искусства. Основные разновидности эстампа (ксилография, линогравюра, офорт, литография).
Изоиздание- издания репродуцирующие художественные полотна,произведения.
Изоиздание – это любое произведение изобразительного искусства, выполненное печатным способом и определенным тиражом.
Изоиздание – это издание большую часть объема, которого занимает изображение с коротким текстом или без текста. (гост).
Виды Виды изоизданий — группы изданий, определяющими признаками которых служит изобразительный характер произведений. Такие издания обычно нуждаются в специфической и более трудоёмкой технике подготовки, улучшенном полиграфическом качестве (в виде альбомов, карточных изданий), улучшенных сортах бумаги, специальной печати, способной полноценно воспроизводить изображения.
Особую группу составляют художественные изоиздания. Это Художественный альбом; Фотоальбом; Тиражная фотография; Карточные изоиздания (Открытка, Календарик); Листовые изоиздания (Гравюра; Ксилография; Линогравюра; Литография; Офорт; Эстамп; Художественная репродукция; Олеография)
Свой отпечаток накладывают и достижения полиграфии, благодаря которым выделяются Улучшенное издание, Кипсек, Подарочное издание, а также Ксилографическая книга; Литографированное издание.
Пограничный ряд составляют такие виды изоизданий, как Лубочное издание; Экслибрис; Плакат; Этикетка, которые имеют разнообразные полиграфические и типографские формы (форматы; листаж,
крепление и т. д.)
Художественный альбом — «альбом, в котором содержатся репродукции произведений искусства или оригинальные (авторские) графические работы» Фотоальбом — «альбом, в котором содержатся репродукции фотоизображений, специально изготовленных для данного издания или подобранных из других изданий и архивных материалов» /ОСТ 29.130–97,
Ксилографическая книга — «издание, текст и иллюстрации которого выполнены в технике гравюры на дереве»
Литографированное издание — «издание, текст и иллюстрации которого отпечатаны способом литографии»
Улучшенное издание — «издание, выпущенное в улучшенном художественном оформлении и полиграфическом исполнении: с использованием оригинального макета, шрифтов новых гарнитур, на высококачественной бумаге и т. п., имеющее ценность как произведение книжного
Изобразительные открытки являются средством коллекционирования, применяются как средство пропаганды, рекламы, в качестве поздравлений, приглашений и т. д.
Гравюра — «листовое издание, представляющее собой чёрно-белый, двух- или многокрасочный оттиск с гравированного изображения на бумаге или другом материале».
Автогравюра — гравюра, выполненная самим автором, художником (в отличие от репродукционной, воспроизведённой средствами пе-чати).
Ксилография — «листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на дереве».
Линогравюра — «листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на линолеуме».
Литография — листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на камне».
Офорт — «листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с печатной формы, получаемой процарапыванием изображения на специальном слое, нанесённом на металл, с последующим травлением.
Эстамп (фр. estampe) — «листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с оригинального графического произведения, печатная форма которого выполнена автором»
К эстампу относятся ксилография, линогравюра, офорт и т. д.
Олеография (лат. oleum — масло) — «листовое изоиздание, представляющее собой полиграфическое воспроизведение картин, исполненных масляными красками с имитацией поверхности холста и мазков краски»
Лубочное издание — 1) листовое изоиздание, выполненное в технике лубка. 2) издание лубочной литературы.
Представляет собой «изоиздание в виде книги, брошюры, листовки, календаря или отдельных листов, содержащее, нарочито примитивные изображения и тексты к ним». Изображения имеют сказочно-былинный, песенный, батальный, исторический, сатирический или нравоучительный характер.
Основа изоизданий- изображение.
Мы имеем дело не с оригиналом, а с технической интерпретацией.
Классификация:
обьемно-пространственные оригиналы (скульптура), Высокие требования к съемке, полный обход памятника с разных точек смотрения.
архитектура, существует еще в связи с ландшафтом, окружающей средой. Архитектуру невозможно тиражировать факсимильною. Требования к фоторепродукциям: целиком и с разных точек смотрения, связь его с другими объектами ландшафта, фото мелких деталей (резьбы, наличника), планы, схемы, фото перестроек, реставраций.
Классификация по содержанию:
Листовое отдельное изоиздание – используется в текущем указателе Летопись изоизданий РКП
Комплект репродукций, художественная открытка, плакат. Художественный альбом – включает признаки изоизданий + искусствоведческая информация + справочная информация +вступительная статья и т.п.
Техника плоской печати (самая молодая 19 век) основана на взаимоотталкивании жира и воды.
Техника литографии – возможно максимально большое количество оттисков.
Ретроспективные научно-вспомогательные изографические издания – москва в гравюрах и фотографиях. Россия 20 век. История станы в плакате. Максим Грек. Искусство портрета.
Источник получения информации об изоиздании: музейные каталоги, каталоги печатной графики, указатели.
Нотные издания.
Нотное издание. Специфика нотных изданий. Принципы ее классификации по видам исполнительской деятельности и средствам исполнения. Партитура. Клавир.
Классификация нотной литературы по читательскому и целевому назначению. Концертная (исполнительская) литература. Нотные издания для лиц, приобретающих профессию музыканта-исполнителя. Массовая нотная литература для любителей и участников музыкальной самодеятельности.
Типы изданий нотной литературы. Отдельные издания музыкального произведения. Авторские и коллективные сборники нот. Собрания сочинений композиторов. Академические собрания сочинений. Их назначение и особенности.
Вторая половина 15 века – возникновение нотопечатания. Ноты печатали с деревянной доски. Позднее стали использоваться другие технологии.
Сейчас электоронные формы.
По видам музыки: вокальная, инструментальное, вокально-инструментальная.
По средствам исполнения: сольное исполнение, ансамбль, хор (по виду голосов).
Тип оркестра: симфонический, струнный, духовой, эстрадно-инструментальный.
В нотной летописи РКП учитываются все нотные произведения, выходящие на территории России.
По видам и типам полностью соответствуют типам и видам лхи. (сборники автора, коллектива, отдельные произведения и т.п).
Первый нотный указатель- «библиотека флорентинца дони» 1550.
Нотная летопись РКП
Нотные издания РГБ в 9 томах
Различные персональные указатели.
Дискография- шарль де лоне, впервые употребил этот термин.
Общая характеристика изоизданий
Большую часть объема изоизданиязанимает изображение,т. е. воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.).
В изоизданий содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.
Общепринятой классификации изоизданий пока не существует.
Это связано с определенными трудностями:
1) наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;
2) различные уровни сложности в технике исполнения;
3) широкий спектр конструктивных особенностей, присущих изоизданиям в целом и их разновидностям.
По способу изображенияразличают фотоиздания, альбомыи атласы чертежей(научно-технические, архитектурные) и издания художественно-образного характера.
По материальной конструкцииразличают книжные, листовыеи карточные изоиздания.
К книжнымизоизданиям относятся:
— альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т. п.);
— фотоальбомы: документальные, исторические, портретно-биографические, памятные, по кино- и театральному искусству и оригинальные видовые, репортажные, публицистические;
— научно-технические альбомы: медицинские, естественнонаучные, рабочих чертежей и др.;
— издания неальбомного типа по изобразительному искусству, содержащие значительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.
К листовымизоизданиям относятся плакаты, афиши, буклеты, репродукции, эстампы. Карточнуюформу имеют открытки, календарики, календарные стенки.
По особенностям изготовленияпечатной формы различают эстампы,форма для печати которых изготовляется самим художником (станковая печатная форма), и репродуцированные изоиздания,форма для которых изготовляется полиграфическим методом.
К изоизданиям относят все виды печатной прикладной графики (этикетки, колерьетки, табель-календари, марки и т. п.).
По функциональному назначениюизоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-популярныеи рекламные.
Нормативно-инструктивныеизоиздания знакомят с нормативно-правовыми документами, действующими в различных сферах человеческой деятельности. К ним относят плакаты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую деятельность.
Учебныеизоиздания выполняют образовательную и воспитательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования.
Массово-политическиеизоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художественные репродукции массово-политического характера.
Различно читательское назначениеизоизданий. Они рассчитаны на:
1) массового потребителя, располагающего элементарной начальной подготовкой в восприятии изображений;
2) относительно подготовленного потребителя, обладающего определенным объемом сведений, необходимых для восприятия изоизданий, более сложных по функциональному и читательскому назначению;
3) потребителя-специалиста, профессионально связанного с изучением, производством и распространением (хранением) изоизданий. Это художники, коллекционеры, специалисты в области информации, библиотекари, библиографы, музейные работники и т. д.
Изоиздания печатаются всеми способами печати (высокая, офсетная, глубокая) с использованием одной-двух красок (в изданиях высшего класса до четырех-шести красок) с применением тиснения, торшонирования, прессовки пленки и других способов повышения качества изданий.
Если в библиотеке создается фонд изографических документов (часть библиотечного фонда, состоящая из эстампов, художественных репродукций изобразительных плакатов, открыток и альбомов произведений изобразительного искусства, гравюр, фотоснимков и т. п.), то он называется фондом изоизданий.
Плакат
Плакат— листовое изоиздание, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом. Выпускается в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатано с одной или обеих сторон листа, предназначено для экспонирования.
Плакат в современных формах сложился в XIX в. как вид театральной и торговой рекламы. До второй половины XIX в. его называли агитационным. Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в., а в начале XX в. появился политический плакат.
Украинский плакат берет свое начало от крупноформатных гравированных «тезисов» Киево-Могилянского коллегиума (XVII в.). Во второй половине XIX в. появились рекламные плакаты. Зачатки политических плакатов прослеживаются в графике времен революции 1905—1907 годов. В годы гражданской войны появились первые печатные политические плакаты, рисованные от руки и размножаемые при помощи трафаретов.
По функциональному назначениюплакаты делятся на следующие разновидности: массово-политические(агитплакаты, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни страны); нормативно-инструктивные,к которым относятся: а) плакаты, содержащие разъяснения стандартов, технических условий, нормативов; б) плакаты по охране труда и технике безопасности; производственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные(посвящены истории, философии, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь пропагандистам, библиотечным, музейным работникам и т. д.); учебные(выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения); рекламные(плакаты торговые и рекламирующие различные виды услуг, плакаты по искусству: объявления о выставках, посвященных мастерам изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства, плакаты по музыке, эстраде, цирку, театральному и киноискусству). Разновидностью рекламного изоиздания является афиша— рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.
По средствам исполненияоригинала художником (графическим или живописным) плакаты бывают плоскостными, объемно-пространственнымиили комбинированными, одноцветнымиили многоцветными.
Конструкцияплакатов отличается многообразием. Все перечисленные разновидности плакатов выпускаются различными форматами. Наиболее распространен формат 60×90 и производные от него.
Подзаголовочные данные включают: вид издания, читательское назначение и другие данные, раскрывающие заглавие. Их помещают после заглавия. Имена редактора или ответственного за выпуск, художественного и технического редакторов указывают на левой стороне нижнего поля листа.
Выходные данные приводят в середине нижнего поля листа. Надзаголовочные данные помещают в текстовой части плаката. Если название организации, от имени которой выпускается издание, невозможно поместить в текстовой части, то сведения о ней печатают на левой стороне нижнего поля листа. Выпускные данные включают: дату подписания в печать; регистрационный номер; формат бумаги и долю листа; сорт и номер бумаги; способ печати; объем издания в условных печатных листах, приведенных к формату бумажного листа; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; цену отдельного плаката; название и почтовый адрес полиграфического предприятия.
Типы и виды изоизданий
Термин «изоиздание» используется в книжном деле для обозначения всех печатных изданий, «большую часть объёма которых занимает изображение». В состав комплекса изданий по искусству включаются только те из них, которые содержат воспроизведение живописного, скульптурного, графического произведения искусства или художественной фотографии.
Изоиздания подразделяются по материальной конструкции на листовые, альбомные и художественные иллюстрации в печатных изданиях.
Основными видами листовых изоизданий являются следующие.
Эстамп – «Листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с оригинального графического произведения, печатная форма для которого выполнена автором». В качестве синонима термина «Эстамп» используется термин «Гравюра», между тем последний имеет и более широкое значение: так называется род графического искусства, который существует параллельно с рисунком. Гравюра, таким образом, входит в область изобразительных и, точнее, графических искусств, с одной стороны, и печатного искусства или полиграфии – с другой.
Тираж эстампа может колебаться от нескольких экземпляров до тысяч (например, техника цветной ксилографии позволяет получать такое количество оттисков при печатании типографической краской) и обычно определяется автором, при этом вне зависимости от количества полученных оттисков каждый из них является подлинным произведением графического искусства.
Художественная репродукция – «Листовое изоиздание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства или художественную фотографию». В отличии от эстампа репродукция – копия подлинного произведения искусства, в том числе оригинальной гравюры, полученная полиграфическими средствами. Большинство изданий этого вида дают более или менее приблизительное представление о подлиннике (уменьшенный размер, не всегда точная передача цвета и т.д.), точная копия оригинального произведения живописи или графики, воспроизводящая не только его размер, цветовую гамму, но и мельчайшие подробности фактуры, называется факсимильной репродукцией.
Художественная открытка – «Открытка, одна сторона которой содержит изображение (рисунок, фотографию, художественную репродукцию), а другая может быть использована для текста, поясняющего изображение, или письма». Основные типы выделяются на основе характеристики самого изображения: «иллюстрированные» открытки, представляющие по замыслу оригинальное изображение, репродукционные открытки, воспроизводящие подлинники произведений изобразительных и архитектонических искусств.
Современные художественные открытки многофункциональны, они могут выполнять помимо первоначальной – коммуникативной (служить средством разного рода сообщений, поздравлений, приветствий) – популяризаторские, познавательные, пропагандистские функции. Это позволяет исследователям выделять в качестве основных типов художественных открыток массово-политический (открытки политического содержания, полит. плакаты) научно-популярный (открытки, репродуцирующие с целью популяризации произведения изобразительного искусства, в том числе иллюстрации к произведениям художественной литературы, и воспроизводящие научно-познавательные изображения), «для досуга» (открытки поздравительные и видовые, изображающие виды местности, исторические и прочие памятники и др.). С нашей точки зрения, подобное деление носит условный характер и нуждается в дальнейшем уточнении.
Плакат – «Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования». Для плаката характерно применение изобразительных метафор, общепринятых символов, сопоставление разномасштабных изображений и пр. В системе изобразительных средств плаката важное место занимают шрифт, расположение текста, цветовое решение.
Прикладная (промышленная) графика объединяет листовые изоиздания, предназначенные для какого-либо практического применения: художественные календари – настенные и настольные календари книжной формы, содержащие на каждом листе художественное изображение (оригинальную композицию или репродукцию) и последовательный перечень дней, недель и месяцев в виде календарных сеток; листовые табель-календари, содержащие наряду с календарной сеткой художественное изображение; миниатюрные календари («визитки») и др.
Альбомом называется «книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст». Специфика альбомов среди других видов изоизданий определена тем, что это издания книжного типа: изобразительный материал в них располагается в определённой последовательности, сопровождается обычно целостным литературным текстом и необходимым справочным аппаратом.
Основание для разграничения обильно иллюстрированных изданий искусствоведческой литературы и художественных альбомов служит функция, выполняемая изобразительным материалом: в альбомах изобразительный материал занимает основное место, литературный текст играет вспомогательную роль, поясняя изобразительный материал, связывая его в единое целое; в издании искусствоведческой литературы, наоборот, основное место занимает литературный текст, а изобразительный материал его поясняет, выступает в качестве примеров, подтверждающих правильность того или иного положения. Их правильность того или иного положения. Однако в издательской практике существуют издания по искусству, в которых литературный текст и изобразительный материал равнозначны, несут разную информацию, взаимно дополняя друг друга, образуя единое повествование. Такого рода издания относятся к так называемому «пограничному» виду – «книга-альбом» и могут принадлежать к научному, научно-популярному и прочим типам. В настоящее время в репертуаре книг по искусству присутствует большое количество изданий, в том числе переводных, называемых «книга-альбом», их точную типологическую квалификацию можно получить только в результате детального анализа.
Художественные иллюстрации в печатных изданиях – специфический тип изданий изобразительной продукции, представляющий собой комплекс изобразительных материалов, помещаемых в качестве дополнения к литературному тексту в книгах и периодических изданиях: журналах и газетах. Художественные иллюстрации в печатных изданиях представляют собой как репродукции различных произведений изобразительного искусства, созданные ранее, так и произведения, подготовленные специально для данного издания. Специфической особенностью данной разновидности изоизданий является то, что она практически не представлена на рынке самостоятельно, составляя за редким исключением неотъемлемую часть печатных изданий разных видов и типов.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 118 | Нарушение авторских прав
Общая характеристика изоизданий.
Общепринятой классификации изданий пока не существует. Это связано с определенными трудностями:
1. наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;
2. различные уровни сложности в технике исполнения;
3. широкий спектр особенностей, присущих изоизданиям в целом и их разновидностям.
По способу изображения различают альбомы и атласы чертежей (научно-технические, архитектурные) и издания художественно-образного характера.
По материальной конструкции различают книжные, листовые и карточные изоиздания [2,165].
К книжным изоизданиям относятся:
· альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т.п.).
· фотоальбомы: документальные, исторические, портретно-биографические, памятные, по кино- и театральному искусству и оригинальные видовые, репортажные, публицистические;
· научно-технические альбомы: медицинские, естественнонаучные, рабочих чертежей и др.
· издания неальбомного типа по изобразительному искусству, содержащие незначительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.
К листовым изданиям относятся плакаты, афиши, буклеты, репродукции, эстампы. Карточную форму имеют открытки, календарики, календарные стенки.
По особенностям изготовления печатной формы различают эстампы, форма для печати которых изготовляется самим художником (станковая печатная форма) и репродуцированные изоиздания, форма для которых изготовляется полиграфическим методом.
К изоизданиям относят все виды печатной прикладной графики (этикетки, колерьетки, табель-календари, марки и т.п.).
По функциональному назначению изоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-популярные и рекламные.
Нормативно-инструктивные изоиздания знакомят с нормативно-правовыми документами, действующими в различных сферах человеческой деятельности. К ним относят плакаты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую деятельность.
Научные изоиздания – это альбомные издания по искусству, комплектные издания оригинальной графики, атласы для научно-исследовательских целей. Они содержат обобщающие материалы, характеризующие уровень развития науки об искусстве.
Производственные (практические) изоиздания составляют плакаты и наглядные пособия. Их функциональное назначение – информация о наиболее рациональных формах работы в различных областях человеческой деятельности, пропаганда техники безопасности и охраны труда.
Учебные изоиздания выполняют образовательную и воспитательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специальго, профессионально-технического и высшего образования.
Массово-политические изоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художественные репродукции массово-политического характера.
Научно-популярные изоиздания – это основная масса художественных репродукций, эстампов, изобразительных открыток и альбомов.
Рекламные изоиздания – это плакаты, буклеты, альбомы, афиши, назначение которых – привлечь внимание потребителя (покупателя, зрителя) к новым видам товаров и услуг, к проведению различных зрелищных и культурно-массовых мероприятий.
Различно читательское назначение изоизданий. Они рассчитаны на:
· массового потребителя, располагающего элементарной начальной подготовкой в восприятии изображений;
· относительно подготовленного потребителя, обладающего определенным набором сведений, необходимых для восприятия изоизданий, более сложных по функциональному и читательскому назначению;
· потребителя-специалиста, профессионально связанного с производством и распространением (хранением) изоизданий. Это художники, коллекционеры, специалисты в области информации, библиотекари, библиографы, музейные работники и т.д.
Изоиздания печатаются всеми способами печати (высокая, офсетная, глубокая) с использованием одной-двух красок (в изданиях высшего класса до четырех-шести красок) с применением тиснения, торшонирования, прессовки пленки и других способов повышения качества изданий [6,310-312].