Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский Юрий Федорович

Российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга. Писатель. Дружил с Иваном Федоровичем Крузенштерном, с которым на шлюпках «Надежда» и «Нева» впервые совершили русскую кругосветную экспедицию. Первооткрыватель одного их Гавайский остров.

Юрий Лисянский родился 13 августа 1773 года в городе Нежин, Украина. Мальчик вырос в семье священника. Обучался в Морском кадетском корпусе. Принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте и до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию.

Мореплаватель принимал участие в войне англичан против французского флота. В одном из боев оказался контужен. Получив шестимесячный отпуск для выздоровления, совершил путешествие по Соединенным Штатам Америки. В Филадельфии встречался с президентом Джорджем Вашингтоном. Высоко отзывался о Бенджамине Франклине, с которым, судя по его письмам и воспоминаниям, был лично знаком.

Вернувшись в Россию, в 1798 году произведен в чин капитан-лейтенанта и получил в командование фрегат «Автроил». В ноябре 1802 года награжден орденом Святого Георгия IV степени за 18 морских кампаний. В конце того же года, в связи с планами совершения кругосветного путешествия командирован в Гамбург для закупки судов. Отбраковав все предоставленные ему варианты, прибыл в Великобританию, где и приобрел два шлюпа, получившие в русском флоте названия «Надежда» и «Нева».

С 1803 по 1806 год Юрий Лисянский вместе с Иваном Крузенштерном на этиж шлюпах совершили первую в истории российского флота кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем: остров Лисянского, а также первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света». За время плавания вел детальные наблюдения за ветрами и течениями, составил богатые минеральные, зоологические, этнографические и ботанические коллекции, выполнил описания десятков островов и многих сотен миль морских побережий. Благополучно привел свой шлюп в Кронштадт. За свои заслуги получил чин капитана II ранга, а 2 августа 1806 года удостоен ордена Святого Владимира III степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Лисянский с 1807 по 1808 год командовал линейным кораблем «Зачатие Святой Анны» и корветом «Эмгейтен», участвовал в боевых действиях англо-русской и русско-шведской войн. С 1808 года командовал отрядом «личных яхт Его Императорского Величества» из девяти судов. Через год уволен в отставку по прошению с чином капитана первого ранга.

Одной из причин ухода стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. На собственные средства мореплаватель опубликовал на основе своих записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году: два тома и атлас карт и рисунков. Российская читающая публика встретила издание без энтузиазма, так как продано оказалось не более 200 экземпляров книги. Юрий Федорович лично перевел свой труд на английский язык и в 1814 году издал его в Лондоне. Данное издание получило весьма похвальные отзывы публики и полностью распродано в считанные месяцы. В 1820 году шведский король Карл XIV Юхан пожаловал Лисянскому почетный орден Меча.

Юрий Федорович Лисянский скончался 6 марта 1837 года в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры северной столицы.

Кавалер ордена Святого Георгия IV степени
Кавалер ордена Святого Владимира III степени
Кавалер ордена Меча

Источник

Юрий Федорович Лисянский – русский мореплаватель и путешественник

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов.

Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй – «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Источник

Лисянский, Юрий Фёдорович

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Годы жизни1773 — 1837
Место рожденияНежин
ГражданствоРоссийская империя
Годы службы1786-1809

Орден св. Георгия 4-го класса

Содержание

Биография

Детство

Родился 2 августа 1773 г. в Нежине. Воспитывался в морском кадетском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины.

Служба

В 1788 г., участвовал в войне со Швецией, в ходе которой был в крейсерстве у Гельсингфорса и на корабле «Подражислав» сражался в Гохландском морском бое. Став в 1789 г. мичманом, находился почти во всех основных битвах со шведами на море до окончания войны в 1790 г. В 1793 г. Лисянский стал лейтенантом и в том же году, по велению императрицы Екатерины II, отправлен в числе 16-ти морских офицеров в Англию служить в британском флоте для продолжения образования.

Четыре года совершенствуясь в мореходном деле, участвовал в битвах англичан против республиканской Франции. Особенно был отмечен при захвате в плен французского корабля «Элизабет», хотя и был при этом контужен, сражался с пиратами у берегов Северной Америки.

Ездил по США, некоторое время находился в штате Филадельфия, где имел возможность видеть известного президента США Джорджа Вашингтона, после этого был в Вест-Индии, где охранял английские караваны у побережья Южной Африки и Индии. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, получил звание капитан-лейтенант и назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 г., по совокупности заслуг, за 18 морских кампаний, ему был вручен орден святого Георгия 4-го класса.

Кругосветное плавание

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

В 1803 году, Лисянский съездил в Лондон, по поручению Российско-Американской компании, для покупки двух шлюпов, которые были приведены им в Кронштадт. Оба шлюпа были назначены в кругосветную экспедицию под руководством его однокашника и друга по Морскому корпусу Крузенштерна. Летом 1803 года оба корабля «Нева» и «Надежда» были готовы к плаванию. Их путь начался с кронштадтского рейда, после чего оба шлюпа — «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г. первый раз в истории российского флота пересекли экватор.

Затем, потеряв из-за тумана «Надежду», «Нева» летом 1804 года пришла к острову Кадьяк, после чего больше года ходила у берегов Северной Америки. Мореплаватели оказали помощь начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову и местным поселенцам в возвращении и восстановлении взятого и разоренного тлинкитами города Новоархангельска, провели научные наблюдения и работы по гидрографии.

Возвращаясь они открыли новые, ещё не нанесенные на карты острова, которые получили названия о.«Лисянского» и о.«Крузенштерна».Примечательно, что остров имени Лисянского, был назван так по желанию команды «Невы». Летом 1805 Лисянский отправился на «Неве» с грузом пушнины в Китай и, уже в ноябре зашел в порт Макао, где встретился с Крузенштерном и его «Надеждой». Впрочем, вскоре после отправления кораблей к мысу Доброй Надежды, они вновь пошли раздельно и опять из-за сильного тумана.

Следуя самостоятельно, Лисянский первым в истории мирового мореплавания сумел провести судно без захода в порты и стоянок от берега Поднебесной до британского Портсмута. Летом 1806 «Нева» под командованием Лисянского, раньше «Надежды» Крузенштерна вернулась в Кронштадт.

В путешествии, Лисянский заново проверил карты Гаспарского и Зондского проливов, внес уточнения в очертания Кадьяка и ещё нескольких островов, у северо-западного побережья Аляски.

Лисянский и экипаж «Невы» стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Крузенштерн привел «Надежду» в Кронштадт, только через две недели.

За кругосветное плавание, Лисянский получил звание капитана 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3 000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10 000 руб.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) — Копенгаген (Дания) — Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) — Флорианополис (Бразилия, Португалия) — Остров Пасхи — Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский (Россия) — Нагасаки (Япония) — Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) — Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) — Ситка (Аляска, Россия) — Кадьяк (Аляска, Россия) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены (Великобритания) — о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) — Портсмут (Великобритания) — Кронштадт (Россия).

После кругосветки

В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

В отставке

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Семья

Один из сыновей Лисянского — Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892)

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

См.Также

Литература и источники информации

Ссылки

Галерея изображений

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Инфографика плавания Лисянского и Крузенштерна

Источник

Русский мореплаватель и путешественник Юрий Фёдорович Лисянский

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй — «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа — «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть фото Лисянский что открыл и в каком году. Смотреть картинку Лисянский что открыл и в каком году. Картинка про Лисянский что открыл и в каком году. Фото Лисянский что открыл и в каком году

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *