Литература 7 класс что проходят по программе

Какие произведения проходят по литературе в 7 классе?

Литература 7 класс что проходят по программе. Смотреть фото Литература 7 класс что проходят по программе. Смотреть картинку Литература 7 класс что проходят по программе. Картинка про Литература 7 класс что проходят по программе. Фото Литература 7 класс что проходят по программе

В 7 классе учащиеся знакомятся с базовыми литературоведческими понятиями, обучаются грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, быть читателями «второго уровня», то есть видеть авторский замысел, его замысел и идею. Что читают дети в 7 классе в российских школах?

В 7 классе на уроках литературы особое внимание уделяется жанрам и родам литературы. В течение всего года ведется тщательное наблюдение за изменением словесности в потоке истории. Рассматриваются конкретные жанры литературы и их видоизменения в течение времени. То есть учитель подводит учащихся к конкретному анализу художественных произведений, детально рассматривает понятия: лирический герой, литературный тропы, тема и идея произведения. При этом наряду с художественным анализом параллельно проводится и лингвистический анализ произведения, что помогает в изучении русского языка и расширяет понимание подбора конкретного слова признанными мастерами русской и зарубежной литературы.

Список произведений, изучаемых в 7 классе по литературе

В начале учебного года происходит повторение ранее изученного. Жанры устного народного творчества, эпические произведения — былины о Садко (социальные), повторяются и более углубленно изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, потешки), сатирические сказки.

Далее дается обзор литературы XIX века, слияние народной и авторской литературы, влияние устного народного творчества на творчество поэтов и писателей XIX века.

В 7 классе продолжается знакомство с классиками русской литературы А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и другими.

В 7 классе происходит более подробное знакомство с зарубежной литературой, учащиеся читают произведения Байрона, Марка Твена, Э. По, как основоположника детективного жанра, А. Конан-Дойля.

Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в некоторых случаях на МО учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.

Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Рабочая программа по литературе, 7 класс

Вид урока. Основные виды деятельности

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование.

Сообщения, читать былины

Устное народное творчество (6 ч.)

Предания как поэтическая биография народа..

Лекция. Эвристическая беседа.

Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

Прославление мирного труда.

Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение.

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа.

Стр. 24-35 (прочитать)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету

Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Урок контроля Развитие творческих способностей

Древнерусская литература (6 часов)

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

«Поучение младшему брату».

Выучить определение поучения. Отрывок наизусть.

Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

Работа над выразительным чтением.

прочитать стр. 54-63

«Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.

Подготовиться к пересказу эпизодов

Рассказ о Февронии

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

Сообщения о Ломоносове и Державине

Русская литература 18 века (3 часа)

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

Лекция. Практикум анализа стихотворения.

Отзыв на стихотворение

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

Выучить отрывок из оды наизусть

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.

Выразительное чтение наизусть

прочитать поэму Пушкина «Полтава»

Творчество А. С. Пушкина (9ч)

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории.

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.

Анализ изобразительных средств.

Выучить отрывок наизусть

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

Выучить вступление к поэме наизусть.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением.

Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады.

Смысл сопоставление Олега и волхва.

Выразительное чтение наизусть

Выучить определение и особенности баллады.

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.

Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина»

Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов)

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу.

Рассказ «Пир Ивана Грозного»

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке»

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.

«Кулачный бой на Москва-реке»

Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

ответы на проблемные вопросы

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

Практикум анализа стихотворения.

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Практикум анализ стихотворения.

Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Отработка выразительного чтения.

Выразительное чтение наизусть

Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений»

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1)

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Рассказ «Жизнь на Сечи»

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

рассказ об Остапе и Андрии

рассказ об Остапе и Андрии

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Трагедия Тараса Бульбы

Ответы на проблемные вопросы

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Слово учителя. Эвристическая беседа.

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Урок развития речи.

Подготовиться к тестированию

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Стр. 214-223 (прочитать)

Творчество И. С. Тургенева (5 часов)

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Просмотр фрагмента фильма и обсуждение

Отзыв на видеосюжет

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Практикум анализа эпизода.

прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Отзыв на стихотворение в прозе

Выучить стихотворение «Русский язык»

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»

Обучение выразительному чтению

Выразительное чтение наизусть

Стр. 227-245 (прочитать)

Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Стр. 244-245 (вопросы)

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум анализа эпизода

Устный рассказ о героине с цитированием

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Эвристическая беседа. Составление плана.

Устный рассказ о героине

стр. 261-274 (прочитать)

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа)

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

художественный пересказ эпизодов

Смысл противопоставления генералов и мужика.

Художественный пересказ эпизодов

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Эвристическая беседа; пересказ эпизодов

Подготовиться к контрольному тестированию

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

Стр. 276-295 (прочитать)

Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов)

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Пересказ эпизодов от 1-ого лица

Устный рассказ о героях

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Беседа, обучение устному рассказу.

Устный рассказ о героях

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти»

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Горький «Детство» (прочитать)

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе

Выразительное чтение наизусть

Творчество А. М. Горького (5 ч)

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов.

Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Составление плана характеристики

Рассказ «Дед Каширин»

Подготовиться к художественному пересказу

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Беседа с элементами пересказа

Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод.

Р/р Обучение анализу эпизода повести.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения.

Творчество писателей первой половины 20 века

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Анализ художественной формы стихотворения.

Выучить отрывок из стихотворения

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Выразительное чтение наизусть

Отзыв на стихотворение

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Платонов «Юшка» (прочитать)

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Урок внеклассного чтения.

Подготовиться к сочинению

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Урок развития речи

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»

Интервью с поэтом-участником ВОв

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.

Выучить стихотворение о войне на выбор

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Абрамов «О чём плачут лошади»

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

Ответы на проблемные вопросы

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

Рассказ учителя. Беседа

Выучить теоретический материал

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Носов «Живое пламя» (прочитать)

Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Урок развития речи

Герои рассказа и их поступки.

Ответы на проблемные вопросы

Выучить стихотворение на выбор

Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя»

«Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Готовиться к уроку-композиции

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Практикум анализа лирического произведения

Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Выразительное чтение наизусть

Подготовиться к уроку-композиции

Песни на слова русских поэтов 20 века

Урок внеклассного чтения

Сообщения; рассказ о стихах

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Практикум. Слово учителя.

Зарубежная литература (9 часов)

Р. Бернс «Честная бедность».

Эвристическая беседа. Слово учителя.

Миниатюра «Каким я себе представляю поэта»

Анализ поэтических интонаций.

Японские хокку. Особенности жанра.

Написание отзыва. Сочинение хокку.

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Брэдбери «Каникулы» (прочитать)

Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Урок внеклассного чтения

Д. Олдридж «Отец и сын»

Урок внеклассного чтения

Список для летнего чтения

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010

На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;

Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:

Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;

Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;

итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода

Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь :

видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;

передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.

Источник

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

Рабочая программа по литературе 7 класс «Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Домодедовская

сельская основная общеобразовательная школа

Директор МБОУ Домодедовской сельской ООШ

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М., Просвещение, 2010 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы.

Программа рассчитана на 68 часа в год, т.е. 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 класса и специфики классного коллектива.

В работе с необщительными детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

В целом обучающиеся 7 класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Технологии, используемые в работе:

Чтение и письмо для развития критического мышления

Обучение в сотрудничестве

Исследовательские методы обучения

Игровые методы обучения

Основные методы, используемые на уроках.

В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, меньше проблемных вопросов включается в содержание урока. Самостоятельность учащихся на уроке меньшая, чем на уроках в классах гуманитарной направленности. Проектные технологии мало используются, но используются игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей.

Содержание тем учебного курса

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч +2 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи. », «На птичку. », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 29 ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн. »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII ). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную. ») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (3 ч.) Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.) Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой (1 ч.) Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести. ».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», « Maman » и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов (4 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро. »; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять. »; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край. », «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 22 ч)

Максим Горький (4 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак (2 ч.) Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме. ». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны (1 ч.)

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. »; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов (1 ч.) Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина» (1 ч.)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие. », «Июль макушка лета. », «На дне моей жизни. ». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.) «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.)

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин (1 ч.) «Отговорила роща золотая. »; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой. »; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге. ». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов (1 ч.) Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 5 ч)

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОДА ( 2 ч)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота…». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой…». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина…» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A. П. Сумароков. Эпиграмма.

B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами…».

А. А. Фет. «Уснуло озеро…». Буря. «Я пришел к тебе с приветом…».

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека…». «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…».

C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить…». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать…». Раковина. Домби и сын.

A. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.

B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

самостоятельно выполнять различные творческие работы;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

РР Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1.Народная мудрость в произведениях УНТ.

2. Нравственные идеалы Древней Руси.

3.Что воспевает народ в былинах?

Из русской литературы 18 века (2 ч.)

М.В. Ломоносов. Мысли автора о Родине, русской науке. Призыв к миру в «Оде на день восшествия…»

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленье…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Из русской литературы 19 века (29 ч.)

А. С. Пушкин. «Полтава». Интерес Пушкина к России.

А. С. Пушкин. «Медный всадник». Прославление деяний Петра Первого. Образ автора.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности содержания и формы баллады Пушкина.

РР А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина».

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства.

Р Р Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Дуня и Минский.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение анализу одного стихотворения.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Особенности изображения природы.

РР Сочинение по повести «Тарас Бульба:

Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия.

Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк как произведение о бесправных и обездоленных».

РР. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Княгиня Трубецкая у губернатора Иркутска».

Внекл/чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

Внекл/ чтение. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин».

Л. Н. Толстой. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир.

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

А.П. Чехов. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

РР Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник».

Внекл/ чтение. Смех и слезы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня».

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к сочинению по русской поэзии 19 века.

Из русской литературы 20 века (22 ч.)

М. Горький. Автобиографический характер повести «Детство».

Понятие о теме и идее произведения. Вера в творческие силы народа.

РР Обучение анализу эпизода из повести «Детство».

Внекл/ чтение. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Внекл/ чтение. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

Внекл/ чтение. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

РР Сочинение по рассказам «Кусака» и «Юшка»: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Контрольная работа. Анализ эпизода или одного стихотворения.

Сочинение: «Трудности и радости в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, Н. Тихонова».

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Внекл/ чтение. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Внекл/ чтение. Стихи поэтов 20 века о Родине, о родной природе.

Внекл/ чтение. Д. С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Внекл/ чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века. С. Есенин, Б. Окуджава.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю».

Из зарубежной литературы (5 ч.)

Р. Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Японские хокку. Особенности жанра.

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *