Литературный слэм что это
Молодёжный слэм РГБМ
Евгений ХАРИТОНОВ
В марте 2017 года Российская государственная библиотека для молодёжи запустила новый проект — Молодёжный литературный слэм РГБМ, в котором могут принять участие поэты и прозаики независимо от писательского опыта. Отличие этого проекта от аналогичных турниров, проходящих по всему миру, заключается в том, что участники должны быть не старше 35 лет. Но правильнее сказать будет: это одно из отличий.
Формируя программу литературных мероприятий Российской государственной библиотеки для молодёжи, мы в том числе ориентируемся и на работу с творческой молодёжью, стремимся помочь молодым людям, пробующим себя в творчестве, «социализироваться» в литературном процессе, адаптироваться в нём, оценить свои возможности и, в конечном счёте, отыскать свою «лазейку» (при наличии таланта, конечно) в литературу. Этим задачам отвечает и наш проект «Молодёжный литературный слэм РГБМ», оказавшийся востребованным у молодёжи. Ведь это не только замечательная возможность послушать других и себя показать, но и отличная практика работы с аудиторией. Это ещё и первая ступенька к своему читателю и далее — в «большую» литературу. Так, кстати, и произошло с некоторыми нашими «дуэлянтами»: после дебюта на молодёжных слэмах РГБМ их уже можно заметить на «взрослых» московских площадках, на страницах журналов.
Полуфинал первого поэтического слэма. Март, 2017
Что такое литературный слэм?
Это состязание в умении ярко и интересно презентовать свои стихи или прозу аудитории. Но на то, чтобы покорить сердца зрителей и народного жюри, у «литбойцов» есть всего лишь три минуты! Оценивает «дуэлянтов» не профессиональное жюри, а публика — любой в зрительном зале по желанию получает комплект карточек для голосования. Помимо зрительской любви, победители, как правило, получают ещё и материальное вознаграждение (в «светских» турнирах участие платное) — пусть и невеликое. Но главный приз, конечно же, — любовь публики.
Эти турниры появились пару десятилетий назад в Европе и стремительно захватили весь мир. Чаще всего слэмы проходят в формате «свободного микрофона» в различных кафе или барах. Феноменальная популярность литературных битв породила целое направление (или жанр) в поэзии — Slam Poetry. Это стихи, которые изначально создаются автором с прицелом на публичность, декламативность, голосовое исполнение — с помощью, например, акцентирования на фонетических приёмах или эпатажности месседжа. Кстати, классическими «слэмерами» можно назвать даже советских поэтов-шестидесятников, уделявших большое внимание эстрадному воплощению своего творчества.
Заметим, что немало современных поэтов стали известны и популярны благодаря участию в слэм-баталиях. Однако если вы думаете, что для победы в слэме достаточно артистизма и ярких словесных фишек, то вы ошибаетесь. Оценки участнику выставляются две, и лишь вторая из них — за артистизм, а вот первая — как раз за качество текста.
В Россию моду на литературные слэмы привёз в 1990-е гг. критик и писатель Вячеслав Курицын. Более 10 лет поэтические слэмы, курируемые поэтом Андреем Родионовым, многолюдно и весело проходят в Москве. Правда, в отличие от европейской традиции, где в слэмах могут принимать участие только любители, в турнирах Родионова участие смешанное, что отнюдь не обеспечивает стопроцентной победы поэту-профессионалу. Долгое время слэмы оставались «пристанищем» поэтов. Но в 2000-х формат литературной битвы расширил свои жанровые границы, сохраняя основные правила. В середине нулевых питерский прозаик Даниэль Орлов провёл первые слэмы среди прозаиков. А в последние годы вряд ли кого удивишь, например, и слэмами… учёных.
Молодёжный слэм РГБМ ближе к «первородному», то есть европейскому варианту — в том смысле, что в этих турнирах принимают участие лишь любители.
Впрочем, «отклонения от нормы» допускаем и мы.
Например, победители игры переходят в статус жюри, но сроком на один игровой сезон. Уже в следующем они имеют право вновь подать заявку на участие в слэме. Пару раз в финалах мы «разбавляли» народное жюри приглашёнными профессионалами, что тоже считается «неканоничным».
Наконец, по понятным причинам в слэмах РГБМ отсутствует финансовая составляющая (обычно участники платят взнос, который становится призовым фондом для победителя). Однако мы придумали очень неплохой «стимулятор»: главный приз для победителя (или победителей) — запись авторской аудиокниги длиной в 30 минут в профессиональной студии звукозаписи (благо таковая имеется в нашей библиотеке).
Например, победительница первого прозаического слэма РГБМ Мария Сорока не только записала свои рассказы в нашей студии, но и выпустила замечательную аудиокнигу под экстравагантным названием «Люди Любят Психов». Мини-сборник ироничных рассказов уже вовсю продаётся в интернет-магазинах. Его, например, можно послушать и приобрести на «ЛитРес».
Как уже было сказано выше, в Молодёжном литературном слэме РГБМ имеет возможность принять участие любой желающий, но не моложе 16 лет и не старше 35. После объявления на сайте РГБМ и в социальных сетях о приёме заявок на очередной турнир претенденты записываются на участие, отправив заявку по адресу slam@rgub.ru с пометкой «Слэм». В заявке указываются ФИО или псевдоним, а также возраст и контактная информация.
Оптимальное число участников — плюс-минус 10 человек. Предпочтение отдаётся тем, кто первыми прислал заявки. Не успевшие войти в десятку дуэлянтов имеют возможность участвовать в следующей игре. Проигравшим тоже не стоит отчаиваться — всегда есть шанс победить в следующий раз. Так произошло, например, с молодым поэтом Егором Зайцевым. Участвуя в Первом молодёжном поэтическом слэме, он с треском провалился, не дойдя даже до полуфинала. Но руки не опустил и подал заявку на Второй поэзослэм, в котором одержал победу, оставив «конкурентов» далеко позади!
Как всё происходит?
Конечно, правила вы можете прочитать на сайте РГБМ, но некоторые из них озвучим и здесь.
Итак, ведущий слэма раздаёт шести случайно выбранным из зала зрителям комплекты карточек с оценками от единицы до пятёрки. Иногда, по воле организаторов, это может быть смешанное жюри, включающее как зрителей, так и профессиональных литераторов.
Затем ведущий вызывает на сцену участников в алфавитном порядке. У каждого ровно три минуты, за которые необходимо максимально артистично и выразительно прочитать свой текст (слэмы — это не конкурс чтецов, поэтому в турнире «сражаются» только авторские тексты). За каждую минуту сверх регламента вычитается балл. После каждого выступления зрители, которым достались карточки, оценивают участника по двум параметрам: за литературные достоинства прочитанного текста и за мастерство его художественного исполнения. Ведущий суммирует баллы, и пять человек, получивших максимальное количество баллов, выходят во второй раунд. В свою очередь, карточки у зрителей забираются и раздаются уже другим. Шестой комплект разыгрывается на аукционе.
Во втором раунде правила те же. Набравшие максимальный балл в сумме за оба раунда объявляются победителями. Победителей не может быть более двух, поэтому иногда приходится провести третий, решающий, раунд.
Что ж, если вам нет ещё 35 лет, вы пишете стихи или прозу, не лишены артистизма и готовы к сценическим дуэлям, то приглашаем вас принять участие в серии Молодёжных литературных слэмов РГБМ. Но напоминаем: участие в слэме исключительно очное!
Ближайшая «дуэль» — поэтическая, и состоится она в марте 2018 года в рамках Всемирного дня поэзии.
Поэтические слэмы
Именно Андрей Родионов, победитель турнира «Русский слэм 2002», стал ведущим подобных поэтических сражений в клубе «Билингва» с 2006 года. Несмотря на то, что, как уже было подмечено, здоровая конкуренция между поэтами не отменяет уважительного отношения друг к другу, и оскорбления (даже в рифму) не приветствуются, бывало, что вечера заканчивались и выяснениями отношений и драками. Ну, что сказать, поэты — люди горячие, да и за словом в карман не полезут.
«Слово за слово» — один из ярчайших примеров грамотно прописанного регламента, тщательного подбора поэтов и здоровой, творческой, дружелюбной атмосферы. Поэтическая дуэль перемежается выступлениями музыкальных групп, ведущие не дают публике заскучать и привлекают зрителей к придумыванию строчек для экспромта поэтов, а победитель определяется посредством аплодисментов, как и в старые добрые времена. Помимо данного проекта в столице существовали и другие поэтические битвы, например «Слово поэту!» под началом экстравагантной Анны Коростель или фестиваль «Право голоса», который не исключает все же факт соревнования, но как таковой дуэли на сце не не происходит.
Поэтическая битва, которая отличается от дуэли между поэтами, но, очевидно, вдохновившаяся ею, разворачивается в масштабах настоящего поэтического реалити-шоу под названием «Бабушка Пушкина». Привлечь внимание к современной поэзии, дать шанс молодым дарованиям продемонстрировать свой талант, вывести поэтическое слово на новый уровень, именно эти цели преследует Евгений Лебедев, продюсер проекта. Начиная свой путь в интернет-пространстве и размещая серию за серией видеопроекта в социальных сетях, к настоящему времени «Бабушка Пушкина» добралась до телеэфира и вполне успешно выпустила четвертый сезон на канале «Россия 24».
Поэтический слэм — это, несомненно, ответ «тихой поэзии», обитающей в онлайн-дневниках Live Journal, на просторах социальных сетей, таких как Facebook или Вконтакте, где в последнее время все сложнее отделить зерна от плевел. Социальные сети — это открытая площадка для любых излияний души, здесь могут обитать и непризнанные гении, и скромные дарования, ну и, конечно, превалирующее число — графоманы. Многие из тех, кто публикует свое творчество в «сети» никогда не осмелятся продекламировать его на сцене, что уж там говорить о настоящих поединках, в которых могут принимать участие только самые стойкие и уверенные стихослагатели!
На сегодняшний день поэтические слэмы находят своего автора и зрителя по всей России: в Воронеже, Пензе, Смоленске, Иркутске, Новгороде, Санкт-Петербурге и, конечно, в Москве. Современная поэзия интересна, необычна, во многом зиждется на урбанизме и эпатаже, да только вот темы у молодых поэтов остаются все те же: поэт и толпа, любовь, судьба, свобода…
Дуэль — это игра. А любая оценка — субъективна. Цель поэтических дуэлей — не показать кто круче, а найти своего читателя, своего слушателя. Не всем по душе подобные соревнования, кто-то называет действо на сцене «клоунадой», «фарсом», кто-то не верит в честность и чистоту отбора, но, в конце концов, «жизнь — слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез », как писал Оскар Уайльд. Главное, получать удовольствие от происходящего, а иначе в чем смысл?
Очень краткая история слэма
История поэтического слэма не насчитывает и сорока лет, но за это время формат прочно утвердился на всех обитаемых континентах. Десятки, а может и сотни тысяч поэтов по всему миру принимают участие в баттлах различного масштаба. А всё началось в небольшом чикагском джаз-клубе Green Mill в 1986 году, если верить «Википедии».
Но если мы не будем слепо верить главной интернет-энциклопедии, то вскоре поймём, что слэм зародился двумя годами раннее, в ноябре 1984 года, в том же Чикаго, но в заведении под названием Me High Lounge. Идеолог слэма – человек идейный (простите за тавтологию) Марк Смит – американский поэт и социалист по совместительству, много лет подряд скитавшийся по свободным микрофонам, где авторы в основном слушали самих себя. Марку изрядно надоело, что стихотворцы только пополняют выручку кабаков, сами не имея ни аудитории, ни гонораров. И он решает опробовать новый формат по правилам спортивного состязания.
Первые два года слэм не был регулярным и часто совмещался с номерами стендаперов. Однако уже тогда были заложены основы: строгий временной регламент, зрительское голосование, и аннулирование низшей и высшей оценок при подсчёте голосов. Наконец в 1986 году в джаз-клубе Green Mill слэмы стали проводится на постоянной основе. Конкурс резко резонировал с существующими поэтическими вечерами, а потому вызвал немалый интерес у поэтов не только из Чикаго.
Вскоре вечера стал посещать некий автор из Нью-Йорка – Боб Холман, чьи предприимчивость и энтузиазм сыграли не последнюю роль в распространении нового формата. Уже в 1988 году он проводит поэтический слэм в «Большом яблоке» на сцене Nuyorican Poet’s Cafe. Буквально за два последующих года из Нью-Йорка идея слэма проникает в штаты по всей Америке.
В 1990 году в Сан-Франциско проходит первый Национальный слэм, организованный поэтом Гэри Глазнером. В турнире приняли участие всего три команды поэтов из Чикаго, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Стоит отметить, что в отличие от американской академической поэтической среды тех лет, слэм изначально был полностью открыт для представителей всех рас и гендеров. На первом национальном турнире, а в дальнейшем ещё трижды, победу одержала афроамериканская поэтесса Патрисия Смит, для которой слэм во многом открыл двери в большую литературу. К примеру, на основе стихов Патрисии, нобелевский лауреат драматург Дерек Уолкотт, воодушевленный её выступлениями, поставил одну из своих пьес.
Американский национальный слэм ежегодно собирает поэтов по настоящее время и включает себя более 80 команд из США, Канады и Европы. В общей сложности в Соединенных Штатах проводится три турнира в национальном и международном масштабе: командная игра National Poetry Slam (NPS), индивидуальный турнир World Poetry Slam (iWPS) и женский слэм Women of the World Poetry Slam (WoWPS).
Росту популярности слэма во всем мире способствовал и выход двух кинолент – документального фильма «СлэмНэйшн» в 1996 году и художественной картины «Слэм» двумя годами позднее. После этого турниры стали привычным явлением не только в соседней Канаде, но и в Европе.
В 1999 году Национальный поэтический слэм прошел в Чикаго, а освещала турнир газета «Нью-Йорк Таймз». Это событие можно, пожалуй, считать той чертой, когда конкурс окончательно вышел за пределы андеграунда и получил официальное признание на высшем уровне.
Уже в 2002 году продюсер и певец Рассел Симонс запускает телесериал DefPoetry, в основу которого лёг слэм, на канале HBO, имеющем десятки миллионов подписчиков в США и за их пределами. Шоу подразумевало исполнение стихотворений не только поэтами, но и известными актёрами, певцами и другими знаменитостями. За шесть лет существования проекта на экраны вышло семь сезонов.
Шоу было восторженно встречено пионером нью-йоркского слэма Бобом Холманом и раскритиковано основателем турнира – Марком Смитом, обвинившим телеканал в коммерциализации искусства. Но слэм, хорошо это или плохо, уже давно не принадлежал своему родоначальнику.
Первый же слэм на Европейском континенте был проведен еще в 1987 году в Гейдельберге (Юго-запад Германии) Винсом Койтером, который познакомился с правилами турнира незадолго до этого в Чикаго. Однако до середины 90-х европейский слэм не был структурирован, и одиночные мероприятия не могли дать такой импульс для развития, какой был в США.
Ситуация коренным образом изменилась в только 1995 году, когда первые слэмы стали проходить в Франции. За несколько лет турниры приобрели популярность по стране, а в 2004 году состоялся и первый национальный турнир. С 2007 года в Париже, благодаря усилиям поэта Пилота ле Хота и его команды, проводится всемирный поэтический чемпионат «Гранд поэтри слэм». Сейчас турнир объединяет авторов из 40 стран мира, в том числе и из России.
Совершенно грандиозное событие, которое принято считать крупнейшим поэтическим турниром за всю историю человечества, произошло в Лондоне летом 2012 года. В рамках проводимых в британской столице Олимпийских игр была организована и Культурная Олимпиада. Кроме традиционных поэтических чтений событие включало в себя англоязычный молодежный поэтический слэм. В отборочных турнирах по всему миру от Канады до Индии приняли участие более 12 тысяч поэтов, что является абсолютным рекордом для подобных мероприятий. Победители региональных этапов поехали покорять Лондон.
Это мероприятие стало в свою очередь отправной точкой для истории поэтического слэма в Индии. Прозрачность, демократичность и возможность стать победителем вне зависимости от места проживания и финансового благополучия обозначили социально-культурную роль слэма. Французские турниры популяризовали формат в свою очередь во франкоязычных странах Африки.
Специфическим образом слэм развивался в Японии. Профессор Кацунори Кусуноки в 90-е годы стал устраивать турниры в университетских стенах. Причём каждое состязание было оформлено в различной тематике. Поэты выходили на ринг в боксерских перчатках, облачались в рыцарские доспехи или в одеяния самураев. Классические правила позже всё-таки пришли в страну восходящего солнца, а с 2015 года японские авторы участвуют во Всемирном слэме в Париже.
Если говорить о Германии, то после турниров в Гейдельберге с 1993 года состязания стали проводиться регулярно. Немецкие слэмы являются самыми популярными в Европе, собирая до 10 тысяч зрителей, а их столицей в течение долгого времени остаётся Гамбург. Лучшие слэмеры Германии соревнуются в рамках «Best of Poetry Slam». Поэт и конферансье Мишель Абдоллахи проводит все мероприятия, которые проходят в рамках турнира.
Также в Германии проводятся и русскоязычные слэмы. В одном только Берлине существуют три регулярных турнира. Один из организаторов этих ивентов – поэт-перформер Александр Дельфинов так прокомментировал «Современной литературе» причину большей популярности слэмов в Германии, если сравнивать их с российскими ивентами:
«Здесь дело скорее даже не в уровне культуры, а в логистических особенностях. Учитывая развитую транспортную сеть и небольшие расстояния, немецкие слэмы свободно посещают поэты и зрители со всей Германии, а также из соседней Австрии, Швейцарии и других стран. Чтобы перевезти русского поэта, допустим, из Сибири в Москву, требуется гораздо больше времени и денег. Русский слэм – это вообще отдельная история, русскоязычные авторы всегда сильно выделяются среди европейцев».
Автор этой статьи соглашается с известным берлинским поэтом и, завершая краткую историю мирового поэтического слэма, надеется, что читателю будет не менее интересно узнать, как появился и развивался этот формат в нашей стране, а потому настоятельно рекомендует следить за материалам «Современной литературы», где в ближайшее время и появится материал на эту познавательную тему.
Чем поэтические слэмы отличаются от рэп-баттлов
Что такое поэтические слэмы и в чем их отличие от нашумевших рэп-баттлов, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал организатор сообщества «Не:трогай» Валерий Пшеничный.
— Если тебе чего-то не хватает, придумай что-то свое. Однажды пятничным вечером, года полтора назад, я раздумывал, куда пойти. Выставки, спектакли, вечеринки посещать не хотелось — все одного формата. Так и появилась идея о создании своего поэтического сообщества, но не в классическом его понимании. Тем более что я сам пишу стихи, — рассказывает В. Пшеничный.
Поработав над рекламой в социальных сетях и получив через некоторое время отклик, Валерий вместе с командой единомышленников стал организовывать необычные вечера стихов в столичных арт-пространствах.
— Не хотелось выступать в барах и кафе. Когда все едят, пьют, не происходит глубокого обмена между выступающими и залом, а мне хотелось устроить настоящий интерактив, обмен настроением, опытом, эмоциями, — говорит поэт.
Идея началась с классических читок, почти сразу трансформировавшись в слэмы. Что это такое? По сути, поединок авторов стихотворений. Принять участие может любой, кто пишет стихи. Достаточно оставить заявку в группе «Не:трогай», созданной в социальной сети «ВКонтакте», и прислать свои работы.
— Мы не экспертная комиссия, которая выбирает лучшие стихотворения, опираясь лишь на свое мнение. На слэмах уже выступили 15 пар поэтов. Людей мы сталкиваем по темам. То есть на одной площадке выступают те, кто пишет любовную лирику, на другой — философскую. Зрители, поднимая руки, голосуют, таким образом выбирают лучшего. Он проходит на следующий этап, а для того, кто выйдет в финал, мы устроим сольный творческий вечер, — делится планами В. Пшеничный.
Как преподнести свое стихотворение? Кто-то выключает свет, завязывая зрителям глаза, кто-то неожиданно, в процессе читки, приглашает в зал музыкантов, выходящих из-за спин слушателей, кто-то делает перформансы, танцевальные импровизации и даже моно-спектакли.
Поэтический слэм, по словам автора идеи, это соревнование, но соперничество в нем лишь условно. Тут не любят критиковать, заваливать негативными отзывами, зато высказывают пожелания, мнения. Никто никого не разбивает в пух и прах, как на рэп-баттлах. В этом и основное отличие от них. Главный смысл, особенно для самого поэта, — получить отклик, оценить свои возможности. Можно импровизировать, можно зачитывать уже готовые произведения. В начале вечера лишь задают тему — воплощать ее можно как угодно.
На слэмах собираются больше сотни человек, причем мероприятие может проходить и четыре часа. Никто не уходит. Следующее, кстати, состоится в эту субботу, 27 января, в 18:00 в арт-пространстве «Кислород».
Ребята из «Не:трогай» постоянно предлагают новые формы взаимодействия со зрителем. Проект не коммерческий. Вся символическая сумма, которую публика отдает на билеты, уходит на оплату аренды.
Кроме слэмов сообщество устраивает ретроспективы фильмов, например, Кубрика или Линча, творческие встречи с молодыми белорусскими режиссерами, концерты, а также дебаты. Последние — отдельная тема для разговора.
— На дебаты приглашаются два спикера, например, человек, выступающий за права феминисток, и его оппонент, который против этого движения. Они отвечают на вопросы, высказывают свои точки зрения. Потом к беседе подключается и сама публика. Результат — открытая, интересная дискуссия, — уточняет В. Пшеничный.
В будущем сообщество планирует проводить и лекции по популярной философии, разъясняя доступным языком, например, что такое психоанализ Фрейда или сверхчеловек Ницше.
Участники «Не:трогай» уверены, что люди нуждаются в общении и свободном обмене мнениями, и хорошо, если возможностей и площадок для этого в городе станет больше.
Фото сообщества «Не:трогай»
ТОП-3 О МИНСКЕ
Такого еще не было. В Раковском предместье создадут музей советского Минска
В Минске на 39,4 % снизилось количество убыточных организаций по сравнению с началом года
Музейный квартал открыли в Минске
Ушел из жизни известный ученый-онколог Эдвард Жаврид
На 83-м году жизни не стало ученого-онколога, талантливого исследователя и организатора медицинской науки и здравоохранения, доктора медицинских наук, профессора Эдварда Антоновича Жаврида. Такая информация размещена на сайте Минздрава, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В министерстве сообщили, что тяжелую утрату белорусская наука и система здравоохранения республики понесли 21 декабря. Э. Жаврид — высококвалифицированный специалист, ведущий консультант по цитостатической терапии злокачественных опухолей. С 1966 г. по настоящее время трудился в НИИ онкологии и медицинской радиологии (в 2007 г. институт переименован в РНПЦ ОМР) им. Н. Н. Александрова, успешно сочетая работу в научном, экспериментальном и клиническом секторах.
Область его научных исследований — комбинированная химиотерапия, фотодинамическая терапия злокачественных новообразований. Научные исследования, проводимые им или под его руководством, охватывали широкий спектр проблем одной из самых сложных и актуальных областей медицинской науки.
Э. Жаврид стал одним из основоположников нового направления в онкологии — использования высоких температур при лечении злокачественных новообразований. Первым в стране организовал клинические испытания лекарств в онкологической практике. Был инициатором и активным организатором подготовки и издания первых протоколов диагностики и лечения злокачественных опухолей. За разработку и внедрение в практику методов их лечения с использованием гипертермии и гипергликемии в 1988 г. стал лауреатом Государственной премии БССР в области науки. Он автор сотен научных работ, десятков изобретений и рационализаторских предложений.
Фото Минздрава
Смотрите также:
НЕ РАДИ СЛАВЫ. Гавриил Зданович
В 1945 г. за мужество и героизм в боях с японскими милитаристами Гавриилу Здановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Родился 27 марта (10 апреля) 1900 года в деревне Кривошин на Брестчине. Осиротев, воспитывался в детском приюте в селе Солоница на Полтавщине. Окончил 6 классов школы, выучился на сапожника и работал подмастерьем. Участник Гражданской войны. Избрал карьеру военного.
С июня 1941-го принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной. В начальный период войны с дивизией попал в окружение, из которого вышел с боями под Пирятином (Полтавская область).
Освобождал Запорожье, Никополь, Николаев и Одессу. 15 мая 1944 года в боях за Днестровский плацдарм был ранен. В апреле 1945-го дивизия под его командованием освободила словацкий город Годонин.
Особо отличился после Великой Отечественной. Дивизию Г. Здановича направили на Дальний Восток.
8 сентября 1945-го за мужество и героизм в боях с японскими милитаристами генерал-майору Г. Здановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В августе 1953 года уволен в запас. Жил в Воронеже. Умер 6 июля 1984-го.
Еще материалы рубрики:
Новый резидент «Великого камня» наладит производство беспилотных аппаратов
В индустриальном парке «Великий камень» зарегистрирован новый резидент. Им стало ООО «Научно-техническая компания БПЛА Тяньюй Чанъин (МСК)». Такая информация размещена на сайте парка, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В ходе реализации инвестиционного проекта резидент планирует создать высокотехнологичное производство универсальных логистических систем беспилотных летательных аппаратов и оборудования для них.
Учредителем предприятия-резидента является «Пекинская научно-техническая компания БПЛА Тяньюй Чанъин» — одно из ведущих предприятий Китая в области разработки и производства интеллектуальных беспилотных систем.
Смотрите также:
Цена газа в Европе превысила 2 тыс. долларов за 1 000 кубометров
Цена газа в Европе по итогам биржевых торгов 21 декабря достигла исторически высокой отметки — более 2,1 тыс. долларов за 1 000 кубометров, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.
Общее повышение цен на этот энергоноситель в Европе за день составило около 23 %. Оно началось с утра, причем в определенный момент стоимость приближалась к отметке 2,2 тыс. долларов за указанный объем газа.
Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко полагает, что цены могли отреагировать на снижение прокачки через трубопровод «Ямал — Европа» и новости о возможном похолодании в Европе.
Как сообщили в «Газпроме», компания поставляет газ в Европу по заявкам потребителей в соответствии с действующими контрактами.
Читайте также:
Смотрите также:
Два нетрезвых автолюбителя совершили ДТП с пострадавшими. Водителей ждет суд
Столичные следователи завершили расследование двух уголовных дел о ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в УСК по Минску.
Происшествия случились в этом году — в обоих случаях серьезно пострадали люди.
Превышение скорости, столб, пожар
В августе 25-летний водитель автомобиля Subaru вблизи дома № 19а на пр. Партизанском не справился с управлением и выехал за пределы проезжей части — машина врезалась в мачту освещения и загорелась. Водитель и 22-летняя пассажирка сами выбрались из легковушки. Очевидцы вытащили из нее 23-летнего пассажира. Его и девушку госпитализировали. Парень еще продолжает лечение. По данным медиков, пострадавший получил в дорожном инциденте переломы и термические ожоги площадью около 50 % поверхности тела.
Концентрация алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе составила 1,5 промилле. Молодой человек ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством с превышением скорости, за что был лишен водительского удостоверения. Оно уже вновь имелось у водителя на момент ДТП.
Выяснилось, что автомобилист двигался со скоростью более 110 км/ч при разрешенном на данном участке максимуме в 60 км/ч. Пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности и, согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз, получили тяжкие телесные повреждения.
Наезд на пешехода
В конце сентября нетрезвый (0,56 промилле) 29-летний курьер за рулем Lada Largus работодателя двигался задним ходом по внутренней территории одного из предприятий столицы и наехал на 38-летнюю женщину-пешехода на проезжей части. Пострадавшей причинены многочисленные телесные повреждения, относящиеся к категории тяжких.
Водитель перед началом движения задним ходом не убедился в безопасности своих действий, в том, что они не создадут препятствий для других участников движения. Он не прибегнул к помощи других людей, которые сигнализировали бы ему о ситуации позади машины. Кроме этого, он должен был учесть особенности авто: в салоне отсутствует зеркало заднего вида, а в грузовом отсеке нет остекления. При должной внимательности и предусмотрительности водитель мог избежать наезда на пешехода.
Последствия
Оба фигуранта признали вину и раскаялись. Их действия квалифицированы по ч. 4 ст. 317 («Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжких телесных повреждений») УК Республики Беларусь. С санкции прокуроров обвиняемые заключены под стражу. Уголовные дела переданы в прокуратуру для направления в суд.
В случае с наездом на пешехода вопросы появились не только к водителю. В отношении лица, допустившего молодого человека к управлению машиной, следствие выделило материалы из уголовного дела для дачи правовой оценки.
Фото Следственного комитета
Смотрите также:
В Минске на производстве смертей стало меньше, а случаев тяжелого травмирования — больше
За 11 месяцев текущего года отмечено снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом на 40 %, при этом рост случаев тяжелого травмирования работников составил 22 %. Такие цифры во время прошедшей 21 декабря в компании «Евроторг» конференции, посвященной вопросам охраны труда, привела главный специалист комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Светлана Кравченко, передает корреспондент агентства «Минск-Новости»
За 11 месяцев на производстве в Минске погибли 13 человек (за тот же период 2020-го — 22), тяжело травмированы — 110 (в прошлом году — 90). Увеличилось число смертельных случаев в Октябрьском, Партизанском, Центральном районах, случаев тяжелого травмирования — в Заводском, Октябрьском, Партизанском, Первомайском, Фрунзенском и Центральном.
Среди основных причин несчастных случаев на производстве специалист выделяет неосторожность потерпевших и грубейшие нарушения ими требований безопасности труда. Вместе с тем выросло на 5 % количество несчастных случаев по причине невыполнения обязанностей по охране труда руководителями и специалистами организаций — такова причина каждого третьего несчастного случая на производстве.
— Анализ причин несчастных случаев в организациях свидетельствует о низкой исполнительской и трудовой дисциплине работников, а также о безответственном отношении некоторых руководителей к требованиям охраны труда, — констатирует С. Кравченко. — Также анализ производственного травматизма показывает, что не устранена проблема пьянства на производстве: за 11 месяцев в состоянии алкогольного опьянения погиб один работник и три тяжело травмированы. Вопросу повышения эффективности профилактики пьянства и алкоголизма необходимо по-прежнему уделять повышенное внимание.
В Минске проводится большая работа по реализации системы мер, направленных на предотвращение производственных опасностей, создание здоровых и безопасных условий труда. В частности, выявляются организации, не внедрившие систему управления охраной труда, что обязательно для всех независимо от формы собственности. В 2021 г. выявлено свыше 1 180 организаций, в которых данная система отсутствовала. Правда, из этого числа 811 к настоящему времени ее уже разработали и внедрили.
Что касается проверки знаний по вопросам охраны труда, то успешно прошли ее в этом году 9 693 руководителя и специалиста. Не прошли — 1 070, а 1 129 вообще на проверку не явились. Специалист отмечает:
— В связи с повторным непрохождением проверки направлены письма с предложением об отстранении от выполнения работ, информация о 45 руководителях, не прошедших в установленном порядке проверку знаний, направлена в Минское городское управление Департамента государственной инспекции охраны труда.
Огромная проблема в Минске, продолжает С. Кравченко, с повышением квалификации по вопросам охраны труда. Инженер по охране труда, напоминает она, обязан проходить обучение не реже 1 раза в 3 года, а должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля системы управления охраной труда, обязаны повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с распоряжением председателя Мингорисполкома в этом году проведено немало месячников по безопасности труда. В их контексте осуществлялись еженедельные выходы мобильных групп. Эти меры позволили усилить профилактическую работу. В целом за 11 месяцев мобильные группы провели 752 обследования, в ходе которых выявили 8 700 нарушений законодательства об охране труда. За аналогичный период 2020 г. были обследованы 587 организаций и выявлены 7 400 нарушений.
При выполнении производственных задач важно проявлять ответственность не только в цехах и на складах, но и на дороге, акцентирует специалист. За 11 месяцев число тяжело травмированных в результате ДТП возросло на 27 % по сравнению с аналогичным периодом минувшего года: смертельно травмированы 5 человек, 10 получили тяжелые травмы, в то время как в 2020 г. было 3 и 8 соответственно.
Читайте также:
Смотрите также:
В парке им. М. Горького состоится праздник «В Новый год — с «Белой Русью». Что подготовили организаторы
В Центральном детском парке им. М. Горького 29 декабря состоится городской праздник «В Новый год — с «Белой Русью» в рамках республиканской акции «Наши дети», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» организаторы.
На территории парка откроются игровые и интерактивные площадки, а также состоится концерт «Новый год к нам мчится…». В программе праздника также концертно-развлекательная программа «Хоровод НонСтоп», игровая программа «Ура, зима, каникулы», спортивная программа «Зимние забавы», снежный кросс «Навстречу Новому году», конкурс на лучшего снеговика «Снеговик Party», квест-игра «Новогодний коктейль», новогодний флешмоб, аттракционы «Меткий стрелок», «Веселые санки», «Перетягивание каната», «Хоккеисты», «Снайперы», «Снежинка» и угощение — солдатская каша.
Не обойдется без поздравлений от Деда Мороза и Снегурочки.
Маленьких и взрослых минчан ждут в парке им. М. Горького 29 декабря с 11:00 до 14:00.
Смотрите также:
Юные спортсмены Московского района приняли участие в акции «Наши дети»
В рамках благотворительной акции «Наши дети» юные спортсмены из Московского района поздравили воспитанников ГУО «Детский дом № 3 г. Минска» с наступающими зимними праздниками, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Это инициатива от доброго сердца, — рассказал педагог дополнительного образования СШ № 206 Андрей Велисевич. — Идею подарить немного новогоднего волшебства и веселое настроение подхватили ребята, занимающиеся таэквондо. Оказалось, что не надо искать тех, кому нужны внимание и поддержка, в других школах города. Ведь они могут быть рядом, как в нашей средней школе № 206.
Юные спортсмены подготовили для ребят из детского дома, обучающихся в СШ № 206, подарки: конструкторы, книги, канцелярские товары и сладости. Поделились с ними теплом своих сердец. Вместе с подарками вручили воспитанникам детского дома частичку мужества и уверенности в себе. Во время небольшого показательного выступления спортсмены продемонстрировали, чему можно научиться, если постараться и приложить усилия.
Фото предоставлено СШ № 206
Смотрите также:
В ГПК рассказали о пересечении границы после отмены самоизоляции для прибывших
Для прибывших из-за границы отменена самоизоляция, что предусмотрено постановлением Совмина от 17 декабря 2021 г. № 727 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 г. № 208 и от 30 октября 2020 г. № 624». Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал ГПК Беларуси.
В Госпогранкомитете обратили внимание на то, что люди, получившие требования о самоизоляции до вступления в силу постановления № 727, обязаны обеспечить их соблюдение до истечения указанного срока пребывания на ней.
В ведомстве добавили, что разрешено пересечение границы законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), сопровождающими несовершеннолетних лиц, выезжающих из Беларуси для получения образования в иностранных образовательных организациях.
— Пересечение границы указанной категорией лиц возможно не чаще чем один раз в три месяца, — уточнили в ГПК.
Смотрите также:
Пути снижения производственного травматизма искали на конференции в «Евроторге»
Концепция нулевого травматизма — явление международного масштаба. Содержит она семь «золотых правил», которые легко адаптировать к любой стране и любому производственному процессу. Внедряется она и у нас, в частности в компании «Евроторг». Там 21 декабря состоялась организованная Комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома совместно с администрацией Октябрьского района представительная конференция, посвященная вопросам охраны труда. Побывал на ней и корреспондент агентства «Минск-Новости».
Открывая конференцию, заместитель главы администрации Октябрьского района Кирилл Гришин отметил не теряющую остроты актуальность проблематики охраны труда, подчеркнув, что на мероприятие приглашены представители предприятий, где, к сожалению, в этом году фиксировались несчастные случаи. В этот же день состоялось заседание комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при администрации района, что дополнительно актуализировало вынесенные на рассмотрение вопросы.
О том, как реализуется концепция нулевого травматизма в компании «Евроторг», детально рассказали директор по персоналу Денис Зеленухо, секретарь объединенной профсоюзной организации Людмила Юрченко и специалисты отдела по охране труда. Сегодня компания обеспечивает работой 33 тыс. человек по всей стране, располагает более чем 1 000 торговых объектов и 5 логистическими центрами. Солидная инфраструктура и немалый штат работников требуют постоянного совершенствования профилактики производственного травматизма. В этом году специалисты по охране труда «Евроторга» проверили 415 подразделений компании, по фактам выявленных нарушений выдали 337 предписаний. Высока роль в общем деле и руководителей, и специалистов, и общественных инспекторов. Штат последних, к слову, немаленький — 1 400 человек.
Год, констатируют докладчики, выдался напряженным во многих отношениях, что среди прочего обнаружило важность своевременного выявления угроз и контроля рисков. В частности, по итогам аттестации рабочих мест число таковых с вредными и опасными условиями труда снизилось в «Евроторге» на 62. Вместе с тем, дополняют специалисты, отмечается низкая заинтересованность самих работников в улучшении условий труда, поскольку в таких случаях они лишаются доплат и дополнительных дней отпуска. Опять же, вопреки прилагаемым усилиям, уровень сознательности отдельных работников остается далеким от желаемого. Так, за 9 месяцев 2021 г. к дисциплинарной ответственности за нахождение в состоянии алкогольного опьянения привлечены 75 человек, за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины — 359, за нарушение должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда — 24. Тем не менее в компании верят в силу убеждения и примера, постоянно совершенствуют систему мотиваций, развивают институт наставничества, резонно отмечая, что средства, вкладываемые в охрану труда, возвращаются увеличением эффективности — дополнительными оборотами, ростом выручки и прибыли.
К. Гришин обращает внимание на следующее: «Евроторг» — флагман в деле внедрения новаций в технологиях торговли, а значит, наверняка может показать что-то прорывное и в сфере охраны труда.
— Движемся в сторону максимальной автоматизации процессов, что предполагает уменьшение физического участия в них людей: в магазинах, например, все больше касс самообслуживания, — детализирует Д. Зеленухо. — Плюс стремимся к оптимизации работ на рампе — часто бывает, что одновременно приезжает много поставщиков, в приемке товаров создается довольно жесткий ритм, поэтому совершенствуем графики поставок, чтобы четче регламентировать работу грузчиков.
Автоматизация производственных процессов, впрочем, не означает, что с работниками будут расставаться. В системе «Евроторга» нынче 1,5 тыс. вакансий: людей здесь стараются беречь — все высвобождающиеся работники переходят на другие участки, благо есть свой учебный центр и каждый может пройти переобучение. Хороший пример — ТЦ «Галерея Минск»: закрыв там по не зависящим от компании обстоятельствам свой торговый объект, «Евроторг» перевел на другую работу весь персонал (работали там 178 человек), уволились всего трое.
Участники конференции были единодушны в том, что всесторонняя забота о персонале повышает социальный рейтинг организации, мотивирует работников на эффективный труд. Успешные предприятия собственным примером доказывают: если работник чувствует себя безопасно и комфортно, он трудится производительнее и качественнее.
Справочно
За истекший период 2021 г. в Октябрьском районе зафиксировано 16 несчастных случаев на производстве, из которых 2 — со смертельным исходом, 14 — с тяжелой производственной травмой. За прошлый год было 10 несчастных случаев, из которых 9 — с тяжелой производственной травмой. Каждый несчастный случай расследуется, его причины анализируются.
В этом году проведено 12 мероприятий районного масштаба, посвященных проблематике производственного травматизма (в прошлом году — 10), рабочая мобильная группа по вопросам охраны труда при администрации района совершила 84 выезда. Работа по профилактике ведется в полном объеме, разработаны планы и графики, проводятся совещания и семинары, ответственные регулярно проходят обучение и повышение квалификации.
Смотрите также: