Литературный вечер что это такое

Как организовать литературный вечер

Содержание статьи

Литературный вечер что это такое. Смотреть фото Литературный вечер что это такое. Смотреть картинку Литературный вечер что это такое. Картинка про Литературный вечер что это такое. Фото Литературный вечер что это такое

Выбор места проведения и тематики вечера

Выбрав тему, необходимо тщательно изучить биографию героя (или героев) вечера, акцентируя внимание на примечательных моментах. Заранее изготавливаются пригласительные билеты на красивой бумаге. Для полного погружения в эпоху прошлого, рекомендуется приобрести костюмы и соответствующие атрибуты. Можно отрепетировать и представить публике сценки из некоторых произведений.

По возможности гостей вечера рассаживают за столом (или столами). Необходимо позаботиться о безалкогольных напитках (чай, кофе) и легких угощениях. У любого вечера обязательно должен быть ведущий в изысканном костюме и с приятной речью. Остальные участники должны отработать навык выразительного художественного чтения, чтобы зачитывать отрывки из произведений.

Примерный сценарий литературного вечера

Монотонное перечисление фактов биографии литературной личности мало кому понравится. Разрабатывая сценарий вечера, необходимо продумать активное участие слушателей. Отлично подойдут беседы в форме «вопрос-ответ» и совместные философские рассуждения. Заинтересовать слушателей можно, если провести параллель между творчеством того времени и проблемами современной жизни.

После биографии должно идти знакомство с творчеством выбранного поэта или писателя. Переодетые в соответствующие костюмы участники зачитывают стихотворения, разыгрывают сценки и т.д.

Оживить вечер призваны игры, конкурсы и романсы. Превратите помещение в салон светского общества. Романсы под гитару и игры должны соответствовать общей теме. Можно предложить гостям сыграть в фанты. В шляпу-цилиндр (или любой красивый плотный мешок) складывают записки с заданиями согласно теме. Каждый по очереди вытаскивает записку и выполняет задачу.

Источник

Литературные вечера: как проводить и для чего нужны. Часть 1

Друзья, как то написала блог, на чём я зарабатываю, как писатель, и написала, что большую часть книг продаю через свои платные литературные вечера. Было много комментариев, много возмущения от тех, кто не в курсе, и только люди, которые имеют опыт проведения литературных вечеров, написали, что требуется много смелости и талант, как минимум, чтобы успешно проводить такие мероприятия.

В общем, я решила поделиться с вами опытом проведения литературных вечеров. Зачем это делается, для чего, что даёт вашей аудитории и вам, и что нужно для того, чтобы проводить успешно литературные вечера, да ещё и зарабатывать на них.

выявить спрос у вашей аудитории, что им по-настоящему интересно в жизни, о чём можно будет написать в следующих книгах, какие проблемы их волнуют и как ваши книги помогают им решить эти проблемы.

Исходя из этого только первого своего вечера (после этого я провела более тридцати литературных вечеров), я поняла, что мне нравится это делать, потому что я. 1) люблю организовывать 2) люблю работать с людьми, раскрывать их, выспрашивать их, объединять 3) что энергия от аудитории помогает мне расти, как писателю, понимать тут же, что надо сократить, а что добавить, что-то изменять в книге и придумывать на ходу, понимать, что для людей ценно и полезно в моих книгах. 4) помогает расширению моей аудитории и пиарит меня, как писателя 5) помогает продавать книги

После этого я проводила вечера в военной части, среди художников и поэтов, в библиотеке, в других городах. И каждый раз получала уникальный опыт, который очень помогал мне потом писать книги. Как вы думаете, почему?

Скажите, пожалуйста, была ли полезна для вас эта статья? Нужно ли ещё что-то написать о том, как проводить литературные вечера? Задавайте вопросы, отвечу!

Источник

Литературный вечер что это такое

Автор: Бологова Ксения Олеговна

Организация: МБОУ – лицей № 1 им. М.В. Ломоносова

Населенный пункт: Орловская область, г. Орёл

Я не могу управлять направлением
ветра, но всегда могу так поставить

паруса, чтобы достичь своей цели.

В последнее время интерес у учащихся к литературе снижается, поэтому внеклассная работа по предмету является важной составляющей всего учебного процесса в целом и преследует определенные цели: привить любовь к литературе и развить интерес к ней как к учебному предмету, повысить языковую культуру. В процессе проведения внеклассных мероприятий по литературе не только расширяются и дополняются знания учащихся о писателях, но и развиваются навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, творческие способности учащихся.

Существует множество форм внеклассной работы по литературе: внеклассное чтение, кружки, журнал и стенгазета, литературные выставки, литературные экскурсии, читательские конференции и диспуты, утренники и вечера, литературный кружок, клуб.

Литературный вечер – одна из форм внеурочной работы по предмету, которая повышает интерес к изучению литературы, воспитывает чувство любви и уважения к ней. Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.)

Литературные вечера проводятся нечасто. Обычно они приурочены к юбилею писателя или вызваны особым интересом ребят к творчеству определенного художника слова, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями, хотя и требуют тщательной подготовки.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное представление о личности писателя, о значении его творчества.

В связи с тем, что важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе, то такая форма работы, как литературный вечер, в большей степени способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников.

Несомненно, подготовка и проведение литературного вечера требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Тем не менее, проведение литературного вечера позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач:

— повышение интереса к чтению поэтического (или прозаического) текста, к литературному наследию родного края или страны;

— развитие навыков актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, умения работать с разными источниками информации; воспитание любви к искусству, в частности к литературе, воспитание культуры слова;

— нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций; создание праздничной атмосферы, осуществление преемственности поколений, укрепление связи между учителями и учащимися, между школой и музеями.

Методические рекомендации по подготовке и проведению литературного вечера.

Перед составлением сценария необходимо обратиться к воспоминаниям поэта и его современников, а также желательно изучить имеющуюся литературу по данной теме. Необходимо составить подробный сценарий мероприятия, подобрать участников для его проведения, опираясь на специфику аудитории. Мы при подготовке сценария опирались на воспоминания Фета о детстве, а также воспоминания Л.Н. Толстого, Н. Страхова, И.Е. Репина, Я.П. Полонского, И.С. Тургенева о поэте. Участниками нашего литературного вечера были учащиеся 5, 8-11 классов, которые проявили желание и, несомненно, обладали определенным творческим потенциалом.

В процессе работы над сценарием необходимо продумать звуковые и музыкальное оформление литературного вечера, желательно все музыкальные фрагменты записать на один диск в нужном порядке очередности звучания, предусмотреть использование микрофонов и научить детей работать с ними, продумать все элементы костюма участников литературного вечера, назначить ответственного костюмера, подготовить реквизит для сценического действия, предметы бутафории, тщательно отрепетировать работу с ними, определить, при каком освещении должно происходить действие, продумать использование ламп, светомузыки, свечей.

В качестве музыкального оформления мы использовали фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Я. Сибелиуса, А.Е. Варламова. Также выступление участников вечера сопровождалось мультимедийной презентацией. Костюмы участников вечера выдержаны в классическом стиле, необходимым атрибутом была белая роза.

Необходимо определить, в каком именно помещении будет проходить мероприятие, тщательно продумать его оформление, обязательно провести несколько репетиций в данном помещении. Нам, например, потребовались два стола с красивыми скатертями, книги стихотворений Фета, пианино, роза.

Необходимо заранее написать объявление или подготовить персональные и коллективные приглашения, предварительные задания, для того чтобы мероприятие ждали с большим интересом.

Очень важно назначить координаторов, организаторов и исполнителей мероприятия, четко определить круг обязанностей каждого из них. Необходимо отслеживать степень подготовки мероприятия на всех этапах.

Непосредственно в день проведения мероприятия следует назначить ответственных за встречу гостей, за организацию гардероба и размещение участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

Необходимо четко соблюдать время проведения мероприятия (наш литературный вечер длился около 30 минут). Во время проведения мероприятия следить за реакцией аудитории, при необходимости быть готовыми внести коррективы в сценарий. После гостей необходимо проводить. В нашем случае аудитория была представлена учащимися 9 классов, которые с большим интересом наблюдали за всем происходящим, поэтому коррективы в сценарий вносить не пришлось.

После проведения мероприятия необходимо его проанализировать. Лучше, если это будет сделано сразу после его окончания. В обсуждении могут принимать участие организаторы, исполнители, гости и члены жюри.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, необходимо определить, были ли достигнуты поставленные цель и задачи, выявить слабые и сильные места, выработать рекомендация для предотвращения подобных ошибок и использования положительного опыта в дальнейшем.

Чем больше участия будут принимать школьники в подготовке вечера, тем лучше. Они могут не только самостоятельно собрать интересный материал для мероприятия, но и предложить свои варианты сценария, костюмы. Несомненно, учитель должен контролировать и координировать их действия. В процессе подготовки к литературному вечеру сценарий неоднократно будет дополняться и редактироваться, пока общими усилиями (учителя и учеников) не будет доведен до совершенства.

Проведенный литературный вечер будет полезен не только его участникам, но и зрителям, среди которых могут быть и школьники, и родителя, и приглашенные гости.

Следует отметить, что проделанная работа имела определенный результат. Во-первых, ученики, принимавшие участие в мероприятии, глубже познакомились с творчеством А.А. Фета, открыли ранее неизвестные для себя страницы биографии поэта. Во-вторых, совершенствовались навыки выразительного чтения и драматического мастерства. Кроме того, в процессе подготовки к мероприятию, обучающиеся самопроизвольно запомнили наизусть все стихотворения поэта, которые были включены в сценарий, и даже читали их хором, что, несомненно, свидетельствовало об интересе, проявленном к данному виду работы.

Список литературы:

Источник

Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы

Введение

Внеклассная работа (внеурочная) по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Тема “Внеклассная работа по литературе” приобретает все большую актуальность в наше время, время наибольшей общественно-политической и культурной жизни страны. Внеурочная работа повышает интерес к изучению литературы, усиливает чувство любви, уважения к ней, волю к преодолению недостатков в своей речи. Внеклассные занятия способствуют формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяют представления, полученные в процессе учебных занятий.

Методисты Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез в своих трудах рассматривали общие вопросы организации внеклассной работы, особое внимание уделяли практическому материалу внеклассных занятий, но лишь по русской литературе.

Тема данного исследования “Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы”. Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы организации внеклассной работы, в частности, литературных вечеров, и на их основе разработать литературный вечер для учащихся среднего звена.

Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 – 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 – 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.

Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто – 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

В зависимости от программы Петропавловская Н.Д. (13, 22) различает несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов. Каждый из видов имеет свою специфику.

Литературные игры – главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Игра “ответь на вопрос”: зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

Вторая часть – драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно – лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен “внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению” (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников – это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены “работы медалистов”. Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание – малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Вечера вопросов и ответов

Практика показывает, что учащимся нравится отвечать на вопросы. Программа вечеров этого типа может быть построена из ответов на заданные ранее вопросы. Спрашивать можно и о биографии автора, о проблемах произведений, об истории создания произведений.

Подготовка к вечеру вопросов и ответов должна начинаться с обсуждения темы. Определив ее, вывешивают афишу, в которой указывается дата произведения вечера, сообщается тема. Школьники пишут вопросы вынимаются по мере их поступления. Каждый участник вечера из всех вопросов выбирает те, с которыми справится. Самые трудные берет на себя учитель.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие – значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно мал коллектив участников.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы, так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. “Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах” (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями” (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.

Глава 3. Разработка литературного вечера (из опыта работы)

См. Литературный вечер по сказке-повести А.А. Милна “Винни-Пух и все-все-все” https://urok.1sept.ru/articles/412168

Заключение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *