Литиевый аккумулятор что это

Как устроен Li-Ion аккумулятор?

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Автономную работу всевозможных устройств,отмобильных гаджетов до персонального электротранспорта, обеспечивают аккумуляторы. С учетом необходимых значений емкости и напряжения, они объединяются в аккумуляторные батареи. Ключевые характеристики АКБ – емкость, напряжение, масса, время восполнения заряда, допустимый температурный режим – зависят от типа используемой химии.

Для автономного питания современной техники успешно используются литий-ионные аккумуляторы. Они имеют большой циклический ресурс, малый саморазряд, широкий температурный диапазон и солидную удельную емкость. Катод у таких элементов выполнен из производных лития, а заряд переносят ионы Li. Далее мы подробнее рассмотрим устройство Li-ion аккумуляторов и принцип их работы.

Как устроена литий-ионная батарея?

В основе конструкции литий-ионного аккумулятора– 2 составляющие: анод, выполненный из пористого углерода на фольге из меди, и катод – из оксида лития на фольге из алюминия. Их разделяет пористый сепаратор из полипропилена, обильно пропитанный электролитом, который выполняет функции проводника. Система находится в герметичном корпусе. Электроды подключены к токосъемникам. Некоторые аккумуляторы дополнительно имеют клапан-предохранитель для сброса внутреннего давления.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Пластины из меди и алюминия, смазанные электролитом и разделенные пористой прослойкой, обычно сворачиваются в рулон. В итоге получается элемент цилиндрической формы. При другом способе укладки пластин получаются изделия в форме призм и пакетов. Состав катода бывает разным: LiMn2O4, LiFePO4, LiCoO2,LiMnO2, LiMnRON, LiC6, LiNiO2и т.д.

Типы Li-ionаккумуляторов

В зависимости от используемого материала катода литиевые элементы бывают:

Как работает литиевый аккумулятор?

Принцип работы Li-ion аккумуляторов идентичен для элементов всех типов, независимо от материала катода.Когда на электроды подается напряжение – «плюс» на оксид лития и «минус» на графит – положительно заряженные ионы лития отцепляются от молекул оксида и переходят на углеродную пластинку. В результате протекает окислительная реакция, и аккумулятор заряжается.

При работе литиевого аккумулятора под нагрузкой протекает обратный процесс. Ионы Li + возвращаются на пластинку из оксида лития, в свое стандартное состояние. Графитовая пластинка на фольге из меди становится «минусом», а оксид лития на фольге из алюминия – «плюсом».

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Особенности зарядкиLi-ionэлементов

Литий-ионные элементы питания чувствительны к перезаряду. На поверхности анода при чрезмерном заряде осаждается металлический литий. Он выглядит как мелкий мшистый осадок и способен вступать в реакцию с электролитом. На катоде при перезаряде активно выделяется кислород. Внешне это может проявляться в виде интенсивного нагрева, роста давления и разгерметизации элемента.

Заряжаются Li-ionаккумуляторы в 2 этапа:

Быстрее происходит зарядка в импульсном режиме.Но для продления срока службы литиевых элементов их рекомендуется заряжать током, номинал которого составляет 50% от значения емкости, т.е. 0,5С.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Защита литиевых аккумуляторов

Элементы питания на основе лития защищены от коротких замыканийвнутри системы, например, с помощью 2-слойного сепаратора. Один из его слоев выполняется не из полипропилена, а из аналога полиэтилена. При риске короткого замыкания, к примеру, если дендриты лития прорастают к катоду, защитный слой локально нагревается, частично плавится, становится непроницаемым и блокирует последующее прорастание дендритов.

Для защиты от избыточного заряда и глубокого разряда накопители энергии снабжаются специальными ограничителями – платами защиты по току и напряжению. Они не допускают выхода напряжения за границы рекомендованного диапазона и в критических ситуациях автоматически отключают элемент от питания или нагрузки.

Поэтому для безопасной работы элементов и аккумуляторных батарей важно использовать BMSплаты. В противном случае высок риск повреждения аккумуляторов и их преждевременного выхода из строя. Такой контроллер зарядно-разрядного процесса может устанавливаться и на отдельные аккумуляторы, и на собранную из них батарею.

Производство литиевых элементов питания

Сырье для основных элементов в схеме Li-ion аккумуляторов – катода и анода – имеет вид мелкофракционного черного порошка. Чем мельче частицы, тем больше получается эффективная площадь электродов. Оптимальная форма частиц – сферическая, с гладкими краями, т.к. неровности чувствительны к токовым нагрузкам.

Производственный процесс состоит из следующих этапов:

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Готовые изделия проходят тестирование – контролируемый цикл заряда-разряда. Подзарядку начинают с минимального напряжения и с постепенным его повышением.Протестированные изделия заряжаются до оптимального уровня, чтобы исключить риск значительного падения напряжения из-за саморазряда, и поставляются в продажу.

Предыдущая статья нашего блога посвящена сигнализации для электровелосипедов.

Источник

Как устроены литиевые аккумуляторы?

Об аккумуляторах литий-ионного класса сегодня слышали, пожалуй, все. Они представляют собой универсальный тип батарей, которые нашли свое применение в портативной электронике, специнструменте, электротранспорте.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Чтобы понять, как устроен Li-ion аккумулятор, предлагается последовательно изучить его структуру:

В зависимости от формы корпуса изделия, выделяют цилиндрический и призматический виды литий-ионных аккумуляторов. Принцип устройства призматических моделей заключается в составлении друг на друга прямоугольных пластин, в то время как цилиндрические конструкции представлены рулонообразным пакетом электродов с сепаратором, которые закрыты в герметический корпус из металла (сталь, алюминий).

Разработчики аккумуляторных батарей сегодня часто экспериментируют с составом катода, стараясь добиться совершенствования параметров элемента питания без ущерба для его функциональности и долговечности.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Суть работы батареи на литии состоит в обеспечении оптимальных условий для перемещения ионов металла внутри системы (а точнее – между разнозаряженными электродами).

Вот как работает литий-ионный аккумулятор в стандартной ситуации:

Однако, ввиду того, что при разряжении батареи, отрицательный электрод возвращается в норму не до конца, а параллельно с этим еще и накапливаются продукты окисления, то АКБ медленно, но уверенно лишается части своей емкости. В момент, когда фиксируется потеря 30 % объема батареи, говорят о завершении ее жизненного цикла.

Разновидности литиевых аккумуляторов

В современном мире существует огромное число модификаций литиевых аккумуляторных батарей. На данный момент наибольшее распространение в производстве получили только некоторые из них:

Применяются аккумуляторы при создании разной продукции: Li-Co – в ноутбуках, смартфонах, видео- и фотокамерах, Li-Mn – в медтехнике и специнструментах, LiNiMnCoO2 – в электромобилях, электровелосипедах, телекоммуникациях, электростанциях, системах безопасности; LiFePO4 – в оборудовании, рассчитанном на большой ток нагрузки, LiTi – в уличном освещении, источниках бесперебойного питания, электротранспорте; LiNiCoAlO2 – в силовых агрегатах, медразработках.

Усовершенствованной версией литиевых батарей считаются полимерные АКБ, использующие гелеобразный, сухой или выполненный из полимерной матрицы, электролит. В таких устройствах электролит помещается на полимерную пленку, обеспечивающую хороший обмен ионами. Подобная конструкция обуславливает микроразмеры ячеек, безопасность их эксплуатации и простоту изготовления, что позволяет многим экспертам утверждать: за полимерными АКБ – будущее!

Как заряжаются Li-ion аккумуляторы

Разные аккумуляторы могут заряжаться неодинаковое количество времени. На этот параметр влияет не только их емкость, но и типы контроллеров, применяемых для восстановления заряда. Производители размещают контроллеры либо в зарядном блоке (тогда говорят об АКБ без защиты), либо внутри батареи (с защитой). В отдельных разработках контроллер даже встраивают внутрь аккумулятора.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Классический алгоритм восстановления заряда батареи Li ion выглядит следующим образом:

Стоит иметь в виду, что оптимальным током зарядки для решения Li ion будет тот, который составляет 50 % от номинальной емкости батареи. Например, для аккумуляторной батареи с емкостью 2000 миллиампер-часов идеальным током будет ток, равный 1 Амперу.

Работая с элементами питания литиевого типа, рекомендуется придерживаться нескольких рекомендаций по зарядке:

Источник

Литий-ионный аккумулятор (Li-ion)

В настоящее время литий-ионный аккумулятор используется абсолютно во всей домашней и портативной электронике.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это li-on аккумуляторы в гаджетах и устройствах

Можно без преувеличения сказать: без портативных источников питания, мир современной техники был бы намного беднее. Все разнообразие карманных электронных гаджетов, приборов, смартфонов, гироскутеров, электромобилей наконец, стало возможным благодаря литий-ионным аккумуляторам.

Принцип работы литий-ионного аккумулятора

Давайте рассмотрим литий-ионный аккумулятор. Как видите, он состоит из нескольких слоев с различным химическим составом.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это состав литий-ионного аккумулятора

В основе работы литий-ионного аккумулятора лежит, так называемый, электрохимический потенциал. Суть его в том, что металлы стремятся «отдавать» свои электроны. Как видно на рисунке ниже, наибольшая способность к отдаче электронов – у лития, а наименьшая – у фтора. Если такой атом отдает свой электрон, то он становится положительным ионом.

Первая в истории электрическая батарейка, созданная более 200 лет назад Алессандро Вольтой, работала как раз на принципе электрохимического потенциала. Вольта взял два металла с разными электрохимическими потенциалами (цинк и серебро) и получил электрический ток. В честь его открытия такую «батарейку» назвали Вольтовым столбом.

В 1991 г. Sony выпустила первый коммерчески успешный литий-ионный аккумулятор.

В литий-ионных элементах используется металл с наибольшей способностью отдавать электроны – литий. У лития всего один электрон на внешней орбите, и он постоянно стремится его «потерять».

Из-за этого литий считается чрезвычайно химически активным металлом. Он реагирует даже с водой и воздухом. Но активен только чистый литий, а вот его оксид, напротив, очень стабилен.

Это свойство лития как раз используется при создании литий-ионных аккумуляторов.

Допустим, мы каким-то образом отделили атом лития от оксида. Этот атом будет крайне нестабилен и сразу превратится в положительный ион, потеряв электрон.

Однако в составе оксида литий гораздо более стабилен, чем одинокий атом лития. Если мы сможем каким-то образом обеспечить движение по двум отдельным путям для электрона и для положительного иона лития, то ион самостоятельно достигнет оксида и встанет там на свое место. При этом мы получим электрический ток благодаря движению электрона.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Итак, можно получить электрический ток из оксида лития, если сначала отделить атомы лития от оксида и затем направить потерянные ими электроны по внешней цепи. Рассмотрим, как эти две задачи решаются в литий-ионных элементах.

Строение литий-ионного аккумулятора

Помимо оксида лития, элементы содержат также электролит и графит. В графите связь между слоями гораздо слабее, чем между атомами внутри слоев, поэтому графит имеет слоистую структуру. (Переходи и смотри подробно про строение атома)

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это строение литий-ионного аккумулятора

Электролит, помещенный между оксидом лития и графитом, служит барьером, пропускающим сквозь себя только ионы лития. Электроны же не могут проникать сквозь электролит и отскакивают от него, как теннисный мячик об стенку. В качестве электролита используется органическая соль лития, которая наносится на слой разделителя (о разделителе ниже в статье).

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это электролит пропускает ионы и не пропускает электроны

Процесс заряда и разряда литий-ионного аккумулятора

Итак, у нас есть разряженный аккумулятор

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это литий-ионный аккумулятор разряженный

Давайте же его зарядим. Для этого нам нужен какой-либо источник питания. Что произойдет в этот момент на самом литий-ионном аккумуляторе? Положительный полюс начнет притягивать электроны, «вытаскивая» их из оксида лития.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это процесс зарядки литий-ионного аккумулятора

Поскольку электроны не могут проникать через электролит, то они движутся по внешней цепи через источник питания.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

и в конце концов достигают графита

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

где очень удобно располагаются в слоях графита.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

В этот же самый момент положительные ионы лития притягиваются отрицательным полюсом, проходя сквозь электролит и также попадают в графит, размещаясь между его слоями.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Когда все ионы лития достигнут графита и будут «захвачены» его слоями, батарея будет полностью заряжена.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Такое состояние батареи неустойчивое. Это можно представить как шар, который находится на самой верхушке холма и в любой момент может скатиться.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Вот мы и достигли первой цели: электроны и ионы лития отделены от оксида. Теперь надо как-то сделать так, чтобы электроны и ионы двигались разными путями. Как только мы подключим какую-либо нагрузку к нашему заряженному литий-ионному аккумулятору, то начнется обратный процесс. В этом случае ионы лития через электролит пожелают вернуться в свое изначальное состояние.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Поэтому они начнут двигаться обратно сквозь электролит, а электроны побегут через внешнюю цепь, то есть через нагрузку.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это генерация электрического тока в литий-ионном аккумуляторе

Так как электрический ток — это не что иное, как упорядоченное движение заряженных частиц, то в цепи лампочки накаливания возникнет электрический ток, который заставит эту самую лампочку светиться.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Как только все электроны «убегут» из графита, то батарея полностью разрядится. Чтобы ее снова зарядить, достаточно поставить аккумулятор «на зарядку».

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это разряженный литий-ионный аккумулятор

При этом графит сам по себе не участвует в химических реакциях – он лишь служит «складом» для ионов и электронов лития.

Слой разделителя в литий-ионном аккумуляторе

Если внутренняя температура элемента по какой-то причине начнет расти, жидкий электролит высохнет, и произойдет короткое замыкание между анодом и катодом. В результате элемент может загореться или даже взорваться.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Чтобы этого не произошло, между электродами помещается дополнительный изолирующий слой, называемый разделителем. Разделитель проницаем для ионов лития благодаря наличию микропор. Электроны он не пропускает.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это разделитель в литий-ионном аккумуляторе

Из чего делают литий-ионный аккумулятор

В реальных литий-ионных аккумуляторах графит и оксид лития наносятся в виде покрытия на медную и алюминиевую фольгу. Ниже на рисунке мы видим, что на тонком листе меди у нас располагается графит, а на тонком листе алюминия — оксид лития.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Минус аккумулятора снимается с медной фольги, а плюс — с алюминиевой.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

ну а между ними располагается еще разделитель, пропитанный электролитом

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Для того, чтобы уменьшить объем, все эти три слоя сворачивают в «рулончик».

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это цилиндрический аккумулятор строение

образуя при этом всем нам знакомую литий-ионную цилиндрическую батарейку

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Литий-ионные аккумуляторы в автомобиле Tesla

Вообразите мир, в котором все машины оснащены электродвигателями, а не двигателями внутреннего сгорания. Электромоторы превосходят ДВС практически по всем техническим показателям, да к тому же намного дешевле и надежнее. У ДВС есть существенный недостаток: он выдает достаточный крутящий момент лишь в узком диапазоне скоростей. В общем, электродвигатель – однозначно лучший выбор для автомобиля. Об этом мы писали еще в статье про автомобиль Тесла.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это Сравнение электромобилей и автомобилей с ДВС

Но есть одно «узкое место», из-за которого электрическая революция в автопроме постоянно откладывается — это источники питания. Долгое время громоздкие, тяжелые, недолговечные и ненадежные аккумуляторы электромобилей никак не могли составить конкуренцию полному баку бензина. Но все изменилось, когда на рынок вышел производитель электромобилей Тесла.

Именно литий-ионные аккумуляторы использует компания Тесла для своих электрокаров.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это

Стандартный элемент выдает напряжение 3,7 – 4,2 В. Множество таких элементов, соединенных последовательно и параллельно, образуют модуль.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это батарейный модуль Тесла

Литий-ионные элементы при работе выделяют много тепла. При этом высокая температура снижает срок службы и эффективность самих элементов. Для контроля температуры, а также их уровня заряда, защиты от перезаряда и общего состояния элементов питания, служит специальная система управления батареями (Battery management system, сокращенно BMS). В батареях Tesla используется спиртовая система охлаждения. BMS регулирует скорость движения спирта в системе, поддерживая оптимальную температуру батарей.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это радиатор для аккумуляторов Тесла

Еще одна важнейшая функция BMS – защита от перезаряда. Допустим, есть три элемента с разной емкостью. Во время зарядки элемент с большей емкостью зарядится сильнее двух остальных. Чтобы этого не допустить, BMS использует так называемое выравнивание заряда элементов (cell balancing). При этом все элементы заряжаются и разряжаются равномерно и защищены от чрезмерного или недостаточного заряда.

И в этом преимущество Tesla над технологией аккумуляторов Nissan. У Nissan Leaf серьезная проблема с охлаждением аккумулятора из-за большого размера элементов и отсутствия системы активного охлаждения.

Литиевый аккумулятор что это. Смотреть фото Литиевый аккумулятор что это. Смотреть картинку Литиевый аккумулятор что это. Картинка про Литиевый аккумулятор что это. Фото Литиевый аккумулятор что это батарея Nissan Leaf и Tesla

У конструкции с множеством маленьких цилиндрических элементов есть и еще одно преимущество: при большом расходе энергии нагрузка распределяется равномерно между всеми элементами. Если бы вместо множества маленьких элементов был один огромный элемент, из-за постоянных нагрузок он очень быстро бы пришел в негодность. Tesla сделала ставку на маленькие цилиндрические элементы, технология производства которых уже хорошо отработана. Более подробно про батарейный модуль Тесла читайте в этой статье.

Защитный SEI-слой

Во время первой зарядки внутри литий-ионного элемента происходит одно замечательное явление, спасающее элемент от скорой «смерти». Неожиданной проблемой оказались электроны, находящиеся в слое графита. При контакте с электролитом они начинают разрушать его. Но одно случайное открытие позволило не допустить контакт электронов с электролитом. При первой зарядке элемента, как мы уже говорили, ионы лития движутся сквозь электролит. В процессе этого движения молекулы растворенного в электролите вещества покрывают ионы. Достигнув графитового слоя, ионы лития вместе с молекулами раствора электролита реагируют с графитом, образуя так называемая промежуточную фаза твердого электролита (solid electrolyte interphase, или SEI-слой). Этот слой предотвращает контакт электронов с электролитом, предохраняя электролит от разрушения.

Вот так проблема случайным образом решилась сама собой. Хотя эффект SEI был открыт случайно, в последующие два десятилетия ученые целенаправленно улучшали процесс, подбирая наиболее эффективную толщину и химический состав.

Заключение

Сегодня уже удивительно, что еще два десятка лет назад в электронных гаджетах не применялись литий-ионные аккумуляторы. Индустрия литий-ионных аккумуляторов развивается с фантастической скоростью: ожидается, что в ближайшие несколько лет их рынок достигнет 90 млрд. долларов. Современные литий-ионные батареи способны выдержать примерно 3000 циклов зарядки-разрядки – это уже приличный показатель, но еще есть, куда расти. Лучшие умы во всем мире трудятся над тем, чтобы повысить их долговечность до 10 000 циклов. В этом случае аккумулятор электромобиля не придется заменять целых 25 лет. Миллионы долларов вкладываются в исследования, которые позволят заменить графит на кремний в качестве «хранилища» в литий-ионных элементах. Если это удастся сделать, их емкость возрастет более чем в пять раз! В настоящее время мир переходит уже на литий-полимерные аккумуляторы, которые показали себя чуточку лучше, чем литий-ионные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *