Литопонные белила что это
Литопонные белила что это
Литопон, белила цинковые, титановые, свинцовые, сульфоевинцовые, сульфопон, хлороокисные и сурмяные. Они готовятся искусственно; баритовые бывают искусственные (бланфикс) и естественные; мел и гипс — естественные пигменты; известь получается из мела (путем его обжига).
Они находят обширнейшее применение в лакокрасочной и во многих других отраслях промышленности (пластмасс, резиновой, клеенчатой, линолеумной и др.) во всех случаях, когда требуется получить белый цвет или осветить темный.
Естественные белила и бланфикс имеют невысокий показатель преломления: 1,52—1,65. Поэтому их нельзя применять с масляными и другими пленкообразующими веществами: близость показателей преломления пленки и пигмента ослабляет видимость пигмента, который перестает играть роль белил.
Со связующими веществами, не образующими после высыхания сплошной пленки, они находят обширное применение в виде клеевых, силикатных, казеиновых и других красок. Каждый из названных белых пигментов имеет свои характерные особенности.
Литопон
Литопон представляет собой сернистый цинк, осаждаемый одновременно с сернокислым барием по урравнению:
BaS + ZnS04 = ZnS + BaS04.
По мировой выработке и применению литопон занимает повидимому первое место в ряду пигментов. Недостатком является его несветостойкость: под действием света литопон темнеет. Явление это объясняют различно. Одни считают, что это происходит в результате реакции, происходящей между сернистым цинком и окисью цинка, которая в них присутствует в небольшом количестве, по уравнению
ZnS + 2ZnO = 3Zn 4- S02
с образованием металлического цинка; последний вызывает потемнение литопона.
В темноте цинк может окислиться на воздухе до ZnO, и потемневший литопон снова белеет. Другие принимают, что сернистый цинк на свету может разложиться на дву сернистый цинк и металлический цинк, что также приводит к потемнению литопона. Вопрос о причинах несвето-стойкости литопона, главного недостатка этого важнейшего белого пигмента, до сих пор все же выяснен далеко не в достаточной степени. Об этом свидетельствуют между прочим противоречивые мнения, существующие например по поводу влияния хлора, а также посторонних металлов (свинца, кадмия, железа, марганца, таллия, мышьяка, никеля и кобальта).
Присутствие последних даже в минимальных количествах согласно утверждению Эйбнера обусловливает несветостойкость литопона. В противоположность этому мнению известное признание получили утверждения, что небольшие примеси этих металлов не только не вредны, но даже полезны. В соответствии с этим некоторые патенты предлагают даже вводить в литопон эти металлы, особенно кобальт, конечно в таких количествах, которые не портили бы цвета литопона.
Готовят три сорта сухого литопона:
Густотертые литопонные белила. Вырабатывают два сорта, отличающиеся друг от друга составом сухой краски и ее содержанием в пасте.
Цинковые белила
Цинковые Б. представляют собой по составу окись цинка ZnO. Однако следует отличать название «цинковые белила» от названия «окись цинка». Под первым названием следует понимать продукт, имеющий чисто белый цвет. Получается этот продукт обычно в специальных муфельных печах, в к-рых чистый металлич. цинк, подвергаясь, нагреванию до 1000—1300°, испаряется, выходит в виде пара из муфелей и окисляется затем воздухом
Под названием окись цинка следует понимать продукт, хотя и имеющий в основном тот же состав ZnO, но содержащий некоторые загрязняющие его цвет примеси. По ОСТ 633 установлено 2 сорта цинковых Б.: 00 и 0 с содержанием 99% ZnO, отличающихся друг от друга содержанием примесей.
Титановые белила
Титановые содержат в качестве красящей основы двуокись титана ТiO2. Последнюю получают преимущественно из титансодержащих руд (например титаномагнетита), для чего руду концентрируют до содержания 40—45% ТiO2 в концентрате.
Последний обрабатывают при нагревании серной кислотой; полученный плав выщелачивают водой, раствор освобождают от железа путем выкристаллизации FeS04 • 7Н2О, после чего из него тем или иным путем (обычно гидролизом) осаждают двуокись титана. Ее промывают, сушат, прокаливают, измельчают и сепарируют. Из всех белых пигментов титановые белила имеют по видимому наибольшие перспективы для своего развития в виду богатых сырьевых возможностей, с одной стороны, и в виду хороших технических свойств, — с другой.
Меление
Главный недостаток заключается в том, что красочный слой, содержащий их в качестве пигмента, через некоторое время после своего высыхания начинает при легком механическом на него воздействии (например при проведении рукой) осыпаться с поверхности.
Это свойство, называемое мелением, стремятся устранить или хотя бы ослабить введением различных веществ, главным образом цинковых белил. Титановые кроют лучше всех других белых пигментов; обычно в них вводят значительные количества сульфата бария или других наполнителей.
Хорошие сорта сохраняют свой чисто белый цвет и в масляных покрасках. Они инертны и трудно поддаются воздействию химических реагентов; слабые кислоты, а также щелочи на них не действуют. Высыхающая способность их недостаточна; она улучшается при помощи сикативов; белила, содержащие окись цинка, обладают удовлетворительной высыхающей способностью.
Анилиновые красящие вещества, смешанные с ними, выцветают, что объясняют каталитическим воздействием. Поэтому пигменты, получаемые на базе органических красителей, нельзя употреблять в смеси с титановыми. Маслоемкость их 16—18% для густотертой пасты и 36—48% — для краски, готовой к употреблению.
Свинцовые белила
Свинцовые — старейший белый пигмент — представляют собой основной карбонат свинца несколько меняющегося состава; наилучшие свойства отвечают составу 2РЬСО3 • РЬ(ОН)2.
Выработка и применение их все больше сокращаются из-за ядовитости. Из многочисленных методов приготовления господствующим считается французкий метод, который заключается в осаждении их углекислотой из основного ацетата свинца.
После осаждения их отделяют от раствора ацетата свинца (который становится близок к среднему раствору), промывают и обычно, не подвергая сушке, «отбивают воду» в процессе «мокрого замеса», т. е. при самом процессе замешивания и растира с льняной олифой. После того как белила отфильтрованы, раствор ацетата свинца насыщается глетом до первоначальной основности, после чего снова подвергается обработке углекислотой и т. д.
При воздействии соляной кислоты выделяются пузырьки углекислоты. содержание окиси свинца РЬО должно составлять 83,5— 87%. Густотертых вырабатывается 4 сорта:
Сульфосвинцовые белила
Сульфосвинцовые представляют собой основной сульфат свинца состава 2PbS04 • РЬО. Они хорошо кроют и хорошо высыхают. Рекламируются как не ядовитые, но повидимому они все же обладают известной ядовитостью, хотя и меньшей чем свинцовые; они находят примерно такое же применение, как и карбонатные свинцовые. При обработке соляной кислотой они не выделяют пузырьков газа.
Сульфопон
Сульфопон представляет собой кальциевый литопон, т. е. такой литопон, который вместо BaS04 содержит CaS04. Он может быть получен из раствора сульфгидрата кальция путем обработки его раствором сернокислого цинка по уравнению
Ca(SH)2 + ZnS04 = CaS04 + ZnS + H2S
Выделяющийся сероводород может быть утилизирован для получения нового количества раствора Ca(SH)2 из сернистого кальция. Укрывистость и светостойкость сульфопона даже несколько выше, чем у литопона, по остальным свойствам он близок к литопону. Необходимо учесть большую растворимость CaS04 в сравнении с BaS04. При обработке кислотой он выделяет, как и литопон, пузырьки газа H2S.
Баритовые белила
Баритовые, или бланфикс, представляют собой искусственно полученный сернокислый барий BaS04. Получают его разными путями, например воздействием серной кислоты или сульфата натрия на раствор хлористого бария:
ВаС12 + H2SO4 = BaS04 + 2НС1,
ВаС12 + Na2S04 = BaS04 + 2NaCl.
Применяются они в обойной, бумажной и других областях промышленности, но главное применение находят как субстрат (наполнитель) во всех тех случаях, где нельзя применять более грубодисперсный естественный сернокислый барий, т. н. тяжелый шпат, например для акварельных красок, красок для печати и т. п. Для тех же целей применяют также и сплавленный сернокислый кальций (легкий шпат, гипс и др.), но он менее желателен из-за большей растворимости.
Мел (углекислый кальций) весьма распространен в природе, часто содержит примеси глины и железа, но встречается и в очень чистом виде. Он представляет собой самый излюбленный и часто применяемый белый пигмент для клеевых покрасок. С маслом он дает желтоватую, почти некроющую краску, почему и не применяется для масляных красок.
Известь
Известь (окись кальция) поручается обжигом СаС03 по уравнению
Степень чистоты извести зависит от степени чистоты мела, из которого она получена. Известь представляет собой в одно и то же время строительный материал, пигмент и связующее. Полученные при ее помощи покраски отличаются большой степенью лиричности, но обходятся дешевле, чем другие виды покраски, и легко воспроизводятся, почему и находят обширное применение.
Краски белого цвета (белила): какие выбрать?
Искусство требует жертв, но не таких. Свинцовые белила безусловно должны уйти из обихода художника и никогда не возвращаться. При своих явных достоинствах, среди которых лучшая укрывистость по сравниванию с остальными видами белил, быстрое высыхание в масляных красках и практически незаменимость для масляных грунтов, свинцовые белила сильно ядовиты. Причем их ядовитость со временем полностью не «улетучивается», как это считалось ранее.
Лучше комбинировать по ситуации цинковые или титановые белила (двуокись титана).
Комментарии
Свинцовые белила не так и безупречны. Они со временем чернеют. Причем обратно свою белизну они, если и отыгрывают, то не полностью.
Использую белила цинковые. Они обладают большой светостойкостью и образуют хорошую белую краску с различными связующими. Пока доволен, правда в масляных красках эти белила конечно сохнут больше, поскольку обладают большой маслоемкостью.
У цинковых белил небольшая укрывистость в отличии от свинцовых. Приходится много слоев класть.
Кладите много слоев, невелика проблема. Здоровье важнее.
Цинковые белила имеют синеватый оттенок. Мне они не очень нравятся.
А мне титановые белила, они желтоватый оттенок имеют.
Здравствуйте! Белила цинковые хороши только тем, что сохраняют свою белизну. Свинцовые белила сохнут значительно быстрее цинковых белил и более эластичные. Если бы не их токсичность, то лучше свинцовых белил не было бы ничего!
Синеватый холодный оттенок цинковых белил однозначно очень сильный минус. Я вообще от многих педагогов живописи и просто художников с авторитетом слышал мнение, что для фона практически любой картины холодный белый не очень подходит. К сожалению объяснение уже не помню. Да и не этот холодок не по душе.
Однако то, что белила из цинка в отличии от свинца и двуокиси титана прекрасно практически сочетается со всеми видами масляных и акриловых красок — это безусловный плюс. Да, и на свету ведут себя стабильно. Но все равно не могу ими пользоватся! Очень обидно.
Забыли добавить, еще они обладают абсолютной белизной! Чем не аргумент привыкнуть к их прохладному оттенку! Я тоже мучился долгое время, но смирился.
Это смотря какого разлива (производства) вы покупаете белила. Например, цинковые белила Ладога дает больше серо-синеватый оттенок, белила Гамма вообще больше серо-голубой (больше в сторону серого). Да и вообще большинство наших белил из титана и того же цинка имеют столько разных и часто непредсказуемых оттенков, что даже не знаешь, чего ожидать! Так что с белизной это вы явно поторопились!
Ваши цинковые белила слабо кроют, долго не хранятся, сильно вписывают масло. В общем, не вариант. Ностальгирую по свинцовым, а пользуюсь титановыми. Иногда думаешь, что лучше быть в неведении…
А вы храните их в закрытом от воздуха месте и все. Чем больше они хранятся на открытом воздухе, тем больше они «портятся» и от этого теряют кроящую способность и требуют больше масла.
И вообще, прежде чем сетовать, изучайте особенности тех или иных красок, которые используете. Мы живем в эпоху интернета, кликнул и стал умнее!
А вот не получится, дорогой мой коллега. Цинковые белила требуют полной герметичности и полного отсутствия воздуха в банке! Такие условия обеспечить не всегда удается, если только ты не на арбитре космической малевать собрался.
Я вообще не понимаю, как народ пользуется этими цинковыми белилами. Кроют они реально хуже некуда. В масле высыхают тоже плохо, но не это самое плохое — они сильно задерживают выдыхание других масляных красок. А если в этих красках долгосохнущий масла типа макового и сафлорового, то все еще печальнее становится.
Если, скажем, вы пишите долгую работу, они еще подойдут, а вот для быстрой живописи это просто сущий ад. Да иногда просто теряется чувство времени, когда уже не понимаешь, что у тебя достаточно просохло, а что нет.
Поддерживаю! Вы еще забыли добавить, что все цинковые белила придают всем масляным краскам хрупкость! Такая живопись в лучшем случае либо потрескается, либо в худшем осыплется через пару десятилетий. У меня такое было. Не помогала даже плотная натяжка на подрамник.
Используйте только титановые белила. Цинковые белила разрушаются даже на воздухе. Ладно там влажность, но даже от воздуха! Раньше я думал, что кривой художник и просто не давал им хорошо просохнуть. Я начал добавлять всякие сиккативы и лаки, но это ничего не изменило.
Да и покупайте лучше белила от Мастер-класс. Ладогу не берите. И Мастер-класс и Ладогу производит невская палитра, но в мастер-классе говорят более качественные ингредиенты.
Вот господа и товарищи. Именно поэтому в цинковые белила я все равно добавляю свинцовые. Только такие белила можно назвать настоящими белилами для живописи!
Хотите качества – рискуйте здоровьем!
Какие тут у вас интересное обсуждения. А то сидишь на артнау и загниваешь… А никто не использовал литопон или литопонные белила?
Они очень сильно чернеют (не все сорта, но многие) и не выносят вообще смесей. Сейчас их используют разве что только в малярном деле…
З.Ы. Артнау это наше государство. Оно существует вечно и вечно загнивает.
Мдя… читаю уважаемый творческий народ и понимаю, что ничего не понимаю. Так что лучше брать-то?
А чего непонятного. Сказано же — ничего идеального нет. Хотите достойные белила, покупайте хоть из цинка, хоть из титана, но только наши отечественные не покупайте. Народ ругается больше не на состав белила, а на производителя, просто сам не понимает этого.
Берите лучше итальянские Маймери, немецкие Шминке или английские Виндзор Ньютон. Европейцы продвинутей нас в этом плане. Пользуюсь заграничными белилами давно. Все просто великолепно и никогда критических проблем не было.
Коль тут такое обсуждение… Перепробовал практически все отечественные белила (мастер-класс, ладога, подольск, гамма) и узнал пренеприятнейшую вещь: оказывается не все титановые белила на сам деле состоят на 100% из собственно двуокиси титана. Очень часто в титановые белила производители подмешивают цинковые белила (доходит до 40%). Единственная рекомендация читать внимательно состав, хотя, как уверяют некоторые знакомые гуру живописи, далеко не всегда производитель об этом пишет.
На счет скрытой подмеси цинковых белил согласен. Есть такое дело.
И все же предпочитаю белила из двуокиси титана. Только они обладают самой сильной кроющей силой по сравнению с другими белилами и даже свинцовыми. А это главное для любых белил! Что же касается медленного высыхания в масляных красках, то это не так страшно.
Белила из титана желтеют, причем могут пожелтеть капитально! К тому же в смесях с кобальтовыми, кадмиевыми красками и ультрамаринами ведут себя нестабильно и ослабляют прочность масляного слоя. В акриловых красках титановые белила более предпочтительны, чем в масляных.
Желтеет только какая-нибудь наша ладога, поскольку их делают из грязных дешевых масел. Не забывайте, от производителя тоже много чего зависит. Покупайте хорошие импортные белила и они желтеть не будут. А вот касательно нестабильности в кобальтовыми и кадмиевыми красками — это чушь полная.
Мне очень понравились белила слоновая кость! Советую попробовать! Великолепный теплый цвет!
Скажите пожалуйста, титановые белила бывают в магазинах на льняном масле и пентамасляные. В чем разница?
Разница в том, что берите на льном и не заморачивайтесь. Пентамасляные считаются белила ускоренного высыхания. Это сравнительный новодел. Пока не проверен временем. С белилами лучше не шутить.
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.
Какие бывают белила и для чего предназначены.
Белила цинковые
Белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.
Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:
а) они сравнительно медленно сохнут,
б) обладают средней кроющей способностью,
в) улучшают прочность смесей красок.
Под действием света белила цинковые не теряют своей белизны; желтеют в темноте, но цвет постепенно восстанавливается под действием света. Под действием сероводорода и сернистых газов не теряют своей белизны. Промышленное производство цинковых белил относится к 1849 году, когда и были применены в живописи.
Белила свинцовые
Белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла. Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы.
Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:
а) они представляют собой более вязкую пасту, чем белила цинковые;
б) высыхают значительно быстрее цинковых белил (обладая сиккативными свойствами), в смесях ускоряют высыхание других красок;
в) обладают большой укрывистостью и хорошей адгезией;
г) относятся к токсичный краскам.
Свинцовые белила светопрочны. Под действием сероводорода и сернистых газов свинцовые белила темнеют.
Свинцовые белила применяются с времен раннего средневековья. Примечание. Ленинградский завод художественных красок выпускает следующие белые краски: белила цинковые, свинцово-цинковые, свинцовые, титановые, где пленкообразующим являются специально обработанные масла или пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или льняного масел.
Титановые белила.
Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил
1. Недопустимы смеси белил свинцовых с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой «ЖХ». Смешение белил свинцовых с перечисленными красками вызывает их потемнение или побурение тона.
2. Свинцовые белила в смесях с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
3. Свинцовые белила не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
4. В смесях белил свинцовых с кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым происходит высветление тона красок.
Литопонные белила что это
ГУСТОТЕРТЫЕ КРАСКИ
От готовых к употреблению густотертые краски отличаются консистенцией. Они представляют собой пасты, состоящие из сухих пигментов или смеси их с наполнителями, замешанными на олифе и перетертыми на краскотерках. Название краски получают в зависимости от пигмента, входящего в их состав (делила литопонные, белила цинковые, охра, мумия, зелень цинковая и т. п.), или цвета, если краска содержит смесь пигментов (бежевая, голубая, коричневая и др.).
Перед употреблением густотертые краски разводят до нужной консистенции натуральной или полунатуральной олифой. Количество олифы, необходимое для разведения краски, зависит от входящего в ее состав пигмента и количества ее в густотертой пасте. Для снижения вязкости очень густых красок в них можно вводить до 3% уайт-спирита или скипидара. Введение большего количества растворителя вызывает снижение блеска пленок покрытий, повышение их пористости и ухудшение противокоррозионных свойств.
В бытовых условиях могут применяться густотертые краски промышленного производства.
Цинковые густотертые белила используют для грунтовки, окраски (в белый цвет), а также в качестве основы для приготовления цветных красок. По белизне они уступают титановым белилам, более склонны к пожелтению, но обладают хорошими противокоррозионными свойствами, технологичны, удобны в работе. Ими можно окрашивать металлические поверхности, деревянные конструкции, древесноволокнистые плиты, прессованный картон и т. д.
Краски «Колер» представляют собой пастообразные составы, предназначенные для колеровки белых красок, усиления цвета или изменения оттенка масляных красок и алкидных эмалей. Их нельзя использовать для колеровки водоэмульсионных красок, эмалей, шпатлевок. Эти краски выпускаются голубого, желтого, зеленого, красного, красно-коричневого, оранжевого, синего и черного цвета. При необходимости они служат для декоративных целей.
Используя цинковые или титановые белила, можно получить покрытия светлых тонов. Смешение охры с суриком или другими масляными красками дает возможность получать светостойкую краску желаемого оттенка.
Нельзя смешивать компоненты в произвольных соотношениях, без точных замеров. При приготовлении краски необходимо фиксировать последовательность выполняемых операций, соотношение между вводимыми компонентами, технологию приготовления. В последующем это позволит быстро приготовить повторную партию краски нужного цвета, совпадающего по оттенку с ранее приготовленной краской.
ГОСТ 10503-71 краски масляные.
ГОСТ 10503-71 КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ, ГОТОВЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Технические условия.
Настоящий стандарт распространяется на готовые к применению масляные краски, представляющие собой суспензию пигментов (или пигментов и наполнителей) в различных олифах с введением сиккатива, а также добавок (аэросила, лецитина и др.), препятствующих образованию плотного осадка, или без них.
Для расчета расхода краски, вы можете воспользоваться калькулятором расхода краски.
Готовые к применению масляные краски предназначаются для наружных и внутренних отделочных работ (за исключением окраски полов) и для окраски металлических и деревянных изделий.
Покрытия масляными красками для наружных работ (в два слоя по металлу) должны сохранять защитные свойства в умеренном климате в течение года.
Краски наносят на поверхность кистью, краскораспылителем или валиком.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 6).
Марки.
1.1. Готовые к применению масляные краски, в зависимости от типа пленкообразующего вещества и их назначения, должны выпускаться следующих марок, указанных в табл.1.
Пленко-образующее вещество, входящее в состав красок
Наименование краски и марки
белила цинковые
белила литопонные
краски цветные
сурик жел.
мумия
охра
Для наружных и внутренних работ
Олифа комбинир. К-3, К-5, К-2
Для внутренних работ
Олифа комбинир. К-2, К-3, К-5
Олифа комбинир. К-2, К-3, К-4, К-5,
1.1а. (Исключен, Изм. N 5).
Примечание. Индекс Н для цинковых и литопонных белил указывает на введение наполнителя до 25% пигментной части.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
Технические требования.
2.1. Готовые к применению масляные краски должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Готовые к применению масляные краски должны выпускаться следующих цветов:
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.3*. В зависимости от марок и цветов красок коды ОКП приведены в табл.1а.
Наименование краски, цвет
Код для марки
2. Белила литопонные
Наименование краски, цвет
Код для марки
2. Белила литопонные
2.4. По физико-механическим показателям готовые к применению масляные краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.
Наименование показателя
Норма для марки
1. Цвет пленки краски:
Контрольные образцы цвета
Контрольные образцы цвета
Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных образцами (эталонами) цвета “Картотеки” или контрольными образцами цвета
Контрольные образцы цвета
5, конт-
рольный образец
209, конт-
рольный образец
209, контрольный образец
382, конт-
рольный образец
382, контрольный образец
424, конт-
рольный образец
424, контрольный образец
448, конт-
рольный образец
448, контрольный образец
625, контрольный образец
635, конт-
рольный образец
635, контрольный образец
2. Массовая доля пленкообразую-
щего вещества, %, не менее
По ГОСТ 17537 и п.4.3 настоящего стандарта
3. Массовая доля летучего вещества, %, не более
По ГОСТ 17537 и п.4.3 настоящего стандарта
4. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0±0,5) °С, с
По ГОСТ 8420 и п.4.4 настоящего стандарта
5. Степень перетира, мкм, не более
6. Укрывистость
невысушенной пленки краски, г/м, не более
По ГОСТ 8784, разд. 1
для красок цветных:
7. Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 19007 и п.4.7 настоящего стандарта
8. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору:
типа ТМЛ (маятник Б)
9. Условная светостойкость пленки, ч, не менее
По ГОСТ 21903, метод 3, и п.4.9 настоящего стандарта
10. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20±2) °С, ч, не менее
По ГОСТ 9.403, разд. 2, и п.4.10 настоящего стандарта
1. При загустевании красок допускается разбавление их уайт-спиритом (нефрасом С4-155/200) в количестве не более 5%, после чего вязкость красок должна соответствовать п.4 табл.2.
2. Норма по показателю 8 табл.2 для прибора типа ТМЛ не является браковочной до 01.01.95. Определение обязательно.
(Измененная редакция, Изм. N 6).
Требования безопасности.
2а.1. Краски масляные, готовые к применению, являются токсичными и пожароопасными материалами, что обусловлено свойствами веществ, входящих в их состав.
При производстве красок в воздушную среду выделяется пыль соединений свинца и пары уайт-спирита (нефраса С4-155/200), за содержанием которых на рабочем месте должен быть организован контроль в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
Пары растворителя оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу. Соединения свинца вызывают изменения в нервной системе, крови, сосудах, способны накапливаться в организме.
Высушенное покрытие не оказывает вредного воздействия на человека.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
2а.2. Характеристики пожароопасности и токсичности компонентов приведены в табл.3.
Наименование компонентов
Предельно допустимые
концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м
Температура,°С
Концентрационные пределы воспламенения, % (по объему)
Класс опасности
Уайт-спирит
(нефрас С4-155/200)
Свинец и его неорганические соединения
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5, 6).
2а.3. При производстве, испытании, применении красок должны соблюдаться требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.3.005.
2а.4. Все работы, связанные с изготовлением и испытанием красок, должны осуществляться в помещении при постоянно работающей местной и общей приточно-вытяжной вентиляции по ГОСТ 12.4.021, обеспечивающей чистоту воздуха рабочей зоны производственных помещений, содержание вредных веществ в которых не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
2а.5. Для тушения пожара применяют: песок, кошму, углекислый газ, воду в тонкораспыленном виде, химическую или воздушно-механическую пену из стационарных установок или огнетушителей.
2а.6. Лица, связанные с изготовлением и применением красок, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011.
Для рук применяются пасты типа «биологические перчатки».
2а.7. При производстве красок образуются твердые, жидкие и газообразные отходы, которые могут вызывать загрязнение атмосферного воздуха и воды.
С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами паров растворителя должен быть организован постоянный контроль за соблюдением предельно допустимых выбросов (ПДВ) по ГОСТ 17.2.3.02.
(Введен дополнительно, Изм. N 5).
Правила приемки.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
3.2. Показатели 9 и 10 табл.2 определяют по требованию потребителя.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
3.3. (Исключен, Изм. N 3).
Методы испытаний.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
4.2. Цвет высохшей пленки краски определяют методом визуального сравнения с цветом соответствующих образцов (эталонов) цвета ”Картотеки” или контрольных образцов цвета при естественном или искусственном дневном рассеянном свете. Сравниваемые образцы должны находиться в одной плоскости на расстоянии 300-500 мм от глаз наблюдателя под углом зрения, исключающим блеск поверхности. При разногласиях в оценке за окончательный результат принимают определение цвета при естественном дневном свете.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
4.3. Массовую долю пленкообразующего вещества и летучего вещества в краске определяют поГОСТ 17537. В качестве растворителя применяют ацетон (ГОСТ 2768) или смесь ацетона с этиловым спиртом (ГОСТ 17299) в соотношении 3:2 по объему, или толуол (ГОСТ 9880).
При определении массовой доли летучего вещества навеску испытуемой краски массой 1,5-2 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (140±2) °С. Первое взвешивание производят через 1,5 ч выдержки в шкафу, а последующие через каждые 30 мин до постоянной массы.
Допускается определение массовой доли летучего вещества под инфракрасной лампой при температуре (140±2) °С.
При разногласиях в оценке массовой доли летучих веществ окончательным результатом является определение в сушильном шкафу.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
4.4. Условную вязкость краски определяют по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
4.5; 4.6. (Исключены, Изм. N 5).
4.7. Время высыхания до степени 3 определяют по ГОСТ 19007, при этом допускается удаление бумаги с помощью легкой кисти или сдуванием без повреждения пленки.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
4.8. (Исключен, Изм. N 6).
Облучение пленки проводят в течение времени, указанного в подпункте 9, табл.2.
Облученные образцы осматривают невооруженным глазом и сравнивают с необлученными. Допускается незначительное изменение цвета и незначительное поматовение пленки краски.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
4.10. Стойкость пленки к статическому воздействию воды определяют по ГОСТ 9.403, разд.2. При этом после выдержки в воде в течение времени, указанного в подпункте 10 табл.2, образцы выдерживают на воздухе при (20±2) °С в течение 2 ч и осматривают внешний вид пленки невооруженным глазом. Пленка не должна разрушаться, отслаиваться, морщиться, пузыриться. Допускается незначительное поматовение и незначительное изменение цвета пленки краски.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
При маркировке транспортной тары должен быть нанесен знак опасности по ГОСТ 19433 (класс 3, классификационный шифр 3313).
Разд.5. (Измененная редакция, Изм. N 5).
Гарантии изготовителя.
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие красок масляных, готовых к применению, требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования.
Разд.6. (Измененная редакция, Изм. N 4).
Способ применения красок масляных и алкидных, готовых к применению, предназначенных для розничной торговой сети
Краски масляные, готовые к применению, применяются для наружных и внутренних отделочных работ (за исключением окраски полов) и для окраски металлических и деревянных изделий.
Перед нанесением краску тщательно перемешивают. Для разбавления краски при необходимости применяют бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности, разбавитель для масляных красок, скипидар.
Расход краски на однослойные покрытия 55-240 г/м в зависимости от цвета.
Краски хранят в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги, действия тепла и прямых солнечных лучей.
Меры предосторожности: при проведении окрасочных работ, а также после их окончания необходимо тщательно проветрить помещение; для защиты рук применять резиновые перчатки.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
ТАБЛИЦА соответствия изменившихся обозначений цветов красок масляных цветных и номеров картотеки цветовых эталонов.
По ГОСТ 10503 с изменениями N 1, 2, 3, 4