Лицензия мчс для чего она нужна
Лицензия мчс для чего она нужна
Коллектив Стройсетьконсалт Поздравляет С Наступающим Новым годом! Желаем исполения всех желаний и достижения целей в Новом Году!
Во-вторых, 4-й пункт (подпункт «д») вносит конкретику по предоставлению документов на поверенное оборудование, которое будет необходимо предъявлять в 2021 году для получения лицензии МЧС. Виной тому ещё одна законодательная инициатива, которая направлена защитить граждан от мошенников, пытающихся проникнуть в дом под предлогом проверки счетчиков измерения воды и газа и незаконным путем заработать на доверчивых. А так как данным законом регулируются и измерительные приборы, необходимые для получения лицензии МЧС, то и новое Постановление не может не внести уточнения. В чем суть 496-ФЗ от 27.12.2019 г.?
24 сентября 2020 года вступает в силу закон № 496-ФЗ от 27.12.2019 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». Если кратко, то закон вносит изменения в 102-ФЗ от 26.06.2008 г. и главным его смыслом становится то, что с конца сентября 2020 года информация о проведении поверки оборудования должна в обязательном порядке вносится в федеральный информационный фонд.
Далее, при рассмотрении документов на получение лицензии МЧС, инспектор, проверяя подлинность проведенной поверки оборудования, обращает внимание на следующее: если поверка была произведена ранее 24 сентября 2020 года, то у соискателя лицензии должно быть свидетельство о поверке с записью в формуляре средств измерений и заверка подписью поверительной компании со знаком поверки, а также все данные должны быть внесены во ФГИС «Аршин».
То же самое будет произведено при проверке уже полученной лицензии. Напомним, в 2020 году все плановые проверки МЧС были перенесены на 2021 год из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19 (ПП РФ от 03.04.2020 №438). Выездные проверки при получении или переоформлении лицензии МЧС проводятся без изменений по юридическому адресу компании, на которую оформляется лицензия.
Внимание! Участились случаи мошенничества. Если Вам звонят третьи лица и предлагают закрыть плановую проверку МЧС, то имейте ввиду, до конца двадцатого года в стране введен мораторий. Информацию о проверке Вы можете получить в управлении МЧС по своему региону.
Шесть важных изменений 2021 года, которые нужно знать лицензиатам и соискателям лицензии МЧС (разбор нововведений, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ)
11 июня 2021 года на портале правовой информации был официально опубликован Федеральный закон № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” и ст. 1 и 22 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» (далее — ФЗ № 168).
Данный закон направлен на совершенствование лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Он содержит в себе ряд новых требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим или планирующим получить лицензию МЧС на право осуществлять вышеуказанные виды деятельности (далее — лицензия МЧС).
ФЗ № 168 начинает свое действие по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 11.06.2021.
Давайте рассмотрим, какие новшества для лицензиатов и соискателей лицензии МЧС принес нам ФЗ № 168:
1. Подтверждение соответствия лицензиата раз в 3 года.
Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.
Для тех лицензиатов, которые к моменту вступления в силу ФЗ № 168 уже имеют или будут иметь соответствующую лицензию МЧС, в отношении срока подтверждения соответствия установлены следующие особенности:
если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;
если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;
если лицензия МЧС была предоставлена начиная с 1 января 2016 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение третьего года со дня вступления в силу ФЗ № 168, в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии МЧС.
2. Уведомление о выполняемых работах, оказываемых услугах.
Теперь лицензиат обязан будет уведомлять лицензирующий орган обо всех выполняемых работах, оказываемых услугах путем направления соответствующей информации. Содержание такого уведомления и порядок его направления в лицензирующий орган будет устанавливать положение о лицензировании конкретного вида деятельности.
Таким образом, теперь если вы, например, произвели на объекте заказчика установку систем пожаротушения, то у вас, как у лицензиата, автоматически появится обязанность уведомить об этом лицензирующий орган.
3. Место осуществления лицензируемого вида деятельности.
Устанавливается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица должен быть указан один или несколько адресов, которыми могут быть:
адрес места нахождения юридического лица, то есть тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц);
адрес филиала юридического лица.
Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.
Также в ФЗ № 168 сделана оговорка, что все необходимое, в соответствии с лицензионными требованиями, оборудование, технические средства, в том числе средства измерения, соискатель лицензии МЧС или лицензиат обязаны иметь на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, либо по каждому из таких мест (если их несколько), в том числе по месту осуществления временных работ.
Оборудование для получения лицензии МЧС: требования к инструментам, средствам измерения и другим ТС
4. МЧС наделили полномочиями на приостановление и инициацию процесса аннулирования выданных лицензий.
Лицензирующий орган теперь сможет приостанавливать действие лицензии МЧС в случае, если будут выявлены систематические (не менее двух раз в течение трех лет) или грубые нарушения лицензионных требований.
Лицензия МЧС может быть приостановлена на срок не более чем 90 календарных дней, в течение которых лицензиату дается право устранить нарушения, послужившие причиной к приостановке действия лицензии МЧС.
За не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований приостановление действия лицензии МЧС без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени на их устранение — не допускается.
Если в установленный срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии МЧС.
Аннулирование лицензии МЧС производится только по решению суда в следующих случаях:
1) нарушение лицензионных требований, повлекших за собой:
причинение тяжкого вреда здоровью граждан;
причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц;
причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;
2) непредставление в установленный срок информации, либо представление недостоверной или искаженной информации (см. п. 1 настоящей статьи);
3) неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (одновременно с подачей соответствующего заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии до дня вступления в силу решения суда).
5. Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг можно указывать по каждому месту осуществления лицензирующих видов деятельности отдельно.
При подаче заявления о предоставлении лицензии МЧС теперь можно указывать в нем перечень выполняемых видов работ, оказываемых услуг по каждому из указанных адресов (если таковых несколько).
Иными словами, теперь, если лицензируемая деятельность вами планируется вестись по нескольким адресам, то вы можете «разбить» свои виды деятельности в зависимости от адреса и, следовательно, подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям по каждому из адресов в соответствии с теми видами деятельности, которые по ним осуществляются.
6. Исключена норма закона о прекращении лицензирования со дня установления саморегулирования.
Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.
Но этому не суждено было сбыться, и соответствующая норма в законе была долгое время попросту нерабочей, в связи с чем абсолютно логичным стало ее исключение из нормативных правовых актов.
Таким образом, мы рассмотрели основные значимые моменты нового Федерального закона № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” и ст. 1 и 22 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» в части, касающейся изменений, связанных с вопросами лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
Порядок получения лицензий МЧС России, а также предоставление выписки из реестра лицензий
Соискатель лицензии представляет в Главное управление МЧС России по Нижегородской области (лицензирующий орган) заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и документы, перечень которых определен соответствующими положениями о лицензировании.
По итогам проверки представленных документов лицензирующий орган принимает решение о принятии к рассмотрению заявления и прилагаемых документов либо направляет заявителю уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений.
После принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых документов сотрудники отдела лицензионного контроля организации контроля за оборотом пожаротехнической продукции и предоставления государственных услуг УНД и ПР проводят проверку и готовят акт проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии (или об отказе в предоставлении лицензии) в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов.
Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии (или об отказе в переоформлении лицензии) в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов, а в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 и частью 4 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
Перечень документов, предоставляемых для получения государственной услуги:
Что изменится в порядке пожарного лицензирования «деятельности по монтажу» с 2021 года (обзор нового Постановления Правительства РФ № 1128)
В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. (далее — Постановление № 1225). Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.
Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года:
1. Добавится требование о необходимости иметь в наличии помещение для размещения работников и оборудования (пп. «а» п. 4 Постановления № 1128)
Добавится новое требование о необходимости наличия здания (сооружения, помещения), которое должно находиться по месту осуществления лицензируемого вида деятельности и в котором должны размещаться работники и оборудование лицензиата (соискателя лицензии).
Такое помещение может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) как по праву собственности, так и по иному законному праву.
2. Станут более точными требования к необходимому оборудованию (пп. «б» п. 4 Постановления № 1128)
Если ранее, в Постановлении № 1225, данное требование было изложено достаточно скудно, то теперь все четко и понятно. С 2021 года вступят в силу следующие изменения относительно необходимого оборудования:
2.1. Появится отсылка к Приказу МЧС, которым утвержден минимально необходимый перечень оборудования в зависимости от составов работ.
2.2. Устанавливается четкое понимание, что измерительное оборудование должно пройти именно процедуру поверки.
Сейчас в некоторых случаях с этим моментом возникают некоторые недопонимания между лицензиатом (соискателем лицензии) и лицензирующим органом, так как ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 г., далее — ФЗ № 102-ФЗ) помимо поверки предусматривает еще такую процедуру как калибровка.
Между тем, в этих процедурах есть существенные отличия:
Поверка — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ).
Калибровка — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик (п. 10 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ). Проводится в добровольном порядке и только если средство измерения не предназначено для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений (п. 1 ст. 18 ФЗ № 102-ФЗ).
2.3. Конкретизируется правомочность владения оборудованием.
Сейчас Постановление № 1225 предусматривает, что необходимое оборудование может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) по праву собственности либо на ином законном основании.
Новое Постановление № 1128 уточняет это требование и устанавливает, что в случае если необходимое оборудование принадлежит лицензиату (соискателю лицензии) не по праву собственности, а на ином законном основании, то такое право должно обязательно предусматривать одновременно как право владения, так и право пользования!
Здесь стоит немного пояснить: правомочия собственника какого-либо имущества всегда делятся на 3 составляющих:
Это возможность фактически обладать вещью, то есть иметь ее у себя.
Данное правомочие предусматривает возможность использовать вещь, извлекать из нее полезные свойства, получать доход от ее использования.
Это правомочие предоставляет возможность решать юридическую судьбу вещи, то есть распорядиться ею, например, продать ее, подарить, сдать в аренду, обменять, преобразовать, уничтожить и т. д.
Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании необходимого оборудования по праву аренды соответствующий договор, устанавливающий ваши права, должен предусматривать в своем предмете не только право использования, но и право владения, и наоборот. Иначе, лицензирующий орган на вполне законном основании может посчитать, что необходимым оборудованием вы владеете не в соответствии с лицензионными требованиями.
3. Установится минимальный количественный состав работников (пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)
В настоящее время вопрос о том, какое же количество специалистов будет достаточным для соответствия лицензионным требованиям, вызывает очень много споров. Но с 2021 года ситуация должна измениться, поскольку Постановление № 1128 дает четкий ответ:
при выполнении до 2 видов работ — не менее 2 человек;
при выполнении 3–4 составов работ — не менее 3 человек;
при выполнении 5 и более составов работ — не менее 5 человек.
Остальные требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и своевременности прохождения курсов повышения квалификации остались фактически прежними (см. п. 4).
4. Расширятся возможности для повышения квалификации работников (абз. 2 пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)
В настоящее время Постановление № 1225 устанавливает, что все работники лицензиата (соискателя лицензии) должны не реже чем 1 раз в 5 лет проходить в обязательном порядке повышение квалификации в области лицензируемой деятельности.
Новое Постановление № 1128, вступающее в силу с 2021 года, несколько расширяет данное требование и допускает, что такое повышение квалификации может быть пройдено посредством освоения:
дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации;
основных программ профессионального обучения — программ повышения квалификации рабочих и служащих.
Периодичность такого обучения остается неизменной — не реже 1 раза в 5 лет.
5. ИП будут приравнены к юридическим лицам
Сейчас требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и повышения квалификации предъявляются только к работникам юридического лица.
Вместе с тем если соискателем лицензии является индивидуальный предприниматель, то ему необходимо подтвердить именно свое соответствие всем лицензионным требованиям, но необходимость принимать в штат иных специалистов, соответствующих лицензионным требованиям, у предпринимателя отсутствует.
Постановлением № 1128 данное правило отменяется, и лицензионные требования о наличии в штате работников с соответствующим уровнем образования, стажем работы и своевременным прохождением курсов повышения квалификации предъявляются в равной степени ко всем лицензиатам (соискателям лицензии).
Таким образом, как мы видим, с 2021 года вступают в силу ряд существенных изменений и дополнений, которые необходимо будет соблюдать в обязательном порядке!
Получить бесплатную консультацию по оформлению лицензии вы сможете по телефону: 8 (4932) 77-41-16.
Что такое лицензия МЧС и для чего она нужна
В настоящее время лицензии нужны для осуществления целого ряда различных видов деятельности. Так что же вообще представляет собой лицензия, и что такое лицензия МЧС?
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (узнать подробнее), лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С 1 января 2021 года в сфере лицензирования произошел переход к «реестровой модели» лицензирования, который предполагает полный отказ от лицензий на бумажном носителе в пользу предоставления лицензии путем внесения записи в реестр лицензий.
Информация, содержащаяся в таком реестре лицензий, является общедоступной, а доступ и актуализация информации в нем, обеспечивается лицензирующим органом, который ведет такой реестр, посредством размещения в сети «Интернет». Такой реестр содержит следующие сведения (ст. 15 и п. 2 ст. 21 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
наименование лицензирующего органа;
наименование ю/л (полное и сокращенное), адреса места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности, ОГРН;
Ф.И.О. ИП, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, ОГРНИП;
лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг;
№ и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении/переоформлении лицензии;
дата внесения сведений о лицензиате в реестр;
основание и дата прекращения действия лицензии;
основания и даты проведения проверок лицензиата и реквизиты актов, составленных по результатам;
дата и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиата;
основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении, о возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;
основания, даты вынесения решений суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения.
Записи такого реестра, внесенные до 01.01.2021 года должны быть приведены лицензирующим органом в соответствие новым требованиям в срок до 01.01.2022 года.
Перечень видов работ, для которых потребуется лицензия МЧС, установлен в пп. 14-15 п. 1 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ. Так, обязательному лицензированию подлежит деятельность:
по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики зданий и сооружений (узнать подробнее),
деятельность по тушению пожаров Нажмите для перехода на ПожВики в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (узнать подробнее).
Таким образом, становится понятно, что лицензия МЧС — это специальное разрешение на право работать в сфере обеспечения пожарной безопасности по указанным в ней видам деятельности. Получить лицензию МЧС могут лишь юридические лица или индивидуальные предприниматели (ИП). Физическое лицо, не имеющее статуса ИП, не может претендовать на получение лицензии МЧС.
Любая лицензия, в том числе и лицензия МЧС, — это именно разрешение, а не обязанность лицензиата работать в определенной сфере деятельности. Иными словами, юридическое лицо или ИП, получившие в законодательно установленном порядке лицензию МЧС, получают право проводить работы/оказывать услуги в той области, на которую она выдана. Обязать их осуществлять такие виды работ/услуг никто не имеет право!
Лицензирующим органом, то есть органом, уполномоченным законодательством на выдачу лицензии МЧС, в данном случае является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 2 Постановления 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее — Постановление № 1128) и п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее — Постановление № 1131).