Лицензия на дефект авто

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

от 21 апреля 2001 г. N 312

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

2. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на коммерческой основе, осуществляемая на основании лицензии, включает в себя услуги согласно приложению.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на коммерческой основе являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических и противопожарных норм, а также настоящего Положения;

б) наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих соответствующую квалификацию;

в) соответствие качества оказываемых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств установленным требованиям.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

лицензируемой деятельности (с перечислением выполняемых услуг) и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов с изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (если копии не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов);

в) копия справки о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) копии документов, подтверждающих профессиональную подготовку работников, которые будут выполнять работы, составляющие лицензируемую деятельность;

д) сведения о производственных площадях и оборудовании, обеспечивающих выполнение указанного в заявлении перечня услуг;

е) копия сертификата на выполняемые услуги в случаях, когда сертификация услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной;

ж) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.

6. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

7. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней с даты получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

9. Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора либо об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа.

Выдача лицензии производится в течение 3 дней с даты представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

Лицензия подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа или лицом, его замещающим, и заверяется печатью.

10. В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование и место нахождения лицензиата (в том числе место нахождения территориально обособленных объектов, на которых осуществляется лицензируемая деятельность);

в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых услуг);

е) срок, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность;

ж) номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче.

11. При осуществлении лицензируемой деятельности на нескольких территориально обособленных объектах в лицензии указываются все эти объекты, а лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные лицензирующим органом ее копии соответственно числу указанных объектов.

12. Передача лицензии (ее копии) другому юридическому или физическому лицу не допускается.

13. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении о выдаче лицензии не указан меньший срок.

14. Срок действия лицензии может быть продлен лицензирующим органом по заявлению лицензиата, решение по которому должно быть принято в срок не более 5 дней со дня поступления заявления.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

15. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

16. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в течение 3 дней после принятия лицензирующим органом соответствующего решения с указанием причин отказа.

17. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

При обжаловании в административном порядке решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится за счет средств соискателя лицензии на основании договора, заключаемого им с независимыми экспертами.

18. Заявление о проведении независимой экспертизы направляется соискателем лицензии в лицензирующий орган, который формирует независимую экспертную комиссию по согласованию с соискателем лицензии.

В состав экспертной комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

19. Независимая экспертная комиссия в течение 30 дней с даты получения заявления рассматривает представленные соискателем лицензии документы, осуществляет проверку их соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение.

Соискатель лицензии или его представитель, при наличии оформленной в установленном порядке доверенности, имеет право присутствовать на заседаниях независимой экспертной комиссии.

20. Экспертное заключение представляется в лицензирующий орган, который обязан в течение 5 дней после его получения уведомить соискателя лицензии о принятом решении.

22. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней с даты подачи лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.

23. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции.

24. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.

25. Лицензирующий орган имеет право:

а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;

г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения нарушений;

д) выносить предупреждения лицензиату;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

26. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимые информацию и материалы.

27. Лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата возмещения расходов, связанных с проведением проверок.

28. Лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;

б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих его устранить выявленные нарушения.

29. В случае приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии.

30. Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не должен превышать 6 месяцев.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, он представляет в лицензирующий орган соответствующие документы.

Лицензирующий орган вправе провести проверку устранения указанных обстоятельств.

В случае если решение о приостановлении действия лицензии было принято лицензирующим органом на основании заявления государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, является заключение соответствующего органа.

31. При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия в течение 20 дней с даты получения подтверждения об устранении таких обстоятельств и в 3-дневный срок уведомить о своем решении государственные надзорные и контрольные органы, а также лицензиата.

При возобновлении действия лицензии плата не взимается.

32. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

33. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня отправления соискателю лицензии уведомления о выдаче лицензии;

б) со дня ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

34. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

35. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

36. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в 3-дневный срок с даты его принятия доводится лицензирующим органом до государственных надзорных и контрольных органов, а также лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием.

37. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) сведения о лицензиате;

б) сведения о лицензирующем органе;

в) деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, с указанием выполняемых услуг;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии и дата ее выдачи;

е) сведения о переоформлении лицензии;

ж) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

з) основание и дата аннулирования лицензии.

38. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.

Выписка выдается в течение 3 дней со дня подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего оплату ее получения.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.

Источник

Лицензия на дефект авто

С 01.03.2022 в наименование ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.

КоАП РФ Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.31 КоАП РФ

С 01.03.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 26.07.2019 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечание введено Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

Ст. 12.31 КоАП РФ. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными

Источник

Изменение конструкции транспортного средства: как сделать правильно и не получить штрафы

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

Все изменения, которые вносятся в конструкцию автомобиля должны проходить проверку соответствия требованиям безопасности. Порядок внесения изменений определен в Постановлении Правительства РФ № 413, которое действует с 1 июля 2019 года.

Что не считается изменением в конструкцию авто

Изменение в конструкцию авто — это установка или замена деталей на запчасти, не предусмотренные изготовителем.

Для каждого автомобиля завод-изготовитель прописывает техническую документацию. В ней обозначено:

Любая замена запчастей, узлов и агрегатов, которые прописаны в эксплуатационной документации производителя, не является внесением изменений в конструкцию. Согласовывать такие работы не нужно.

Допустим, в технической документации на Chevrolet Niva прописано, что устанавливать тягово-сцепные устройства на машину можно. Производитель рекомендует покупать оригинальные детали. Если в паспорте детали указано, что она предназначена для Нивы, устанавливать ее можно без дополнительных согласований.

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект автоДеталь предназначена специально для Нивы Шевроле, в паспорте есть соответствующая отметка. Установка этой запчасти на Ниву не считается изменением в конструкцию

Если же владелец ставит на машину фаркоп, который для нее не предназначен, это уже считается изменением в конструкцию. Например, на Ниву из нашего примера нельзя без дополнительных разрешений поставить «самосварный» фаркоп. Перед установкой деталь должна пройти проверку и получить сертификат безопасности.

Какие изменения требуют проверки и оформления документов, а какие — нет

В Приложении 9 Технического регламента Таможенного союза перечислены типовые, самые распространенные изменения в конструкцию:

Все эти изменения необходимо проверять на соответствие требованиям безопасности и вносить в документы отметки о переоборудовании.

Кроме перечисленного, изменением в конструкцию считается установка на машину не предусмотренных изготовителем деталей, которые влияют на безопасность вождения. Например:

Такие изменения также подлежат обязательной проверке и регистрации.

На примерах разберем нюансы двух популярных изменений в конструкцию:

Перевод авто на газ

Переводить авто на газ можно, если эксперты и ГИБДД заключат, что для вашего авто это допустимо.

Обращаться для перевода обязательно нужно в сертифицированные центры. СТО должна провести установку и выдать декларацию производителя работ по установке на транспортное средство оборудования для питания двигателя газообразным топливом.

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

Тюнинг внедорожника

По общим правилам делать тюнинг можно, если ГИБДД выдает на него разрешение. На практике большую часть изменений запрещают.

Как зарегистрировать изменения в конструкцию

Получить заключение предварительной технической экспертизы

Нужно описать, как вы хотите переоборудовать авто, и привезти автомобиль на диагностику. Комиссия выдаст предварительное заключение, можно ли вносить изменения в его конструкцию.

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

В среднем экспертиза стоит 3 500-8 000 рублей.

Заключение выдается только на определенные изменения. Если водителю одобрили перевод авто на газ, он не сможет заодно поменять фары. Для этого потребуется отдельное разрешение.

Получить разрешение ГИБДД на изменения в конструкцию

Заявление о внесении изменений в конструкцию можно подать через Гоусуслуги. Это бесплатно.

К заявлению нужно приложить:

ГИБДД проверит документы и историю авто. Если на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия, оформить изменения в конструкцию не получится.

Внести нужные изменения

Переоборудовать машину можно и самостоятельно, главное — сохранить сертификаты соответствия на каждую деталь.

Получить протокола проверки безопасности ТС

На этом этапе необходимо снова обратиться в испытательную лабораторию. Там оценят результат изменений и выдадут протокол проверки безопасности конструкции авто. Без протокола внести изменения в ПТС не получится.

Пройти техосмотр

Процедура такая же, как у обычного ТО. Дополнительно с собой нужно взять:

Обычно техосмотр стоит от 500 до 1 500 рублей.

На обратной стороне диагностической карты будет прописано, какие изменения внесены в конструкцию авто.

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

Получить в ГИБДД свидетельство СКТС

СКТС — это свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Получить его можно в отделе технического надзора ГИБДД. Потребуется принести:

Машину обязательно нужно привезти на осмотр. Также перед визитом в ГИБДД нужно оплатить госпошлину — 800 рублей.

Лицензия на дефект авто. Смотреть фото Лицензия на дефект авто. Смотреть картинку Лицензия на дефект авто. Картинка про Лицензия на дефект авто. Фото Лицензия на дефект авто

Внести изменения в ПТС и СТС

В течение 10 дней после получения СКТС нужно пройти процедуру регистрации автомобиля для внесения изменений в данные транспортного средства. Принести нужно:

ГИБДД внесет информацию о переоборудовании в СТС и ПТС. Госпошлина за замену документов — 850 рублей.

Проверка штрафов для юрлиц

Реестр заключений технической экспертизы

С 1 декабря 2020 года протоколы проверок и заключения технической экспертизы будут заноситься в единый реестр. Это зафиксировано в приказе Минэкономразвития.

Реестр будет содержать список всех разрешенных и запрещенных изменений. Инспектор ГИБДД сможет автоматически проверить, соответствует ли изменение законодательству.

На какие документы ориентироваться

Название документа и ссылка

«Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»

Устанавливает общий порядок внесения изменений в конструкцию

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

Прописаны штрафы за управление машиной с незаконными изменениями в конструкции

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства»

Прописано, как предоставляется госуслуга по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности»

Прописана процедура выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»

В документе прописано, какие изменения в конструкцию вносить нельзя, а какие — можно

Проверка штрафов для юрлиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Какая ответственность предусмотрена за нарушения

Штраф за незаконное изменение в конструкцию — 500 рублей

Если инспектор обнаружит, что в конструкции автомобиля есть незаконные изменения, он выпишет требование об их устранении или регистрации. Информация об этом сохранится в базе ГИБДД. В течение 10 дней водитель обязан исполнить требование, иначе регистрацию авто прекратят.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Источник

Существенные недостатки в автомобиле: особенности законодательства и судебной практики о защите прав потребителей

Ни у кого не вызывает сомнений, что российский автомобильный рынок в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжает развиваться семимильными шагами и по темпам роста продаж новых легковых автомобилей уже вошел в тройку ведущих стран мира.

Однако с ростом продаж новых автомобилей растет и число претензий потребителей, недовольных по тем или иным причинам качеством приобретенных автомобилей.

Помимо многообразия средств защиты нарушенных прав потребителя, предусмотренных Законом, одним из основных прав, доставляющих наибольшее число проблем продавцам, изготовителям и импортерам, является право потребителя при определенных условиях отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за автомобиль, или потребовать замены автомобиля на новый той же или другой марки (модели, артикула). Причем право выбора одного из требований принадлежит потребителю.

Практика такова, что суды общей юрисдикции, к чьей подведомственности относится рассмотрение споров с участием потребителей, в большинстве случаев уже изначально занимают сторону потребителя. Противная сторона в этом случае оказывается в роли оправдывающегося.

Нередко уже в ходе судебного разбирательства между потребителем и продавцом возникают разногласия относительно того, кто должен доказывать наличие или отсутствие недостатка в товаре, в том числе существенного. При этом суды не всегда занимают единую позицию.

В то же время абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона предусматривает, что бремя доказывания отсутствия производственного недостатка в товаре, в случае если на товар установлен гарантийный срок, лежит на продавце.

Таким образом, несмотря на то что ст. 56 ГПК РФ как норма процессуального права в любом случае подлежит применению в рамках судебного разбирательства, обязанность доказывать не сам факт наличия недостатка, а его эксплуатационный (непроизводственный) характер Закон возлагает именно на продавца.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае выявления в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении требования о замене автомобиля следует отметить, что в случае, если потребитель, указывая на наличие существенного недостатка в товаре, предъявляет требование не о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, а о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), суд может обратить внимание на то, что удовлетворение такого требования потребителя возможно только в случае, если аналогичный товар не снят с производства и продолжает выпускаться и поставляться на российский рынок.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Абзац 2 п. 3 ст. 18 Закона также предусматривает, что вместо предъявления требований о замене товара на товар этой же марки (модели, артикула) или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Судебная практика также не стоит в стороне от данного вопроса.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» потребитель вправе требовать замены товара либо расторжения договора независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», за исключением дорогостоящих или технически сложных товаров, замена которых возможна лишь при условии существенного нарушения их качества (п. 1 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ).

В п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 года от 23 ноября 2005 г. по гражданским делам также разъясняется, что покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи товара и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы только в случае выявления существенного нарушения требований к качеству товара.

Таким образом, из толкования закона можно сделать вывод, что до истечения 15 дней с даты приобретения автомобиля потребитель вправе вернуть товар продавцу или потребовать заменить его на новый вне зависимости от того, насколько существенными являются его недостатки. То есть формально, даже при обнаружении неработающей лампы подсветки номерного знака, потребитель вправе предъявить указанные требования.

Рассмотрим ситуацию, когда 15-дневный срок уже истек, а именно когда основанием для предъявления соответствующих требований потребителем является обнаружение существенного недостатка в автомобиле.

Что следует понимать под существенным недостатком товара?

В ст. 1 Закона прямо указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Понятие существенного недостатка товара раскрывается не только в Законе, но и дублируется в Гражданском кодексе РФ.

Пункт 3 ст. 503 ГК РФ предусматривает, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.

При этом, отвечая на этот вопрос, эксперты, как правило, ссылаются на Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС». Методическое руководство в разд. 3.3 «Экономические и автотовароведческие термины», ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия «существенный недостаток», приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:

снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия;

неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией;

дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.

Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:

выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке;

выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

Уважаемые жители Кабардино-Балкарской Республики! В случае возникновении спорных ситуаций по вышеуказанной теме просьба информировать Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике по телефонам: 42-52-69, 42-03-32

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *