Литургия лития что это
Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?
Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.
Панихида
Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.
Парастас
Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.
Лития
Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.
Чин погребения (отпевание)
Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.
Заочное отпевание
Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают
Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.
Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.
История появления общих молитв
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Читайте о покаянии:
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Два вида литии
Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.
Читайте о других богослужениях в храме:
Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:
Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.
Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Вечерняя лития
Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.
После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.
Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.
Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.
Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.
Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:
Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.
Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:
Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.
Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.
Когда читается заупокойная лития
После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:
Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.
Порядок проведения последнего служения усопшему прост.
Трисвятое, по Отче наш.
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душам их.
Ектения: Помилуй нас Боже…
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Безсмертного Царя и Бога нашего просим.
Иерей: Господу помолимся,
Хор: Господи помилуй.
Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих…
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Иерей: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Иерей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иерей: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Хор: Слава и Ныне. Господи помилуй (трижды), благослови.
Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…
Иерей: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.
Хор: Вечная память (Трижды). Души их во благих водворятся, и память их в род и род.
Отличие литии от панихиды
Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.
Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.
Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.
Лития́
Лития́ (от греч. λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
Православная Жизнь
О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.
Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.
Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.
Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».
Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.
Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.
Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.
Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).
В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.
Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).
Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.
Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.
Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.
Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.