Лобзик не держит пилку что делать
Инструменты. Ремонт зажима пилки лобзика «DWT».
Сегодня я хочу затронуть очень болезненную для “Кулибинцев” тему, а именно — ремонт электроинструмента.
Лично я давно перестал таскать его в мастерскую по той простой причине, что мне отказывались ремонтировать, ссылаясь на дороговизну ремонта, мол дешевле будет купить новый.
Второй и немаловажный фактор — время ремонта, доходившее до пары недель.
Окончательно меня отворотил от ремонтников последний случай, когда у меня взяли “болгарку” на диагностику, неделю она лежала, ожидая своей очереди, а потом мне была названа сумма чуть ли не в стоимость новой.
Забрал я её, разобрал и руководствуясь подсказками из интернета, выяснил, что сгорел только один якорь, но никак не в паре со статором.
Перезвонив в Харьков, я заказал з/ч и уже через два дня “наслаждался” визгом болгарки.
Нетерпеливые читатели начинают ёрзать, особо нервные уже покинули статью, а зря, потому как я задаю простой вопрос:
-Откуда берутся такие очереди на ремонт?
Да всё оттуда же — современный эл.инструмент, также как и современный автомобиль, представляет собой одноразовое изделие, срок службы которого лишь до окончания срока гарантии.
Отсюда следует облегчение конструкции, минимум меди в обмотках, некачественные комплектующие и прочая, прочая, прочая…
Мне могут возразить насчёт профессионального инструмента, ну-ну, давненько Вы не заглядывали в мастерские, где валяются целые горы “профи”.
Вторая причина кроется в особенностях “мышления” конструкторов.
Когда я вижу, что придумали эти “инженеры”, то всегда вспоминаю незабвенного Михал Михалыча с его “утечкой мозгов”.
Вообще-то данная “утечка” более актуальна для “постСовка”, потому как на “загнивающем” утекать то некуда, не в «солнечный» же Магадан.
Единственное, что там утекло, так это мозги разработчиков из головы в задницу.
Иначе объяснить то, что они “творят”, другими словами тяжело, ибо практически каждый инструмент, сложностью чуть более, чем титановый лом, приходится подгонять под реальные “полевые” условия эксплуатации, либо переделывать, чтобы можно было работать, не боясь травмироваться.
В подтверждение своих слов предлагаю уважаемым “Кулибинцам” почитать, как я отремонтировал электролобзик “DWT”.
Кто-то может возразить, что данный ремонт не по теме сообщества, с чем я категорически не согласен.
Именно наличие всевозможного инструмента и отличает настоящего “Кулибинца” от “попрошайки”, то и дело прибегающего одолжить “на пять минут” инструмент.
Эти “пять минут” могут затянуться очень надолго, кому не приходилось силой забирать СВОЙ инструмент у крохоборов спустя полгода?
А он ещё обижается: Да у тебя этих дрелек три штуки, взял бы другую и работал!
Кретин не понимает, что каждая дрель предназначена для определённой работы, не будете же Вы сверлить сверлом “двойкой” двуручной громадиной мощностью в пару тысяч ватт.
Я по доброте души своей вначался вёлся на слёзы “попрошаек”, но после того, как очередной “рукожЁпник спалил любимую “болгарку”, сделав при отдаче невинные глаза, сразу посылаю в пешее эротическое путешествие в направлении ближайшего иагазина.
Слава Богу, голодные года кончились, деньги у населения есть (особенно на “понты”), а иначе я не работал бы в режиме “non-stop”, а потому:
ИДИ и КУПИ! Не дам!
И пусть на меня после этого смотрят косо, плевал я на их мнение.
Как писал Михаил Александрович в “Поднятой целине”:
— Отдай жену дяде, а сам иди к б…
Итак, Господа Присяжные Заседатели, попался в мои цепкие лапы вот этот вот лобзик.
Как оказалось, сломался зажим пилки.
Это ж какой дебил придумал сделать его из “люминия”?
Сталь, сталь и ещё раз сталь! Инструментальная!
Вот она будет жить и не тужить.
По вполне понятным причинам, подобной марки стали у меня не было, я всё-таки таксист, а не потомственный кузнец, да я к полякам в Улан-Батор не поеду, наконец!
Пришлось обойтись нищебродской Ст.3.
Для начала разобрал лобзик на мелкие составляющие и вытащил саму подвижную планку.
В принципе, этого можно не делать, особенно после прочтения этой статьи.
Затем подыскал в широких штанинах кусок стали толщиной 10 мм.
Меньше не рекомендую, может согнуться зажим, толще тоже не желательно, может не хватить длины винтов М4, а заменить их не так и просто — они калёные.
Примерил его на месте и прсверлил два отверствия 4,2 мм под винты.
Прикрутил зажим к планке и отмерил по пропилам на планке положение пропила.
Снял зажим и зажал в тиски, после чего ножовкой пропилил паз глубиной в 5 (пять) мм.
Болгаркой не советую, можно легко ошибиться.
Затем отрезным диском толщиной в 1 (один) мм, разработал паз, так, чтобы пилка плотно входила в паз.
Делал это не спеша, тому як мав час і натхнення.
Тут выяснилось, что необходимо сделать выемку для фиксатора пилки.
Можно было попробовать выбрать её сверлом диаметром 1 (один) мм, но это дело рисковое, по той причине, что сломать такое миниатюрное сверло ничего не стоит, а потому взял и просверлил с обратной сторны зажима отверствие диаметром 3 (три) мм.
Глубина его такова, чтобы достала до паза и всё.
Окончательно собрав и проведя “пробу пера” на подвернувшейся доске, я убедился, что зажим со своими обязанностями (Хватать и не пущать!) справляется отлично, а раз так, то два часа не только работы, но и глубоких размышлений, не прошли даГом.
Тем, кто уже расслабился в ожидании того, что я заткну свой фонтан, придётся ещё чуток потерпеть.
Если первый “косяк” был вызван тем, что выбор “люминия” для материала зажима был вызван гарантийным сроком службы, то второй случай наглядно демонстрирует тупость конструктора, не имеющего и зелёного понятия, что такое момент приложения силы.
У каждого эл.лобзика пилка в своей средней части имеет заднюю опору.
При наличии отсутствия таковой, нагрузка на место зажима возрастает многократно с последующей поломкой зажима (“ДВТ”) или подвижной планки (“Фиолент”).
У этого лобзика опора представляет собой г-образную конструкцию из штампованной стали толщиной в 1 (один) мм, к которой крепится ролик без подшипника на оси.
Любой здравомыслящий человек понимает, что жить такой конструкции всего да ничего.
Попытка приварить отломившийся кронштейн ничего не дала, он опять отломился и скрылся в не известном направлении. Приходила собака с милицией, но так его и не нашла.
Пришлось мне взять какой-то подшипник с внутренним диаметром 6 (шесть) мм, сделать небольшое крепление и намертво приварить его ( крепление, а не подшипник) к подошве.
Ремонтируем электролобзик своими руками
Такой инструмент, как электролобзик, просто невозможно недооценить. Это производительное и надежное устройство позволяет кроить листовые материалы, дерево толщиной более 50 мм, металлы и сплавы. Несмотря на свои компактные размеры и простоту использования, электролобзик представляет собой достаточно сложное техническое решение. Из-за износа или неправильной эксплуатации у него могут возникать неполадки. В том числе напрямую влияющие на качество реза.
Как это работает
Принцип работы электролобзика достаточно прост. Задача его главного маятникового механизма заключается в преобразовании вращения вала электродвигателя в поступательно-возвратное движение штока, на котором закреплена пила. Устройство состоит из следующих важных компонентов.
Типовое устройство электролобзика
Несмотря на кажущуюся сложность, все работает достаточно просто. При пуске двигатель начинает вращение. Втулка на его валу, часть червячного узла, передает усилие на шестерню маятникового механизма. Последний вращается с гораздо меньшей скоростью относительно двигателя. Но в таком же соотношении с большим моментом силы.
Маятник также достаточно прост для понимания. В общем случае, это соосные шестерня привода и пластина взаимодействия со штоком. В самой простой конфигурации у последней есть две ключевые точки. Это ось вращения и место крепления шатуна, отстоящее от нее по вертикали на половину показателя хода пилы инструмента.
Шток приводится в поступательно-возвратное движение следующим образом: вращаясь, пластина маятника перемещает вторую ключевую точку. Это происходит в двух направлениях, горизонтали и вертикали. С помощью шатуна, металлической пластины, усилие передается на шток. Последний может двигаться только по вертикали между горизонтальными ограничителями.
Резка ламината электролобзиком
Общая механика работы электролобзиком проста. Оператор направляет пильное полотно по линии будущего реза. Чтобы гарантировать ему точность работы, пила фиксируется по горизонтали при помощи опорного ролика. В нем есть углубление, по которому вертикально перемещается режущий инструмент.
Механические неполадки
Сложности, возникающие при длительной эксплуатации электролобзика, можно условно разделить на плановые и аварийные. К первым относится, прежде всего, нормальный износ графитовых щеток двигателя. К аварийным — самые разнообразные поломки узлов инструмента или их частей. Рассмотрим некоторые типовые случаи.
Пилу уводит вбок, линия реза не прямая
Чаще всего такая проблема возникает у неопытных пользователей. Они нарушают два основных правила работы. Первое — очевидное. Пила должна быть острой, иметь конфигурацию зуба, соответствующую материалу, правильно закрепляться в зажиме. Второе правило работы знают не все. Корпус электролобзика должен быть расположен в направлении реза. Аналогично прикладываются усилия для его поступательного движения. И последние в идеале должны быть минимальны. То есть, на инструмент нельзя давить. Прямая линия и угол в 90 градусов между плоскостями реза получатся сами собой, если пила будет успевать без усилий снимать обрабатываемый материал.
Есть и механические причины отклонения пилы. Необходимо проверить люфт опорного ролика. Если он значительный, деталь или узел целиком заменяют. Также исследуют блок фиксации пилы на штоке. Он должен подводить последнюю вплотную к опорному ролику, выдерживать перпендикулярность полотна к его оси.
Если пилу уводит в сторону, стоит проверить опорный ролик
Самая серьезная проблема — износ штока или ограничителей его горизонтального смещения. Определить повреждения деталей можно только после разборки корпуса. Если удаление загрязнений в блоке маятника не решает проблему, шток необходимо заменить.
Вибрация и шум
Если инструмент трудно удержать в руках, он ненормально шумный — следует начать осмотр с блока червячной передачи. Это большая шестерня или шатун маятникового механизма, втулка со спиральными выступами на валу двигателя. Вибрации и шум появляются при сколе зубьев или чрезмерном накоплении грязи, смешанной со старой смазкой. Если на элементах червячной передачи нет видимых повреждений, возможно, инструмент нуждается в чистке и смазке.
Резкие толчки
Когда лобзик буквально бьет ручкой в ладонь при работе, это явное указание на проблемы с узлом маятника. Причиной, скорее всего, является поврежденная червячная передача. Редко биение возникает из-за деформаций шатунов. И еще реже из-за накоплений грязи. Однако последние нужно удалить в первую очередь. Особенно на механизме червячной передачи.
Загрязнения в блоке червячной передачи могут вызывать неисправности инструмента
Неисправности держателя полотна
Многие современные электролобзики оснащены наворотами, которые и являются их слабыми сторонами. К примеру, некоторые модели часто требуют ремонта крепления пилки, из-за наличия таких функций.
Если же лобзик имеет классическое винтовое крепление пилки, то провести ее ремонт не составит труда. Это прочная и проверенная временем конструкция, можно применять болты под крестовую отвертку или ключ. Блоки зажима – стандартные, найти замену крайне изношенной детали не составит труда. Существует проблема износа резьбы, однако в этом случае можно нарезать новую.
Неполадки в электрической части
Неполадки двигателя и компонентов электросистемы лобзика вызывают самые разные последствия. Есть перечень типовых неисправностей.
Искрят щетки
Графитовые щетки, передающие напряжение на ротор двигателя, подвержены износу. Это плановое явление. Поэтому при появлении искр в корпусе инструмента, неполной отдаче мощности, достаточно заменить пару щеток. Большинство электролобзиков оснащено узлами для их быстрой установки.
Графитовые щетки со временем изнашиваются и нуждаются в замене
Плавающие обороты
Если лобзик даже на холостом ходу не поддерживает стабильных оборотов, кратковременно прекращает работу при изменении положения корпуса, стоит исследовать все точки крепления проводов и их целостность. Особенно, если подобные неполадки в работе инструмента сопровождаются запахом гари. Для этого открывают корпус и внимательно осматривают проводку, обращая особое внимание на точки подключения двигателя и пусковой кнопки.
Пила останавливается под нагрузкой
Причиной останова ротора двигателя под нагрузкой является частичное повреждение его обмоток. Чаще всего это межвитковое замыкание. В этом случае двигатель сильно греется. Ремонт при подобной неисправности достаточно сложен. Это может быть перемотка двигателя или полная замена мотора на новый с правильным его подключением. Определить межвитковые замыкания измерением сопротивления обмоток поможет мультиметр.
Определить межвитковое замыкание можно при помощи мультиметра
Наконец, нельзя не упомянуть неисправность, указанную во всех инструкциях по эксплуатации электролобзика: инструмент не включается. В этом случае рекомендуется проверить правильность напряжения в розетке и целостность питающего кабеля. И сделать ту же работу, что и при возникновении плавающих оборотов двигателя. Если принятые меры не помогают, понадобится помощь квалифицированного мастера.
Шаги ремонта
Разобрать инструмент несложно. Корпус разделяется на две половинки, открывая доступ ко всем частям механики. Первым делом нужно удалить загрязнения и заменить смазку, после чего можно приступать к ремонту.
Замена втулок штока
Отметим сразу, запасных частей в магазинах нет. Можно найти соответствующую деталь, приобретя на барахолке сломанный инструмент. Часто подходят детали от других приборов и механизмов. К примеру, лобзики с круглым выходом штока отремонтировать проще всего. Подбирается круглая втулка, при надобности увеличивается внутренний диаметр набиванием на конус. Данный ремонт позволяет ликвидировать биение и люфт штока, улучшить качество реза.
При необходимости изготавливаются и уникальные фиксирующие обоймы (зависит от модели лобзика). При установке их в корпус в качестве небольших подкладок можно использовать медную фольгу.
Замена штока
У недорогих моделей электролобзика шток представляет собой тонкую металлическую пластину сложной формы. При чрезмерной нагрузке он может просто лопнуть. Деталь заменяема, некоторые модели лобзиков совместимы с другими. Устройство нужно аккуратно разобрать, фиксируя процесс на фото, чтобы провести обратную сборку. Затем со снятой деталью пойти на рынок или в магазин. После чего установить деталь и наложить смазку.
Замена щеток
К большинству моделей лобзиков, если речь не идет об откровенно бюджетных, в комплекте поставляется пара съемников. Для их замены достаточно открыть корпус: в задней части двигателя, на контактном блоке сразу видны нужные элементы. Ремонт элементарен: старые детали аккуратно извлекаются, контактные площадки очищаются от пыли, протираются спиртом. После этого достаточно установить новые щетки.
Замена пусковой кнопки с регулятором оборотов
Приобрести деталь для замены можно как в специализированных пунктах, так и в магазинах, занимающихся продажей запчастей для электронных устройств. Корпус лобзика открывается, соответствующая деталь освобождается от подводов проводов. Делать это зачастую нужно после откручивания винтов клеммников. Пользоваться паяльником современные модели не заставляют. После удаления старой, новую деталь ставят и подключают.
Разборку корпуса и демонтаж кнопки лучше делать перед походом в магазин, чтобы купить точно такую же деталь по посадочному месту.
Пусковая кнопка электролобзика
К достаточно редким поломкам относится выход из строя термопредохранителя двигателя. Деталь заменяется. Могут наблюдаться искрения, что говорит не только о сильной нагрузке, но и об износе щеток и отсутствии смазки. Поэтому периодическое обслуживание – залог надежной работы электролобзика.
Заключение
Проводя любой ремонт, следует соблюдать меры предосторожности. Электролобзик должен быть отключен от сети. Первое, что нужно проверять – исправность и состояние силового кабеля, вилки, контакта в розетке. Некоторые модели лобзиков снабжаются плавким предохранителем, который находится в вилке. Данный элемент также стоит осмотреть и проверить на исправность.
Обзор популярных неисправностей электролобзика и их ремонт, а также почему лобзик пилит криво и как это исправить
Бытовые электролобзики относятся к современному классу электроинструментов, малопригодных для ремонта. Особенно это касается недорогих моделей. После отработки определённого количества часов (метров пропила) те или иные детали начинают ломаться. Однако, несмотря на плохую ремонтопригодность некоторые детали стоят недорого и их можно заменить, продлив срок службы привычного инструмента.
Как разбирать и собирать
Все электролобзики разбираются сначала одинаково, при проведении процедуры следует придерживаться следующего алгоритма алгоритма:
При снятой крышке, выполняется именно то, для чего разбирался электролобзик.
Потому общей схемы дальнейших действий нет, все зависит от задач, узлов и моделей.
Но, для снятия любой детали, сначала изучается способ её крепления.
При разборке для ремонта, все снятые детали раскладываются на чистую ткань в той последовательности, в которой они располагались в механизме.
Сборка проводится в обратном порядке.
Основные неисправности и их устранение своими руками
Условно, все неисправности электрического лобзика, можно разделить на две группы:
К первым относится замена графитовых щеток электродвигателя, пилкодержателя на штоке, иногда других мелких проблем – отход контактов, раскрутка крепления и т.д.
Ко вторым – полный выход из строя электродвигателя (сгорела обмотка, стерлись канавкой или выгорели контакты ротора под щетками), поломки передаточного механизма.
Последнее (передаточный механизм) можно отнести к условно ремонтируемым. Двигатель также можно заменить полностью, но качественный двигатель стоит дорого, а «муляжи» долго работать не будут.
При желании, можно заменить сломанные детали приводного механизма – шестерни, пластины кривошипно-шатунного привода и т.д.
Запчасти к конкретным моделям находят по номеру каталога. В принципе, к современному электролобзику, который выпускается или недавно снят с производства, заказать можно любую деталь по номеру каталога или точному названию модели и детали. Вопрос только в цене, качестве и сроках доставки.
Замену графитных щеток можно считать как ремонтом, так и текущим техобслуживанием. В комплекте вместе с лобзиками часто поставляются запасные щетки. Но назвать их расходным материалом нельзя, так как иногда они не стираются до конца всего срока службы электролобзика.
Признаки необходимости замены:
Такие же проблемы могут быть и с рабочими щетками, если контакты (пластины якорного коллектора) под ними стерлись.
Почему лобзик пилит криво и как это исправить
Полностью исправный лобзик может пилить криво. Причины следующие.
Некачественная пилка — основная причина
Изначально плохая пилка, она слишком мягкая, гнется и уходит в сторону. Зубья из мягкого металла пилят плохо, при давлении полотно уводит в наиболее податливые структуры материала.
Неравномерно затупились зубья на качественной пилке. Её уводит в ту сторону, где более острые зубья сильнее и быстрее делают пропил.
Неправильная техника работы
Также, трудно сделать лобзиком ровный пропил при сильно выраженной неоднородности плотности материала: пустоты между волокнами древесины и сами плотные волокна, стружки и опилки в ДВР/УСБ между твердых клеящих смол. Пилка уходит в сторону более мягкого или пустого пространства.
В любом случае нельзя передвигать электролобзик слишком быстро. Надо дать пилке сделать пропил, выкинуть опилки на данном участке и только потом плавно двигать инструмент дальше.
Почему пилит под углом и что делать
Лобзик может пилить под углом и по вышеперечисленным причинам — уход в сторону, в данном случае под углом. Другие явные причины:
Поломки держателя пилки (механизм удерживания полотна)
Держатели пилки на разных моделях электролобзиков выполняются в двух вариантах – с резьбовым зажимом и самозажимные. Первые более надежны, применяются и на профессиональных моделях. Вторые удобнее, не надо использовать ключ. Но, если пилку приходится менять редко, то это незначительный плюс.
Если при ремонте самозажимного держателя есть возможность заменить его на резьбовой, подходящий по диаметру посадки, то лучше это сделать. Это возможно для простых держателей. На отдельных моделях пилкодержатели могут быть на одной платформе с направляющими роликами. Тогда замена возможна только на точный аналог.
Пилкодержатель – достаточно нагруженная деталь. Именно через нее передаются все нагрузки от приводного механизма и сопротивления материала при пилении.
Нагрузки возрастают при режиме маятникового хода. Чаще всего разбиваются посадочные пазы (гнезда) под пилку, разбалтывается механизм автозажима или срывается резьба на винтовом креплении. В последнем случае, сначала надо попытаться заменить винт, возможно, резьба сбита только на нем.
Как заменить пилкодержатель
Если удалось приобрести новый пилкодержатель к лобзику, то заменить его просто.
В качестве примера предлагаем посмотреть видео, в котором подробно рассмотрена замена пилкодержателя модели Бош.
На разных моделях электролобзиков разные конструкции и формы этой детали. На некоторых моделях, для замены держателя не нужно разбирать корпус, он просто снимается с конца штока.
В принципе, пилкодержатель — простейшая деталь. Её задача – соединить и закрепить в единое целое шток и пилку. Достичь этого можно и самодельной деталью, заказанной в мастерской металлообработки.
Почему не пилит, хотя работает
Если электродвигатель электролобзика нормально работает, развивает и держит обороты, но шток с пилкой не движется, это означает поломку детали приводного механизма. Может быть пробуксовка шестерен, поломка рычагов привода, сход из рабочих пазов ползунков и т.д.
Точнее найти причину можно при снятой крышке корпуса. Если зубья шестерен не «слизаны», то нужно проверить надежность фиксации. Ротор двигателя стопорят, но так, чтобы ничего не повредить. От руки пробуют проворачивать шестерню. Если она прокручивается на неподвижном валу, значит потеря крутящего момента именно здесь.
На приводе с шатуном без шестерни тоже самое, но проверяют фиксацию шатуна.
Если выпала какая-либо деталь, раскрутился винт крепления, разбит паз, это также будет видно.
Совсем перестал работать
Это проблема электротехнической части лобзика. Начиная с начала, нужно проверить следующие возможные причины:
Наличие напряжения в сети проверяют включением другого инструмента или прибора. Целостность провода проверяют, открыв корпус и проверив напряжение индикатором.
Кнопку проверяют наличием напряжения на ее выходных контактах (при нажатой кнопке).
Возможны более сложные поломки – выход из строя конденсаторов, электронных плат и т.д., которые могут диагностировать только специалисты.
Дергается при работе
Это разновидность вышеописанных видов поломок. Скорее всего, сорваны или стерты часть зубьев на шестерне привода лобзика, или сама шестерня деформирована, крутится «восьмеркой».
При вращении она то цепляет, то не цепляет сопредельные детали, оттого и рывки при работе. Возможно проскальзывание на валах шестерни или шатуна.
Не пилит при нагрузке
Причин, почему электролобзик не пилит при нагрузке, множество. Они определяются, начиная с внешних.
Перечислены только основные – часто встречающиеся, также могут быть и другие причины.
Неисправности штока и его замена
Шток с закрепленным на нем пилкодержателем – конечная часть механизма, передающего рабочее усилие от двигателя к пилке лобзика. Это достаточно прочная трубка или цельный стержень, которые практически не выходят из строя.
Исключение может быть на плохих китайских электролобзиках, когда шток сделан из мягкого металла или чрезмерно тонкой трубки. Тогда он может согнуться. Но чаще всего ломаются сопредельные со штоком детали: пилкодержатель, подшипник скольжения (направляющий), внутри которого ходит шток, приводная планка внутри корпуса.
Подшипник скольжения (втулка) может стереться, от этого шток начинает ходить с люфтом. Неполадка сама по себе малозначительная, так как при режиме маятникового хода (пиление с раскачкой) пилка ходит с куда большей амплитудой, чем при возможном небольшом люфте штока. Однако при сильном люфте не вдоль, а поперек оси пиления могут быть проблемы. Пилка будет вилять в стороны, от пропила.
Возможна обратная проблема – соединение окислилось или заржавело, шток намертво застрял во втулке. Бывает, после длительного хранения в сыром месте. Проверяется простым включением. Двигатель гудит, шток не ходит или ходит с трудом – ход штока затруднен.
Проблема решается нанесением нескольких капель масла на поверхность втулки. Лобзик при этом переворачивают. Далее, после включения и движения осматривают шток. Если есть пятна коррозии, их зачищают наждачкой «нулевкой» и смазывают.
Проверить легкость хода штока от руки, толкая его, на многих моделях нельзя, ввиду особенностей механизма. Шток при этом стопорится, усилие должно идти с обратной стороны, от вращения двигателя.
Неисправности опорного ролика
Оценить состояние опорного ролика лобзика просто. Он находится снаружи, около опорной платформы и крепится к корпусу. Выглядит, как втулка с прорезью-канавкой посередине, по которой при работе ходит пилка.
Задача ролика – удерживать пилку от ухода назад и в сторону. От ухода назад, ролик удерживает пилку на 100%, так как она просто упирается в него и не может сдвинуться дальше. Уход в стороны (влево-вправо) немного купируется за счет боковых стенок канавки. Но немного, потому что канавка неглубокая, пилка скрывается в ней только задним краем. Передняя часть полотна при этом может изгибаться и уходить в любую сторону.
Ввиду простоты детали, встречается 2 распространенные неисправности опорного ролика лобзика:
Ролик не ремонтируется, меняется на новый. Замена несложная ввиду открытого доступа к креплению этой детали.
Замена щеток
На некоторых моделях лобзиков, щетки меняются без снятия крышки корпуса. С двух сторон коллектора, в корпусе, есть специальные винты-заглушки. Их откручивают, извлекают старые щетки, ставят новые и закручивают заглушки.
Запасные щетки в большинстве моделей есть в комплекте поставки (в коробке). Если их нет или они уже израсходованы, подходящие щетки заказывают по названию модели или номеру каталога.
Немного сложнее замена щеток с открытием крышки корпуса. Как пример, видео о замене щеток на Макита:
Надо знать, что крепления, разъемы контактов и размеры щеток на электролобзиках разных брендов и моделей отличаются. Но, их расположение всегда неизменно – в конце электродвигателя, у крыльчатки охлаждения, напротив медных коллекторных пластин ротора.
Ремонт редуктора и чем его смазывать
Задача редуктора электролобзика – преобразовать вращательное движение от электродвигателя в возвратно-поступательное и передать его на шток с пилкой. При этом на разных моделях разных брендов используются абсолютно разные технические решения.
Это могут быть миниатюрные коленчатые валы (по аналогии с коленвалом авто или привода колес паровоза), механизмы с ползунками, шестернями с эксцентричным отверстием или шипом, и т.д.
В свою очередь используется как одна зубчатая передача (шлицы на валу ротора электродвигателя), так и отдельные пластиковые или металлические шестерни. Поэтому, ремонт проводится в зависимости от поломки на конкретной модели.
Заводской смазки должно хватать минимум на 3, максимум — 10 лет, вне зависимости от того, работал лобзик или просто лежал на полке. Со временем даже без работы смазка высыхает и меняет свои свойства.
Для редуктора электролобзика применяется самая обычная типовая смазка. Здесь нет высоких оборотов и температур, требующих специальных модифицированных смазок. Используется обычный отечественный солидол, литол и его зарубежные аналоги для смазки подшипников, шестерен и пр.
Единственный нюанс – механизмы с пластиковыми деталями требует смазок, нейтральных к пластику. Литол, солидол и другие смазки для металла нейтральны не ко всем типам пластика.
Некоторые пластики хорошо переносят такие смазки, другие становятся мягкими. Чтобы не рисковать, для пар металл/пластик рекомендуется отечественная смазка ЦИАТИМ 201 или специальные силиконовые смазки для пластиковых деталей.
Категорически запрещается излишняя смазка. Желание «напихать, как можно больше смазки» приводит к тому, что она начинает выдавливаться в обмотку электродвигателя, забивается пылью и мелкими опилками, образуя засыхающую твердую консистенцию, тем самым затрудняет работу механизма.
Смазка наносится только точечно на сопряженные трущиеся детали, в местах их соприкосновения и взаимного трения, по несколько граммов.
Профилактика или как продлить срок службы инструмента
Срок реальной работы электролобзика (метраж пропилов) зависит от двух факторов: качество самого инструмента и условия использования. Бережное использование включает несколько простых правил.
Подводя итоги
В заключении о том, какие электролобзики стоит ремонтировать, а какие лучше сразу выбросить.
К первым относятся качественные электролобзики брендов с хорошей репутацией, особенно дорогие профессиональные модели. При этом не слишком изношенные.
Если инструмент достиг критического износа, начал сыпаться, за сменой одной детали придется менять другие.
В самых дешевых китайских изделиях некачественно выполнено абсолютно все, от подбора материала до сборки и подгонки деталей. Поэтому, такие модели нерентабельно ремонтировать, их проще выбросить.