Логопед с чего начать занятия с ребенком
57 упражнений для запуска речи у малышей
15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
Вкусные игры
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Об авторе: Анна Новик
Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.
В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.
Reader Interactions
Обсуждение
Отличная статья.Спасибо Анне.
Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.
Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо
Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!
Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!
Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.
Огромное спасибо, очень полезная информация.
Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка
Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?
Совершенствуем речь ребенка дома
Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.
В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.
Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению
С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.
Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.
Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.
Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.
Виды логопедических занятий для малышей
Занятия на развитие речи могут состоять из:
Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.
Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:
Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.
Пальчиковые игры
Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.
Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.
Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)
Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).
Птички полетели, (машем крылышками)
Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)
Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)
Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)
Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)
Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)
Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)
Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)
А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)
И кокосовою крошкой
Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)
А затем заварим чай –
В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)
Вышли мы во двор гулять.
Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)
Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)
После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)
Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)
Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)
Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)
Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.
Кроме того, пальчиковые игры помогают:
Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.
Артикуляционная гимнастика
Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.
Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).
Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.
Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.
Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.
В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.
Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание
Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:
По узенькой дорожке (шагаем на месте)
Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)
И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)
Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи
Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.
Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.
Идут бобры в боры сыры,
Добры бобры, бобры добры.
Дали вместе с простоквашей
Вместе с простоквашей.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб,
Получил на лбу ушиб.
Мама Милу с мылом мыла,
Не любила Мила мыло.
Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.
Первое занятие с логопедом. С чего начать
Первое занятие с логопедом – целое событие, поэтому многие не понимают, с чего стоит начать и чего вообще стоит ждать. В этой статье мы разберём, что происходит на первой встрече со специалистом, какие упражнения используются наиболее часто и как их выполнять.
Артикуляционная гимнастика
Как правило, первая встреча с логопедом является ознакомительной – на ней специалист узнаёт, какие жалобы имеются у ребёнка и родителей, проводит ряд тестов с целью выявить те или иные нарушения, а так же устанавливает контакт с малышом.
Тем не менее, на первом занятии определённое время отводится объяснениям: тому, по сколько и как часто нужно заниматься, какие упражнения и как выполнять.
Артикуляционная гимнастика, например, имеет ряд правил, которые необходимо соблюдать:
1) Все движения выполняются напротив зеркала;
2) При выполнении необходимо соблюдать ритм, чёткость, не торопиться;
3) Необходимо сравнивать выполнение упражнения ребёнка и взрослого – на первых порах ребёнку необходимо копировать специалиста или родителя.
Одним из главных правил всех занятий вообще является их частая сменяемость и недолгая продолжительность – ребёнку не должны надоедать занятия, поэтому оптимальное время выполнения гимнастики – примерно 5-10 минут ежедневно.
Логопед выдаст лист с рекомендациями и научит родителей тому, как правильно проводить занятия на дому.
Упражнения для губ и челюстей
Для правильной речи логопед может посоветовать выполнять упражнения, которые научат ребёнка правильно двигать губами и челюстью – таким образом звуки будут произноситься правильно и чётко.
К таким упражнениям относят:
Упражнения на развитие подвижности мышц языка
Язык непосредственно участвует в процессе речи, а его неподвижность влияет на то, насколько «чисто» и понятно говорит человек. Поэтому следующие упражнения применяются многими логопедами:
Во время занятий с логопедом ребёнок не только совершенствует свою мимику, но и улучшает произношение как слов, так и отдельных звуков, за счёт чего у малышей часто повышается самооценка и они развивают свои коммуникативные навыки.
Первое занятие с логопедом начинается с того, что ребёнок знакомится со специалистом – тот объясняет, кто он такой, зачем нужны его занятия и что на них будут делать. На первых встречах родители должны присутствовать обязательно, так как незнакомый человек может пугать ребёнка и сбивать с нужного настроя. Впоследствии можно оставлять ребёнка с логопедом один на один – тогда между ними уже установятся дружественные отношения и ребёнок будет чувствовать себя комфортно.
Проведение логопедических занятий в домашних условиях
Светлана Малютина
Проведение логопедических занятий в домашних условиях
Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др., её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.
Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.
Развитие речи ребенка посредством игр
У детей дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.
Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.
Вот примеры основных видов занятий,направленных на развитие богатства речи у детей:
•Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т. д.
•Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т. д.
• Названия домашнихи лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т. д.
• Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т. д.
• Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т. д.
• Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
• Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.
Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.
Логопедические занятия в домашних условиях
Логопедические занятияс ребенком могут включать:
• гимнастику на развитие артикуляции;
• игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
• декламацию стихов и скороговорок.
Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.
Начиная логопедические занятия дома,нужно помнить о следующих правилах:
• Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
• Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
• Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
• Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.
Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.
Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки,как:
1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.
Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.
Упражнения на развитие моторики пальчиков:
• Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу.Ребенок произносит вслух четверостишие:
Цветочек раскрывается (пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
• Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
• Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
Птица полетела (машем крылышками,
Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди,
Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.
Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.
Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.
Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.
Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.
• Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
• Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
• Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
• Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
• В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
• На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
• Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
• На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
• Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
• На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.
Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика
Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.
Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.
Примеры упражнений на развитие речевого слуха:
• Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
• Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.
Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.
Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.
Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».
Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».
Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.
Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.
Для занятия можно использовать, например,такое стихотворение:
По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).
Декламация стихов и скороговорок
Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.
Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.
Консультация для родителей «Организация домашних занятий по рисованию» Художественную деятельность в домашних условиях следует организовать соответствующей предметно-пространственной средой. Родителям рекомендуется.
Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.
Исследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классе Кристал-Мой домашний питомец Ганизаде Айтадж ученица 2р класса школа 933 Цель исследования-вырости кристал в домашних условиях •Объектом.
Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.
Мастер-класс по изготовлению баскетбольного кольца и сетки в домашних условиях Для начала я взяла кусок металлопластиковой трубы оставшийся после ремонта. Просверлив отверстия с двух сторон. Стянули все проволокой.
Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Цель проекта: Приготовить шоколад в домашних условиях. Задачи: 1. Изучить некоторые.
Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.