Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Тесты по микроэкономике

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Возможно Вас заинтересуют следующие разделы:

Список тестовых вопросов

— и однородный, и дифференцированный

В отличие от совершенной конкуренции олигополия выпускает и однородный, и дифференцированный продукт

— обладает контролем над ценой

— учитывает реакцию конкурентов

— не учитывает реакцию конкурентов

— прибегает к неценовой конкуренции

В отличие от монополии фирма-олигополист учитывает реакцию конкурентов

— возможности крупных фирм снижать ATC в долгосрочном периоде из-за положительного эффекта масштаба

— невозможности предсказать реакцию фирм-конкурентов

— способности олигополистов удерживать «жесткие» цены на определенном интервале выпуска продукции

— производства фирмами-олигополистами дифференцированного продукта

Естественные барьеры для вхождения в олигополистическую отрасль возникают вследствие возможности крупных фирм снижать ATC в долгосрочном периоде из-за положительного эффекта масштаба

— производя только однородные продукты

— уменьшая дифференцируемость товара

— если не будут прибегать к неценовой конкуренции

— приобретая патент на изобретение

Фирмы-олигополисты могут создать искусственные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль, приобретая патент на изобретение

— цены более «жесткие», т. е. меняются не так быстро и значительно, как при других рыночных структурах

— фирмы меняют цены одновременно

— цена воспринимается как внешний фактор, на который фирма не может влиять

— фирма самостоятельно в определенных пределах меняет цену реализуемого товара в любом направлении

Для ценообразования в условиях олигополии характерно, что цены более «жесткие», т. е. меняются не так быстро и значительно, как при других рыночных структурах. Если цены все же меняются, то чаще фирмы делают это одновременно

— фирмы имеют специфические кривые издержек

— изменение цен увеличивает издержки

— невозможно определить MC

— невозможно определить MR

«Жесткость» цен на олигопольном рынке в краткосрочном периоде объясняется тем, что фирмы имеют специфические кривые издержек или изменение цен увеличивает издержки

Источник

Модель ломаной кривой спроса

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Эта модель предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна фирма понизит цену, то конкуренты будут вынуждены сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять как бы из двух разных кривых, в итоге образуется излом (рис.8.12).

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Рис. 8.12. Модель ломаной кривой спроса

Соответственно кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократиться и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают так же, поэтому фирме не удается завоевать большой сегмент рынка: спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла. Тезис о стабильности цены можно проиллюстрировать графически (рис.8.13).

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Рис. 8.13. Кривые предельных издержек и предельного дохода в модели ломаной кривой спроса

Пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, результирующая рыночная цена будет неизменной. Следовательно, в определенной степени цена не зависит от изменения уровня предельных издержек.

Критики данной модели находят в ней уязвимые места. Во-первых, концепция не объясняет, чем определяется исходный уровень рыночной цены. Во-вторых, достаточно наивно звучит допущение, что конкуренты не будут поднимать цену, если фирма повысит цену, но будут опускать их в ответ на снижение цены одной из фирм.

Источник

10.5.2. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста

10.5.2. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста

В 1939 г. были сделаны крупные открытия в области теории олигополии, не основанной на сговоре. Предложенная П. Суизи, Р.Л. Холлом и К.Дж. Хитчем модель получила название «ломаная кривая спроса».

Данная модель объясняет тот факт, что в условиях олигополии, когда между фирмами-олигополистами нет сговора, могут происходить изменения объемов выпуска без изменения цен.

Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены. В то же время они полагают, что их соперники последуют за снижением их цен.

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Рис. 10.10. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста

На рис. 10.10. DD – кривая спроса для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки К, если одна из фирм назначит более высокую цену, чем у ее соперников, она уступит своим соперникам часть объема продаж, поэтому кривая спроса для нее ограничивается D нК. Если эта фирма назначит более низкую, чем у конкурентов, цену, она не сможет захватить у них часть рынка, поскольку конкуренты, чтобы не допустить этого, также снизят цены в соответствии с кривой DD. Таким образом, очевидно, что повышения и понижения цен самоустраняются. Излому кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки. Это означает, что при сдвигах кривой предельных затрат в пределах отрезка ХУ цена на уровне точки К останется ценой, максимизирующей прибыль.

Несмотря на то что модель «ломаной» кривой спроса может быть полезна при объяснении феномена стабильности цен, она не объясняет того, каким образом устанавливается исходный уровень цен в точке К.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

46. Расчет цен на экспортируемую продукцию

46. Расчет цен на экспортируемую продукцию Цена предложения страны—экспортера определяется следующими методами:1) на основании издержек производства;2) с ориентацией на спрос;3) с ориентацией на уровень цен конкурентов. Метод установления цен на основании издержек

Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а

Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных

16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация

16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация Под спросом на деньги понимается стремление публики, фирм, государства сохранить часть активов в ликвидной форме или в форме денежных запасов. Спрос на деньги вытекает из двух

28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования

28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности

29. Величина спроса. Закон спроса

29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена

Скачкообразная кривая спроса

Скачкообразная кривая спроса Ученые-экономисты обычно представляют зависимость между продажами и ценой как непрерывную плавную кривую. Математически реакция продаж на изменение цены выражается функцией, которая называется ценовой эластичностью. Однако реальная

НОРМАЛЬНАЯ КРИВАЯ

НОРМАЛЬНАЯ КРИВАЯ Нормальная кривая описывает соотношение между серией наблюдений и измерений и частотой их появления. Она показывает (рис. 29.1), что во многих случаях это может быть измерено с помощью шкалы. Немногие люди будут давать очень высокие или очень низкие

КРИВАЯ НАУЧЕНИЯ

КРИВАЯ НАУЧЕНИЯ Кривая научения показывает, какое время понадобится неопытному человеку для достижения требуемого уровня показателей при выполнении работы или решении задачи. Это иногда называют нормой опытного рабочего (НОР). Стандартная кривая научения показана на

Кривая Snap-On

Кривая Snap-On Профиль «идеального» дилера был впервые изучен и создан в 2000 г. Исследование основывалось на качественных и количественных сравнениях среди тех дилеров, которые работали эффективно, и теми, кто давал посредственные результаты. Полученная кривая была

Обеспечить за собой кое-какие эксклюзивные права на чужую продукцию – это порой не хуже, чем изобрести эту продукцию (это намного лучше!)

Обеспечить за собой кое-какие эксклюзивные права на чужую продукцию – это порой не хуже, чем изобрести эту продукцию (это намного лучше!) С какой стати производитель предоставил бы вам эксклюзивные права на то, что он производит, не требуя, чтобы вы за это

«Кривая опыта»

«Кривая опыта» Много было написано о стратегии бизнеса в условиях рыночной конкуренции. Появились и получили развитие теории доли рынка и жизненного цикла продукта. Суть классической теории состоит в следующем:• увеличение доли рынка по сравнению с конкурентами

Кривая строка

Кривая строка Сара Пэйлин делала это постоянно, к немалой радости Тины Фей. Склонность Пэйлин путать слова и перескакивать с одной темы на другую во время телевизионных интервью не раз высмеивалась в комедийном шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Теперь мы знаем, что

Источник

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Понятие. Основные черты олигополии. Виды олигополии. Производство и ценообразование в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса. Модель тайного ценового соглашения. Модель ценового лидерства. Модель цены «издержки плюс». » [c.183]

Рис. 7.28. Ломаная кривая спроса на продукцию при монополистической конкуренцииЛоманая кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Для объяснения поведения олигополиста, не занимающего лидирующего положения в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек, служит модель с ломаной кривой спроса. [c.155]

ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ОЛИГОПОЛИСТА [c.156]

Ломаная кривая спроса не основанная на тайном сговоре олигополия [c.574]

Рисунок 26-2, Ломаная кривая спросаЛоманая кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты

Другая причина негибкости цен в условиях не основанной на тайном сговоре олигополии возникает на стороне издержек. Ломаная кривая предельного дохода, которая сопутствует ломаной кривой спроса, означает, что в конкретных пределах значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем продукции и цену. Чтобы быть точными, любой сдвиг в предельных издержках между МС и МСг, как показано на рис. 26-26, не вызовет никакого изменения цены или объема продукции MR по-прежнему будет равным МС при объеме Q, при котором будет назначена цена PQ. [c.576]

Во-вторых, олигополистические цены не являются настолько негибкими, особенно по направлению вверх, насколько это показывает теория ломаной кривой спроса. Во время инфляции, в такие периоды, как 70-е годы и начало 80-х годов, олигополистические производители поднимали свои цены часто и значительно. Такие повышения цен могли бы быть лучше объяснены с точки зрения обусловленной тайным сговором олигополии. (Ключевой вопрос 6.) [c.576]

Рассмотренная нами модель теории игр предполагает, что олигополия благоприятствует тайному сговору. Он имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности модели ломаной кривой спроса олигополии, не основанной на тайном сговоре, очевидны для производителей. Всегда существует опасность, что вспыхнет война цен. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Также всегда существует возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вхождения и предпринять резкое снижение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценами позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать появлению новых конкурентов. [c.576]

Модель ломаной кривой спроса основана на допущении, что соперники олигополиста уравняют цены при их снижении, но проигнорируют повышение цены. Эта модель подтверждается жесткостью ценообразования в некоторых олигополистических областях. [c.584]

Важные модели олигополии включают а) модель ломаной кривой спроса б) олигополию, свя- [c.588]

Ключевой вопрос. Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменения цен какой-нибудь одной фирмой лежат в основе ломаной кривой спроса Почему существует разрыв в кривой предельного дохода Как ломаная кривая спроса помогает объяснить негибкость олигополистических цен Каковы недостатки модели ломаной кривой спроса [c.590]

Модель с ломаной кривой спроса предполагает, что если олигополистическая фирма снизит цены, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит — не последуют. [c.184]

Ломаная кривая спроса, по- [c.615]

Ломаная кривая спроса, порождающая отрицательный скачок MR, представлена на рис. 6, а. Такая кривая спроса используется в одной из моделей олигополии и обсуждается в лекции 29. Если предельные затраты представлены кривой МС, то оптимальный объем равен QA-Правда, равенство (1), строго говоря, не выполняется, так как значение MR при Q = QA не определено. Но слева от этой точки МЛ > МС, а справа MR P2Q2 и Р/О РзОз)- Поэтому цены в олигополистической [c.239]

См. СтиглерДж. Ломаная кривая спроса олигополии и стабильные цены /I Вехи. Вып. 2 [c.196]

Источник

Нескоординированная олигополия. Ломаная кривая спроса.

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты«ЛОМАНАЯ» КРИВАЯ СПРОСА — кривая спроса, отражающая тенденцию поведения на рынке факторов производства выступающего в качестве их покупателя олигополиста, не участвующего в сговоре. Кривая строится в предположении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен спроса на факторы, но не последуют решению о повышении цен.

Модель, получившая название ломаной кривой спроса, была предложена для объяснения поведения олигополистов в 1939 г. П. Суизи36 и Хэллом и Хитчем.36 В действительности она объясняла жесткость <англ. rigidity), или, как это свойство цен называют иначе, их прилипчивость, приклеиваемость (англ. stickness), но не их изначальное образование.

Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Смотреть картинку Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Картинка про Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкуренты. Фото Ломаная кривая спроса свидетельствует что конкурентыбудет нулевым, если dP1 положительно, т. е. предприятие 1 повышает цену, и равным единице, если dPx

Поэтому модель ломаной кривой спроса может быть отнесена к классу моделей некооперированной ценовой олигополии, рассмотренному в разделе 11.2.2. Мы, однако, разнесли эти модели в данной главе, исходя из того, что модель ломаной кривой спроса объясняет лишь жесткость цен, но не само их установление.

Графически модель ломаной кривой спроса представлена на рис. 11.14. Рассмотрим сначала рис. 11-14, а. Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпуска А (Р, q). Обдумывая свое решение об изменении цены, он рассуждает следующим образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих соперников, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют моему примеру. Поэтому, снижая свою цену, я вряд ли существенно увеличу объем продаж. Если же я увеличу свою цену, соперники, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют моему примеру, они сохранят свои цены на относительно более низком vDOBHe и таким образом привлекут к себе часть моих покупателей. Иначе говоря, линия спроса на мою продукцию в окрестностях точки А имеет разный наклон, а именно на участке AD он круче, чем на участке dA. Значит, в точке А моя кривая спроса имеет излом. Подчеркнем, что речь идет не о действительной, или, как нередко говорят, объективно данной, а о субъективной оценке этой кривой самим олиго-полистом, или, иначе, воображаемой им кривой спроса.

Наклон кривой спроса олигополиста определяется, как мы уже знаем, не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на его действий других олигополистов. Нашему олигопо-листу эта реакция в точности неизвестна. Он в своих действиях исходит тогда из наименее благоприятного для него варианта реакции: в случае повышения им цены хотя бы некоторые из его соперников последуют его примеру, а в случае снижения они сохранят свои цены на прежнем уровне. Предполагается, что олигополист испытывает отвращение к риску (англ. risk aversion), а потому в своем поведении исходит из вероятности наименее благоприятного варианта реакции соперников.

Излом воображаемой кривой спроса означает, как мы знаем, разрыв воображаемой кривой предельной выручки, при соответствующем точке А объеме выпуска (q) его длина на рис. 11.14, а равна BF. При снижении цены олигополист рассчитывает лишь) на весьма скромный прирост выручки, тогда как при ее повышении выручка может сократиться на значительно большую! величину.

Модель ломаной кривой спроса объясняет неизменность цен на олигопольном рынке при изменении затрат или спроса на продукцию. Пусть, например, при цене Р и выпуске q кривая предельных затрат монополиста, МС0, проходит сквозь разрыв BF. Бели из-за роста (снижения) цен на покупаемые олиго-полистом ресурсы она повысится (понизится) в закрытом промежутке ВС, ни оптимальный выпуск олигополиста, ни его оптимальная цена не изменятся. Теперь рассмотрим влияние на величину выпуска и цену увеличения спроса. На рис. 11.14, б увеличение спроса отображено сдвигом ломаной кривой спроса из положения d1A1D1 в положение d2A2D2. Вместе с ним происходит и сдвиг кривой MRj в положение MR2, так что разрыв в ней смещается с В к B2F2. Если при этом кривая МС хотя и меняет свое положение (из-за возможного изменения цен на потребляемые ресурсы), но по-прежнему проходит сквозь разрыв кривой предельной выручки, цена продукции олигопо-листа остается на прежнем уровне Р, но его оптимальный выпуск увеличится с qx до q2.

41. Ценообразование, обусловленное тайным соглашением. «Игра по правилам». Лидерство в ценах.

Тайный сговор– это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

«Игра по правилам». Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например в автомобилестроении. Так в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.

Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг. В большинстве стран они законодательно запрещены. В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.

Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна, в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.

Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и «игрой по правилам». Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.

42. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Олигополия и эффективность.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%). Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар (чем выше эластичность, тем он ниже).

Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку за дол­гие годы противоборства на рынке каждый олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становится легко предсказывать и их цены. Появляется и четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только про­цент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит воз­можность неожиданной реакции конкурентов до минимума.

Общественная эффективность олигопо­лии как особого типа рынка различна для разных её форм. В форме карте­ля олигополия крайне неэффективна: здесь речь идет фактически о груп­повой монополии. Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и «игрой по правилам», где конкуренция несравнимо сильнее, чем в картелированных отраслях. Этим формам олиго­полии тоже свойственны все недостатки несовершенной конкуренции и из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, ска­жем, при монополистической конкуренции. В то же время переход отрасли в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности в связи с экономией на масштабах производства.

В целом, олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике, в том числе – и в России. Поэтому олигополии следует регулировать, для того, чтобы они не нанесли вред народному хозяйству страны и создавшему его обществу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *