Ломка ндс что это

Разрыв НДС

Читатель Илья А. спрашивает:

Налоговая прислала требование объяснить разрыв НДС, или придется доплатить налог. Откуда он вообще мог взяться и как мне доказать, что в декларации я всё указал правильно?

Еще статьи о налоговой:

Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги

Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.

Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.

Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.

«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.

Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.

Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.

А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.

Сложные разрывы — не ваша боль

Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.

Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.

По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.

О разрыве НДС узнает робот

В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.

Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:

Ломка ндс что это. Смотреть фото Ломка ндс что это. Смотреть картинку Ломка ндс что это. Картинка про Ломка ндс что это. Фото Ломка ндс что это

У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.

Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.

Как пройти допрос в налоговой

Ошибку придется искать самому. Или платить

Если возник разрыв, есть два пути его закрыть: разобраться, почему у налоговой возникли вопросы, или заплатить налог. Если платить не хочется, важно выяснить, почему возник разрыв. Для этого нужно связаться с поставщиком и попросить у него документы:

Если компания не обманывает налоговую и сделка была, она записана в книге продаж и отражена в декларации поставщика. Эти документы нужно передать в налоговую. Еще бывает, что поставщик сделал ошибки в учете:

Но это простые ситуации. Теперь посложнее: например, сотрудник нас обманул.

«Ванилька» купила молоко у «Молочных берегов». Сделку закрыли, но возник разрыв НДС. «Ванилька» стала разбираться: оказалось, сотрудник купил молоко у одной компании, а документы принес от другой. По документам он потратил 50 000 рублей, а на самом деле 30 000 рублей.

А может быть, что обманул не сотрудник, а посредник — сам взял молоко на одном заводе, а документы принес от другого. В этом случае нужно искать реального продавца, обновлять свою книгу закупок и просить его внести сделку в книгу продаж. Затем две стороны отправляют уточненную декларацию в налоговую. Но придется заплатить разницу в НДС: у реального поставщика НДС будет меньше, потому что товар стоит дешевле.

Разрыв может возникнуть непонятно откуда

В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.

Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».

По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.

Проблемы можно предупредить

Самое неприятное в разрыве НДС — когда выясняется, что поставщик участвует в длинных цепочках. Чтобы не переживать за разрывы, советую проверять контрагентов.

Это можно сделать с помощью услуг и сервисов проверки у контрагентов — такие есть у банков и интернет-бухгалтерий. Еще помогает фиксировать первую покупку: фотографировать или снимать на видео склад, машину с товаром.

Белый бизнес для контроля рисков. Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.

Источник

Как зачистка банков изменила бизнес по обналичиванию денег

«Слышала про обнальный перебой сегодня? Кэш не привезли из регионов, и еще обыски на рынках. Все в панике, клиенты копытом стучат. Все друг у друга занять пытаются, но пока безуспешно» – так в середине марта описывал трудности с поставкой теневых наличных в Москве мелкий финансист.

Как раз в этот день Центробанк отчитался о сокращении сомнительных операций: в 2018 г. было обналичено 176 млрд руб. – в 1,3 раза меньше, чем годом ранее. Но теневой оборот наличных все равно присутствует, докладывал в тот же день руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин президенту Владимиру Путину. И рынок меняется: теневая продажа наличных из банковского сектора начинает смещаться в другие секторы, в частности в торговый, рассказывал он, признавая это большой проблемой.

Из банка на рынок

Потоки сместились из финансового сектора в торговый, подтверждает финансист: покупать наличные у торговых предприятий проще. Они ведут реальную деятельность, там большие поступления наличных, а среди потока добросовестных сделок отследить сомнительные очень сложно, тем более что часто они маскируются под обычные, продолжает он. В финансовом же секторе с обналичиванием ведет жесткую борьбу ЦБ – осталось немного игроков, готовых сдать лицензию за нарушение антиотмывочного законодательства, говорит собеседник «Ведомостей».

Сами банки этим уже почти не занимаются, все выставляют заградительные тарифы, особенно на переводы крупных сумм со счетов компаний на счета физлиц, подтверждает топ-менеджер небольшого банка: лицензию жалко, она дорого стоит. А у торговцев есть неучтенная выручка и контроль за ними ниже, объясняет он.

Купить наличные сейчас можно за 12%, говорит финансист. Если в схеме возникает НДС, который надо уплатить (или сделать вид), то цена 15–18%, без него – 12%, говорит топ-менеджер банка. Можно найти и подешевле, около 10%, замечает сотрудник налоговой службы, оказывающий услуги по обналичиванию.

Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин в начале апреля оценил среднюю комиссию за незаконное обналичивание в 14–15% – это «средняя температура по больнице», она колеблется «в зависимости от сезонности и от объема денег» и может подскакивать и до 25%, «когда это надо сегодня, сейчас, через час и большую сумму». Сейчас ЦБ не наблюдает тенденции роста тарифов на услуги по незаконному обналичиванию средств, отметил Скобелкин (его цитаты по «Интерфаксу»).

Теперь регуляторы взялись за «небанковские» схемы обналичивания.

В феврале Росфинмониторинг разослал банкам и другим подотчетным типологии теневого обналичивания («Ведомости» ознакомились с документами, топ-менеджеры двух банков подтвердили их получение). Типологии носят информационный и рекомендательный характер, говорит представитель Росфинмониторинга: описанные в них схемы должны помогать банкам и другим участникам рынка лучше выявлять сомнительные операции, чтобы препятствовать их проведению. Все, кроме одной, касаются работы торговых предприятий.

Вот как они работают.

Теневая инкассация

Торгово-розничные предприятия, автосалоны, развлекательные центры, сети аптек заключают с номинальными фирмами договоры на оказание услуг инкассации, а также агентские договоры, договоры комиссий и др., пишет Росфинмониторинг в одной из методологий. Свою наличную выручку предприятия передают «теневым инкассаторам» – предположительно за процент, – а те продают ее заказчикам наличных. Одновременно эквивалентные суммы поступают от номинальных фирм на счета торговых предприятий.

Для придания законного вида этим операциям участники схемы все чаще используют договоры, исполнение которых предполагает уплату НДС (например, поставка товаров с актами их приема-передачи). Характерная особенность этих схем – «ломка» назначения платежа: деньги на счета номинальных фирм поступают, например, за строительные материалы, оборудование или услуги, а расходуются они на оплату продуктов питания. Часто это выглядит как то, что компания продала гипсокартон за наличные, выручку отдала посредникам, а на свой счет получила сумму, эквивалентную стоимости проданного гипсокартона, говорит финансист.

Это условно-реальная деятельность – товар продан, НДС уплачен, говорит собеседник «Ведомостей». А топ-менеджер банка рассказывает, что НДС сейчас платят все, иначе «будет больно». Точнее, делают вид, что платят.

«Ломка» – классика схем по обналичиванию, она позволяет перекладывать уплату НДС на технические компании, рассказывает сотрудник еще одного небольшого банка. Через фиктивные сделки происходит зачет по НДС и так по цепочке из 5–10 звеньев, пока эта цепочка не разрывается, говорит он. Последняя компания в цепочке умирает и налог не платит, заключает он. Это так называемые «карусельные схемы», говорит топ-менеджер банка, разрывы в цепочке видны в системе АСК-НДС-2. «Мы сопоставили декларацию по НДС с книгами учета покупок и продаж, которые параллельно собирали с декларациями, и сделали технологию, которая по цепочкам определяет разрыв налога. В I квартале 2016 г. он составлял 8% – примерно 676 млрд руб., а сегодня – менее 1%, около 86,6 млрд. Это сумма, к которой могут быть теоретические вопросы», – говорил в интервью «Ведомостям» руководитель ФНС Михаил Мишустин в ноябре прошлого года.

Очень удобно сотрудничать с физлицами, рассказывает рисковик банка из топ-20. Человек покупает товар, а через несколько дней решает от него отказаться и требует деньги вернуть и предприятие на совершенно понятных основаниях возвращает физлицу деньги на карту – затем средства обналичиваются, говорит он (на самом деле товар не продавался).

Абсолютно шальные деньги, легкие

«Это было несколько лет назад, я была молода, не имела никаких обязательств», – рассказывает женщина, зарабатывавшая снятием наличных в банкоматах с карт физлиц. Ее задача в схеме была искать среди знакомых людей, которые готовы отдать ей свои банковские карты, и затем снимать с них средства: на эти карты с какой-то периодичностью поступали деньги. «Кто перечислял деньги, кто был конечным заказчиком – нам это было неизвестно», – говорит она.
Все делалось по ночам: так можно снять за раз большую сумму, поскольку после полуночи лимиты по карте обновляются, продолжает она. Снимали по несколько миллионов рублей, затем ехали и сдавали деньги «главным». Платили за это около 2% от снятых сумм, в месяц она снимала около 20 млн руб. Еще примерно 0,5% платили владельцам карт, уточняет собеседница «Ведомостей».
Случалось, что и владельцы карт пропадали с деньгами: писали в банке заявления, что карта утеряна, и снимали через кассу все средства, а затем исчезали. В этом случае деньги компенсировать должен был тот, кто с этим человеком договаривался.
«Иногда было страшно. Однажды на выходе из банка остановила полиция: они же видят, что я 20 минут снимаю деньги», – вспоминает она. Спросили, что за деньги, но чужих карт тогда не нашли, рассказывает она. Бывало, следили на машине, но кто это был – непонятно, говорит она.
«Это были абсолютно шальные деньги, легкие. В основном на них кутили: вечеринки, клубы, дискотеки. На танцполе всегда было видно своих – узнавали по резиночкам для денег на запястьях», – описывает она. Из тех, кто этим занимался, к офисной работе, по ее словам, мало кто вернулся.

В обналичивании помимо автосалонов и торговых центров участвуют федеральные и региональные розничные сети, пишет Росфинмониторинг в справке об актуальных типологиях и признаках сомнительных операций от ноября 2018 г. («Ведомости» с ней ознакомились). Годовой оборот средств по счетам региональных торговых предприятий зачастую превышает 1 млрд руб. Систематически в пользу этих предприятий организации, зарегистрированные в Москве, перечисляют средства. Часто деньги отправляются под видом займов, но информация об их возврате отсутствует, пишет Росфинмониторинг. В подобного рода схемах НДС не возникает: он не платится по займам и ценным бумагам, говорит топ-менеджер банка.

Сильно грешат и рестораны, указывает топ-менеджер небольшого банка: нередко просят посетителей заплатить наличными под видом сбоев с эквайрингом. Затем пробитые чеки аннулируются как ошибочные, выручка продается. Деньги же на счетах появляются от каких-то компаний по нарисованным договорам, говорит он. Рестораны в регионах часто даже не устанавливают терминалы для приема карт, замечает рисковик банка из топ-20.

Выплаты зарплаты

В этой схеме организации перечисляют деньги на счета физлиц под видом выплаты заработной платы. Как правило, организация перечисляет свои средства из банка, где она решила добровольно закрыть счет, пишет Росфинмониторинг. Деньги уходят физлицам под видом выплаты аванса по зарплате без уплаты НДФЛ и других обязательных платежей в бюджет. Таким образом, как минимум единоразово происходит беспрепятственное перечисление средств, указывает служба. При повторной попытке проведения такой операции банки запрашивают у организаций документы, подтверждающие факт обязательных платежей в бюджет.

Происходит обналичивание и под видом «зарплатных проектов». В этой схеме юрлица, созданные, как правило, незадолго до проведения операций, переводят на карты большого числа физлиц сумму, существенно превышающую годовую зарплату по отрасли. Люди снимают эти деньги в банкоматах сторонних банков в крупных городах и сдают их заказчику. Росфинмониторинг наблюдает переток таких «зарплатных проектов» в региональные банки с менее эффективной системой мониторинга.

Веерное обналичивание

Суть схемы в следующем, пишет Росфинмониторинг: на расчетный счет компании в течение одного дня поступают большие суммы от различных юрлиц, у которых счета открыты в других банках. Участники схемы имеют особенности: у них резко и нетипично увеличивается объем средств на счете, отсутствуют платежи в бюджет (либо они есть, но небольшие), число штатных сотрудников минимально, а назначение платежей не соответствует заявленным видам деятельности.

Полученные на счета средства компании быстро перечисляют физлицам и указывают, что это выплата зарплаты, пособий и проч. Одному человеку перечисляется до нескольких миллионов рублей – в зависимости от типа его карт и установленных на них ограничений по снятию наличных в сутки.

Большой разницы между «зарплатными проектами» и веерным обналичиванием нет, говорит сотрудник еще одного банка: НДФЛ нет ни там, ни здесь, в первом случае разве что заключается с банком договор на зарплатный проект. Схема работает в больших банках и крупных городах, говорит рисковик банка из топ-20. Как только начинаются большие потоки, в региональных банках эти схемы сразу же вскрываются, а в масштабах крупных кредитных организаций они не так заметны, объясняет он.

Источник

Чем опасна покупка «бумажного» НДС

Ломка ндс что это. Смотреть фото Ломка ндс что это. Смотреть картинку Ломка ндс что это. Картинка про Ломка ндс что это. Фото Ломка ндс что это

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Чем опасна покупка «бумажного» НДС

Ломка ндс что это. Смотреть фото Ломка ндс что это. Смотреть картинку Ломка ндс что это. Картинка про Ломка ндс что это. Фото Ломка ндс что это

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

До сих пор некоторые компании используют очень опасную схему – так называемый «бумажный» НДС. Сиюминутная экономия на налогах в конечном итоге оборачивается большими проблемами и финансовыми затратами. Пришло время менять отношение к НДС, так как при грамотной организации бизнеса этот налог не имеет никакого отношения к выручке организации.

Как и зачем компании покупают НДС

Небольшие суммы входного НДС обычно обусловлены тем, что компания:

В целом, фирмы, покупающие НДС, можно разделить на две большие группы:

Компании из первой группы ищут не только сам по себе «бумажный» НДС, им нужны наличные для расчета с такими контрагентами. Основная опасность в том, что инспекторы прекрасно знают все схемы обналичивания, а инструкцию по их обнаружению им помог разработать Следственный комитет.

С новыми опасностями в 2019 году столкнутся те фирмы, покупающие НДС, которые используют оптимизацию в виде фиктивных закупок с «бумажным» НДС. Мы уже рассказывали о том, почему банки будут выявлять схему уклонения от НДС. Скоро возможности, аналогичные тем, что имеют непосредственно банки, получат и налоговики.

«Камеральщикам» скоро станет без надобности запрашивать у банков выписки по расчетным счетам – система АСК НДС-2 будет подключена к банковским сервисам для:

Таким образом, анализ банковских выписок будет автоматизирован так же, как и проверка счетов-фактур.

Обзор основных рисков

При использовании агрессивных схем оптимизации налогоплательщиков подстерегают налоговые, финансовые и репутационные риски.

1. Доначисление НДС, пени, штраф

В Налоговом кодексе прописали презумпцию виновности налогоплательщиков еще в 2017 году. И уже сейчас налоговые долги компании по сомнительным сделкам взыскивают с директора. Тем не менее, фирмы, покупающие НДС, до сих пор рассчитывают на обещания продавцов «бумажного» НДС или, другими словами, селлеров (от англ. seller – продавец, торговец) о том, что их декларация пройдет проверку, и инспекторы не снимут вычеты и не попросят доплатить налог и пени.

Возможно, сразу налоговая и не проявит интерес к подозрительным операциям – даже с учетом автоматизации контрольных мероприятий на раскручивание цепочки и обнаружение налоговых разрывов нужно время.

Однако отсутствие интереса не означает, что риски уже позади. Налоговики имеют право сделать доначисления и через 3 года, уже после того, как техническая компания:

В 2019 году для покупателей «бумажного» НДС опасность все еще представляют 2016–2018 годы – такова глубина выездной налоговой проверки.

2. Потеря крупных покупателей

Если вы использовали «серые» схемы оптимизации НДС, то можете лишиться контрактов с крупными покупателями. Налоговая ищет выгодоприобретателя, соответственно, при проверке «цепочки» или при обнаружении «разрывов» цепочки может направить требование вашему покупателю для предоставления пояснений. Покупатель, в свою очередь, при возникновении таких ситуаций может выбрать более надежного поставщика, чем тратить свое время на доказательство реальности сделки с вашей компанией.

Как проверить продавцов

Проверить, пройдет ли «бумажный» НДС камеральную проверку, можно, если получить информацию непосредственно из программного комплекса налоговой службы АСК НДС-2. В частности, речь идет о счетах-фактурах с НДС, который компания указала в своей Книге покупок. Узнать подноготную селлера можно, только если он дал согласие на раскрытие информации о себе из АСК НДС-2. Об этом сказано в письме налоговиков, с которым можно ознакомиться здесь.

Такое согласие дают большинство компаний, которым важно показать своим контрагентам, что выписанные ими счета-фактуры вполне легитимны.

Очевидно, что если контрагент компании не согласен открывать свои данные, то покупателю «бумажного» НДС может грозить камеральная, а, возможно, и выездная проверка. Таким образом, налоговики дали возможность налогоплательщикам оперативно оценивать:

Отметим, что однозначные выводы на основании отказа от открытия информации из АСК НДС-2 можно делать только в отношении торговцев «бумажным» НДС. В отношении компаний, которые реально выполняют работы (оказывают услуги, продают товары), такие выводы делать нельзя – вполне может быть, что такой отказ продиктован необходимостью сохранения не столько налоговой, сколько коммерческой тайны.

Альтернатива «бумажному» НДС

О нашем опыте разрешения таких ситуаций читайте здесь:

Безусловно, для разработки стратегии необходима помощь специалиста по налоговой оптимизации, если компания планирует заключение крупной сделки. Отметим, что разработка налоговой стратегии является одной из основных услуг нашей компании.

Все предложенные нами варианты представляют собой легальные способы снижения налоговой нагрузки на бизнес, клиенту остается лишь:

Если вы решите обелить свой бизнес, то наша компания может помочь выбрать наиболее оптимальный вариант для новой организации бизнеса, рассчитать налоговую нагрузку и предложить законные варианты оптимизации.

Основным принципом нашей работы является «полезная бухгалтерия», бухгалтерия для бизнеса, наши специалисты всегда занимают проактивную позицию и помогают предотвратить налоговые, финансовые, репутационные риски для компании.

Источник

Бизнес против налоговой: 15 острых вопросов

Ломка ндс что это. Смотреть фото Ломка ндс что это. Смотреть картинку Ломка ндс что это. Картинка про Ломка ндс что это. Фото Ломка ндс что это

Разбираетесь в налогообложении? Мы подготовили 15 “острых” вопросов по налогам, уверены что все знаете? Иван Кузнецов, аттестованный налоговый консультант, подготовил подробные ответы на каждый из вопросов. Проверьте себя!

1. Что такое «бумажный НДС»?

После подачи деклараций покупателем и поставщиком, АСК НДС-2 в среднем в течении 10 дней выявляет разрывы в уплате НДС. В некоторых случаях разрыв не выявляется в квартале сдачи отчетности (в том числе из-за некоторых особенностей работы программы), в некоторых выявляется, но на него закрывают глаза (не будем обсуждать почему и за сколько).

Если после сдачи отчетности по НДС требований из налоговой нет, исполнитель берет процент за услугу – в среднем 2%. Дальше возникают все те же проблемы, что и при работе с обнальными компаниями, плюс перед технической организацией образуется задолжность, которую чаще всего пытаются погасить векселями, либо переуступками долга (оба варианта плохие).

Дальше – как повезет, в лучшем случае налоговики дадут «заменить» вычет по спорному контрагенту на счет-фактуру от другого (чаще всего такого же спорного), в худшем – проведут выездную налоговую проверку. Ну и еще техническая компания может обратиться в суд и взыскать с покупателя долг.

Эти и другие вопросы подробно разберем на нашем семинаре «Реальная оптимизация налогов» 27-28 февраля 2019 года в Санкт-Петербурге (есть онлайн участие!). Приходите, будет интересно.

2. В организации на общей системе налогообложения генеральный директор и единственный учредитель – муж, ИП-жена на упрощенной системе налогообложения, через нее осуществляются розничные продажи покупателям без НДС. Является ли это схемой дробления бизнеса?

Из вопроса следует только то, что организация и ИП – взаимозависимые. Будет ли эта схема признана дроблением зависит от многих факторов: когда были созданы ООО и ИП; рыночное ли между ними ценообразование; является ли ООО единственным поставщиком ИП; есть ли у ИП свои покупатели; чем обусловлен выбор в качестве поставщика ООО для ИП; имеется ли свой штат у ООО и ИП; состоит ли штат ИП из бывших сотрудников ООО; отличаются ли цены покупателям у ИП и ООО и т.д. И главное – в чем деловая цель построения такой бизнес-модели. Судебная практика очень разнонаправлена, решающее значение имеют особенности конкретного бизнеса, а не общие рекомендации.

3. У нескольких организаций и ИП одинаковый ip-адрес, свидетельствует ли это об искусственном дроблении бизнеса?

В ходе налоговых проверок, одинаковый ip-адрес всегда указывается налоговиками как признак дробления бизнеса. Логика простая: готовы ли вы пустить за свой компьютер, с которого сдается отчетность и осуществляются платежи в системе банк-клиент постороннего ИП или организацию? А если пустили – значит он вам не чужой.

Но на самом деле ip-адреса бывают статическими и динамическими, для установления конкретного компьютера нужен дополнительно mac-адрес. К тому же один адрес может объясняться наличием wi-fi, особенностями договорных конструкций между организацией и ИП, общей аутсорсинговой бухгалтерией и т.д. То есть сам по себе один адрес – не приговор, но лучше избегать этого признака дробления, тем более это не сложно и не дорого.

4. У организации заблокировали счет, как его быстро разблокировать?

Алгоритм такой: жалоба в банк (на рассмотрение 10 рабочих дней), далее жалоба в межведомственную комиссию ЦБ (срок рассмотрения 20 рабочих дней), потом – суд. Но можно параллельно с жалобой в комиссию подавать исковое заявление в суд. Возможности межведомственной комиссии мы бы не игнорировали – чаще всего она принимает решение быстрее, чем суд.

5. К какой ответственности может быть привлечен главный бухгалтер?

К любой, такая работа. Но если рассмотреть два наиболее страшных варианта – уголовную или субсидиарную ответственность, то последняя подразумевает наличие статуса КДЛ (контролирующего должника лица), т.е. главбух при такой ситуации должен давать генеральному директору обязательные для исполнения указания, что маловероятно.

Уголовная ответственность главбухов может наступать по целому букету статей уголовного кодекса, как самостоятельно (например, присвоение или растрата, подделка документов), так и в группе лиц (налоговые преступления, незаконная банковская деятельность, легализация и т.д.).

Центральный аспект – прямой умысел, т.е. главбух должен знать, что он совершает преступление предвидеть возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желать их наступления (например, действуя совместно с генеральным директором главбух нашла обнальную организацию, содействовала заключению с ней договора, получила фиктивные счета-фактуры и зная про это внесла их в книгу покупок, отразила в декларации, с целью уменьшения НДС к уплате, за что получила премию 1000 р. от директора).

6. Какую цену установить в качестве оплаты за использование товарным знаком между взаимозависимыми лицами, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов?

Суды исходят из понятия «разумности», т.е. очень оценочного понятия. Понятно, что цена за товарный знак «Макдональдс» существенно отличается от товарного знака «Ромашка», зарегистрированного 2 дня назад на свежевыпеченного ИП. В целом судебная практика ориентирует нас на 0,5-9%.

7. Необходимо ли организации, осуществляющей консалтинговые услуги (бухучет) встать на учет в Росфинмониторинге?

Росфинмониторинг весь 2018 год (информационные письма от 26.01.18, 19.07.18 и др.) призывал организации, осуществляющие бухгалтерские и юридические услуги завести личный кабинет на сайте Росфинмониторинга и разработать правила внутреннего контроля (ПВК), а также назначить ответственное лицо за их исполнение.

В ст. 7.1 115-ФЗ действительно предусмотрена обязанность адвокатов, нотариусов консалтинговых компаний, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, идентифицировать своих клиентов и разработать ПВК в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Интересно, что в Евросоюзе с 2018 года все консалтинговые компании должны сообщать «куда следует» обо всех действиях своих клиентов, направленных на легализацию денежных средств, так что мы в общеевропейском тренде, но не без учета особенностей правосознания.

8. Субсидиарная ответственность руководителей организации – страшилка или реальность?

Субсидиарная ответственность по налоговым недоимкам более редкая история: с 01.07.2017 по октябрь 2018 ФНС подала всего 30 исков (согласовываются ФНС России). Правда, есть рекордсмены – один из директоров был привлечен к субсидиарной ответственности по результатам налоговой проверки в размере 1,1 млрд. (не опечатка) рублей.

Для привлечения к субсидиарной ответственности есть условия и презумпции (когда ты виноват по определению), т.е. субсидиарная ответственность наступает лишь при определенных обстоятельствах. Но факт остается фактом – к субсидиарной ответственности чаще всего привлекаются директора.

На семинаре «Реальная оптимизация налогов» мы рассмотрим такие вопросы как:

Познакомиться с подробной программой семинара вы можете ЗДЕСЬ.

9. Как оптимизировать НДС?

10. Какие способы оптимизации налога на прибыль в 2019 году самые безопасные?

11. Как избежать блокировки расчетных счетов?

115-ФЗ и многочисленные методические инструкции ЦБ при их буквальном толковании видят легализацию во всем, что приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны банков. С другой стороны, очень часто запросы с банков и блокировки счетов – либо последствия незаконной налоговой оптимизации, либо звоночек для бизнеса о том, что бизнес-процессы организации не понятны и подозрительны для банка, а значит будут проблемы и при налоговой проверке.

12. Безопасно ли использовать самозанятых?

НК РФ содержит прямые запреты на использование самозанятых (как территориально, так и по видам деятельности, выручке и т.д.), эти положения нарушать нельзя. Искусственное привлечение самозанятых несет в себе те же риски, что использование добровольно-принудительно зарегистрированных ИП.

С другой стороны, если самозанятый ранее не работал в вашей группе компаний, вид его деятельности подходит под действие закона, то почему бы и нет? Иначе можно сделать вывод о том, что все самозанятые (равно как и ИП) – плод налоговой оптимизации бизнесменов-злодеев. В идеале у самозанятого должно быть несколько заказчиков, а характер его деятельности не должен смахивать на трудовой. Ну и конечно важно, что он будет говорить на допросах, но тут уж в его интересах настаивать на своей «самозанятости».

13. Стоит ли сейчас использовать иностранные компании в бизнес-процессах или это небезопасно?

На скидку можно назвать несколько причин для использования иностранных компаний:

14. Как контролировать номинальных руководителей?

Прежде всего надо понимать, кто такие номинальные руководители: реальные наемные управленцы или маргиналы, на которых зарегистрированы организации. Исходя из этого есть около 15 различных способов их правового контроля.

При этом не стоит забывать, что необходимость использования номиналов-маргиналов – следствие явно неправильно выстроенных бизнес-процессов или наследие оптимизации налогов по-старинке. Также следует учитывать, что при особом желании и поддержке, номинал сможет обойти все преграды на пути к заветным долям организации или банк-клиенту.

15. Какие способы получения наличных денежных средств самые безопасные и недорогие?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *