Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств

Статья. М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию.

«Академия риторики» — место, где обучают успешной речи.

Здесь проводятся корпоративные и открытые тренинги, курсы и индивидуальные занятия по темам, напрямую связанным с речью.

Знания и опыт, которые приобретают участники на тренингах, легко применимы в реальной жизни, способны изменять и позитивно влиять на неё.

Статья. М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию.

1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная посему искусству материя называется речь или слово.

3. Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо остроумие и память к получению сего искусства столь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. И для того Аполлоний Алабенденский, славный в древних временах красноречия учитель, по свидетельству Цицеронову, тех, которые от родителей своих к нему в училище присылались, в самом начале учения природную остроту прилежно рассматривал и которых приметил к тому быть неспособных немедленно назад отсылал, чтобы они напрасными трудами себя не изнуряли. Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слов упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно.

4. Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третие, удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия и для способнейшего своих примеров против оных сочинений.

5. Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которые учащимся едва не более нужны, чем самые лучшие правила.

6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении. От беспрестанного упражнения возросло красноречие древних великих ораторов. Генералы, сенаторы и сами консулы, как Ирций и Панса, будучи на высочайшей степени римския власти, у Цицерона приветно в красноречии обучались.

(фрагмент статьи)

Источник

Учение о красноречии Ломоносова

Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть картинку Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Картинка про Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть картинку Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Картинка про Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Смотреть картинку Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Картинка про Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств. Фото Ломоносов указывал что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Источник

Учебное пособие Томск 2008 г. Введение

Основные теоретические положения риторики в книге Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья, Возрождения и Нового времени, данные в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

По мнению Ломоносова, оратору присущи 5 основных качеств:

Природные дарования, которые он подразделяет на душевные и телесные. К первым относит автор остроумие (понимая под ним остроту, гибкость и самостоятельность мышления) и память, ибо «как семя на неплодной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно». К телесным дарованиям Ломоносов относит владение голосом, дыханием, внешний облик оратора (приятная внешность, осанка).

Наука, то есть «познание нужных правил», изучение законов красноречия, изучение античных риторик.

Изучение образцов выступлений ораторов прошлого («подражание авторов в красноречии славных»), что для учащихся едва ли больше нужно, нежели самые лучшие правила.

Упражнение в сочинении речей. Именно ежедневное упражнение в подготовке и произнесении речей, по мнению Ломоносова, позволяло ораторам быть готовыми к импровизированному выступлению в любой момент.

Знание других наук. Вслед за Цицероном Ломоносов утверждает, что только широкая образованность позволяет человеку стать хорошим оратором.

Важным для публичного выступления Ломоносов считал выбор темы. Слово, обращенное к слушателям, должно воздействовать не только на разум, но и на чувства. Поэтому Ломоносов отводит специальную главу вопросам эмоционального воздействия ораторской речи. По его мнению, совершенство ораторского произведения достигается чистотой стиля, который зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Советуя прилежно изучать грамматические правила, выбирать из достойных книг изречения и пословицы и заботиться о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают, он подчеркивал, что тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. Вдохновенные строки посвящает Ломоносов могучей силе русского языка, который имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, что российское слово не могло приведено быть в совершенство, каковому в других удивляемся.

В ораторских произведениях Ломоносова можно проследить сочетание двух противоположных стилей. С одной стороны, яркий и живой язык образов, искреннее выражение чувств, с другой – пышность, витиеватость, изобилующая метафорами, гиперболами, риторическими фигурами. Когда Ломоносов говорит о близких и волнующих его темах, например, о развитии науки и просвещения, о расцвете России, он употребляет простые, убедительные образы, слова звучат доверчиво и непринужденно. Но совсем по-другому звучат торжественные Оды, Похвальные слова – они содержат огромное количество тропов и фигур риторики (антитезы, анафоры, олицетворения, риторические вопросы, обращения и т.п.).

Ломоносов считает, что каждое ораторское произведение должно состоять из четырех частей: вступления, истолкования, утверждения и заключения. По такой схеме построены почти все его произведения. Специальный раздел риторики посвящен произнесению ораторских произведений. Ломоносов утверждал, что мало иметь хорошую тему, мало образно изложить материал, умело его расположить, но очень важно красиво его произнести, повышая или понижая голос в соответствии с излагаемым текстом. Для выражения эмоций советует употреблять соответствующие жесты.

По дошедшим до нас воспоминаниям современников Ломоносов обладал прекрасной речью, слог его был «великолепен, чист, тверд, громок и приятен», «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно, любил в разговорах употреблять острые шутки». Как отмечал Н.И. Новиков – автор первой биографии Ломоносова – этот величайший русский ученый-энциклопедист почитается в «числе наилучших лириков и ораторов».

Влияние философии и веры в идеалы Века Разума и Просвещения весьма ощутимо в ««Правилах высшего красноречия»» написанных Сперанским в 1792 году в 20-летнем возрасте. Напечатаны они были лишь в 1844 году, через пять лет после смерти М.М.Сперанского. Сочинение отличают авторская наблюдательность, эрудиция, изысканность формы и выражения.

Сперанский писал, что красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что… обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром. И вот то, что собственно называется риторикою. Вслед за Цицероном и Ломоносовым указывает Сперанский на важность композиции речи, на роль каждой части выступления. Он отмечает, что вступление должно быть просто, т.к. его задачей является познакомить слушателя со своим пониманием предмета речи, оно есть приуготовление души к тем понятиям, которые автор ей хочет внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить. Слишком пышное и многообещающее вступление опасно – замечает Сперанский. Он говорит о том, что сделать столь великолепное начало есть обязаться показать впоследствии еще большее. Заставить много от себя ожидать есть верный способ упасть. Вместе с тем «делать заключения сухие и холодные, значит терять плод своего слова. Речь не что иное есть как приготовление слушателей к совершенному убеждению. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей. Доказательства в речи – «суть то же, что кости и жилы в теле». Их надо построить так, чтобы одно поддерживало другое, создавая единое целое. Все доказательства должны быть не только связаны между собой точными переходами, но и выстроены в перспективе так, чтобы в каждой части ясно виделась цель всего выступления. Содержанию должна соответствовать ясная и четкая речевая форма выступления. Кто хочет иметь дело с людьми, как учит Сперанский, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше. Язык твердый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение – вот, что необходимо оратору. Большое внимание удаляется внешнему виду оратора, его позе, жестам и мимике, а также эмоциям, т.к. все это оживляет и украшает речь.

Основная идея трактата – научить потенциального оратора нравиться публике, заинтересовать ее, и доказать ему, что для этого мало только обладать природным даром, необходимо еще и хорошо разбираться в предмете своего выступления, уметь ответить на любой, порой даже самый неожиданный вопрос слушателей по данной теме.

Среди учебников 18-19 вв. особенно выделялся учебник А.Ф. Мерзлякова (1778-1830) – видного русского поэта и критика, возглавлявшего кафедру российского красноречия и поэзии и Московском университете. Его «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» выдержала четыре издания с 1809 по 1828 г. Она была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона. В этот период там учился А.С. Грибоедов, лекции А.Ф. Мерзлякова слушал Ф.И. Тютчев, готовясь к поступлению в университет, у него брал домашние уроки М.Ю. Лермонтов. В основу своей теории А.Ф. Мерзляков положил учение о слоге и стиле, полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Он писал, что слово, речь в тесном смысле означает рассуждение, составленное по правилам искусства и назначенное к изустному произношению. Сие рассуждение заключает в себе одну какую-нибудь главную мысль, которая объясняется или доказывается для убеждения слушателей. Именно А.Ф. Мерзляков первым представил роды и виды словесности в следующем разнообразии: письма; диалоги; учебные сочинения; история (характеры, биография, романы, подлинная история); речи (духовные, политические, судебные, похвальные и академические). Он отмечал, что риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи. Риторика включает полную теорию красноречия, под которой понимается способность выражать свои мысли и чувства в письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью оратора. Для образования истинного оратора не достаточно одних только общих правил риторики. Нужно познакомиться с лучшими образцами искусства древними и новейшими. В любой ораторской речи может быть три намерения: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Оратор действует не только на разум, но и на душевные силы слушателей. Самым действенным способом считается новость, красота, возвышенность мыслей и одежды. Оратору важно возбуждать страсти, а для этого необходимо глубокое познание человеческого сердца. Оратор и писатель имеют одну цель: учить, занимать, трогать, доказывать. Красноречие пленяет наши сердца, возбуждает воображение, способствует распространению познания, открытию новых истин, при его помощи прошлое становится достоянием настоящего. Оно должно обязательно иметь благородную цель. Врожденными дарами оратора являются гений, наблюдательный взор, остроумие, вкус, воображение, память. Здравая философия, опыт в риторических правилах, знание истории и литературы, познание человеческой природы относятся к необходимым приобретаемым качествам успешного оратора.

Творчество Н.Ф. Кошанского (1785-1831) можно отнести к периоду расцвета русской риторики. С 1811 по 1828 г. он – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, один из учителей А.С. Пушкина. Его лекцией «О преимуществе российского слова» открылись занятия в лицее; как педагог он поощрял поэтические занятия лицеистов, приобщая их к античной поэзии. «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского выдержала 10 изданий ( 1829-1849), «Частная реторика» – 7 изданий (1832-1849). По этим учебникам учились несколько поколений российских учащихся. Живость изложения, множество дополнительных сведений по логике и эстетике, иллюстрация риторических указаний многочисленными примерами из древней и новой литературы снискали Н.Ф. Кошанскому славу замечательного писателя-педагога. Если общая риторика излагала общие правила составления сочинений, то частная риторика предлагала правила к отдельным видам: как писать письма, как вести разговоры, как пишется художественная (изящная) проза, как строить учебные и ученые сочинения, каковы разновидности ораторского красноречия. Его риторика носит ярко выраженный прикладной характер. «Общая реторика» состояла из трех традиционных разделов: 1. Изобретение. 2. Расположение. 3. Выражение мыслей. В первом разделе Н.Ф. Кошанский стремится развить в своих учениках умение с разных сторон, как бы в разных аспектах увидеть или «хорошо понять» избранный предмет описания. Во втором разделе он ставит своей целью научить «располагать», т.е. строить, формировать, составлять сочинения. В основе третьего раздела лежит категория стиля, определяемого как «способ выражать мысли, как искусство писать». Здесь же автор рассматривает все «роды риторических украшений» – тропы и фигуры. Предостерегает от чрезмерного, излишнего употребления украшений в любых сочинениях, они не должны становиться самоцелью в речи.

Ораторская речь состоит из пяти частей, хотя это не всегда необходимо, возможно и изменение порядка расположения частей речи: приступ (введение), предложение, разделение, изложение обстоятельств предмета, доводы и опровержения, патетическая часть и заключение.

Приступ своей целью имеет, во-1-х, объяснить причину, по которой оратор начинает говорить об известном предмете, во-2-х, расположить слушателей к убеждению и привлечь внимание и благосклонность к себе. Приступ может быть естественный («прямо начинает свой предмет и объясняет дело») и искусственный («мало-помалу склоняет слушателей на свою сторону, побуждает внимание и приготавливает их к убеждению»). В предложении кратко, но ясно излагается основная идея, тезис речи. Изложение обстоятельств предмета принимает характер повествования или описания. Далее доказательство («доводы должны возрастать и усиливаться… не следует слишком увеличивать число доводов… иначе они теряют силу и убедительность») и опровержение основной мысли речи («особенно в тех случаях, когда «противное мнение слишком укоренено в умах слушателей»). Патетическая часть обращена к чувствам, эмоциям слушателей, она должна основываться на истинном убеждении. Наконец, в заключении своей речи «оратор или выводит следствия из доказанной истины, или вкратце приводит основные мысли всего доказанного, или возбуждает сочувствие слушателей к истине, которую старался раскрыть».

В 19 веке значительных успехов достигает академическое красноречие, оно становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. Грановский Т.Н., Соловьев С.Н., Ключевский В.О., Менделеев Д.И., Тимирязев К.А., Павлов И.П. и другие снискали себе славу не только среди студентов. Обладая ораторским даром, они не были похожи друг на друга, и в этой неповторимости заключалась одна из причин их успеха.

Необходимо отметить значение и судебного красноречия, которое достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Его расцвет связан с судебной реформой 1864 года и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Плевако Ф.Н., Кони А.Ф., Карабчевский Н.П. и др. Русское судебное красноречие своей практикой служило общественным интересам, оно было источником, из которого должны были выносится уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству. Речи известных русских судебных ораторов характеризует не только красочность языка, точность и меткость слова, мягкость и певучесть слога, но также стройность, логичность в изложении и анализе материала, глубина юридического исследования доказательств и всех обстоятельств дела. Всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, отсутствовали в речах лучших представителей этого жанра.

С середины XYIII столетия и вплоть до 1923 г., когда был издан последний учебник по теории словесности Д.Н. Овсяннико-Куликовского «Теория поэзии и прозы», в России было издано 175 названий учебников, учебных пособий, исследовательских работ по различным аспектам риторики и ораторского искусства. Некоторые учебники переиздавались десятки раз, вплоть до 1917 года.

Риторика читалась повсеместно, практически во всех учебных заведениях России: в торговых школах и низших технических училищах, в кадетских корпусах, в мужских и женских гимназиях, в коммерческих, реальных и военных училищах, в духовных семинариях и академиях, в университетах. Риторика стала фактом культурной жизни общества.

Однако со второй половины XIX века риторика постепенно из разряда общеобразовательных дисциплин переходит в статус дисциплин специальных. С чем это связано? Дело в том, что в истории русской науки победила критика риторики, хотя университетские профессора пытались объяснить, что существует «истинное и ложное красноречие», что предубеждение против красноречия основано на его «злоупотреблении», но возобладал взгляд на риторику как на ложное ораторство, фразерство, «многословие не без пустословия», стремление скрыть за внешне красивыми словами какой-то обман для аудитории, умение строить тропы и фигуры, находить красивые слова безотносительно к содержанию речи. Во-2-х, риторика, описывая классические формы речи, никак не касалась обыденной речи и не успевала отражать общественные проблемы, чем занимались художественные литераторы. Революционно-демократическая критика во главе с «неистовым» Виссарионом Белинским выдвинула тезис о том, что главным видом речи является художественная литература, риторика же не нужна. Таким образом, в конце 19 века риторика как бы изжила себя. Появился новый предмет «Теория словесности». Новая дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, стилях и фигурах речи. Но традиционный канон риторики нарушался, опускаются вопросы, связанные с изобретением речи, анализом аудитории и т.п. Задачей курса теории словесности становится формирование читателя художественной литературы. Затем от теории словесности отделяют стилистику, разрабатывающую учение о теории языка и стиля. Т.е. теория словесности также была разрушена.

В начале 20 века в России наибольшее практическое развитие в связи с общественно-политической жизнью страны получает политическая риторика. И здесь прежде всего следует сказать о В.И.Ленине. Многочисленные воспоминания русских и зарубежных его современников свидетельствуют о большом ораторском таланте Ленина. Он говорил чрезвычайно просто, понятно, удивительно страстно. Его речи обладали большой силой убеждения. Вильям Альберт Рис – американский публицист так вспоминал о впечатлении от речи Ленина, который часто выступал с речами, в которых в живой и выразительной форме делал анализ сложившейся обстановки, ставил диагноз, предписывал лечение и убеждал слушателей применить его. Он всегда стремился воздействовать в первую очередь на ум, а не на чувства. Тем не менее по реакции его слушателей можно было судить, какой силой эмоционального воздействия обладала ленинская логика.

После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли такие выдающиеся научные и общественные деятели, как: Луначарский А.В., Кони А.Ф., Мейерхольд В.Э., Щерба Л.В. и другие. Была начата разработка теории спора, теории словесности, теории красноречия, выпустили несколько сборников по этим вопросам, организовано обучение лекторов. В 1919 году ораторское искусство стали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. Курс риторики читался в МГК им. М.В. Ломоносова.

В первые годы советской власти издано было немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические рекомендации начинающим ораторам.

Рассмотрим некоторые советы, данные А.Ф. Кони лекторам – слушателям курса риторики в Институте живого слова.

К началу 30-х годов Институт живого слова фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект – культура речи и стилистика.

В то же время развивалась практическое судебное, педагогическое, академическое красноречие, но риторика как наука перестала существовать: обществу не нужны были мастера ораторского искусства, воздействующие на умы слушателей. Ученые занимались в основном проблемами культуры речи.

Возрождение риторики в нашей стране началось в 80-е годы в связи с известными политическими изменениями. Риторика вновь стала преподаваться в гимназиях, лицеях, университетах. Но риторике в нашем обществе еще предстоит завоевать права гражданства, понимания и признания ее как основы всякого, особенно гуманитарного образования

Вывод. Формирование направлений отечественной риторики представляет собой динамическо6е явление. Создавались оригинальные подходы, учитывающие специфику русской культуры, социально-экономическую ситуацию, потребности общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *