Ломоносов увлекался астрономией и первым предположил что на есть атмосфера
«Тонкое, как волос, сияние» Венеры: как обнаружили атмосферу второй планеты
Прохождение Венеры по диску Солнца
Jan Herold/Wikimedia Commons
Какой транзит до XVII века не поддавался ученым, почему Ломоносов даже без «густо копченого стекла» смог увидеть «знатную атмосферу» и как его проверяли в XXI веке, рассказываем в рубрике «История науки».
6 июня (по новому стилю) 1761 года несколько десятков астрономов в разных частях земного шара наблюдали редкое, хотя и уже тогда предсказуемое явление — прохождение Венеры по диску Солнца. Оно было одним из первых (после 1639 года), дату и время которого заранее рассчитали и потому могли подготовиться к наблюдению. Этим и занялся Михаил Ломоносов, на тот момент уже известный 50-летний ученый, основатель Московского университета.
Иеремия Хоррокс впервые наблюдает за прохождением Венеры в 1639 году, картина Уильяма Лавендера, 1903 год
William Richard Lavender/Wikimedia Commons
В чем же ценность таких событий для ученых XVII века? До космических полетов, спутников и Гагарина оставалось еще долго, но астрономам уже хотелось узнать, насколько велика наша Солнечная система, как далеко от нас Солнце. Прохождения Венеры позволяли оценить расстояние до светила с помощью относительно несложных расчетов.
Весной 1761 года Ломоносов обратился в Сенат с просьбой снарядить экспедиции в Сибирь: в Иркутск и Селенгинск, чтобы можно было сравнить результаты наблюдений в европейской и азиатской частях России. Руководить экспедициями назначили учившегося вместе с Ломоносовым Никиту Попова и Степана Румовского. И хотя не все прошло гладко (Румовский обвинял Попова в неаккуратности во время наблюдений и сомневался в его результатах), сделанные во время экспедиций наблюдения позволили довольно точно рассчитать расстояние до Солнца.
Ломоносов увлекался астрономией и первым предположил что на есть атмосфера
На планете Венера есть атмосфера!
Труды и заслуги нашего великого соотечественника в различных областях знания чрезвычайно велики и многообразны. Здесь мы отметим лишь значение Ломоносова как крупнейшего русского астронома той эпохи.
Ломоносов обогатил русскую астрономию открытиями величайшей ценности. Он проявил себя гениальным провидцем многих будущих астрономических открытий и был деятельным пропагандистом коперниканского мировоззрения. Будучи горячим сторонником учения о многочисленности обитаемых миров, Ломоносов писал:
Уста премудрых нам гласят,
Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков.
В период пребывания в Марбурге у Христиана Вольфа Ломоносов познакомился с трудами Ньютона. В Марбурге он слушал лекции Вольфа по многим наукам, в том числе и по астрономии. После возвращения на родину Ломоносов, по просьбе Делиля, при просмотре русских летописей обращал специальное внимание на все записи астрономических явлений. Сам он писал однажды, что серьезно занялся астрономией в 30-летнем возрасте, т. е. как раз с 1741 г.
Некоторый материал для суждения о том, что Ломоносов мог изучать в области астрономии, дает список книг его библиотеки, опубликованный А. Будиловичем в 1871 г. Здесь мы найдём все современные ему крупные астрономические сочинения, как, например: «Fundamenta Astronomiae» Лакайля, «Tractatus relaxione motus planetarium» Эйлера, «Principia» Ньютона, «Cometographia» Гевелия, «Uranographia Britannica» (атлас в 50 картах, на котором Ломоносов особо пометил: «очень хороша») и много других астрономических сочинений того времени.
К тому времени как Ломоносов начал проявлять серьезный интерес к астрономии, европейская наука уже располагала рядом выдающихся достижений, явившимся следствием торжества коперниковской гелиоцентрической системы мира. К началу XVIII в. значительного развития достигла техника астрономических наблюдений, вначале с помощью длиннофокусных труб, а в дальнейшем с ахроматическими рефракторами.
В 1761 г., перед прохождением Венеры по диску Солнца, иностранные академии в ответ на свои запросы получили от Шумахера обещание помочь их экспедициям, но так как сама Академия якобы не располагает астрономами, то на помощь русских ученых нельзя рассчитывать. Ломоносов, возмущенный этим, поднял вопрос об организации русских экспедиций для наблюдения этого редкого астрономического явления. Петербургская Академия решила направить три экспедиции в Сибирь: две возглавили русские астрономы С. Я. Румовский и Н. И. Попов, во главе третьей стоял французский астроном Шапп Д’Отерош. Кроме того, предполагалось провести наблюдения в самом Петербурге, на Академической обсерватории. Сибирские экспедиции постигла неудача из-за неблагоприятной погоды, о чем Румовский написал Ломоносову из Селенгинска: «Ежели бы 26 день майя был ясный и мне бы удалось сделать надежное примечание над Венерою, то я бы без всякого сомнения остался в здешнем наихудшем всей Сибири городе до того бы времени, пока определил аккуратно длину сего места. Но мое наблюдение того не стоит» (последние слова были подчеркнуты рукою Ломоносова). Наблюдения в Петербурге были осложнены вследствие скандала, возникшего по инициативе Тауберта, между академиком Эпинусом и академическими «обсерваторами» А. Д. Красильниковым и Н. Г. Кургановым.
Особый интерес русских и иностранных астрономов к прохождению Венеры по диску Солнца 26 мая 1761 г. был связан с новым методом определения солнечного параллакса (расстояния до Солнца), предложенным в 1691 г. английским астрономом Эдмондом Галлеем. Для этого метода было необходимо в нескольких достаточно удаленных друг от друга местах Земли с максимальной точностью определить промежуток времени от момента вступления Венеры на диск Солнца до последнего касания. Во время этого прохождения Венеры по диску Солнца наблюдения проводили более 100 астрономов в 40 с лишним пунктах. Это было первое крупное международное астрономическое начинание.
Неудовлетворенный предвычислениями, которые были опубликованы в «Сочинениях и переводах, к пользе и увеселению служащих» в статье Эпинуса «Известия о наступающем прохождении Венеры между Солнцем и Землей», Ломоносов выступил на заседании Конференции с возражениями, отмечая «погрешности» работы Эпинуса. Позднее он сам предпринял вычисления и составил «Показание пути Венерина по солнечной плоскости каким образом покажется наблюдателям и смотрителям в разных частях света майя 26 дня 1761 года». Ломоносов предполагал сам определить моменты начала и окончания явления для долготы Санкт-Петербурга, Парижа, Лондона, Берлина, Иркутска, Нерчинска, Пекина и еще пяти мест. По какой-то причине эта работа не была опубликована при жизни Ломоносова.
Вследствие плохой погоды наблюдения обеих экспедиций не удались. В Петербурге явление началось после 4 ч. утра и окончилось после 10 ч. А.Д. Красильников и Н.Г. Курганов наблюдали на обсерватории, М.В. Ломоносов наблюдал у себя дома. Он «намерился только примечать начало и конец явления и на то употребить всю силу глаза; а в протчее время прохождения дать ему отдохновение».
Причем само явление интересовало его больше с точки зрения физики, а не астрономии. Он, по его собственному признанию, «любопытствовал у себя больше для физических примечаний, употребив зрительную трубу о двух стеклах длиною в 4 1/2 фута». Может быть, именно это обстоятельство (то, что Ломоносов был настроен на «примечание» и осмысление прежде всего физических характеристик явления) помогло ему сделать вывод, который не пришел в голову ни одному из многих западноевропейских астрономов, увидевших то же самое, что и он.
На следующий же день (27 мая) Ломоносов начал писать статью «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года», в которой, помимо собственных наблюдений, использовал журнал наблюдений А.Д. Красильникова и Н.Г. Курганова.
«Ожидая вступления Венерина на солнце около сорока минут после предписанного в ефемеридах времени, увидел наконец, что солнечной край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде равен. » и дальше: «При выступлении Венеры из солнца, когда передней ее край стал приближаться к солнечному краю и был около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю солнца пупырь (см. рисунок ниже), который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (см. fig. 3 и 4). LS значит край солнца; mm выпуклистое перед Венерою солнце. Вскоре оной пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (см. fig. 5); пп отрезок, хотя весьма малой, однако явственной. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края».
Рисунки М.В. Ломоносова к описанию его наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая 1761 г.
Объяснить такую картину, по мысли Ломоносова, можно только тем, что «планета Венера окружена знатною атмосферою, таковою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного», ибо, продолжал он, «сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере». Идея Ломоносова была настолько неожиданной, что европейские астрономы и физики оказались в состоянии воспринять ее лишь в 90-е годы XVIII века, спустя тридцать лет, да и то в изложении англичанина У. Гершеля или немца Шретера, которые пришли к аналогичному выводу, наблюдая «удлинение рогов» серпа Венеры.
Появление светового ободка вокруг диска Венеры, частично находящегося на диске Солнца, получило наименование «явления Ломоносова». Это результат преломления (рефракции) солнечных лучей в верхних слоях атмосферы Венеры.
Открытие атмосферы на Венере имело большое значение для защитников позиции коперниканства в России.
М. В. Ломоносов – учёный и поэт. «Вечернее размышление о Божием Величестве…»
Урок 6. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «М. В. Ломоносов – учёный и поэт. «Вечернее размышление о Божием Величестве…»»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о жизни Михаила Васильевича Ломоносова;
· обсудим его реформы русского языка и стихосложения;
· выделим главные особенности оды «Вечернее размышление о Божием Величестве. ».
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова похожа на увлекательный приключенческий роман. По его биографии снимали кино и писали книги.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье зажиточного крестьянина-помора в селе Денисовка Архангельской губернии.
Грамоте он обучился рано.
В 19 лет вместо того чтобы жениться и унаследовать промысел отца, Ломоносов сбежал из дома. Его тяга к наукам была так велика, что он вместе с рыбным обозом три недели шёл в Москву.
Там юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию по подложным документам.
В то время крестьянам в академии учиться было нельзя. Позже этот подлог вскрылся. Если бы за талантливого учёного не вступились знатные покровители, он потерял бы всё. Ломоносов голодал, терпел насмешки, но благодаря упорству и таланту прошел двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет.
В 1736 году в числе 12 лучших учеников его отправляют в Германию.
Там он изучает иностранные языки, литературу, естественные и технические науки.
Молодой учёный за границей жил насыщенной жизнью. За эти годы он успел поссориться с научным руководителем, отправиться в путешествие по стране, попасть в лапы офицера-вербовщика, сбежать из армии и даже жениться на дочери пивовара.
В Германии Ломоносов ставил научные опыты, выступал с лекциями, писал стихи и научные работы.
Вернулся на родину Ломоносов в 1741 году.
Через год его назначили адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года Ломоносов стал профессором химии.
Упорство и талант Ломоносова были так велики, что даже его горячий нрав не помешал научной и придворной карьере. Враги и завистники оказались бессильны, хотя и осложняли жизнь научному гению.
Умер Ломоносов в возрасте 54 лет от воспаления легких. Похоронили великого ученого на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Научные достижения Михаила Васильевича Ломоносова трудно даже перечислить.
Он открыл химические лаборатории, разработал рецепты мозаичного стекла и основал фабрику по производству смальты.
Ломоносов сам создал около 40 мозаик, среди которых «Полтавская баталия»
и портреты императриц Елизаветы и Екатерины II.
Ломоносов изучал атмосферное электричество, открыл закон сохранения материи и движения, создал теорию теплоты.
Он увлекался астрономией и первым предположил, что на Венере есть атмосфера.
Под его руководством был создан «Российский атлас» ‒ первый географический атлас страны.
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который теперь носит его имя.
Учёный создавал приборы для метеорологии и геодезии, занимался горнорудным делом, почвоведением и минералогией, заложил основы физической химии.
При этом Ломоносов был талантливым поэтом, лингвистом и реформатором русского языка и системы стихосложения.
Самое знаменитое высказывание Ломоносова о русском языке звучит так:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Первым трудом Ломоносова о русском языке было «Письмо о правилах российского стихотворства». Этот трактат он написал в Германии в 1738 году.
«Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», – пишет он в этой работе.
Ломоносов боролся с засильем иностранных слов. Он считал, что даже научные термины необходимо переводить.
Например, слово «бергверк» он заменил на «рудник», а «перпендикулы» призвал называть маятником.
Если слово перевести нельзя, нужно изменить его звучание.
Так «оризонт» он переделал в «горизонт», «квадратуум» в квадрат и т. д.
В 1757 году увидела свет «Российская грамматика» Ломоносова. О важности грамматики ученый писал:
«Без грамматики оратория – глупа,
Что нового предложил Ломоносов?
Учёный разделил звуки и буквы.
Выделил гласные и согласные звуки:
«Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы».
Ломоносов подробно описал систему склонений и времён, падежи и род.
Выделил части речи и разделил их на главные и служебные.
Он описал особенности произношения, поделил буквы на самогласные, согласные
В пунктуации учёный выделил строчные и надстрочные знаки.
Надстрочные он считал лишними, говоря, что «большая часть их принята от греков без нужды».
А строчными мы пользуемся до сих пор.
Это точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, точка с запятой и круглые скобки.
В 1758 году выходит сочинение Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке».
В нём учёный изложил знаменитую теорию «трёх штилей». Эту теорию можно назвать революционной. До её появления в русском литературном языке царил хаос. Церковнославянские выражения, просторечия и книжные слова могли оказаться в одном тексте или даже предложении.
Все слова русского языка Ломоносов разделил на три группы.
К первой группе относятся слова, общие для русского и в церковнославянского языков: Бог, слава, рука, почитаю, ныне и т. д.
Ко второй группе он отнёс слова церковных книг, которые в разговорной речи не употребляются, но «всем грамотным людям вразумительны»: взываю, отверзаю, насаждённый.
В третью группу общеупотребительные слова: пока, лишь, ручей, говорю.
Эти слова в церковных книгах не использовались.
В этой группе учёный выделил «низкие простонародные слова». Он поставил их вне категорий, но допустил их ограниченное употребление.
Кроме того, Ломоносов призывал к полному отказу от устаревших слов церковнославянского языка.
Слова типа обаваю, рясны, овогда, свене
он назвал неупотребительными и весьма обветшалыми.
Ломоносов выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях». Для высокого стиля используются слова первой и второй группы.
Средним стилем нужно писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово». Также он предназначался для элегий и дружеских писем. Для среднего стиля подходят слова первой и третьей группы. Можно было использовать слова высокого стиля, но «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым».
Низкий стиль предназначен для комедий, эпиграмм, песен и басни. Ему подходят слова третьей группы. В низком стиле допустимо использовать просторечия, но вульгарные слова запрещены.
Теория «трёх штилей» Ломоносова призывает уменьшать количество старославянских слов и приближает книжный язык к разговорному. Такое сближение делает научные труды и литературные произведения проще и понятнее для широкого круга читателя.
Ещё одна важная реформа Ломоносова – реформа стихосложения.
До XVIII века была принята силлабическая система. Вот её правила. В строках должно быть равное количество слогов, обычно 11 или 13. На предпоследнем слоге обязательно ставилось ударение. В середине строки делалась пауза – цезура.
Переход к слогоударному силлабо-тоническому стихосложению сделал Василий Кириллович Тредиаковский. Он ввёл в стихотворную строку ударения.
Ломоносов развил его систему.
Он ввёл три трёхсложных размера – анапест, дактиль, амфибрахий.
Предложил использовать перекрёстную и опоясывающую рифмы, а не только смежную. Также Ломоносов говорил, что число слогов в строке может быть любым, а не только 11-13.
Любимым размером Ломоносова стал четырёхстопный ямб. Поэт считал его идеальным для оды.
Характер учёного и поэта в полной мере раскрывает его ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Написана она в 1748 г. В ней поэт задает вопросы, на которые искал ответ всю свою жизнь.
Что такое вселенная?
Можно ли её познать человеку?
Какое место отведено человеку на её бескрайних просторах?
Ломоносов говорит о бесконечности вселенной:
«Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я в сей бездне углублён,
Теряюсь, мысльми утомлён!»
Поэт благоговейно говорит о мощи Творца, который создал вселенную. Но вместе с этим Ломоносов рассуждает об устройстве мироздания с позиции исследователя. Он пытается найти научное объяснение природе северного сияния:
«Как может быть, что мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?»
Передать взволнованный тон помогает форма стихотворения. Патетические вопросы создают внутреннее напряжение:
«Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?»
Автор приглашает читателя задуматься над тайнами мироздания и разгадать его секреты.
Волнение передаётся и чередованием восклицаний и вопросов:
«Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!»
Для усиления торжественности поэт использует в заглавии стихотворения однокоренные слова. Бог и природа здесь равновелики. Ода богата метафорами, например, «мёрзлый пар».
Эпитеты здесь красочны и выразительны: «грозных туч», «быстрый зрак», «жирна мгла».
По мысли учёного, величие вселенной не пугает. Наоборот, оно побуждает задавать вопросы и искать на них ответы. Человек должен стремиться к познанию, даже когда всё познать невозможно.
О вкладе Ломоносова в литературу Виссарион Григорьевич Белинский говорил:
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом. он был её Петром Великим».
М. В. Ломоносов – учёный и поэт. «Вечернее размышление о Божием Величестве…»
Урок 6. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «М. В. Ломоносов – учёный и поэт. «Вечернее размышление о Божием Величестве…»»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о жизни Михаила Васильевича Ломоносова;
· обсудим его реформы русского языка и стихосложения;
· выделим главные особенности оды «Вечернее размышление о Божием Величестве. ».
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова похожа на увлекательный приключенческий роман. По его биографии снимали кино и писали книги.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье зажиточного крестьянина-помора в селе Денисовка Архангельской губернии.
Грамоте он обучился рано.
В 19 лет вместо того чтобы жениться и унаследовать промысел отца, Ломоносов сбежал из дома. Его тяга к наукам была так велика, что он вместе с рыбным обозом три недели шёл в Москву.
Там юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию по подложным документам.
В то время крестьянам в академии учиться было нельзя. Позже этот подлог вскрылся. Если бы за талантливого учёного не вступились знатные покровители, он потерял бы всё. Ломоносов голодал, терпел насмешки, но благодаря упорству и таланту прошел двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет.
В 1736 году в числе 12 лучших учеников его отправляют в Германию.
Там он изучает иностранные языки, литературу, естественные и технические науки.
Молодой учёный за границей жил насыщенной жизнью. За эти годы он успел поссориться с научным руководителем, отправиться в путешествие по стране, попасть в лапы офицера-вербовщика, сбежать из армии и даже жениться на дочери пивовара.
В Германии Ломоносов ставил научные опыты, выступал с лекциями, писал стихи и научные работы.
Вернулся на родину Ломоносов в 1741 году.
Через год его назначили адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года Ломоносов стал профессором химии.
Упорство и талант Ломоносова были так велики, что даже его горячий нрав не помешал научной и придворной карьере. Враги и завистники оказались бессильны, хотя и осложняли жизнь научному гению.
Умер Ломоносов в возрасте 54 лет от воспаления легких. Похоронили великого ученого на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Научные достижения Михаила Васильевича Ломоносова трудно даже перечислить.
Он открыл химические лаборатории, разработал рецепты мозаичного стекла и основал фабрику по производству смальты.
Ломоносов сам создал около 40 мозаик, среди которых «Полтавская баталия»
и портреты императриц Елизаветы и Екатерины II.
Ломоносов изучал атмосферное электричество, открыл закон сохранения материи и движения, создал теорию теплоты.
Он увлекался астрономией и первым предположил, что на Венере есть атмосфера.
Под его руководством был создан «Российский атлас» ‒ первый географический атлас страны.
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который теперь носит его имя.
Учёный создавал приборы для метеорологии и геодезии, занимался горнорудным делом, почвоведением и минералогией, заложил основы физической химии.
При этом Ломоносов был талантливым поэтом, лингвистом и реформатором русского языка и системы стихосложения.
Самое знаменитое высказывание Ломоносова о русском языке звучит так:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Первым трудом Ломоносова о русском языке было «Письмо о правилах российского стихотворства». Этот трактат он написал в Германии в 1738 году.
«Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», – пишет он в этой работе.
Ломоносов боролся с засильем иностранных слов. Он считал, что даже научные термины необходимо переводить.
Например, слово «бергверк» он заменил на «рудник», а «перпендикулы» призвал называть маятником.
Если слово перевести нельзя, нужно изменить его звучание.
Так «оризонт» он переделал в «горизонт», «квадратуум» в квадрат и т. д.
В 1757 году увидела свет «Российская грамматика» Ломоносова. О важности грамматики ученый писал:
«Без грамматики оратория – глупа,
Что нового предложил Ломоносов?
Учёный разделил звуки и буквы.
Выделил гласные и согласные звуки:
«Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы».
Ломоносов подробно описал систему склонений и времён, падежи и род.
Выделил части речи и разделил их на главные и служебные.
Он описал особенности произношения, поделил буквы на самогласные, согласные
В пунктуации учёный выделил строчные и надстрочные знаки.
Надстрочные он считал лишними, говоря, что «большая часть их принята от греков без нужды».
А строчными мы пользуемся до сих пор.
Это точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, точка с запятой и круглые скобки.
В 1758 году выходит сочинение Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке».
В нём учёный изложил знаменитую теорию «трёх штилей». Эту теорию можно назвать революционной. До её появления в русском литературном языке царил хаос. Церковнославянские выражения, просторечия и книжные слова могли оказаться в одном тексте или даже предложении.
Все слова русского языка Ломоносов разделил на три группы.
К первой группе относятся слова, общие для русского и в церковнославянского языков: Бог, слава, рука, почитаю, ныне и т. д.
Ко второй группе он отнёс слова церковных книг, которые в разговорной речи не употребляются, но «всем грамотным людям вразумительны»: взываю, отверзаю, насаждённый.
В третью группу общеупотребительные слова: пока, лишь, ручей, говорю.
Эти слова в церковных книгах не использовались.
В этой группе учёный выделил «низкие простонародные слова». Он поставил их вне категорий, но допустил их ограниченное употребление.
Кроме того, Ломоносов призывал к полному отказу от устаревших слов церковнославянского языка.
Слова типа обаваю, рясны, овогда, свене
он назвал неупотребительными и весьма обветшалыми.
Ломоносов выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях». Для высокого стиля используются слова первой и второй группы.
Средним стилем нужно писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово». Также он предназначался для элегий и дружеских писем. Для среднего стиля подходят слова первой и третьей группы. Можно было использовать слова высокого стиля, но «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым».
Низкий стиль предназначен для комедий, эпиграмм, песен и басни. Ему подходят слова третьей группы. В низком стиле допустимо использовать просторечия, но вульгарные слова запрещены.
Теория «трёх штилей» Ломоносова призывает уменьшать количество старославянских слов и приближает книжный язык к разговорному. Такое сближение делает научные труды и литературные произведения проще и понятнее для широкого круга читателя.
Ещё одна важная реформа Ломоносова – реформа стихосложения.
До XVIII века была принята силлабическая система. Вот её правила. В строках должно быть равное количество слогов, обычно 11 или 13. На предпоследнем слоге обязательно ставилось ударение. В середине строки делалась пауза – цезура.
Переход к слогоударному силлабо-тоническому стихосложению сделал Василий Кириллович Тредиаковский. Он ввёл в стихотворную строку ударения.
Ломоносов развил его систему.
Он ввёл три трёхсложных размера – анапест, дактиль, амфибрахий.
Предложил использовать перекрёстную и опоясывающую рифмы, а не только смежную. Также Ломоносов говорил, что число слогов в строке может быть любым, а не только 11-13.
Любимым размером Ломоносова стал четырёхстопный ямб. Поэт считал его идеальным для оды.
Характер учёного и поэта в полной мере раскрывает его ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Написана она в 1748 г. В ней поэт задает вопросы, на которые искал ответ всю свою жизнь.
Что такое вселенная?
Можно ли её познать человеку?
Какое место отведено человеку на её бескрайних просторах?
Ломоносов говорит о бесконечности вселенной:
«Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я в сей бездне углублён,
Теряюсь, мысльми утомлён!»
Поэт благоговейно говорит о мощи Творца, который создал вселенную. Но вместе с этим Ломоносов рассуждает об устройстве мироздания с позиции исследователя. Он пытается найти научное объяснение природе северного сияния:
«Как может быть, что мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?»
Передать взволнованный тон помогает форма стихотворения. Патетические вопросы создают внутреннее напряжение:
«Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?»
Автор приглашает читателя задуматься над тайнами мироздания и разгадать его секреты.
Волнение передаётся и чередованием восклицаний и вопросов:
«Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!»
Для усиления торжественности поэт использует в заглавии стихотворения однокоренные слова. Бог и природа здесь равновелики. Ода богата метафорами, например, «мёрзлый пар».
Эпитеты здесь красочны и выразительны: «грозных туч», «быстрый зрак», «жирна мгла».
По мысли учёного, величие вселенной не пугает. Наоборот, оно побуждает задавать вопросы и искать на них ответы. Человек должен стремиться к познанию, даже когда всё познать невозможно.
О вкладе Ломоносова в литературу Виссарион Григорьевич Белинский говорил:
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом. он был её Петром Великим».