Лопахин искренне старается помочь раневской потому что
Образ и характеристика Лопахина — героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Происхождение, социальный статус
Купец Лопахин детство провёл в деревне, которая была во владении богатых дворян Раневских. Прошлое Лопахина было трудным. Его дед и отец были крепостными в имении Раневских, по сути, это были рабы, которых не пускали даже на кухню барского дома.
Отец Лопахина, видимо, был человек деловой. После отмены крепостного права он сумел скопить деньги и стал торговать, открыв в деревне лавку. Ермолай Алексеевич перенял отцовскую деловую хватку и сумел стать богатым купцом.
Характер
В коротких монологах Лопахина раскрываются привлекательные черты его характера:
Ермолай Алексеевич сумел скопить богатство, но он не жаден: даёт деньги взаймы Раневской, Симеонову-Пищику, хочет дать и Пете Трофимову на дорогу, но тот отказывается.
Уникальность и противоречивость образа Лопахина видна в отношении к нему Пети Трофимова. Именно Петя отмечает, что у Лопахина нежная душа, и что он хищный зверь («…у тебя тонкая, нежная душа…» «…как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадётся ему на пути, так и ты нужен»).
Действительно, в этом герое способность любоваться природой уживается с рациональным умом дельца. Чтобы помочь Раневской, которая из-за долгов потеряет имение, Лопахин предложил вариант спасения усадьбы: отдать вишнёвый сад и землю в аренду под дачи, тем более деревья в саду очень старые и скоро, вероятно, погибнут. Ермолай Лопахин предложил для спасения вишнёвого сада обновить его, ведь дачники займутся хозяйством, посадят деревья, и тогда, по словам героя, «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» В этом видна не только рациональность, деловитость Лопахина, но и его понимание красоты старого вишнёвого сада, который нуждается в обновлении.
Отношение Лопахина к окружающим людям
Вариант спасения усадьбы, предложенный Лопахиным, совсем не устраивает Раневскую и её брата Гаева. Они слышать даже об этом не хотят. «Дачи и дачники — это так пошло…» — говорит утончённая дворянка Раневская, которой грозит разорение. И Гаев с ней совершенно согласен. Лопахин, устав их вразумлять, в ярости кричит Гаеву: «Баба вы!» А легкомысленная Раневская снова уводит разговор в сторону, не желая обстоятельно обдумать, как избежать разорения.
Лопахин хочет помочь Раневской, потому что с детства очень хорошо к ней относится. Он до сих пор помнит, как его, пятнадцатилетнего, отец ударил, из носа пошла кровь, и Раневская, тогда молоденькая, подвела его к рукомойнику, чтобы умылся, и ласково утешала.
Лопахин считает Любовь Андреевну хорошим, лёгким, простым человеком. Он любит её, как родную, помнит, что она сделала для него много хорошего.
Когда Лопахин купил на аукционе вишнёвый сад, Раневская горько плакала. Ермолай Алексеевич жалеет её. Но не он ли всё время старался внушить ей, что имение можно спасти и предлагал свой вариант спасения? Если бы вишнёвый сад купил не он, а богач Дериганов, бывшим хозяевам сада было бы не легче.
К Леониду Андреевичу, брату Раневской, Лопахин относится с презрением, так как тот, по его мнению, слабохарактерный, ленивый человек. Лопахин отличается от Гаева трудолюбием, силой характера, деловитостью. А Гаев относится к Ермолаю Алексеевичу тоже с презрением, считая его хамом и кулаком.
С приёмной дочерью Раневской Варей у Лопахина сложные отношения. Они нравятся друг другу, Варя уже два года ждёт от Ермолая Алексеевича предложения, но он его не делает. Как говорит Варя, «он или молчит, или шутит». Она считает, что ему не до неё, так как он всегда занят делом. Возможно, так оно и есть, но существуют и другие мнения о том, почему Лопахин не женится на Варе. Он и рад бы сделать Варе предложение, но она даже при их свидании наедине говорит только о домашних хлопотах, не оставляет пауз, сбивает настроение. При этом она не смотрит на него, оглядывает вещи, что-то ищет в них. Не дождавшись от неё даже взгляда, Лопахин так и не понимает, любит ли она его. Не получив от гордой Вари ни сигнала, ни намёка о взаимности, Лопахин решает не делать ей предложение.
Есть ещё одно предположение: Лопахин не сделал предложение Варе, скорее всего, не из-за своей нерешительности (он ведь очень решительный человек), а из-за того, что с отрочества безответно любил Раневскую. Это только предположение, но вспомним его слова, обращённые к ней: «…люблю вас, как родную… больше, чем родную» (действие 1).
Вывод
Не сумев убедить Раневскую и Гаева, что нужно, чтобы им не разориться окончательно, сдать вишнёвый сад в аренду, Лопахин сам покупает его на аукционе. Двойственность его характера видна в эпизоде, когда он сообщает об этом Любови Андреевне. Ермолай Алексеевич не может сдержать радости — ведь он смог купить имение, которое строили его предки. Но в то же время Лопахин до слёз жалеет Раневскую и укоряет её, что она не послушалась его. Да, он, прежде всего, делец, который работает с утра до вечера ради максимальной выгоды, но, в то же время, у него отзывчивая душа, он желает, чтобы изменилась «нескладная, несчастливая жизнь».
Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — это образ нарождающегося типа русского предпринимателя. Автор гениально, с помощью речи и поступков этого героя выводит из тени новый класс общества — буржуазию, приходящую на смену дворянству.
Характеристика образа Лопахина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах (Лопахин, Раневская и др.)
«Вишневый сад». Действие первое. Художник Б. Йогансон |
Пьеса «Вишневый сад» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова.
В этой статье представлен анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова, вопросы и ответы о героях произведения (Лопахине, Раневской и др.).
Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах
Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом та помогала ему. Лопахин очень хорошо относится к Раневской и благодарен ей за доброе отношение к нему в прошлом.
Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад?
Лопахин покупает вишневый сад (в составе имения Раневской), потому участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.
Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину?
Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, цена в ходе торгов поднимается довольно высоко, но Лопахин не жалеет денег и наконец покупает имение с вишневым садом.
Есть мнение, что Лопахин не женится на Варе из-за своей нерешительности. Однако в ходе пьесы этот герой не раз демонстрирует свою решительность и целеустремленность в делах. Когда Лопахин хочет чего-то (например, выкупить вишневый сад), он проявляет настойчивость. Вероятно, он не делает Варе предложение, потому что не хочет жениться на ней.
Лопахин. Лопахин и Варя. Лопахин и Раневская
Лопахин, как значится в авторской ремарке в начале пьесы, купец. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».
Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. В конце концов покупает вишневый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Чем дальше, тем больше он усваивает привычку «размахивать руками»: «За все могу заплатить!», — его пьянит сознание своей силы, удачливости и силы своих денег. Торжество и сострадание к Раневской противоборствуют в нем в минуту его высшего торжества.
Чехов подчеркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится», «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов». При этом Чехов предостерегал от упрощенного, мелкого понимания этого образа. Он удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах». Самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».
В образ этого героя, купца и в то же время артиста в душе, Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина.
Знаменательна конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа. » О реальном предпринимателе, о Савве Морозове, М. Горький сказал похожие восторженные слова: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чем он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе».
Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие.
И личного счастья Лопахину не дано. Его взаимоотношения с Варей выливаются в непонятные для нее и других его поступки, он так и не решается сделать предложение. К тому же у Лопахина особое чувство к Любови Андреевне. Он с особой надеждой ждет приезда Раневской: «Узнает ли она меня? Пять лет не видались».
В знаменитой сцене несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии герои говорят о погоде, о разбитом градуснике — и ни слова о самом важном в эту минуту. Почему объяснение не состоялось, любовь не состоялась? На протяжении всей пьесы замужество Вари обсуждается как дело почти решенное, и тем не менее. Дело, видимо, не в том, что Лопахин — делец, не способный на проявление чувств. Варя именно в этом духе объясняет себе их отношения: «У него дела много, ему не до меня», «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня». Но, наверное, Варя не пара Лопахину: он широкая натура, человек большого размаха, предприниматель и в то же время артист в душе. Ее же мир ограничен хозяйством, экономией, ключами на поясе. К тому же Варя — бесприданница, не имеющая никаких прав даже на разоренное имение. При всей тонкости души Лопахина ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения.
Диалог персонажей во втором действии на уровне текста ничего не проясняет в отношениях Лопахина и Вари, но на уровне подтекста становится ясным, что герои бесконечно далеки. Лопахин уже решил, что с Варей ему не быть (Лопахин здесь — провинциальный Гамлет, решающий для себя вопрос «быть иль не быть»): «Охмелия, иди в монастырь. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»
Но, кажется, есть и еще одна причина, не сформулированная в пьесе (как и многое — подчас самое главное у Чехова) и лежащая в сфере психологического подсознательного, — Любовь Андреевна Раневская.
Пунктирно в пьесе намечена другая линия, пронзительно нежная и трудноуловимая, обозначенная с исключительной чеховской тактичностью и психологической тонкостью: линия Лопахина и Раневской. Попытаемся сформулировать ее смысл, каким он нам представляется.
Когда-то в детстве, еще «мальчонком», с окровавленным от отцовского кулака носом, Раневская подвела Лопахина к рукомойнику в своей комнате и сказала: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Тем более по контрасту с отцовским кулаком сочувствие Раневской было воспринято как явление самой нежности и женственности. Собственно, Любовь Андреевна сделала то, что должна была сделать мать, и не она ли причастна к тому, что у этого странного купца «тонкая, нежная душа»? Это прекрасное видение, эту любовь-признательность Лопахин хранил в своей душе. Вспомним его слова в первом действии, обращенные к Любови Андреевне: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную. больше, чем родную». Это, конечно, «признание» в давней любви, в первой любви — нежной, романтической, любви — сыновней благодарности, юношески светлой влюбленности в прекрасное видение, ни к чему не обязывающее и ничего взамен не требующее. Может быть, только одного: чтобы этот романтический образ, запавший в душу входящего в мир юноши, не был как-либо разрушен. Не думаю, чтобы это признание Лопахина имело какой-либо иной смысл, кроме идеального, как иногда этот эпизод воспринимают.
Но однажды пережитое невозвратимо, и это «дорогое» Лопахина не было услышано, не было понято (не услышали или не захотели услышать). Наверное, этот момент был для него в психологическом отношении переломным, он стал его прощанием с прошлым, расчетом с прошлым. Начиналась новая жизнь и для него. Но теперь он стал более трезвым.
Однако тот памятный юношеский эпизод имеет отношение и к линии Лопахин — Варя. Романтический образ Раневской лучших ее времен — времен ее молодости — стал тем идеалом-эталоном, которого, сам того не сознавая, искал Лопахин. И вот Варя, девушка хорошая, практичная, но. Показательна, например, реакция Лопахина во втором действии на слова Раневской (!), которая прямо просит его сделать предложение Варе. Именно после этого Лопахин с раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это — результат спада в его настроении, вызванного непониманием его состояния. В прекрасный, идеальный образ юношеского видения была внесена резко диссонирующая со всем его гармоничным звучанием нота.
Среди монологов персонажей «Вишневого сада» о неудавшейся жизни невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля, именно так был сыгран Лопахин лучшими исполнителями этой роли последних лет В.В. Высоцким и А.А. Мироновым.
Сочинение Лопахин в произведении Вишневый сад Чехова (Образ и характеристика)
Его отец служил Раневской, поэтому наш герой так тесно с ней связан. Раневская имела большой долг, который не могла погасить. Лопахин искренне хотел ей помочь. Он предложил вырубить сад и сдать землю дачникам. Ещё с юности Лопахин был купцом и зарабатывал на жизнь сам. Благодаря этому он нажил много денег, и имел большой опыт в этой сфере. Используя свои знания он дал наиболее обоснованный и мудрый совет, чтобы погасить долги и сохранить землю. Но Любовь Андреевна отказалась. Для неё этот сад был родным местом, местом где она выросла и где погиб её дорогой сын. Она не могла пойти на такие жертвы, даже в такой безвыходной ситуации. Но Лопахин настаивал на своём. Он считал это единственным выходом для Любови. Шло время, а долги так и оставались не погашенными.
В этой пьесе Лопахин показан с двух сторон. В первой части, когда решалась судьба сада, он был искренним человеком, желающим помочь Раневской, а во второй части Ермолай показан как самолюбивый и корыстолюбивый купец. В конце ему было все ровно на чувства Любови Андреевной, он видел только доход от её земли. Этим А. Чехов хотел показать, как материальное богатство меняет человека в худшую сторону. Именно из-за жадности Ермолай так и остался одиноким купцом.
Сочинение 2
Купец Лопахин, главный герой поэмы «Вишневый сад», отличается своим острым умом, смекалкой, находчивостью и рационализаторскими способностями. Он воодушевленно даёт, по его мнению, мудрые советы дворянскому сословию по поводу продажи вишневого сада, хотя последние считают такую сделку жестоким преступлением по отношению к природной красоте. Лопахин и сам прекрасно это понимает, ведь сад существовал ещё со времён его предков, это, можно сказать, фамильное достояние, но с другой стороны, он – купец, который старается извлечь выгоду из всего. Вот так и борются в нем две сущности – чувствительная душа романтика и коммерческая жилка капиталиста.
На ступенях социальной лестницы, Лопахин стоял намного выше обычных мужиков, но абсолютно не придавал этому значения или тщательно скрывал, что его это волнует. О себе отзывался с иронией, что якобы он обычный русский мужик, что пишет он как «курица лапой», что батя его был дураком, бил его, поэтому он теперь сам дурак и всё в таком же духе. Может быть, Лопахин говорил это серьезно, а может только для того, чтобы сгладить разницу между собой и простыми мужиками и не выделяться из общей массы. Ведь в действительности, чтобы там он не говорил, существовала огромная разница между Лопахиным и обычным мужиком.
Благодаря своему трудолюбию, купец многого смог добиться, он даже стал вхож в круги высшего общества. Но своим там он так и не стал. В его лексиконе то и дело проскакивали жаргонные словечки, что с головой выдавало его низкое происхождение, также как и одежда, порой выглядевшая совершенно нелепо. Изяществом вкуса он не отличался, с ног до головы практик и материалист. Однако, общаясь с именитыми дворянами, Лопахин старался вести себя подобающим образом. Был вежлив, учтив и галантен. В общении с людьми, которые работали теперь на него, нередко можно было услышать приказные нотки.
На примере покупки сада, вовсе не для души, а лишь для выгодного его использования, можно понять всю сущность Лопахина. Красота и изящество были ему недосягаемы, его больше занимала материальная сторона вопроса.
Хотя автор поэмы преподносит читателю своего героя как положительного, но по мере прочтения у многих он вызывает противоречивые эмоции. Лопахин сочетает в себе усердного трудягу, поднявшегося с самых низов, при этом не зазнавшегося. Именно за это он достоин уважения. С другой стороны, став обладателем сада, он демонстративно начинает вырубать в нём деревья, наплевав на чувства людей, которые с таким трепетом и любовью относились к каждому кустику в этом месте. Таким поступком Лопатин явно показал себя хозяином, властелином жизни, а это его совсем не красит.
Характеристика 3
Ермолай Алексеевич Лопахин – один из центральных героев пьесы А. П. Чехова, богатый купец.
Его родные были крепостными в имении Раневской. У героя было тяжелое детство: отец бил его палками, сам Ермолай зимой бегал босиком. Лопахин очень умный человек, несмотря на то, что в детстве ему не дали никакого образования, также он признает все свои недостатки, что говорит о его самокритичности. Ермолай скромный человек: не стыдится своего происхождения. Лопахин очень трудолюбив: с утра до ночи он работает. Чехов также показывает, что герой обладает тонкой и нежной душой.
В Лопахина влюблена Варя, дочь Раневской. Ермолаю нравится девушка, но он так и не делает ей предложение. Однако объясняется все просто: они не подходят друг другу. И дело не в том, что Лопахин, как говорит Варя, неспособен любить, ведь Чехов говорит нам о том, что у героя чуткая и нежная душа. Также важно то, что у Ермолая Алексеевича есть невысказанные чувства к Раневской. Он любит её больше чем родную, потому что в трудные моменты детства она дала ему то, что не смог дать отец: заботу и поддержку. И в глазах героя она стала тем женским идеалом.
Ермолай Алексеевич действительно искренне переживает за Раневскую и предлагает ей план по спасению сада. Он заключается в том, что Любовь Андреевна должна отдать землю в аренду дачникам, вырубив при этом сад. Такой расклад героиню не устроил, и она отказалась от предложения. Лопахин не понял ее решения, потому что у героев абсолютно разные взгляды на этот сад: для Раневской он символ идеальной жизни, для Ермолая территория, которая может принести большие деньги. Через некоторое время герой выкупает поместье, это кульминация пьесы, ведь теперь мужик, чьи родные были здесь крепостными, приобретает это самое дворянское имение. И, казалось бы, все, герой радуется и торжествует, он получил свое и горд собой, но нет, радость продолжается недолго, внутренне Лопахин растерян и несчастлив. После покупки имения, отношения между Любовью Андреевной и Ермолаем Алексеевичем окончательно портятся, и женщина уезжает в Париж. И Лопахин понимает, что теперь он никогда не скажет ей о своих чувствах. Он рубит сад, чтобы избавиться от чувств к Раневской, как бы начиная новую жизнь.
Также Чехов в своем произведении показывает смену поколений. Вишневый сад – олицетворение России. Раневская и её брат – прошлое, уходящее время, Лопахин – настоящее, а Аня и Пётр – будущее.
Образ Лопахина в произведении Вишневый сад
Популярные сочинения
Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны
Под преданностью понимается полная, непоколебимая приверженность к какому – либо делу или человеку, которую невозможно сломить и изменить даже в трудных обстоятельствах и ситуациях. Можно сказать, что это симбиоз любви и верности
Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд
Характеристика Лопахина
Одним из главных героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Ермолай Алексеевич Лопахин — богатый и влиятельный купец, выходец из низов, сумевший самостоятельно сколотить большой капитал. Характеристика Лопахина важна для понимания важных социально-экономических перемен, происходивших в российском обществе. Лопахин стал представителем нового для того времени капиталистического класса, олицетворением успешного дельца, предпринимателя.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Ермолай Алексеевич Лопахин.
Возраст — не указан, около 35–40 лет.
Род занятий — купец, предприниматель.
Семья — не указано, холостой мужчина.
Социальное положение — купец.
Происхождение — сын крепостного.
Воспитание — отсутствует, воспитан грубым, жестоким отцом.
Образование — малограмотный человек, образование на низком уровне.
Внешность — мужчина средних лет.
Характер — настойчивый, целеустремлённый, добрый, трудолюбивый, ответственный, умный, самокритичный, малограмотный.
Положительные черты — умный, трудолюбивый, деятельный, настойчивый, прямолинейный.
Отрицательные черты — малограмотный, может быть грубоватым.
Произведение — «Вишнёвый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Цитатная характеристика
Описание образа Лопахина с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера героя, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Лопахина основан на том, что он является успешным, богатым купцом.
«Лопахин Ермолай Алексеевич, купец».
Источник: Действующие лица
«Только что вот богатый, денег много…»
Источник: Действие первое
«…вы богатый человек, будете скоро миллионером».
Источник: Действие второе
Отец и дед Лопахина были простыми людьми, крепостными, принадлежавшими семье Раневской.
«…отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал…»
Источник: Действие первое
«Отец мой, правда, мужик был…»
Источник: Действие первое
«Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»
Источник: Действие первое
«Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».
Источник: Действие третье
Портретная характеристика Лопахина основана на том, что благодаря своему капиталу и деловой хватке он смог стать владельцем имения и вишнёвого сада.
Внешность
Внешний вид Лопахина соответствует его статусу богатого человека. Его одежда — дорогая, модная.
«…а я вот в белой жилетке, желтых башмаках».
Источник: Действие первое
Несмотря на простое, мужицкое происхождение, у Лопахина красивые аристократические руки.
«У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста».
Источник: Действие четвертое
Черты характера и поступки
Лопахин — человек прямолинейный и честный перед самим собой. В нём достаточно внутренней силы, чтобы смотреть правде в глаза.
«Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»
Источник: Действие первое
Лопахин пользуется большим уважением в округе и имеет славу хорошего, достойного человека.
«Он хороший человек».
Источник: Действие первое
«Человек, надо правду говорить… достойнейший…»
Источник: Действие первое
«…он хороший, интересный человек».
Источник: Действие третье
«…у тебя тонкая, нежная душа…»
Источник: Действие четвертое
Лопахин — настолько занятой человек, что ему некогда устроить свою личную жизнь.
«Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает».
Источник: Действие первое
«Он богатеет, занят делом, ему не до меня».
Источник: Действие третье
Давно ведутся разговоры о свадьбе Лопахина и Вари, приёмной дочери Раневской, однако предложения руки и сердца от него так и не поступает.
«Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка».
Источник: О Варе, Действие второе
Источник: Действие первое
«Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон…»
Источник: Действие первое
«Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит или шутит».
Источник: Действие третье
Лопахин нежно привязан к Раневской, которая когда-то была добра к нему.
«…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную».
Источник: Действие первое
«Вы все такая же великолепная».
Источник: Действие первое
«Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде».
Источник: Действие первое
Лопахина совершенно не волнует чужое мнение о нём. Он не восприимчив к людским пересудам.
«Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит».
Источник: Действие первое
Лопахин искренне пытается помочь Раневской и Гаеву сохранить старинный вишнёвый сад, однако они не способны по-деловому решать проблемы, чем выводят из себя всегда спокойного и уравновешенного Лопахина.
«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!»
Источник: Действие второе
Лопахин с некоторой ностальгией вспоминает прошлое, когда, как ему казалось, было больше дисциплины и порядка.
«Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли».
Источник: Действие второе
Лопахин — невероятно трудолюбивый человек, привыкший много и усердно работать.
«Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»
Источник: Действие второе
«Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие…»
Источник: Действие четвертое
Лопахин привык иметь дело с большими деньгами, как своими, так и чужими.
«…у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди…»
Источник: Действие второе
Работа в сфере крупной торговли заставляет Лопахина разочароваться в людях.
«…я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»
Источник: Действие второе
Лопахин делает всё возможное, чтобы выкупить на торгах вишнёвый сад. Он не может скрыть своей радости, поскольку эта покупка становится его личным триумфом.
«Лопахин (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость). Торги кончились к четырем часам…»
Источник: Действие третье
«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности…»
Источник: Действие третье
Лопахин — решительный человек, способный не на словах, а на деле строить новую жизнь.
«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»
Источник: Действие третье
Лопахин — добрый, щедрый человек, готовый помочь другим в трудную минуту без лишних слов.
«Прощай, голубчик. Спасибо за все. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу».
Источник: Действие четвертое
«…я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу. Зачем же нос драть? Я мужик… попросту».
Источник: Действие четвертое
Лопахин пытается найти смысл своей жизни, которая, несмотря на финансовое благополучие, не устраивает его. Он видит всю несправедливость мира, но не знает, как с этим бороться. Облегчение он находит лишь в работе.
«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Источник: Действие третье
«Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего. Ну, все равно, циркуляция дела не в этом…»
Источник: Действие четвертое
Лопахину не хватает деликатности, тактичности. Не дождавшись окончательного отъезда Раневской, он отдает приказ о вырубке сада.
Воспитание
Отец Лопахина был грубым и жестоким по отношению к сыну. Все его воспитание заключалось в регулярных телесных наказаниях.
«Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный… ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу…»
Источник: Действие первое
Лопахин — малограмотный человек. Он далёк от просвещения, образования. Чтение книг наводит на него тоску.
«Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал…»
Источник: Действие третье
«…(Перелистывает, книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».
Источник: Действие первое
Характеристика Лопахина другими героями
Раневская
Любовь Андреевна благожелательно относится к Лопахину, которого считает хорошим человеком.
«Любовь Андреевна. Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек».
Источник: Действие первое
«Хочешь — выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек».
Источник: Действие третье
Варя отмечает равнодушие Лопахина, который уже два года не может сделать ей предложение. Всё своё время он отдает работе, мало заботясь о личной жизни.
«…Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня… и внимания не обращает. Бог с ним совсем, тяжело мне его видеть… Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон…»
Источник: Действие первое
«…не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит или шутит. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня».
Источник: Действие третье
Гаев пренебрежительно относится к Лопахину, чьи предки были крепостными у его семьи. Он считает купца кулаком, неотёсанным мужиком.
«Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит».
Источник: Действие первое
«Хам. Впрочем, пардон…»
Источник: Действие первое
Петя Трофимов
Трофимов считает Лопахина эдаким хищным зверем, способным добиваться своего, идти по трупам ради достижения цели.
«…вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».
Источник: Действие второе
Трофимов уважает Лопахина за его невероятное трудолюбие.
«Сейчас уедем, и вы опять приметесь за свой полезный труд».
Источник: Действие четвертое
Трофимов считает утопической идею Лопахина о том, что на месте вишнёвого сада можно построить принципиально новую счастливую жизнь.
«…позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать…»
Источник: Действие четвертое
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Лопахина вместе!
Биография
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина, богатый купец, успешный и влиятельный предприниматель.
Лопахин родился и вырос в имении, принадлежавшем родителям Раневской. Его отец и дед были простыми мужиками, крепостными. Детство и юность Лопахина были непростыми: он жил в бедности, отец его часто бил, о полноценном образовании не могло быть и речи.
Благодаря своим личным качествам Лопахин смог не только выбраться из нищеты, но и стать по-настоящему богатым купцом, влиятельным человеком в округе. Узнав о том, что финансовое положение Раневской оставляет желать лучшего, он попытался помочь ей, предложив сдавать землю в аренду дачникам. Однако аристократка легкомысленно отказалась от этого предложения, и Лопахин выкупил на торгах имение, в котором его родители были, по сути, рабами.
Образ Лопахина
Лопахин — яркий представитель капиталистического класса, который только зарождался в России в конце XIX века. Будучи выходцем из крепостной семьи, не имея достойного образования и какой-либо помощи со стороны, он смог высоко взлететь благодаря своим личным качествам: упорству, трудолюбию, практичности, здравому смыслу.
Лопахин стал богатым купцом, миллионером, но в душе так и остался простым мужиком из народа. В нём нет внешнего лоска, изящества, благородных манер. Это человек дела, который не бросает своих слов на ветер.
Каждый шаг Лопахина продуман и взвешен, он рационален и не идёт на поводу эмоций. Особенно ярко это проявляется в отношении сада. Лопахин прекрасно понимает, насколько высока эстетическая ценность старинного вишнёвого сада, однако он, как никто другой, понимает, что одной красотой сыт не будешь.
Отличительная черта Лопахина — невероятное трудолюбие. Он готов работать день и ночь, всего себя отдавая делу. Благодаря этому качеству Лопахин смог достичь больших высот, однако работа привлекает его не только как способ обогащения. В неустанном труде он видит смысл своего существования, возможность отвлечься от тоскливых мыслей.
Лопахин — олицетворение молодой, прогрессивной силы, лишённой каких-либо предрассудков. Это человек дела, способный построить новую жизнь на осколках старой, несостоятельной, отжившей свой век эпохи.