Лопатинский фосфоритный рудник как добраться на машине геолокация
Лопатинский рудник [19/07/2015]
Скатался на Лопатинский фосфоритный рудник (wiki). Он все таки действующий!
Карту/описание проезда искал в интернете, в том числе и на drive2 (где мне подсказали два пути заезда).
Сначала поехал через Новочеркасское, ехал наугад, через некоторое время начали терзать сомнения «а туда ли я еду? и сколько еще ехать?». Доехав до точки (знак вопроса на карте) увидел Sportage в машине никого, постоял минутку, понял, что ждать придется долго. Тронулся дальше и на пути мне попалась семья…как оказались с той самой машины. Спросил у мужика как доехать, на что он мне сказал «ты там не проедешь! езжай обратно, заедешь с другой стороны!». Информацию взял «под козырек», но сомнения остались…С одной стороны у него такое же авто, да еще и полноприводное! почему бы не поверить…С другой стороны по карте я уже близок!
Развернулся и поехал обратно, опрашивая всех кого встречал (т.е. местных). На меня то смотрели как на марсианина, который спрашивает где тут соседняя планета, то начинали указывать путь чуть ли не через Москву.
В итоге плюнул и поехал по второму маршруту через Воскресенск. Тут уже я забил на местных советчиков и поехал куда глаза глядят!))) И что в итоге?)))) Я выехал на ту точку откуда меня послал «лесом» коллега по авто…В машине вдруг стало шумно…)))
По обычаю на КПП встречает мужик «помятый» то ли от усталости, то ли от градуса (сами догадаетесь какого).
На D2 писали что такса 300руб…я заплатил 500))) Мужик начал ерзать.видимо я не первый и не последний за сегодня, таких как я много будет, одним больше…одним меньше. Миновав КПП на встречу едет РИО с женщинами в салоне))) я был удивлен, что женщинам в возрасте «железки ржавые» тоже интересны.
Дальше писать не буду…немного фото. Приедете, сами увидите!
Поездка на Лопатинский карьер
Лопатинский фосфоритный рудник — гигантское заброшенное месторождение фосфоритов в Московской области, близ города Воскресенска.
Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск, которая по форме похожа на ромб с вершинами в поселках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов. Первые разработки здесь начались ещё в 30-е годы XX века. Особенность месторождения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением — путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.
Плюсы — хорошо скатались и масса впечатлений! не жалеем! самое главное быть легким на подъем и вперед!:)
Минусы — после поездки пришлось мыть авто и коврики (мелочи жизни)!:)
Удачи на дорогах!:)
PS. На дату 28-08-2019 усиленными темпами идет распил и продажа рельсов (как чермет), по всей видимости скоро и к монстрам прикоснутся (распил и на переплавку) и более ничего там не останется (думаю, что в следующем году будет обычное месть без экспонатов).
Лопатинский фосфоритный рудник
Если честно, в жизни и карьер, и отвал фосфогипса смотрятся гораздо менее впечатляюще чем на фотографиях. Но если вы оказались рядом, можно заехать и посмотреть.
Лопатинский фосфоритный рудник это большой песчаный карьер с такой же огромной перерабатывающей техникой. Огромная старая заброшенная машина и ржавая железная дорога придают пейзажам оттенок постапокалиптичности. В принципе, больше смотреть здесь не на что, вокруг только песок, сосенки и елочки.
Координаты:
Фосфогипсовый террикон у Воскресенска:
55.324073, 38.748286
КПП рудника ЗАО «Кварцит»:
55.268056, 38.816111
Cам песчаный карьер и техника:
55.267323, 38.849433
Как добраться до лопатинского рудника?
До карьеров можно добраться только на автомобиле или пешком. Сначала нужно доехать до фосфогипсоого отвала (см. выше) по дороге Егорьевск-Воскресенск. В конце д. Хорлово повернуть налево на Елкино. В Елкино сначала по главной до Т-образного перекрестка. На нем повернуть налево, затем первый поворот направо через речку. Ехать по грунтовке до пруда с левой стороны, напротив него повернуть направо (есть 2 дороги, которые дальше сливаются в одну). Доезжаем до Ж/Д, едем вдоль нее до поворота налево. Оказываемся у КПП.
Белая гора в Воскресенске
Белая гора расположена на окраине Воскресенска, доехать до нее гораздо проще, но, судя по висящим табличкам посторонним находиться на объекте запрещено. Охраны особо не видно, но по некоторым данным, более близкое знакомство с отвалами может закончиться в Воскресенском отделении милиции.
Гору можно рассмотреть поближе со стороны дачных участков, но если хочется действительно красивых пейзажей нужно идти по дороге до вершины, а для этого либо договариваться с охраной (что может и не получиться), либо лезть на гору со стороны СНТ, рискуя быть замеченным той самой охраной.
Как добраться до белой горы в Воскресенске?
На автомобиле: От Воскресенска: с Новорязанского ш. поворачиваем по бетонке на Воскресенск. По ул. Горького, Менделеева и Октябрьской едем все время по главной до перекрестка с Советской. Поворачиваем налево и едем через Ж/Д пути. Дальше опять по главной (Федотовская, Лопатинская) до пересечения с Рудничной. По ней налево, затем 2 поворот направо на шоссе Егорьевск-Воскресенск. После Ж/Д нужно повернуть налево и ехать вдоль белой горы до первого поворота направо к СНТ. Здесь можно посмотреть на отвалы поближе.
«Лопатинские карьеры» (Трофимово – Шиферная)
Пеший двух- или трехдневный маршрут. Протяженность: 37 км.
Трофимово – Усадище – Осташово — Лопатинские фосфоритные карьеры – Шиферная
КАК ДОБРАТЬСЯ
Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.
Ближайшие города: Воскресенск (
До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между ними есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.
Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.
Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекс.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СПРАВКА
Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы, фото Татьяны Воробьевой).
Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).
Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озера самых разных размеров и форм. На озера приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро «Байкал» и гора «Эльбрус» (фото «Эльбруса» – В. Завьялов, апрель 2011, сейчас он уже не такой, срыли большой кусок).
Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвященная добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 «Лопатинский») – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолета, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной (фото Антона Сорокина).
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления. Полная длина маршрута составляет 37.4 км, суммарный набор высоты небольшой, в пределах 100 метров. Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня). Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве. Тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь, а в отдельных местах актуальны и резиновые сапоги. Летом в сырых местах много комаров. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.
По характеру местности маршрут можно разделить на четыре участка:
Участок 3, пролегающий по району Лопатинских фосфоритных карьеров, может быть частично или полностью включен в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.
В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива. На полянах, опушках и возле дороги много земляники.
Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходят места на берегах озер: REST1, REST2, REST3, REST4, REST5, GORN-OXERO, PERESHEEK. Питьевую воду можно набрать в родниках (RODNIK1, RODNIK2), в ручье (RUCH), условно питьевую – в ручье (ZD1). Также уютное место для ночевки имеется у родника (RODNIK2). Летом в выходные стоянки у озер могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах. Следует учитывать, что вода в озерах фосфоритных карьеров может обладать привкусом. Воду, взятую не из родников, необходимо кипятить. Поскольку на маршруте имеются длинные участки без питьевой воды, рекомендуется иметь при себе емкости для воды из расчета 2 литра на человека, что позволяет переночевать с ужином и завтраком в любом удобном месте, не привязываясь к воде.
Пополнить запасы воды и еды можно в магазинах пос. Фосфоритный.
ЛЕГЕНДА И ФОТОГРАФИИ МАРШРУТА
Маршрут промаркирован в обе стороны, от южного (дальнего от Москвы) конца платформы Трофимово до южного (дальнего от Москвы) конца платформы Шиферная. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.
Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому при прохождении маршрута рекомендуется сверяться с картой, треками и точками, загруженными в навигатор или телефон, и со словесным описанием маршрута, представленным в легенде.
Маркировка дополнена тремя информационными табличками: в начале и в конце маршрута, а также у родника (точка RODNIK2).
Сокращения: ТШ – в направлении Трофимово – Шиферная; ШТ – в направлении Шиферная – Трофимово. Фото Александра Тониса, Ольги Семенковой, Алины Токмашевой. На маршруте очень много перекрестков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.
0км (TROFIMOVO). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Трофимово, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и, не переходя пути, идите по тропинке вдоль них дальше от Москвы, на юг. Будьте осторожны: поезд по ближайшему к вам пути приближается сзади (левостороннее движение!). ШТ: Конец маршрута. Электричка на Москву останавливается у левой платформы (левостороннее движение!).
0.2км. ТШ: Перед мостом через р. Натынка, у километрового столба “84” тропа отходит от путей налево и
спускается вниз, к речке. ШТ: Тропа поднимается на ж/д насыпь и идет вдоль путей.
0.25км. ТШ справа/ШТ слева от тропы – труба, из которой бьет вверх вода. Вода не питьевая – выкачивается из р. Натынка. Рядом табличка с информацией о маршруте. И Т-образный перекресток: ТШ направо/ШТ налево уходит дорога. Нам прямо.
Дорога идет по красивому полю с лесополосами, за которыми прячутся канавы. Обходя эти канавы, наш маршрут выписывает S-образную змейку.
0.5км (X01). Т-образная развилка. ТШ: Нам направо, а не прямо. ШТ: Справа приходит дорога. Нам налево.
2км (X02). ТШ: Поляна справа от дороги. В конце ее – развилка: справа приходит дорога. Нам налево. ШТ:
Поляна. При выходе на нее – развилка: левее уходит дорога. Нам направо.
2.2км. Дорога пересекает болото. В этом месте на дороге большая лужа.
2.7км. На дороге большая лужа. Обход осложнен бревнами в траве.
3.8км (X03). Т-образный перекресток. ТШ: Лесная дорога выходит на улучшенную грунтовую дорогу в месте ее
поворота. Нам прямо по ней. ШТ: Главная дорога поворачивает направо. Нам прямо, по лесной дороге.
4.3км (X04). Перекресток. ТШ: Наша дорога пересекает асфальт и, становясь асфальтовой, уходит в сторону дер. Щербово. А нам сразу после перекрестка надо направо, по лесной дороге. ШТ: Лесная дорога выходит на асфальт. Нам по нему налево, до перекрестка и дальше по улучшенной грунтовке.
4.5км. Т-образный перекресток. На юг (ТШ направо/ШТ налево) уходит дорога, выводящая на асфальт. Нам прямо. Севернее (ТШ слева/ШТ справа) небольшое озерцо.
4.8км (X05). ТШ: Выход дороги на Щербовское поле. Нам направо. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль
границы леса. ШТ: Налево в лес уходит дорога, приходящая из дер. Щербово. Нам по ней налево.
5.05км (X06). Развилка. ТШ: Справа из леса приходит разъезженная дорога. Нам по ней дальше вдоль границы
леса. ШТ: Дорога поворачивает налево, в лес. Нам дальше вдоль границы леса, по более слабой колее.
5.45км (X07). Развилка. ТШ: Слева, из дер. Щербово приходит дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса.
ШТ: Прямо дорога уходит в Щербово. Нам налево, дальше вдоль границы леса.
5.6км (X08). Развилка. ТШ: Направо, в лес уходит дорога. Нам по ней. ШТ: Выход дороги на Щербовское поле.
Нам налево. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса.
6.45-6.65км. Большая красивая поляна. Местами дорога заболочена.
7.8-7.95км (ZAV-X – ZAV-Y). Суровые завалы поперек дороги – последствия ураганов. Препятствие осложнено большими лужами и болотом. Есть надежда, что проход будет расчищен.
8.45км. Пересечение с ЛЭП. ТШ: Отсюда 0.75 км по прямой до другого пересечения маршрута с этой ЛЭП, до которого по маршруту идти без малого 3 км. Но срезать по ЛЭП не рекомендуем: дороги там нет, есть препятствия в виде травы, кустов и болот. А также нет оборудованного перехода шоссе А-108.
Дорога на этом участке приятная, идет по хорошему сосновому лесу. Правда, ближе к выходу на Усадищевское поле дорога сильно разбита лесовозами.
9.15км (X09). ТШ: Выход дороги на поле, развилка. Прямо дорога идет в Усадище. Нам направо, параллельно границе леса. Начинается Большое поле (участок 2) – более 4 км по полю, до самых Лопатинских карьеров. ШТ: Справа, из Усадища приходит наезженная дорога. Нам по ней налево, в лес. Начинается Большой лес (участок 1). Лес с небольшими перерывами продолжается почти до пл. Трофимово.
9.4-9.7км. Трудный участок: колея в высокой траве, встречаются крапива и заболоченные участки.
9.73-9.87км. Пересечение шоссе А-108. Настоятельно рекомендуем не нарушать ПДД и перейти А-108 по пешеходному переходу. Это точка A108, в 60м к северо-востоку от выхода маршрута с обеих сторон к шоссе. Там же автобусная остановка “Берендино, трасса”, откуда можно уехать на автобусе в Воскресенск. Или приехать сюда из Воскресенска, если хочется исключить из маршрута трудный участок 1. ТШ: В точке X10 выход полевой колеи на асфальт (заезд в Усадище), почти к А-108. Нам направо, через А-108 и дальше на юго-восток. ШТ: После перехода А-108 отходим от него по асфальту в сторону Усадища и почти сразу (X10) сворачиваем налево, на небольшую дорожку.
10.4км (X11). Развилка. ТШ: Прямо колея уходит к железной дороге и дальше в Берендино. Нам же надо
направо. ШТ: Справа приходит колея. Нам налево, вдоль ЛЭП.
11.05км (REST1). К западу от дороги – небольшой островок соснового леса, пострадавший от низового пожара. Хорошее место для обеда: много дров, рядом в канаве есть вода, а в 100-150 м в сторону железной дороги – хороший ручей.
11.2км (ZD1). Пересечение с железной дорогой – под мостом, вместе с ручьем. При должной сноровке можно перейти, не замочив ног. В ручье можно набрать воды для обеда или ночевки. ТШ: Далее надо повернуть направо, вдоль ж/д, а вскоре (X12) – налево.
12.7км. С поля открывается вид на Белую гору (BEL-GORA).
13.1-13.3км (X13-X14). Участок по слабой колее в поле между шоссе и границей леса. Маркировка турами-треногами. Дополнительные ориентиры: ТШ – идти в угол поля; ШТ – идти на две трубы – внезапный кусок индустриального пейзажа среди большого поля.
Точка X14 – граница между Большим полем (участок 2) и фосфоритными карьерами (участок 3).
14.4км (X15). Т-образный перекресток. ТШ: повернуть направо; ШТ: повернуть налево.
14.6км (ELBRUS). Гора “Эльбрус” – высокий двуглавый песчаный бугор посреди открытой равнины и озер. Несколько лет назад он действительно был похож на Эльбрус, но сейчас кусок горы срыли, и вершина видна как двуглавая только с юго-восточной стороны. В обрыве поселились ласточки. Торопитесь посмотреть на это чудо – того и гляди, совсем сроют!
На вершину можно залезть. Наиболее пологий подъем – с северо-запада, по краю обрыва. Сверху открывается завораживающий вид на окрестные озера.
15.95км (REST2). ТШ справа/ШТ слева – стоянка со столом на берегу небольшого озера. Место отдыха. Песчаная дорога вьется по сосновым посадкам среди озер, иногда пересекая протоки между ними, подтапливающие дорогу.
17.5км (X16). Отсюда на 500м к востоку – сложный перекресток большого количества дорог в поле. Надо придерживаться приблизительного генерального направления восток-запад (по магнитному компасу, т.е. плюс 10 градусов восточного склонения), поперек ЛЭП. Ну и следить за флажками из красного скотча на ветках.
19.4км (REST3). ТШ слева/ШТ справа – пляж на берегу озера. Место отдыха и купания.
20км (X17-X18). Крутой ТШ спуск/ШТ подъем по склону между двумя плоскими равнинами. Будьте внимательны, и в X17, и в X18 – очень резкие повороты, больше 90 градусов.
20.4км. ТШ слева/ШТ справа – свежий карьер с крутыми, местами почти отвесными песчаными стенами.
20.8км (X19). ТШ: Сход с дороги направо по слабозаметной тропе. ШТ: Тропа выходит на хорошую дорогу. Нам по ней налево.
20.95км (ZD2). Пересекаем однопутную железную дорогу. Здесь со ст. Рудниковская курсирует несколько электричек в день между Егорьевском и Воскресенском, в основном в выходные дни.
21.05км (X20). ТШ: Входим в пос. Фосфоритный и продолжаем движение на юг по улице, которая вскоре
поворачивает налево (хочется срезать петлю трека и пройти прямо, но нельзя: путь преграждает частное владение), а в точке X21 снова направо. ШТ: Выходим из Фосфоритного по тропе – продолжению повернувшей направо улицы.
21.65км (X22). ТШ: Улица выходит на шоссе Егорьевск – Воскресенск. Надо пересечь его по пешеходному переходу, расположенному правее (ZEBRA+BUS), и продолжить по той стороне движение по тропе вдоль шоссе на запад. Здесь же и автобусная остановка “Стадион”, с которой можно быстро уехать в Воскресенск или Егорьевск. ШТ: Пересекаем шоссе по пешеходному переходу (ZEBRA+BUS) и почти сразу сворачиваем с шоссе налево. Дальше в точке X21 снова поворачиваем налево, а потом вместе с улицей направо.
21.8км (STELA). Стела, посвященная добыче фосфоритов. С другой стороны – стадион.
21.95-22.05км (X23-X24). Налево по улице поселка и при первой возможности снова направо, на тропу.
22.25км (X25). ТШ: Тропа вливается в дорогу. Нам дальше по ней. ШТ: Свернуть левее, по тропе.
22.6км (RODNIK1). К юго-востоку от дороги (ТШ слева/ШТ справа) родник. Место отдыха и набора воды. Там же озеро в старом карьере, заросшее ряской.
22.75км (X26). Сложный перекресток пяти дорог. Нам ТШ налево/ШТ направо.
Дорога идет по сосновому лесу на возвышенности, затем спускается в долину Медведки (ТШ).
23.45км (X27). Т-образный перекресток. Нам ТШ направо/ШТ налево. Рядом забавный бугор.
23.9км (MEDVEDKA). Старый мостик через р. Медведка. Бревна скользкие!
До и после мостика тропа идет в высокой траве и местами заболочена.
24.6км (RODNIK2). ТШ слева/ШТ справа от тропы – родник в овраге. Рядом уютное место для ночевки.
24.65км (X28). Т-образный перекресток на небольшой поляне. ТШ: Тропа выходит на дорогу. Нам по ней
направо. ШТ: От дороги налево уходит слабозаметная заросшая тропа. Нам по ней.
24.95км (X29). Развилка дорог. ТШ: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо. ШТ: Основная дорога уходит правее. Нам по левой дороге.
25.4км (REST4). ТШ налево/ШТ направо назад отходит дорога к северной оконечности озера “Байкал”. Там есть хорошее место для отдыха и ночевки.
26.35-28км (X30-X35). На этом участке маршрут проложен углами по дорогам в сосновых посадках. Правые и левые повороты чередуются.
28км (X35). Поворот к месту отдыха и купания на берегу “Байкала”. Есть стол.
28.05-28.1км (X36-X37). Направо и сразу налево.
28.1км-29.4км (X37-X40). Прямая просека по плавным сосновым холмам. В точках X38 и X39 – пересечения с дорогами под острым углом. Сосны растут стройными рядами. Осенью там очень много маслят. Хотя стоит ли собирать их, выросших на обогащенной фосфатами почве, – вопрос.
29.4км (X40). Развилка дороги и просеки под острым углом. ТШ: Нам дальше по дороге. ШТ: Нам левее, по просеке.
29.6км (X41). Развилка. Надо держаться ТШ левее/ШТ правее.
29.85км (X42). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее.
29.95км (GORN-OZERO). Дорога поднимается на вершину холма (с восточной стороны – сквозь выемку). В 50 метрах к югу – прекрасное место отдыха: поляна с видом на горное озеро, блестящее внизу.
30.35км (CAR). Забавный артефакт: ржавый сожженный автомобиль на просеке.
30.95км (X43). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее. Песчаная дорога все идет через ровные ряды сосновых посадок. Ее регулярно пересекают другие такие же дороги – просеки в посадках.
32.15км (X44). Перекресток, на котором надо повернуть ТШнаправо/ШТ налево.
32.6км (PERESHEEK). Перешеек между озерами – ворота фосфоритных карьеров. Здесь граница между ними (участок 3) и лесом у Шиферной (участок 4). На озерах можно купаться. Много мест для отдыха и ночевки.
33.25км (RUCH). Тропа пересекает ручей в овраге. Здесь можно набрать воды, если ручей не пересох.
33.25-34.95км (RUCH-X45). Тропа идет по прямой просеке, пересекая в точке ZD3 (34.7км) местную ж/д ветку. На тропе встречаются заболоченные места, а после сильных осадков, судя по рассказам, некоторые участки могут быть даже подтоплены.
34.95км (X45). Развилка. Основная, она же маркированная тропа ТШ уходит с просеки налево/ШТ приходит на просеку справа.
35.45-36.65км. Маршрут проходит по хорошей грунтовой дороге.
36.45км (X46). Развилка на границе микрорайона “Коммуна”. ТШ: Входим в поселок. ШТ: Входим в лес.
36.65-37.05км. Маршрут проходит по улице поселка.
37.05км (X47). Надо пересечь под острым углом улицу и двигаться дальше вперед.
37.07-37.2км (X47-X48). Маршрут проходит по тропе, срезающей угол между улицами.
37.2-37.35км (X48-X49). Идем по улице параллельно железной дороге. В точке X49 – табличка с информацией о маршруте и ТШ начало/ШТ конец маркировки.
37.4км (SHIFERN). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Шиферная, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Конец маршрута. Касса на островной платформе (на Москву), магазин есть в 200 м от противоположного конца платформы. ШТ: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, перейдите, если надо, на левую сторону (если Шиферная – не конечная остановка для электрички, то переходить не надо) и выйдите по тропинке на улицу поселка. Будьте осторожны: на ж/д левостороннее движение!