Лосиный тест автомобилей рейтинг
«Лосиный тест»: рейтинг лидеров и перед какими авто лосям лучше не бегать
Считается, что впервые понятие «лосиный тест» появилось в СМИ 1997-ом году, когда корреспонденту шведского журнала «Teknikens Varld» удалось перевернуть свежеиспеченный Mercedes-Benz A-Class в кузове W168. Это событие вызвало широкий резонанс и когда у журналиста спросили, зачем он это сделал, он ответил «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В результате немецкая марка потратила 250 миллионов долларов на доработки конструкции Mercedes-Benz A-Class и в качестве извинения каждому покупателю этого автомобиля дарили плюшевого лося. С тех пор понятие «лосиный тест» обрело всемирную славу, хотя подобные тесты на маневренность автомобилей проводились еще с 70-х годов. В этом материале мы расскажем, что же такое тест «на лося», какие есть стандарты по его проведению и назовем лучшие и худшие автомобили, протестированные таким способом.
1.
Что такое «лосиный тест»
«Лосиный тест» (на англ. «moose test») — серия экстремальных маневров, с помощью которых проверяется поведение автомобиля в случае внезапного появления препятствия на пути следования. Водителю нужно сделать двойную смену полосы движения (также это называют «двойная перекладка») по заданной траектории, ограниченной конусами. Данный тест одновременно демонстрирует устойчивость, маневренность и работу систем стабилизации автомобиля.
Стандартизированный трек для прохождения «лосиного теста»
Считается, что подобные тесты изобрели в Швеции, где остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Так, по данным Национального совета по охране дикой природы Швеции, в 2019-ом году в стране произошло более 47 тысяч ДТП с оленями, более 5 тысяч с лосями, более 3 тысяч с ланью и более 7 тысяч с дикими кабанами. Печальная статистика повторяется из года в год.
Шведская марка Saab даже проводила специальные испытания на столкновение с чучелом лося, как итог — у всех автомобилей этого бренда стоит упрочненное лобовое стекло. Оно должно не дать туше лося попасть в салон после столкновения.
2.
Применяемые стандарты
Первым международным стандартом, который определяет размеры испытательного трека для прохождения «лосиного теста» на легковых автомобилях и легких коммерческих авто полной массой до 3,5 тонн стал разработанный в 1975-ом году ISO 3888: 1975. В 2002-ом году появился стандарт ISO 3888-2: 2002, в 2011-ом году вышла его новая редакция ISO 3888-2: 2011. Этот стандарт применяется и сегодня.
Как видно из схемы действующего стандарта, габариты первых двух секций меняются в зависимости от размеров автомобиля (секция «a» = 1,1 ширины автомобиля +0.25 метра, секция «b» = ширина автомобиля плюс 1 метр), а размеры финишной секции «c» всегда фиксированы (ширина = 3 метра). Длина испытательного трека не меняется.
Испытание должно проводиться на сухом асфальтовом покрытии. В момент пересечения первых двух конусов дроссельная заслонка должна быть закрыта (отпущена педаль газа) — разгон осуществляется заранее. Тест проводится до тех пор, пока не будет найдена максимальная входная скорость, при которой автомобиль не задевает конусы. Это может быть 62 км/ч, а может быть и 82 км/ч — стандарта нет, поскольку тест сравнительный. Чем выше скорость — тем лучше.
Раньше скорость в 69 км/ч считалась хорошим показателем, поскольку редкий автомобиль мог пройти тест «на лося» лучше. Для современных машин такой результат является посредственным.
3.
Рейтинг лучших авто
Лидером по количеству проведенных «лосиных тестов» является авторитетный шведский журнал «Teknikens Värld», который испытывает автомобили таким способом с 1970-го года. Всего им удалось протестировать более 700 автомобилей на момент подготовки этого материала. Результаты всех тестов журнала доступны по ссылке (на шведском языке). Мы же приведем только лидеров рейтинга.
Лось на автомобильной дороге
Условия тестирования, применяемые шведским журналом, следующие: в автомобиле находится столько пассажиров, сколько есть сидячих мест, грузом в багажнике добирают максимальную снаряженную массу, давление шин рекомендованное производителем, асфальт сухой, испытательный трек соответствует международному стандарту.
Вместо ТОП-10 у нас получился Топ-14. Список из десяти лучших машин закрывала McLaren 570S со скоростью в 81 км/ч, а есть и другие авто с таким же результатом — поэтому мы добавили в рейтинг их тоже.
Лосиный тест Ford Focus, Seat Toledo и Nissan Pulsar
Вы, наверное, многое слышали о недостаточной поворачиваемости в автомобилях. В зависимости от марки и модели каждая машина имеет свой уровень недостаточной поворачиваемости. Для того чтобы определить насколько у одного автомобиля лучше управляемость, по сравнению с другим, в мире придумали «Лосиный тест», который имитирует действие водителя в случае появления на дороге лося или любого другого животного. Что в этот момент делает водитель? Конечно, резко поворачивает рулевое колесо и пытается уйти от удара.
Шведский журнал выпустил очередное видео с тестами Ford Focus, Seat Toledo и Nissan Pulsar (в России последний автомобиль знаком нам по хетчбэку Tiida, который по сути и является Pulsar), которые были испытаны на управляемость в случае экстренной необходимости. Правда, на этот раз эксперты решили добавить автомобилям лишнюю нагрузку, загрузив машины лишними 130 килограммами, которые таким образом по задумке редакторов Шведского издания имитируют двоих взрослых пассажиров в машине.
Зачем специалистам понадобилось проводить «лосиный тест» с дополнительной нагрузкой? Дело в том, что в наше время все автопроизводители знают, что различные автомобильные журналы и эксперты проверяют все новинки автомобилей на рулевое управление во время «теста лося». Поэтому почти все автомобильные компании проводят свои собственные испытания новинок.
Но как оказалось, все эти тесты проводятся, когда в машине находится только водитель, а также на небольшой скорости. А что же будет, если в машине будут пассажиры и тест будет проведен на разных скоростях? Ведь известно чем тяжелее автомобиль, тем тяжелее управление. Вот это и выяснили эксперты с автомобильного Шведского журнала.
По результатам тестирования Ford Focus показал не очень хорошие результаты, когда как Seat Toledo показал результаты намного лучше. К примеру, на скорости 76 км/час груженый Форд Фокус не справился с «лосиным тестом», когда как без дополнительных 130 килограмм, машина справилась с тестом на более большой скорости.
5 лучших и 5 худших автомобилей, которые прошли проверку на «лосиный» тест
История успехов и провалов в знаменитом шведском испытании
Считается, что так называемый «лосиный» тест придумали в Швеции. Здесь нередки случаи, когда на трассу в самый неподходящий момент может выйти из леса какой-нибудь крупный зверь. И задача водителя – моментально среагировать на возникшее живое препятствие, а задача автомобиля – выполнить резкий маневр без угрозы для своих пассажиров.
Тест на устойчивость машины во время экстремального маневра известен с 1970-х годов, но официальное и прижившееся название появилось в автомобильной прессе только в 1997.
Предлагаем подборку из 5 моделей, которые успешно справились с лосиным «испытанием» и пятерку автомобилей, проваливших его.
Успех: 2004 Porsche 996 GT2
Этот Porsche оказался одним из самых резвых на «лосином» тесте. Ему удалось достичь 82 км/ч при лимите, установленном шведами в 69 км/ч. Под капотом у 996 GT2 были 477 лошадиные силы и отличная система подвески.
Напомним, в этом году неудачником «лосиного» теста стал новехонький Macan, который вылетел за разметку и провалил испытание.
Провал: 2019 Toyota RAV4
Пожалуй, самое крупное фиаско японского бренда. Машина с трудом смогла достичь требуемой скорости 69 км/ч, заднюю часть заносило, и в некоторых случаях колеса отрывались от поверхности.
Испытатели несколько раз пробовали Toyota RAV4 на полигоне, но каждый раз получали отрицательный результат. Что и послужило основанием объявить о провале теста.
Успех: 2017 Tesla Model X
Модель получила не только высшие рейтинги безопасности от американского NHSTA, но также и с честью прошла «лосиный» тест. Удачное расположение батареи обеспечило ей низкий центр тяжести, что идеально подходит для выполнения маневров уклонения.
Для Tesla Model X это определило его преимущество перед аналогичными внедорожниками в своем классе и с большим отрывом снизило риск опрокидывания.
Провал: 1997 Mercedes A-Class
Именно с этой модели «лосиный» тест получил свою известность и стал одним из ключевых в испытании автомобиля на устойчивость. Во время его прохождения модель А-класса перевернулась.
Причина: неудачная конструкция шасси и склонность к опрокидыванию. Новость моментально стала достоянием рынка. Для Mercedes неудачный тест стал тяжелым ударом и уроком.
Компания вынуждена была отозвать все 17 000 экземпляров, которые уже вовсю продавались, и полностью переработать автомобиль, чтобы превратить его в более безопасное транспортное средство для всей семьи.
Успех: 2019 Hyundai Tucson
Он пришел к этой модели со второй попытки. Для корейцев получить проходной балл было делом чести, и они из кожи вон лезли, чтобы машина была признана годной. Причина: большие надежды, которые бренд связывает с этой моделью, второй в модельном ряду кроссоверов Hyundai.
Версия с передним приводом и дизельным двигателем успешно сделала двойную переставку на скорости 77 км/ч и обошлась без штрафных очков. На скорости 80 км/ч машина сбила конусы, так что в итоге тест был засчитан с оценкой «хорошо».
Провал: 2012 Jeep Grand Cherokee
Здесь не обошлось без скандала. Шведы забраковали машину, заявив, что она опасна для вождения. На что Chrysler ответил, что они ошибаются. Американцы утверждали, что автомобиль был перегружен, что и стало причиной неудачи. На фото отлично видно, как опасно колеса машины оторвались от поверхности, и это было не в пользу нового Гранда.
Любопытно, что аналогичные тесты, проведенные за пределами Швеции, дали положительные результаты. Как бы то ни было, в 2014 Jeep Grand Cherokee снова приехал на «лосиный» полигон и смог пройти испытание.
Успех: 1999 Citroën Xantia Activa
Абсолютный рекордсмен-скороход, прошедший испытание на максимальной скорости 85 км/ч. Это достижение до сих пор остается непревзойденным никем.
Причина феноменального достижения – в гидропневматической активной подвеске Hydractive, обеспечивающей великолепную управляемость и устойчивость. В ней была применена активная интеллектуальная система SC CAR, ограничивающая крены в поворотах.
Провал: 2015 Ford Focus
Испытание стало тем случаем, когда дотошные шведы вывели «на чистую воду» легкомысленных американцев. Во время заводских проверок они сознательно ограничивали вес автомобиля одним только водителем и минимальной скоростью, после чего заявили об успешном результате.
Но шведские эксперты решили проверить новый Фокус в условиях, приближенных к «боевым», и догрузили машину лишними 130 килограммами, которые должны были имитировать еще двух взрослых пассажиров в салоне.
Выяснилось, что переставки при увеличении веса утяжеляют управляемость, и в итоге 2015 Ford Focus не прошел «лосиный» тест.
Успех: 1987 Ferrari Testarossa
Этот красавец оказался прекрасен не только снаружи, но и изнутри, обеспечивая своим ездокам превосходную управляемость и безопасность, как об этом заявляли в Штутгарте.
Он с легкостью справился с «лосиным» испытанием, войдя в топ-10 наиболее быстрых машин на коварном шведском полигоне.
Его результат – 80 км/ч!
Провал: 2007 Ford Ranger
Несмотря на свою переднюю торсионную подвеску, этот громоздкий пикап-внедорожник, любимый за мощь и практичность, не прошел испытание. Если бы на реальной дороге ему неожиданно повстречался реальный лось, то на скорости выше 65 км/ч он не смог бы избежать столкновения. Напомним, минимальная планка шведского теста – 69 км/ч.
Самые громкие победы и поражения в истории «лосиного» теста
Классическое упражнение «переставка» по объезду внезапного препятствия не всем автомобилям оказалось по зубам.
Reliant Rialto – 42,5 км/ч
И начнём с аутсайдера «лосиных» тестов журнала Teknikens Värld. Им стал страшненький и неторопливый трёхколёсный автомобиль Reliant Rialto, который начинал заваливаться на бок и терять управление на 42,5 км/ч.
Ford Ranger / Mazda BT-50 и Citroen C4 Picasso – 54 км/ч
Самые медленные среди четырёхколёсных автомобилей теряли устойчивость уже на 54 км/ч. Два из них – пикапы-близнецы Ford Ranger и Mazda BT-50 2007 года выпуска. Третий – их ровесник Citroën C4 Picasso. Отметим, что результат французского компактвэна зафиксирован на мокрой дороге.
Лучшие «мокрые» результаты
И раз уж мы заговорили о тестах, проведённых на влажном асфальте, то вспомним автомобили, показавшие в таких условиях лучшие результаты. Безусловный победитель – седан Volvo S90 D4, объехавший препятствие на скорости 74 км/ч. Для сравнения, ближайший соперник – полноприводный Volkswagen Passat V6 4Motion – даже посуху смог совершить аналогичную двойную «переставку» лишь на 73,5 км/ч. Среди тех, кто на мокром покрытии преодолел рубеж в 70 км/ч, Audi A4 Avant 2.0 TDI quattro 2007 года и Honda Civic 1.8 Sport 2013 года.
Mercedes-Benz A-класса (W168) – 60 км/ч
Но вернёмся к результатам стандартных «лосиных» тестов на сухом покрытии. Далеко не самый выдающийся, зато самый известный результат в 60 км/ч был достигнут 23 года назад только-только дебютировавшим Mercedes-Benz А-класса, который неожиданно провалил испытание. Это был первый эпичный фэйл в истории заездов Teknikens Värld. И далеко не последний.
Одной из главных причин переворота автомобиля стала его высота. Такие пропорции кузова А-класса были обусловлены сэндвич-полом: при столкновении это ноу-хау «Мерседеса» повышало безопасность водителя и пассажиров, поскольку силовой агрегат не попадал в салон, а «соскальзывал» под машину.
Буквально за три недели после немцы устранили недочёты, сделав ESP обязательной, изменив настройки подвески, поставив другие шины и сократив клиренс. Эти улучшения также произвели и на всех уже проданных хетчбэках.
Поперечная устойчивость: переворачиваются ли груженые кроссоверы и внедорожники?
Рывок рулем, глубокий крен — и, если ничего не предпринять, машина завалится набок! Высокие автомобили, особенно груженые, при резких маневрах на сухом асфальте проявляют склонность к опрокидыванию. Что будет, если сделать Лосиный тест или Поворот, загрузив по полной не только пикапы Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, но и популярные нынче кроссоверы и внедорожники: Audi Q7, Toyota Land Cruiser 200, Subaru Forester, Renault Duster и Volkswagen Tiguan?
Почему машины опрокидываются?
Автомобиль взаимодействует с дорогой посредством сил, действующих в пятне контакта шин. Иными словами, векторы сил, заставляющих машину поворачивать, расположены в плоскости дороги. А вот сила инерции автомобиля, противящаяся повороту, приложена в центре масс на определенной высоте от асфальта. В результате образуется пара сил, стремящихся повалить машину набок, — момент от них потому и называется опрокидывающим.
Мало у кого в гараже найдутся электронные весы, чтобы контролировать нагрузку на каждую из осей так, как это делаем мы. Но можно воспользоваться простым житейским способом: до и после погрузки измерить рулеткой расстояние от центра колеса до верхней кромки крыла — просадка подвески, в первую очередь задней, не должна превышать 5 см
Как с этим бороться? Можно расширить колею, чтобы автомобиль крепче стоял на ногах. Можно с помощью кинематики подвески изменить так называемое плечо крена. Можно поставить шины, менее цепкие в поперечном направлении, чтобы машина начинала раньше скользить. Можно, наконец, настроить систему стабилизации таким образом, чтобы она не давала развивать критичных поперечных ускорений.
Основную роль в предотвращении опрокидывания современного автомобиля играет система стабилизации. На асфальте правильно настроенная электроника способна уберечь от переворота даже груженый внедорожник!
Но при прочих равных — чем выше автомобиль, тем больше плечо у пары сил, создающих опрокидывающий момент. Если у обычных легковушек центр масс расположен на высоте 500—600 мм, то у паркетников он поднят уже на 600—700 мм, а у внедорожников — и вовсе на 750, а то и более. Опрокидывающий момент в идентичных условиях будет почти в полтора раза выше!
Схема маневра Лосиный тест
Скорость выполнения маневра Лосиный тест, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 74,3 | 70,5 |
Subaru Forester 2.0T | 80,1 | 76,4 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 75,7 | 75,4 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 79,8 | 78,9 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 73,5 | 67,8 |
Mitsubishi L200 | 75,8 | 70,1 |
Toyota Hilux | 72 | 71 |
Схема маневра Поворот
Скорость выполнения маневра Поворот, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 69 | 65 |
Subaru Forester 2.0T | 70 | 65 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 70 | 68 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 68 | 68 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 66 | 64 |
Mitsubishi L200 | 67,5 | 61,5 |
Toyota Hilux | 66 | 62 |
Он увеличивается еще и по мере загрузки автомобиля — не только потому, что сила инерции прямо пропорциональна массе. Ведь поклажу вы размещаете не на асфальте, а значительно выше. И просадка подвески на три—пять сантиметров (с полной нагрузкой ни одна из семи машин у нас ниже не опустилась) это компенсирует лишь частично.