Лосиный тест автомобилей таблица
5 лучших и 5 худших автомобилей, которые прошли проверку на «лосиный» тест
История успехов и провалов в знаменитом шведском испытании
Считается, что так называемый «лосиный» тест придумали в Швеции. Здесь нередки случаи, когда на трассу в самый неподходящий момент может выйти из леса какой-нибудь крупный зверь. И задача водителя – моментально среагировать на возникшее живое препятствие, а задача автомобиля – выполнить резкий маневр без угрозы для своих пассажиров.
Тест на устойчивость машины во время экстремального маневра известен с 1970-х годов, но официальное и прижившееся название появилось в автомобильной прессе только в 1997.
Предлагаем подборку из 5 моделей, которые успешно справились с лосиным «испытанием» и пятерку автомобилей, проваливших его.
Успех: 2004 Porsche 996 GT2
Этот Porsche оказался одним из самых резвых на «лосином» тесте. Ему удалось достичь 82 км/ч при лимите, установленном шведами в 69 км/ч. Под капотом у 996 GT2 были 477 лошадиные силы и отличная система подвески.
Напомним, в этом году неудачником «лосиного» теста стал новехонький Macan, который вылетел за разметку и провалил испытание.
Провал: 2019 Toyota RAV4
Пожалуй, самое крупное фиаско японского бренда. Машина с трудом смогла достичь требуемой скорости 69 км/ч, заднюю часть заносило, и в некоторых случаях колеса отрывались от поверхности.
Испытатели несколько раз пробовали Toyota RAV4 на полигоне, но каждый раз получали отрицательный результат. Что и послужило основанием объявить о провале теста.
Успех: 2017 Tesla Model X
Модель получила не только высшие рейтинги безопасности от американского NHSTA, но также и с честью прошла «лосиный» тест. Удачное расположение батареи обеспечило ей низкий центр тяжести, что идеально подходит для выполнения маневров уклонения.
Для Tesla Model X это определило его преимущество перед аналогичными внедорожниками в своем классе и с большим отрывом снизило риск опрокидывания.
Провал: 1997 Mercedes A-Class
Именно с этой модели «лосиный» тест получил свою известность и стал одним из ключевых в испытании автомобиля на устойчивость. Во время его прохождения модель А-класса перевернулась.
Причина: неудачная конструкция шасси и склонность к опрокидыванию. Новость моментально стала достоянием рынка. Для Mercedes неудачный тест стал тяжелым ударом и уроком.
Компания вынуждена была отозвать все 17 000 экземпляров, которые уже вовсю продавались, и полностью переработать автомобиль, чтобы превратить его в более безопасное транспортное средство для всей семьи.
Успех: 2019 Hyundai Tucson
Он пришел к этой модели со второй попытки. Для корейцев получить проходной балл было делом чести, и они из кожи вон лезли, чтобы машина была признана годной. Причина: большие надежды, которые бренд связывает с этой моделью, второй в модельном ряду кроссоверов Hyundai.
Версия с передним приводом и дизельным двигателем успешно сделала двойную переставку на скорости 77 км/ч и обошлась без штрафных очков. На скорости 80 км/ч машина сбила конусы, так что в итоге тест был засчитан с оценкой «хорошо».
Провал: 2012 Jeep Grand Cherokee
Здесь не обошлось без скандала. Шведы забраковали машину, заявив, что она опасна для вождения. На что Chrysler ответил, что они ошибаются. Американцы утверждали, что автомобиль был перегружен, что и стало причиной неудачи. На фото отлично видно, как опасно колеса машины оторвались от поверхности, и это было не в пользу нового Гранда.
Любопытно, что аналогичные тесты, проведенные за пределами Швеции, дали положительные результаты. Как бы то ни было, в 2014 Jeep Grand Cherokee снова приехал на «лосиный» полигон и смог пройти испытание.
Успех: 1999 Citroën Xantia Activa
Абсолютный рекордсмен-скороход, прошедший испытание на максимальной скорости 85 км/ч. Это достижение до сих пор остается непревзойденным никем.
Причина феноменального достижения – в гидропневматической активной подвеске Hydractive, обеспечивающей великолепную управляемость и устойчивость. В ней была применена активная интеллектуальная система SC CAR, ограничивающая крены в поворотах.
Провал: 2015 Ford Focus
Испытание стало тем случаем, когда дотошные шведы вывели «на чистую воду» легкомысленных американцев. Во время заводских проверок они сознательно ограничивали вес автомобиля одним только водителем и минимальной скоростью, после чего заявили об успешном результате.
Но шведские эксперты решили проверить новый Фокус в условиях, приближенных к «боевым», и догрузили машину лишними 130 килограммами, которые должны были имитировать еще двух взрослых пассажиров в салоне.
Выяснилось, что переставки при увеличении веса утяжеляют управляемость, и в итоге 2015 Ford Focus не прошел «лосиный» тест.
Успех: 1987 Ferrari Testarossa
Этот красавец оказался прекрасен не только снаружи, но и изнутри, обеспечивая своим ездокам превосходную управляемость и безопасность, как об этом заявляли в Штутгарте.
Он с легкостью справился с «лосиным» испытанием, войдя в топ-10 наиболее быстрых машин на коварном шведском полигоне.
Его результат – 80 км/ч!
Провал: 2007 Ford Ranger
Несмотря на свою переднюю торсионную подвеску, этот громоздкий пикап-внедорожник, любимый за мощь и практичность, не прошел испытание. Если бы на реальной дороге ему неожиданно повстречался реальный лось, то на скорости выше 65 км/ч он не смог бы избежать столкновения. Напомним, минимальная планка шведского теста – 69 км/ч.
Самые громкие победы и поражения в истории «лосиного» теста
Классическое упражнение «переставка» по объезду внезапного препятствия не всем автомобилям оказалось по зубам.
Reliant Rialto – 42,5 км/ч
И начнём с аутсайдера «лосиных» тестов журнала Teknikens Värld. Им стал страшненький и неторопливый трёхколёсный автомобиль Reliant Rialto, который начинал заваливаться на бок и терять управление на 42,5 км/ч.
Ford Ranger / Mazda BT-50 и Citroen C4 Picasso – 54 км/ч
Самые медленные среди четырёхколёсных автомобилей теряли устойчивость уже на 54 км/ч. Два из них – пикапы-близнецы Ford Ranger и Mazda BT-50 2007 года выпуска. Третий – их ровесник Citroën C4 Picasso. Отметим, что результат французского компактвэна зафиксирован на мокрой дороге.
Лучшие «мокрые» результаты
И раз уж мы заговорили о тестах, проведённых на влажном асфальте, то вспомним автомобили, показавшие в таких условиях лучшие результаты. Безусловный победитель – седан Volvo S90 D4, объехавший препятствие на скорости 74 км/ч. Для сравнения, ближайший соперник – полноприводный Volkswagen Passat V6 4Motion – даже посуху смог совершить аналогичную двойную «переставку» лишь на 73,5 км/ч. Среди тех, кто на мокром покрытии преодолел рубеж в 70 км/ч, Audi A4 Avant 2.0 TDI quattro 2007 года и Honda Civic 1.8 Sport 2013 года.
Mercedes-Benz A-класса (W168) – 60 км/ч
Но вернёмся к результатам стандартных «лосиных» тестов на сухом покрытии. Далеко не самый выдающийся, зато самый известный результат в 60 км/ч был достигнут 23 года назад только-только дебютировавшим Mercedes-Benz А-класса, который неожиданно провалил испытание. Это был первый эпичный фэйл в истории заездов Teknikens Värld. И далеко не последний.
Одной из главных причин переворота автомобиля стала его высота. Такие пропорции кузова А-класса были обусловлены сэндвич-полом: при столкновении это ноу-хау «Мерседеса» повышало безопасность водителя и пассажиров, поскольку силовой агрегат не попадал в салон, а «соскальзывал» под машину.
Буквально за три недели после немцы устранили недочёты, сделав ESP обязательной, изменив настройки подвески, поставив другие шины и сократив клиренс. Эти улучшения также произвели и на всех уже проданных хетчбэках.
Поперечная устойчивость: переворачиваются ли груженые кроссоверы и внедорожники?
Рывок рулем, глубокий крен — и, если ничего не предпринять, машина завалится набок! Высокие автомобили, особенно груженые, при резких маневрах на сухом асфальте проявляют склонность к опрокидыванию. Что будет, если сделать Лосиный тест или Поворот, загрузив по полной не только пикапы Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, но и популярные нынче кроссоверы и внедорожники: Audi Q7, Toyota Land Cruiser 200, Subaru Forester, Renault Duster и Volkswagen Tiguan?
Почему машины опрокидываются?
Автомобиль взаимодействует с дорогой посредством сил, действующих в пятне контакта шин. Иными словами, векторы сил, заставляющих машину поворачивать, расположены в плоскости дороги. А вот сила инерции автомобиля, противящаяся повороту, приложена в центре масс на определенной высоте от асфальта. В результате образуется пара сил, стремящихся повалить машину набок, — момент от них потому и называется опрокидывающим.
Мало у кого в гараже найдутся электронные весы, чтобы контролировать нагрузку на каждую из осей так, как это делаем мы. Но можно воспользоваться простым житейским способом: до и после погрузки измерить рулеткой расстояние от центра колеса до верхней кромки крыла — просадка подвески, в первую очередь задней, не должна превышать 5 см
Как с этим бороться? Можно расширить колею, чтобы автомобиль крепче стоял на ногах. Можно с помощью кинематики подвески изменить так называемое плечо крена. Можно поставить шины, менее цепкие в поперечном направлении, чтобы машина начинала раньше скользить. Можно, наконец, настроить систему стабилизации таким образом, чтобы она не давала развивать критичных поперечных ускорений.
Основную роль в предотвращении опрокидывания современного автомобиля играет система стабилизации. На асфальте правильно настроенная электроника способна уберечь от переворота даже груженый внедорожник!
Но при прочих равных — чем выше автомобиль, тем больше плечо у пары сил, создающих опрокидывающий момент. Если у обычных легковушек центр масс расположен на высоте 500—600 мм, то у паркетников он поднят уже на 600—700 мм, а у внедорожников — и вовсе на 750, а то и более. Опрокидывающий момент в идентичных условиях будет почти в полтора раза выше!
Схема маневра Лосиный тест
Скорость выполнения маневра Лосиный тест, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 74,3 | 70,5 |
Subaru Forester 2.0T | 80,1 | 76,4 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 75,7 | 75,4 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 79,8 | 78,9 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 73,5 | 67,8 |
Mitsubishi L200 | 75,8 | 70,1 |
Toyota Hilux | 72 | 71 |
Схема маневра Поворот
Скорость выполнения маневра Поворот, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 69 | 65 |
Subaru Forester 2.0T | 70 | 65 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 70 | 68 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 68 | 68 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 66 | 64 |
Mitsubishi L200 | 67,5 | 61,5 |
Toyota Hilux | 66 | 62 |
Он увеличивается еще и по мере загрузки автомобиля — не только потому, что сила инерции прямо пропорциональна массе. Ведь поклажу вы размещаете не на асфальте, а значительно выше. И просадка подвески на три—пять сантиметров (с полной нагрузкой ни одна из семи машин у нас ниже не опустилась) это компенсирует лишь частично.
Рейтинг-тест Авторевю 2020: испытания на полигоне
Мы уже однажды пытались свести в одном полигоновском тесте автомобили самых разных классов и ценовых категорий: Лада Веста тогда стоила 700 тысяч рублей, а Mercedes-Maybaсh S-класса — 13,5 млн. Теперь разброс чуть меньше, но машин уже десять. Какие версии взять, по какой шкале оценивать? Разберемся!
Когда мы затевали рейтинг-тест, то планировали, что в финальной ездовой части должны принимать участие самые массовые, самые популярные версии. Но гладко было только на бумаге.
Круче всех в прямом и переносном смысле выступил Volkswagen. На предоставленном Polo с турбомотором 1.4 TSI (125 л.с.) и семиступенчатой «сухой» DSG DQ200 не хватало разве что стайлинг-пакета Спорт — 1,4 млн рублей с маленьким хвостиком! Вариантов с Артеоном, к счастью, было куда меньше: вся ввезенная в Россию партия переднеприводных автомобилей имела 190-сильный двухлитровый турбомотор, «мокрую» семиступенчатую DSG DQ381 и всего два варианта комплектаций — R-Line и R-Line Premium. Нам, естественно, выдали последнюю, наиболее богатую. Ее ориентировочная (ибо в октябре российские официальные продажи Артеона были завершены) цена — 3 млн 320 тысяч (именно столько просил столичный Рольф в декабре 2020 года за «подержанный» экземпляр с пробегом 1100 км).
Просто было и с Audi: в России e-tron представлен в единственной версии 55 quattro (батарея на 95 кВт·ч, суммарная мощность двух электромоторов — 300 кВт). А тестовый e-tron не был набит опциями, как новогодняя утка яблоками, — «всего» 7,56 млн. Можно сказать, копейки по сравнению с тестовым BMW X7 за девять миллионов. При том что нам выдали базовую и наиболее востребованную версию xDrive30d с трехлитровым 249-сильным дизелем.
Аналогичным образом поступил и Mercedes: в России самый доступный GLS — это минимум 330 л.с. двухнаддувного дизеля 2.9. Но ценник у предоставленного экземпляра за счет опций «поднаддулся» с девяти до десяти миллионов рублей — самый дорогой экземпляр в финальной десятке!
Двухлитровый дизель даже в 190-сильной ипостаси (есть еще налогововыгодная 150-сильная модификация) не самый востребованный двигатель для GLB. А выдали нам версию GLB 220 d, причем прямо с автовоза, — просто потому, что все бензиновые машины были заняты. Зато комплектация «наиболее рыночная» — Sport c AMG-колесами и минимумом опций.
У RAV4, наоборот, «полный фарш» — Престиж Safety, включая адаптивный круиз-контроль и продвинутую полноприводную трансмиссию с двумя индивидуальными муфтами в приводе задних колес. Зато под капотом трудится самый продаваемый 150-сильный двухлитровый бензиновый атмосферник в паре с клиноременным вариатором — 2,666 млн рублей.
Skoda Karoq 1.4 TSI 4х4 — вот прямой конкурент RAV4. Если не по имиджу и габаритам, то по мощности (150 л.с. у турбомотора 1.4), типу привода и оснащению (из тойотовского набора недоставало разве что кожзама на креслах и автомата переключения дальнего света). Но ценник более чем на полмиллиона гуманнее тойотовского.
А в Kia, имея возможность поставить сразу на две лошади, использовали тактическую хитрость. Если К5 нам выдали в максимальной комплектации GT Line+ с наиболее мощным мотором 2.5 (194 л.с.), то честь Селтосов отстаивал «самый рыночный» полноприводный вариант — со слабеньким атмосферником 1.6 (121 л.с.) в паре с гидромеханическим «автоматом».
Шкалы и баллы
Для начала напомню, что мы с экспертами выставляем наши оценки сперва по шкале сродни школьной пятибалльной. Пятерка — почти недостижимый идеал, «удовлетворяет полностью». Четверка — хороший уровень для машин этого класса, «удовлетворяет в основном». Тройка — есть серьезные недостатки, но их можно терпеть, «удовлетворяет частично». А более низкие оценки — вариации степени неприятия. Вплоть до крайней: ноль — это отсутствие оцениваемого параметра как такового, будь то багажник или способность к самостоятельному перемещению, если речь о ездовых свойствах.
Пятибалльные оценки мы умножаем на соответствующий коэффициент. К примеру, для оценки обзорности, где максимум составляет 100 баллов, этот коэффициент равен двадцати.
Но! Важно помнить, что с 1998 года во всех сравнительных тестах Авторевю, исключая лишь «тотальный АР-тест», экспертные оценки отражают соотношение сил только для этих конкретных автомобилей. Иными словами, разгон до 100 км/ч за 9,5 с у того же Polo со 125-сильным турбомотором 1.4 впечатляет лишь на фоне неторопливой Весты 1.6 CVT. Но, например, рядом с BMW X7 xDrive30d (249 л.с.) с его 7,6 с до «сотни» турбо-Polo будет иметь бледный вид. Поэтому сейчас, как и почти три года назад в тотальном тесте, мы используем другую, так называемую абсолютную шкалу оценок. А для того, чтобы точнее ранжировать между собой машины разных классов, сведенные в одном тесте, нам пришлось уменьшить привычный для 1000-балльной шкалы шаг с пяти до одного балла. Кроме того, для пояснения, из чего складываются наши оценки за разгон и тормоза, мы разделили их на составляющие. Разгонная динамика включает предельные возможности (40 баллов) и удобство управления скоростью (60 баллов). А оценка тормозов состоит из максимального замедления на прямой (70 баллов), удобства управления замедлением (30 баллов) и переставки с торможением (20 баллов).
Рабочее место водителя, максимум — 100 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 85 |
BMW X7 | 85 |
Kia K5 | 70 |
Kia Seltos | 75 |
Mercedes-Benz GLS | 85 |
Mercedes-Benz GLB | 80 |
Skoda Karoq | 80 |
Toyota RAV4 | 70 |
Volkswagen Arteon | 85 |
Volkswagen Polo | 65 |
Может, и неплох Polo на фоне той же Весты, но в сравнении с более дорогими автомобилями он не тянет даже на уровень Kia К5 и Тойоты RAV4. Мешает прежде всего простенькое кресло, бедное на регулировки: слабо выраженный поясничный подпор неизменен, как и угол наклона подушки, установленной почти горизонтально. Любители низкой посадки посетуют на малый диапазон перемещения рулевой колонки по вертикали. А мультимедийные возможности скромны.
Шикарная управляемость Артеона чуть омрачена лишь настройкой ESP: готовьтесь парировать занос самостоятельно
А на следующей ступени по степени удобства — Seltos! Удивительно, при разнице в цене с К5 почти в миллион бюджетный кроссовер создает куда меньше проблем как для высоких и корпулентных, так и для щуплых, не вышедших ростом. В плюс Селтосу и отсутствие сенсорной вакханалии.
Как Skoda смогла опередить Kia, когда Karoq весной уступил Селтосу по эргономике? Все дело в расширении списка опций. Для Карока, причем не только полноприводного, а вообще любого, с осени стали доступны и нормальная мультимедийка с восьмидюймовым дисплеем, и богатые на регулировки электрифицированные кресла с памятью. Так что теперь мы с чистой совестью поставили недорогую Шкоду на один уровень с Мерседесом. Разумеется, это не дорогущий GLS, а компактный GLB, чьи спортивные сиденья узковаты для людей в теле, да и выбор дополнительного оснащения у него куда скромнее.
• Почему он Superb? Простору в Артеоне позавидуют иные седаны класса Е+!» />
• Отличное спортивное кресло — частично с механическими регулировками
• Почему он Superb? Простору в Артеоне позавидуют иные седаны класса Е+!
А вот разводить между собой лидеров по части эргономики — GLS, Х7, e-tron и Arteon — мы не станем. Как не будем начислять им и высшие баллы: и на солнце бывают пятна, неустранимые даже за доплату. К числу таковых у Мерседеса мы прежде всего относим подрулевого «однорукого бандита» и отсутствие козырька над приборами. У BMW мы не в восторге от информационной мешанины на дисплее. А пожурить e-tron за сенсорный дурдом для Ярослава Цыпленкова дело чести, как и посетовать в Артеоне на нелинейность оцифровки спидометра и самый неудобный вход-выход: процесс попадания за руль как у спортивных купе.
Обзорность, максимум — 100 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 75 |
BMW X7 | 70 |
Kia K5 | 75 |
Kia Seltos | 75 |
Mercedes-Benz GLS | 75 |
Mercedes-Benz GLB | 75 |
Skoda Karoq | 80 |
Toyota RAV4 | 85 |
Volkswagen Arteon | 70 |
Volkswagen Polo | 70 |
Обзорность у Артеона, Polo и Х7 на тройку с плюсом. Ну или на четверку с жирным-жирным минусом. Общим местом у этой троицы стали скромные зеркала. Несмотря на различия в размерах! Просто площадь зеркал должна увеличиваться сообразно габаритам автомобиля. И если «лопухи» от Х7 стояли бы на Polo, мы бы слова дурного не сказали. Схожи богатый BMW и недорогой Volkswagen еще и размерами секторов, перекрываемых массивными треугольниками в основаниях передних стоек, и никудышной грязевой аэродинамикой, и скромным размером проема заднего окна.
Kia K5 — красивое обещание шикарной жизни. Но даже за 2,3 млн рублей оно останется обещанием
Arteon же опустился до их уровня из-за низкого лобового стекла: кромка крыши (а особенно узел салонного зеркала с кожухом для камер и датчиков) мешает в городе высоким водителям следить за знаками и светофорами на растяжках.
Seltos, оба Мерседеса и e-tron с обычными зеркалами выигрывают у Х7 по части размеров устройств непрямого обзора. Затесался в эту кроссоверную группу и Kia K5 — проигрывая в высоте посадки относительно линии остекления, корейский седан компенсирует это меньшей толщиной передних стоек.
Karoq и здесь получил бонус за счет осеннего расширения списка опций: камеры заднего вида с омывателем весной в России еще не предлагались. Но даже чистенький объектив (таковым в десятке финалистов еще могли похвастать оба Мерседеса и оба Фольксвагена) не позволил Шкоде обставить Тойоту. Тоненькие стойки без подпорок в основаниях, хорошая грязевая аэродинамика, крупные зеркала, большой проем заднего окна, высокая посадка и шикарная зона стеклоочистки — для полного счастья в RAV4 не хватает только нормальных камер. Те, что стоят сейчас, дают большие искажения, а в слякоть вечно грязные.
Предельные возможности разгона, максимум — 40 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 34 |
BMW X7 | 32 |
Kia K5 | 29 |
Kia Seltos | 24 |
Mercedes-Benz GLS | 34 |
Mercedes-Benz GLB | 32 |
Skoda Karoq | 29 |
Toyota RAV4 | 26 |
Volkswagen Arteon | 31 |
Volkswagen Polo | 29 |
Конечно же, мы не могли измерить разгонную динамику всех возможных версий. Поэтому оценки за разгон справедливы лишь для модификаций, участвовавших в тесте.
Оценки остальных также ранжированы в соответствии с показанными секундами в ускорении до «сотни». Любопытно, что, несмотря на существенный проигрыш в мощности, более легкий GLB 220 d почти так же быстр, как X7 xDrive30d, — менее восьми секунд до 100 км/ч. Артеону же не покорилась восьмисекундная планка. Но он более чем на секунду опередил следующую за ним плотную группу: К5 2.5 (194 л.с.), Karoq (150 л.с.) и Polo (125 л.с.), несмотря на разность в мощности и типах привода, набирают «сотню» за 9,2—9,5 с.
А в аутсайдерах ожидаемо оказались наименее энерговооруженные — двухлитровый RAV4 и Seltos 1.6. Впрочем, даже 13,1 с до 100 км/ч, показанные Селтосом, тянут на условную тройку в абсолюте — «удовлетворяет частично».
Удобство управления разгоном, максимум — 60 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 60 |
BMW X7 | 54 |
Kia K5 | 48 |
Kia Seltos | 54 |
Mercedes-Benz GLS | 57 |
Mercedes-Benz GLB | 57 |
Skoda Karoq | 48 |
Toyota RAV4 | 48 |
Volkswagen Arteon | 54 |
Volkswagen Polo | 42 |
С электромобилем здесь ни одна машина с ДВС конкурировать не в состоянии. Даже оба Мерседеса с их почти идеально настроенными трансмиссиями — девятиступенчатой гидромеханикой у GLS и восьмиступенчатым преселективом у GLB — на фоне Audi хоть редко, но давали повод для придирок. Очень хороши «автоматы» Х7 и Селтоса, но они, как и «мокрая» DSG на Артеоне, порой слегка тупили. Впрочем, еще больше рядом с Мерседесами раздражали вариатор RAV4, шестиступенчатый преселектив Карока и гидромеханика К5 о восьми передачах.
Toyota здорово перенастроила ESP и полный привод. Но неинформативный руль и вялый мотор опресняют RAV4 до того уровня… Который нужен типичному клиенту?
Хотя даже их задержки не шли ни в какое сравнение с перформансом «сухой» DSG на Polo. Рывочки в пробках, нежелание включать пониженные передачи и внезапные непрогнозируемые переключения. А ведь еще на предыдущем Рапиде настройка «сухого» преселектива была неплоха. Или прошивку DSG образца года эдак 2011-го в Polo «залили» по ошибке?
Предельные возможности торможения, максимум — 70 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 65 |
BMW X7 | 63 |
Kia K5 | 61 |
Kia Seltos | 62 |
Mercedes-Benz GLS | 66 |
Mercedes-Benz GLB | 64 |
Skoda Karoq | 60 |
Toyota RAV4 | 63 |
Volkswagen Arteon | 66 |
Volkswagen Polo | 60 |
Пока тормоза холодные, вся десятка финалистов замедляется отменно. Худший — Karoq, хотя язык не поворачивается назвать худшим результат 38 метров со 100 км/ч. А лучше остальных тормозит GLS — 34,7 м. Динамика замедления, достойная настоящих суперкаров! Правда, те в первую очередь выделяются на фоне обычных машин стойкостью к перегреву колодок и дисков. Мы же термостойкость, как менее востребованное качество для «гражданских» автомобилей, включили в следующую номинацию. А именно…
Удобство управления замедлением, максимум — 30 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 21 |
BMW X7 | 27 |
Kia K5 | 21 |
Kia Seltos | 27 |
Mercedes-Benz GLS | 24 |
Mercedes-Benz GLB | 27 |
Skoda Karoq | 27 |
Toyota RAV4 | 24 |
Volkswagen Arteon | 27 |
Volkswagen Polo | 27 |
В том, насколько прозрачна обратная связь по педали тормоза и как просто контролировать замедление, выделяются в худшую сторону только двое. И если Toyota RAV4 лишь озадачивает небольшой «ватой», к чему привыкаешь, то у тормозов Audi без свободного хода педали для вас каждый раз новости. Заметному и четко ощутимому переходу от электрической рекуперации к «механическому» замедлению будут рады только эко- и электрофрики.
GLB — доказательство того, что в мире есть драйверские кроссоверы, не уступающие по управляемости низким легковушкам
К счастью, наши опасения, что тяжелые машины останутся на гоночной трассе без тормозов, не подтвердились. Почти. Спустя круг педаль обмякла, а колодки задымили у Мерседеса GLS. Но он хотя бы продолжал более-менее нормально замедляться. А вот у Kia K5 после трех мощных торможений словно диски кто-то облил маслом!
Зато остальные воcемь машин не только с честью выдержали боевую зачетную попытку Владимира Мельникова, но и позволяли и после смело дубасить, чередуя через один остывочные и боевые круги.
Переставка с торможением, максимум — 20 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 14 |
BMW X7 | 15 |
Kia K5 | 18 |
Kia Seltos | 17 |
Mercedes-Benz GLS | 17 |
Mercedes-Benz GLB | 17 |
Skoda Karoq | 13 |
Toyota RAV4 | 18 |
Volkswagen Arteon | 14 |
Volkswagen Polo | 17 |
Введенный нами в обиход десять лет назад комплексный тест работы АБС показал, что лучше всего с ним в нашей десятке финалистов справляются азиатские машины. Так, Kia K5 и Toyota RAV4 останавливаются менее чем за 32 метра с 80 км/ч при одновременном выполнении переставки. Всего на метр-другой длиннее остановочный путь у Селтоса, обоих Мерседесов и… Polo. Да-да, того самого, из-за которого в 2010 году и разгорелся весь сыр-бор! Просто теперь каждый Polo оснащен системой стабилизации и более умной АБС, а потому не страдает растормаживаниями на траектории.
Но «синдром Фольксвагена» дает о себе знать на других моделях концерна и по сей день. Хотя e-tron, как и Х7, укатился к отметке 37 метров просто потому, что слишком тяжел. А вот Arteon подраспускает тормоза во время кренов, и поэтому его тормозной путь еще на метр длиннее. Но хуже всех опять Karoq. Как и на родственных Кодиаке и Тигуане, его АБС просто не дает выполнить объезд, провоцируя блокировку колес и беспросветный снос. Добиться желаемого можно, только приотпустив педаль тормоза!
Управляемость, максимум — 110 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 95 |
BMW X7 | 85 |
Kia K5 | 85 |
Kia Seltos | 95 |
Mercedes-Benz GLS | 90 |
Mercedes-Benz GLB | 100 |
Skoda Karoq | 90 |
Toyota RAV4 | 85 |
Volkswagen Arteon | 100 |
Volkswagen Polo | 85 |
Откровенно скучных и плохо управляемых машин в нашей десятке не было. Хотя если и существует идеал драйверских настроек шасси для обычных «гражданских» автомобилей, то ближе других к этой несбыточной мечте Mercedes-Benz GLB и Volkswagen Arteon.
У Селтоса заводной нрав — только вялый мотор 1.6 мешает ему раскрыться по-настоящему
Не удивляйтесь, что не они быстрее всех на гоночном треке и не побили рекорд на лосином тесте. Хотя на спортивной трассе GLB и Arteon продемонстрировали отличный баланс поворачиваемости и хорошие настройки систем стабилизации, не допускающие критического развития ситуации и позволяющие активному водителю кайфануть. Но главнее то, что электроусилители не синтезируют ничего искусственного, а честно докладывают о положении дел в пятне контакта передних шин. Плюс феноменальная устойчивость — как на прямой, так и на дугах.
Интерьер симпатичен и лишен эргономических изъянов. Жаль, пластик везде тверд и гламурного глянца многовато
Audi e-tron и Kia Seltos ближе других к GLB и Артеону. Разве что реактивное действие могло бы быть посочнее.
Вопросов к GLS и Кароку побольше. У них и крены заметнее, и точности на скоростных дугах недостает из-за явной диагональной качки. Плюс обратная связь по рулю слегка завуалирована.
Seltos гостеприимен, как и Karoq, но средний подлокотник и дефлекторы обдува доступны лишь в богатых комплектациях
И еще ниже мы поставили управляемость всех остальных, хотя резоны на то были разные. У Polo и RAV4 наименее информативное рулевое управление, но едут они неплохо. Что изменили в настройках ESP и/или характеристиках пружин, амортизаторов и стабилизаторов у Тойоты? Японцы пока хранят молчание, хотя о такой классной работе стоило бы рассказать миру — ведь RAV4 теперь не брыкается в неровных поворотах, а на лосином тесте развивает почти рекордные 86,0 км/ч!
BMW X7 и Kia К5 огорчили прежде всего недостатком устойчивости: неровную прямую они держат хуже всех и чутко реагируют на колейность. Плюс усилие на руле хоть и почище, чем в RAV4, но отнюдь не подарок, хотя в К5 от этой напасти спасает режим Sport.
Проходимость, максимум 50 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 20 |
BMW X7 | 40 |
Kia K5 | 10 |
Kia Seltos | 35 |
Mercedes-Benz GLS | 40 |
Mercedes-Benz GLB | 25 |
Skoda Karoq | 30 |
Toyota RAV4 | 35 |
Volkswagen Arteon | 10 |
Volkswagen Polo | 15 |
При должном терпении и умении поехать по лесной дороге можно и на К5 с Артеоном. Что с блеском продемонстрировал нам Сорокин во время одной из фотосессий. Главное — выбирать траекторию без буераков и уповать на эффективность имитации межколесной блокировки. Но моноприводность и никудышная внедорожная геометрия не позволяют оценить внедорожность К5 и Артеона выше 10 баллов из 50. Говоря языком школьных оценок, просто кол.
Audi e-tron мог бы на равных конкурировать с традиционными премиум-кроссоверами, если бы не беcпомощность на бездорожье и малый запас электрохода
У Polo получился кол с плюсом: клиренс чуть больше. А вот электрический Audi e-tron заработал честную двойку. Большего он не заслуживает, ибо в режиме allroad незначительный грунтовый подъем может превратиться в непреодолимое препятствие: при определенном сопротивлении движению e-tron просто встает и никуда не едет. А сетап offroad лишь отодвигает этот момент.
Mercedes-Benz GLB уже внедорожный троечник, пусть и с жирным минусом. Он карабкается получше е-трона, но ровно до тех пор, пока не почует угрозу для сцеплений преселектива. А если распознает — тут же их разомкнет, как это делали автомобили концерна Volkswagen лет 10—12 назад.
Karoq себе таких вольностей не позволяет. Но его подводит скромный 16-сантиметровый дорожный просвет. Поэтому только тройка во внедорожный аттестат.
У Селтоса и RAV4 клиренс существенно больше, а по части тягово-опорной проходимости они ничуть не хуже Шкоды. И если в случае Селтоса 1.6 с выносливой гидромеханикой это не стало сюрпризом, то вот Toyota нас снова приятно удивила. Ни следа прошлогодней склонности к перегреву муфт привода задних колес!
Ну а лучшими «проходимцами» ожидаемо стали GLS и Х7. Просто потому, что их пневмоподвески позволяют задрать кузов на такую высоту, которая и не снилась Селтосу и RAV4. А трансмиссионных проблем на внедорожье просто нет — GLS и Х7 уверенно лезут даже в 60-процентный подъем.
Плавность хода, максимум — 90 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 75 |
BMW X7 | 70 |
Kia K5 | 60 |
Kia Seltos | 55 |
Mercedes-Benz GLS | 75 |
Mercedes-Benz GLB | 60 |
Skoda Karoq | 65 |
Toyota RAV4 | 65 |
Volkswagen Arteon | 70 |
Volkswagen Polo | 50 |
GLS и e-tron величественно несут себя над колдобинами в окрестностях полигона. И если бы мы не знали, как может здесь же ехать, например, длиннобазный Maybach, то они бы получили побольше баллов. Но абсолютная шкала на то и абсолютная: GLS и e-tron по меркам Майбаха просто хорошо отрабатывают пневмоподвесками уплаченные миллионы, и не более того.
С разумным ценником и с появлением версии 4х4 Karoq точно не выпадет из топ-25 хит-парада продаж
На другом полюсе — Volkswagen Polo, получивший тройку с минусом потому, что в мире есть еще и зубодробительные спорткары.
Но водораздел «жестко/мягко» в нашем понимании находится на уровне тройки с плюсом. Поэтому и RAV4 c его мясистой подвеской, и Karoq с его достаточно мягкими пружинами и амортизаторами все же комфортные автомобили.
X7 и Arteon по совокупности лишь немного недотягивают до уровня GLS. А вот Seltos тверд подвеской почти как Polo. И К5 с GLB хоть и комфортнее Селтоса, но трясут тоже изрядно.
Акустический комфорт, максимум — 90 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 85 |
BMW X7 | 75 |
Kia K5 | 55 |
Kia Seltos | 50 |
Mercedes-Benz GLS | 80 |
Mercedes-Benz GLB | 60 |
Skoda Karoq | 65 |
Toyota RAV4 | 60 |
Volkswagen Arteon | 70 |
Volkswagen Polo | 50 |
Тишина в е-троне почти абсолютна. Если и можно как-то снизить число акустических раздражителей, то начинать, пожалуй, стоит с… обивки кресел — чтобы куртки седоков шуршали потише.
GLS выделяется на фоне Audi лишь на стоянке и на разгонах: приглушенное породистое бурчание дизеля все-таки слышно. В Х7 добавляется более явственный шорох шин, а в Артеоне те же, что и в BMW, покрышки Pirelli P Zero гудят еще навязчивее.
Но стоит перепрыгнуть туда из Карока — и быстро понимаешь: Bridgestone Turanza нудит противнее. Или в Шкоде просто пожиже шумоизоляция? В таком случае в «маленьком» Мерседесе она еще менее эффективна: Pirelli P Zero, уличенные на Х7 и Артеоне в повышенной шумности, в GLB распеваются на полную. Примерно как голосистый мотор Тойоты, который благодаря вариатору вы будете вынуждены слушать на каждом разгоне.
Хотя RAV4 все же потише Kia K5, не говоря уже про Seltos и Polo, где спектр раздражителей еще шире из-за звонкого стука песка и камней по колесным аркам.
Пассажирские места, максимум 90 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 75 |
BMW X7 | 83 |
Kia K5 | 70 |
Kia Seltos | 75 |
Mercedes-Benz GLS | 85 |
Mercedes-Benz GLB | 80 |
Skoda Karoq | 75 |
Toyota RAV4 | 80 |
Volkswagen Arteon | 75 |
Volkswagen Polo | 70 |
Это полный разгром традиционных седанов и лифтбеков. К5 и Polo язык не повернется назвать тесными, не говоря про еще более просторный Arteon. Но низкая крыша давит намного сильнее, чем в кроссоверах. А процесс посадки после простого входа в полноприводники и вовсе сродни тесту на гибкость, тонус мышц и внимательность: берегите голову и брюки! Выход ничуть не проще.
Главная претензия к Polo — жесткость подвески. Как и родственный Rapid, он хорош лишь на гладком асфальте
Потому по дружелюбию к пассажирам мы с чистым сердцем поставили Seltos, Karoq и e-tron на один уровень с Артеоном. Но RAV4 еще лучше, ибо дверной проем побольше, а центральный тоннель, наоборот, скромнее. А GLB встал на одну ступень с Тойотой, поскольку запас перед коленями в «маленьком» Мерседесе на три сантиметра больше.
GLS и Х7 вне конкуренции не только и не столько за счет семиместности. У них и простор перед коленями наибольший, и кресла среднего ряда регулируются, и места в плечах больше, чем у всех остальных. Причем в каждой из пассажирских номинаций Mercedes чуть опережает BMW.
Багажник, максимум 90 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 55 |
BMW X7 | 64 |
Kia K5 | 60 |
Kia Seltos | 41 |
Mercedes-Benz GLS | 80 |
Mercedes-Benz GLB | 61 |
Skoda Karoq | 62 |
Toyota RAV4 | 72 |
Volkswagen Arteon | 70 |
Volkswagen Polo | 75 |
Самым вместительным багажником обладает — сюрприз! — маленький и дешевый Polo: 623 против 616 наших «шариковых» литров у огромного Мерседеса. Притом недорогой Volkswagen неплохо оснащен: огороженные ниши, крючки для сумок, 12-вольтовая розетка, полноразмерная запаска в просторном подполье… Не хватает разве что обивки подороже и электропривода пятой двери.
Увереннее всех с 60-процентным подъемом справились Х7, GLS и… Seltos — цена и мощность не имеют значения. Важен только тип трансмиссии: гидромеханика менее склонна к перегреву, чем вариатор или «робот»
Только благодаря последнему и большей вместимости при загрузке под потолок GLS все же опередил Polo. Следом за ними RAV4, чей багажник просторнее, чем у Х7. Почему не Arteon? Он, как и Polo, уступает из-за формы кузова.
Далее плотная группа из GLB, Карока и К5. Седан растерял много багажных баллов из-за неудобства погрузки-разгрузки, а наваливать вещи под потолок в него и вовсе невозможно, равно как и перевозить что-то крупногабаритное.
Поразительно, насколько нерационально распорядились почти пятиметровой длиной кузова конструкторы Audi: лишь 424 литра под шторку. Почти в полтора раза меньше, чем у GLS, где часть багажника еще и съедают сложенные кресла третьего ряда! А в безнадежных грузовозных аутсайдерах у нас Kia Seltos с его 317 литрами.
Трансформация салона, максимум 60 баллов | |
---|---|
Audi e-tron | 51 |
BMW X7 | 54 |
Kia K5 | 24 |
Kia Seltos | 48 |
Mercedes-Benz GLS | 54 |
Mercedes-Benz GLB | 51 |
Skoda Karoq | 51 |
Toyota RAV4 | 48 |
Volkswagen Arteon | 51 |
Volkswagen Polo | 48 |
Трудно ожидать от седана хорошей трансформируемости салона в сравнении с лифтбеками и кроссоверами. К5 получил вдвое меньше баллов просто потому, что образуемый проем у него существенно меньше, чем у Селтоса и RAV4. Бонус за лючок для лыж от нас получили Karoq и Arteon. А вот Polo его потерял: только у него есть ступенька между сложенными спинками и дном багажника. Х7, GLS и GLB вне конкуренции: продольная регулировка кресел второго ряда обеспечивает дополнительные возможности трансформации.
Закономерный итог
Подсчет финальной суммы баллов фиксирует очевидное. Чем дороже автомобиль, тем больше экспертных баллов он набирает. Есть, правда, исключение — Kia К5. Которое лишь подтверждает правило? А выигрывают кроссоверы, более просторные и универсальные: GLS, Х7 и e-tron. Хотя показательно, что в нашей системе ценностей электромобиль переходного периода, коим является Audi, не может опередить традиционные машины с ДВС. Или это только пока?
Некоторые результаты измерений Авторевю | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Параметры | Автомобили | ||||||||||
Audi e-tron | BMW X7 | Kia K5 | Kia Seltos | Mercedes-Benz GLB 220 d | Mercedes-Benz GLS 400 d | Skoda Karoq | Toyota RAV4 | Volkswagen Arteon | Volkswagen Polo | ||
Максимальная скорость, км/ч | 198 | 214 | 225,7 | 181,2 | 215,6 | 221,5 | 182 | 187,4 | 222,3 | 199,9 | |
Время разгона, с | |||||||||||
0—50 км/ч | 2,9 | 2,4 | 3,5 | 4,6 | 2,8 | 2,3 | 3,3 | 4,3 | 3,3 | 3,4 | |
0—100 км/ч | 6,1/7,0* | 7,6/8,2* | 9,2/9,7* | 13,1/13,6* | 7,8/8,6* | 6,2/6,5* | 9,5/11,0* | 11,8/12,3* | 8,1/9,2* | 9,5/10,1* | |
0—150 км/ч | 12,2 | 17,7 | 19,1 | 36,5 | 17,2 | 13,7 | 24,1 | 27,4 | 16,9 | 22,5 | |
на пути 400 м | 14,4 | 15,5 | 16,6 | 19 | 15,7 | 14,5 | 16,9 | 18,3 | 16 | 17 | |
на пути 1000 м | 26,3 | 28,9 | 29,9 | 34,9 | 28,8 | 26,7 | 31,4 | 33,2 | 28,8 | 31,1 | |
60—100 км/ч (D) | 2,6 | 4,6 | 4,9 | 7,3 | 4,6 | 3,5 | 6,1 | 6,7 | 4,8 | 5,3 | |
80—120 км/ч (D) | 3,4 | 5,8 | 6,2 | 9,7 | 5,8 | 4,7 | 7,4 | 8,6 | 5,8 | 7,2 | |
Торможение | |||||||||||
со скорости 100 км/ч | путь, м | 35,1 | 35,8 | 37,4 | 36,6 | 35,5 | 34,7 | 38 | 35,8 | 34,9 | 37,7 |
замедление, м/с2 | 11 | 10,8 | 10,3 | 10,5 | 10,9 | 11,2 | 10,2 | 10,8 | 11 | 10,2 | |
со скорости 150 км/ч | путь, м | 79,5 | 80,8 | 86,2 | — | 80,3 | 77,7 | — | — | 82,4 | — |
замедление, м/с2 | 10,9 | 10,7 | 10,1 | — | 10,8 | 11,2 | — | — | 10,5 | — |
* Разгон с двух педалей/разгон с переносом ноги
Десять друзей лося
Скандал — двигатель прогресса? Самый эффективный! После прошлогодней истории с прыжками на двух колесах и заносами тойотовцы так здорово перенастроили систему стабилизации, что RAV4 сейчас едва не побил рекорд скорости на лосином тесте: 86,0 км/ч — это всего на две «десятки» медленнее Мерседеса С 63 AMG в 2008 году. Страхующая электроника Тойоты ныне идеально дружит с шасси, тактично удерживая RAV4 от заноса и одновременно эффективно снижая скорость. А прошлогодние прыжки теперь начинаются лишь на скорости 85 км/ч и выше.
Надежный союз азартной управляемости, позволяющей лихо уворачиваться от препятствий, и точной настройки ESP продемонстрировали и Seltos c GLB. В пределе — 84,6 и 84,1 км/ч соответственно.
Прост в управлении и Karoq c его 82,0 км/ч. А вот чтобы показать 81,1 км/ч на Артеоне, Ярославу Цыпленкову пришлось изрядно попотеть. Как и на родственном Пассате, система стабилизации не спешит восстанавливать курсовую устойчивость. А шасси остренькое, с перчинкой: при резких противонаправленных маневрах Arteon крайне охотно скользит задней осью!
Того же мы ждали и от Polo, поскольку летом братец Rapid лихо мел хвостом на лосином тесте. Но ESP на Polo наcтроена иначе: благодаря мягкому, но своевременному вмешательству электроники предельную скорость удалось поднять до 79,6 км/ч.
Это уровень Kia K5 и BMW Х7, которые также не заставляют с собой бороться при экстренных маневрах. Все, что требуется от водителя, — это вовремя указывать рулем желаемое направление.
Система стабилизации Audi настроена еще чуть строже и не допускает даже намеков на заносы. Просто в силу законов физики e-tron, будучи тяжелее Х7, на более узких шинах начинал скользить чуть раньше, и потому предел на 0,9 км/ч ниже.
А вот Мерседесу GLS мешали на лосином тесте не только избыточный вес и высокий центр масс. Стоило резко дернуть рулем, и строгая ESP блокировала одно из передних колес, накрывая округу дымом от горящей шины, поэтому GLS восприимчив только к деликатному и взвешенному рулению. В этом случае электроника вмешивается коротко и не препятствует движению по траектории. Но обычный водитель вряд ли в экстренной ситуации сможет действовать столь же хладнокровно, как наш Ярослав Цыпленков, который выжал из Мерседеса 78,6 км/ч.
Максимальная скорость выполнения маневра «Лосиный тест», км/ч | |
---|---|
Audi e-tron | 79 |
BMW X7 | 79,9 |
Kia K5 | 79,9 |
Kia Seltos | 84,6 |
Mercedes-Benz GLS | 78,6 |
Mercedes-Benz GLB | 84,1 |
Skoda Karoq | 82 |
Toyota RAV4 | 86 |
Volkswagen Arteon | 81,1 |
Volkswagen Polo | 79,6 |
Автомобиль | Шины |
---|---|
Audi e-tron | Continental PremiumContact 6 265/45 R21 |
BMW X7 | Pirelli P Zero 275/40 R22 спереди и 315/35 R22 сзади |
Kia K5 | Continental PremiumContact 6 235/45 R18 |
Kia Seltos | Kumho Eksta HS51 215/55 R17 |
Mercedes-Benz GLS | Continental PremiumContact 6 285/45 R22 спереди и 325/40 R22 сзади |
Mercedes-Benz GLB | Pirelli P Zero 235/50 R19 |
Skoda Karoq | Bridgestone Turanza T001 225/50 R18 |
Toyota RAV4 | Bridgestone Alenza 001 235/55 R19 |
Volkswagen Arteon | Pirelli P Zero 245/40 R19 |
Volkswagen Polo | Continental PremiumContact 5 195/55 R16 |
Багажники
Электропривод пятой двери (или крышки) багажника нельзя заказать только на Volkswagen Polo и оба Kia, а BMW Х7, Audi e-tron и Мерседесы оснащены им по умолчанию. В наших шариках самый скромный объем для поклажи — у Селтоса.
При загрузке чемоданами «под шторку» GLS не спасает огромная длина багажника — только два авиачемодана размера L, поскольку класть их приходится плашмя. А вот в GLB, Кароке, RAV4, Артеоне и Polo их уже помещается три — можно поставить чемоданы на бок.
Светосила
Из-за погоды мы не успели сделать съемку фар Мерседеса GLB, но его базовые светодиодные фары не менее эффективны, чем у «большого» Мерседеса GLS.Вообще, автомобилей с откровенно плохим и тусклым светом в нашей десятке не было. Особенно если речь о дальнем — у всех светодиодные прожекторы хороши. А что до ближнего, то даже Селтосу нельзя поставить в вину слишком низкий пучок: неверная регулировка — огрех предпродажной подготовки у дилера, а не дефект автомобиля. С ближним светом GLS, Arteon, RAV4 и e-tron освещают пешехода в 80 метрах от автомобиля лишь наполовину. Но при наличии автомата перехода на дальний на загородных неосвещенных трассах это большой проблемы не представляет. Особенно на Audi и Мерседесе с матричными фарами, позволяющими попиксельно затемнять нужные участки, дабы не слепить встречных и попутных.Та же функция есть и у BMW, хотя в Х7 и ближний свет хорош без всяких оговорок. Приятно удивил Polo: его опционные проекционные фары («в базе» рефлекторные) дают такой же широкий и яркий пучок, как у BMW!А вот что огорчает, так это массовый отказ от актуальных в России фароомывателей: спасительный, особенно в зимнюю слякоть, душ для головного света имели лишь e-tron, RAV4 и Arteon.