Лубки что это в коньке
Лубок
Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Содержание
История
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
В России
История
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Цензура и запреты
Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».
Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».
Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.
В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.
Сюжеты картин
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.
Типы лубков
Производство лубков
Гравёры назывались «фряжских [2] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.
Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.
Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
XIX век
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.
Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.
Эволюция развития русского лубка
Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)
Как русские изобрели мемы еще в 17 веке: история лубка
Друзья Савоська и Парамошка играют в карты под наблюдением своих прихвостней. Вот проигрывает Савоська и в отчаянии рвёт на себе волосы. Победитель Парамошка насмехается над ним, а приспешник и говорит, показывая фигу проигравшему: «Вот, Савоська не выиграл медный грош у Парамошки». Второй же подбадривает Савоську: «Не плачь дурак, сукин сын Савоська, будет обыгран и Парамошка».
Лубок «Савоська и Парамошка», XVIII век. «Парамошка с Савоською в карты играл, и Парамошка Савоську обыграл. Савоська в кошелёк воззрился, ажно один грош очутился. И стал его [Парамошка] пересмехать, и он стал на себе волосы рвать».
История появления
Способ массового производства лубочных картин был придуман еще в VIII веке в Китае, спустя семь столетий гравюра добралась до Европы. В Россию эта техника пришла через Украину, Белоруссию и Балканские страны.
Лубки методом ксилографии (гравюры по дереву) печатались в типографии Киево-Печерской лавры – одного из первых монастырей Киевской Руси. Естественно, главные сюжеты на тот момент были библейскими – веселые лубки про Савоську и Парамошку тогда еще не создавали. Самой первой гравюрой считается икона «Успение Богородицы» (1614-1624).
Распространение лубочных картинок в Москве началось с царского двора в 1635 году, когда 7-летнему царевичу Алексею Михайловичу купили печатные листы на Красной площади. Позже лубочные картинки появились у бояр, а вскоре распространились и среди крестьян.
«Красная площадь во второй половине XVII века», А.М. Васнецов, 1925.
В XVII веке основным жанром лубочных листов все еще был религиозный. Но городские художники, помимо правдоподобного изображения святых на гравюрах, создавали печатные листы увеселительного характера для продажи крестьянам.
В 1653 году после церковной реформы Никона старообрядцы и никониане печатали свои лубки. Все это привело к тому, что в 1674 году патриарх Иоаким запретил изображать святых на лубочных картинках.
Лубок «Архангел Михаил», неизвестный автор, 1668 год.
К тому времени в Москве уже были свои мастерские по производству лубков, например, «Печатная слобода» на углу Сретенского и Рождественского бульваров. Там вместе работали печатники и резчики лубочных листов. В слободе в том числе работали мастера из киево-львовской типографской школы, например, Василий Корень, известный созданием первой в России гравированной Библии.
Лубок «Изгнание из рая», Василий Корень, XVII век.
В конце XVII и в начале XVIII века в торговых рядах появляются лубки с изображениями народных сказок, былин и легенд. Самыми знаменитыми персонажами фольклора, которые изображались на лубках, были Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Они были известны своей недюжинной силой и храбростью перед полчищами врагов. Их приключения были разными.
Богатырь Еруслан Лазаревич много путешествовал и побывал в тридесятом царстве, и в Вахрамеевом, где женится на своей возлюбленной Марфе Вахрамеевой. Он встретил на своем пути храброго богатыря Ивана и стал его другом. Не обошлось и без битвы с трехголовым змеем.
Лубок «Еруслан Лазаревич», XVIII век.
В отличии от Еруслана, который добровольно отправился в путешествие, Бова Королевич сбежал из дворца из-за своей злобной матери Миритрицы и попал в королевство Зензивия Андроновича. Он влюбился в его дочь, Дружевну. Много кто хотел заполучить возлюбленную героя, поэтому Бова Королевич участвовал в битвах и в итоге спас Дружевну из рук короля Маркобруна.
Лубок «Бова Королевич и богатырь Полкан», XIX век.
В XVIII веке Петр I понял, что лубочные листы хорошо работают как внутренняя пропаганда. Поэтому в 1711 году он создал гравировальную палату, где работали лучшие мастера лубочного дела. А уже в 1724 году император издал указ о печати лубков с медных пластин.
Лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых», XVIII век.
Несмотря на попытку государства контролировать производство лубков, деревянные гравюры продолжали продавать в торговых рядах. По стране даже распространились лубочные картинки, высмеивающие императора и его реформы.
Лубок «О том, как мыши кота хоронили», XVIII век. Это сатира на похороны императора Петра I, которого изображали свирепым котом.
В XIX веке лубочные картинки показали свою эффективность как средство массовой информации. Во время Отечественной войны 1812 года были востребованы лубки на военную тематику. Точные даты, реальные имена и детали делали лубочные картинки главным информационным источником. Часть событий показывали рисунком, часть – раскрывали в поясняющем тексте. Помимо фактов, художественное изображение определенного эпизода эмоционально окрашивало словесную часть лубочного листа, возбуждало воображение читателя.
Лубок «Куликовская битва», вторая половина XIX века.
Помимо военной славы, библейских сюжетов и фольклора, лубки изображали моменты из жизни крестьянина, например, процесс плетения лаптей.
Лубок «Мужик лапти плетет», XVIII век.
Во многом лубки заменяли крестьянам художественную литературу.
Лубок «Конек-горбунок», XIX век.
Также на лубках изображались «небылицы». Фактически, лубок – это мемы дореволюционной России.
Лубок «Медведь с козою прохлаждается», XVIII век. «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел, да в дудку играл, а коза сива в сарафане синем, с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет и вприсядку пляшет».
С помощью лубков также высмеивали тщеславие и жадность представителей высших сословий.
Лубок «Франт и продажная франтиха», XVIII век. «Я с малых лет привычки сей держуся: без денег ни с каким красавцем не люблюся; а для прибытка я совсем не дика: за деньги я любить готова хоть быка».
Лубок «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А.С. Пушкина, 1878.
Переломным моментом в истории лубка стал 1918 год. Печатное дело перешло под контроль государства и попало под идеологический контроль. Несмотря на это, в XX веке традиции лубка продолжали прослеживаться в творчестве советских художников, например, Василия Кандинского.
Роспись на стекле «Амазонка в горах», 1918.
Лубок сегодня
Со временем лубок перестал быть массовым видом творчества, найти его можно только в музеях.
Лубок «Георгий Победоносец», 1967-1980.
Еще один современный художник Андрей Кузнецов рисует интернет-лубки на злободневные темы, полные гротеска и аллегорий. На рисунках также можно встретить персонажей из зарубежного кино и советских мультфильмов.
Лубок: «Бьет, значит любит», 2003. «А вот вам двойной Ван Дамм инда с собой любился, что надвое и раделился. Вдруг же водки напьеца тако сам с собою и дерется».
Лубок «Аникейка», 2003. «Аникейка ламер кнопицы нажимает да ничего в этом не понимает купил свисток, а куда вставить его и не знает».
Русский лубок: от нравоучения до протеста
Русской лубок, бывший очень популярным на рубеже XVII-XVIII веков, сегодня многими воспринимаются как примитивное народное творчество с нравоучительными сюжетами. В действительности за простотой исполнения в лубке может скрываться нечто значительно большее, чем моральное предписание. К выходу лубочной раскраски от TATLIN читайте интервью с искусствоведом и исследователем лубка как пласта исторического примитива XVII–XIX веков Верой Авдеевой, в котором обсуждается процесс переосмысления этого направления авангардистами и учеными, а также то, как народные авторы высмеивали Петра I и конкурировали с академическими художниками.
— Почему эта тема вам стала интересна?
— Я занималась западноевропейским искусством и исследовала в нем явление моритат, которое попадает под принципы лубка. Моритатами называют картинки, которые писали анонимные художники для ярмарок. Такие артефакты сохранились, например, в музее немецкого фольклора, входящего в Музей европейской культуры при Государственных музеях Берлина. Если говорить об интересе в целом, то мне важно исследовать пласт исторического примитива западноевропейских и русских памятников. Русский лубок как феномен исследован лингвистами, краеведами, этнографами, но с западноевропейскими аналогами с точки зрения искусствоведческого взгляда его никто не сравнивал, поэтому это актуально.
— С какими проблемами вы сталкиваетесь во время исследовательской деятельности? Как вообще происходит процесс сравнения этих картинок? По каким критериям?
— Для искусствоведа, в первую очередь, важна визуальная составляющая: какой сюжет лег в основу жанровой сцены, как он пересекается с имеющимся текстом. Поэтому благодатной почвой для анализа является сравнение, например, русского песенного лубка XIX века с назидательными западноевропейскими картинками того же времени — моритат. И там, и там, прослеживаются одна тема или сюжет. Только в одном случае это сопровождается текстом песни, в другом — подписями или текстами в отдельных брошюрах. Также важен материал исполнения: холст, масло или дешевая печатная графика. Поэтому становится понятным, почему одни артефакты имеют более продолжительную жизнь, а другие исчезают почти сразу.
Йоханн Георг Траутманн (1713–1769). Ярмарочная сцена с исполнителем моритат. Около 1750, масло, медь, 35×40. Наследие доктора Марианны Румпф, Берлин; Элке Кнорр, Гаага
— Правильно ли утверждать, что лубок — это то же самое, что и наивное искусство?
— Наивное искусство существовало только в XX веке, а лубок — это исторический примитив, который базировался в Европе с XVII по XIX век. В XVII веке был выпущен указ, в котором утверждалось, что древесная кора — так называемся луба — может заменять дорогую бумагу. Это и стало отправной точкой: разные оттиски на бумаге из коры стали называть лубком. Традиция сохранилась, даже когда листки из лубы заменили на медь, потому что носили их все равно в коробках из коры. Сейчас лубок оценивается только узким кругом людей, хотя он намного значительнее, чем наивное искусство.
Наив — прежде всего — личное средство художника, а лубок намного крепче завязан с корнями.
Почему наивное искусство сейчас популярнее? Потому что в нем понятный пласт художников, которых не нужно объяснять, как постмодернизм. Посетители приходят и сразу попадают в понятную среду, где художники работают с простым нарративом. Это такая музейная среда, где можно не зацикливаться на продвижении и не заниматься медиацией. К тому же у нас в регионах есть коллекции наива, которые только начинают выставляться.
— А лубок начинают переосмыслять авангардные художники.
— Верно. Исследование русского лубка начинается с Дмитрия Ровинского — он собрал огромную коллекцию и издал книгу «Русские народные картинки», где показал и проанализировал самые разные лубяные листы. Потом выставку с лубком сделал Ларионов, следом стали появляться целые коллекции в музеях, а после авангардные художники начали делать псевдолистки и стилизовать свои работы под форму лубка. Если говорить про близость взглядов, то, например, плакаты «Окна РОСТА» — это схожая история. Исторически через лубок (картинки-плакаты, картинки-листовки) читали молитвы, получали долговую расписку и самое главное — в давние времена вели обмен на роскошные вещи: книги или газеты. Также лубок в какой-то степени схож с социальными сетями: офени, они же торговцы, продавшие лубок, также были соцагентами, которые делились новостями. Это позволяет посмотреть на мир по-другому, проследить социокультурную функцию лубка. Образованные люди сейчас испытывают все больший интерес к нему. Вот, например, TATLIN делает раскраски, что говорит о расширении мировой культурно-художественной парадигмы, так как это явление прослеживается не только в России и Европе, но и на Востоке: например, у китайцев и японцев тоже был свой лубок.
Супружеская пара исполнителей моритат. По вырезке из газеты между 1870−1880 годов
— Почему это явление укладывается всего в три века?
— Есть несколько причин. В 70-е годы XIX века произошло расслоение русского крестьянства на богачей, середняков и бедняков. Богатым перестал нравиться примитивный лубок, они захотели что-то типа Брюллова с городскими темами, потому что их больше не интересовали ни мужики, ни сказки. В итоге появился механический способ печати, листы с которого и стали мечтой для богачей. Бедняки и середняки в этот момент захотели быть похожими на богатых и тоже потянулись за механическими листами. Если сравнивать с сегодняшним днем, то это как, например, мечтать о работах Никаса Сафронова. В итоге лубок утратил смысл и свои природные качества. Кроме того, в то время стали появляться указы, которые запрещали что-то печатать, заставляли проходить цензуру. Взять, например, часто встречаемые сюжеты про поведение женщин: они выходили замуж, их увозили на тройке, потом ругали, а после они лежали бездыханными. Если бы такой лубок вышел, что бы он проповедовал? Что женщина, вышедшая замуж не по любви и не по статусу, в конце концов, погибает. Такой лубок говорил бы о плохом положении женщин. В общем, уставы и цензура позволяли печатать только нравственно полезные картинки. Чиновники убирали буквы из лубков, потом по указу московского губернатора 1833 года деревянные лубки рубили и сжигали, а медные переплавляли в колокола. При этом лубок все равно часто вскрывал какие-то социальные проблемы: было много сюжетов про Петра, про бунты крестьян, про Гаргантюа, который пожирает еду и ассоциируется с Людовиком XII. Это считывалось как бунт низшего слоя общества против барина и запрещалось властями.
— Запрещалось, но все равно имело место?
— А какие именно сюжеты можно встретить в лубке после запрета и ввода цензуры? Как эти листы попадали на рынок?
— Цензурный устав «дозволял» допечатывать «нравственно полезные и безвредные картинки». Хотя цензура могла коснуться и самого текста. Так, например, произошло со «Сказкой о попе и работнике Балде» Пушкина, где главный персонаж «поп толоконный лоб» превратился в «купца Кузьму Остолопа». А стихотворение «Романс» юношеского периода Пушкина стало именоваться «Следствия порочной любви». То есть среди цензоров было и духовенство, которое влияло на выход лубочной литературы.
— Если мы говорим о том, что технологии лубка сначала сложились в европейских странах, а потом пришли к нам, можно ли наблюдать какие-то стилистические параллели, совпадения и заимствования?
Кот Казанский, ум астраханский. Конец XVII века. Василий Корень
— Как Ровинский пришел к такому выводу?
— Он ездил по базарам Индии, Китая, Японии, Марокко, Египта, Лондона, Берлина, Парижа, раскрывал там хранилища и в итоге понял, что сюжета с котом больше нет нигде. Кроме того, в самом тексте, например, он обнаружил дату смерти в серый четверг пятого числа — то есть дату смерти Петра I (прим. ред. — 8 февраля 1725 года). Также обратил внимание, что на лубке кота хоронят с музыкой и ведут восемь мышей, а известно, что на похоронах Петра впервые играл оркестр и что его тело перевозили в упряжке из восьми лошадей. Также интересно, что кота везли на чухонских дровнях, а вдову Петра Екатерину I как раз в народе называли «чухонкой». Важная деталь — сами мыши в процессии, которые отражают, что было внедрено Петром: одна, например, курит трубку, что говорит о вольной продаже табака. Получается, что эта картинка — реальная история, которая была зафиксирована именно в лубке. Выходит, что автор знал все даты и был грамотным человеком. Так, одна маленькая картинка, которая при первом взгляде не вызывает никаких ассоциаций, на самом деле полна культурных открытий. Это история погребения Петра вместе с сатирой на годы его правления. Например, мы видим, как император нарушал дедовскую традицию, брился, оставляя лишь кошачьи усы. В общем, через лубок можно рассказывать истории, а это значит, что лубок — не просто промежуточное звено, а что его авторы могут быть наравне с Брюлловым и Венециановым. Мне нравится такой кросскультурный подход.
Как мыши кота хоронили. Первая треть XVIII века. Василий Корень
— Можем ли мы наблюдать взаимовлияние русского лубка и русского академического искусства?
— Конечно, можем. Есть лубочный лист, который прямо списан с картины Брюллова «Последний день Помпеи». Есть те, что созданы по мотивам «Руслана и Людмилы» Пушкина. Так что взаимовлияние, очевидно, было: авторы лубка знали академических авторов и наоборот. Революция была в том, что от религиозных сюжетов лубка его создатели переходили к литературной и познавательной. При этом в лубке идет какое-то личное участие, а в академическом искусстве меньше самого художника: тот же Брюллов пользуется определенными штампами. Самое главное, что благодаря лубку народ начинает познавать грамоту, читать стихи Пушкина, басни Крылова, тексты Некрасова, которые изначально не были предназначены для крестьян. Так что лубок сам по себе давал образование тем людям, которые не могли его себе позволить.
— Кто считается автором лубка: тот, кто рисовал его и вырезал на дереве, или тот, кто переносил на бумагу и красил?
— Технология создания лубочных картин воспроизводила технику ксилографии — гравер «переводил» или перерисовывал известную икону, далее наносил краску на лист влажной бумаги и прокатывал через валы печатного станка. Оттиск, полученный с лубочной доски, и назывался «лубочным листом». По сути, он заменял дорогую бумагу, что не запрещалось царскими указами еще в XVII веке. Для большинства населения они становились украшением жилища, своего рода энциклопедией и даже иллюстрированной газетой. Их покупали у бродячих торговцев вместе с ходовым товаром, для которых не требовалось получать специального разрешения на продажу. И главное, они не облагались налогом в казну. И если брать период средневековья, то лубок был анонимным. Сегодня мы не узнаем имя гравера и печатника, ни тем более имя продавца-коробейника.