Лучшая авто советского автопрома
Самые надежные советские автомобили: ТОП-7
Основные особенности и описание наиболее надежных советских автомобилей: топ-7 моделей, технические нюансы, фото. Видео про советские автомобили.
Когда вы думаете о классических автомобилях времён СССР, стереотипы создают образ функциональных, но унылых машин, пытающихся подражать западным моделям. Хотя это правдиво лишь до некоторой степени, надо признать, что большинство тогдашних авто не были особенно захватывающими.
Но в них крылось нечто особенное – комбинация западного автодизайна и отчётливо советского мышления. Именно поэтому машины, произведённые в Советском Союзе, по сегодняшний день и на постсоветском пространстве, и за рубежом считаются настоящими коллекционными предметами и обладают непреходящим очарованием.
В нашем беглом обзоре мы познакомимся с некоторыми основными автопроизводителями и моделями, считающимися самыми надёжными, вызывающими гордость и вошедшими в советскую историю.
ГАЗ 69
Благодаря простому и прочному внешнему облику, выносливости и неоспоримым характеристикам на бездорожье Jeep Willys считался культовым «американцем» – крутым армейским автомобилем времён Второй мировой войны.
По традиции, Советы не могли оставаться на обочине передового автомобилестроения, поэтому разработали собственный джип – ГАЗ 69. Как и ЛуАЗ 969М, он был полноприводным транспортным средством, изначально созданным для армейских нужд. Его питал 2,1-литровый двигатель, производящий 54 л.с. и позволяющий наращивать максимальную скорость до 90 км/ч, а среднее потребление топлива обычно не превышало 21,5 л/100 км.
В основе автомобиля использовалось не очень технологичное оборудование даже по тем временам, и всё же машины, выпускавшиеся с 1953 по 1975 год, имели большой успех. Их поставляли во все армии Восточной Европы, экспортировали в 56 государств мира и производили также в Румынии (только под именем ARO) и Северной Корее.
ВАЗ-2101
Lada – наверное, самый легендарный из советских и постсоветских автомобильных брендов в мире: эти машины по сей день производятся российским АвтоВАЗом. Когда-то Lada была торговой маркой, использовавшейся в основном для экспортных моделей, известных в СССР как «Жигули».
Первоначально Lada 1200, или ВАЗ-2101, представляла собой просто модернизированную версию итальянского Фиата 124, лучше приспособленную к потребностям восточно-европейских автомобилистов. Модель, родившуюся в 1970-м, провели через множество доработок, в итоге она стала легендой советского автомобилестроения.
Советский Союз начал экспортировать «Лады» в 1980-х, и те быстро стали ценным источником дополнительного дохода для страны. Уютный компактный седан с достаточно большим дорожным просветом, коренастой посадкой и низким крутящим моментом ко всему прочему оказался отличным вездеходом. По оврагам не побегаешь, но для сельских районов, пересечённой местности и грунтовых трасс он практически идеален.
Хорошая управляемость, высокая устойчивость и повышенная проходимость до сих пор делают эту машину суперпопулярной. Универсальность сопровождается простотой технического обслуживания и ремонта – машина стала мечтой домашних умельцев и всякого рода экспериментаторов.
Лада Нива
Знаменитая Niva пользуется успехом с 1977 года. Эту модель Lada активнее других пыталась продвинуть на Запад. Она добралась до рынка Исландии, Австрии, Уругвая и Великобритании – правда, под другими названиями: Sport, Taiga, Diva и Cossack. Однако лишь на русском языке имя отражало истинную сущность «советского Лэнд Ровера»: слово «нива», означающее посевное поле, явно намекало на внедорожный характер автомобиля.
Комбинированная система постоянного полного привода в сочетании с 4- или 5-ступенчатой МКП с высоким/низким диапазоном и особой пружинной подвеской сделала Ниву очень способным внедорожником. Некоторые также уверены, что именно она вдохновила создателей Suzuki Vitara.
В качестве двигателя использовался 1,6-литровый бензиновый четырёхцилиндровик, развивающий 72 л.с. и 126 Нм крутящего момента (на некоторых рынках присутствовал и дизельный вариант, 1,7-литровый или 1,9-литровый). Расход топлива считается очень хорошим даже по сегодняшним меркам – 8,2 л/100 км, если придерживаться старых правил экономии топлива и использовать инерцию при спуске с холмов.
Простая конструкция и лёгкое обслуживание делают «Ниву» практически неразрушимой. В этом главная причина того, что с 1977 года машина обошлась без кардинальных обновлений.
Мини-внедорожник стал чрезвычайно популярным не только на родине, но и в Европе, Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке. В разных странах он также использовался как военный автомобиль, карета скорой помощи или пожарная машина. Lada произвела много вариаций, включая модели с более длинной колёсной базой и пикапы.
«Волга»
В СССР «Волга», ставшая преемником ГАЗ-М20 «Победа», считалась синонимом роскоши. Её строил Горьковский автомобильный завод, основанный в 1932-м в рамках сотрудничества Советского Союза с «Фордом». Ранние модели произвели потрясающее впечатление на публику. Их успех продолжился в последующие годы – на дороге, где большинство машин были однотипными и непривлекательными, «Волги» выгодно выделялись «породистым» дизайном.
Они привлекали не только внешним видом, но и надёжностью, так что вскоре были приняты на вооружение милицией и прочими органами власти. Для обычного человека «Волга» долго оставалась машиной мечты – её могли себе позволить только «большие люди» вроде директоров, юристов и крупных чиновников.
Преемник культового ГАЗ-21, в значительной степени основанный на проектах Ford 1950-х годов – ГАЗ-24 был угловатым седаном с удлинённой колёсной базой и добавленной мощностью. Представленный в 1970 году, он предлагался как седан, универсал и даже кабриолет (последний использовался только военными). Прототип вышел с 3-литровым V6 на 120 л. с., но реальные ранние серийные версии имели 2,5-литровый четырёхцилиндровый мотор мощностью до 95 л.с. В 1975 году производитель представил массивный 190-сильный 5,5-литровый V8 в модели ГАЗ 24-24.
«Волга» не была народным хитом, как «Нива», но её экспортировали на многие рынки Восточной Европы, Азии и Африки. Несмотря на прекращение производства, рынок «Волг» всё ещё остаётся активным.
«Москвич»
Помимо простейших «Запорожцев», Москвич был, пожалуй, самым распространённым автомобилем в СССР. В отличие от роскошных западных авто, модель не восхищала ни броской внешностью, ни технологиями. Она воплощала в себе все представления иностранцев о неуклюжих автомобилях, на которых ездили «эти странные русские».
Первые версии выехали на дорогу сразу после ВОВ, но расцвет пришёлся на 1970-80-е годы, когда с конвейеров покатилось третье поколение, пересмотренное и улучшенное. После распада Советского Союза в начале 1990-х многие советские иконы ушли со сцены, в том числе и «Москвич» – народный любимец и важная часть великой эпохи советского автомобилестроения.
Одна из наиболее распространённых моделей – 412 – печально известна утечками жидкостей и проблемами с мотором. Это плохо согласуется с понятием «надёжного автомобиля», однако недорогому и универсальному транспортному средству удалось завоевать доверие автовладельцев.
Строившийся с 1967 года под различными кодами и в разных вариациях, 412-й прожил почти полвека за железным занавесом. Его снаряженная масса составляла 1045 кг, а под капотом первых моделей стояли 1,5-литровые моторы, наклоненные на 20 градусов. В багажнике хозяева предусмотрительно возили полный ящик инструментов и всяческие запасные части в довольно большом количестве, начиная с ремней и свечей зажигания – ремонтировали эту машину чаще всего собственноручно, а умельцы даже умудрялись изготавливать некоторые детали в домашних гаражах.
Стоит отметить и ещё одного героя советских времён – это Москвич 408. В 1964-м он заменил предшественника 407 в качестве небольшого семейного автомобиля и производился до 1976 года.
В отличие от «Волги», модель стоила намного дешевле и оснащалась более экономичными двигателями. Машины собирались на двух заводах в России, но также производились в Бельгии, в основном для экспортных рынков. Они продавались как Elite в Европе и как Scaldia в Бельгии, где предлагались с 52-сильным дизелем.
«Москвичи» выпускались в виде седанов, универсальных комби и трёхдверных фургонов, некоторые были переоборудованы для использования в качестве курьерских машин, под почтовый и сервисный транспорт и кареты «скорой помощи».
Hunter, модификация УАЗа 469, тоже славится надёжностью. Разработанный в 1971-м как военный транспорт для советской армии и вооружённых сил стран Варшавского договора, 469-й широко использовался в различных госструктурах благодаря прочной конструкции и хорошим внедорожным характеристикам. Изначально он не был доступен для населения, но многие экземпляры в качестве излишка были проданы частным владельцам.
Этот УАЗ не получал обширных обновлений, но по-прежнему востребован в СНГ, на Кубе, в Азербайджане, Вьетнаме и Судане. Его делали даже в Германии (компания Baijah Automotive, 2003-2007). Не менее 50 стран использовали или до сих пор используют Hunter в качестве военной машины – в основном это государства Восточной Европы, Азии, Южной Америки и Африки.
Ещё один советско-российский автомобиль, существующий более 50 лет – УАЗ 452. Фургон, выпущенный в 1965 году, разрабатывался для военных, но в конечном итоге стал доступен широкой публике и породил множество вариантов, в том числе микроавтобусы, машины «скорой помощи», грузовые пикапы и даже версию с откидным верхом.
За границей лимузины автозавода Лихачёва взрывали мозг – шикарные снаружи и внутри машины переворачивали с ног на голову представление иностранцев о русском автомобилестроении. Чаще всего эти машины видели, когда те возили лидеров той или иной страны – во многом благодаря этому они обросли отчётливым ореолом таинственности.
Такие правительственные автомобили начали свой путь в 1936-м, когда с ленты сошел первый ЗИС-101. Его главная целевая аудитория чётко резюмирована на знаменитом фотоснимке, где гордо стоящий Иосиф Сталин запечатлён на фоне одной из ранних моделей.
Или взять ЗИС 110 – российский лимузин, представленный в 1945-м (потом завод получил имя Лихачёва, и машину переименовали в ЗИЛ-110). По сути это копия старого Паккарда, разработанная на основе реверс-инжиниринга Packard Super Eight 1942 года. Семиместный шестиметровый монстр оснащался массивным 6,0-литровым восьмицилиндровиком в 140 л.с. и был самым роскошным советским автомобилем. Многие из этих машин передавались в дар коммунистическим лидерам, включая Мао Цзэдуна из Китая, Ким Ир Сена из Северной Кореи, Энвера Ходжа из Албании и Хо Ши Мина из Вьетнама. Было построено чуть больше 2000 экземпляров, включая седаны, кабриолеты, фаэтоны и бронированные версии.
Наибольшую известность за пределами Союза приобрёл ЗИЛ-115 (впоследствии с кодом 4104) – бронемобиль для перевозки высокопоставленных особ, способный противостоять стрелковому оружию, артиллерийским снарядам, бомбам и минам-ловушкам.
ЗИЛ также занимался строительством грузовиков, автобусов и даже спортивных машин, таких как 112С – болид, доводящий скорость до 230 км/ч, стал предметом гордости и самым успешным гоночным автомобилем в советской истории.
Заключение
СССР был одним из крупнейших и могущественных игроков на мировой арене. Большинство его автомобилей были спартанскими, но имелось и немало интересных моделей. Иные разошлись по коллекциям, многие бегают по дорогам до сих пор. Мы по-прежнему их любим, несмотря на испытание многочисленными импортными соблазнами.
Видео про советские автомобили:
Основные особенности и описание наиболее надежных советских автомобилей: топ-7 моделей, технические нюансы, фото. Видео про советские автомобили.
Легендарные автомобили СССР: ТОП-10
Характеристики, история и описание легендарных авто СССР: топ-10 моделей, интерьер, внешний вид, фото. Видео про старые советские автомобили. Характеристики, история и описание легендарных авто СССР: топ-10 моделей, интерьер, внешний вид, фото. Видео про старые советские автомобили.
Развитие автопрома СССР представляет собой интереснейшую летопись в нашей истории. Индустриализация государства, подъём народного хозяйства и создание основательной экономической базы страны неразрывно связаны с отечественными автомобилями.
Остановимся на наиболее ярких и интересных автомобилях, вошедших в историю советской автомобильной промышленности.
Как всё начиналось
Автомобилестроением в СССР начали заниматься практически с момента образования советского государства. Правительство профинансировало создание автомобильных предприятий в Москве (АМО) и Ярославле.
Первая советская «легковушка» была создана в 1924 году. К сожалению, первый «блин» оказался «комом» – до мирового уровня этот автомобиль явно не дотягивал.
Правительство озаботилось изучением опыта мирового автомобилестроения. Вскоре начался выпуск грузовиков и легковых авто по лицензии Ford Motors на автозаводе ЗИС, а позже – в Нижнем Новгороде (тогда – Горьком) на заводе ГАЗ.
Огромную роль в специфике и темпах развития автомобилестроения сыграла Великая Отечественная война. Завод ЗИС, эвакуированный на Урал, дал начало УралЗиСу и УльЗиСу, давшим нашей стране грузовики и автомобильную технику для армии. Также над укомплектованием советских войск автомобильной техникой хорошо потрудились на автозаводе ГАЗ.
Одновременно с выпуском военных автомобилей и грузовиков велась разработка моделей легковых авто. Поворотным моментом в развитии советского автопрома можно считать создание «Победы».
Советские машины-легенды
ГАЗ-М20 «Победа»
Разработка этого автомобиля велась в годы войны. Автоконструктор Андрей Липгарт и автомобильный дизайнер Валентин Ростков начали работу над проектом с пристального изучения тенденций развития легковых автомобилей, используя в качестве примера продукцию американских автомобильных заводов. В результате автомобиль на несколько лет опередил даже европейское автомобилестроение.
Секрет «Победы» – в том, что она стала первой крупносерийной легковой машиной с несущим кузовом.
Модель не имела выступающих деталей, таких как крылья, фаты и подножки, типичные для автодизайна того времени. Ещё один важный момент – отсутствие рамы, несущие функции которой забрал на себя сам кузов авто.
Разработка «Победы» была главным образом завершена в 1944 году. Первые экземпляры вышли в 1046-м. Существует легенда о том, что первоначально создатели хотели назвать своё детище «Родина». Но Сталин забраковал идею одной короткой фразой: «И почём у нас Родина?» После этого автомобилю присвоили имя «Победа». Новый автомобиль действительно стал символом победы в Великой Отечественной войне, одновременно демонстрируя прорыв в развитии автопрома.
Автомобиль выпускали в кузове «седан» («фастбэк») и «кабриолет». Все модели были четырёхдверными.
Основным двигателем, использовавшимся в «Победе», стал бензиновый 4-х цилиндровый силовой агрегат объёмом 2,1 л мощностью 50 л.с. В паре к двигателю ставилась 3-х ступенчатая механическая коробка с функцией синхронизации 2-й и 3-й скоростей. Расход топлива в смешанном цикле составлял около 11 литров на 100 км пути. Предельная скорость модели – 105 км/ч, разгон до сотни с места – за 45 секунд.
Тормозная система, установленная на автомобиле, считалась на то время самой совершенной. Конструкторы впервые в истории отечественного автопрома применили гидравлические тормоза.
Передняя подвеска у автомобиля была рессорного типа, а сзади ставились гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Это техническое решение обеспечило модели плавность хода. Позже эту схему подвески унаследовали практически все модели «Волги».
В 1955 году с кузовом «Победы» был выпущен вездеход ГАЗ-М72, ставший, по сути, одним из первых кроссоверов.
ЗИС-110
ЗИС-110 стал первым советским автомобилем, выпущенным после окончания Великой Отечественной войны: первая машина этой марки увидела свет в августе 1945 года.
Выпускался ЗИС-110 до 1958 года. За всё время работы конвейера было произведено без малого 2100 экземпляров.
Этот выпущенный на автозаводе имени Сталина лимузин выглядел довольно внушительно – специальное «статусное» авто для высших чинов партии, именитых учёных и работников культуры: 6 метров в длину, 2,5 тонны веса. Всю эту махину нёс восьмицилиндровый рядный шестилитровый двигатель мощностью 140 л.с.
Для своего времени модель была прекрасно оснащена технически, имела роскошную отделку салона, стеклоподъёмники на электрогидравлическом приводе, систему вентиляции воздуха и отопления.
ГАЗ-21 «Волга»
Пожалуй, эту модель можно назвать наиболее красивой в среднем классе легковых авто. Первые модели сошли с конвейера Горьковского завода в 1956 году. Всего до момента окончания выпуска – 1970 года – было создано около 640 тысяч экземпляров.
Автомобили первой серии получили модернизированный двигатель «Победы», а спустя год он был заменён мотором ЗМЗ-21А.
В 1959 году «Волга» претерпела значительные изменения: поменялась форма передних крыльев, радиаторная решётка приобрела характерный вид «пасть акулы». В салоне обновилась приборная панель, технические изменения были внесены в электропроводку.
Если первая серия автомобилей составила всего 30 тысяч экземпляров, то во второй выпустили более 140 тысяч машин.
Третья серия «Волги» включила в себя в основном внешние изменения дизайна: поменялись очертания радиаторной решётки («китовый ус»), внутри салона сменили отделку на более долговечную, добавили декоративные детали.
Также изменился двигатель: его мощь возросла до 75 л.с. В третьей серии выпустили 470 тысяч машин.
ГАЗ-13 «Чайка»
Этот лимузин до сих пор устойчиво ассоциируется с шестидесятыми годами прошлого века в СССР. Выпущенный в 1959 году, внешне автомобиль напоминал Packard образца 1955 года. В модели воплотились новые, революционные на то время инженерные решения:
Купить «Чайку» в Советском Союзе было невозможно – это был автомобиль-награда, отмечающий заслуги перед страной.
Было выпущено несколько экземпляров «Чайки» для нужд киностудий, фаэтоны, вариант для Министерства обороны, где предусматривалась перегородка, отделяющая водителя от пассажиров, а также вариант «Скорой помощи». В 1981 году выпуск «Чайки» был завершён.
ГАЗ-24 («Волга»)
ГАЗ-24 стал приемником ГАЗ-21. Многие эксперты-автомобилисты считают эту модель одной из самых знаменитых в истории советского автомобилестроения.
Машина увидела свет в 1967 году, за три года до окончания выпуска ГАЗ-21. За весь период выпуска было выпущено без малого полтора миллиона экземпляров автомобиля.
ГАЗ-24 имела большое остекление, дающее хороший обзор. Изменились габариты кузова: более приземистый и более широкий, он обеспечивал автомобилю повышение управляемости и радовал пассажиров просторным салоном.
Подобно своей предшественнице ГАЗ-21, модель имела три серии выпуска. Первая серия отличалась длинным молдингом под радиаторной решёткой и «габаритниками», расположенными на вентнакладках задних стоек.
На второй серии ГАЗ-24 добавились «клыки» на бампере, были установлены фары-«противотуманки» и галогеновые передние фары. Внутри салона появилась отделка «под дерево», спинка заднего сидения обзавелась подлокотником.
Третья серия модели появилась в результате глубоких конструктивных и дизайнерских изменений. Автомобиль стали комплектовать усовершенствованным силовым агрегатом ЗМЗ-4022-10 мощностью 100 л.с. Здесь уже присутствовал электроподогрев задних стёкол, дверные ручки утопленного в корпус типа, новая радиаторная решётка из пластика.
«Запорожец»
Сложно говорить об автомобилях советской эпохи и не вспомнить о знаменитом «Запорожце».
В пятидесятых годах ХХ века запросы на «народный» дешевый автомобиль существенно возросли, и правительство поручило разработать недорогую компактную машину «для народного пользования». Таким автомобилем стал ЗАЗ-965, созданный на Запорожском автозаводе.
За основу конструкторы взяли популярный в те годы Fiat-600. Но к чести отечественных конструкторов следует отметить, что их детище (в народе прозванное «Горбатым Запорожцем») не являлось слепой калькой «итальянца». Многие технические узлы были серьёзно изменены.
Как только модель в 1960 году была запущена в серию, обнаружилось, что у «народного автомобиля» довольно много недостатков:
965-й Запорожец вдохновил разработчиков на следующие эксперименты, и в 1966 году был выпущен ЗАЗ-966 – «Ушастый Запорожец». Своё прозвище этот внешне сходный с Шевроле Corvatic седан получил за крупные выделяющиеся на фоне остальных обводов автомобиля воздухозаборники.
ЗИЛ-111
Идея «догнать и перегнать Соединённые Штаты» в 60-е годы была краеугольной для развития автомобильной промышленности СССР.
К середине XX века сталинский «ЗИС-110» уже был устаревшим автомобилем, и тогдашний Первый секретарь партии Хрущёв потребовал разработать для правящей верхушки страны «автомобиль, как у президента США, но лучше». В результате появился ЗИЛ-111.
На момент своего выпуска этот автомобиль являлся синтезом всех лучших наработок отечественного автопрома. Восьмицилиндровый двигатель поставлялся в паре с кнопочной автоматической трансмиссией и рулевым гидроусилителем. Пассажирский салон был рассчитан на семь мест и отличался повышенным уровнем комфорта.
Модель не смогла избежать обычной для советского автопрома «болезни списывания»: как и большинство отечественных автомобилей, ЗИЛ-111 был подозрительно похож на импортные авто, в данном случае – Cadillac.
Впрочем, справедливости ради стоит добавить, что подобным образом грешили не только советские автоконструкторы. Например, когда китайцы выпустили собственный автомобиль для представительских целей, он уже подозрительно напоминал советский ЗИЛ-111.
ВАЗ-2101
ВАЗ-2101 – первую модель «Жигулей» по праву называют «самым народным авто СССР». Знаменитая «Копейка» (так прозвали автомобиль в СССР) была любима не только у себя на родине, но и в так называемых странах соцлагеря.
За основу модели дизайнеры взяли итальянский Fiat, в конструкцию которого разработчики внесли более восьмисот изменений, многие из которых оказались настолько хороши, что в дальнейшем использовались теми же итальянцами в процессе выпуска последующих моделей.
ВАЗ-2108 («Зубило»)
На смену ВАЗ-2101 пришла модель 2108 – «Зубило», названная так за характерную, на тот момент непривычную форму. Легендарность этого автомобиля связана с криминалитетом «перестроечных» лет, который предпочитал именно эту переднеприводную модель с «хищным» экстерьером.
Интересным фактом является сотрудничество конструкторского бюро с компаниями UTS и Porsche: многие технические узлы автомобиля разрабатывались с помощью этих иностранных компаний.
Объём средств, уплаченный иностранцам за сотрудничество, не разглашался, но, как говорят, позволил тому же Porsche обзавестись полноценной аэродинамической трубой для испытаний собственных моделей автомобилей.
ВАЗ-2121 («Нива»)
«Нива» – первый малогабаритный внедорожник не только в СССР, но и во всём мире. Считается, что эпоха кроссоверов началась именно с этой модели. Постоянный полный привод был реализован на этих автомобилях из соображений экономии и для того, чтобы снизить нагрузку на трансмиссию.
Модель полюбили не только в России, но и в Европе. Стоимость тюнингованных «Нив» в Европе доходила до стоимости «Мерседесов» – спрос на модель был достаточно велик.
Заключение
Бесспорно, мы привыкли воспринимать автопром времён СССР как нечто недостаточно развитое, а советские автомобили – «списанные» с зарубежных. Но не стоит забывать о том, что у советских автопроизводителей были свои модели-легенды, обладающие собственными достоинствами, интересные, иногда – успешные, оставившие свой след в истории страны.
Видео про старые советские автомобили: