Лучший гонщик на мотоцикле

MotoGP

Каждый из нас ждёт лета не только для покатушек по раскалённому асфальту, но и для просмотра по телевизору наших любимых гонок MotoGP. После просмотра хочется обсудить тот или иной момент гонки, а с кем? Этот блог именно для этих целей. Фанаты MotoGP вливайтесь!

Администраторы (1)

Модераторы (0)

Читатели (754)

MotoGP → Самые титулованные мотогонщики

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Никогда не интересовался вопросом, кто же самый титулованный гонщик в мире. Мы все знаем Валентино Росси, но даже такой великий человек, живая легенда далек от первой строчки. Я нашел список самых титулованных гонщиков, которые участвовали в гонках под руководством федерации FIM. Сюда входят дорожные гонки, мотокросс, триал, эндуро и трековые гонки.

1. Джакомо Агостини (Giacomo Agostini, Италия) — 15 титулов в гонках Гран При
• 7 в 350сс (1968-1974)
• 8 в 500сс (1966-1972, 1975)

2. Анхель Нието (Angel Nieto, Испания) — 13 титулов в гонках Гран При
• 6 в 50сс (1969, 1970, 1972, 1975-1977)
• 7 в 125сс (1971, 1972, 1979, 1981-1984)

3. Юхи Салминена (Juha Salminen, Финлядния) — 12 титулов в Эндуро
• 2 в 125cc (1999, 2000)
• 1 в 250cc (2001)
• 1 в 400cc (2002)
• 1 в свыше 500cc (2003)
• 1 в E2 (2004)
• 1 в E1 (2007)
• 5 в общем классе (2000 — 2004)

4. Майк Хейлвуд (Mike Hailwood, Великобритания) — Гран При, TTF-1 — 10 титулов
• 3 в 250cc (1961, 1966, 1967)
• 2 в 350cc (1966, 1967)
• 4 в 500cc (1962-1965)
• 1 в TTF-1 (1978)

5. Стефан Эвертс (Stefan Everts, Бельгия) — Мотокросс, 10 титулов
• 1 в 125cc (1991)
• 3 в 250cc (1995-1997)
• 2 в 500cc (2001, 2002)
• 4 в MX1 (2003-2006)

6. Валентино Росси (Valentino Rossi, Италия) — Гран При, 9 титулов
• 1 в 125cc (1997)
• 1 в 250cc (1999)
• 1 в 500cc (2001)
• 6 в MotoGP (2002-2005, 2008, 2009)

7. Карло Уббиали (Carlo Ubbiali, Италия) — Гран При, 9 титулов
• 6 в 125cc (1951, 1955, 1956, 1958-1960)
• 3 в 250cc (1956, 1959, 1960)

8. Айвен Мейджер (Ivan Mauger, Новая Зеландия) — Speedway, Long Track — 9 титулов
• 6 в Speedway(1968 — 1970, 1972, 1977, 1979)
• 3 в Long Track (1971, 1972, 1976)

9. Фил Рид (Phil Read, Великобритания) — Гран При, TTF-1 — 8 титулов
• 4 в 250cc (1964, 1965, 1968, 1971)
• 1 в 125cc (1968)
• 2 в 500cc (1973, 1974)
• 1 в TTF-1 (1977)

10. Дуги Лампкин (Dougie Lampkin, Великобритания) — триал, 8 титулов
• 7 в Trial (1997-2003)
• 1 в Indoor Trial (2001)

11. Герд Рисс (Gerd Riss, Германия) — Long Track, 8 титулов
• 1991, 1996, 1999, 2001, 2004, 2007 — 2009

12. Джон Сюртис (John Surtees, Великобритания) — Гран При, 7 титулов
• 4 в 500cc (1956, 1958 — 1960)
• 3 в 350cc (1958 — 1960)

13. Рольф Биланд (Rolf Biland, Швейцария) — Гран При, 7 титулов
• Сайдкар (1978, 1979, 1981, 1983, 1992 — 1994)

14. Карл Фогарти (Carl Fogarty, Великобритания) — SBK, Endurance, TTF-1 — 7 титулов
• 4 в Супербайке (1994, 1995, 1998, 1999)
• 1 в Endurance (1992)
• 2 в TTF-1 (1988, 1989)

15. Даниэль Вилемсен (Daniel Willemsen, Нидерланды) — Sidecar Motocross, 7 титулов
• 7 в Sidecar MX (1999, 2003 — 2008)

16. Тони Боу (Toni Bou, Испания) — Trial, Indoor Trial, 7 титулов
• 3 в Tria (2007 — 2009)
• 4 в Indoor Trial (2007 — 2010)

17. Джорди Тарес (Jordi Tarres, Испания) — Триал, 7 титулов
• 7 в Триале (1987, 1989 — 1991, 1993 к 1995)

18. Кари Тиайнен (Kari Tiainen, Финляндия) — Эндуро, 7 титулов
• 2 в 250cc (1990, 1991)
• 1 в 1250cc (1992)
• 4 в по 500cc (1994, 1995, 1997, 2000)

19. Андерс Эрикссон (Швеция) — Enduro — 7 названий
• 2 в 350cc (1995, 1996)
• 4 в по 500cc (1998, 1999, 2001, 2002)
• 1 в 400cc (2003)

20. Джефф Дьюк (Geoff Duke, Великобритания) — Гран При, 6 титулов
• 2 в 350cc (1951, 1952)
• 4 в 500cc (1951, 1953 — 1955)

21. Джим Рэдман (Jim Redman, Родезия) — Гран При, 6 титулов
• 2 в 250cc (1962, 1963)
• 4 в 350cc (1962 — 1965)

22. Клаус Эндерс (Klaus Enders, Германия) — Гран При, 6 титулов
• 6 в Сайдкаре (1967, 1969, 1970, 1972- 974)

23. Джоель Роберт (el Robert, Бельгия) — Мотокросс, 6 титулов
• 6 в 250cc (1964, 1968 — 1972)

24. Адам Рага (Adam Raga, Испания) — Trial, Indoor Trial, 6 титулов
• 4 в Indoor Trial (2003 — 2006)
• 2 в Триале (2005, 2006)

25. Джованни Сала (Giovanni Sala, Италия) — Эндуро, 6 титулов
• 1 в 500cc (1993)
• 2 в свыше 175cc (1994, 1995)
• 1 в двухтактный 250cc (1998)
• 1 в общем классе (1998)
• 1 в 400cc (1999)

26. Тони Рикардссон (Tony Rickardsson, Швеция) — Спидвей, 6 титулов
• 1994, 1998, 1999, 2001, 2002, 2005

27. Николай Красников (Россия) — Гонки на льду, 6 титулов
• 2005 — 2010

28. Мик Дуэйн (Michael Doohan, Австралия) — Гран При, 5 титулов
• 5 в 500cc (1994 — 1998)

29. Антон Манг (Anton Mang, Германия) — Гран При, 5 титулов
• 3 в 250cc (1980, 1981, 1987)
• 2 в 350cc (1981, 1982)

30. Стивен Вебстер (Stephen Webster, Великобритания) — Гран При, 5 титулов
• 5 в гонках на мотоциклах с колясках (1987 — 1989, 1991, 2003)

31. Джои Данлопа (Joey Dunlop, Великобритания) — TTF-1, 5 титулов
• 1982 — 1986

32. Роже де Косте (Бельгия) — Мотокросс — 5 названий
• 5 в 500cc (1971 — 1973, 1975, 1976)

33. Роджер ДеКостер (Roger DeCoster, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов
• 2 в 250cc (1980, 1983)
• 3 в 500cc (1987, 1991, 1992)

34. Georges Jobé (Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов
• 2 в 250cc (1980, 1983)
• 3 в 500cc (1987, 1991, 1992)

35. Эрик Гебоерс (Eric Geboers, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов
• 2в 125cc (1982, 1983)
• 1 в 250cc (1987)
• 2 в 500cc (1988, 1990)

36. Жоель Сметс (Joël Smets, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов
• 5 в 500cc (1995, 1997, 1998, 2000, 2003)

Источник

Федерация Мотоциклетного Спорта России

Федерация
Мотоциклетного
Спорта России

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Самые известные мотогонщики России: Евгений Бобрышев

Евгений Бобрышев – настоящий потомственный мотогонщик, унаследовавший от своего отца, Евгения Бобрышева-старшего, не только любовь к «железным коням», но и талант в их «укрощении», без которого ему едва ли бы удалось стать мастером спорта международного класса и одним из самых известных кроссменов не просто России, но и мира.

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

На старт!

Евгений родился в городке Кондрово Калужской области в 1987 году. Появись на свет он в другом небольшом райцентре, о карьере профессионального спортсмена можно было только мечтать, но в этом случае все сложилось крайне удачно. По-настоящему огромную роль в жизни будущей звезды мотокросса сыграл отец – известный советский мотогонщик Евгений Бобрышев-старший, который не только с самых ранних лет направлял и поддерживал сына, но и собственноручно сконструировал трассу в родном Кондрово и участвовал в организации местных этапов соревнований.

Бобрышев-младший оказался за рулем своего первого мотоцикла уже в 7-летнем возрасте. Видя, насколько новое увлечение понравилось сыну, отец решил развивать его потенциал всеми доступными способами. В частности, настоящим началом мотоциклетной карьеры молодого гонщика можно считать небольшие областные соревнования по мотокроссу, в которых он не раз занимал первое место.

Россией список соревнований юного кроссмена не ограничился. Благодаря проекту «ЮКОС-мотоспорт», поддерживающему молодых перспективных мотогонщиков, ему удалось принять участие в зарубежных гонках. Например, уже в 2002 году Женя попробовал свои силы в Чемпионате Мира по мотокроссу, прошедшем в Австрии. И пусть серьезных успехов он не добился – по итогам двух заездов ему не удалось подняться выше 6 строчки – само участие в соревновании подобного масштаба принесло ценный опыт.

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Как впоследствии признавался Евгений, в детстве и юношестве при участии в российских соревнованиях различного масштаба ему даже не приходилось много тренироваться – можно было легко оказаться победителем абсолютно не уделяя времени предварительной подготовке. Причина этому – относительно небольшая конкуренция, особенно среди молодых гонщиков. Кто-то может расценивать подобное стечение обстоятельств как преимущество и залог легкой победы, но для спортсмена, желающего добиться существенных результатов на мировом уровне, без борьбы с сильнейшими конкурентами и, соответственно, тяжелых тренировок обойтись попросту нельзя, что и доказало первое участие в событии мирового масштаба.

Внезапная рокировка

За серией отечественных побед и зарубежных неудач, которые, тем не менее, показали талант юного кроссмена, последовала достаточно неожиданная рокировка. В 2003 году по решению руководства «ЮКОС-мотоспорт» Евгений Бобрышев пересел с легкого кроссового мотоцикла на более мощный шоссейный для того, чтобы представлять команду в Чемпионате России по ШКМГ в классе 125 см 3 (SS400). Несмотря на то, что между мотокроссом и шоссейно-кольцевыми гонками общего достаточно мало, Жене и здесь удалось показать свой талант: уже в первом этапе он выбился в лидеры, а затем и окончательно доказал мастерство, став победителем всего Чемпионата. К слову, благодаря его стараниям победу практически с двойным отрывом одержала в командном зачете и «ЮКОС-мотоспорт».

На удивление, громкая победа не заставила спортсмена отвернуться от ставшего уже родным мотокросса. Из-за отсутствия хорошей тренировочной базы в России, общего низкого уровня развития ШКМГ в стране и настоящей любви к тяжелым условиям кроссовых заездов он решил отказаться от дальнейшего развития в направлении шоссейных гонок.

Обратно на родное бездорожье

Немалую роль в этом решении сыграл и переезд в Нидерланды, случившийся в 2005 году, который позволил Евгению выйти на новый уровень в ставшем уже родным мотокроссе – в том же году он принял участие в Чемпионате Европы в классе EMX2.

К сожалению, на победу он даже не претендовал и в итоге занял лишь 18 позицию – сказался недостаток тренировок. Впрочем, подобную неудачу едва ли стоит расценивать как серьезное поражение. Наоборот, серьезный вызов заставил Евгения еще больше работать над собой и в следующем году вновь выйти на трассу Чемпионата Европы. Впрочем, и эта попытка не стала триумфом и принесла лишь 12 место в итоговом зачете.

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Новый поворот

В 2010 году российско-голландского гонщика заметило руководство мотокоманды более высокого уровня CAS Honda, имеющей заводскую поддержку знаменитого японского бренда. Вместе с ней Евгению удалось перешагнуть в следующий, теперь уже премьер-класс, MX1. Поддержка новой команды практически мгновенно принесла плоды: по итогам года Бобрышев вошел в ТОП-10 ЧМ MX1. Как результат – официальное приглашение в заводскую команду «Хонды» – Honda World Motocross (она де Team HRC). Именно сотрудничество с ней позволило ему добиться наивысших результатов:

После завершения Чемпионата Мира по мотокроссу 2017 года сотрудничество Team HRC с Евгением внезапно прекратилось. Вполне возможно, что строгое и расчетливое японское руководство оказалось недовольно его успехами. Впрочем, без поддержки спортсмен не остался – его пригласили в BOS GP – частную команду из Франции, также участвующую в MXGP. Более того, цель ее участия в престижном чемпионате оказалась весьма неожиданной – так производитель подвесок и амортизаторов, являвшийся основателем мотокоманды, решил испытать свои наработки «в поле».

Вместе с новыми соратниками в 2018 году Евгений Бобрышев вновь стал Чемпионом Великобритании по мотокроссу в классе MX1. В 2019 контракт с ним был продлен, но уже 12 января гонщик упал во время тренировки и сильно повредил правую кисть. Из-за этого он был вынужден пропустить ряд соревнований и даже после возвращения выступать далеко не в полную силу. И словно в подтверждение тому, что возвращаться на трассу ему еще рано, первый же заезд квалификации MXGPRussia обернулся для него новой травмой – в результате падения он получил закрытый перелом голени правой ноги и выбыл из соревнований до конца сезона.

Как бы то ни было, сейчас Евгений вернулся в седло. В самом конце прошлого года он подписал контракт с новой командой – PAR Homes RFX Racing, вместе с которой в 2020 планировал снова принять участие в Чемпионатах Мира и Великобритании, сильно «задерживающихся» в свете последних событий. Как бы то ни было, Бобрышев не планирует останавливаться на достигнутом и обязательно вернется на европейские трассы после завершения пандемии.

Источник

Они были первыми. Советские мотогонщики в Больших Призах

Сейчас это кажется фантастикой, но почти полвека назад советские спортсмены выступали в чемпионате мира по кольцевым мотогонкам. И даже добивались неплохих результатов. Причём стартовали они на отечественной технике

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

Впервые эта статья появилась на Motorsport.com 2 января 2016 года. Сегодня мы публикуем ее повторно. Курсивом выделен текст, которого не было в изначальной публикации

Стоит сразу оговориться: эти выступления эти носили эпизодический характер. Гонщики из СССР с высочайшего соизволения ДОСААФ принимали участие только в этапах в Германии, Чехословакии и Финляндии.

Впервые наши мотогонщики получили возможность сравнить свои силы с западными спортсменами в конце 50-х годов прошлого века. Окно в Европу для советских мастеров скорости прорубил Борис Фёдорович Трамм: в то время он получил должность вице-президента Международной мотоциклетной федерации (FIM).

А в 1962 году на Гран При ГДР состоялся дебют в чемпионате мира первого представителя Советского Союза. На трассе Заксенринг Николай Севастьянов за рулём серпуховского мотоцикла ЦКЭБ принял участие в гонках сразу двух классов – 250 и 350 куб. см.

Этот мотоцикл создавался в содружестве с чехословацкими инженерами, а потому очень напоминал Jawa. В обоих заездах Севастьянов попал в зачётную шестёрку (тогда очки присуждались первым шести пилотам), финишировав на пятом и шестом местах соответственно.

В следующем году Севастьянов на серпуховском мотоцикле С-360 принял участие уже в двух Гран При – в ГДР и Финляндии. В Восточной Германии он финишировал пятым в классе 350 «кубиков», а в Тампере стал четвёртым в этой же категории и заработал очко за шестое место в заезде «пятисоток».

В 1964 году ЦК КПСС и Совет министров выпустили постановление, в котором говорилось, что советские гонщики на отечественных мотоциклах в ближайшее время должны занять ведущие позиции в мировом первенстве. Из бюджета выделили средства на создание новой модели С-364 «Восток», оснащённой рядной «четвёркой» с двумя распределительными валами, сборным коленвалом и трёхклапанными головками цилиндров.

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

В дебютном для этого мотоцикла Гран При ГДР Николай Севастьянов и эстонец Эндель Кийса заняли в квалификации второе и третье места. В гонке 500-кубового класса Севастьянов финишировал четвёртым. Он повторил этот результат в Финляндии, а Кийса занял там третье место в категории 350 куб. см – впервые пилот из СССР поднялся на подиум этапа чемпионата мира по кольцевым мотогонкам. Через год на Гран При Чехословакии в Брно это достижение повторил Севастьянов.

А на Большом Призе ФРГ, который проходил на Северной петле Нюрбургринга, Кийса выиграл квалификацию в классе 350 «кубиков». Правда, реализовать преимущество поула ему не удалось – в гонке он финишировал только пятым.

Увы, несмотря на впечатляющее начало, советская «верхушка» быстро потеряла интерес к мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского ВНИИМотопрома. Севастьянов и Кийса на модифицированных мотоциклах «Восток» С-565 (объём двигателя был увеличен с 350-ти до 494 «кубиков», а его мощность достигла 80 л.с. вместо прежних 59-ти) провели ещё только два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвёртое место на Гран При Финляндии 1968 года, а Эндель финишировал десятым год спустя в Восточной Германии.

Читайте также:

Три года гостей из СССР не было видно в паддоке, но в 1972-м на старте Гран При ГДР в классе 50 «кубиков» (была тогда и такая категория) вновь появились советские гонщики за рулём советской техники. Эдуард Борисенко и Александр Смертин на мотоциклах «Рига», оснащённых одноцилиндровый мотором с воздушным охлаждением, финишировали на седьмой и 11-й позициях соответственно.

Благодаря этому Борисенко даже заработал четыре очка в зачёт мирового первенства: к тому времени баллы присуждались уже первой десятке. Но, увы, продолжения не последовало и здесь – после этого советский мотогонщик выходил на старт Гран При лишь однажды, когда на Гран При Бельгии 1976 года выступил эстонец Мати Рейнуп на MZ.

Новейшая история

Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть фото Лучший гонщик на мотоцикле. Смотреть картинку Лучший гонщик на мотоцикле. Картинка про Лучший гонщик на мотоцикле. Фото Лучший гонщик на мотоцикле

В XXI веке наши гонщики снова появились в гонках Гран При. В 2009-м Владимир Леонов совместно с российской командой Vector Racing дебютировал в классе 250 куб. см, а в следующем году продолжил выступления в пришедшей ему на смену категории Moto2.

Однако за два неполных сезона «Хоттабычу», как прозвали москвича, удалось заработать всего девять очков. Его лучшим результатом стало десятое место на ГП Франции-2009. В середине 2010-го владелец Vector Владимир Трущенков решил закрыть проект.

Леонов впоследствии присоединился к другому отечественному коллективу Yakhnich Motorsport и выступал в мировом Суперспорте, отметившись двумя визитами на подиум.

Также в 2010-м в Moto2 стартовал бывший партнёр Леонова по Vector Владимир Иванов – уроженец Ленинграда в интересах спонсора выступал в том сезоне под флагом Украины. По итогам сезона «Ветерок» заработал пару очков за 14-е место в Германии.

А в сезоне-2014 в Кубке новичков MotoGP приняли участие россиянин Макар Юрченко и украинец Никита Калинин.

Источник

Великая и смертоносная гонка Tourist Trophy на острове Мэн

«Визитная карточка» крошечного острова Мэн в Ирландском море — не единственная дорожная гонка, но именно она по праву считается самым знаменитым соревнованием среди себе подобных. Ежегодно сюда съезжаются двухколесные легионы и просто интересующиеся чтобы воочию увидеть подвиги уникальных личностей. Кто-то называет их героями, воинами, рыцарями и современными гладиаторами. Другие же презрительно считают «безумцами, ни за что расстающихся со своей жизнью». Третьи просто молчат с комом в горле и пытаются понять, как можно нестись на спортбайках со скоростями под 300 км/ч, оставляя позади дома, деревья, каменные ограждения и крутые обрывы.

История TT началась на заре XX века после того, как британский парламент соответствующим указом запретил гонки на дорогах. Ситуация сэру Джулиану Орду, секретарю Automobile Club of Great Britain and Ireland не понравилась, и он обратил свой взор на остров Мэн, где по-прежнему можно было откручивать ручку газа до упора. Первое соревнование состоялось в 1907 году на маршруте Highlands общей протяженностью 52,15 мили (около 84 км). Участники выступали в классе на одноцилиндровых мотоциклах, способных ездить со средней скоростью 90 миль/ч (145 км/ч), и машинах с «двойками», в среднем выжимающих 75 миль/ч (121 км/ч). Первый «одноцилиндровый» заезд на 15,85-мильной дистанции (25,5 км) St John Course записал за собой Чарльз Кольер на Matchless, а в двухцилиндровой категории победил Рем Фаулер на Norton.

В 1911-м «Турист Трофи» переехала на Snaefell Mountain Course, который во многом повторяет современную трассу. Гонка не проводилась в период Второй мировой войны и вернулась только в 1947-м, быстро наверстав годы безмолвия. Популярность росла, благо соревнование включили в состав Мирового чемпионата, а конец пятидесятых – начало шестидесятых и вовсе стали золотой эпохой. В те времена на дорогах острова сражались такие легенды, как шестикратный победитель Джон Сертис, Майк Хэйлвуд, занимавший первое место 14 раз, и сверхчеловек Джакомо Агостини — «Аго» брал золото на TT десять раз и завоевал 15 чемпионских титулов в мировом шоссейно-кольцевом первенстве. Кроме того, в 1959 году в состязание пришла Honda, а следом за ней соперники-земляки, что также способствовало привлечению внимания к дикому дерби.

Современный Isle of Man Tourist Trophy разделен на классы. Официальный регламент 2020 года разрешает участвовать в топовых категориях Superbike TT и Senior TT на мотоциклах массой минимум 165 кг с трех- и четырехцилиндровыми двигателями объемом 750–1000 «кубиков», а также с «двойками» объемом 850–1200 куб. см. Требования по доработкам достаточно либеральные — например, можно вносить изменения в двигатель, подвеску и тормозную систему. Как правило, отношения в данных категориях выясняют «злые литры» мощностью свыше 200 л.с. на базе серийных моделей от BMW, Honda, Kawasaki, Norton, Suter, Suzuki и Yamaha. Едут они много и очень быстро — наматывают шесть кругов общей протяженностью 226,38 миль (364,3 км).

Класс Supersport TT открыт для машин весом не менее 161 кг с 400–600-кубовыми «четверками», трехцилиндровыми двигателями объемом 500–675 куб. см и двухцилиндровыми в 600–750 куб. см. В силу предложений мотопроизводителей, большую карту здесь разыгрывают «шестисотки». Победитель определяется на четырех кругах (150,92 миль или 242,9 км). Аналогичная дистанция регламентирована и для пилотов, гоняющих на мотоциклах класса Superstock TT, максимально приближенным к спортбайкам, которые можно купить у ближайшего дилера. На старт допускаются снаряды с минимальной «сухой» массой 172 кг, вооруженные трех- и четырехцилиндровыми моторами объемом 750–1000 «кубиков». Впрочем, не запрещено выезжать и на 850–1200-кубовых двухцилиндровых монстрах

Наконец, предусмотрена категория Lightweight TT для техники с двухцилиндровыми агрегатами объемом до 650 куб. см, а также «электрический» зачет TT Zero. Заезды сайдкаров, чудищ с боковым прицепом — особое украшение «Турист Трофи». Их экипаж состоит из непосредственно водителя и его «ассистента», восседающего в коляске и постоянно меняющего положение тела для прохождения поворотов.

Но лучше всего находиться здесь, видеть и слышать. Злобный и жесткий вой приближающихся спортбайков надвигается неумолимо. Он ощутим буквально физически, словно все окружающее пространство заполнили мириады крошечных острых игл. Спустя мгновения мимо проносятся сотни килограммов пластика, металла и резины, накрепко слившиеся с человеческими телами в единый организм. Считанные секунды, и они растворяются вдали, оставив за собой лишь повисшее в воздухе эхо.

По словам нашего соотечественника Алексея, который выполнял на TT почетную роль маршала (смотрите документальный минифильм «Гонки ТТ. Путешествие на мотоциклах из Москвы» с его участием на YouTube), дорожная гонка на острове Мэн предельно сложна. Стиль пилотирования, который она диктует, не похож на технику управления мотоциклом в шоссейно-кольцевых соревнованиях. Здесь приходится раньше тормозить, но скорость прохождения поворотов выше, нежели в «кольце». Прибавьте к этому стены домов, деревья и объекты инфраструктуры, находящиеся в «непосредственной близости» от бренного человеческого тела, прошивающего время и пространство на экстремальных скоростях.

Неудивительно, что в TT погибают, причем список жертв и уровень смертности поистине шокируют. За все время проведения гонки она унесла жизни 260 спортсменов. Mountain Course практически каждый год собирает свою кровавую жатву. Одним из самых страшных стал 2005-й, когда погибло — внимание! — девять человек. Не потому ли старт так сильно отличается от того, что мы видим перед началом MotoGP? Родные и друзья прощаются с гонщиками так, словно те уходят на войну и неизвестно, вернутся ли. Течение времени перед началом заездов как будто замирает — секунды превращаются в тягучую карамельную субстанцию с терпким привкусом. Седовласый Пол Кермоуд, официальная должность которого называется не иначе как start line controller («контролёр стартовой линии»), помогает пилотам стартовать последние полтора десятилетия. Он по-отечески хлопает их по плечу и тем самым дает отмашку — отправляет к финишу трассы или жизни.

Isle of Man TT — это соревнование, где все внимание сфокусировано на людях. Ни один мотоцикл не позволит показать поразительный результат, если у спортсмена нет несгибаемого внутреннего стержня, феноменальной силы воли, мужества и мастерства пилотирования. Здесь есть свои герои, легенды и яркие личности, на долю которых выпало немало испытаний. Один из них — харизматичнейший Гай Мартин. Скорость, с которой иногда говорит этот тип с пронзительным взглядом и бакенбардами Александра Сергеевича Пушкина, не уступает темпу прохождения трассы.

Уроженец Линкольншира — душа Isle of Man TT и настоящий воин, побывавший в суровых передрягах. Он поднимался на «тумбочку» 17 раз, но пока еще не побеждал, хотя не раз был очень близок к триумфу. В 2010 году он угодил в страшную аварию на скорости предположительно около 250 км/ч. Мотоцикл сгорел, а Гай получил травмы и чудом остался жив. В 2017 году c пилотом произошел неприятный инцидент — осаживая перед поворотом свой новый Honda CBR1000RR Fireblade и понижая ступени в коробке передач, он не нашел ничего кроме бесконечных «нейтралей». После падения Мартин был совершенно обескуражен и зол. Аналогичные чувства, полагаем, испытывал не он один – накануне на North West 200 из-за технической неисправности упал многоопытный Джон МакГиннесс, занимающий второе место в списке самых титулованных пилотов TT.

Другой талантливейший спортсмен — северный ирландец Майкл Данлоп, представитель знаменитой гоночной династии. Самым прославленным его родственником был дядя Джои, легенда и настоящий король острова Мэн. Он вошел в историю как самый результативный участник TT, записав на свой счет рекордные 26 побед. Жизнь Джои Данлопа оборвалась в 2000 году на состязании в Эстонии. Похороны по грандиозности не уступали гоночной карьере пилота — проститься с ним пришли пятьдесят тысяч человек. По версии издания Motorcycle News, Джои входит в пятерку величайших райдеров после Валентино Росси. Восемь лет спустя на тренировочных заездах перед дорожной гонкой North West 200 разбился Роберт, отец Майкла, а летом 2018-го из Ирландии пришла еще одна страшная весть — во время практики, предваряющей Skerries 100, погиб Уильям, брат Майка.

В настоящее время Данлоп — один из лучших гонщиков на TT. В его активе 19 побед и ряд впечатляющих достижений. В 2018 году он установил несколько рекордов круга в разных классах. Так, например, он показал 17 минут 31,328 секунды со средней скоростью 207,922 км/ч в седле «шестисотки» Honda CBR600RR (Supersport TT). Шесть кругов Майкл и его BMW S 1000 RR (Superbike TT) преодолели за 1 час 44 минуты и 13,398 секунды со средней скоростью 209,736 км/ч. Впрочем, абсолютный рекорд круга и трассы удерживает Питер Хикмен – 16 минут 42,778 секунды (217,989 км/ч) и шесть кругов за 1 час 43 минуты 8,065 секунды (211,951 км/ч) соответственно.

Конору Камминсу, в отличие от своего именитого соперника, пока еще не доводилось побеждать, хотя он четырежды поднимался на подиум. Несмотря на сравнительно скромные достижения, уроженец острова Мэн заставляет вспоминать о себе всякий раз, когда речь заходит про титановый характер и силу воли. Конор стал особенно знаменитым после событий очень непростого 2010 года. Тогда он угодил в чудовищную аварию — в затяжном правом повороте красно-зеленый Kawasaki слизнуло с дороги на скорости около 240 км/ч. Райдер и байк, кувыркаясь, полетели с холма, распугивая пасущихся неподалеку овец. После операций Камминс отправил рентгены авторитетному британскому изданию Motorcycle News – позже их опубликовали с пометкой «не для слабонервных». Ужаснуться было от чего. Юноша сломал пять позвонков, некоторые оказались раздробленными. Врачи возились со спиной одиннадцать часов, интегрировав в позвоночник металлический «каркас» с двумя 10-дюймовыми стержнями, без которых есть риск смещения и паралича. С левой рукой и коленом тоже получилось не очень хорошо — «железа» прибавилось и там.

Инцидент и страшные травмы спортсмена не сломили — он продолжает выступать в смертоносной гонке, как и Йен Хатчинсон. Пройдите на улице мимо скромного блондина, и вы никогда не догадаетесь, что он — один из триумфаторов Isle of Man TT. Йен побеждал на TT 16 раз и выиграл в пяти заездах в 2010-м. Но в конце года не повезло и ему — во время очередного этапа Британского Супербайка он упал и получил столь серьезную травму ноги, что речь зашла об ампутации. Такой вариант, перечеркивающий гоночную карьеру, Хатчинсона не устраивал. После интенсивного восстановления он вернулся, но в 2017-м сломал бедро. Думаете, его это остановит?

«Даже сегодня, после всех этих лет, когда я с кем-то говорю о трассе на острове Мэн, у меня просто волосы встают дыбом — это нельзя забыть. Помню свой первый круг на TT. Я словно сорвался и летел в бездонную пропасть головой вниз с обрыва. Я испытал, каково это уметь летать и большую часть трассы ты действительно летишь», — говорит в великолепном фильме TT 3D: Closer to the Edge один из старых участников.

Ему вторит австралиец Кэмерон Дональд: «Ты подъезжаешь к стартовой линии и через десять секунд ты буквально взлетаешь. Это просто фантастика! Это непохоже ни на что, пережитое ни до, ни после». Мгновения эйфории идут рука об руку со смертельным риском. Наверняка каждый, кто видел TT, задавался вопросом — зачем люди занимаются подобным. Как бы банально ни звучало, но гонки и победа над треком — это важнейшая часть их жизни, а вероятность «неблагоприятного» исхода, очевидно, является осознанным и принятым правилом игры. «Рано или поздно приходит момент, когда твое время истекло», — без тени своей ослепительной фирменной улыбки говорит Гай Мартин, вспоминая погибших друзей. Это не бравада, но жесткая личная философия, позволяющая выходить на старт и, очевидно, более-менее спокойно воспринимать происходящее.

В 2020 году Isle of Man Tourist Trophy была отменена из-за пандемии коронавируса, но в 2021-м гонка обещает вернуться. Шоу должно продолжаться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *