Лувр раньше был чем
Лувр раньше был чем
История строительства
Лувр возник в качестве средневековой крепости, построенной при короле Филиппе II Августе в 1190-1202 годы, защищавшей подступы к острову Сите (от неё сохранился т. н. Нижний зал, около 1230-1240; ныне отдел «Средневековый Лувр»). В 1364 году под руководством Р. дю Тампля, архитектора короля Карла V Мудрого, Лувр был расширен и преобразован из крепости в королевскую резиденцию. После сноса крепостного донжона в 1527 году начался длительный процесс возведения нынешнего здания на месте постепенно разбираемых среденевековых частей. В 1546 оду Франциск I назначил главным архитектором нового королевского дворца П. Леско, который на месте среденевекового западного крыла возвёл новое (1548-1556), в стиле французского Ренессанса, украшенное скульптурным декором Ж. Гужона и ставшее первым элементом будущего Квадратного двора Лувра (Cour Carrée). При Генрихе II началось возведение южного крыла, примыкающего к западному крылу, и павильона Короля в месте их пересечения. При Генрихе IV был составлен генеральный план, предполагавший увеличение площади Лувра в 4 раза; началось строительство Большой галереи (1595-1610, архитекторы Б. А. Дюсерсо, Ж.II А. Дюсерсо и Л. Метезо), связывающей Лувр с недавно построенным дворцом Тюильри (с 1564 года, архитектор Ф. Делорм; сгорел в 1871 году). После длительного перерыва в работах Людовик XIII в 1625 году вернулся к осуществлению генерального плана. В 1639 году Ж. Лемерсье удвоил западное крыло Леско и возвёл Павильон часов (Павильон Сюлли); к 1652 году Лемерсье и Л. Лево создали украшение внутренних апартаментов; в 1660-1664 годы Лево завершил Квадратный двор, продлив южное крыло Леско и построив северное и восточное крылья, а в 1668 году были снесены последние части средневковых строений.
В связи с переездом королевского двора в Версаль в 1674 году строительные работы в Лувре были приостановлены, а его помещения заняты различными учреждениями (в 1692 году туда въехали Академия надписей и изящной словесности и Королевская академия живописи и скульптуры, с 1699 года проводились выставки Салонов). Строительство возобновилось только в 1756 году при Людовике XV, когда были завершены крылья Квадратного двора, а Восточная колоннада освобождена от закрывавших её пристроек. Несмотря на то, что в дальнейшем к Лувру продолжали пристраиваться новые части, его облик был определён классицистическими постройками XVII века.
В 1981 году, когда Лувр покинуло последнее немузейное учреждение (Министерство финансов), началось осуществление проекта «Большой Лувр», имевшего целью усовершенствование музейного пространства. Здание подверглось перепланировке (обновлено крыло Ришельё, внутренние дворы перекрыты пропускающими свет крышами, создана подземная торговая галерея Каррузель), в центре двора Наполеона возведён новый вход в виде большой стеклянной пирамиды в окружении трёх малых (1985-1989, архитектор И. М. Пей). В составе исторических памятников Парижа дворец Лувр включён в список Всемирного наследия.
История музея
В качестве королевской резиденции Лувр с XVI вtrf служил местом хранения королевской коллекции произведений искусства. Её основу составляли работы италянских мастеров, вывезенные из Италии либо созданные итальянскими художниками во Франции в XVI веке, коллекции Людовика XIV и его министров А. Ж. дю Плесси Ришельё и Дж. Мазарини (произведения нидерландских художников XVI века, французских, голландских и фламандских мастеров XVII века и др.). В 1791 году декретом революционной Национальной ассамблеи Лувр и Тюильри объявлены местом хранения памятников науки и искусства. В 1793 году в Лувр открыт общедоступный Центральный музей искусств (с 1803 года Музей Наполеона), возглавляемый с 1802 года Д. В. Деноном, который систематизировал и упорядочил имеющееся собрание и способствовал его приумножению, специально приобретая в Италии работы не представленных в Лувре периодов истории искусства. Помимо королевской коллекции в Лувре экспонировались также национализированные во время Французской революции XVIII века собрания эмигрантов и секуляризованная церковная утварь. Экспонаты располагались в Большой галерее (около 500 картин и др.). В 1798 году их число увеличилось за счёт притока произведений искусства, вывезенных из Италии по Толентинскому и Кампоформийскому мирным договорам, а также в результате наполеоновских походов. После падения империи в 1815 году б. ч. реквизированных национальных сокровищ была возвращена, а Музей Наполеона прекратил своё существование.
Ныне Лувр является одним из крупнейших музеев в мире; его собрание представлено в 8 отделах: ближневосточных древностей (памятники искусства Месопотамии, Палестины, Финикии, Персии, Урарту, в т. ч. шумерская «Стела коршунов», аккадская «Стела царя Нарамсина», вавилонская «Стела Хаммурапи», произведения из ассирийского дворца Саргона II в Хорсабаде); искусства Древнего Египта (статуи «Сельский староста», «Сидящий писец», стелы и портреты фараонов Нового царства и др.); искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима (статуи «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», фрагменты «Алтаря мира» императора Августа и др.); исламского искусства; скульптуры (работы Микеланджело, Ж. Гужона, французских скульпторов XVII–XVIII веков, А. Кановы и др.); декоративно- прикладного искусства (майолика, мебель, ювелирные изделия и др.); живописи (произведения художников европ. школ от средних веков до 1848 года, в т. ч. Фра Анджелико, Пьеро делла Франчески, П. Уччелло, С. Боттичелли, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Караваджо, Я. ван Эйка, И. Босха, Рембрандта, Я. Вермера, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Эль Греко, Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Гойи, Ж. и Ф. Клуэ, Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж. О. Фрагонара, Ж. Л. Давида, Т. Жерико, Ж. О. Д. Энгра, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдса); гравюр и рисунков. Филиалами Лувра являются Музей-квартира Э. Делакруа и Музей первобытного искусства стран Азии, Африки, Океании и Америки на набережной Бранли.
Музей Лувр в Париже
История Лувра в Париже
Есть несколько версий происхождения названия. Крепость строили на местности Люпара. Возможно, это слово имеет латинский корень lupus, что означает «волк». По другой версии название произошло от старофранцузского слова lauer (lower) — «сторожевая башня». Известна еще и третья версия, согласно которой название имеет нелатинские корни и переводится как «крепость, форт».
В 1528 г. большая башня была разрушена по приказу короля Франциска I, а еще через 18 лет здание начали перестраивать во дворец.
Смена приоритетов от унылой серости к пышному убранству
В период царствования Франциска I Лувр официально получил статус королевской резиденции. С тех пор его облик и внутреннее убранство становились более роскошными. Архитектор Пьер Леско работал над перестройкой здания Лувра, планировал построить изящные павильоны с колоннами и статуями вместо тяжелых каменных башен. Он сделал внутренний дворик в форме квадрата. С трех сторон дворик окружали бы дворцовые стены, а четвертая оставалась бы открытой. Одним из вариантов было строительство небольшой аркады на четвертой стороне дворика.
Далеко не все планы и проекты Пьеру Леско удалось воплотить в жизнь. Он работал над зданием в течение 32 лет до своей смерти в 1578 г., но успел построить только западное крыло дворца и часть южного. В честь архитектора западное крыло Лувра получило название «крыло Леско».
Вместе с Пьером Леско над строительством и украшением дворца работал скульптор Жан Гужон. Он создал скульптуры, украшающие фасад, и женские фигуры для кафедры в Зале кариатид. Облик, который придали дворцу Леско и Гужон, сохранился до наших дней.
Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
С 1589 г., когда на престол взошел Генрих IV, Лувр начал превращаться в роскошный дворец французских королей. Квадратный внутренний дворик расширился. В 1594 г. здание Лувра соединили с дворцом Тюильри. Большая галерея длиной 210 м соединила два дворца. Над ней работали архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ. На нижнем этаже располагались мастерские и торговые лавки, а при кардинале Ришелье — монетный двор и типография. В XVII в. это место стало пристанищем вольных ремесленников.
Украшение Лувра активно продолжалось в эпоху правления Людовика XIII. Над Большой галереей работал художник Никола Пуссен. Архитектор Жак Лемерсье построил в Лувре павильон с часами и молельню. Он предложил расширить территорию дворца, но воплотить эту идею удалось лишь спустя много лет при Людовике XIV.
Король-Солнце поручил работу над дворцом архитектору Луи Лево. За годы своего труда (1655-1670) мастер увеличил королевский дворец в 4 раза. Живописец Романелли расписал фресками Зал Сезонов и кабинет Анны Австрийской. Художник Шарль Лебрен собственноручно расписывал и украшал залы Аполлоновой галереи. Архитектор Клод Перро построил восточный фасад дворца и колоннаду Лувра. Первый этаж колоннады с аркой посередине держит на себе высокий второй этаж, украшенный парными колоннами в античном коринфском стиле.
Перерождение дворца в музей
Работы по перестройке и украшению Лувра почти прекратились после 1682 г., когда Людовик XIV выбрал в качестве своей резиденции Версаль. Просветители все чаще предлагали превратить Лувр в музей, но случилось это только во время революции. 10 августа 1793 г. двери Лувра впервые были открыты для посетителей.
Дальнейшее строительство возобновилось при Наполеоне Бонапарте. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен построили северное крыло дворца — Павильон Маршан. Окончательные работы над этим зданием завершились в 1852 г. при Наполеоне III. Больше строительством Лувра никто не занимался. Современный вид здание приобрело после пожара, разрушившего дворец Тюильри в 1871 г. В течение многих лет все помещения Лувра были отреставрированы, бывший дворец стал музеем.
Пирамида Лувра
Новый этап реконструкции начался по инициативе президента Ф. Миттерана. Архитектор Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду в Наполеоновском дворике в 1989 г. Это сооружение является точной копией пирамиды Хеопса. Стекло для конструкции было изготовлено по специальному рецепту, благодаря чему пирамида излучает свет. Композиция состоит из большой центральной и трех маленьких пирамид. Между постройками находятся бассейн и фонтан.
Сегодня стеклянная пирамида Лувра играет роль входа в музей. В ней располагаются билетная касса, доски объявлений, службы музея и гардероб.
Наращивание коллекций
Самые первые коллекции были собраны королями. Франциск I приобретал полотна итальянских художников. Еще 200 полотен разных художников Людовик XIV выкупил у известного банкира. Когда музей открыл свои двери для посетителей, его коллекция насчитывала 2500 картин.
В течение долгих лет музейные коллекции постоянно пополнялись шедеврами. Сюда передавались собрания других музеев. Многие знаменитые художники дарили или завещали свои картины Лувру. Некоторые произведения были конфискованы во время революции, добыты в военных походах или найдены в ходе археологических раскопок XIX века.
Сейчас в коллекции Лувра насчитывается около 300 тыс. экспонатов. Среди них в залах выставляются только 35 тыс., потому что многие произведения должны содержаться в особых условиях.
Постоянно открыты 9 выставок:
Сотрудники музея постоянно работают над сохранением шедевров искусства, например, ведется работа по оцифровке картин.
Самые известные картины Лувра
Картина Мона Лиза
Один из самых знаменитых шедевров мировой живописи — картина Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза». Это произведение окутано атмосферой тайны. Загадочная улыбка девушки завораживает и очаровывает зрителя.
Точное время создания картины доподлинно неизвестно: Леонардо работал над ней в период между 1503 и 1519 гг. Выразительное лицо девушки гармонично сочетается с туманным пейзажем фона. На полотне изображена Лиза Герардини, жена богатого флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.
Портрету отвели отдельное помещение. Он хранится в 6-м зале галереи Денон на первом этаже здания.
Коронация Наполеона
Картина Жака Луи Давида «Коронация Наполеона» была создана по заказу Бонапарта в 1805-1808 гг. На полотне изображена торжественная коронация императора Наполеона и его супруги Жозефины по благословению папы римского Пия VII. Художник изобразил всех самых влиятельных особ. В их числе оказалась и мать Наполеона, которой там не было. Картина выполнена в темных бордовых и пурпурных тонах, традиционно символизирующих королевскую власть. Увидеть это полотно можно в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон.
Людовик XIV
Портрет короля Людовика XIV создал французский художник Гиацинт Риго в 1701 г. Яркие и сочные краски, роскошные детали одежды и интерьера указывают на могущество и власть монарха. Работа кисти Г. Риго признана официальным портретом Короля-Солнца. Сейчас эта картина находится в комнате 34 на 2-м этаже крыла Салли.
Картина «Свобода, ведущая народ».
Свобода, ведущая народ
Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» создана в 1830 г. На замысел живописца повлияли события Июльской революции. В центре изображена женщина с флагом — это Марианна, символизирующая Французскую республику. На ее голове фригийский колпак — символ революции 1793 г. Женщина изображается босой и с обнаженной грудью, что символизирует самоотверженность людей. Рядом изображены подросток, рабочий и буржуа: разные люди сплотились в борьбе за свободу. Картина выставлена в комнате 77 на 1-м этаже крыла Денон.
Похищение сабинянок
Знаменитый живописец Никола Пуссен создал картину «Похищение сабинянок» в 1637-1638 гг. Сюжет основан на историческом событии времен основания Рима. Соседние племена не хотели отдавать своих дочерей замуж за римлян. Царь Ромул пригласил сабинян на праздник. Когда гости приехали, их дочери были похищены. Это привело к длительной войне. Прекратить вражду помогли похищенные сабинянки, которые полюбили своих римских мужей и родили детей. Динамичная картина передает острое напряжение и ожесточенность битвы. Полотно можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже в галерее Ришелье.
Брак в Кане Галилейской
Итальянский художник Паоло Веронезе создал картину «Брак в Кане Галилейской» в 1562-1563 гг. В основе лежит евангельский сюжет — Иисус Христос превращает воду в вино во время брачного пира в Кане, неподалеку от Назарета. Картина написана по заказу монахов-бенедиктинцев. На ней художник изобразил многих правителей. Среди музыкантов можно увидеть венецианских художников — Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано и самого Веронезе в белом. Картина располагается напротив Джоконды в 6-м зале на 1-м этаже в галерее Денон.
Портрет художника с чертополохом
Альбрехт Дюрер создал свой автопортрет с чертополохом в 1493 г. На картине двадцатидвухлетний живописец держит в правой руке ветку чертополоха (синеголовика), что символизирует Страсти Христовы, верность и готовность служить Богу. Картину можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже галереи Ришелье.
Женщина перед зеркалом
Картина венецианского живописца Тициана «Женщина перед зеркалом» создана в 1515 г. На ней художник изобразил красивую девушку, расчесывающую длинные золотистые волосы и смотрящую на себя в маленькое зеркало, которое слуга держит перед ней. За спиной девушки есть еще одно большое зеркало. Полотно находится в 7-м зале галереи Денон на 1-м этаже.
Большая одалиска
Произведение создал французский художник Жан Энгр. На картине «Большая одалиска» зритель видит изображение наложницы из восточного гарема. Создавая портрет, художник допустил несколько анатомических неточностей: левая нога девушки неестественно изогнута, правая рука длиннее левой, в спине три лишних позвонка. Смотреть на эту картину можно в комнате 75 на 1-м этаже галереи Денон.
Плот «Медузы»
Картина французского художника Теодора Жерико «Плот «Медузы» написана в 1819 г. На полотне изображено кораблекрушение фрегата «Медуза», случившееся в 1816 г. Пассажиры и моряки эвакуировались на плоту, но выжили среди них немногие. Художник запечатлел самый драматичный момент трагедии — утро последнего дня скитаний плота по морю. Увидеть полотно можно в зале 77 на 1-м этаже в крыле Денон.
Шулер с бубновым тузом
Картина французского художника Жоржа де Латура «Шулер с бубновым тузом» написана в период между 1633 и 1639 гг. Изображение в темных тонах создает ощущение тревоги и напряжения. Герои картины предаются опасным порокам. Шулер и женщины, играющие в карты, стремятся обмануть юношу в дорогих одеждах. По мнению ученых, здесь изображена карточная игра, в которой туз был особенно важной картой. Эту картину можно посмотреть в зале 28 на 2-м этаже галереи Салли.
Знаменитые экспонаты Лувра
Венера Милосская
Древнегреческая мраморная статуя богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры) создана примерно в 130-100 гг. до н.э. В эллинистический период искусства Древней Греции скульптурам придавались реалистичных черты живых людей.
Венера Милосская была найдена археологами в Турции в 1820 г. на острове Милос, после чего французский посол выкупил ее для музея у турецких властей. Статую можно увидеть в отдельной галерее №16 на 1-м этаже в крыле Салли.
Саркофаг муз
Мраморная скульптурная композиция «Саркофаг муз» относится ко II в. до н.э. и создана в Риме. Она предназначена для украшения гробницы. Умерший изображен в окружении муз, которые помогут ему войти в лучшую жизнь. Саркофаг муз хранится в комнате 26 на 1-м этаже галереи Денон.
Ника Самофракийская
Скульптура греческой богини победы Ники создана из мрамора во II в. до н.э. (около 190 г.). Ее изваял скульптор Пифокрит из Линдоса с острова Родос. Нику Самофракийскую обнаружила экспедиция Шарля Шампуазо в 1863 г. на острове Самотраки. Скульптура была расколота на части, поэтому ее пришлось восстанавливать. Ника Самофракийская стоит на лестнице Дарю на 2-м этаже в галерее Денон.
«Рабы» Микеланджело
Две статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» изображают связанных пленников. Первый изо всех сил пытается вырваться из пут, а второй смирился со своей участью. Микеланджело работал над «Рабами» в 1513-1519 гг. Он собирался изваять 6 скульптур, но успел сделать только две. Работа предназначалась для надгробного памятника папе римского Юлия II. Статуи находятся в комнате 4 в галерее Денон.
Лошадь Марли
Динамичную мраморную композицию «Лошадь Марли» изваял скульптор Гильом ле Кусто в 1739-1745 гг. по приказу Людовика XV. Она находится в отдельном мезонине, расположенном в зоне Ришелье.
Крылатые ассирийские быки
Фигуры доброжелательных быков с человеческими головами были созданы в период между 721-705 гг. до н.э. Они стояли у входа во дворец ассирийского царя Саргона II Дур-Шаррукин. Скульптор создал иллюзию движения, добавив каждому быку по одной дополнительной ноге. При виде спереди быки кажутся неподвижными (видны 2 ноги). Сбоку фигура выглядит так, будто бык шагнул вперед (видны 4 ноги). Скульптуры расположены в комнате 4 на 1-м этаже в зоне Ришелье.
Что еще посмотреть в Лувре
Кратер из Антей
Шедевр греческой краснофигурной керамики был создан гончаром Евфронием в 515-510 гг. до н.э. На вазе изображен мифологический сюжет — борьба Геракла с Антеем. На стенках сохранилась подпись создателя. Кратер находится в комнате 43 на 1-м этаже в крыле Салли.
Алмаз Регента
Крупный бриллиант массой 140, 64 карата был найден в Индии в 1698 г. Британский купец продал его регенту Людовика XV герцогу Филиппу II Орлеанскому. Так возникло название алмаза. Сначала он весил 426 карат, но его много раз распиливали и продавали. Сейчас бриллиант можно увидеть в комнате 66 на 1-м этаже в галерее Денон.
Кодекс Хаммурапи
В Лувре можно увидеть базальтовую стелу, созданную в 1792-1750 гг. до н.э. На ней запечатлены законы Вавилона, принятые царем Хаммурапи. Эта стела является одновременно памятником скульптуры, юриспруденции и письменности, поскольку свод законов запечатлен в виде клинописи. Она находится в комнате 3 на 1-м этаже галереи Ришелье.
Апартаменты Наполеона III
Роскошные комнаты Наполеона III, украшены багровым шелком, позолотой и хрусталем. Апартаменты служили ему приемной, а не жилыми помещениями. Увидеть их можно на 2-м этаже в крыле Ришелье.
Бельфегор — призрак Лувра
Со старинным дворцом связано множество легенд. Считается, что ночью по залам и коридорам бродит демон по имени Бельфегор, внушающий людям ужас и отчаяние. Этот призрак вышел из мумии, которую привезли в Лувр в начале XX в. Душа умершего не находит покой, если мумию извлекли из гробницы, поэтому призрак скитается по музею. Эта легенда легла в основу романа Артура Бернеда «Бельфегор», по мотивам которого был снят фильм.
Время работы
Лувр открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00, по средам и пятницам — до 21:45. Но важно помнить, что залы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Выходной день — вторник. Музей закрыт в праздничные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Билеты в музей
Билет можно купить в кассе, расположенной у входа в музей. Он стоит 15 евро. Можно заказать билет онлайн за 17 евро. Продажей билетов занимается не сам музей, а компании-посредники. Можно попасть в Лувр без очереди, купив билет заранее или онлайн.
Бесплатно посетить музей могут дети до 18 лет, малоимущие, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также художники, скульпторы и граждане Евросоюза 18-26 лет. С октября до марта каждое первое воскресенье месяца всем посетителям открыт свободный вход в Лувр.
За 5 евро можно приобрести аудиогид, который подробно расскажет о каждом экспонате. Виртуальная экскурсия по Лувру через сайт музея поможет увидеть мировые шедевры всем, кто не смог приехать в Париж.
На посещение всех залов и выставок столь большого музея понадобится около трех дней. За 2 часа можно увидеть только самые знаменитые шедевры. Идти в музей желательно утром. Вечерние часы подходят для тех, кто не любит стоять в очереди.
Где находится и как добраться
Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.
До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:
Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:
В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.
Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.
Музеи и политика: история парижского Лувра
Высказывание искусствоведа Жоржа Батая о связи музеев и гильотины может показаться крайностью, но на самом деле оно правдиво и показательно. Появление музея Лувр в Париже напрямую связано с французской революцией, чьи сторонники и участники активно использовали гильотины для казни своих врагов. В целом музеи тесно переплетены с политикой и выражением власти и силы. История Лувра наглядно демонстрирует эту связь на протяжении более 200 лет. Доктор исторических наук Элизабет Родини в материале для медиаплатформы SmartHistory рассказала историю одного из самых известных и популярных музеев мира.
В начале были крепость и дворец
До того, как стать музеем, Лувр был дворцом и резиденцией французской монархии. Изначально Лувр строился как крепость, расположенная в стратегически выгодном месте, на берегах реки Сены. Местоположение позволяло наблюдать окрестности и охранять короля Филиппа II Августа (более известного как Филипп Кривой). Так как монархия сосредотачивала свою власть в Париже, Лувр все больше и больше расширялся, чтобы вместить растущий королевский двор. Огромные лабиринты сегодняшнего Лувра — результаты и итоги постоянных расширений, которые продолжались веками. Название «Лувр» не изменилось, хотя его оригинальное значение — от французского loup, что переводится как «волк», — было утеряно.
Ослепительная рама для королевских коллекций
Хотя изначально Лувр не задумывался как музей, долгое время он служил хранилищем произведений искусства. По всему миру монархи использовали коллекции искусства для демонстрации своего богатства, могущества и достижений. Франция не отличалась от других. Члены королевского двора и уважаемые гости могли увидеть знаменитую королевскую коллекцию древних скульптур, а также галереи картин, скульптур, произведений декоративного искусства и технологических чудес. Величайшие художники того времени занимались декором интерьера дворца, создавая ослепительное обрамление для королевских коллекций. Король окружал себя великолепными произведениями искусства, но это говорило о его могуществе, а не о прекрасном вкусе или образовании.
Галерея Аполлона, архитектор Луи Ле Во, начало 1661 года. Фото: Steven Zucker
Искусство и государство
Во Франции создание произведений искусства контролировалось государством — то есть королем и его кабинетом, поэтому Лувр снова играет важную роль. В Лувре располагалась Королевская академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году, — агентство, которое контролировало занятия художников, художественную критику, выставки и продажи. Члены академии встречались в Лувре, чтобы обсудить, какое произведение искусства можно официально одобрить, а избранные представители общественности приглашались на санкционированные государством выставки. Хотя эти собрания, которые назывались «салоны», — предки современных художественных выставок, их содержание тщательно регулировалось, а круг посетителей ограничивался элитой. Таким образом, Лувр оставался крепостью, даже несмотря на свои выставочные площади: управлялся будущий музей правящим классом, а доступ в него в целом был закрыт.
Крепость пробита
Когда в Париже разразилась революция 1789 года, монархи и духовенство стали главной целью народной ярости. Самый популярный инструмент Французской революции, гильотина, отрубала головы быстро и очень драматично. Менее кровавым, но настолько же мощным инструментом был контроль искусства: известно, что головы библейских королей, которые украшали собор Нотр-Дам де Пари, по ошибке были приняты за головы французских королей и жестоко уничтожены. В дополнение к этому тут и там происходили случаи демонстративного уничтожения произведений искусства. Революционеры хотели установить контроль над искусством, грабя коллекции и захватывая исторические, священные места. Церкви и дворцы были национализированы, бывшая знаменитая крепость Лувр преобразована в общественный музей.
Головы королей с фасада собора Нотр-Дам де Пари на выставке в музее Клюни. Фото: Steven Zucker
Изменения были ощутимыми и очень важными. Только представьте, Лувр, который был домом короля и местом хранения всех его сокровищ, теперь был открыт для всех желающих, а те самые сокровища были выставлены на публичное обозрение. Революционеры очень старались подчеркнуть символичность этих изменений. Они открыли музей 10 августа 1773 года в первую годовщину после свержения короля Людовика XVI и открытия мемориальной доски об этом событии. Памятная доска была размещена на двери галереи Аполлона, бывшей ранее королевским приемным залом Людовика XVI, которого еще называли Королем-Солнце (сейчас в зале под сверхпрочным стеклом хранятся королевские драгоценности). Теперь любой гражданин мог прийти и посмотреть Лувр, и послание революционеров было мощным: монархия мертва, ее крепость повержена, а все материальные ценности стали имуществом народа.
Цивилизация, демократия и образование
Это не было лишь заявлением о богатстве, это было заявление о цивилизации, демократии и образовании — эту тройку мы знаем как Просвещение. Посетители Лувра проходят путь развития и становления искусства: от Древнего Египта к Греции, Риму и итальянскому Возрождению. Кульминация этой хронологии, которая прослеживается в просторных коридорах музея, — французская академическая живопись, продвигаемая Королевской академией и ее официальными салонами (выставками). Посетитель, который знакомился с залами и экспонатами музея в нужном порядке, проходил правильную иерархию, в которой Франция была представлена полноправной наследницей всех памятников древней культуры, вершиной культурного прогресса и самой цивилизацией.
«Брак императора Наполеона I с эрцгерцогиней Марией Луизой Австрийской в Большой галерее Лувра. 1 апреля 1810», художник Генрих Рейнхольд, 1810—1811
Наполеон Бонапарт тоже коллекционировал произведения искусств и для этих целей использовал Лувр. Военный лидер, который дослужился до императора Франции в 1804 году, Наполеон полностью осознавал потенциал искусства как признак величия и место Лувра в этой истории. Он украсил залы Лувра своими личными эмблемами и гербом и использовал Лувр как трофейный чемодан, наполняя его добычей, собранной на полях сражений и привезенной из военных кампаний. Статуи папской коллекции из Ватикана, древняя квадрига лошадей из собора Сан Марко в Венеции, археологические находки из экспедиций в Египет были торжественно представлены в Париже и поставлены на пьедестал в Лувре. Наполеоновская пропаганда распространила весть о его приобретениях, называя Францию «Новым Римом». После свержения Наполеона и его высылки из Парижа в 1815 году многие украденные предметы и произведения искусства были возвращены предыдущим владельцам.
Что насчет искусства Африки, Азии, Океании и обеих Америк?
Вопрос, который озадачивает Лувр с первых дней открытия, посвящен темам и видам искусства, которые должны там содержаться. Традиционное западное искусство (Египет, Греция, Рим, Италия эпохи Возрождения) занимали крупное место в коллекции, как и, разумеется, французское искусство. Но другим культурам приходилось соревноваться за право находиться в Лувре. Прежде всего это относится к тем, которые западные каноны не признают, например, искусство французских колоний в XIX веке. Так, африканские предметы искусства были отвергнуты, попав в такие места, как Дворец Шайо. В международном контексте, который в целом посвящен индустриальному развитию, африканское искусство было истолковано как примитив, особенно в сравнении с произведениями, которые приписываются Европе. Многие произведения африканского искусства оказываются в Музее человека, антропологическом филиале Парижского музея естествознания.
Pavillon des Sessions. Фото: Jean-Pierre Dalbéra
Выделяя одни объекты и исключая другие, Лувр не просто решал, что будет храниться в его стенах: Лувр решал, что является искусством, а что нет. Эти суждения выпускались в соответствии с царствующими в то время предрассудками, которые считали традиции, находящиеся за пределами Европы, менее ценными, важными и заслуживающими внимания. Несмотря на то, что такая категоризация имела место быть несколько веков назад, она продолжает влиять на музейный мир и сегодня, особенно в борьбе Франции и других западных государств с колониальным прошлым.
В 1980 году, не без давления, в Лувре открылся Pavillon des Sessions — галереи, посвященные искусству Африки, Океании, Азии и обеих Америк. Хотя галереи были обставлены просторно и со вкусом, они находились вдалеке от классического маршрута, излюбленного посетителями, поэтому оставались наименее посещаемыми и наименее известными. В 2006 году на французское правительство ополчились критики, требующие политической справедливости в виде открытия музея, посвященного искусству, отвергнутому Лувром. Тогда неподалеку от Эйфелевой башни, на лакомом куске парижского рынка недвижимости, был открыт Музей на набережной Бранли (фр. Le musée du quai Branly). Несмотря на свое великолепие и центральное местоположение, многие видят в Музее на набережной Бранли высылку произведений искусства определенных культур.
Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона, архитектор Бэй Юймин
Вопросы, которые остаются
Сегодня Лувр пользуется большой популярностью, ежегодно притягивая миллионы туристов со всего мира, параллельно пытаясь приспособиться к такому наплыву. Архитектор Йо Мин Пей сделал первый неоднозначный шаг, возведя в центре ренессансного двора Лувра громадную стеклянную пирамиду, которая стала служить входом в музей.
В 2017 году многие посетители устраивали «молниеносные» экскурсии («Мона Лиза», Венера Милосская, Ника Самофракийская и «сваливаем»), размахивали селфи-палками (которые сейчас запрещены) и расходились по близлежащим подземным торговым центрам, чтобы перекусить, пройтись по магазинчикам и подзарядить телефон. Некоторые утверждают, что Лувр из музея искусств превратился в туристическую достопримечательность, из места скопления знаний и тихого вдохновения — в место для развлечений; другие же осуждают такие высказывания, относя их к элитизму, оставшемуся со времен французской монархии.
700-й зал Лувра с французской академической живописью XIX века. Фото: Steven Zucker
В действительности такие споры об истинных ценностях музеев и их коллекций разыгрываются в музеях по всему миру. В их основе находятся вопросы о силе и власти. Те, кто контролируют искусство — его вид и форму, доступность и значение — контролируют важную часть культурного содержания, которое определяет нас и наши отношения с прошлым. Должен ли этот контроль исходить от экспертов и ученых, или профессионалам этой сферы следует прислушиваться к голосам толпы? Какую бы позицию вы ни занимали по этому вопросу, ситуация с Лувром дает понять, что запутанные и непростые отношения между художественными музеями и политикой практически одного возраста с самим дворцом.
Dr. Elizabeth Rodini, «2. Museums and politics: the Louvre, Paris,» in Smarthistory, June 1, 2019, accessed July 24, 2019