М61 мотоцикл ирбит мотоцикл
ИМЗ М-61
М-61 Ирбит — советский тяжёлый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1957 по 1961 год.
К ней добавили новенький движок, располагающий рабочим объемом в 650 см3. С обновленным четырехтактным двухцилиндровым оппозитным мотором карбюраторного (в оригинале устанавливался карбюратор «К-38») типа этот стальной скакун мог выдавать аж 28 лошадок. Мотоцикл получил качественный инерционный контактно-масляный воздухоочиститель комбинированного типа, предусматривающий двухступенчатую очистку.
Карданный вал Урала М 61 обустроен эластичной муфтой, а также шарниром, работающем на игольчатых подшипниках. Передаточные числа КПП вышеуказанного мото следующие:
Ирбитский завод устанавливал на байк АКБ (аккумулятор) «3МТ-12». Трубчатой двойной раме закрытого типа под силу справляться с впечатляющим весом этого железного коня, а также с огромными предельными нагрузками.
Первые десять мотоциклов сошли с конвейера ещё в 1957 году, а в 1960 году мотоциклы стали выпускаться серийно и полностью вытеснили старый М-72М. После наладки серийного выпуска была создана следующая модель Урал М-62.
Характеристики:
Тип мотоцикла — С коляской
Дорожный просвет, мм — 125
Высота (по ключу зажигания) — 1000
Расход топлива по шоссе, л/100 км —6
Запас хода по топливу по шоссе, км — 360
Наибольшая скорость, км/час —95
Емкость (масляная), л:
картера двигателя — 2,0
картера задней передачи — 0,150
Емкость топливного бака, л — 22
Тип двигателя — Четырехтактный двухцилиндровый
Диаметр цилиндра, мм — 78
Рабочий объем, см в кубе —649
Степень сжатия — 6,2 ± 0,2
Максимальный крутящийся момент, к г м — 4,5
Материал головки блока — алюминиевый сплав
Прокладка головки блока — Асбометаллическая 0,6 мм
Материал поршня — сплав алюминиевый
Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:
начало впуска до в. м. т. — 67
конец впуска после н. м. т. — 77
начало выпуска до н. м. т. — 97
конец выпуска после в. м. т. — 37
Передаточное число главной передачи — 4,62
Сухое двухдисковое в маховике двигателя
Количество пружин — 6
Тип — Четырехступенчатая двухходовая
на первой передаче — 3,6
на второй передаче — 2,286
на третьей передаче — 1,7
на четвертой передаче — 1,3
Общее передаточное число:
на первой передаче — 16,65
на второй передаче — 10,56
на третьей передаче — 7,85
на четвертой передаче — 6,01
Давление, кг/см в квадрате:
переднего колеса — 1,8
заднего колеса — 2,2
колеса коляски — 2,0
запасного колеса — 2,2
Зажигание и Электрооборудование
Тип — батарейное магнето
Музей мотоциклов в Ирбите (часть 1)
Каждое лето я несколько раз проезжаю через старинный уральский город Ирбит. В стародавние времена город славился своими ярмарками. Сейчас эта традиция, к счастью, не утрачена и ярмарки продолжают проходить ежегодно. Но, я не об этом!
Кроме прочего, в Ирбите существует «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ) — единственный в нашей стране завод, производящий ТЯЖЁЛЫЕ мотоциклы, а также — один из немногих заводов в мире (!), выпускающий мотоциклы с боковым прицепом. Производящий… Выпускающий… В наши дни, к сожалению, это очень громкие слова! Объемы нынче не те… Несколько сотен штук в год! Но, если, например, АЗЛК совсем канул в лету, то ИМЗ жив.
Я давно собирался посетить Ирбитский государственный музей мотоциклов, но всё не получалось. Однако, если чего-то сильно-сильно хочется, то оно сбывается.
В середине сентября, въехав в город, я забил в навигатор адрес музея: ул. Советская д.100а. «Индейская национальная изба», т.е. фиг с маслом! Навигатор такого адреса не знал. Напрягши ум, я вспомнил, что на центральных улицах Ирбита есть указатели, направляющие к нужному музею или достопримечательности (их тут несколько).
Найти «Ирбитский мотоциклетный завод», как оказалось, труда не составило. Я ринулся к обшарпанному (не обвешанному магнитофонами SHARP (!)) зданию, на фасаде которого был закреплен орден «Знак Почёта», надпись «МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД» и фирменный логотип ИМЗ.
Перед проходной на постаменте, выкрашенном в российский триколор, красуется современный ирбитский «чоппер». Правда, природные катаклизмы и атмосферные осадки его несколько потрепали…
Причем, американский Harley-Davidson WLA-42 и британский Royal Enfield J мирно уживались с пленными «немцами»: NSU-601 OSL, Zundapp-K500 и BMW-R12.
М61 мотоцикл ирбит мотоцикл
История Ирбитского мотоциклетного завода началась осенью 1941 года, когда в Ирбит стало поступать оборудование с эвакуированного Московского мотозавода (ММЗ). Армии был нужен тяжелый мотоцикл с коляской. На ММЗ перед самой войной началось производство мотоциклов М-72, представлявших собой точную копию немецкого «BMW R-71». Эти машины имели трубчатую раму со свечной задней подвеской, телескопическую переднюю вилку и карданный привод заднего колеса. Нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 746 см3 и мощностью 22 л.с. сочетался с четырехступенчатой коробкой передач. Мотоцикл предназначался в основном для эксплуатации с боковой коляской.
После войны мотопроизводство в Ирбите не свернули и не перепрофилировали, как ожидали многие. Выпуск М-72 для армии, милиции и иных госструктур был продолжен. Экспериментальные работы в послевоенный период привели к мелкосерийному (10-20 шт. в год) производству верхнеклапанных дорожно-гоночных мотоциклов М-75 (1945-1951), М-75М (1951-1954), М-77 (1954-1959). Выпускались также мотоциклы для соревновании по мотокроссу. Кроме того, в содружестве со специалистами Серпуховского ВНИИ мотопрома в 1947 году был создан рекордно-гоночный мотоцикл И6А с наддувным двигателем.
С 1954 года мотоциклы М-72 стали продаваться гражданскому населению. Заводу пришлось осваивать новые цветовые гаммы и совершенствовать технологию окраски. Любопытно, что когда первые М-72 пошли покупателям, то, чтобы не строить безликих мотоциклов, на бензобак сделали декаль с надписью «Ирбит». Определенные нарекания покупателей уже к концу 1955 года вызвали к жизни модификацию М-72М, которая отличалась усиленными колесами и рамой, улучшенной конструкцией двигателя, торсионной подвеской колеса коляски.