Made in ddr страна
Made in ddr страна
Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
Содержание
Говорим «ГДР» – думаем о знаменитом шампанском «Красная шапочка». Оно для немцев – что игристое «Советское» для россиян. Стоит недорого, по качеству вполне сносно и напоминает о прошлом страны. Самой ГДР давно нет, но остались некоторые ее символы, которые не только пережили эпоху, но и стали успешными в новой, объединенной Германии. Germania-online рассказывает о самых известных марках родом из ГДР.
Ampelmann
Cветофорный человечек Ampelmann сегодня является лицом Берлина, сувенирная продукция с его изображением продается по всему городу, и уже мало кто из неразборчивых иностранных туристов помнит, что это милое создание – родом из ГДР.
А началась его история в 1961 году, когда психолог Карл Пеглау получил задание от министерства транспорта ГДР разработать такой способ регулирования движения, который бы позволил снизить количество аварий. Он решил, что символ должен вызывать у пешеходов симпатию, тогда они будут слушаться команд. Так появился человечек в смешной шляпе и с носом картошкой. Зеленый, широко шагающий – иди! Красный, раскинувший в стороны руки – стой! Указания были понятны всем: даже маленьким детям и дальтоникам.
После объединения Германии власти решили распрощаться с ампельманом: символ закончившейся эпохи не соответствовал евростандартам. Это страшно огорчало восточных немцев, которые горячо любили своего светофорного человечка. Они даже стали устраивать протесты.
В 1995 году дизайнер Маркус Экхаузен, переехавший из Тюрингии в Берлин, спас ампельмана, сделав его лицом торговой марки, под которой выпускались сувенирные товары – футболки, лампы, открывашки для пива и прочие безделушки. Это был гениальный маркетинговый ход. К 2010 году оборот бизнесмена достиг 7 миллионов евро. Сейчас в ассортименте Ampelmann GmbH значится 600 наименований.
Шоколадная паста Nudossi
Так называется восточно-германский аналог «нутеллы», появившийся на рынке в 1970 году. Шоколадный крем производства саксонской кондитерской фирмы Vadossi имел перед западным конкурентом даже вынужденное преимущество: в него клали значительно больше настоящих орехов, потому что с искусственными ароматизаторами в ГДР была напряженка.
Шоколадно-ореховая паста Nudossi не продавалась в обычных продуктовых магазинах, а только в тех, где предлагались деликатесы. И это делало отечественную «нутеллу» в глазах восточных немцев еще привлекательней.
С объединением Германии в 1991-м производство прекратилось, но уже в 1999 году марку возродили. Теперь каждый год по всей Германии съедается порядка 50 миллионов банок «восточной нутеллы», как теперь немцы именуют nudossi. И, кстати, в этой пасте по-прежнему много фундука: 36 процентов против 13 процентов в составе настоящей нутеллы.
В 2009 специалисты популярного журнала для потребителей Öko-Test тестировали шоколадные пасты популярных марок, и результат этого исследования изумил всех сладкоежек Германии. Nudossi обошла по качеству нутеллу и получила в результате теста экспертную оценку «очень хорошо».
Косметическая марка Florena.
Был в ГДР и свой собственный крем Nivea. Восточно-германская косметика Florena тоже пережила закат ГДР и теперь пользуется популярностью во всей Германии, в том числе, и в западных федеральных землях.
Сама марка была зарегистрирована еще в 1920 году и импортировалась по всему миру, включая страны Южной Америки. В 1946 году фирма превратилась в народное предприятие ГДР, и вскоре на рынок вышел универсальный крем в круглой жестяной баночке. Упаковка подозрительно напоминала любимый продукт западных немцев – аналогичный крем Nivea. Конкуренты даже пробовали судиться, но своей правоты так отспорить и не смогли. В ГДР Florena считалась супербрендом и собирательным понятием для уходовой косметики в целом.
В 2002 году косметический бренд купила компания Beiersdorf, которая производит и продукцию конкурента Nivea. Сегодня косметика Florena активно экспортируется, а самым популярным продуктом является крем для рук с оливковым маслом.
Spreewälder Gurken
Помните, главный герой трагикомедии «Гудбай, Ленин» разыскивал повсюду этот продукт? Сегодня ему было бы проще: маринованные огурчики из бранденбургского Шпреевальда продаются в любом супермаркете Edeka. Они бывают трех видов: в горчичном маринаде, маринованные с травами и соленые. Для нынешнего потребителя эти огурцы – идеальный пример успешного бренда из бывшей ГДР.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что маринованными по особому рецепту огурцами этот край прославился задолго до разделения Германии. Это соленье еще в 1870 году нахваливал Теодор Фонтане. Во времена холодной войны хозяйство трансформировалось в народное предприятие ГДР по производству консервов – VEB Spreewaldkonserve Golßen.
Шпреевальдские огурцы – это одна из немногих восточногерманских марок, производство которой не прекращалось. После объединения страны предприятие приватизировали, и огурцы продолжали мариновать дальше.
Фильмы киностудии DEFA
Знаменитая Восточногерманская киностудия DEFA (Die Deutsche Film AG) была основана в 1945 году, на базе уже существовавшей компании по производству кинофильмов, которая называлась по имени близлежащей деревушки – Бабельсберг. Всего на этой ведущей киностудии ГДР было снято более 700 художественных и 160 детских фильмов. А картина «Якоб-лжец» в 1974 года была даже номинирована на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
В России каждый год 31 декабря пересматривают «Иронию судьбы», а в Германии ни одно Рождество не обходится без «Трех орешков для Золушки» – картины совместного производства DEFA и чехословацкой киностудии «Баррандов». Это сказка о бедной девушки, которой три волшебных орешка помогают стать счастливой. Немного наивная и бесконечно любимая картина как на востоке, так и на западе страны, давно разобранная немцами на цитаты.
На этой же киностудии в 1973 году была снята и «Легенда о Пауле и Пауле» – любимый фильм канцлера Ангелы Меркель. Действие мелодрамы происходит в 1970-е. Где-то в ГДР встречаются двое молодых людей, Пауль и Паула. От него ушла любимая, она – мать-одиночка. И все бы у этой пары было хорошо, но страстная любовь нуждается в защите от предрассудков окружающих. Дело в том, что Пауль уже руководит отделом в одном из министерств и ему светит великолепная карьера, а Паула – всего лишь приемщица стеклотары.
Made in ddr страна
Trotz der offiziell propagierten Gleichheit existierte in der DDR eine qualitativ unterschiedliche Warenversorgung für verschiedene Bevölkerungskreise. Während durch die „Sonderversorgung“ der SED-Führung, die vom modischen Anzug über den Philips-Fernseher bis zum Volvo ihren Bedarf importieren ließ, zutrittsberechtigten Kunden eine erstklassige Versorgung zuteil wurde, mussten die meisten DDR-Bürger mit bescheidenem WtB-Sortiment („Waren des täglichen Bedarfs“) auskommen.
Menschenschlangen vor Geschäften jeder Art gehörten zum Alltag. Zwanzig, dreißig Leute, die am Samstagmorgen nach Bäckerbrötchen anstanden, waren ebenso normal wie die Tatsache, dass diese meist nach einer halben Stunde ausverkauft waren. „Sozialistische Wartegemeinschaften“ wuchsen schon früh um sechs vor „Baustoffversorgungen“, wenn Zement geliefert werden sollte, oder vor RFT-Fachgeschäften (Rundfunk-Fernseh-Technik), wenn es Gerüchte gab, dass eine Lieferung Farbfernseher erwartet werde. Es bildeten sich nicht nur in der Weihnachtszeit Schlangen von teilweise fünfzig und mehr Metern, wenn Apfelsinen oder Bananen verkauft wurden; sondern vor jeder Fleischerei, jedem Jugendmodegeschäft, jedem Schallplattenladen, jedem Autoersatzteillager warteten disziplinierte Schlangen, sobald etwa Schinkenspeck, begehrte Jeans, Lizenzschallplatten oder Auspuffanlagen kurzzeitig ins Angebot kamen. Die Auswahl an Artikeln war dabei recht gering. Dem Volk sollte eine Sorte Baby-Nuckel, Wasserkessel oder Schleuderaschenbecher, zwei Sorten Brötchen (kleine oder große) und (in guten Zeiten) drei Sorten Scheuermittel genügen.
Grundsätzlich war das Angebot in der Provinz deutlich schlechter als in Berlin, dem „Schaufenster der Republik“. Deshalb fuhr man, wann immer man Gelegenheit hatte, in die Hauptstadt, oft auch mit Bestellzetteln von Nachbarn oder Kollegen versehen, und brachte von Paprika bis Räucherfisch, von Bettwäsche bis Fliesen alles mit, was zuvor überproportional nach Berlin geflossen war.
Die Regulierung von Angebot und Nachfrage über den Preis widersprach dem sozialistischen Prinzip einheitlicher Verbraucherpreise (EVP). Und so galt über Jahrzehnte ein Festpreis, z. B. ein Drei-Pfund-Brot kostete 78 Pfennige (Mischbrot 93 Pfennig), egal, ob es aus dem industriell arbeitenden Backkombinat oder vom Bäcker kam.
Die weltweite Kaffeekrise 1977 führte zu einer Versorgungskrise bei dem DDR-Nationalgetränk. Als die SED-Führung mit „Silber-Mix“ und „Gold-Mix“ ein Surrogat aus 50 Prozent Bohnenkaffee, Malzkaffee, Zichorie und Spelzen als Streckmittel in die Schaufenster stellen ließ, stand das Land kurz vor einem Volksaufstand. Beim Kaffee hörte die Verzichtsbereitschaft des DDR-Bürgers auf. „Erichs Krönung“ verschwand aus den Läden, die SED-Führung war gezwungen, statt bisher 150 Millionen fast 700 Millionen D-Mark für Kaffeeimporte auszugeben.
Bei modischen Textilien und elektronischen Geräten hinkte die DDR westlichen Trends um Jahre, im Automobilbau sogar um Jahrzehnte hinterher. Kaschiert wurde das wirtschaftliche Unvermögen durch stark überteuerte Preise für „Luxusgüter“. Über den Preis wurde im Segment der „Luxusgüter“ die Nachfrage gedämpft und zugleich Kaufkraft abgeschöpft.
Dem Bedürfnis nach Lebensmitteln und Bekleidung von höherer Qualität trug ein Politbürobeschluss von 1977 Rechnung. In allen größeren Städten wurden Jahre Geschäfte eröffnet, in denen Mangelwaren und gelegentlich auch Westimporte zu sehr hohen Ostpreisen angeboten wurden: „Delikat“ für Lebensmittel und „Exquisit“ für Textilien und Schuhe. Dort konnte man z.B. begehrte Ananasse, eine Flasche italienischer Perlwein, ein modisches Hemd kaufen. Die Preise allerdings waren ebenso delikat wie exquisit.
Mit der Novellierung des Devisengesetzes 1974, durch die DDR-Bürgern der Besitz von Westwährungen erlaubt wurde, entstand eine Zweiklassenkonsumgesellschaft. Wer über Valuta verfügte, konnte ebenso wie westliche Besucher in „Intershops“, die ursprünglich als Duty-Free-Geschäfte für durchreisende Ausländer mit „harter“ Währung gedacht waren, Westwaren einkaufen. Das Sortiment ließ kaum Wünsche offen – von Goldschmuck über westliche Elektronikartikel und Textilien bis zu Genussmitteln gab es fast alles. Wer nicht reisen durfte, erfüllte sich seinen Traum vom Westen durch Ausflüge in die duftende, glitzernde Welt der Intershops. Als ähnlich lukrativ erwies sich der Genex-Geschenkdienst, über den Westbürger (aber auch DDR-Künstler u. a., denen die Staatsbank der DDR Teile ihrer im Westen erworbenen Einkünfte in Devisen auszahlte) schwer erhältliche DDR- oder Westprodukte von der Kühltruhe über den PKW Trabant (DDR-Wartezeit zehn Jahre) bis zum Eigenheim für DDR-Bürger kaufen konnten.
Ehepaare mit Kindern erhielten seit den 1970er Jahren eine besondere staatliche Förderung. Hauptanreize, sich für Kinder zu entscheiden, waren die bevorzugte Zuteilung einer Wohnung und ein zinsloser „Ehekredit“ in Höhe von 5.000 Mark. Nach der Geburt des ersten und zweiten Kindes wurde die Rückzahlung den Eheleuten anteilig und mit dem dritten Kind vollständig erlassen.
Als sozialistisches Frauenideal wurde die junge, werktätige Mutter propagiert.
In der DDR war es üblich, jung zu heiraten, meist vor dem 22. Lebensjahr, und bald sein erstes Kind zu bekommen. Nur so hatte man Anspruch auf eine eigene Wohnung.
Die Urlaubsreise war ein Höhepunkt im Jahr, und die DDR-Bürger waren im Ostblock der 70er und 80er Jahre Reisespitzenreiter. Doch auch das konnte nicht darüber hinwegtäuschen, dass angesichts geringer Einkommen, einer unterentwickelten touristischen Infrastruktur und der für die meisten geltenden Reiseverbote ins westliche Ausland die tatsächlichen Urlaubswünsche nur selten erfüllbar waren.
Aus Mangel an anderen Möglichkeiten verbrachte die übergroße Mehrheit ihren Urlaub im Land. Dafür standen von den Betrieben und Gewerkschaften finanzierte Ferienplätze zwischen Ostsee und Sächsischer Schweiz zur Verfügung. Darüber hinaus bot das staatliche Reisebüro der DDR jedes Jahr etwa 600.000 vergleichsweise teure Reisen ins sozialistische Ausland an. Die begehrtesten – ans Schwarze Meer oder nach Kuba – kamen aber kaum in den regulären Verkauf.
Ministerium für Staatssicherheit (kurz als „Stasi“, im Volksmund auch als «Horch und Guck» bezeichnet) wurde mit Gesetz vom 8. Februar 1950 wurde gegründet. Offiziell verstand es sich als „ein Organ des Ministerrates der DDR, dem spezielle Sicherheits- und Rechtspflegeaufgaben für den zuverlässigen Schutz der sozialistischen Staats- und Gesellschaftsordnung gegen alle feindlichen Anschläge auf die Souveränität und territoriale Integrität der DDR, auf sozialistische Errungenschaften und das friedliche Leben des Volkes übertragen wurden“.
Als „Schild und Schwert der Partei“ durfe Stasi die Verhaftungen vornehmen, zum Teil unter Folter Geständnisse erzwingen, Schauprozesse und deren Urteile vorbereiten. Dieses Ministerium war kein klassisches Abwehr- und Aufklärungsorgan, sondern primär ein Überwachungs- und Repressionsorgan der SED, das die DDR-Gesellschaft in allen Bereichen kontrollierte, und erst in zweiter Linie ein Auslandsnachrichtendienst.
In Deutschland wurde eine eigene Behörde gegründet, mit dem umständlichen Namen «Bundesbeauftragte für die Unterlagen des Staatssicherheitsdienstes der ehemaligen DDR». Im Laufe der Jahre wurde viele ehemalige Mitarbeiter der Stasi enttarnt, viele Opfer erfuhren, was über sie gespeichert war und wer sie bespitzelt. Mehr als anderthalb Millionen Menschen haben seit 1992 von der Möglichkeit Gebrauch gemacht, ihre Akten einzusehen. Derzeit beantragen rund 10.000 Menschen pro Monat Einsicht in ihre Stasi-Akten.
Stasi-Akte von Michael Jackson
Am 4. Mai gab die Poplegende ein Konzert vor dem Brandenburger Tor auf der westlichen Seite Berlins. Anlässlich dieser Veranstaltung rechnete die Staatssicherheit mit Jugendlichen, die mit aller Gewalt zum Konzert auf die andere Seite der Mauer wollten und auch keinen Konflikt mit der Volkspolizei gescheut hätten. So ist unter anderem in der Akte notiert, «. Jugendliche unter allen Umständen versuchen werden, dieses Konzert vom Bereich Brandenburger Tor aus zu erleben.» berichtet die «Bild»-Zeitung.
Штази
ГДР – страна, которой больше нет.
Германская Демократическая республика просуществовала с 7 октября 1949 г. и вплоть до своего объединения с Федеративной Республикой Германии, которое произошло 3 октября 1990 г. в 00.00 ч. В этой части Германии, которую жители ФРГ изначально называли «зона» ( Zone ) или «по ту сторону» (“ dr ü ben «), к концу её существования проживало почти 17 миллионов человек.
Товары народного потребления.
В общем, с предложением в провинции дела обстояли гораздо хуже, чем в Берлине, «Витрине Республики». Поэтому люди при любой возможности ехали в столицу, зачастую с целыми списками покупок от соседей или коллег, и скупали всё, начиная от паприки до копченой рыбы, от постельного белья до керамической плитки, всё то, что завозили в Берлин.
Регулирование спроса и предложения в зависимости от цены противоречило социалистическому принципу единых потребительских цен (EVP-нем. einheitliche Verbraucherpreise ). Так в течение нескольких десятилетий действовала одна фиксированная цена, например, три фунта хлеба (1,5 кг.) стоило 78 пфеннигов (пшенично-ржаной хлеб-93 пфеннига), независимо от того, был ли изготовлен ли хлеб на промышленном хлебокомбинате или в частной пекарне.
Что касается модных брендов одежды, электрических приборов, ГДР на несколько лет отставала от запада, а в автомобильной промышленности она отставала на целые десятилетия. Экономический спад республики пытались скрыть чрезмерно завышенными ценами на «предметы роскоши». Благодаря завышенным ценам спрос на товары падал и покупательская способность снижалась.
Учитывая растущую потребность в продуктах питания и необходимость хорошо одеваться, в 1977 г. политбюро приняло следующее решение. Во всех крупных городах были открыты магазины, в которых продавали товары повышенного спроса, завезенные сюда в частности из ФРГ, но по очень высоким «гэдээровским» ценам: «деликатные» цены на продукты питания и «» на одежду и обувь. Здесь можно было купить, например, редко встречающиеся ананасы, бутылку итальянского игристого вина, модную рубашку. Цены, впрочем, были настолько же деликатными насколько и эксклюзивными.
Тот, у кого не было возможности выезда в западную республику, могли осуществить свою мечту, погрузившись в благоухающий, яркий мир «интершопа». Не менее выгодным оказался отдел подарочных заказов Генекс (нем.Genex), через который граждане ФРГ (а также граждане восточной части Германии, которым государственный банк ГДР выплачивал доход, который они имели на Западе, в иностранной валюте) могли покупать для жителей ГДР дефицитные товары: от холодильника и автомобиля «Трабант» (который в ГДР приходилось ждать по десять лет) и даже до недвижимости.
Супружеской паре с детьми государство, начиная с в 70-х гг., оказывало специальную поддержку. Главным стимулом того, чтобы завести детей, было предоставление жилья и беспроцентный «кредит вступающим в брак» в размере 5000 марок (около 3000 евро). После рождения первого и второго ребенка сумма кредита частично погашалась, а после рождения третьего ребенка считалась полностью выплаченной.
Идеалом женщины в социалистической республике считалась молодая трудящаяся мама. В ГДР это было нормальным, рано выйти замуж, еще не достигнув и 22 лет, и тут же родить первого ребенка. Только так можно было получить свое собственное жилье.
Поездки во время отпуска были настоящим событием года, и жители ГДР даже лидировали в 70-е-80-е гг. по числу путешествующих по странам Восточного блока. Однако нельзя скрыть тот факт, что в связи с низкими доходами и плохо развитой туристической инфраструктурой и с действующими для большинства граждан ГДР запретами на выезд в страны Запада, о путешествиях можно было только мечтать.
Таким образом, за неимением возможности выезда на Запад, большая часть населения Восточной республики проводила свой отпуск в стране. Предприятия и профсоюзы предоставляли путёвки в дома отдыха, расположенные между Балтийским морем и Саксонской Швейцарией. Таким образом, государственная туристическая компания предлагала около 600.000 путевок в социалистические страны в год. Однако путевки на Черное море или в Кубу были редкостью.
Министерство государственной безопасности (сокр. «Штази»- от нем. Stasi-Staatssicherheit, а в народе именуемое как «Слушай и смотри»- нем. «Horch und Guck» ) было создано 8 февраля 1950 г. Официально это был орган Совета министров ГДР, обладающий специальными правами и обязанностями для обеспечения защиты социалистического государства и общества против действий со стороны зарубежных стран, которые представляют угрозу для независимости и территориального единства ГДР, достояний социалистической республики и мирной жизни населения.
В Германии был создан отдельный орган с длинным названием «Федеральные уполномоченные по сбору информации о службе государственной безопасности ГДР». В течение нескольких лет бывшие сотрудники Штази были разоблачены, и многие их жертвы узнали, какая информация о них хранилась, и кто вел за ними слежку.
Более двух миллионов человек, начиная с 1992 г., имели возможность, посмотреть материалы своего дела. В настоящее время всё еще около 10000 человек каждый месяц приходит с требованием посмотреть материалы дел, которые были заведены на них во времена существования Штази.
Майкл Джексон в архивах Штази.