Магадан замерзли в машине
Трагедия на заброшенной трассе в Якутии: замерзших мужчин подвел навигатор
Следственный комитет выясняет, что произошло на заброшенной трассе в Якутии. Двое молодых людей перегоняли иномарку в Магадан, сбились с пути и случайно выехали на трассу, которой никто не пользуется уже десятки лет. В 120 км от ближайшего населенного пункта и в мороз они пробили радиатор. Когда машину нашли, жив был только один, второй умер от переохлаждения.
Родственники искали Владислава Истомина и Сергея Устинова неделю. Организм Сергея не выдержал нескольких дней на морозе, а какими могут оказаться последствия для Владислава, медики прогнозировать пока не берутся.
Автомобиль обнаружили на одной из заброшенных дорог молодые люди доверились навигатору, а тот выбрал самый короткий путь, сократив его почти на 300 километров. Но в приложении не было указано, что дорога не используется уже много лет, и это был в прямом смысле поворот в никуда. К тому же бревно пробило радиатор, мотор заглох, а температура на улице опустилась до минус 50 градусов.
Владислав и Сергей пытались жечь резину и промерзшие ветки деревьев, чтобы согреться, но в момент закончились спички. Из одежды на них были только пуховики и легкие кроссовки. Молодые люди были плохо подготовлены к такому путешествию и не до конца оценили, насколько опасной может быть дорога, и то, что по ночам бывает настолько холодно, что даже тяжело дышать.
Сотрудники МЧС, полицейские и родственники обзвонили все заправки, ближайшие к месту, откуда в последний раз парни выходили на связь. Так удалось понять, что Владислав и Сергей, скорее всего, сбились с пути. О заброшенной дороге случайно вспомнил местный участковый. Этот отрезок не входил в зону поиска, но он все же решил проверить и не ошибся. Очевидно, что на федеральной трассе шансов на то, что их обнаружат раньше, было бы намного больше.
о трагедии в Якутии
Не только «Комсомольская Правда», но и официозные РИА «Новости» и «Российская газета» эту трагедию пересказали так: два несмышленных оболтуса по 18 лет каждому поехали в 50-тиградусный мороз, сбились с пути и замерзли. Отбросим эту ересь и постараемся понять, что же было на самао деле.
Итак, ребята возвращались из Якутска в Магадан.
Значит,
1) из Магадана в Якутск они доехали вполне успешно, они уже ездили по этой трассе и не пугались ее;
2) родители знали, куда и как они поехали и, значит, не воспринимали эту поездку как категорийный поход 5 к.с.
3) для поездок они использовали гражданскую машину, «живущую» на севере не первый год и, очевидно, допускающую эксплуатацию в тех температурных режимах
4) внезапность ударивших морозов — вещь относительная, в век смартфонов и яндексов прогноз на несколько дней всегда на экране.
Но вас не смутила фраза «в ночь … участковый … на заброшенной дороге»? В репортажах местных журналистов проскользнуло точное название дороги — «старый колымский тракт».
А теперь одно допущение. Предположим, что разбираясь в машинах, дорогах, погоде и проч., парни не знали / не понимали, как работает сотовая связь, интернет, смартфоны вообще и гугл в частности (читатель этого текста сумеет самостоятельно найти, в какой директории файловой системы находятся файлы установленного приложения?).
И вот, после ужина в «Кубе» всесильная Алиса (или Сири) в ночи повела путешественников по Старому Колымский тракту вместо того, чтобы вернуть на Р-504. А вскоре за Кюбеме пропала сотовая связь и навигатор в смартфоне перестал работать…
Думаете, это невозможно? А вот как стоит Яндекс маршрут в 60 км от Кюбеме: не только ведет по Старому тракту, но и перед Сусуманом уводит с «Колымы» на «Тенькинскую». Так что все возможно.
Я не знаю кто виноват в смерти: родители? учитель ОБЖ или информатики? или всегда и везде безгрешные программисты Яндекса и Гугла?
Какие могут быть выводы? Пользуйтесь кнопочным телефоном, разбирайтесь в топокартах, имейте бумажный атлас, не доверяйте искусственному интеллекту…
И отдадим должное выжившему — он сумел продержаться в оледенелой машине с 28 ноября по 4 декабря. Семь дней. Гвозди б делать из этих людей…
Навигатор завел двух россиян на заброшенную дорогу в Якутии. Один замерз насмерть, но за это никто не ответит
В конце ноября двое молодых людей поехали из Якутска в Магадан перегонять машину. Навигатор повел их по старой заброшенной дороге. Там автомобиль сломался, помощи ждать было неоткуда. Один из ребят замерз насмерть, за жизнь второго борются врачи. Кого винить в случившемся неясно, но взыскать что-то с создателей навигатора вряд ли получится.
Двое 18-летних друзей, Сергей Устинов и Владислав Истомин, 28 ноября отправились из Якутска в Магадан, чтобы перегнать купленную ранее во Владивостоке машину. Ребята надели пуховики, кроссовки и поехали, проложив дорогу в навигаторе Google Maps.
Местные жители говорят, что в таком виде можно отправляться куда-то только в том случае, если из машины в пути выходить не собираешься: по ночам в Якутии температура в это время года достигает 57 градусов ниже нуля. Такой план у ребят и был.
Сергей Устинов поехал с другом, чтобы составить компанию, рассказала его сестра. Она добавила, что Сергей не умел водить, подменить друга за рулем он бы все равно не смог. Мать отговаривала Сергея от поездки, но он не послушался. И погиб.
Трасса-фантом
Семья Сергея Устинова в последний раз смогла связаться с ним днем 28 ноября, когда парни только выезжали из Якутска. После этого телефон выключился, семья забеспокоилась, но в полиции сказали, что искать еще рано — молодые, наверное, гуляют.
Нашли парней только ночью 5 декабря. Сергей погиб, Владислав был в тяжелом состоянии и с обмороженными конечностями. Сейчас врачи борются за его жизнь — он в сознании, но никаких прогнозов никто не дает, так как при обморожении третьей и четвертой степеней последствия могут быть любыми.
Машина ребят налетела на бревно и пробила радиатор. Ехать дальше после этого они не могли.
Источник фото: Следственный комитет РФ
Причем произошло все это не на федеральной трассе, где пусть и не сплошным потоком, но периодически проезжают машины, а на заброшенной 50 лет назад дороге. Оказалось, навигатор не учел, что путь, который почти на 300 километров короче, включает в себя большой отрезок дороги Якутск — Колыма, заброшенной еще в 70-х годах прошлого века.
Местные жители помогли полиции найти иномарку ребят, застрявшую примерно в 120 километрах от села Томтор Оймяконского района. На месте было видно, что парни сняли с машины одно из колес и пытались его поджечь — это хороший способ привлечь внимание, так как резина дает черный зловонный дым и немного тепла.
Однако остальные колеса они снять уже не смогли, на 50-градусном морозе они пробыли порядка недели, одетые далеко не по погоде. Именно поэтому дойти до Томтора или магистрали пешком по следам собственной машины ребята не смогли.
«Восемнадцатилетние парни не знали, что надо тащить с собой всю зимнюю экипировку, они не знали, что якутская трасса может быть такой коварной…» — сказала сестра погибшего парня Юлия.
Кто ответит?
Специалист по навигации, учредитель компании «Тропоход» Артем Фролов объяснил «360», что сам по себе навигатор не путеводитель, а устройство, которое определяет координаты. Именно поэтому полностью полагаться на него никогда нельзя — дорогу, особенно дальнюю, необходимо тщательно продумывать заранее.
«При включении обычно идет предупреждение о том, что вы используете навигатор не как средство обеспечения безопасности, а как дополнительный инструмент», — добавил Фролов.
Ненадежность навигаторов, особенно не в крупных городах и не на федеральных магистралях, обусловлена тем, что ни одна система не использует официальную картографию.
«У нас за качество картографии отвечает ряд официальных учреждений, они иногда не самые успешные, при этом ни один навигатор почти не использует официальные карты, так как это очень дорого стоит. Они используют такие „нарисуйки“», — уверен Фролов.
Изначально, объяснил эксперт, карты отрисовывались едва ли не от руки: энтузиасты объезжали дороги, ПО записывало их маршрут, а потом все это переносилось в систему навигатора. В других местах позднее начали использовать GPRS-трекинг, который прокладывал дороги по сотовым данным. А если сотовая связь не работает или работает плохо, то отвечать за верность маршрута никто не может.
Сейчас СК проводит проверку, но наказать в этой ситуации, скорее всего, будет некого. Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Евгений Розенблат уверен, что добиться каких-то компенсаций от разработчиков навигатора, который повел их по заброшенной дороге, шансов практически нет.
«Чтобы установить виновных, нужно понять, есть ли причинно-следственная связь между ПО, которое проложило маршрут, и негативными последствиями — наступлением смерти одного юноши и причинением тяжкого вреда здоровью другого», — объяснил он.
Евгений Розенблат добавил, что обычно, собираясь в подобные поездки, люди рассчитывают маршрут заранее, берут теплую одежду и обувь, сменные колеса и спутниковый телефон — на случай различных ЧП. Молодые люди не сделали ничего из вышеперечисленного. Это может серьезно осложнить задачу защитников, если семьи ребят захотят подавать на навигатор в суд.
«Только следствие может разобраться с учетом всех фактических обстоятельств, но я считаю, что маловероятно, что собственник ПО может нести какую-то ответственность, перспектив судебных я тоже особо не вижу», — заключил он.
«Я прождал в машине помощь несколько дней». История парня, выжившего в 50-градусные морозы на заброшенной трассе в Якутии
Журналисты News.Ykt.Ru проехали по заброшенной трассе, на которой сломалась машина молодых парней из Магадана, и поговорили с выжившим Владиславом Истоминым.
Объявление о розыске двух парней, которые пропали по дороге из Якутска до Магадана, появилось 2 декабря прошлого года. В это время стояли лютые морозы ниже 50 градусов. Молодые люди были легко одеты: кроссовки, демисезонная куртка, спортивная шапка и кепка.
Слева — Сергей Устинов, справа — выживший Владислав Истомин
Парни из Якутска выехали 28 ноября, а машина Toyota Chaser с поврежденным радиатором была обнаружена ночью 5 декабря в 120 км от села Томтор Оймяконского района. «Один скончался, второй с признаками обморожения транспортируется в ближайшее медицинское учреждение», — сообщали тогда правоохранительные органы.
Жители Томтора: «Эта трасса была заброшена еще лет двадцать назад»
Журналисты News.Ykt.Ru побывали в селе Томтор Оймяконского района. Ранее сообщалось, что короткий маршрут парням нарисовала Google Карта.
После происшествия сервис поменял рекомендованный маршрут между городами Якутск и Магадан на более длинный, через Усть-Неру. Но даже сейчас карты что Google, что Yandex все равно «видят» заброшенную трассу как действующую. К примеру, если из Томтора проложить маршрут до Магадана, оба сервиса предложат доехать напрямую, а на самом деле нужно выехать обратно на федеральную трассу «Колыма» и поехать через Усть-Неру. Правильный путь рисует приложение Maps.me.
На съезде с трассы в сторону Томтора никаких дорожных знаков, предупреждающих о том, что дорога замыкается на Оймяконе, нет. К слову, это единственная дорога, других заездов нет. Учитывая, что Полюс холода с каждым годом все больше набирает популярность, туристы могут прокладывать маршрут из Якутска до Оймякона. И Google снова возвращает на заброшенную трассу.
По словам жителей, раньше все ездили в Магадан через их село, но сама дорога была сложной — крутые спуски, которые не все большегрузы могли преодолеть:
— Там дальше настоящее кладбище машин, сколько народу погибло. Около 20 лет назад отстроили дорогу через Усть-Неру, кладезь золота. Но временами туристы все равно рвутся через нас. Баннер большой поставить бы у нас на съезде. Кто ни спрашивает, мы всем говорим: это тупик, дальше нет проезда. Но сами поймите, мы не можем вылавливать каждого проезжающего, спрашивать, куда он едет. Может, в Оймякон и обратно едут в Якутск. Когда парни проезжали через Томтор, они остановились возле магазина и разговорились с одним из местных, но, как назло, буквально через пару секунд выскочил его начальник: поехали-поехали, опаздываем. И они не успели толком пообщаться. Наверное, у них все равно бы спросили, куда они едут, и указали бы, что нужно разворачиваться.
Из Томтора до Магадана тянут оптоволокно, по этой дороге ездит их техника, но трасса не предназначена для машин. У этих работников и бураны, и снегоходы, и буровые машины. Эта дорога им чуть облегчает работу, ведь провода тянутся через глухую тайгу. Еще ездят охотники и коневоды, самая дальняя база находится в 50 километрах от нашего села. И то они в основном на буранах. Мы не понимаем, как парни на низком «Чайзере» смогли преодолеть такой путь. Из Томтора дорога в ту сторону ведет только в одно село — Орто-Балаган. После развилки в Орто-Балаган дорога практически не обслуживается, полуразрушенный мост — место отдыха местных и приезжих.
Журналисты News.Ykt.Ru проехали по заброшенной трассе. Первая же преграда — полуразрушенный мост. Знак «Въезд запрещен» появился только после трагедии. Это своеобразное место для отдыха. Люди приезжают сюда порыбачить, пожарить шашлыки, полюбоваться на реку. И дальше не едут. После моста — сплошные ямы, которые, на первый взгляд, машина не проедет.
Чем дальше по трассе, тем меньше видно следов машин, буранов и больше следов животных.
Путь Сергея Устинова и Влада Истомина, который завел их в тупик
Дальше пути нет. В теплое время парни бы не проехали, так как много размытых участков, мосты никто не ремонтирует.
Денис Слепцов, участковый села Томтор:
— Этой дорогой не пользуются, разве что изредка кто-нибудь из местных. Мы выехали на заброшенную трассу вечером 4 декабря, доехали около двух часов 5-го числа. Шел снег, туман, видимость плохая. Увидели машину и подъехали к ней, она вся была запорошена снегом, рядом ни следов, ничего. Я думал: все. Зачем-то открыл заднюю дверь с водительской стороны и увидел Истомина. Живой. Спрашиваю: «Второй как?» Он ответил: «Умер».
Надо поднимать вопрос по дорожным знакам. Может, на съезде из Томтора установить большой баннер, что дорога в село является тупиковой. Чтобы больше не было человеческих жертв.
Владислав Истомин: «Мы думали, что нас быстро найдут»
Погибший Сергей Устинов был тихим, домашним мальчиком, у него даже водительских прав не было, он поехал как сопровождающий, за рулем не сидел. Когда он спрашивал разрешения у матери съездить за машиной, она не отпустила, но Сергей не послушал — утром ушел в техникум, а ближе к полуночи уже поставил перед фактом, что он находится в Якутске. Его сестра ранее рассказывала News.Ykt.Ru, что 28 ноября брат еще раз позвонил маме и сказал, что они выезжают из Якутска. Примерно в 15.40 по магаданскому времени он в последний раз вышел на связь и сказал, что они подъезжают к посту ГАИ примерно возле Усть-Неры. Когда через три часа его телефон по-прежнему был недоступен, родственники начали волноваться, но в полиции сказали, что еще рано подавать на поисковые меры: «Может, они где-то отдыхают, гуляют, молодые же. »
18-летний Владислав Истомин до трагедии учился на механика, но сейчас думает поменять специальность. Парня воспитал дедушка, но ему самому сейчас за 70 лет. Владислава в свою семью взяла Татьяна, его тетя. Владислав говорит сухо и кратко:
— Машину покупал осенью во Владивостоке, на переправах уже начинались сложности, поэтому перегон до дома отложили до зимы. В конце ноября с другом решили ее перегнать в Магадан. В Якутске мы заезжали в шиномонтаж, нам говорили, что надо утеплить машину — на двигатель накинули войлок. Лобовое по трассе не затягивало, в машине было тепло. Через Google навигатор выстроили маршрут, он показал через село Томтор. Теперь я знаю, что та трасса была заброшенная, но когда мы выезжали из Томтора через мост, почему-то не возникло ощущения, что по ней не ездят: были видны следы колес, а на дорожные знаки особо внимания не обращали. Была сильная метель. Мне потом участковый показывал фотографии моста, местами там досок нет. Я сам не понял, как проехал. Когда пробили радиатор, машина встала. Посмотрели по карте: в одну сторону больше 100 километров, в другую — еще больше. В такой мороз мы бы не дошли. Пытались позвонить в Службу спасения, но сеть не ловила. Потом телефоны замерзли. Мы решили, что самый лучший вариант — это ждать помощи. Нас должны были начать искать, по пути мы созванивались с родными. Главное, дождаться. Сожгли резину, больше ничем не пытались отогреться, у нас не было горелки, спички закончились. Мы сидели в машине несколько дней и ждали помощи. Сколько дней, я точно не помню. Мы думали, что нас быстро найдут. Мне жаль, что все так вышло.
Восемнадцатилетнему Владиславу Истомину нужны бионические протезы. Сбор объявила на своей странице в инстаграме журналистка из Магадана Оксана Зейферт. «Чудом выжившему Владиславу Истомину требуется материальная помощь. Врачам пришлось ампутировать кисти и ноги, что для любого человека, а тем более 18-летнего парня — катастрофа. Спасением для Владислава станут бионические протезы, и чем быстрее они у него появятся, тем выше шансы вернуться к более-менее полноценной жизни», — пишет она.
Необходимая сумма — 6,5 миллиона рублей. Собрано — 2,3 миллиона рублей. По словам его тети Татьяны, изначально в Якутске им на руки выдали индивидуальную программу реабилитации, где были прописаны только тяговые и косметические протезы. Они подали жалобу, и бюро пересмотрело свое решение и вписало бионические. Но есть загвоздка: пока оформят документы, назначат торги, выберут подрядную организацию, может пройти не месяц и не два, и даже больше. А бионические протезы нужно начать изготавливать уже сейчас, пока мышцы Владислава помнят, как все было. Время играет против молодого парня.
Желающие оказать молодому парню помощь, могут перечислить средства:
Реквизиты: Сбербанк
Получатель: Истомин Владислав Дмитриевич
БИК банка 044442607
Р/с получателя: 408 178 101 3600 55 12 072
Моб. банк +7(914)031-0518
Смерть на трассе «Колыма». Декабрь 2020. По следам событий, лично
В декабре 2020 года на трассе «Колыма» замерзли два молодых парня из Магадана: один насмерть, другой остался жить, но ему ампутировали ноги и кисти рук. Это 18-летние Владислав Истомин и Сергей Устинов. Объявление о розыске двух парней, которые пропали по дороге из Якутска до Магадана, появилось 2 декабря прошлого года. В это время стояли лютые морозы ниже 50 градусов. История взбудоражила Якутию и Магадан, но по совсем другим причинам. Об этом я вам сейчас и расскажу.
Сергей Устинов (слева, погиб) и Владислав Истомин из Магадана, обоим по 18 лет.
Результаты оказались шокирующими. Но обо всём по порядку.
Владислав (как очень многие магаданцы) осенью 2020 года отправился во Владивосток покупать машину. Купил старенькую Тойоту 2000 года (Toyota Chaser). Пока доехали до Якутска, на переправах уже начинались сложности. Здесь надо пояснить: по пути в Магадан есть две паромные (или ледовые, в зависимости от времени года) переправы. Одна через Лену, другая – через Алдан. И если в Якутск по пути в Магадан можно вообще не заезжать и проехать по правому берегу Лены, то переправы через Алдан не избежать никак. А осенью во время ледостава и весной во время таяния льда ледовые переправы уже закрыты, а паромные ещё не начались. Вот ребята и отложили до зимы перегон до дома.
Они планировали поехать вчетвером, и о своих планах они никому не сказали. Но всё же двоих парней родители силой вернули из Якутска. А погибший Сергей Устинов был тихим, домашним мальчиком, у него даже водительских прав не было, он поехал как сопровождающий, за рулем не сидел. Когда он спрашивал разрешения у матери съездить за машиной, она не отпустила, но Сергей не послушал — утром ушел в техникум, а ближе к полуночи уже поставил перед фактом, что он находится в Якутске. Его друзья говорят, что он до последнего не хотел ехать в Якутск, как чувствовал. Они очень плакали, когда узнали о его смерти…
В Якутске Слава и Серёжа заехали в шиномонтаж, им сказали, что надо утеплить машину – и они накинули войлок на двигатель. Лобовое не утепляли, ничего больше не делали. Даже радиатор не закрыли картонкой. А ведь у них была старая машина с лысой резиной и одиночными (не двойными) стёклами. И они были слишком легко одеты: кроссовки, демисезонная куртка, спортивная шапка, кепка. И ничего для такой поездки они не подготовили.
Парни из Якутска выехали 28 ноября. Через Google навигатор выстроили маршрут, он показал через село Томтор. И это была ещё одна огромная их ошибка. Забегая вперёд, ошибка ведь даже не в том, что поехали туда – всякое бывает! Но после того как проехали Томтор и доехали ещё 20 км до дырявого полуразрушенного и занесённого снегом моста через Индигирку – почему ничто в голове не колыхнулось?! Как не отличить жуткую заброшенную полузаметённую снегом трассу с дырявыми мостами от большой федеральной трассы?! Уму непостижимо.
Сплошные ямы, которые, на первый взгляд, машина не проедет.
Владислав до этой трагедии учился на механика. Его воспитал дедушка. Но ему сейчас уже за 70 лет, и Славу в свою семью взяла его тётя Татьяна. Вот что он рассказывает: «Теперь я знаю, что та трасса была заброшенная, но когда мы выезжали из Томтора через мост, почему-то не возникло ощущения, что по ней не ездят: были видны следы колес, а на дорожные знаки внимания не обращали. Была сильная метель. Мне потом участковый показывал фотографии моста, местами там досок нет. Я сам не понял, как проехал. Когда пробили радиатор, машина встала. Посмотрели по карте: в одну сторону больше 100 километров, в другую — еще больше. В такой мороз мы бы не дошли. Пытались позвонить в Службу спасения, но сеть не ловила. Потом телефоны замерзли. Мы решили, что самый лучший вариант — это ждать помощи. Нас должны были начать искать, по пути мы созванивались с родными. Главное, дождаться. Сожгли резину, больше ничем не пытались отогреться, у нас не было горелки, спички закончились. Мы сидели в машине несколько дней и ждали помощи. Сколько дней, я точно не помню. Мы думали, что нас быстро найдут. Мне жаль, что все так вышло».
Как можно ехать по такой дороге и не подумать, что тут что-то не так?
Когда парни проезжали через Томтор, они остановились возле магазина и только было разговорились с одним из местных, но, как назло, буквально через полминутки выскочил его начальник: поехали-поехали, опаздываем. И они не успели толком пообщаться. Наверное, у них бы спросили, куда они едут, и указали бы, что нужно разворачиваться.
Вот куда они поехали, свернув с основной трассы в Кюбеме. Проехали через Томтор и пошли по заброшенной трассе.
А машина Toyota Chaser с поврежденным радиатором была обнаружена ночью 5 декабря в 120 км от села Томтор или в 150 км от Оймякона. «Один скончался, второй с признаками обморожения транспортируется в ближайшее медицинское учреждение», — сообщали тогда правоохранительные органы.
Машина Toyota Chaser с поврежденным радиатором была обнаружена ночью 5 декабря в 120 км от села Томтор
Из Томтора до Магадана тянут оптоволокно, по этой дороге ездит их техника, но трасса не предназначена для машин. У этих работников и бураны, и снегоходы, и буровые машины. Эта дорога им чуть облегчает работу, ведь провода тянутся через глухую тайгу. Еще ездят охотники и коневоды, самая дальняя база находится в 50 километрах от села. И то они в основном на буранах. Я не понимаю, как парни на низком «Чайзере» смогли преодолеть такой путь.
Я проехал по заброшенной трассе. Первая же преграда — полуразрушенный мост. Это место для отдыха. Люди приезжают сюда порыбачить, пожарить шашлыки, полюбоваться на реку. И дальше не едут. После моста — сплошные ямы, которые, на первый взгляд, машина не проедет. Чем дальше по трассе, тем меньше видно следов машин, буранов и больше следов животных. Дальше пути нет. В теплое время парни бы не проехали, так как много размытых участков, а мосты никто не ремонтирует – дорога снята с баланса.
Полуразрушенный мост через Индигирку.
Денис Слепцов, участковый села Томтор, рассказывал: «Этой дорогой не пользуются, разве что изредка кто-нибудь из местных». И далее, как он с группой поиска выехал на заброшенную трассу вечером 4 декабря, доехали около двух часов дня 5-го. Шел снег, туман, видимость плохая. Увидели машину и подъехали к ней, она вся была запорошена снегом, рядом ни следов, ничего. Он открыл заднюю дверь с водительской стороны и увидел Истомина. Живой. Спрашивает: «Второй как?» Он ответил: «Умер».
Закончу вот чем: восемнадцатилетнему Славе Истомину нужны бионические протезы. Сбор объявила на своей странице в инстаграме журналистка из Магадана Оксана Зейферт. Кто захочет – найдёт.