Максимальная скорость мотороллера вятка
Вятка Электрон
В 1973 году кузов мотороллера модернизировали, мощность двигателя увеличили еще на одну лошадиную силу. Но главной изюминкой обновленной модели стала первая в стране серийная система электронного бесконтактного зажигания, из-за появления которой мотороллер получил название «Вятка-Электрон». Впрочем, та же модель известна и под другой маркой «Вятка-3».
Судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала резко снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие, подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х годов базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась. Только через несколько лет после распада СССР, в конце 90-х годов, Вятский завод предпринял попытку выпускать 50-кубовые скутеры «Стриж», скопированные с модели восточногерманской фирмы «Simson» (Симсон).
Техническая характеристика
История появления, устройство и технические характеристики мотороллеров Вятка Электрон
В советское время выпускалось достаточно большое количество мототехники. В их числе были и мотороллеры. Тут можно вспомнить такие модели как Тула, Тулица, Муравей, Вятка и многие другие.
Достаточно интересным и популярным отечественным (советским) мотороллером в своё время был Вятка. Причём выпускался он в нескольких модификациях. Самой последней из них был Вятка-3 Электрон. Своё название техника получила за счёт того, что впервые в Советском Союзе была использована электронная система зажигания. Этим и объясняется приставка к имени Вятка.
Многим будет интересно узнать об этом мотороллере, а также познакомиться с его техническими и эксплуатационными характеристиками.
История появления Вятки
Мотороллер под названием Электрон, который правильно называть Вятка-3 Электрон, разработали в 1973 году. Авторами проекта выступали сотрудники конструкторского бюро Вятского машиностроительного завода (ВМЗ).
Перед специалистами была поставлена задача создать лёгкое двухколёсное транспортное средство, которое может перевозить 2 человек, включая водителя. При этом техника должна быть экономичной и недорогой.
Вообще основным мотороллером, на котором базируется Электрон, является модель под названием Вятка-150. Выпуск этого транспортного двухколёсного средства начался в 1957 году. Причём Вятка 150 фактически выступает копией итальянского популярного мотороллера тех времён, который назывался Vespa (Веспа). Причём в качестве прототипа Веспу использовали во многих странах мира. Это объяснялось тем, что итальянская разработка была максимально простой в плане конструкции, но одновременно с этим технологически развитой. Так что Советский Союз — это не единственная страна, которая использовала итальянский мотороллер как основу для собственных проектов.
Итальянская мототехника Vespa стала невероятно популярной во всём мире. Стоит отметить, что некоторые выпускали не только лицензированные и модернизированные версии, но также и в наглую, без каких-либо разрешений и согласований копировали мотороллер.
В СССР также не устояли перед возможностью задействовать такой прототип. В итоге за работу взялись специалисты машиностроительного завода в городе Вятка.
Стоит отдать должное советским инженерам, поскольку просто копировать итальянский вариант они не стали. Во-первых, это было связано с возможными рисками столкнуться с претензиями со стороны итальянских разработчиков. Во-вторых, советские условия требования изменения некоторых параметров. Хотя стоит признать, что основные характеристики остались неизменными.
Взяв в качестве образца Веспу, в 1957 году на свет появился советский мотороллер Вятка 150. Спустя 7 лет вышла модернизированная версия под названием Вятка 150ВП. Главные отличия заключались удлинённой базе, новом кузове, а также в изменённой передней вилке. Для задней подвески начали применять цепной привод, отказавшись от прошлой идеи соединять мотор с ведущим колесом.
Сравнение Вятки и Веспы
Нельзя сказать, что Вятка получила огромное количество изменений в сравнении со своим прототипом из Италии Vespa. Все различия сводились к следующим пунктам:
Вот и вся разница. Поэтому будет справедливо сказать, что тут речь шла больше о копировании, нежели о создании чего-то совершенно нового на базе итальянского прототипа.
Так или иначе, но никаких претензий со стороны Италии в отношении выпускаемых мотороллеров не было.
Когда появилась Вятка Электрон и почему остановили производство
Значимым стал 1973 год. Именно тогда Вятско-Полянский завод запустил процесс конвейерного производства нового отечественного мотороллера под названием Вятка Электрон. Он стал преемником уже легендарного на то время двухколёсного средства передвижения Вятка 150.
В новой версии переработали кузов, убрали округлые обводы, а также изменили экстерьер на более современный и стремительный.
После доработки мотороллер обзавёлся двигателем с увеличенной помощью, которая достигла 7 лошадиных сил. И самым главным нововведением стала новая система зажигания.
Струю контактную систему заменили на настоящую новинку тех времён. Это устройство, обеспечивающее бесконтактную подачу искры. То есть речь шла о первом в советском союзе электронном бесконтактном зажигании на мотороллерах.
Сложно сказать, почему именно Вятка 3, Вятка-3 Электрон или просто мотороллер Электрон не завоевали должной популярности, и спрос оказался крайне низким.
Начиная с 1973 года, новинка продержалась всего 6 лет. И уже в августе 1979 года было принято решение, опираясь на показатели продаж, снять мотороллер с производства. Фактически на этом оборвалась вся история мотороллеров Вятка.
Основные характеристики
Теперь следует познакомиться с техническими характеристиками советских мотороллеров Электрон, взглянуть на общие данные, мотор, трансмиссию, ходовую часть и электрооборудование.
Будет правильно каждый пункт изучить отдельно, чтобы иметь возможность более подробно рассмотреть все параметры.
Взглянув на технический аспект, можно будет сделать определённые выводы. Детальная характеристика мотороллера даёт наглядно понять, насколько Вятка Электрон был хорош в своё время, и справедливо ли то, что технику в итоге всего через 6 лет после появления сняли с производства.
Общие данные
Если перед вами есть инструкция, которой комплектовали каждый мотороллер советского образца Вятка Электрон, то узнать про характеристики двигателя, ходовой части, трансмиссии и прочих узлов не составит большого труда.
Там отдельно рассматриваются технические характеристики используемого двигателя. Плюс мотороллер Электрон показывается со всех сторон, включая габаритные размеры и электронное оснащение.
Если же говорить про общие данные, то они такие:
Кому-то, узнав про вес, скорость и объём топливного бака у мотороллера Вятка Электрон, будет достаточно для ознакомления. Другие же хотят больше подробностей о советской технике.
Габаритные размеры
Здесь всё достаточно просто. В сравнении с мотороллером Вятка-150, габариты у Электрона не изменились.
Поэтому актуальными остаются следующие цифры:
С габаритами разобрались. Теперь можно двигаться дальше.
Двигатель
На очереди вятский двигатель и его характеристики в случае с версией Вятка Электрон.
Среди основных параметров по двигателю можно выделить следующие:
Для сравнения, у обычной версии мотороллера Вятка 150 мощность мотора составляла всего 5,5 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент достигал отметки в 9 Нм.
Но за счёт установки электронного бесконтактного зажигания, а также некоторых доработок, эти параметры удалось в значительной мере изменить в лучшую сторону. Это отразилось и на расходе топлива.
Трансмиссия и ходовая часть
С позиции последующего обслуживания и ремонта, потенциальному владельцу советского мотороллера Электрон не лишним будет познакомиться с трансмиссией, а также с ходовой или экипажной частью.
По трансмиссии можно выделить такие моменты:
Что же касается ходовой части, то здесь параметры следующие:
Устройство наглядно показывает, что мотороллер Электрон достаточно простой в плане конструкции. Это в значительной мере облегчает его эксплуатацию и обслуживание, как и проведение ремонтных работ своими руками.
Электрооборудование
Некоторых читателей может заинтересовать и схема зажигания, которая устанавливается на мотороллер Вятка Электрон или просто Вятка-3.
Как уже говорилось ранее, мотороллер Вятка Электрон получил систему электронного бесконтактного зажигания. И её схема стандартная для всех подобных систем.
Сама же электросхема включает в себя такие элементы как:
Вдаваться в подробности более мелких и незначительных компонентов нет смысла.
Генератор здесь используется маховичный переменного тока. Он же магдино. Главная особенность заключается в том, что узел сочетает в себе магнето и генератор одновременно.
Генератор в процессе работы подзаряжает аккумуляторную батарею, а также питание током первичную обмотку катушки зажигания. Ротор генератора надёжно фиксируют на коленчатый вал двигателя, что обеспечивает их одновременное вращение.
Примерно так можно описать устройство, а также основные характеристики советского мотороллера Вятка Электрон. Понятно, что многое взято от Вятки-150, как основы для создания новинки. Но всё равно свои отличительные особенности и характеристики мотороллер с электронным бесконтактным зажиганием всё же получил.
Что думаете про мотороллер Вятка Электрон? Это был прорыв своего времени? Или закономерная модернизация? Почему спрос был таким низким? Были ли у техники шансы стать бестселлером?
Двигатель мотороллера вятка характеристики
Силовая установка
Двигатель мотороллера «Вятка» одноцилиндровый, двухтактный обладает следующими характеристиками:
Зажигание мотороллера «Вятка» – контактное магнето с ручной регулировкой зазора и опережения подачи искры. Свечи использовались стандартные, мотоциклетные А16. У такой системы зажигания был один существенный недостаток: от постоянного высокого напряжения контакты пригорали. В одной вольфрамовой пластинке вырабатывалось углубление, так называемая «каверна», а у другой контактной пластины в процессе работы двигателя образовывался бугорок, который приходилось периодически счищать.
Карбюратор мотороллера «Вятка» – диффузорный с одним жиклером ограниченного диапазона действия. Заслонка приводилась в движение тросиком от правой вращающейся ручки руля. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бензобака, расположенного под сиденьем. Краник, размещенный в нижней части емкости, соединялся с карбюратором гибким шлангом из бензостойкой резины. Диаметр просвета шланга достаточный для беспрепятственной подачи горючего. Поступление топлива можно было перекрыть, повернув ручку краника. Карбюратор оснащался специальным штоком на крышке поплавковой камеры, предназначенным для подтопления поплавка перед запуском двигателя в холодную погоду. При нажатии на шток открывался свободный ток бензина, смесь обогащалась, и мотор запускался.
Конструкция ходовой части представляет собой сварную раму, объединенную с несущим штампованным кузовом. Корпус удобной компоновки позволял водителю с достаточным комфортом расположиться за рулем. Мотороллер «Вятка» идеально подходил для любителей не быстрой езды. На двухместном сидении легко размещались и водитель, и пассажир. Сзади сиденья находился небольшой кронштейн-багажник, на котором можно было расположить сумку с вещами или какой-либо небольшой груз. Ниже багажника был смонтирован плафон стоп-сигнала, а еще ниже – кронштейн с номерным знаком. И завершал весь этот «ансамбль» резиновый брызговик с рельефной надписью «ВПМЗ», аббревиатурой завода-производителя.
Владельцы мотороллера отмечали такой существенный недостаток, как перегрев мотора. Расположение двигателя не позволяло воздуху циркулировать в той степени, которая необходима для эффективного охлаждения. К тому же моторная ниша плотно закрывалась кожухами с обеих сторон. С левой стороны – это стационарный багажник округлой формы, а с правой – съемный кожух, прикрывающий все механизмы двигателя. В этом колпаке были прорезаны продольные пазы, призванные обеспечивать доступ воздушных масс, но их было недостаточно. Многие водители мотороллера снимали правый кожух, чтобы открыть доступ встречному потоку воздуха, но такие действия пресекались автоинспекцией.
Технические характеристики
Ну и наконец, никак нельзя обойтись без технических характеристик, ведь интересно, что из себя представлял советский мотороллер в то время. Здесь сразу же стоит отметить, что в отличии от мотороллера Vespa, советская Вятка была оборудована трехступенчатой коробкой передач, в то время как итальянская версия имела четыре передачи.
На Вятско-Полянском машиностроительном заводе, мопед Вятка получил двухтактный одноцилиндровый двигатель, мощностью 5,5 л.с. По сегодняшним меркам, такая мощность кажется совсем смешной, но в советское время при массе мотоцикла в 108 кг, мотороллер разгонялся не так плохо. Если говорить конкретнее, то максимальная скорость составляла 70 км/ч, а до отметки в 60 км/ч стрелка спидометра поднималась за 13 секунд. Конечно, это немного, но в то время транспортное средство использовалось с несколько другими целями.
Особенно стоит отметить расход топлива, ведь в то время он играл большую роль. При скорости в 50 км/ч, на 100 км пути уходило примерно 3-3,2 л бензина, который кстати был достаточно дешевым. Все дело в том, что мотороллер без проблем работал низкооктановом бензине, типа А-66, поэтому заправка мотороллера стоила недорого. Мопед имел пружинную подвеску с гидравлическим амортизатором и, пожалуй, на этом все.
Трехколесные модификации
Осенью 1959 года, на выставке «Мотороллеры и мотоциклы», проходившей в Политехническом музее Москвы, были представлены различные трехколесные версии «Вятки». Двигатель на всех моделях размещался посередине, вращение передавалось на задние колеса через конический дифференциал, а затем на задние ведущие колеса.
Мотороллер «Вятка» в таком варианте широко использовался в сфере доставки продуктов по городу. Всего выпускалось три варианта: модель МГ-150Ф, с закрытым кузовом, МГ-150 с открытой платформой и МГ-150С с кузовом самосвальным. Все модификации имели грузоподъемность 250 килограммов. Скорость передвижения не превышала 35 км/час.
Вятка МГ-150П
Так же, освоение производства мотороллеров было усложнено отсутствием подходящего оборудования. В связи с чем, в первый год выпуска крупногабаритные штампованные детали несущего корпуса Вятки изготавливал «Южмаш» – предприятие, выпускающее ракетно-космическую технику и другую высокоточную продукцию (г. Днепр, Украина).
Первые серийные мотороллеры ВП-150 «Вятка», оснащенные двигателями мощностью 4,5 л.с., сошли с конвейера ВПМЗ в 1957 году. Удобное, практичное, дешевое (стоимость «Вятки» в начале 1960-х годов составляла 350 рублей против 465 рублей за ковровский 175-кубовый «Восход» или 350 рублей за минский 125-кубовый мотоцикл М-10) транспортное средство быстро нашло своего покупателя. А неприхотливость Вятки к используемому топливу – применялся как низкосортный бензин – А-66, так и А-72 – простота ее эксплуатации расширили круг поклонников мотороллеров. Как любой другой мотороллер «Вятка» имел ряд преимуществ перед мотоциклами. Так, после поездок обувь и брюки мотоциклиста оставались чистыми, конструкция машины позволяла свободно ездить на ней женщинам, удобным было переключение передач вращающейся левой ручкой на руле, так же удобной была замена поврежденной камеры в шине (без разбортовки покрышки). Среди минусов «Вятки» был слабый свет фары и не всегда надежно работающий кикстартер. Чего нельзя сказать о тормозах! Тормозной путь у «Вятки» при скорости 30 км/ч до полной остановки составлял 6,1 метра, в то время как минскому мотоциклу требовалась – 6,25 м, а ковровскому – 7,2 м).
Осенью 1959 года, после модернизации, увеличения мощностных и скоростных показателей, расширения модификационного ряда, различные варианты «Вятки» были представлены широкой общественности на выставке «Мотоциклы и мотороллеры», проходившей в Московском Политехническом музее. Так. Наряду с базовым роллером ВП-150 можно было увидеть:
мототакси ВП-150ТГ с пассажирским сиденьем и двумя управляемыми колесами, расположенными впереди;
цистерну МГ-150Ц для транспортировки 300 литров жидкостей (воды, керосина, автотракторных масел), в полевых условиях могла применяться в качестве заправщика сельхозмашин;
грузовой мотороллер МГ-150П с бортовой платформой и задним откидным бортом;
самосвал МГ-150С, оснащенный металлическим штампованным кузовом, опрокидывавшимся, назад, предназначавшийся для перевозки до 250 кг сыпучих;
модель туристского типа МГ-150 Т — «Турист», оснащалась открытым кузовом и 2-3 местным пассажирским сидением, и предназначался для осмотра достопримечательных мест, а также использовался на курортах, в домах отдыха, так же в качестве такси в южных городах.
В середине 1960-х годов конструкторы серпуховского завода завершили разработку нового перспективного мотороллера В-150М, первая партия которых была произведена уже в декабре 1965 года. На протяжении следующего года завод производил параллельно обе модели ВП-150 и В-150М. В конце 1966 года выпуск «Вятки» ВП-150 был завершен, если не брать в расчет единичных мотороллеров, собранных из имевшихся машинокомплектов в начале 1967 года.
Итак, история Вятки ВП-150 исчисляется 10 годами производства, с 1957 по 1967, и 290 467 единицами выпущенных мотороллеров.
В музее представлен мотороллер «Вятка» МГ-150П.
Техническая характеристика
Число мест | 1 |
Грузоподъемность | 250 кг |
Габаритные размеры | 2250х1300х1010 мм |
Колесная база и колея | 1650х1155 мм |
Двигатель | Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный с возвратной продувкой |
Рабочий объем | 148 см3 |
Мощность | 5,5 л.с. при 4000-4500 об/мин |
Масса | 285 кг |
Максимальная скорость | 35 км/ч |
Расход топлива | 5 л/100км |
«Вятка» как транспорт обслуживания
По заявке ВДНХ на заводе разработали модель мототакси ВП-150Т, где ведущие два колеса располагались впереди и были управляемыми. Кроме водителя, находившегося сзади, на переднем сидении размещалось два человека. Миниатюрное транспортное средство вызывало живой интерес у публики и пользовалось спросом у посетителей Выставки народного хозяйства.
Чтобы прокатиться на мототакси от одного павильона до другого, многие даже согласны были отстоять небольшую очередь. Стоимость проезда была символической. Мототакси особенно радовало детей, которые просили родителей прокатиться еще и еще. Да, собственно, мама с папой тоже были не прочь проехаться на столь необычном транспорте.
Мототакси было изготовлено в количестве 50 экземпляров.
«Вятка-Электрон»
В 1965 году была разработана новая модель на базе «Вятка 150». Мотороллер назвали «Вятка-Электрон». От предшественницы он отличался новым корпусом с менее округлыми обводами, удлиненной базой, передней длиннорычажной вилкой и более компактными амортизаторами. При этом мотороллер «Вятка-Электрон» сохранил двигатель в прежнем виде, но форсированном до мощности в 6 л. с. По причине удлиненной базы пришлось сделать промежуточную цепную передачу, которая стала частью задней рычажной подвески. Цепная передача закрывалась герметически, чтобы в нее не попадали ни пыль, ни грязь в дождливую погоду.
Серийный выпуск новой модели начался в 1967 году, а устаревший мотороллер «Вятка 150» в том же году был снят с производства. Новая модель сразу завоевала популярность у молодежи. Быть владельцем красивой сверкающей машины считалось престижным. Экономичный двигатель мотороллера работал бесшумно, а полная заправка бензобака обходилась в сумму, не превышающую один рубль.
В 1973 году мотороллер «Вятка-Электрон» модернизировали, мощность двигателя увеличилась и составила 7 л. с., при этом расход топлива остался прежним – 3,1 литра на 100 километров пробега. Изменился дизайн корпуса. Но главным и самым эффектным результатом рестайлинга мотороллера стала установка электронного бесконтактного зажигания. В СССР это был первый случай использования перспективного устройства. Однако у всякой новинки есть свои положительные и отрицательные стороны. В случае отказа электроники владелец мотороллера не мог самостоятельно разобраться с проблемой и вынужден был искать специальные службы или частного специалиста для устранения неполадок. Таким образом, предполагаемое преимущество часто оборачивалось нареканиями. Но в целом мотороллер «Вятка-Электрон» был востребованным средством передвижения.
Сложности обслуживания
Из-за этого новшества мотороллер и был назван именем «Электрон». Бесконтактное зажигание считалось прорывом в мотоциклетной промышленности, однако новая, недостаточно отработанная система нередко давала сбои, а то и попросту отказывала. Мастерских по наладке прибора еще не было, и владельцам «Электрона» приходилось искать специалистов частным порядком, иногда безуспешно. В остальном мотороллер получился достаточно удачным. На ходу он был устойчивым, двигатель работал тихо, маневренность находилась на высоком уровне. Экономичность также радовала владельцев — расход бензина не превышал трех с половиной литров на 100 километров в смешанном режиме. А при хорошей регулировке мотороллер «Электрон» потреблял 3,1 литра на сотню километров.
Снижение популярности
Несмотря на новаторские характеристики, мотороллер «Вятка-Электрон» стал постепенно терять спрос. И к концу 70-х годов его продажи сократились почти до нуля. Началось затоваривание на складах, магазины массово отказывались от новых поставок. Падение спроса объясняется тем, что для населения появилась возможность приобретать автомобили в более широком масштабе. Многие предпочитали покупать отечественные мотоциклы, к тому же в конце 60-х годов в СССР начались поставки чехословацкой «Явы», которая произвела настоящий фурор среди молодежи.
В результате всех этих изменений Вятско-Полянский завод в августе 1979 года прекратил производство мотороллера «Вятка-Электрон». История такого средства передвижения на этом закончилась. А в начале 90-х, после развала Советского Союза, на заводе был налажен выпуск малого скутера «Стриж», скопированного с немецкого «Симсона».
Ремонтное обеспечение мотороллеров
Со времени производства прошло более тридцати пяти лет. Практически все мотороллеры обеих модификаций — и «Вятка», и «Вятка-Электрон» — давно ушли в металлолом. Однако какое-то количество машин до сих пор находится на руках у ценителей старины и коллекционеров. Раритетным экземплярам необходим ремонт, а значит, нужны запчасти. Мотороллер «Вятка-Электрон» сохранился лучше своей предшественницы, но и он нуждается в восстановлении. Запасные части еще можно найти на свалках б/у техники или даже в магазинах, продающих ремонтные комплекты для мотоциклов и мотороллеров.