Максимальный угол поворота руля автомобиля
Как выбрать игровой руль (2019)
Гоночные игры давно и прочно заняли свое место в игровой индустрии: ежегодно выходят десятки новых игр – от примитивных аркад до автосимуляторов со сложной физикой и поведением автомобилей, близким к реальному.
Однако не так-то просто погрузиться в игру и ощутить себя за рулем реального автомобиля, управляя им с помощью клавиш или кейпада. Для киберспортсменов же наличие игрового руля становится просто необходимостью – полностью использовать ресурсы виртуального «болида» можно только с помощью качественного рулевого комплекта. Понятно, что требования киберспортсменов заметно отличаются от тех, которые предъявляют рядовые поклонники гоночных аркад. Поэтому выбор игровых рулей довольно велик – от небольших «игрушек» без педалей и с минимумом функций, до полноразмерных рулей с полноценной обратной связью и возможностью подключения разнообразных коробок передач.
От набора характеристик зависит и цена устройства, поэтому перед покупкой следует определиться: какими опциями обладают игровые рули, как они влияют на процесс игры и готовы ли вы платить за их наличие? Также сразу решите: нужен ли вам только руль, или комплект из руля, педалей и коробки передач?
Характеристики игровых рулей
Совместимые платформы – для игровых приставок поколение так же важно, как и сама платформа – поддержка рулем PS4 не гарантирует возможности его подключения к PS3, как и наоборот. Если вашей платформы нет в списке поддерживаемых, вполне вероятны проблемы при подключении.
Диаметр руля сильно влияет на «правдоподобность» ощущений при вождении.
Минимальный диаметр игровых рулей – 19-20 см, в реальности рулевые колеса такого размера бывают разве только на болидах Формулы 1 (которые, в сущности, совсем не рулевые колеса, а скорее сложные электронные манипуляторы).
Большие игровые рули имеют размер до 33 см в диаметре.
При этом самые маленькие реальные раллийные рули имеют диаметр 32-33 см, на большинстве серийных спорткаров руль имеет размер 34-37 см, а на обычных легковых автомобилях устанавливаются рулевые колеса диаметром 37-39 см. Таким образом, чем больше диаметр игрового руля, тем он «ближе к реальности».
Рули Формулы 1 достойны отдельного упоминания – они слишком сильно отличаются от обычных автомобильных рулей. Во-первых, они не предназначены для перехвата руками, поэтому давно уже имеют не круглую, а прямоугольную форму с анатомическими ручками по бокам; максимальный угол поворота руля реального болида составляет 240°. Размер руля болида весьма невелик – это, во-вторых. Ну и, в-третьих, практически все управляющие элементы болида (за исключением педалей) вынесены именно на руль, превращая его в помесь штурвала с калькулятором.
Если вы поклонник игр, посвященных исключительно F1, обратите внимание на эти особенности при выборе руля.
Гонки – достаточно динамичный вид игр, требующий быстрых движений с большим ускорением. Если руль при этом не будет жестко закреплен, он будет «прыгать по столу», мешая управлению.
Недорогие модели крепятся к столу при помощи одних только присосок, и надежным такое креплениеназвать никак нельзя.
Чего уж говорить о рулях вообще без крепления – такие подойдут только для спокойных игр.
Чтобы руль крепко стоял на месте при любых маневрах, выбирайте модели со струбциной. Как правило, она представляет собой скобу, упирающуюся в нижнюю поверхность столешницы и притягиваемую к рулю винтом. Особенно важно надежное крепление для больших рулей – чем больше диаметр рулевого колеса, тем большее усилие передается на его корпус при повороте руля и – особенно – при повороте до крайнего положения.
Угол поворота руля также важен для «правдоподобности» ощущений. Кроме того, малый угол поворота может ограничить управляемость вашего «автомобиля» в некоторых играх и на некоторых платформах.
Если же говорить о правдоподобности, то максимальный угол поворота в 180° (по 90° в обе стороны) даст реальные ощущения только в скоростных играх типа той же формулы 1 – на реальных болидах этой гонки руль редко поворачивается более чем на 90° от среднего положения.
В раллийных симуляторах желательно, чтобы руль мог поворачиваться как минимум до крайнего положения без перехвата – это примерно 240-270°.
Возможность перехвата руля пригодится в реалистичных симуляторах для прохождения крутых поворотов, в дрифт-симуляторах для движения в управляемом заносе, и для этого желательно, чтобы руль мог совершить более одного полного оборота в каждую сторону, т.е. угол поворота должен быть более 720°.
На реалистичность процесса управления машиной влияет также и комплектация игрового руля: наличие блока педалей, коробки передач и ручника. Самые простые рули вообще не имеют, ни педалей, ни возможности их подключения. У рулей посложнее количество педалей может отличаться. Некоторые топовые рули также не комплектуются педалями – их придется докупать отдельно.
Обратите внимание, что не все игровые рули с тремя педалями имеют рычаг коробки передач, и, чтобы задействовать сцепление (третью педаль), коробку передач придется покупать отдельно. С одной стороны, это заметно увеличивает цену комплекта, с другой стороны, дает возможности по его конфигурированию: в продаже имеются коробки передач самого различного вида: секвентальная, шестиступенчатая, восьмиступенчатая и т.д.
Впрочем, отсутствие КПП вовсе не означает, что передачи придется переключать на клавиатуре – в большинстве рулей для этого можно использовать подрулевые лепестки.
Ручник (ручной тормоз) в комплекте игрового руля встречается довольно редко. В то же время, некоторые трюки в дрифт-симуляторах возможны только при использовании ручника. Конечно, можно оставить эту функцию назначенной на какую-нибудь кнопку на клавиатуре или на самом руле, но, если вы хотите достигнуть полного реализма, ручник вам придется покупать отдельно.
Если вы планируете приобрести пока только руль, а педали и коробку передач докупить позже, то имейте в виду, что не всегда можно собрать комплект из элементов разных производителей. Обладателям PC об этом беспокоиться не надо – педали и коробка передач обычно могут быть подключены как отдельные устройства и так же использованы. А вот на многих приставках такой «фокус» не пройдет, и, к примеру, коробку передач Thrustmaster можно будет использовать только в связке с игровым рулем того же производителя.
Ну и, разумеется, ничто так не способствует погружению в игру, как наличие обратной связи (force feedback) и виброотдачи. Виброотдача вызывает вибрацию рулевого колеса, а обратная связь создает на руле определенное усилие, меняющееся в зависимости от условий езды.
У недорогих моделей обратная связь зачастую вообще отсутствует, а вибрация включается по любому поводу – в поворотах, при заносе, при выезде на обочину и т.д.
В моделях подороже частота и амплитуда колебаний виброотдачи может меняться в зависимости от текущего дорожного покрытия, а обратная связь сигнализирует о сцеплении колес машины с дорогой и вызывает рывки руля в момент наезда на препятствия и неровности.
Материал оплетки руля влияет на надежность и удобство хвата в любых условиях, на тактильные ощущения.
Пластиковые рули без оплетки – дешевый, но наименее практичный вариант. Самые дешевые рули вообще не имеют оплетки – это наихудший вариант. Ощущения от «голого» пластика некомфортные и, стоит ладоням вспотеть, руль начнет проскальзывать.
Резина – наиболее распространенный материал оплетки, отличающийся оптимальными эксплуатационным характеристиками – она приятна на ощупь и не скользит в руке. Из недостатков можно отметить низкую износостойкость, вследствие чего при активной эксплуатации резиновые вставки довольно быстро теряют внешний вид.
Кожа и замша (алькантара) – удел топовых моделей. Эти материалы обладают великолепными эксплуатационными характеристиками, но довольно дороги и на моделях среднего класса их не встретишь.
По типу подключения рули могут быть проводными, подключаемыми по интерфейсу USB и беспроводными. Впрочем, рули чаще всего устанавливаются стационарно, особого смысла в беспроводном подключении для них нет, поэтому большого распространения беспроводные рули не получили и в продаже их почти нет.
Варианты выбора игровых рулей
Бюджетные игровые рули сегодня доступны практически каждому и предоставляют игроку неплохой набор опций – пара педалей и виброотдача встречаются сегодня даже в самых недорогих моделях.
Если уровня реализма, предоставляемого вам рулями начального уровня, недостаточно, выбирайте среди более «продвинутых» гаджетов с большим углом поворота.
Ручная коробка передач добавит реализма в вашу игру
Чтобы полностью ощутить себя за рулем гоночного болида, выбирайте среди рулей с обратной связью и большим углом поворота.
Максимум достоверности, «реальные» размеры и материалы, передаваемые на руль ощущения от каждого виртуального камушка под колесом вашего игрового болида – это все игровые рули топового уровня.
Текст книги «Секреты водительского мастерства»
Автор книги: Александр Каминский
Жанр: Автомобили и ПДД, Дом и Семья
Текущая страница: 2 (всего у книги 3 страниц)
Глава 2
ДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ
Известно, что нажатие на педаль газа ускоряет автомобиль, на педаль тормоза – замедляет его, а вращение руля изменяет направление движения. Однако эти действия, кроме того, еще и перераспределяют вес автомобиля между его колесами. Так, при нажатии на педаль газа автомобиль «приседает», и его вес смещается с передней оси на заднюю (рис. 15). При торможении, наоборот, автомобиль «клюет», а вес смещается с его задней оси на переднюю (рис. 16). Поворот же руля вправо нагружает левую сторону автомобиля, поворот влево – правую сторону.
При перераспределении веса автомобиля меняется и сцепление колес с дорогой: нагруженное колесо получает дополнительное сцепление, а разгруженное – теряет часть сцепления.
Опыт показывает, что максимальное сцепление колес автомобиля с дорогой во время движения обеспечивается при равномерном распределении его веса между всеми колесами. Под «равномерным» распределением веса здесь подразумевается, что оно такое же, как и при стоящем автомобиле, т. е. когда он равномерно движется по прямой и горизонтальной дороге.
Поэтому чем меньше перераспределяется вес вашего автомобиля между колесами во время движения, тем лучше сцепление с дорогой и тем безопаснее вы ведете автомобиль.
Следовательно, любые действия с органами управления должны быть плавными и приводить к минимальному перераспределению веса автомобиля. Плавность движения автомобиля будет говорить о высоком уровне вашего водительского мастерства.
2.1. ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ РУЛЕВОГО КОЛЕСА
В данном разделе будут предложены техники скоростного руления одной и двумя руками. Основным способом является руление двумя руками, и в некоторых случаях допустимо рулить одной рукой.
Рис. 15. Загрузка задней оси автомобиля при ускорении
Рис. 16. Загрузка передней оси автомобиля при торможении
Первая техника универсальна. Она позволит вам вращать руль с большой скоростью и поэтому эффективна в критических ситуациях. Вместе с тем она очень удобна в повседневной езде при проезде городских перекрестков и прохождении скоростных поворотов.
Поначалу эти способы руления могут показаться сложными, но после их освоения они станут для вас простыми и естественными.
Существуют разные техники руления, и здесь мы рассмотрим современную технику, предлагаемую Школой водительского мастерства BMW.
2.1.1. Скоростное руление двумя руками
Если вы повернете руль двумя руками, например направо, то заметите, что правая рука тянет руль, а левая – толкает его. При этом вы можете почувствовать, что тянущая рука – «сильная», а толкающая – «слабая». В классической технике руления, во времена создания которой большинство автомобилей не имели усилителя руля, ведущей рукой считается тянущая, сильная. Это связано с необходимостью прикладывать достаточно большое усилие для поворота. Современная техника предполагает наличие усилителя рулевого управления, благодаря которому даже в автомобиле, стоящем на асфальте, руль легко поворачивается и одной рукой. В этом случае в качестве ведущей лучше использовать слабую руку, толкающую, что позволит вам лучше чувствовать сопротивление руля и точнее дозировать угол поворота.
И кроме того, вы сможете проходить повороты более плавно и безопасно, если будете повышать скорость вращения руля по мере увеличения угла его поворота. Поэтому старайтесь использовать этот способ так называемого прогрессивного поворота руля с самого начала освоения приемов руления.
Для поворота рулевого колеса на различные углы удобно пользоваться тремя разными приемами, которые мы рассмотрим ниже. Все приемы будут показаны на примере поворота направо, а повороты налево следует выполнять аналогично, в зеркальном отображении.
Поворот руля до 1 /2 оборота. Безотрывное руление. Во многих жизненных случаях бывает достаточно повернуть руль на угол не более 180°. Современная техника руления позволяет это сделать без перехвата руля, поэтому ее называют техникой безотрывного руления. Как мы уже обсуждали, это проще сделать из положения рук «9-3», чем «10-2».
Рассмотрим вначале поворот руля до 1 /4 оборота, т. е. до 90°, а после этого – от 90 до 180°.
Для поворота рулевого колеса направо из нейтрального положения «9-3» на угол до 90° сделайте следующее (рис. 17).
Начните поворот руля вправо, прикладывая основное усилие к левой руке. Левая рука при этом будет двигаться от точки «9» к «12», а правая – от точки «3» к «6» (поз. 1).
Рис. 17. Поворот руля на угол до 90°
Когда руль достигнет желаемого угла поворота, зафиксируйте его в этом положении на время прохождения поворота (воображаемого, если вы упражняетесь на тренажере) (поз. 2).
Верните руль в нейтральное положение «9-3» двумя руками, прикладывая основное усилие к правой руке (поз. 3).
Следует отметить, что во время движения по дуге поворота, т. е. с повернутым рулем, нежелательно фиксировать руки в его нижнем секторе (рис. 18), так как в этом случае руки блокируют друг друга, а также возможна травма пальцев. Поэтому для прохождения поворота в штатном режиме движения максимальный угол вращения руля безотрывным способом должен составлять до 90°. Соответственно, нежелательно заводить и фиксировать тянущую руку дальше точки «6».
Однако данная техника руления позволяет повернуть руль безотрывным способом до 180°. Но это имеет смысл делать в следующих случаях:
если на входе в поворот вы недооценили его крутизну и в результате нужно повернуть руль более чем на 90°;
в случае необходимости резкого кратковременного маневра, например для объезда ямы.
Рис. 18. Нежелательная фиксация рук в нижнем секторе руля
Рис. 19. Поворот руля на угол до 180°
Для того чтобы повернуть руль направо из нейтрального положения «9-3» на угол до 180°, сделайте следующее (рис. 19).
Начните поворот руля вправо, прикладывая основное усилие к левой руке. Левая рука при этом будет двигаться от точки «9» к точке «3» через верхний сектор руля (поз. 1).
Сразу после начала поворота, когда левая рука будет проходить через точку «10», а правая – через «4», ослабьте хват правой рукой и задержите ее в точке «4» (поз. 2).
Продолжайте вращать руль левой рукой к точке «3», а правую – держать в «4» так, чтобы она слегка касалась руля (поз. 3).
Когда левая рука переместится в точку «3», зафиксируйте ее в этом положении на время прохождения поворота (воображаемого, если вы упражняетесь на тренажере). Правая рука при этом продолжает находиться в точке «4»[6] 6
Как вариант, возможно полностью безотрывное руление, когда тянущая рука все время остается на руле вплоть до точки «9» при повороте направо через нижний сектор руля. Однако этот вариант менее удобен.
После этого верните руль в исходное положение левой рукой, повторяя пункты 1-4 в обратной последовательности.
Таким образом, поворачивать руль безотрывным способом более чем на 1 /4 оборота рекомендуется лишь в крайних случаях. А если необходимо повернуть руль более чем на 1 /4 оборота и на некоторое время зафиксировать его в этом положении, то лучше всего пользоваться предварительным захватом, к рассмотрению которого мы и переходим.
Поворот руля от 1 /2 до 3 /4 оборота. Предварительный захват. Как будет показано в главе 4, при движении по дуге поворота руки должны находиться на соответствующем боковом секторе руля. Например, при повороте направо руки должны быть на правом секторе, как показано на рис. 17, поз. 2. В самом деле, такое положение логично, так как указывает вам направление поворота, и удобно – так вам будет легче удержаться в кресле при прохождении крутого поворота.
Если вам необходимо повернуть руль на некоторый средний угол, то вращения с перехватом может оказаться много, а без перехвата – мало. В этих случаях очень удобно пользоваться предварительным захватом, который позволяет повернуть руль на больший угол без перехвата (рис. 20).
Выполнять прием необходимо из исходного положения рук «9-3» (поз. 1 на рис. 20).
1. Переместите левую руку в точку «6» путем скольжения по ободу руля (поз. 2).
2. Поверните руль левой рукой вправо, одновременно ослабив хват правой руки и оставляя ее на месте (поз. 3).
3. Когда левая рука достигнет точки «9» (поз. 4), продолжите вращение руля двумя руками далее, если это необходимо.
Рис. 20. Поворот руля на угол от 90 до 180° с предварительным захватом
При выполнении этого приема также нежелательно заводить тянущую руку далее точки «6», хотя он позволяет повернуть руль до 3 /4 оборота. Это следует делать также в крайних случаях, аналогично рассмотренному выше приему безотрывного руления. Поворот руля на еще больший угол будет рассмотрен далее и показан на рис. 21.
Следует помнить, что на сухом асфальте при движении со скоростью около 40 км/ч поворот руля более чем на 180° приводит к скольжению передних колес (сносу) автомобиля. А для такого поворота руля требуется сделать перехват. Это означает, что поворот руля с перехватом, т. е. на углы, превышающие 180°, безопасен лишь при скоростях ниже 40 км/ч.
Поворот руля на один оборот и более. Руление с перехватом. Руление выполняется на боковом и частично верхнем секторах рулевого колеса двумя руками поочередно (рис. 21).
Выполнять прием необходимо из исходного положения рук «9-3» (поз. 1 на рис. 21).
1. Поверните рулевое колесо вправо двумя руками до положения «10-4» (поз. 2).
2. Продолжайте вращать руль левой рукой вправо до положения «4», одновременно перенесите правую руку вверх и захватите руль в точке «10» (поз. 3, 4, 5). Другими словами, правая рука должна попасть на то же место, где она находилась до поворота руля на 180°, т. е. в диаметрально противоположную точку от левой руки.
3. Продолжите вращение руля правой рукой до точки «4» (поз. 5, 6).
4. Перенесите левую руку в точку «10» (поз. 6).
5. Далее для поворота управляемых колес на требуемый угол повторите пункты 2-3[7] 7
На большинстве современных автомобилей для поворота руля из нейтрального положения до упора нужно сделать примерно полтора оборота. В этом случае при выполнении пункта 5 следует делать не перехват (пункт 2), а просто довернуть руль до упора безотрывным способом, как показано на рис. 19. Если же вам нужно повернуть руль, например, от одного крайнего положения до другого, т. е. сделать три оборота, то следует сделать два перехвата, т. е. повторить пункты 2-3, после чего – довернуть руль до упора безотрывным способом.
6. Верните руль в исходное положение в обратном порядке 3-2-1.
Следует иметь в виду, что отпускание руля при возврате передних колес в нейтральное положение является ошибкой водителя, так как при этом теряется контроль положения управляемых колес автомобиля. Кроме того, «распускание» руля может привести к заносу. Ошибкой также является фиксация рук на руле в их перекрестном положении, так как в этом случае руки блокируют друг друга, а также возможна травма пальцев.
Рис. 21. Поворот руля на один оборот и более с перехватом
Варианты руления для «гражданской» езды. Итак, на основе изученных приемов руления сформулируем четыре основных варианта руления, с помощью которых можно пройти практически любой поворот на дорогах общего пользования.
1. Руление без перехвата (рис. 17, 19). Этот способ подходит для проезда пологих скоростных поворотов (например, развязки на скоростных трассах), а также для объезда препятствий (яма, лужа и т. д.).
2. Руление с предварительным захватом без перехвата (комбинация движений на рис. 20). Такой вариант может быть удобен для проезда стандартных 90-градусных поворотов на городских перекрестках.
3. Руление с перехватом (поз. 1-5 на рис. 21). Этот прием подходит для проезда 90-градусных поворотов, а также более крутых поворотов и разворота на 180° – для этого нужно повернуть руль на два оборота.
4. Руление с предварительным захватом и перехватом (комбинация движений на поз. 1-4 на рис. 20 и поз. 1-5 на рис. 21). Это комбинация вариантов 2 и 3, которая может использоваться для крутых поворотов и разворотов, если на вашем автомобиле руль достаточно «длинный» и варианта руления номер 3 недостаточно.
В зависимости от угла и кривизны поворота нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов руления. Точность определения угла вращения руля для данного поворота придет к вам с опытом.
2.1.2. Скоростное руление одной рукой
Вообще, когда у вас есть возможность вращать руль двумя руками, следует пользоваться этой возможностью. Многие водители тем не менее воспринимают как дополнительную возможность руление именно одной рукой. Видимо, это связано с появлением на дорогах все большего количества иномарок с усилителем руля, когда для вращения рулевого колеса нет необходимости прикладывать силу обеих рук и его можно повернуть даже пальцем. Однако дело не только в том, легко ли крутится руль в вашей машине. Рулить двумя руками проще, точнее и надежнее, чем одной. А значит – безопаснее. Руление же одной рукой следует рассматривать как вынужденную меру, когда у вас физически отсутствует возможность использовать две руки. Бывают сложные дорожные ситуации, когда приходится одновременно вращать руль и переключать передачи. А если у вас машина с «автоматом», когда не надо переключать передачи вручную, руление одной рукой практически теряет смысл. Разве что при движении задним ходом, сидя вполоборота. То есть я рекомендовал бы вам освоить технику руления одной рукой, но свести ее применение к минимуму.
Предлагаемый способ руления позволяет без потери контакта с рулевым колесом развернуть кисть на 180°, чтобы перейти от тяги руля вниз к тяге вверх (рис. 22).
Рис. 22. Скоростное руление одной рукой
1. Исходное положение руки при повороте направо – точка «3» или «12» (поз. 1 на рис. 22).
2. После поворота руля до точки «4» (поз. 2) перехватите руль в нижнем секторе перекатом через тыльную сторону кисти (поз. 3 и 4).
3. Продолжите вращение руля от точки «8» (поз. 5) через точку «12» (поз. 6).
4. Далее для поворота управляемых колес на требуемый угол повторите пункты 2-3.
В автомобилях с горизонтальным расположением рулевого колеса (автобусы, некоторые грузовые автомобили) круговое руление удобнее выполнять перекатом через ладонь.
Однако руление «открытой ладонью» – распространенным способом в автомобилях с усилителем руля – является ошибкой водителя, так как при таком способе руления почти полностью теряется контакт руки с рулевым колесом, а следовательно, и контроль вращения руля. Кроме того, создается лишний стереотип в управлении автомобилем.
2.2. РАБОТА С ПЕДАЛЯМИ
Как утверждалось в начале главы, наиболее безопасное движение автомобиля – плавное, и ваши действия с педалями и рулем должны быть направлены на обеспечение плавности движения. В связи с этим общие рекомендации по работе с педалями таковы:
• работать с ними следует деликатно, обеспечивая минимальное перераспределение веса автомобиля;
• по педалям нельзя бить (кроме экстренного торможения на автомобиле с антиблокировочной системой тормозов ABS), усилия должны быть дозированными;
• педаль при отпускании следует не бросать, а сопровождать ее обратный ход ногой;
• паузы между действиями должны быть минимальными, желательно, чтобы одно действие переходило в начало другого.
2.2.1. Педаль газа
Способы нажатия на педаль газа (дросселирование) можно разделить на постоянное дросселирование и переменное.
Постоянное дросселирование – известный всем водителям способ нажатия на педаль газа, который применяется в повседневной езде для разгона и поддержания скорости автомобиля.
Разгон наиболее эффективен при почти полностью нажатой педали газа – на 50-90% хода педали, так как в этом режиме КПД двигателя максимален. Педаль при этом следует нажимать плавно и прогрессивно, т. е. увеличивая силу нажатия.
При разгоне на автомобиле с механической коробкой передач работайте педалью газа следующим образом:
после включения передачи слегка нажмите педаль газа на величину ее свободного хода;
плавно добавьте газ так, чтобы через 2-3 с педаль была нажатой не менее чем наполовину ее рабочего хода;
продолжайте разгон при этом положении педали до включения следующей передачи;
после переключения передачи повторите пункты 1-3. Разумеется, на многих автомобилях для I и II передач эта последовательность действий будет выполняться лишь частично, так как на этих передачах разгон достаточно интенсивный, и при штатном разгоне следующая передача будет включаться раньше, чем педаль газа будет полностью выжата. Кроме того, степень нажатия на газ ограничивается сцеплением колес с дорогой – на скользкой дороге нажать газ до пола без проскальзывания колес практически невозможно. При интенсивном движении также сложно «утопить» педаль, так как идущие впереди машины будут помехой для разгона.
Следует подчеркнуть, что на автомобилях с механической коробкой передач, а также с автоматической коробкой в ручном режиме переключения передач как экономичный, так и скоростной способы разгона выполняются при почти одинаковом нажатии на педаль газа. Интенсивность разгона и расход топлива при этом регулируются не степенью нажатия на педаль, а частотой оборотов двигателя, на которой включается повышающая передача, – чем ниже обороты двигателя, при которых включается повышенная передача, тем меньше и интенсивность разгона, и расход топлива.
На автомобилях с автоматической коробкой, действующей в автоматическом режиме переключения передач, разгон тем интенсивнее, чем больше нажата педаль газа. Поэтому для штатного экономичного разгона на автомате следует газовать умеренно, чтобы переключения передач происходили в экономичном диапазоне оборотов двигателя (см. раздел 3.1).
Экстренный разгон (для предотвращения ДТП) на автомобиле с любым типом коробки передач нужно выполнять при нажатой педали «в пол», т. е. на 100%.
О штатном и скоростном способах разгона смотрите разделы 3.1 и 3.3. Об экономии топлива смотрите также раздел 6.2.
Используется также короткое «ударное» нажатие на педаль газа, которое служит не для разгона, а для «перегазовки» при включении пониженной передачи. Подробнее об этом смотрите раздел 2.3.
Установившееся движение наиболее эффективно при неизменном положении педали газа, так как в этом режиме движение максимально равномерно и экономично (см. разделы 6.1 и 6.2).
Для движения с постоянной скоростью в свободных условиях работайте педалью газа одним из двух способов:
• фиксация педали в одном положении и ее отклонение только в случае необходимости изменить скорость. При этом на подъемах и спусках скорость будет изменяться и возвращаться к прежнему значению при выезде на горизонтальную дорогу;
• имитация «круиз-контроля», т. е. фиксация педали в одном положении и легкое ее отклонение на подъемах и спусках для поддержания скорости.
При установившемся движении беспричинное цикличное перемещение педали газа (т. е. если того не требует дорожная обстановка) является ошибкой водителя – как и любое лишнее действие, не имеющее смысла.
Иногда используется и переменное дросселирование, с переменным нажатием на педаль газа. Например, при разгоне на скользкой дороге, при отсутствии электронной системы динамического контроля DSC, после начала проскальзывания ведущих колес нужно уменьшить нажатие на педаль до восстановления сцепления с дорогой, после чего снова продолжить разгон, сильнее нажав на педаль.
2.2.2. Педаль тормоза
Для торможения автомобиля, оснащенного ABS, используется непрерывный способ нажатия на педаль тормоза.
Непрерывное торможение, как «комфортное», так и интенсивное, выполняется постоянным нажатием на педаль тормоза с нарастанием усилия до необходимого. В случае повседневного служебного торможения, когда вы самостоятельно выбираете моменты начала и окончания торможения (остановки), чем равномернее распределяется тормозное усилие на тормозном участке дороги, тем лучше.
Работайте тормозной педалью следующим образом (рис. 23): в самом начале торможения слегка нажмите педаль на величину ее свободного хода;
плавно усиливайте нажатие до нужного замедления автомобиля; продолжайте тормозить при этом положении педали;
Рис. 23. Нажатие на педаль тормоза при служебном торможении
перед остановкой, во избежание «клевка» автомобиля, плавно отпустите педаль так, чтобы полная остановка соответствовала полностью отпущенной педали.
Многие автомобили с автоматической коробкой передач при полностью отпущенной педали тормоза начинают медленное движение. В этом случае полной остановке автомобиля без «клевка» соответствует некоторое промежуточное положение педали тормоза между полностью нажатым и отпущенным. Это же справедливо и для автомобиля с любым типом коробки передач при остановке на спуске или подъеме.
Кроме того, используется также «ударное» нажатие на педаль тормоза. Оно служит:
для экстренного торможения автомобиля с ABS;
не для торможения, а для перераспределения веса автомобиля. Например, для разгрузки передней подвески автомобиля при проезде через неровности (см. приложение 1).
В случае экстренного торможения, когда момент остановки определяется местом нахождения препятствия, а начало торможения должно быть как можно раньше, должно использоваться максимально интенсивное нажатие на педаль тормоза.
2.2.3. Педаль сцепления
Педаль сцепления служит для соединения и разъединения коробки передач с двигателем. На серийных автомобилях момент соединения (так называемый момент «схватывания») наступает не сразу при отпускании педали, а в середине ее хода[8] 8
На разных автомобилях момент «схватывания» может наступать при различных положениях педали – в середине ее хода, внизу или вверху хода. Это зависит от модели сцепления, его регулировки, степени износа его дисков.
Поэтому после включения передачи педаль нужно отпускать не одним движением, а в два этапа с короткой задержкой в положении «схватывания», во избежание рывка автомобиля. Подробнее о переключении передач см. раздел 2.3.
Нажимать на педаль сцепления следует быстро, в одно движение и до конца, т. е. «в пол». Возможно также нажатие педали лишь до момента «схватывания», однако это требует точной дозировки усилия и чувства положения «схватывания».
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.