Маз спорт авто дакар
«КОМАНДА МАЗа: НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ДАКАР-2021!
«КОМАНДА МАЗа: НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ДАКАР-2021!
Гонщики спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» вернулись в Минск и подвели итоги.
На текущий «Дакар», который прошел в Саудовской Аравии, МАЗ выставил два капотника. Первый шел впереди в начале ралли, но потом сошел с гонки, а второй неудачно выступил в первый день, но затем ехал почти без остановок в темпе лидеров. На финише марафона экипаж Алексея Вишневского занял итоговое шестое место.
«Так сложилось, что в какой-то момент мы остались одни, и нам пришлось в одиночку бороться с серьезными соперниками. Мы с обновленным экипажем справились идеально: практически не было проблем с навигацией, каждый день старались ехать без остановок, – отметил пилот Алексей Вишневский. – Все изменения, которые были внесены в конструкцию второго автомобиля, себя полностью оправдали. Мы показали, что наши капотники готовы бороться с любыми экипажами и показывать максимальную скорость».
На Минском автозаводе положительно оценили результаты команды, сделав акцент на подготовке пилотов и качестве грузовиков. Конструирование боевых автомобилей и их создание – это отдельное направление в работе спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто». За прошедший год удалось доработать конструкцию первого гоночного грузовика с капотной компоновкой и с нуля создать второй автомобиль, экипаж которого попал в топ-10 участников грузового зачета ралли Дакар-2021.
Большая часть компонентов – производства Минского автомобильного завода. К подбору других поставщиков узлов и силовых агрегатов подходят очень ответственно: комплектующие автомобилей подбираются по специальным требованиям, а поставщики – это компании, давно заслужившие доверие среди автомобилестроителей и известные в автоспорте.
«Спорт есть спорт. Не всегда побеждает сильнейший, есть воля случая, воля череды событий. Но самое важное – это желание и воля к победе, лицо завода и страны, которую ты представляешь. За прошлый год мы собрали новую машину и выставили два очень конкурентоспособных автомобиля, которые хорошо смотрелись в гонке. Сергей Вязович вырос за 10 лет в аса, но мы также вырастили будущее – Алексея Вишневского. Сейчас его включают в число самых перспективных молодых пилотов мира. Так что итоги гонки оцениваю позитивно», – отметил генеральный директор ОАО «МАЗ» – управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович.
В этот раз на «Дакаре» было удивительно много скоростных участков. Руководитель «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович считает, что должно быть сложнее – тогда есть возможность раскрыться как самим спортсменам, так и потенциалу техники. При этом гоночный МАЗ на бездорожье и труднопроходимых участках, по его словам, еще конкурентоспособнее, чем на быстрых дорогах.
«Наши автомобили очень конкурентоспособные: нам удалось выиграть несколько этапов, занимать высокие места по окончанию заездов и гонки в целом. Мне как руководителю очень приятно, что работа по тренировке экипажей принесла свои плоды. И после схода одного экипажа борьба МАЗа продолжилась. У нас нет задачи просто проехать маршрут – мы всегда боремся за победу», – отметил лидер команды.
Напомним, для Алексея Вишневского это лучший результат выступлений на «Дакаре». Годом ранее он приехал восьмым, в 2019-м – 11-м, а в 2018-м – 14-м. Молодой белорусский пилот каждый год занимает все более высокие позиции, что является ярким доказательством преемственности в спортивной команде Минского автомобильного завода и ее готовности развивать свой потенциал, применяя на практическом опыте новые тактики и стратегии.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» в очередной раз достойно представила бренд Минского автомобильного завода на сложнейшем ралли-марафоне «Дакар», где соревнуются лучшие гонщики мира на спортивных грузовиках высочайшего технического уровня.
Впереди новые гонки, новые испытания и новые победы!
Команду МАЗ-СПОРТавто не пускают на Дакар
Похоже, грузовой зачет нынешнего ралли-марафона Дакар будет сильно ослаблен. Внезапно выяснилось, что среди участников этой гонки не будет очень сильного игрока: белорусская команда МАЗ-СПОРТавто, упорно боровшаяся в прошлых марафонах с нашими КАМАЗами, участие в грядущем Дакаре принять не сможет.
Ситуация совершенно неясна и выглядит странно. Пока команда тихо-мирно двигалась к парому во французский Марсель, с официального сайта гонки исчезли стартовые номера 502, 507 и 517, предназначенные для мазовских экипажей. А затем команду и вовсе не погрузили на паром; при этом никаких официальных разъяснений получено не было.
Неофициально же обсуждается версия, что команду сняли с гонки из-за санкций ЕС, которые касаются и Минского автозавода, что косвенно подтвердили и источники на МАЗе.
Организатор Дакара, французская компания ASO, должна подчиняться, естественно, европейским законам. Видимо, занятые организацией сложного рейда, его логистикой и зрелищностью организаторы даже не подумали о юридической сущности МАЗ-СПОРТавто, принимая заявочный лист. И только теперь сообразили, что белорусская команда не частник, а полноценное подразделение МАЗа. В этом смысле наш КАМАЗ-мастер дальновидно является самостоятельным юрлицом, пусть и имеющим КАМАЗ в учредителях.
Если ситуация не окажется ошибкой (а надежды на это немного), мировой автоспорт, а особенно ралли-рейд Дакар-2022, ощутимо потеряет как в интриге, так и в репутации. Но больше всего это ударит по мазовским спортсменам и их команде.
Гоночные МАЗы: как белорусские грузовики покоряли «Дакар»
Скоро стартует ралли-рейд «Дакар-2021», ныне проходящий в Саудовской Аравии. Разумеется, мы будем болеть за отечественную команду «КАМАЗ-мастер». Радует, что среди соперников есть и еще одна «наша» команда — «МАЗ-СПОРТавто». Причем в этом декабре у «красных» юбилей — десятилетие со дня создания. Вспомним, как менялись их болиды за прошедшее время.
Планы на участие во внедорожных соревнованиях на МАЗе родились давно, еще в 80‑х годах прошлого века. Примером служили успехи соседей по лагерю СЭВ, чехословацкой «Татры», которая первой из социалистических стран создала свою команду. Однако тогда руководство страны этих планов не одобрило, и МАЗ занялся спортом только в середине 90‑х, сначала в кольцевых гонках, затем в трак-триале.
Первый образец спортивной машины был похож на серийную продукцию.
Вернуться к ралли удалось только в 2009 году, когда директором МАЗа стал энергичный Александр Боровский. Он воспринял идею положительно, и в ноябре 2010 года появился его приказ №1541 о создании с 1 декабря спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» штатной численностью пятнадцать человек.
Отечественные мосты и амортизаторы не выдерживали раллийных нагрузок.
Примечательно, что на самом деле команда появилась раньше официальных документов. И первый образец машины построили еще летом, а боевую «обкатку» он прошел на «Шелковом пути — 2010».
Взамен родных мостов и военных амортизаторов установили фирменные аналоги.
Построенная на основе серийной машина получила индекс 5309RR. Выглядела она стильно — горбатый контур надстройки напоминал фирменный символ — силуэт зубра, изображенный на боку.
Используемый двигатель носил непривычную маркировку Минского моторного завода: Д-280.5. На самом деле это был аналог дизеля «КАМАЗ-мастер». В его основе лежал доработанный тутаевский мотор объемом 17,2 л. Этот же был доработан в Минске, на нем установили оригинальный масляный картер, маслоприемник и ограничители подачи воздуха в турбокомпрессоры. В результате его мощность составила 775 л. с. Рама и мосты тоже были собственными, а амортизаторы — военные, производства дружественного МЗКТ. Что поделать, бюджет молодой команды был ограниченным, и в результате грузовик получился откровенно тяжелым, снаряженной массой аж 11 250 кг. При этом другие узлы были импортными, как и у конкурентов: коробка передач — ZF, сцепление — Sachs, раздаточная коробка — Steyr.
Обновленный болид отличался отсутствием подножек и линзовой оптикой.
Пройдя боевое крещение «Шелковым путем», эта же машина приняла участие в «Дакаре-2011». Там-то и выяснилось, что некоторые агрегаты не держат запредельных нагрузок. Основные претензии были к амортизаторам. После первых же километров спецучастков они перегревались и заклинивали. Поскольку амортизаторы клинило, то вскоре обрывало их крепления к раме. Сперва их меняли, а крепления подваривали, затем запас амортизаторов кончился, их пришлось ремонтировать. По итогам стало понятно, что придется использовать агрегаты мирового уровня, иначе побед ожидать не стоило.
Отличить спортивный МАЗ третьей генерации легко — по линзовой оптике, поднятой на решетку радиатора.
Серьезное обновление болиды получили к «Дакару-2012». Прежде всего, речь шла об облегчении веса и усилении конструкции. Облегчили раму, сменили мосты на более легкие, но надежные финские Sisu, их использовал и наш «КАМАЗ-мастер». Сдвинули назад кабину, улучшив развесовку. Даже задний борт надстройки сделали брезентовым, в целях экономии. В результате вес уменьшился почти на тонну. Двигатель остался тем же в основе, но доработанным на «родине», в Ярославле. Мощность ЯМЗ-7Э846.10 увеличилась до 780 л. с. А взамен военных амортизаторов были установлены сдвоенные профессиональные Reiger Racing.
Внутри спортивный болид напоминает самолет.
Однако почивать на лаврах в соревнованиях мирового уровня не приходится, апгрейд надо вести постоянно. Поэтому уже к сезону 2014 года машина серьезно обновилась. Продолжилась борьба с собственным весом, буквально аптекарская. Так, буквально несколько килограммов выкроили за счет нового карданного вала, при этом более жесткого. Вместо массивных прожекторов установили невесомые диодные. Не забывали и о силовой линии: за счет доработки мощность двигателей увеличилась до 920 л. с.
Капотник МАЗ отличается удачной развесовкой.
Главным отличием четвертого обновления, реализованного в 2016 году, стало применение совершенно нового силового агрегата. Ярославские V-образные тяжелые монстры уступили место рядным шестеркам Gyrtech. В их основе — американский Caterpillar C13, доведенный чешской фирмой Buggyra и развивающий 980 л. с. при 12,5 литрах объема. Однако опыта кольцевых гонок маловато для ралли-рейдов: на этих моторах пришлось несколько раз за гонку менять турбокомпрессоры.
Спортивные грузовики далеко ушли от гражданских предков.
Важной вехой стал 2018 год — в нем был представлен принципиально иной спортивный грузовик МАЗ-6440RR пятого поколения. В отличие от предшественников, на нем применена капотная компоновка. Как показал опыт конкурентов, при ней проще достигать идеальной развесовки по осям, 50 на 50. Он был представлен общественности в декабре, и весь следующий год он проходил боевые испытания в различных гонках, готовясь к «Дакару-2020».
Само собой, базируется он на основе машин предыдущих поколений. Кабина у него — от серийных машин с индексом 5440, а стеклопластиковый капот — от дорожных собратьев малых серий 6440.
Есть в команде и боевые технички: трехосные, полноприводные и со сдвоенными кабинами.
Под капотом установлен все тот же дизель Gyrtech, настроенный на 960 л. с. мощности и 4500 Нм крутящего момента. Коробка передач — проверенный гидроавтомат Allison 5000 серии, раздаточная коробка ZF-Steyr, мосты Sisu. Несмотря на коронавирус, в этом году построен второй аналогичный болид, и обе машины сейчас готовятся к старту на «Дакаре-2021».
За десятилетие существования команда «МАЗ-СПОРТавто» поучаствовала в тридцати семи гонках, и девятнадцать раз становилась в них призерами. В том числе в ее копилке есть серебряные и бронзовые дакаровские бедуины, так что осталось завоевать главного — золотого.
Политика, которая убивает спорт: МАЗ исключили из «Дакара»
Вчера стало окончательно известно, что команда «МАЗ-СПОРТавто» не будет принимать участие в «Дакаре-2022».
Подытожила ситуацию в публикации на Дром.ру: www.drom.ru/info/autosport/86353.html
28 ноября экипажи команды «МАЗ-СПОРТавто» пропали из опубликованного списка участников ралли-марафона «Дакар-2022», а еще через два дня организаторы «Дакара» сообщили белорусам о запрете на участие в гонке. 2 декабря стало окончательно понятно, что «МАЗ-СПОРТавто» не выйдут на старт в Джидде. При этом на сайте самого «Дакара» до сих пор нет ни слова на эту тему. И, видимо, уже не будет.
Политика не может иметь отношения к автоспорту, а санкции против стран и государств не должны отражаться на спортсменах. Кажется, именно так считают нормальные люди, но, к сожалению, это не волнует политиков, которые продолжают гнуть свою линию.
Европа и США вводят так называемые санкции по самым разнообразным поводам, не позволяя иметь альтернативного мнения, а все происходящее вследствие этих «санкций» просто дурно пахнет. Чуть менее года назад мы рассказывали про противостояние России, РАФ и FIA во время этапа Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес», когда мы все же продавили и флаги, и гимн, которые уже успели запретить. А сейчас крайними сделали спортсменов из белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто», в последний момент отказав им в участии в «Дакаре». При этом стартовые взносы были оплачены, экипажи зарегистрированы, а бортовые номера уже получены. Понятно, что помимо стартовых взносов понесены и другие расходы, которые достигают кругленькой шестизначной суммы.
К моменту получения запрета на участие три тягача с белорусскими МАЗами были уже в Польше на пути к французскому парому, отходящему в Саудовскую Аравию.
Белорусская команда выехала в сторону Марселя за неделю до отправки парома. Этого времени было более чем достаточно, чтобы спокойно добраться до места назначения и погрузить технику на корабль: последний срок определялся 30-м ноября. Однако днем 24 ноября они получили сообщение от одного из организаторов «Дакара» о том, что не будут допущены к марафону и не смогут погрузиться на паром. Из списков участников МАЗ вычеркнули 28 ноября.
«Ситуация перешла грань»: команда МАЗ-СПОРТавто провела пресс-конференцию по поводу недопуска к Дакару
Как мы уже рассказывали, организаторы не допустили гоночную команду МАЗ-СПОРТавто к участию в гонке Дакар по причине санкций, — по этому поводу в Минске прошла пресс-конференция, которую вел капитан команды и пилот Сергей Вязович.
По его словам, на гонке Дакар, которая проходит уже в 44-й раз, за долгие годы сложилась атмосфера дружбы и взаимовыручки. «Это большая семья, которая всегда приходит на помощь. А сейчас такое чувство, будто семья от нас отказалась».
Как заявил Вязович, компания-организатор Дакара ASO приняла такое решение по указаниям извне. Формулировка отказа такова: «никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».
И далее: «участие автомобилей МАЗ в гонке станет возможностью для рекламы этого бренда, потенциально поспособствует росту доходов и преимуществу на зарубежных рынках, будет соответствовать понятию „экономические ресурсы”. » Хотя, по словам Вязовича, от участия МАЗа гораздо больше выигрывали организаторы, поскольку минчане вносили интригу в грузовой зачет, составляя сильную конкуренцию КАМАЗ-Мастеру: и на Дакаре-2019, и на Дакаре-2020 они брали «бронзу».
Более того, команде отказались вернуть уплаченные стартовые взносы — а это сотни тысяч евро, — по причине того, что существует «риск прямого либо косвенного перевода средств в пользу Минского автомобильного завода», хотя взносы платила Белорусская автомобильная федерация.
А поскольку Дакар входит в чемпионат мира, права на который выкупила все та же компания ASO, то МАЗ-СПОРТавто не сможет принять участие ни в одном из этапов чемпионата — даже в том, который пройдет на территории СНГ, в Казахстане.
Слегка утешает, что все это не касается гонки «Шелковый путь», которая пройдет в июле по маршруту Астрахань—Грозный—Воронеж—Москва.
По словам Вязовича, недопустимо смешивать спорт и автомобильных производителей, которые предоставляют гонщикам «спортинвентарь»: «Если что-то подобное произойдет, скажем, с фирмой IVECO, то что — запретить участие десятку гонщиков, которые выступают на грузовиках этой марки?» А отказ белорусских спортсменов от марки МАЗ, по словам Вязовича, был бы унизителен: «Для нас крайне важно остаться при своем логотипе».
«Сама ситуация перешла грань. Бесконечно издеваются над спортсменами: то заберут флаг, то отберут гимн, теперь — попытка отобрать автомобиль. Это не красит весь мировой спорт, и, на мой взгляд, недопустим сам процесс решения этих вопросов: либо замалчивание, либо действие с точки зрения силы, когда ты организатор и трактуешь правила как хочешь. Мы крайне возмущены этой ситуацией. Но мы продолжим делать как спортсмены ту работу, которую вели до этого, чтобы в любой момент, как только будет возможность, и дальше представлять интересы автоспорта за пределами Беларуси на самом высоком уровне ».
Тем временем КАМАЗ готовится выступить на Дакаре четырьмя экипажами, два из которых будут на новых машинах К5, — и наверняка вновь выиграет гонку.