Мажойский каскад алтай как добраться на машине
Алтай против. Часть 1.
О чем это я
Вы возможно слышали от людей, хорошо знающих Алтай, что он может пускать к себе или не пускать кого-либо по своему усмотрению. На первый взгляд кажется, что такого быть не может, потому что такого быть не может никогда. Пока сам с этим не столкнешься.
Перед Акташем река Чуя и Чуйский тракт на некоторое время расстанутся. Потом снова встретятся. Этот участок Чуи носит имя «Мажойский какскад». Из-за того, что там от места слияния с Мажоем идут подряд несколько сложнейших порогов. По разным схемам для разного времени всего порогов там штук 35. Из них, если я правильно запомнил, одиннадцать сложных.
Я трижды пытался проехать до устья Мажоя. Расскажу, как это было, и попытаюсь определить причины неудач. До каких-то мест мы доехали, все-таки. Немного фотографий есть.
Попытка номер один
27.09.2014
Дамы мои сказали, что по этой дороге они не поедут. Их, мол, дома внуки ждут. И пошли вниз пешком не по дороге, а по тропинке справа.
На фото довольно интересное место оказалось. Вверх поднимается лесовозная дорога. Примерно в центре кадра направо идет дорога вдоль Чуи с конечной точкой в виде моста у Мажоя. Чуть ниже спускается (тоже направо в кадре) дорога к Оройскому мосту, с которого начинается путь до Шавлинских озер. По дороге еще ниже и вниз-налево можно попасть на удобное место, где судя по всему, содержали когда-то животных.
Я проехал немного в сторону Мажоя. На развилке встретил лесовоз.
Просто удивительно, как по такой дороге они ездят с приличным грузом?
Солнце как-то быстренько начало свой путь за ближайшие горы.
Спустился в самый низ. Вечерняя Чуя красива даже осенью, по малой воде.
На пределе светочувствительности еще один кадр получился.
Тень легла на всю долину Чуи.
Так закончился первый «облом». Подумал, что нечего женатому мужику с другими женщинами в горы ездить. Далее только с женой.
Попытка номер два
07.09.2015
Почти через год, с женой. Проскочили без остановки то место, где в прошлом году я остался без экипажа.
Сначала спустились вниз. Погуляли, сделал несколько фотографий.
Поехали дальше. Примерно до того места, где я в прошлом году разворачивался. И все. Дальше категоричный отказ. Справа земли не видно. Страшно.
Для справки. Ночевали мы сегодня на берегу Чулышмана, с утра поднялись на Кату-Ярык. А следующим днем поднялись на ретранслятор.
Почему второй облом получился, я не понял.
Хорошо, что места красивые. И есть куда прогуляться. Времени еще много до вечера.
По той дороге мы сейчас ехали.
Чуя сверху смотрится красиво. А вниз не спуститься почти нигде. Хотя именно здесь есть спуск.
Про порог Мини нам потом рассказывал встреченный у Михалыча инструктор-водник, что однажды при соответствующей воде из бочки их выманивали (вынимали) морковкой. Я не утверждаю, что это именно тот порог на кадре, так как привязка к месту была чисто словесная и непрофессиональная.
Поселок спрятался справа за горкой. Вдали среди деревьев база Кочевник. За ней Чуйский тракт.
Могу предположить, что не понял утреннего предупреждения, чем и провинился. Кату-Ярык не хотел нас отпускать из долины Чулышмана. Мы там побыли очень недолго и далеко не все посмотрели. За это на первом участке подъема дорогу нам преградило небольшое стадо быков, медленно идущих наверх. На машину, на гудки, на щелчки кнута погонщиков они реагировали совершенно одинаково — никак. И только физический контакт позволил пробраться вперед.
Попытка номер три. Последняя.
2.09.2016.
Практически тот же вид, что и на предыдущем, прошлогоднем фото. Здесь половина десятого, а на предыдущем половина пятого к вечеру.
Чибит
3 материалa по 2 объектам, 26 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Чибит.
Мажойский каскад
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Трасса для камикадзе или «Дикая» Чуя
Материал понравился:
Узкий каньон Чуи — Мажойский каскад
«Для желающих недорого и фотогенично свести счеты с жизнью на Чуе есть Мажой. «
Длина Мажойского каскада по разным данным от 15 до 17 км. На этом расстоянии река насчитывает 54 порога 5 и 6 (наивысшая) категории сложности. Пороги имеют характерные название — Недотрога, Коварный, Суровый, Приманка, Каскадер, Русские горки и др.
Здесь проводятся соревнования любителей свести счеты с жизнью водного туризма — Мажой-ралли и Король Азии.
Если Вы не сплавщик и даже не «болеющий», а просто любитель Природы, то Вам будет интересно посмотреть на грохочущую Чую, подышать свежим воздухом и насладиться великолепными видами.
В 60х годах прошлого столетия выше Мажойского каскада, недалеко от села Акташ, планировалось построить ГЭС, но из-за отсутствия средств и низкого качества выполненных строительных работ доведение строительства до конца было признано нецелесообразным.
А в 2009 году был разработан проект по строительству каскада из трех ГЭС, по которому нижняя ступень находилась бы в 1-2 км от села Чибит, а верхняя на месте недостроенной Акташской ГЭС. Строительство планировалось осуществить в 2010-2013 годах, но на носу уже 2015 и никаких работ даже не начато, к счастью. В противном случае, природный объект невероятной красоты «Мажойский каскад» был бы для нас потерян, не говоря уже об изменениях в экологии района.
Посмотрев на Мажойский каскад имеет смысл спуститься к Оройскому мосту поближе к воде. Или подняться на гору Белькенек, если хватит смелости — крутая дорога тянется по отвесному склону — аттракцион не для слабонервных и любителей offroad.
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Республика Алтай, Улаганский район, с. Чибит. На первом повороте направо с трассы к селу свернуть и ехать до выезда из села, дальше дорога начнет карабкаться вверх, мимо знака возвещающего, что дальше ехать опасно и так вдоль склона держась чуть левее.
Миновав сложный участок, дорога пойдет по ровной террасе, приведет к развилке: вниз — к мосту (после развилки есть место для разворота), вверх — на гору Белькенек (мест для разворота нет до самой вершины).
Доехать до Чибита нет никакого труда для любого автотранспорта, дальше проезд «пузотеркам» закрыт, дорога крутая и каменистая.
К Мажойскому каскаду
Чуйский тракт много километров идет вдоль довольно крупной и очень интересной горной реки Чуя. От Кош-Агача, где она образуется из двух речек Юстыд и Кызылшин, до ее слияния с Катунью. И только в одном месте река Чуя надолго убегает от Чуйского тракта. В районе Кошкин Бом и непостроенной акташской ГЭС река резко поворачиват налево в узкое ущелье. К Чуйскому тракту река выходит у поселка Чибит.
Для знакомства с этим участком заехать сверху по течению вернее всего не получится. С этим участком реки можно частично познакомиться, свернув с асфальта в пос. Чибит, проехать его и подняться в гору.
Начинается же этот участок Менским каскадом порогов. От ГЭС до встречи с рекой Мажой (Маашей, Машей).
После втречи с р. Мажой начинается Мажойский каскад. Сколько нам порогов, я, думаю, не знает никто. Они идут там непрерывной чередой.
Над всем этим в гору тянется тоненькой ниточкой лесовозная дорога. Там, наверху, в районе горы Белькенек, валят лес. За этой горой Акташ и Чуйский тракт.
Ехать там надо внимательно, так как разъезды в принципе не предусмотрены. И угадайте с двух раз, кому придется ехать задом, лесовозу или вам?
Наверх я не ездил. Не стояло такой задачи в эти поездки. Туда надо ехать отдельно — откроются красивые виды на Северо-Чуйский хребет и надо снимать. Но и с нижнего участка местами видны белки.
И без белков красиво бывает там же
Попадаются камни странного цвета. Это, вернее всего, мох.
Фото в этом блоге с двух поездок — начало и конец сентября. Еще присутствует зеленый цвет на некоторых.
Совсем рядом есть еще одно интересное место.
Река Чуя несет свои воды к Катуни. В Чую впадает Чибитка. У Чибитки есть приток Мены (Серебро). Река небольшая, но течет с гор, и вода в ней холодная и чистая. Чуть далее Акташа Мены пересекает Чуйский тракт, буквально падая с горы, образуя своеобразные миниводопады.
При определенном свете очень красиво. Немного ниже одна из проток образует озерцо, необычное во всех отношениях. Со дна озера поднимаются три гейзера, вынося на поверхность бело-голубую глину. Вода от этого смотрится ярко бирюзовой, а на дне хорошо видны три белых круга, временами меняющих свой размер, положение и форму. Кратчайший проход к озеру (метров 800) с турбазы Мены платный. Через топь проложили мостки. Берут за это десять рублей с человека.
Гейзерное озеро (координаты 50°17′21.57″N 87°40′1.4″E).
Гейзерное озеро (другие названия — Голубое и Серебряное) озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера
около 2 метров, диаметр около 30 метров.
В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзерное озеро единственное
в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой.
Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат.
07. Алтай. К Мажойскому каскаду
Это архивный дубликат почти такого же блога в сообществе «Драйвер-путешественник» www.drive2.ru/c/2565318/, который очень быстро уходит, но где есть комментарии.
Чуйский тракт много километров идет вдоль довольно крупной и очень интересной горной реки Чуя. От Кош-Агача, где она образуется из двух речек Юстыд и Кызылшин, до ее слияния с Катунью. И только в одном месте река Чуя надолго убегает от Чуйского тракта. В районе Кошкин Бом и непостроенной акташской ГЭС река резко поворачиват налево в узкое ущелье. К Чуйскому тракту река выходит у поселка Чибит.
Для знакомства с этим участком заехать сверху по течению вернее всего не получится. С этим участком реки можно частично познакомиться, свернув с асфальта в пос. Чибит, проехать его и подняться в гору.
Начинается же этот участок Менским каскадом порогов. От ГЭС до встречи с рекой Мажой (Маашей, Машей).
После втречи с р. Мажой начинается Мажойский каскад. Сколько нам порогов, я, думаю, не знает никто. Они идут там непрерывной чередой.
Над всем этим в гору тянется тоненькой ниточкой лесовозная дорога. Там, наверху, в районе горы Белькенек, валят лес. За этой горой Акташ и Чуйский тракт.
Ехать там надо внимательно, так как разъезды в принципе не предусмотрены. И угадайте с двух раз, кому придется ехать задом, лесовозу или вам?
Наверх я не ездил. Не стояло такой задачи в эти поездки. Туда надо ехать отдельно — откроются красивые виды на Северо-Чуйский хребет и надо снимать. Но и с нижнего участка местами видны белки.
И без белков красиво бывает там же
Попадаются камни странного цвета. Это, вернее всего, мох.
Фото в этом блоге с двух поездок — начало и конец сентября. Еще присутствует зеленый цвет на некоторых.
Совсем рядом есть еще одно интересное место.
Река Чуя несет свои воды к Катуни. В Чую впадает Чибитка. У Чибитки есть приток Мены (Серебро). Река небольшая, но течет с гор, и вода в ней холодная и чистая. Чуть далее Акташа Мены пересекает Чуйский тракт, буквально падая с горы, образуя своеобразные миниводопады.
При определенном свете очень красиво. Немного ниже одна из проток образует озерцо, необычное во всех отношениях. Со дна озера поднимаются три гейзера, вынося на поверхность бело-голубую глину. Вода от этого смотрится ярко бирюзовой, а на дне хорошо видны три белых круга, временами меняющих свой размер, положение и форму. Кратчайший проход к озеру (метров 800) с турбазы Мены платный. Через топь проложили мостки. Берут за это десять рублей с человека.
Гейзерное озеро (координаты 50°17′21.57″N 87°40′1.4″E).
Гейзерное озеро (другие названия — Голубое и Серебряное) озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера
около 2 метров, диаметр около 30 метров.
В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзерное озеро единственное
в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой.
Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат.
Вот такой он – Мажойский каскад…
В окрестностях с. Акташ река Чуя меняет свое русло на южное направление и пробивает себе путь через ущелье. Именно на этом участке ниже впадения реки Мажой (Маашей) в реку Чуя находится знаменитый Мажойский каскад, один из сложнейших и интереснейших участков реки для прохождения порогов спортсменами, представляющий собой высшую категорию сложности для сплава. Русло реки здесь пробито в скальных породах, образующих каньон с высотой стенок 50-60 метров. Всего на 12-километровом участке реки насчитывается более 30 порогов, из них более 15 порогов – 5-6 категории сложности.
Именно этот каньон привлекает спортсменов-водн иков, со всей Сибири и не только.
Первые попытки прохождения Мажойского каскада относятся к 1973 – 1974 годам. Впервые зайти в это ущелье на плоту в разные годы пытались А. Кирсанов и М. Колчевников. Некоторые из тех попыток были неудачными, и даже трагичными.
И вот в августе 1976 году группа спортсменов-водн иков из Томска (Юрий Орлов, Сергей Потанин), Барнаула, Новокузнецка и Кемерово под руководством Михаила Колчевникова совершила первопрохождение Мажойского каскада! Это была их третья попытка, которая закончилась более чем удачно. Каскад был пройден полностью на классическом камерном плоту за 21 день, причем без потерь и с минимумом технических ошибок!
Это прохождение стало новой вехой в развитии спортивного водного туризма не только на территории Алтая, но и в России в целом. Эти люди тогда и не предполагали, каким популярным и массовым будет «паломничество» водников к Мажойскому каскаду.
В те годы было создано подробное описание каньона, составлены лоции и схемы препятствий, присвоены названия порогам.
Следующим значимым этапом в освоении Мажойского каскада было первопрохождение этого участка на двухместных катамаранах в мае 1982 года группой водников под руководством Александра Проваторова. На двух катамаранах Александр Проваторов, Евгений Степанов (Шорец), Александр Плешков (к сожалению, А. Проваторов не помнит четвертого участника) полностью прошли весь каскад.
Первые попытки прохождения каскада на каяке были в мае 1989 г. Чемпион мира, немец Тони Прийон, приехавший на соревнования «Чуя-Ралли», успешно прошел часть порогов. Однако весь каньон пройти не довелось из-за спасательных работ на соревнованиях, которые закончились неудачно – погиб спортсмен из Нижнего Тагила.
После этого было еще несколько попыток прохождения Мажойского каскада каякерами, но все они были далеко неполными. Среди них можно отметить сплав Н. Плеханова и О. Головкина в 1996 г. на каяке и каноэ.
Первое и полное прохождение на каяке всего каскада совершил в мае 2002 года Василий Порсев, причем на родейной лодке. Я был руководителем в этом походе. У нас была большая сборная группа водников из Бийска, Барнаула, Новосибирска, Новокузнецка и Екатеринбурга, вооруженная большой флотилией судов, включающей в себя бублик и четыре двухместных катамарана. Так что страховка у каякера была почти стопроцентная.
Пороги Мажойского каскада со времен первых попыток прохождения практически не менялись, за исключением, наверное, большого паводка, вызванного прорывом Маашейского озера в июле 2012 года, и огромного камнепада с левого берега реки весной 2014 года. Надо отметить что даже мощное землетрясение 2003 года не вызвало никаких изменений в каньоне.
Другое серьезное изменение в каньоне произошло весной 2014 года. В районе порогов «Коварный» и «Недотрога» произошел камнепад. Эти пороги исчезли. На их месте появился новый мощный опасный порог. В мае 2014 года никто из проходящих Мажойский каскад водников не решился на прохождение данного препятствия.
В июне 2014 года я организовал группу единомышленников из Бийска, Барнаула и Новосибирска. Мы отправились на Мажой с двумя бублями с целью разведки, описания и прохождения нового препятствия. Ведь в наше время первопрохождения сложных порогов являются редкостью! Итак, дойдя до порога, мы увидели достаточно серьезное препятствие. Вход в порог – отвесный четырехметровый водопад, за которым огромная держащая бочка, а далее месиво из воды, камней, сливов, бочек. Береговая обстановка тоже не лучше – повсюду острые, как бритва камни. Однако было принято решение порог проходить поочередно, выставили страховку и вперед.
Я шел на первом бубле: за водопадом подержало в бочке, выплюнуло, далее серия мощных бочек – прошли. Уже на берегу увидели, что порвали ткань на баллоне. Пошел второй бубль: шаркнули камень под водопадом и разорвали колесо. Во второй части порога бубль перевернуло – людей поймали морковкой. Да, порог оказался действительно очень серьезный! Цель достигнута – порог пройден и назван «Малютка».
Пик популярности Мажойского каскада пришелся на 2000–е годы. Помимо того, что это связано с близостью подъездных путей к старту и финишу, несомненно, большую роль сыграло улучшение экономической ситуации в стране и общее развитие водного туризма и каякинга.
Огромной популярности каскаду добавили соревнования «Мажой-ралли». Идея проведения этих соревнований пришла барнаульским спортсменам Александру Проваторову и Юрию Либрехту – они и были первыми организаторами. Впервые соревнования состоялись в 2003 году. Это были первые в мире экстремальные соревнования на таком сложном участке реки. К соревнованиям допускались лишь опытные спортсмены. Суть соревнований состояла в прохождении каскада на скорость. Эти соревнования были очень зрелищные и собирали большое количество участников и спортсменов. В разные годы призерами становились команды Барнаула, Горно-Алтайска, Томска, Перми и т.д. К сожалению, в последние годы эти соревнования не проводятся.
Не менее интересны и зрелищны соревнования среди каякеров «Король Азии», которые ежегодно проходят в середине лета и собирают лучших спортсменов не только из России, но и из-за рубежа. Первые соревнования состоялись в 2010 году благодаря Василию Порсеву, как уже говорилось выше, человеку, совершившему первопрохождение каскада на каяке. В разные годы победителями становились спортсмены действительно с мировым именем – Егор Воскобойников, Василий Порсев, Иван Козлачков.
За все эти годы изменилось и время прохождения Мажойского каскада. Если в 1976 году М. Колчевников со своей командой шел 21 день, то теперь хорошо подготовленная группа проходит этот участок за 1-2 дня, а в режиме нон-стоп 2-4 часа.
В истории освоения Мажойского каскада были и солопрохождения, т.е. одним судном, без страховки. Конечно, многие могут осудить такие прохождения – слишком опасно. Да, риск, большой. Однако те, кто идут одним судном, являются не просто спортсменами, а профессионалами экстра-класса, и только им самим можно оценивать свою подготовку к определенному прохождению. В 1999 году А. Проваторов с В. Воронко прошли каскад по большой воде на одном катамаране, совершив шесть переворотов. Это была тренировка перед попыткой прохождения Карагемского прорыва на реке Аргут. Именно тогда на Аргуте погиб Слава Воронко. Были и другие известные прохождения.
В последнее время популярны коммерческие маршруты по Мажойскому каскаду. Их проводят на разных судах в зависимости от подготовки туристов. Основная масса таких туров проходит на бублях. Мне запомнился 2009 год, когда за один сезон у меня было 16 коммерческих сплавов.
Каякеры проводят обучающие сплавы. Новички проходят наиболее простую верхнюю часть, профессионалы оттачивают мастерство на нижней части каскада.
В летние дни практически уже не бывает такого времени, чтобы Мажой пустовал. Обязательно есть какие-то группы, которые проходят пороги каскада, либо стоит лагерь каякеров, либо туристов с окрестных баз водят и пугают страшными порогами Мажойского каскада. И они, как и я в 1996 году, смотрят на них и не понимают, как здесь можно сплавляться!
Когда-то неприступный каньон живет новой, полной жизнью спортсменов-водн иков!
Блошкин Сергей Иванович. Мастер спорта России, Выдающийся Путешественник России