Мажойский каскад как доехать на авто
07. Алтай. К Мажойскому каскаду
Это архивный дубликат почти такого же блога в сообществе «Драйвер-путешественник» www.drive2.ru/c/2565318/, который очень быстро уходит, но где есть комментарии.
Чуйский тракт много километров идет вдоль довольно крупной и очень интересной горной реки Чуя. От Кош-Агача, где она образуется из двух речек Юстыд и Кызылшин, до ее слияния с Катунью. И только в одном месте река Чуя надолго убегает от Чуйского тракта. В районе Кошкин Бом и непостроенной акташской ГЭС река резко поворачиват налево в узкое ущелье. К Чуйскому тракту река выходит у поселка Чибит.
Для знакомства с этим участком заехать сверху по течению вернее всего не получится. С этим участком реки можно частично познакомиться, свернув с асфальта в пос. Чибит, проехать его и подняться в гору.
Начинается же этот участок Менским каскадом порогов. От ГЭС до встречи с рекой Мажой (Маашей, Машей).
После втречи с р. Мажой начинается Мажойский каскад. Сколько нам порогов, я, думаю, не знает никто. Они идут там непрерывной чередой.
Над всем этим в гору тянется тоненькой ниточкой лесовозная дорога. Там, наверху, в районе горы Белькенек, валят лес. За этой горой Акташ и Чуйский тракт.
Ехать там надо внимательно, так как разъезды в принципе не предусмотрены. И угадайте с двух раз, кому придется ехать задом, лесовозу или вам?
Наверх я не ездил. Не стояло такой задачи в эти поездки. Туда надо ехать отдельно — откроются красивые виды на Северо-Чуйский хребет и надо снимать. Но и с нижнего участка местами видны белки.
И без белков красиво бывает там же
Попадаются камни странного цвета. Это, вернее всего, мох.
Фото в этом блоге с двух поездок — начало и конец сентября. Еще присутствует зеленый цвет на некоторых.
Совсем рядом есть еще одно интересное место.
Река Чуя несет свои воды к Катуни. В Чую впадает Чибитка. У Чибитки есть приток Мены (Серебро). Река небольшая, но течет с гор, и вода в ней холодная и чистая. Чуть далее Акташа Мены пересекает Чуйский тракт, буквально падая с горы, образуя своеобразные миниводопады.
При определенном свете очень красиво. Немного ниже одна из проток образует озерцо, необычное во всех отношениях. Со дна озера поднимаются три гейзера, вынося на поверхность бело-голубую глину. Вода от этого смотрится ярко бирюзовой, а на дне хорошо видны три белых круга, временами меняющих свой размер, положение и форму. Кратчайший проход к озеру (метров 800) с турбазы Мены платный. Через топь проложили мостки. Берут за это десять рублей с человека.
Гейзерное озеро (координаты 50°17′21.57″N 87°40′1.4″E).
Гейзерное озеро (другие названия — Голубое и Серебряное) озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера
около 2 метров, диаметр около 30 метров.
В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзерное озеро единственное
в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой.
Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат.
Мажойский каскад на реке Чуя
Ниже плотины Чуйской ГЭС, которая находится на отметке 457 км, река входит в горы и начинается участок, называемый Дикой Чуей.
Начинается Дикая Чуя Менским каскадом протяженностью около 2 км со сложными порогами, который сменяется еще более сложным, труднопроходимым участком Чуи – Мажойским каскадом.
Мрачное ущелье, стены которого вверху покрыты вечным снегом, в нижней своей части переходит в каньон, где все дно занято руслом реки. Между высокими – 100-150 м – стенами Чуя мощным ревущим потоком продирается через нагромождение камней, вспенивается валами до 4-х м высотой и падает водопадными сливами.
Мажойский каскад (или как иначе его называют – каньон) – популярное место среди водников – экстремалов, неудивительно, что многие из них открывают сезон именно с этого участка реки.
Семнадцатикилометровый участок Чуи от устья реки Маашей и до поселка Чибит насчитывает 54 порога 5 и 6 категорий сложности. Также, именно по этому участку реки Чуя проходит и разделительная граница между Улаганским и Кош-Агачским административными округами Республики Алтай.
Недалеко от устья реки Маашей есть деревянный мост, с которого можно полюбоваться на Мажойский каскад, который представляет собой впечатляющее зрелище.
Русло Чуи после впадения реки Машей пробито в скальных породах. Высота каньона достигает 50–70 м, всего на пятикилометровом участке насчитывается 17 порогов. Этот участок реки просто создан для тех, кому хочется получить максимально острые ощущения на небольшом отрезке пути. Плотность препятствий настолько высока на этом участке, что иногда спортсмены могу преодолеть в день всего по 500 м.
Сложность порогов в Мажойском каскаде нарастает постепенно: от гладкой воды в начале до следующих один за другим порогов высшей категории сложности в глубоком и недоступном каньоне в кульминационной части. Этот маршрут считается классической Алтайской «шестеркой».
Первые пороги Мажойского каскада – средней категории сложности, имеют характер прижимов. Вслед за ними идут сложные пороги «Суровый» и «Пирамида».
«Суровый» пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.
Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог «Гарнитур». Отсюда начинается сложнейшая часть каскада – 17 порогов на протяжении 5 км требуют надежной страховки и тщательной подготовки. Часть из них, например, пороги «Сито», «Приманка», «Недотрога» в малую и среднюю воду вообще непроходимы.
Заканчивается Мажойский каскад красивым длинным порогом Зайсан, после которого горы расступаются, и Чуя устремляется в долину.
Ниже по течению так же есть несколько интересных порогов, на одном из них – «Бегемоте»- проводятся ежегодные соревнования по водному туризму «Чуя-ралли».
Несколько лет подряд в районе Мажойского каскада проводились соревнования туристов-водников «Мажой-ралли».
С 2003 года проводятся всероссийские соревнования-фестиваль «бурной воды» и на самом Мажойском каскаде.
С 2010 года на Мажойском каскаде проводятся международные соревнования «Король Азии» по экстремальному сплаву на каяках.
Для каяков (каноэ) Мажойский каскад, начинается от порога Президиум.
Мажойский каскад наиболее популярен среди туристов еще и в связи с удобством подъездных путей. Хорошие подъезды к началу сплава явились причиной того, что этот маршрут был освоен туристами-водниками одним из первых среди сложных рек этого региона.
Еще в августе 1976 года группа спортсменов-водников состоявшая в основном из выпускников Томского университета — томичи, барнаульцы, новокузнечане и кемеровчане, совершила первопрохождение Мажойского каскада порогов на реке Чуе. Руководил прохождением Михаил Колчевников, ныне один из самых именитых путешественников России, Заслуженный мастер спорта.
Августом 1976 года, после нескольких попыток предшествующих лет, нередко завершавшихся трагедиями, Мажой был покорен командой Колчевникова без потерь и с минимумом технических ошибок.
Позже этот спортивно-туристический подвиг был не раз повторен. Сначала им самим, и была составлена подробная лоция, по которой уже шли последователи.
Неоднократный чемпион мира, немец Тони Прийон, покоривший на каяке в 1989 году часть каскада (весь не довелось — возникла надобность спасательных работ, закончившихся, к сожалению, неудачно — спасаемый, это был спортсмен из Нижнего Тагила, все же погиб) поставил Мажой в список сложнейших и опаснейших водных маршрутов планеты.
По нижнему течению Чуи недавно начали организовывать коммерческие сплавы – экстремальные «прогулки» по бурной реке для любителей острых ощущений.
Мажойский каскад как доехать на авто
По итогам вчерашнего дня: 54-й экипаж вместе с 72-ым остались в Онгудае до завершения ремонта, как предполагалось, после обеда они должны были выдвинуться в сторону нашего лагеря.
115-ый и 70-ый также вчера не завершили свой ремонт и утром снова отправились на СТО.
В связи с чем было принято решение дождаться всех и потом рассмотреть варианты дальнейших планов и маршрута движения.
Пользуясь моментом, согласовываем с руководителем экспедиции Евгением Шальневым возможность покататься по окрестностям. Добро получено! И мы: 116-й и 111-й экипажи, снова в поисках новых впечатлений от Горного Алтая )))
Решили съездить на Мажойский каскад.
В 7 километрах от Акташа расположено село Чибит, из села идет дорога по правому берегу Чуи, она как раз проходит мимо Мажойского каскада. Вот по этой дороге мы туда и добрались)))
[spoiler]
Едем, осматриваемся, занимаемся фото и видео съемкой)))
Мажой – он бессмертный и хмурый. Вечно шумный. Да не просто шумный. Мажой — это такой суперкомпрессор с миллионно-летним ресурсом и при нём неутомимая проходческая бригада, проходящая тысячами отбойных молотков огромное циклопическое ущелье. И впереди у этой слепоглухой бригады нескончаемая сизифова смена, без перекуров и расслабухи. Вот всё глубже и глубже вгрызаются ударники каторжного труда в чрево гор перемалывая их в муть. Чтобы когда нибудь в будущем потекла река успокоено и плавно в своих сложенных из камней и глины уставших берегах…
Мажойский каскад (или как иначе его называют – каньон) – популярное место среди водников – экстремалов, неудивительно, что многие из них открывают сезон именно с этого участка реки.
Источник: http://altai-go.ru/index/mazhojskij_kaskad_na_reke_chuja/0-139
Это наверное самое красивое и в тоже время близкое к реальности описание Мажойского каскада!
Как видно, там так называемый каньон с высокими отвесными стенами, близко к потоку реки не спустится, так что на созерцание сего творения природы много времени не ушло.
Возвращаемся в лагерь, узнаем что два наших экипажа только выдвинулись из Онгудая, а значит мы еще как минимум часа два-три в своем распоряжении, решаем съездить по дороге на перевал Куту-Ярык до Пазырыкских курганов. К нам присоединяются 40-й и 115 экипажи.
По пути сделали остановку у Красных ворот))
«Красными воротами» называют участок трассы Акташ – Усть-Улаган, удаленный от села Акташ на 15 километров
Это красивое место своим названием обязано, во-первых, узкому перешейку между гор, а, во-вторых, красноватому оттенку гор. Розово-красный оттенок скалам придает киноварь (ртутная руда), которая в большом количестве содержится в местных породах.
Дальше по дороге я впервые увидела сырлыка. Кто это?
Начался сильный дождь, но когда мы подъехали к курганам выглянуло солнце, снова погода к нам благоволит)))
[JUSTIFY]Пазырыкскими курганами называют 5 больших («царских») курганов, расположенных вблизи села Балыктуюль в урочище Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай (Источник http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1165 )[/JUSTIFY]
Курганы и правда большие, но оценить их размер можно лишь в относительном сравнении, например, когда рядом с ними стоит машина)))
А вокруг них красота простора, а в траве так много лесной земляники. )))
[JUSTIFY]В поисках информации о курганах наткнулась вот на такую историю: [/JUSTIFY][JUSTIFY]»Бывая в Улагане, приходилось слышать о странных явлениях, происходящих на раскопках Пазырыкских курганов[/JUSTIFY][JUSTIFY]
И рассказали мне улаганцы… У этих курганов бывает иногда, что не идет лошадь, ВСТАЕТ МАШИНА, хотя мотор работает. Идущий человек что-нибудь уронит и не сразу поднимет. Ощущение такое, как будто перед ней встала какая-то стена. Но через некоторое время, лошадь вновь продолжает свой путь. Странное поведение лошади приводит наездника в недоумение и растерянность… » Источник http://www.altai-tourist.ru/altai/legends/pazirk [/JUSTIFY]
Отведенное нам время было на исходе, едем в лагерь. Почти сразу после нашего возвращения приехали 54-й и 72-ой экипажи.
Началось обсуждение технических моментов поломки. Опытным путем выясняли какое масло для коробки автомат лучше)))).
Ну вот, все экипажи экспедиции в сборе.
Поразмыслив, определились с планом действий: собираемся, завершаем ремонт мелких поломок и выдвигаемся в сторону Актру, чтобы завтра совершить восхождение к ледникам и голубому озеру, и на перевал Учителя.
Колонна готова, 116-й экипаж, участники которого, Дима и Саша, уже бывали в альплагере Актру, был назначен ведущим.
К месту ночевки движимся по Курайской степи, сколько дорог расходятся по ней, сейчас я и не вспомню ту самую дорогу))))
Вставали на поляне почти в полной темноте, но снежные вершины не давали покоя, завтра, уже завтра, мы будем к ним подниматься, туда в горы.
спать я пошла в предвкушении завтрашних впечатлений))))
Дорогами Горного Алтая в поисках романтики
Прихлынет тоска или попросту скука
Однажды присядет к тебе на порог,
Ты знай, что на свете есть славная штука —
Романтика дальних и трудных дорог…
(Э. Асадов)
Хочу поделиться картинками из путешествий по Горному Алтаю. Тематика фотопоста — автодороги. Дороги, по которым довелось проехать и которые мне запомнились. Подборка на мой вкус 😉
Перевал Кату-Ярык — крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона 35°. Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни.
Спускались в 2013 году на двух автомобилях — Тойота Харриер и Лексус 470. Поднялись и спустились без особых трудностей. Хотя мне было немного страшно 😉 в долину Чулышмана
Перевал доступен для полноприводных автомобилей. Монопривод спускается тоже без труда в хорошую погоду. Труднее подняться обратно. Если самостоятельно не получится, на помощь придёт трактор или другой вездеход, из тех, что постоянно дежурят в долине.
Дорога через Кату-Ярык ведёт на Южный берег Телецкого озера вдоль горной реки Чулышман.
До 1989 года автомобильной дороги в долину Чулышмана не было. Местные жители пользовались или конной тропой или водным путём по Телецкому озеру.
Дорога над Мажойским каскадом реки Чуя
Начинается сразу за селом Чибит. Дорога круто забирает на гору Белькенек. Разворота нет до самой вершины.
Главная опасность — встретить встречный транспорт, возможности разъехаться нет.
Эта дорога для местных, ведёт на лесозаготовки. Проехаться по ней — получить огромную порцию адреналина. Идёт она по самому краю горы, внизу в ущелье ревёт могучая Чуя.
Были там этой весной на микроавтобусе Тойота Хайс.
Подняться на гору Белькенек не рискнули, задний привод не позволил. Постояли, понаблюдали восхождение УАЗа-буханки и решили, что нам туда не надо ))) Как-нибудь в следующий раз…
Кто проехал по этой дороге, поделитесь впечатлениями!
А в этот свернули на развилке и спустились к Оройскому мосту. Там дорога заканчивается, вход платный, мост частный. Через Орой проходит маршрут к Шавлинским озёрам.
Мажойский каскад — популярное место среди водников – экстремалов.
Семнадцатикилометровый участок Чуи от устья реки Маашей и до поселка Чибит насчитывает 54 порога 5 и 6 категорий сложности. Здесь проходит знаменитое Мажой-ралли. В районе Оройского моста обычно находится финиш второго этапа ралли.
Дорога Усть-Кан — Усть-Кокса — Мульта
Не менее живописная алтайская дорога, дважды проехали по ней на Мультинские озёра
Мультинские озера
Дорожное покрытие неидеально, но окружающие пейзажи компенсируют недостатки.
Проходит через живописную Уймонскую долину по пути к Мультинским озёрам и озерам Красной горы.
Чего стоит вид с перевала Громотуха — мечта Карлсона!
Перепад высот от начала до конца перевала составляет около 350 метров. Восточный рукав в 100 метрах от седловины представляет собой достаточно серьезную опасность для неопытных и невнимательных водителей, так как дорога в этом месте при достаточно ощутимом уклоне резко поворачивает примерно на 110 градусов. В этом месте часто происходят съезды автомобилей в каньон реки Кокса, многие из автомобилей так и остаются лежать в нем.
И конечно же — Чуйский тракт
Чуйский тракт — автомобильная дорога федерального значения, номер Р-256, Новосибирск-Ташанта.
Протяжённость этой автомагистрали — 962 км, имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.
На Чике-Тамане есть примечательный столбик — 666 километр
В течение путешествия по Чуйскому тракту множество раз меняется окружающий пейзаж, и каждый раз, будь то зима или лето, в солнце или в дождь, утром или вечером, взору открываются удивительные красоты. Чуйский тракт покажет туристу основные знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью горной страны. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи.
Чуйский тракт
В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира. Приезжайте и убедитесь, что это действительно так!
Вот такой он – Мажойский каскад…
В окрестностях с. Акташ река Чуя меняет свое русло на южное направление и пробивает себе путь через ущелье. Именно на этом участке ниже впадения реки Мажой (Маашей) в реку Чуя находится знаменитый Мажойский каскад, один из сложнейших и интереснейших участков реки для прохождения порогов спортсменами, представляющий собой высшую категорию сложности для сплава. Русло реки здесь пробито в скальных породах, образующих каньон с высотой стенок 50-60 метров. Всего на 12-километровом участке реки насчитывается более 30 порогов, из них более 15 порогов – 5-6 категории сложности.
Именно этот каньон привлекает спортсменов-водн иков, со всей Сибири и не только.
Первые попытки прохождения Мажойского каскада относятся к 1973 – 1974 годам. Впервые зайти в это ущелье на плоту в разные годы пытались А. Кирсанов и М. Колчевников. Некоторые из тех попыток были неудачными, и даже трагичными.
И вот в августе 1976 году группа спортсменов-водн иков из Томска (Юрий Орлов, Сергей Потанин), Барнаула, Новокузнецка и Кемерово под руководством Михаила Колчевникова совершила первопрохождение Мажойского каскада! Это была их третья попытка, которая закончилась более чем удачно. Каскад был пройден полностью на классическом камерном плоту за 21 день, причем без потерь и с минимумом технических ошибок!
Это прохождение стало новой вехой в развитии спортивного водного туризма не только на территории Алтая, но и в России в целом. Эти люди тогда и не предполагали, каким популярным и массовым будет «паломничество» водников к Мажойскому каскаду.
В те годы было создано подробное описание каньона, составлены лоции и схемы препятствий, присвоены названия порогам.
Следующим значимым этапом в освоении Мажойского каскада было первопрохождение этого участка на двухместных катамаранах в мае 1982 года группой водников под руководством Александра Проваторова. На двух катамаранах Александр Проваторов, Евгений Степанов (Шорец), Александр Плешков (к сожалению, А. Проваторов не помнит четвертого участника) полностью прошли весь каскад.
Первые попытки прохождения каскада на каяке были в мае 1989 г. Чемпион мира, немец Тони Прийон, приехавший на соревнования «Чуя-Ралли», успешно прошел часть порогов. Однако весь каньон пройти не довелось из-за спасательных работ на соревнованиях, которые закончились неудачно – погиб спортсмен из Нижнего Тагила.
После этого было еще несколько попыток прохождения Мажойского каскада каякерами, но все они были далеко неполными. Среди них можно отметить сплав Н. Плеханова и О. Головкина в 1996 г. на каяке и каноэ.
Первое и полное прохождение на каяке всего каскада совершил в мае 2002 года Василий Порсев, причем на родейной лодке. Я был руководителем в этом походе. У нас была большая сборная группа водников из Бийска, Барнаула, Новосибирска, Новокузнецка и Екатеринбурга, вооруженная большой флотилией судов, включающей в себя бублик и четыре двухместных катамарана. Так что страховка у каякера была почти стопроцентная.
Пороги Мажойского каскада со времен первых попыток прохождения практически не менялись, за исключением, наверное, большого паводка, вызванного прорывом Маашейского озера в июле 2012 года, и огромного камнепада с левого берега реки весной 2014 года. Надо отметить что даже мощное землетрясение 2003 года не вызвало никаких изменений в каньоне.
Другое серьезное изменение в каньоне произошло весной 2014 года. В районе порогов «Коварный» и «Недотрога» произошел камнепад. Эти пороги исчезли. На их месте появился новый мощный опасный порог. В мае 2014 года никто из проходящих Мажойский каскад водников не решился на прохождение данного препятствия.
В июне 2014 года я организовал группу единомышленников из Бийска, Барнаула и Новосибирска. Мы отправились на Мажой с двумя бублями с целью разведки, описания и прохождения нового препятствия. Ведь в наше время первопрохождения сложных порогов являются редкостью! Итак, дойдя до порога, мы увидели достаточно серьезное препятствие. Вход в порог – отвесный четырехметровый водопад, за которым огромная держащая бочка, а далее месиво из воды, камней, сливов, бочек. Береговая обстановка тоже не лучше – повсюду острые, как бритва камни. Однако было принято решение порог проходить поочередно, выставили страховку и вперед.
Я шел на первом бубле: за водопадом подержало в бочке, выплюнуло, далее серия мощных бочек – прошли. Уже на берегу увидели, что порвали ткань на баллоне. Пошел второй бубль: шаркнули камень под водопадом и разорвали колесо. Во второй части порога бубль перевернуло – людей поймали морковкой. Да, порог оказался действительно очень серьезный! Цель достигнута – порог пройден и назван «Малютка».
Пик популярности Мажойского каскада пришелся на 2000–е годы. Помимо того, что это связано с близостью подъездных путей к старту и финишу, несомненно, большую роль сыграло улучшение экономической ситуации в стране и общее развитие водного туризма и каякинга.
Огромной популярности каскаду добавили соревнования «Мажой-ралли». Идея проведения этих соревнований пришла барнаульским спортсменам Александру Проваторову и Юрию Либрехту – они и были первыми организаторами. Впервые соревнования состоялись в 2003 году. Это были первые в мире экстремальные соревнования на таком сложном участке реки. К соревнованиям допускались лишь опытные спортсмены. Суть соревнований состояла в прохождении каскада на скорость. Эти соревнования были очень зрелищные и собирали большое количество участников и спортсменов. В разные годы призерами становились команды Барнаула, Горно-Алтайска, Томска, Перми и т.д. К сожалению, в последние годы эти соревнования не проводятся.
Не менее интересны и зрелищны соревнования среди каякеров «Король Азии», которые ежегодно проходят в середине лета и собирают лучших спортсменов не только из России, но и из-за рубежа. Первые соревнования состоялись в 2010 году благодаря Василию Порсеву, как уже говорилось выше, человеку, совершившему первопрохождение каскада на каяке. В разные годы победителями становились спортсмены действительно с мировым именем – Егор Воскобойников, Василий Порсев, Иван Козлачков.
За все эти годы изменилось и время прохождения Мажойского каскада. Если в 1976 году М. Колчевников со своей командой шел 21 день, то теперь хорошо подготовленная группа проходит этот участок за 1-2 дня, а в режиме нон-стоп 2-4 часа.
В истории освоения Мажойского каскада были и солопрохождения, т.е. одним судном, без страховки. Конечно, многие могут осудить такие прохождения – слишком опасно. Да, риск, большой. Однако те, кто идут одним судном, являются не просто спортсменами, а профессионалами экстра-класса, и только им самим можно оценивать свою подготовку к определенному прохождению. В 1999 году А. Проваторов с В. Воронко прошли каскад по большой воде на одном катамаране, совершив шесть переворотов. Это была тренировка перед попыткой прохождения Карагемского прорыва на реке Аргут. Именно тогда на Аргуте погиб Слава Воронко. Были и другие известные прохождения.
В последнее время популярны коммерческие маршруты по Мажойскому каскаду. Их проводят на разных судах в зависимости от подготовки туристов. Основная масса таких туров проходит на бублях. Мне запомнился 2009 год, когда за один сезон у меня было 16 коммерческих сплавов.
Каякеры проводят обучающие сплавы. Новички проходят наиболее простую верхнюю часть, профессионалы оттачивают мастерство на нижней части каскада.
В летние дни практически уже не бывает такого времени, чтобы Мажой пустовал. Обязательно есть какие-то группы, которые проходят пороги каскада, либо стоит лагерь каякеров, либо туристов с окрестных баз водят и пугают страшными порогами Мажойского каскада. И они, как и я в 1996 году, смотрят на них и не понимают, как здесь можно сплавляться!
Когда-то неприступный каньон живет новой, полной жизнью спортсменов-водн иков!
Блошкин Сергей Иванович. Мастер спорта России, Выдающийся Путешественник России