Мажойский каскад на реке чуя как доехать на машине
07. Алтай. К Мажойскому каскаду
Это архивный дубликат почти такого же блога в сообществе «Драйвер-путешественник» www.drive2.ru/c/2565318/, который очень быстро уходит, но где есть комментарии.
Чуйский тракт много километров идет вдоль довольно крупной и очень интересной горной реки Чуя. От Кош-Агача, где она образуется из двух речек Юстыд и Кызылшин, до ее слияния с Катунью. И только в одном месте река Чуя надолго убегает от Чуйского тракта. В районе Кошкин Бом и непостроенной акташской ГЭС река резко поворачиват налево в узкое ущелье. К Чуйскому тракту река выходит у поселка Чибит.
Для знакомства с этим участком заехать сверху по течению вернее всего не получится. С этим участком реки можно частично познакомиться, свернув с асфальта в пос. Чибит, проехать его и подняться в гору.
Начинается же этот участок Менским каскадом порогов. От ГЭС до встречи с рекой Мажой (Маашей, Машей).
После втречи с р. Мажой начинается Мажойский каскад. Сколько нам порогов, я, думаю, не знает никто. Они идут там непрерывной чередой.
Над всем этим в гору тянется тоненькой ниточкой лесовозная дорога. Там, наверху, в районе горы Белькенек, валят лес. За этой горой Акташ и Чуйский тракт.
Ехать там надо внимательно, так как разъезды в принципе не предусмотрены. И угадайте с двух раз, кому придется ехать задом, лесовозу или вам?
Наверх я не ездил. Не стояло такой задачи в эти поездки. Туда надо ехать отдельно — откроются красивые виды на Северо-Чуйский хребет и надо снимать. Но и с нижнего участка местами видны белки.
И без белков красиво бывает там же
Попадаются камни странного цвета. Это, вернее всего, мох.
Фото в этом блоге с двух поездок — начало и конец сентября. Еще присутствует зеленый цвет на некоторых.
Совсем рядом есть еще одно интересное место.
Река Чуя несет свои воды к Катуни. В Чую впадает Чибитка. У Чибитки есть приток Мены (Серебро). Река небольшая, но течет с гор, и вода в ней холодная и чистая. Чуть далее Акташа Мены пересекает Чуйский тракт, буквально падая с горы, образуя своеобразные миниводопады.
При определенном свете очень красиво. Немного ниже одна из проток образует озерцо, необычное во всех отношениях. Со дна озера поднимаются три гейзера, вынося на поверхность бело-голубую глину. Вода от этого смотрится ярко бирюзовой, а на дне хорошо видны три белых круга, временами меняющих свой размер, положение и форму. Кратчайший проход к озеру (метров 800) с турбазы Мены платный. Через топь проложили мостки. Берут за это десять рублей с человека.
Гейзерное озеро (координаты 50°17′21.57″N 87°40′1.4″E).
Гейзерное озеро (другие названия — Голубое и Серебряное) озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера
около 2 метров, диаметр около 30 метров.
В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзерное озеро единственное
в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой.
Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат.
Алтай против. Часть 1.
О чем это я
Вы возможно слышали от людей, хорошо знающих Алтай, что он может пускать к себе или не пускать кого-либо по своему усмотрению. На первый взгляд кажется, что такого быть не может, потому что такого быть не может никогда. Пока сам с этим не столкнешься.
Перед Акташем река Чуя и Чуйский тракт на некоторое время расстанутся. Потом снова встретятся. Этот участок Чуи носит имя «Мажойский какскад». Из-за того, что там от места слияния с Мажоем идут подряд несколько сложнейших порогов. По разным схемам для разного времени всего порогов там штук 35. Из них, если я правильно запомнил, одиннадцать сложных.
Я трижды пытался проехать до устья Мажоя. Расскажу, как это было, и попытаюсь определить причины неудач. До каких-то мест мы доехали, все-таки. Немного фотографий есть.
Попытка номер один
27.09.2014
Дамы мои сказали, что по этой дороге они не поедут. Их, мол, дома внуки ждут. И пошли вниз пешком не по дороге, а по тропинке справа.
На фото довольно интересное место оказалось. Вверх поднимается лесовозная дорога. Примерно в центре кадра направо идет дорога вдоль Чуи с конечной точкой в виде моста у Мажоя. Чуть ниже спускается (тоже направо в кадре) дорога к Оройскому мосту, с которого начинается путь до Шавлинских озер. По дороге еще ниже и вниз-налево можно попасть на удобное место, где судя по всему, содержали когда-то животных.
Я проехал немного в сторону Мажоя. На развилке встретил лесовоз.
Просто удивительно, как по такой дороге они ездят с приличным грузом?
Солнце как-то быстренько начало свой путь за ближайшие горы.
Спустился в самый низ. Вечерняя Чуя красива даже осенью, по малой воде.
На пределе светочувствительности еще один кадр получился.
Тень легла на всю долину Чуи.
Так закончился первый «облом». Подумал, что нечего женатому мужику с другими женщинами в горы ездить. Далее только с женой.
Попытка номер два
07.09.2015
Почти через год, с женой. Проскочили без остановки то место, где в прошлом году я остался без экипажа.
Сначала спустились вниз. Погуляли, сделал несколько фотографий.
Поехали дальше. Примерно до того места, где я в прошлом году разворачивался. И все. Дальше категоричный отказ. Справа земли не видно. Страшно.
Для справки. Ночевали мы сегодня на берегу Чулышмана, с утра поднялись на Кату-Ярык. А следующим днем поднялись на ретранслятор.
Почему второй облом получился, я не понял.
Хорошо, что места красивые. И есть куда прогуляться. Времени еще много до вечера.
По той дороге мы сейчас ехали.
Чуя сверху смотрится красиво. А вниз не спуститься почти нигде. Хотя именно здесь есть спуск.
Про порог Мини нам потом рассказывал встреченный у Михалыча инструктор-водник, что однажды при соответствующей воде из бочки их выманивали (вынимали) морковкой. Я не утверждаю, что это именно тот порог на кадре, так как привязка к месту была чисто словесная и непрофессиональная.
Поселок спрятался справа за горкой. Вдали среди деревьев база Кочевник. За ней Чуйский тракт.
Могу предположить, что не понял утреннего предупреждения, чем и провинился. Кату-Ярык не хотел нас отпускать из долины Чулышмана. Мы там побыли очень недолго и далеко не все посмотрели. За это на первом участке подъема дорогу нам преградило небольшое стадо быков, медленно идущих наверх. На машину, на гудки, на щелчки кнута погонщиков они реагировали совершенно одинаково — никак. И только физический контакт позволил пробраться вперед.
Попытка номер три. Последняя.
2.09.2016.
Практически тот же вид, что и на предыдущем, прошлогоднем фото. Здесь половина десятого, а на предыдущем половина пятого к вечеру.
К Мажойскому каскаду
Чуйский тракт много километров идет вдоль довольно крупной и очень интересной горной реки Чуя. От Кош-Агача, где она образуется из двух речек Юстыд и Кызылшин, до ее слияния с Катунью. И только в одном месте река Чуя надолго убегает от Чуйского тракта. В районе Кошкин Бом и непостроенной акташской ГЭС река резко поворачиват налево в узкое ущелье. К Чуйскому тракту река выходит у поселка Чибит.
Для знакомства с этим участком заехать сверху по течению вернее всего не получится. С этим участком реки можно частично познакомиться, свернув с асфальта в пос. Чибит, проехать его и подняться в гору.
Начинается же этот участок Менским каскадом порогов. От ГЭС до встречи с рекой Мажой (Маашей, Машей).
После втречи с р. Мажой начинается Мажойский каскад. Сколько нам порогов, я, думаю, не знает никто. Они идут там непрерывной чередой.
Над всем этим в гору тянется тоненькой ниточкой лесовозная дорога. Там, наверху, в районе горы Белькенек, валят лес. За этой горой Акташ и Чуйский тракт.
Ехать там надо внимательно, так как разъезды в принципе не предусмотрены. И угадайте с двух раз, кому придется ехать задом, лесовозу или вам?
Наверх я не ездил. Не стояло такой задачи в эти поездки. Туда надо ехать отдельно — откроются красивые виды на Северо-Чуйский хребет и надо снимать. Но и с нижнего участка местами видны белки.
И без белков красиво бывает там же
Попадаются камни странного цвета. Это, вернее всего, мох.
Фото в этом блоге с двух поездок — начало и конец сентября. Еще присутствует зеленый цвет на некоторых.
Совсем рядом есть еще одно интересное место.
Река Чуя несет свои воды к Катуни. В Чую впадает Чибитка. У Чибитки есть приток Мены (Серебро). Река небольшая, но течет с гор, и вода в ней холодная и чистая. Чуть далее Акташа Мены пересекает Чуйский тракт, буквально падая с горы, образуя своеобразные миниводопады.
При определенном свете очень красиво. Немного ниже одна из проток образует озерцо, необычное во всех отношениях. Со дна озера поднимаются три гейзера, вынося на поверхность бело-голубую глину. Вода от этого смотрится ярко бирюзовой, а на дне хорошо видны три белых круга, временами меняющих свой размер, положение и форму. Кратчайший проход к озеру (метров 800) с турбазы Мены платный. Через топь проложили мостки. Берут за это десять рублей с человека.
Гейзерное озеро (координаты 50°17′21.57″N 87°40′1.4″E).
Гейзерное озеро (другие названия — Голубое и Серебряное) озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера
около 2 метров, диаметр около 30 метров.
В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзерное озеро единственное
в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой.
Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат.
Чибит
3 материалa по 2 объектам, 26 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Чибит.
Мажойский каскад
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Трасса для камикадзе или «Дикая» Чуя
Материал понравился:
Узкий каньон Чуи — Мажойский каскад
«Для желающих недорого и фотогенично свести счеты с жизнью на Чуе есть Мажой. «
Длина Мажойского каскада по разным данным от 15 до 17 км. На этом расстоянии река насчитывает 54 порога 5 и 6 (наивысшая) категории сложности. Пороги имеют характерные название — Недотрога, Коварный, Суровый, Приманка, Каскадер, Русские горки и др.
Здесь проводятся соревнования любителей свести счеты с жизнью водного туризма — Мажой-ралли и Король Азии.
Если Вы не сплавщик и даже не «болеющий», а просто любитель Природы, то Вам будет интересно посмотреть на грохочущую Чую, подышать свежим воздухом и насладиться великолепными видами.
В 60х годах прошлого столетия выше Мажойского каскада, недалеко от села Акташ, планировалось построить ГЭС, но из-за отсутствия средств и низкого качества выполненных строительных работ доведение строительства до конца было признано нецелесообразным.
А в 2009 году был разработан проект по строительству каскада из трех ГЭС, по которому нижняя ступень находилась бы в 1-2 км от села Чибит, а верхняя на месте недостроенной Акташской ГЭС. Строительство планировалось осуществить в 2010-2013 годах, но на носу уже 2015 и никаких работ даже не начато, к счастью. В противном случае, природный объект невероятной красоты «Мажойский каскад» был бы для нас потерян, не говоря уже об изменениях в экологии района.
Посмотрев на Мажойский каскад имеет смысл спуститься к Оройскому мосту поближе к воде. Или подняться на гору Белькенек, если хватит смелости — крутая дорога тянется по отвесному склону — аттракцион не для слабонервных и любителей offroad.
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Республика Алтай, Улаганский район, с. Чибит. На первом повороте направо с трассы к селу свернуть и ехать до выезда из села, дальше дорога начнет карабкаться вверх, мимо знака возвещающего, что дальше ехать опасно и так вдоль склона держась чуть левее.
Миновав сложный участок, дорога пойдет по ровной террасе, приведет к развилке: вниз — к мосту (после развилки есть место для разворота), вверх — на гору Белькенек (мест для разворота нет до самой вершины).
Доехать до Чибита нет никакого труда для любого автотранспорта, дальше проезд «пузотеркам» закрыт, дорога крутая и каменистая.
Мажойский каскад на реке Чуя
Ниже плотины Чуйской ГЭС, которая находится на отметке 457 км, река входит в горы и начинается участок, называемый Дикой Чуей.
Начинается Дикая Чуя Менским каскадом протяженностью около 2 км со сложными порогами, который сменяется еще более сложным, труднопроходимым участком Чуи – Мажойским каскадом.
Мрачное ущелье, стены которого вверху покрыты вечным снегом, в нижней своей части переходит в каньон, где все дно занято руслом реки. Между высокими – 100-150 м – стенами Чуя мощным ревущим потоком продирается через нагромождение камней, вспенивается валами до 4-х м высотой и падает водопадными сливами.
Мажойский каскад (или как иначе его называют – каньон) – популярное место среди водников – экстремалов, неудивительно, что многие из них открывают сезон именно с этого участка реки.
Семнадцатикилометровый участок Чуи от устья реки Маашей и до поселка Чибит насчитывает 54 порога 5 и 6 категорий сложности. Также, именно по этому участку реки Чуя проходит и разделительная граница между Улаганским и Кош-Агачским административными округами Республики Алтай.
Недалеко от устья реки Маашей есть деревянный мост, с которого можно полюбоваться на Мажойский каскад, который представляет собой впечатляющее зрелище.
Русло Чуи после впадения реки Машей пробито в скальных породах. Высота каньона достигает 50–70 м, всего на пятикилометровом участке насчитывается 17 порогов. Этот участок реки просто создан для тех, кому хочется получить максимально острые ощущения на небольшом отрезке пути. Плотность препятствий настолько высока на этом участке, что иногда спортсмены могу преодолеть в день всего по 500 м.
Сложность порогов в Мажойском каскаде нарастает постепенно: от гладкой воды в начале до следующих один за другим порогов высшей категории сложности в глубоком и недоступном каньоне в кульминационной части. Этот маршрут считается классической Алтайской «шестеркой».
Первые пороги Мажойского каскада – средней категории сложности, имеют характер прижимов. Вслед за ними идут сложные пороги «Суровый» и «Пирамида».
«Суровый» пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.
Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог «Гарнитур». Отсюда начинается сложнейшая часть каскада – 17 порогов на протяжении 5 км требуют надежной страховки и тщательной подготовки. Часть из них, например, пороги «Сито», «Приманка», «Недотрога» в малую и среднюю воду вообще непроходимы.
Заканчивается Мажойский каскад красивым длинным порогом Зайсан, после которого горы расступаются, и Чуя устремляется в долину.
Ниже по течению так же есть несколько интересных порогов, на одном из них – «Бегемоте»- проводятся ежегодные соревнования по водному туризму «Чуя-ралли».
Несколько лет подряд в районе Мажойского каскада проводились соревнования туристов-водников «Мажой-ралли».
С 2003 года проводятся всероссийские соревнования-фестиваль «бурной воды» и на самом Мажойском каскаде.
С 2010 года на Мажойском каскаде проводятся международные соревнования «Король Азии» по экстремальному сплаву на каяках.
Для каяков (каноэ) Мажойский каскад, начинается от порога Президиум.
Мажойский каскад наиболее популярен среди туристов еще и в связи с удобством подъездных путей. Хорошие подъезды к началу сплава явились причиной того, что этот маршрут был освоен туристами-водниками одним из первых среди сложных рек этого региона.
Еще в августе 1976 года группа спортсменов-водников состоявшая в основном из выпускников Томского университета — томичи, барнаульцы, новокузнечане и кемеровчане, совершила первопрохождение Мажойского каскада порогов на реке Чуе. Руководил прохождением Михаил Колчевников, ныне один из самых именитых путешественников России, Заслуженный мастер спорта.
Августом 1976 года, после нескольких попыток предшествующих лет, нередко завершавшихся трагедиями, Мажой был покорен командой Колчевникова без потерь и с минимумом технических ошибок.
Позже этот спортивно-туристический подвиг был не раз повторен. Сначала им самим, и была составлена подробная лоция, по которой уже шли последователи.
Неоднократный чемпион мира, немец Тони Прийон, покоривший на каяке в 1989 году часть каскада (весь не довелось — возникла надобность спасательных работ, закончившихся, к сожалению, неудачно — спасаемый, это был спортсмен из Нижнего Тагила, все же погиб) поставил Мажой в список сложнейших и опаснейших водных маршрутов планеты.
По нижнему течению Чуи недавно начали организовывать коммерческие сплавы – экстремальные «прогулки» по бурной реке для любителей острых ощущений.