Ray frensham teach yourself screenwriting
Ray frensham teach yourself screenwriting
Ray frensham teach yourself screenwriting
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Каждый год в свет выходит огромное количество книг, посвящённых кинематографу, киноискусству, а также чисто профессиональным, «киношным», вопросам. Кажется, только в США уже издано более сотни учебников по сценарному мастерству. Поскольку стараюсь знать всё, что касается моей профессии, то в общей сложности прочитал более шестидесяти пособий, посвящённых данной тематике (русских, английских, американских, канадских и даже австралийских).
Чтобы новичку было легче ориентироваться в этом море информации, представлю десятку книг, которые я рекомендую начинающим сценаристам. Список субъективный, отражающий мою точку зрения, а также мои личные симпатии и антипатии. (Книги в основном на английском. Надеюсь, к этому времени Митту и Червинского вы уже прочитали).
1 Ray Frensham «Teach Yourself Screenwriting.»
Очень простая, но полезная книжица. Пособие написано автором, которая заработала на своих сценариях миллионы долларов. Подчеркну, не на лекциях, как Филд, Сигер, Хейдж, Труби, Хантер, Троттиер или Макки, а на сценариях. Поэтому Синтия Уиткомб действительно знает, что и как, в отличие от различных преподавателей, профессоров и прочих гуру.
4 Robin U. Russin and William Missouri Downs Screenplay: Writing the Picture
Профессиональные сценаристы, ученики знаменитого Лью Хантера, превзошли своего учителя и написали очень толковый и содержательный учебник. Одна из глав посвящена процессу написания пьес для театра.
5 Michael Hauge Writing Screenplays That Sell: The Complete, Step-By-Step Guide for Writing and Selling to
Наверное, самая маленькая книжка из всех перечисленных. Пошаговая стратегия, как написать сценарий за 21 день. Если вы месяцами не знали, с чего начать и как организовать процесс, эта книга для вас.
Сложный для чтения, но необходимый для дальнейшего самообразования учебник. Приступайте к нему только после того, как изучите основы сценарного мастерства. Книга содержит много спорного материала, но мне она показалась весьма полезной и оригинальной. То же самое касается следующего пособия.
Труби критикует трёхактную структуру сценария. Хотя его оригинальную структуру из 22-х шагов можно легко вписать в «Парадигму» Сида Филда. В целом не самый простой учебник, однако я открыл для себя много нового.
Хотя и в этом длинном списке есть авторы, чьи книги я бы не рекомендовал для чтения. Например, учебник Скипа Пресса (поверхностный и малосодержательный) или увесистый томик «Story» Роберта Макки. Выделю отдельно последнюю книгу. Story: Substance, Structure, Style and The Principles of Screenwriting
Недавно бестселлер Макки вышел в России под названием «История на миллион долларов». На русском, к сожалению, не читал. Читал на английском. Поскольку я не семи пядей во лбу, то книга мне показалась слишком академической и непрактичной. Да, автор говорит очень много верных и правильных слов, но вот толку от них немного. Всё то же самое, но более доступным языком и за меньшие деньги можно прочесть у других авторов. Поэтому, на мой взгляд, книга хоть и полезная, но слишком разрекламированная и переоценённая. Джо Эстерхаз, знаменитый автор «Основного инстинкта» вообще называет Роберта Макки шарлатаном, который не написав ни одного достойного сценария, смеет учить других тому, в чём сам не разбирается. Я не столь категоричен, но мне трактат Макки ничем не запомнился. Возможно, просто потому, что ничего нового для себя в этом фолианте я не нашёл.
1 Gene Perret «The New Comedy Writing Step by Step.»
2 Gene Perret «Comedy Writing Workbook.»
Множество упражнений на развитие чувства юмора. Если выполните все задания, к концу учебника у вас будет небольшая тетрадка из шуток собственного сочинения.
3 John Vorhaus «The Comic Toolbox.»
Говорил о ней чуть выше. Обязательна к прочтению.
Есть и более современные книги на русском, но я всё же рекомендую учиться по американским. Увы, они более практичные.
Хотя нет, не все такие практичные. Разочаровали следующие учебники:
1. «The Comedy Bible» by Judy Carter.
Возможно, пособие больше подходит для стенд-ап комедии, поэтому мне, как сценаристу, показалось малосодержательным. Запомнилось одно: то, что знаменитый Том Шадьяк, режиссёр «Эйса Вентуры» и «Брюса Всемогущего,» учился на курсах Джуди Картер.
2. «What Are You Laughing At» by Brad Schreiber.
Единственная книга, которую хочется выбросить в корзину. Купил только потому, что на Амазоне её очень хвалили. На редкость непрактичная и малосодержательная вещь. Примечательна только тем, что, как сообщает сайт Шрейбера, Тимур Бекмамбетов учился на его курсах.
3. «Writing The Comedy Film» by Stuart Voytilla and Scott Petri.
Учебник заявлен, как пособие о том, как писать сценарии в жанре комедии. Чему-чему, а этому он вас точно не научит.
PS Если вы живёте в России или странах СНГ, то книги на английском можно купить на Amazon или Ebay.
Из комментариев:
Почему рекомендую именно эти учебники.
Хочу добавить, почему рекомендую именно эти учебники. Во-первых, на мой взгляд, они достаточно содержательные. Во-вторых, практичные. В-третьих, в них можно найти информацию, которую не встретите в других пособиях. В книгах Сигер, Митты, Червинского говорится одно и тоже. Нового ничего нет.
Тоже самое можно сказать про книгу Эгри «ИСКУССТВО ДРАМАТУРГИИ». Прекрасный учебник, но. Сам Эгри (Lajos Egri, 1888-1967) впервые издал его под названием «How to Write a Play» в 1942 году. В 1946 книга была переиздана под названием “The Art of Dramatic Writing.” В конце шестидесятых годов прошлого века учебник был обновлён и издан, как «The Art of Creative Writing.»
Но, ребята, жизнь не стоит на месте, технологии улучшаются. Что бы вы предпочли: автомобиль «Волга» конца шестидесятых прошлого века или современный «Лексус»? Компьютер, выпущенный в 1968 или новейший ноутбук «Макинтош?»
Кинематограф постоянно развивается. Какому оператору нужна кинокамера, выпущенная 50 лет назад? (Ну, наверное, нужна, поскольку это уже антиквариат). Кинодраматургия, т.е. сценарное мастерство, тоже не стоит на месте. Появляются новые авторы, новые теории, новые учебники. Именно поэтому я рекомендую учиться по современным книгам, а не тем, безусловно, хорошим, но, увы, давно устаревшим.
PS Если не ошибаюсь, скачать книгу Эгри «The Art of Dramatic Writing» в оригинале можно на:
Как добавочное чтение, это замечательная книга. Но в качестве основного пособия я бы её не рекомендовал.
Ray frensham teach yourself screenwriting
1. Ray Frensham «Teach Yourself Screenwriting»
2. David Trottier «The Screenwriter�s Bible»
3. Cynthia Whitcomb «The Writer�s Guide to Writing Your Screenplay»
4. Robin U. Russin and William Missouri Downs «Screenplay: Writing the Picture»
5. Michael Hauge «Writing Screenplays That Sell»
6. Syd Field «Screenplay»
7. John Vorhaus «The Comic Toolbox»
8. Viki King «How to Write a Movie in 21 Days»
9. Jeff Kitchen «Writing a Great Movie»
10. John Truby «The Anatomy of Story»
����� ���� ���������, ���� ���� ���������� �������� ������� ������ �������: Robert McKee, Blake Snyder, Alex Epstein, John Costello, Skip Press, Lew Hunter, Christopher Vogler, Max Adams, Karl Iglesias, Linda Seger, Christopher Keane, James Ryan, Richard Walter, Michael Straczynski, Linda Cowgill, Richard Krevolin, William Froug, Denny Martin Flinn, Constance Nash and Virginia Oakey, Rob Tobin. ����� �������� ��� ������ ���, �� ��� �� ����� ������� ���� �����������, ���� ���������� ��� �� ������� ��������, �� ������������� � ����� «Screenwriting Updated» ����� ������� (Linda Aronson) ��� «Screenwrting: The Sequence Approach» ���� ������ (Paul Joseph Gulino).
1. Gene Perret «The New Comedy Writing Step by Step»
2. Gene Perret «Comedy Writing Workbook»
3. John Vorhaus «The Comic Toolbox»
1. «The Comedy Bible» by Judy Carter.
2. «What Are You Laughing At» by Brad Schreiber.
3. «Writing The Comedy Film» by Stuart Voytilla and Scott Petri.