Tell me about yourself на собеседовании
Tell me about yourself на собеседовании
Расскажите о себе. Как правильно это сделать во время собеседования
Всем привет!
В продолжение статей о поиске работы в США («HR позвонит, или Как составить американское резюме», «Шпаргалка по заполнению LinkedIn-профиля», «Сопроводительное письмо. Что стоит писать?») решила разобрать вопрос, с которого обычно начинаются интервью с американскими рекрутерами и HR-менеджерами. Хотя, пожалуй, этот вопрос популярен у специалистов по найму независимо от страны и национальности. При написании данного материала я руководствовалась советами американского эксперта в области карьеры Alison Doyle («How to Answer Tell Me About Yourself at an Interview»).
Иногда интервьюеры начинают разговор с открытых вопросов, и один из самых популярных – «Расскажите о себе». Такой вопрос призван положить начало разговору, растопить лед и задать тон всему собеседованию. Кроме того, таким образом специалист по найму сможет составить представление о Вашей личности и понять, хороши ли Вы для той или иной работы.
Знайте меру
Рассказ о себе длиной в одно простое предложение оставит больше вопросов у специалиста по найму, чем даст ответов. Как правило, задача рекрутеров и эйчаров проверить Вашу адекватность как человека и понять, насколько культурно Вы сможете вписаться в ту или иную команду. Помните, что в любую команду сможет вписаться только открытый человек, а скупой рассказ скорее будет свидетельствовать об обратном. Однако и слишком длинный ответ ни к чему. Интервьюер не хочет знать о Вас абсолютно все.
Ниже представлены советы о том, как стоит отвечать на такой вопрос и, что не менее важно, что совершенно точно не стоит упоминать.
С чего начать?
Понятное дело, что говорить нужно в рамках Вашего профессионализма. Несмотря на то, что соблазн перечислить свои самые яркие профессиональные навыки слишком велик, лучше этого не делать. Более сдержанный, мягкий подход поможет вам наладить с интервьюером личный контакт.
Попробуйте для начала рассказать о личных интересах, которые напрямую не связаны с Вашей карьерой, но хорошо дополняют профессиональный образ. Например, такое хобби, как шахматы, покажет Ваш интерес к логическим задачам. А если Вы играете в футбол по воскресеньям, значит Вы командный игрок. Согласитесь: это то, что нужно для программиста.
Занятия, связанные с взаимодействием с окружающими, такие как волонтерство, проведение музейных экскурсий, сбор средств на благотворительность или общественные клубы покажут, что Вам комфортно при общении с окружающими.
Помните, что, как и в случае с «расскажите о себе что-нибудь, что не указано в вашем резюме», одной из целей этого вопроса является стремление узнать о Вас что-то, что не связано с Вашей карьерой, опытом и отношением к работе.
От личного к профессиональному
Поделившись парой интересных личных фактов, можете упомянуть некоторые ключевые профессиональные навыки, которые повысят Вашу ценность как специалиста.
Попробуйте использовать фразы типа «Помимо всех этих интересов и увлечений моя профессиональная жизнь — это огромная часть того, кем я являюсь, поэтому я бы хотел немного рассказать о том, какие преимущества я могу привнести в эту работу».
Поделитесь своими специальными знаниями
Будьте готовы упомянуть три или четыре личностных качества, навыка или области компетенций, которые позволят вам преуспеть в работе, для получения которой Вы и проходите данное собеседование. В конечном счете, вы точно захотите поделиться еще несколькими своим преимуществами до окончания интервью.
Составьте список своих сильных сторон еще до того, как отправитесь на собеседование, чтобы заранее знать, чем делиться. Взгляните на описание вакансии и соотнесите его со своими навыками.
Затем расскажите о нескольких самых главных навыках, которые делают Вас идеальным кандидатом на эту должность.
Однако будьте осторожны, не перегружайте интервьюера информацией. Рассказав о трех-четырех преимуществах, стоит упомянуть, что у Вас есть и другие качества, которые Вы хотели бы обсудить.
Поначалу, достаточно лишь вскользь упомянуть об этих качествах и коротко сослаться на ситуации, которые доказывают, что Вы смогли применить их с пользой. Например, Вы сказали, что любите проводить презентации и во время обедов с потенциальными клиентами это позволило Вам привлечь множество покупателей.
Позже в интервью Вы захотите более подробно обсудить ситуации, трудности и результаты, являющиеся следствием ваших сильных сторон.
Избегайте политики и споров
Как правило, стоит избегать таких тем, как политика или религия.
Важно не упоминать темы, которые могут вызвать беспокойство относительно ваших моральных принципов, характера, производительности или отношения к труду. Также не нужно раскрывать личную информацию о своей семье.
Трудности перевода. Как успешно пройти собеседование на английском языке
Что ожидает услышать работодатель, задавая вопросы на собеседовании, и как подготовиться к интервью на английском языке? Как показывает практика, самый эффективный способ подготовки — создать для себя структуру ответов. Чтобы качественно подготовиться к собеседованию на английском (да и не только) и представить себя в самом лучшем свете, важно: понимать цель вопроса (зачем работодатель задает этот вопрос и что он хочет услышать); понимать, каких ответов стоит избегать; знать структуры ответов с правильными английскими фразами, которые стоит использовать.
По этому принципу разберем самые часто задаваемые вопросы собеседования на английском языке.
Расскажите о себе (Tell me about yourself)
Цель вопроса: узнать, насколько ваш опыт и навыки совпадают с ожиданиями по позиции. Отвечая на этот вопрос, нужно рассказать о себе в рамках того, что от вас требуется в данной роли.
Чего нельзя делать: рассказывать, где вы родились, кто ваши родители, личные детали, которые могут сыграть против вас (например, недавний переезд с супругом по работе, который может говорить о вашей непостоянности).
Что нужно: несколько предложений о вашей профессиональной деятельности.
При ответе на этот вопрос важно помнить четыре главные составляющие и рассказать о том:
— кто вы как профессионал, какой у вас опыт («I’m a X with XX years of experience» / «I’ve been a X for the past XX years»;
— чем именно вы занимались, делая акцент на компетенциях и навыках из описания вакансии («I am skilled/proficient in. » / «My expertise lies in. » / «The areas of my expertise include. »);
— на какие компании, в каких индустриях, на каких проектах работали («. with a background of working for Big4 firms in Moscow and London» / «I possess strong experience of working for multinational FMCG companies in…» / «I have worked for large corporations, medium size companies as well as start-ups» / «I have a background of working for both B2B businesses as well as B2C. »);
— сильные стороны, личные качества и черты характера («I consider myself as. » / «All of my previous employers complimented my ability to. »).
В конце можно добавить, что вы ищете для себя с точки зрения новой работы («Currently, I am looking for…» / «At the moment, I am considering to move to. »).
Есть ли у вас недостатки? (What are your weaknesses?)
Цель вопроса: проверить способность объективно оценивать собственные действия, проанализировать склонность к саморефлексии и желание совершенствовать навыки и умения.
Чего нельзя делать:
Что нужно: назовите три-четыре слабые стороны с «историей»: расскажите в деталях о том, как вы распознали этот недостаток, как вы над ним работали и как решили эту проблему. Используйте технику STAR (situation (ситуация), task (задача), action (действие), result (результат)) — технику ответов на вопросы, при которой нужно рассказать небольшую законченную историю: сначала описать возникшую ситуацию/проблему, далее сформулировать задачу, которая перед вами стояла, затем описать свои действия (даже если речь идет о командной работе) и закончить «историю» четким результатом, к которому эти действия привели:
В прошедшем времени («I used to be», «I used to have», «I had a tendency to», «In my previous job I noticed that I was…»).
Что вы предприняли / как вы работаете над этим сейчас («I started to. », «I began to. », «I hired a coach», «I enrolled at X course»).
Каков результат (этого больше нет или вы еще работаете над этим: «Now, I am much better at…», «As a result, I don’t… anymore»).
Удачные «недостатки»:
— слишком глубокое погружение в проблему/проект, отнимающее больше времени, чем нужно;
— слишком сильная эмоциональная вовлеченность в работу/проект/идею, что может привести к выгоранию;
— быстрая усталость при выполнении рутинной работы;
— сложности с высказыванием личного мнения во время встреч;
— слабые технические навыки (низкий уровень владения программами);
— принятие критики близко к сердцу;
— страх общения с высокопоставленными или влиятельными людьми.
Где вы видите себя через пять лет? (Where do you see yourself in 5 years?)
Цель: насколько вам интересна конкретная позиция, на которую вы подаете, останетесь ли вы в этой роли какое-то время и не скажете ли через три месяца: «Мне надоело, я хочу заниматься чем-то другим или расти». И второе: работодатель хочет понять ваши долгосрочные карьерные цели, как вы видите развитие своей карьеры и может ли это вам предложить компания — сочетаются ли ваши личные ценности с ценностями компании и наоборот.
Как нельзя отвечать:
«На Карибских островах с коктейлем» («I see myself somewhere else, not in this job»). Лучше даже не шутить на эту тему.
Если вас на должность маркетинг менеджера собеседует глава маркетинг отдела, не стоит говорить, что через пять лет вы хотите занять его/ее должность («in the job of your interviewer»).
«В более крупной компании» («in a bigger company»). Таким образом вы даете понять работодателю, что вы рассматриваете эту должность и эту компанию как «перевалочный пункт».
«Основателем собственного бизнеса» (setting up my own business). Предпринимательство редко положительно воспринимается будущем работодателем.
В идеале ваш ответ между строк должен звучать примерно так: «Я хочу через пять лет работать в вашей компании, заниматься чем-то, что мне нравится и что вам будет полезно». Поэтому:
— расскажите о карьерной лестнице в вашей индустрии, но не говорите о слишком скором росте («I see myself growing to an Associate position within 2-3 years and then deepening my expertise in X field»);
— если вам важно расширение обязанностей или команды, помните не только о вертикальном развитие, но и о горизонтальном («In the next 3-5 years I would like to get more involved in X» / «In five years, if the opportunity arises, I would like to get some managerial responsibilities / have a team to manage» / «In a long run, I would like to grow as a leader and develop effective leadership skills by…»);
— расскажите о том, как вы видите свое профессиональное развитие, не забывая упомянуть о том, что вы хотите развиваться внутри компании («As a marketing professional, I want to develop X and X skills which I hope will enable to me get involved in X projects within your company»);
— расскажите, как ваши карьерные цели сочетаются с возможностями позиции («The reason I have applied for this position is…» / «One of the reasons I want to work for your company is because I…»).
Почему вы хотите работать у нас? (Why do you want to work for us?)
Цель: понять, насколько тщательно вы подготовились к собеседованию. Компании также важно понять, что для вас важно, по какому принципу вы выбираете работодателя (возможности роста, уровень зарплат, социальная роль компании).
Что будет плохим ответом:
— общедоступные факты: «самый крупный производитель / лучший работодатель года»;
— банальные причины, не связанные с компанией: «близость к дому», «престижность»;
— базовые привилегии: «корпоративная скидка»;
— незаинтересованность: «увидел вакансию и подал заявку»;
— некомпетентность: «я этого еще не делал, для меня это новый вызов».
Как лучше ответить:
Подготовьтесь к этому вопросу, прочитав последние новости о компании и индустрии, проанализируйте статистику. Лучше всего, если вы будете говорить о том, чего нельзя найти на сайте компании или на первой странице поисковика («I have recently read in X (name of a newspaper, media source) that you… This is something I am highly interested in because. »).
Говорите не только о внешней политике компании, но и о внутренней («I have heard about your rotation programmes for X specialists and this really caught my attention» / «Having spoken with several employees of your company, I have noticed that your company specifically emphasises internal professional development of its staff and I would like to be part of this kind of culture»).
Почитайте о социальной роли компании, о спецпроектах, участии в благотворительности («I am following your company’s activities and always admire the projects you do in X»).
Неловкий момент
Чтобы заполнить тишину и дать себе время подумать над ответом на вопрос или прийти в себя от неожиданного вопроса, можно использовать следующие фразы:
Мычание, «ээээ» = «Let me think».
Честно? = «This is a very good question».
Первый раз слышу такой вопрос! Что делать? = «This is interesting, give me a second» / «I have never heard this question before, I need a minute to think about it».
Я не понял, о чем вы меня спросили = «Could you please repeat the question? I didn’t quite catch that».
Я не знаю ответа на этот вопрос = «I’m not sure that I have the exact answer to your question, but I can share a related experience that I think gets close to what you are looking for».
Я не очень понимаю ваш вопрос = «Before I answer, could you please clarify whether you mean this or this?» / «I am wondering if you could clarify what you mean by…»
Я в этом ничего не понимаю = «That’s not a concept I’m very familiar with yet, but X in general is something I’m really excited about…»
Английский для собеседований в IT-компании: что нужно для старта карьеры?
Собеседование на английском — дело непростое. Но хорошее планирование и подготовка ключевых моментов сделают этот процесс более приятным и безобидным.
Постараемся вас немного подбодрить, прежде чем перейдем к самому интересному:
Кстати, мы подготовили урок, посвященный собеседованию в курсе английского для IT.
Можно получить бесплатный доступ к онлайн-курсу на год — берите промокод в конце статьи.
Tell us about yourself — расскажите о себе
Стоит рассказать о себе, описать свои хобби, интересы. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, используйте:
Этого вполне достаточно, чтобы довольно детально рассказать о том, как вы ходите в спортзал каждые вторник и четверг, или как по выходным плаваете на каяках и т.д.:
Постарайтесь заранее продумать еще и то, как ваш ответ на вопрос о хобби характеризует вас, как кандидата.
Такая формулировка описывает не только увлечения, но еще и показывает вашу долгосрочность и целеустремленность, а это важно для любой должности.
А если понадобится больше подобных слов — смотрите словарь «положительные черты характера».
What about your experience — расскажите о вашем опыте
Здесь тоже не стоит усложнять, а потому нам в большинстве случаев пригодятся:
What are your main achievements — ваши достижения
Это очень важный момент, о котором обязательно стоит упомянуть, и работодатель обязательно спросит об этом.
Здесь можно использовать те же слова и конструкции, что и в рассказе о своем опыте, а также слова create (создавать), develop (развивать), introduce (представлять), implement (внедрять):
What are your main skills — ваши навыки
По сути, их нужно просто уметь перечислить, используя следующие фразы:
my main skills are (мои ключевые навыки — это) или I have developed the following skills (я развил следующие навыки) и далее просто называем — reverse engineering, programming и т.д.
What are your advantages and disadvantages — ваши достоинства и недостатки
Для достоинств подойдут следующие слова:
Конечно же, есть и другие слова, которые подойдут для описания ваших положительных качеств, но эти слова работодателю точно будет приятно услышать.
А вот недостатки описать уже сложнее, так как есть шанс перегнуть палку и наговорить лишнего или же не сказать ни слова, показавшись слишком самоуверенным. Потому предлагаем использовать эти фразы: my weakness is (моя слабость — это) или I am not really good at (у меня не очень получается) и далее описывать проблемные моменты с обязательной поправкой на but (но) и пояснением, что уже работаем над своими ошибками:
What was your biggest challenge — самый сложный вызов на прошлой работе
Именно это вы услышите в продолжение темы о недостатках. Вопрос задается специально, чтобы проверить, насколько вы добросовестны и готовы к компромиссам. В таком случае лучше сказать что-то вроде:
Why do you want to leave your current job — почему решили сменить работу
Вот он, каверзный вопрос, который проверяет личностные качества кандидата. Не стоит пояснять, что на прошлой должности вас не ценили или не давали достаточно высокую зарплату, или, например, начальник был слишком жесткий и коллеги неприятные. Просто вежливо поясните:
Если этого недостаточно, можно уточнить, что хотим приобрести новые навыки или знания:
What are your plans for the next two years — ваши планы на ближайшие пару лет
Наверное, многие слышали этот неоднозначный вопрос. Все мы понимаем, что так проверяется долгосрочность кандидата. Чтобы убедить работодателя, что мы не сбежим с парой Макбуков в первый же день, а нацелены на длительное сотрудничество, лучше сказать так:
How much would you like to earn — ваши финансовые ожидания
Да, это довольно трудный вопрос, если его задали вам, а не вы. Конечно же, лучше всего сказать, что вас интересует вакансия, которая поможет вам реализовать свои навыки и интересы:
Если же от вас требуют более конкретных цифр, можно ответить так:
На случай, когда вам сразу озвучивают определенную цифру, достаточно будет сказать I accept — принимаю или I don’t accept — не принимаю — your offer (ваше предложение).
А чтобы уточнить, какие плюшки ожидают вас, помимо зарплаты, просто уточните:
Your questions — вопросы с вашей стороны
Подготовьте также свои вопросы о вакансии работодателю, чтобы проявить себя с лучшей стороны. Помимо уровня зарплаты и бонусов, стоит уточнить свои обязанности:
Стоит также продумать, какие более специфические моменты нужно уточнить. Так мы покажем, что действительно интересуемся вакансией, а не относимся к ней, как к куче других.
Напоследок
Несколько простых, но действенных лайфхаков на собеседовании:
Бонусы для читателей Хабра
Мы дарим вам доступ на год к курсу английского для самостоятельного изучения «Онлайн курс».
Для получения доступа просто перейдите по ссылке.
Индивидуально по Скайпу
Специализированный курс «Английский для IT-специалистов»
Занятия проходят в любое удобное для вас время.
Промокод на 15% скидки: 4habra15
Действителен до 1 июня. Введите его при оплате или воспользуйтесь ссылкой.
Среди наших студентов уже есть ученики из GeekBrains, ITVDN, Softengi, Нетологии. Присоединяйтесь! И желаем только успешных собеседований и карьерных успехов.
Собеседование в IТ на английском. На что стоит обратить внимание
Вам предстоит собеседование на английском, но вы давно не практиковали язык и не знаете, достаточно ли вашего текущего уровня, чтобы успешно его пройти?
Во-первых, желательно, чтобы ваш уровень был как минимум Intermediate, чтобы вы умели понимать речь и понятно выражать мысли (пусть с ошибками).
Если ваш уровень довольно неплох, надеемся, что следующие 6 советов будут вам полезны.
Если вы прямо сейчас загуглите «Top job interview question», вы скорее всего увидите вопросы вроде «Where do you see yourself in 5 years?» или «Why should we hire you?». На самом деле, большинство вопросов, которые вы видите на первых страницах гугл поиска никто не задает. Работодателям интересен ваш конкретный опыт, способности и ваши soft skills — то, насколько хорошо вы умеете общаться с людьми и передавать свои мысли.
В отличие от многих «популярных» вопросов, которые встречаются в разных подборках, вас точно попросят рассказать о себе (как вариант, вас могут спросит не «Tell me about yourself», а «Could you tell me about what you do?», «Could you give me a quick introduction of your experience and what got you into (coding/UI design) etc.?»).
Поэтому подумайте над своей историей и подготовьте свою elevator pitch. Она не должна быть долгой (около 1-2 минуты) и должна охватывать самые интересные и важные моменты в вашей карьере (career highlights).
Не стоит также заранее заучивать ответ на этот вопрос, если не хотите звучать как робот.
Продумайте самые основные моменты такие как:
Например: «I’m now working as an iOS developer. I have been working for my current company for over 4 years. I have developed 3 full-stack apps for the healthcare industry and worked with clients from all over the world. I’m passionate about learning new technologies and I feel like at this point in my career I’m ready to move on to the next challenge and tackle different kinds of problems».
Например: «I actually used to work as an accountant for a few years so I have a pretty solid understanding of business logic. Over time I realized that a technical position is better suited for my mindset, I’m an analytical person and love solving problems, so I started doing web development first and then switched over to iOS development».
Ваш английский может быть довольно беглым, но если вы будете допускать «обидные» ошибки, ваш уровень может показаться ниже, чем есть на самом деле. Конечно же, главное — беглость и умение донести мысль, но стоит также убедиться, что ваша речь максимально чиста и свободна от ошибок. Рекомендуем пройтись по данному списку и проверить себя.
Возможно, вам приходилось раньше слышать, что главное не то, что вы говорите, а то, как вы говорите. И хотя это заявление несколько преувеличено, первое собеседование — это на самом деле тест ваших communication skills.
Поэтому помните о таких основных вещах как уверенность и смол ток.
Зачем на собеседовании смол ток? Чтобы разрядить обстановку в начале и расположить к себе друг друга. Если вас спросят «How is it going?» или «How are doing today?» вместо «I’m ok» или «I’m fine» скажите что-то вроде «I’m pretty good. It’s a good Monday so far. How are you doing yourself?» Можете даже задать небольшой follow-up вопрос: «Do you work in the office? It’s just that the job posting says the job is remote, I was just curious».
Уверенность — это спокойствие и ваше умение контролировать ход собеседования. Старайтесь говорить четко и размеренно и не паникуйте, если вопрос вам непонятен.
Также можете использовать вот эти полезные фразы:
Кроме «Tell me about yourself» есть много других вопросов, которые любят задавать на первом собеседовании. Подумайте над тем, как бы вы ответили на такие вопросы как:
Собеседование — это two-way street, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы в особенности о том, что касается самой компании, культуры, проектов и т.д.
Попробуйте провести mock interview, желательно с учителем, который сможет дать вам фидбек, поправить произношение и т.д. или просто с другом, говорите на английском на общие темы, не обязательно связанные с собеседованием, если есть возможность.
В заключение, не забудьте быть приветливы, поблагодарите интервьюера и обязательно выясните ваши next steps. («Thanks a lot for your time. Should I follow up with you or will you send me an email? When can I expect it? Ok,sure, take care!»).
Собеседования на английском: как отвечать на скучные вопросы
На собеседовании оценивают и навыки, и умение себя преподносить. И в другой культурной и языковой среде акценты могут быть расставлены не так, как мы привыкли. Преподаватель английского Яна Крупина рассказывает с примерами, как отвечать на не самые приятные вопросы.
На работе отвечать на привычные вопросы приходится не так, как в неформальном общении. Английские речевые клише отличаются от русских, в том числе формулировками, касающимися работы. Отсюда вытекает несколько советов для соискателей.
Чем конкретнее, тем лучше: как рассказать о себе
Многие англоязычные собеседования начинаются с простого:
Tell us about yourself.
Наверное, многие составляли такие рассказы в рамках школьной программы или на занятиях в разговорном клубе. Потенциальному руководителю и коллегам нужно, конечно, немного другое, поэтому фокусироваться лучше сразу же на образовании, опыте и профессиональных качествах, даже если всё уже написано в резюме.
Полезные фразы, знакомые со школы:
After graduating from the university.
I’ve been working as a *** at a company *** for five years.
My first full-time job was.
I’ve been leading a team of five people on a project considering.
О своих умениях и навыках стоит говорить максимально чётко и конкретно, подкрепляя их примерами.
I’m an experienced software developer.
I’ve been working as a Java developer for 10 years.
Во втором варианте подчёркиваются и навыки, и опыт.
То же самое касается сильных сторон. Ещё один популярный вопрос на собеседованиях звучит как “What are your strengths?”. Если вы хотите сказать, что вы хороший руководитель, общие фразы будут неубедительными:
I’m a leader with good management skills.
Лучше снова добавить конкретики:
I have two-year experience in remote team management.
Если вы готовы изучать новое в своей профессиональной области, об этом, конечно же, стоит сказать. Но опять же желательно сделать это не в обобщённом варианте:
I’m a quick learner and always open to study something new
Больше о вас скажет фраза наподобие:
I’m going to improve my C++ skills as I need that in my everyday work.
Подставьте сюда те навыки, которые вас интересуют. Разница может показаться не такой уж большой, но рекрутер её заметит.
Как отвечать на стандартные вопросы о недостатках
На собеседованиях спрашивают не только о сильных, но и о слабых сторонах вашего характера. Но ответ “I don’t have any weaknesses” вряд ли устроит потенциального работодателя. Вряд ли кто-то действительно рассчитывает услышать от соискателя всю тяжёлую правду о трудном характере, вопрос скорее формальный, поэтому ответить можно тоже в рамках этикета.
Подавать в качестве слабости ваш трудоголизм или ответственность тоже не стоит — рекрутеры уже слышали такие ответы сотни раз:
I work too hard.
I care too much about what I do.
Снова можно добавить конкретики — сказать, что уделяете работе слишком много времени в ущерб отдыху:
I’m putting in too many hours of work.
I need to get much better at knowing the difference between working hard and working productively.
I’m making a huge effort to work smarter, not longer.
Почти любое качество можно хотя бы частично обратить из минуса в плюс, если показать, что вы знаете о недостатках и критически к ним относитесь, то есть умеете с ними справляться. Допустим, вы нетерпеливы:
I’m impatient, and that is why I always meet all the deadlines.
Или вы не слишком привержены строгой дисциплине:
I’m sometimes disorganized, but have created a time-management system which helps me to cope with this in my work.
Если у вас недостаточно каких-то навыков для конкретной вакансии, говорите о смежных умениях и о том, что изучаете в настоящий момент.
Не самый подходящий, хотя и честный, вариант:
I’m not good at written English.
Как можно это подать:
At the moment, I’m improving my English writing skills.
Если добавить, как именно вы работаете над проблемой, то это уже будет плюсом, а не минусом.
Как рассказать, почему вы уволились
Ещё один распространённый вопрос — о причинах ухода с предыдущей работы:
Why did you/ are you going to leave your last job?
Даже если это произошло из-за конфликта или систематических нарушений трудового законодательства компанией, этот факт не стоит афишировать. Простая фраза для ответа:
Unfortunately, I was let go.
Стандартная отговорка — рассказать о своих амбициях на другом месте работы:
I feel I wasn’t able to show my talents.
I’m looking for new challenges.
Можно рассказать, чем вас привлекают новая вакансия и новое место работы: такими факторами могут быть и использование конкретных навыков, и удобный график работы, и отсутствие дресс-кода, демократичный стиль управления и дружелюбный коллектив.
I’m ready to join a company that values my skills and allows me to use them more fully.
I’m interested in working in a more collaborative environment.
Если вакансия предполагает переезд в другую страну, можно рассказать и о своих планах на эмиграцию. Показать знание культуры и современных реалий будет не лишним.
Неудачный пример, даже если вы действительно так считаете:
I am tired of living in Russia with its living standards and authorities that don’t care about their citizens.
I know that you are opening a branch in Prague and that there are positions there. I don’t know if I’ve mentioned this, but I have been to Czech Republic and thought of living there, so that is why I’m interested in joining your team.
Как разговаривать (нет) на спорные темы
Не стоит говорить о политике, религии, физических особенностях, затрагивать национальные, гендерные и возрастные стереотипы. Даже в позитивных вариантах:
I’m young, but experienced.
I’m a good at programming, despite I’m a woman.
Во многих странах дискриминация по полу, возрасту, национальности, вероисповеданию и семейному положению запрещена законом, и эти факторы не должны влиять на выбор сотрудника. Потенциальный руководитель вряд ли спросит у вас, за кого вы голосуете, ходите ли в церковь, едите ли мясо и планируете ли детей. Даже если вы хотите устроиться в международную компанию, чтобы эмигрировать из России по политическим мотивам, не надо упоминать всуе фамилии политиков и обстановку в стране.
Лучше просто не говорить на эти темы. Если же неудобный разговор заведёт HR или потенциальный коллега, то лучше вежливо ответить:
I prefer not to talk about this.
I’d rather not talk about it.
I don’t want to touch that one.
I ‘m sorry I don’t feel comfortable answering that question.
Как обсуждать размер зарплаты
Зарубежные компании часто указывают зарплаты до вычета налогов (gross) в то время как российские сотрудники привыкли оперировать цифрой после вычета (net). Эти нюансы лучше обговорить сразу, не стесняясь. Озвучивать желаемую цифру стоит самим, исходя из средних показателей рынка и ваших собственных ожиданий:
The number I had in mind is ***.
Хорошо указывать диапазон, на который вы можете рассчитывать:
Taking into account my experience…
I’m looking for somewhere between *** and ***.
In general I’m looking to make around *** to ***.
Если вы согласны рассматривать варианты, а в компании сильна не только денежная мотивация, можете об этом сказать:
I’m definitely open to negotiating based on the entire compensation package.
Успешный разговор о зарплате — это уже высокий уровень переговоров. Всем, кому это интересно, рекомендуем модуль курса MBA «Переговоры и коммуникации». Вместе с экспертом Cornell University научитесь эффективно проводить переговоры, преодолевать барьеры и добиваться исполнения договорённостей.
Ошибаться не страшно
Если у вас нет оксфордского произношения, вы не цитируете Шекспира или забыли нюансы употребления герундия, это не страшно. Разговорный язык стремится к упрощению, а говорить с небольшим акцентом — нормально. Если вы скажете “I was in China” вместо “I’ve been to China” или “I worked as a PHP developer” вместо “I used to work as a PHP developer”, вас поймут.
Если же вы что-то не поняли или не расслышали с первого раза, не надо стесняться переспрашивать. Достаточно простейших фраз:
Can you repeat what you said, please?
Пара советов, как произвести впечатление
Придерживайтесь формального стиля общения. Здоровайтесь, прощайтесь, благодарите собеседника, если при очной встрече вам предлагают чай или кофе.
Любая лексика должна быть уместной. Избегайте слов-паразитов, таких как like в значении «типа», very, really.
Вместо аббревиатур лучше использовать их расшифровки. Во-первых, не все сокращения являются общепринятыми, а у некоторых может быть больше одного значения: PM — это и менеджер проекта, и время после полудня, и личное сообщение. Во-вторых, далеко не все даже общепринятые аббревиатуры в русскоязычной среде произносятся так же, как в англоязычной: по-русски API мы произнесём как «апи», по-английски — как «эй-пи-ай». И наоборот: SEO и CEO в устной речи будут звучать одинаково, а это может создать путаницу, особенно если собеседование происходит по видеосвязи.
Ну и, конечно же, не нужно демонстрировать потенциальному работодателю знание сленга и ненормативной лексики. Это важно не только из соображений приличия, но и потому, что такие слова устаревают быстрее общеупотребительных. Не надо называть детей ankle-biters, что по смыслу сходно с русским «спиногрызы» — в 2021 году уже так не говорят.
Какие неудобные вопросы вам задавали на иностранных собеседованиях? Делитесь опытом.
Источники информации:
- http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/361247-trudnosti-perevoda-kak-uspeshno-proyti-sobesedovanie-na-angliyskom
- http://habr.com/ru/company/englishdom/blog/328038/
- http://vc.ru/hr/115297-sobesedovanie-v-it-na-angliyskom-na-chto-stoit-obratit-vnimanie
- http://habr.com/ru/company/netologyru/blog/591635/