Владение авто в китае
Сколько стоит владеть автомобилем в Шанхае
В Шанхае автомобиль уже давно не средство передвижения, а показатель статуса его владельца. Стоимость содержания автомобиля здесь включает не только привычные для нас расходы на страховку, ремонт, бензин и парковку, одной из существенных статей расхода является получение номеров. Магазета попыталась разобраться, во сколько обходится владение автомобилем в Шанхае.
Получение номеров
Число желающих влиться в автомобильный поток в Шанхае превышает возможности городской инфраструктуры, поэтому местное правительство пытается сдержать автолюбительский пыл и неплохо на этом зарабатывает. В 2017 году прибыль от аукциона принесла в казну города 12 млрд юаней – 2% от бюджета Шанхая.
Получить номера (а только с ними вам продадут автомобиль) можно на ежемесячном аукционе. В среднем, номера обойдутся в 88 000 – 92 000 юаней (880 000 – 920 000 рублей), если вы не торопитесь. Обращение к «посреднику» (黄牛) ускорит процесс до 2-3 месяцев, но увеличит стоимость до 120 000-130 000 (1.2-1.3 млн рублей).
Более дешевый вариант – зарегистрировать автомобиль в другом городе, но в этом случае можно потерять в правах: например, передвигаться по городским эстакадам в часы пик можно только с местными номерами.
Покупка автомобиля
В Китае предпочитают покупать новые автомобили, рынок поддержанных авто только развивается. Здесь, конечно, все зависит от того, какой имидж обладатель автомобиля хочет демонстрировать окружающим. Так как это важное вложение в будущее – например, невесту без автомобиля в Шанхае найти трудно, молодым людям часто помогают родители.
Стоимость зависит от производителя и класса. Но в среднем, расчет идет на 90 000 – 130 000 юаней за японскую или немецкую марку местной сборки. Плоды местного автопрома дешевле.
Налог на покупку нового автомобиля составляет 10%. Если автомобиль стоит 100 000 юаней (1 млн рублей), то налог составит 8 547 юаней (100000/1.17 (вычет 17% НДС) * 10%). Транспортный налог составляет 450 юаней в год (для автомобилей 1.0-1.6 л); регистрация – 500 юаней. Чтобы рассчитать полную цену авто при покупке, проще воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами.
Страховка
Стандартная ставка обязательного страхования (交强险) для автомобилей с числом мест не более шести составляет 950 юаней в год, но с 2018 года стоимость страховки зависит от истории вождения. За каждый безаварийный год ее будут снижать на 10%, максимум – 30%. За две аварии без жертв в год ставку будут повышать на 10%, а если водитель стал причиной смерти – он будет платить на 30% больше.
Добровольное страхование зависит от пакета. Стандартный пакет составляет от 3900 до 6200 юаней в год на автомобиль стоимостью 100 000 юаней. Его размер зависит от страховой суммы. Общая сумма расходов на страховку составит 4850-7150 юаней.
Стоянка, техосмотр и ремонт
Техническое содержание автомобиля в Шанхае может обходиться совсем недорого – 600 юаней в год. Зимние шины здесь не нужны, а масло многие китайские автолюбители могут менять редко. Хотя более щепетильные водители рекомендуют закладывать 4000 юаней в год, если автомобиль стоит около 100 000.
Техосмотр – 200 юаней за раз. Плюс 500-800 юаней за расходные материалы, в зависимости от автомобиля. Некоторые бренды предлагают бесплатный ТО на протяжении гарантийного срока. Автомобили старше 15 лет проверяют два раза в год, а значит расходы еще выше.
Мойка обойдется 25-50 юаней за раз. Если мыть два раза в месяц (в Шанхае не так пыльно), то в год расходы составят 600-1200 юаней. Если покупать годовую карту, то можно снизить расходы до 500 юаней в год.
В Шанхае практически нет мест с бесплатной парковкой и стоянкой. Стоянка в жилых компаундах и возле домов (как правило, в центре, где нет подземных парковок) стоит 100-300 юаней в месяц. Стоянка в офисных зданиях также стоит около 200 юаней в месяц. Парковка в центре города стоит от 15 юаней в час (после первого часа каждые последующие полчаса +10 юаней).
Бензин, платные дороги и штрафы
92-й бензин в Шанхае стоит 7.1 юаней за литр. Если автомобиль потребляет 8 литров на 100 км, а в год набирается пробег в 10 000, то расход на бензин составит 5 680 юаней.
Средняя стоимость километра платной скоростной дороги за пределами города – 0.4 юаня. Если в год вы сделаете пять поездок в Ханчжоу (200 км), то потратите 800 юаней.
Средний штраф составляет 200 юаней. Помимо штрафа, за нарушения также дают баллы. Если их число превышает 12, то водителя лишают прав, пока он не пересдаст теоретический экзамен. Чтобы избежать этого, баллы за несерьезные нарушения можно списать, обратившись к «посреднику», что тоже обойдется в среднем в 200 юаней за балл.
Итого
Прежде чем выехать на узкие улочки Французской концессии, будущий автолюбитель должен быть готов выложить 190 000 – 240 000 юаней (1.9-2.4 млн рублей) за автомобиль, налог и, конечно, номера.
Последующие расходы будут зависеть и от стоимости автомобиля, и от образа жизни его владельца. При среднем уровне расходов (страховка, техосмотр, мойка, стоянка, бензин, платные дороги и штрафы) в год шанхайский автомобилист тратит 17 000 – 30 000 юаней, то есть 1400-2500 (14 000 – 25 000) юаней в месяц.
Особая благодарность шанхайским автолюбителям Ивану Мельникову и Dictose за помощь в подготовке материала.
Дла заглавной иллюстрации использовано фото Financial Times.
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Привет! Меня зовут Саша. Я главный редактор Магазеты.
Мы собираем базу знаний о Китае и китайском языке при поддержке читателей уже 16 лет.
У нас нет рекламы, есть только вы. Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Нихао! Меня зовут Полина, и я редактирую материалы на Магазете уже больше 10 лет.
Почти все авторы присылают нам свои статьи из чистой любви к Китаю, а мы предлагаем им площадку, на которой они могут поделиться своим уникальным опытом. Мы – сообщество энтузиастов.
Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Автор: Ольга Мерёкина
Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.
Почему в Китае трудно купить автомобиль
Шанхай – огромный деловой мегаполис, в котором проживает более 24 млн человек. Совсем недавно город утопал в многокилометровых автомобильных пробках. А на то, чтобы добраться с запада на восток, мог уйти целый день. После того как в 1990-х годах было решено, что именно Шанхай должен стать лицом современного Китая, мостом между Китаем и Западом, а также местом расположения фондовой биржи, сюда потекли большие деньги. На них, в частности, построили дороги, широкие развязки и высокие многоуровневые эстакады. В городе рекордными темпами выросло современное метро, общая протяженность линий которого составляет более 420 километров, что намного больше, чем в Москве. В итоге Шанхай расширился, а пригороды, которые считались непрестижными из-за отсутствия инфраструктуры, стали полноценными районами мегаполиса.
Аукционы и штрафы сдерживают пробки
Далее цена может вырасти непредсказуемо. Особенно, если автомобильные госномера «счастливые», то есть содержат нужные цифры. Самым дорогим «куском железа» за всю историю стал госномер 99999 – его купили за 1 млн юаней ($145 тыс.).
Для каждой автокомпании это существенное ограничение, поскольку в этих городах нет роста спроса. Но если в городах будет слишком много автомобилей, это приведет к серьезным пробкам».
Приехать в Шанхай на транспортном средстве с госномерами другого города можно. Но с ними закрыт доступ на все основные магистрали и мосты. За выезд на них без шанхайской «прописки» с камеры фото- и видеофиксации, которые повсюду следят за движением, придет штраф 200 юаней, а с водителя спишут три штрафных балла. Всего на год частному автомобилисту дается 12 баллов, а профессиональному водителю, например таксисту или водителю автобуса, всего три-четыре, которые снимаются в зависимости от нарушения. Если потратить их все, придется переучиваться и заново сдавать на права. Для сравнения: в Пекине действует другая система – там в госномерах заложены цифры, в совпадающие дни недели с которыми водители имеют право выезжать в город.
Почему нельзя строить собственные заводы
Несмотря на такие ограничения, масштаб продаж на китайском авторынке поражает.
По итогам 2016 года в Китае было продано 22,835 млн автомобилей (+18%).
При населении 1,38 млрд человек перспективы у этого рынка огромны. Лидеров рынка может с ходу определить любой человек, который хоть как-то разбирается в автобрендах, просто выйдя на улицу. Кажется, что каждый второй автомобиль в Шанхае — это Volkswagen (2 997 423 автомобиля продано в 2016 году). На втором месте по популярности — Honda, в первую семерку также попали Buick, Toyota, Hyundai, Nissan, Ford. Лишь на восьмом месте в списке лидеров оказался отечественный Changan, за ним следуют Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet и BMW. Добавим к этому еще несколько китайских марок с самыми необычными шильдиками, приправим порцией премиальных и люксовых моделей, и вот вам будничный автомобильный поток в Шанхае.
Важно, что продавать в Китае свои модели могут лишь те автокомпании, которые локализовали здесь производство.
При этом отстроить собственный завод нельзя – только в кооперации с местными автобрендами. Обычно партнеры инвестируют по 50% в создание совместного предприятия. Есть и другой вариант, по которому пошли в BMW, — работать с китайскими инвесторами, а не автопредприятиями.
«В итоге идет обмен технологиями, — рассказал «Газете.Ru» глава китайского подразделения Audi Йоахим Ведлер. — Сначала все начиналось с обычной индустриализации, 100% технологий приходило в Китай из-за границы. Чтобы получить разрешение на производство, необходимо было доказать, что мы действительно внедрили на предприятии свои технологии и научили китайских коллег выполнять необходимые операции. Также необходимо было выйти на определенный уровень локализации. В итоге китайские поставщики стали настолько конкурентоспособны, что экспорт сложных технологических компонентов уже не нужен. Практически все, кроме самых главных, ключевых технологий, которыми автопроизводители никогда не будут делиться, доступно в Китае. Так, у VW в Китае уровень локализации 90–95%, а у Audi — около 60–70%».
Как водят в Шанхае
В отличие от сумасшедшего по трафику Пекина или шумного, затянутого смогом Чунцина, в Шанхае организация дорожного движения и поведение автомобилистов оказались гораздо более дружелюбными к пешеходам, велосипедистам и водителям скутеров.
Здесь водители практически как в Европе стараются пропускать пешеходов, не выезжают на перекрестки на красный сигнал светофора.
При переходе дороги можно не опасаться за свою жизнь и здоровье. Интересно, что с этой весны в Шанхае водителям запретили сигналить – по городу повсюду развешаны соответствующие дорожные знаки. Скорее всего, это связано с привычкой китайцев вместо поворотников использовать именно клаксон. В итоге даже в серьезных пробках, которых в мегаполисе все-таки не избежать, в городе стоит непривычная тишина. Но хитрые китайцы придумали, как подавать друг другу сигналы, находясь за рулем.
Вместо гудка они перешли на дальний свет, и остервенело мигают им не только зазевавшимся автомобилистам, но и просто выезжая на совершенно пустой перекресток.
Водят в Шанхае довольно ровно, но с сюрпризами. Нужно быть готовым, что совершенно в ровном потоке справа или слева на вашу полосу неожиданно может попытаться втиснуться другой автомобиль. И такого водителя с непроницаемым лицом лучше пропустить. Видимо, в таких ситуациях хваленые штрафующие камеры не срабатывают, а если штраф не грозит, можно и пренебречь ПДД.
Несмотря на нюансы и особенности рынка, европейские автопроизводители в голос утверждают: дайте еще лет пять, и китайский автопром не просто шагнет, а буквально ринется вперед. В том, что именно по дорогам Китая в будущем будет ездить больше всего электрокаров и беспилотников, у экспертов практически нет сомнений. И, вполне возможно, именно благодаря этим технологиям у китайцев получится полностью искоренить такое понятие, как пробки.
Китайский авто. Личный опыт
Хочу поделиться личным опытом владения китайским авто.
Небольшое отступление: живу на границе с Китаем и пользование китайскими вещами у нас в порядке вещей наверное с 1990 года, когда открыли границу и каждый гражданин СССР получил право посетить эту неоднозначную страну. Мой первый выезд в Китай был еще по общегражданскому паспорту СССР. Между Китаем и нами примерно 700-800 метров, зимой на автобусе (раньше по льду, теперь по понтонному мосту), летом на теплоходе, в межсезонье (пока не встал или не растаял лед) на судах на воздушной подушке типа Пума. Типа такого
Так вот не смотря на то, что мы уже давно пользуемся всем китайским от трусов до телевизоров, к китайскому автопрому отношение в нашем регионе мягко скажем не очень. Да и по сути, если разобраться у нас в области китайских машин по пальцам пересчитать, если не считать самосвалов и прочей спецтехники. Привыкли мы к правому рулю за много лет. Так вот, решил я поэкспериментировать. Русско-американский авто у меня был (Volga Saiber), кореец есть Sportage, русский авто тоже есть Lada Kalina, японских авто разного класса и не упомнить всех, вот решился на покупку китайца. Не нового, б/у. На новый денег не хватит просто.
Итак, встречайте Brilliance V5 2014 года, пробег на данный момент 106 тыс.
Езжу на нем с августа месяца. Если честно, не ожидал что получу столько удовольствия от вождения. Мягкий, с хорошей шумкой и в принципе неприхотливый. Двигатель Митсубиси 1,6 литра 110 л.с. после покупки перепрошил в евро2, потому что динамики со старта прямо скажем не хватало. После прошивки поехал намного лучше. Не гонка конечно, но для комфортного передвижения в городе хватает.
Трансмиссия автоматическая 5-ступенчатая Hyundai такая же как на Элантрах, одна из надежнейших АКПП. Переключает плавно и незаметно.
В салоне удобно, сиденье водителя регулируется по высоте. Сзади места хватает даже рослому человеку.
В общем ездовой комфорт в такой машине, за такие деньги заслуживает похвалы.
Что самое интересное, передняя панель (торпедо) мягкая. Честно, давно не встречал такого на современных авто не бизнес или премиум класса.
Ходовка передняя подходит от Шкоды Октавии, выбор расходников поэтому огромен и по цене и по качеству. Какие то элементы рулевого управления и трансмиссии свои. Но. Пример: когда покупал, прозевал что порван пыльник ШРУС. В итоге шрус захрустел. Купил в Китае оригинал за 185 юаней (1800 руб), учитывая нашу близость с Китаем, получил его через 5 дней. Думаю не такие уж и великие деньги за оригинальный комплект ШРУС+смазка+хомуты+пыльник.
Задняя ходовка пружина+амортизатор. Пока проблем не доставляет. как выйдет что то из строя найду чем заменить или куплю оригинал.
Колеса 17″ стандартного разбега 5х100, то есть заменить родные диски не составит труда. Но менять их пока не хочу, эти вроде симпатичные.
У многих думаю возникло мнение, что авто очень похож на BMW. Так и есть. Brilliance Auto и BMW имеют в Китае совместное производство, Brilliance Auto выпускает все автомобили BMW для внутреннего рынка Китая. Так что есть мнение, что дизайн не украден, а разработан совместно.
Очень важный вопрос для нашего региона, как авто чувствует себя зимой.
Этот всю зиму простоял на улице, ни разу не было такого чтобы утром не запустился. В машине тепло, системы отопления хватает чтобы окна не запотевали.
Кстати, фотографии не зимние. Это у нас два дня валил снег. То есть на фото 23 апреля 2020 года.
Чем закончить? Не знаю если честно. про авто вроде рассказал, может кому то и будет интересно, кто-то заинтересуется, кто-то мнение свое пересмотрит.
Если интересно, могу написать про Калину так сказать изнутри. Раньше не ездил на российских авто и считал их откровенным хламом. Покатавшись почти год, мнение изменилось. Причем очень сильно.
UPD/ Да, ребята, сорян! Спасибо напомнили в комментах. Отдал я за этот авто в августе 2019 года 520 тыс. честно заработанных рублей.
Китайцы, как мы: не чтут ПДД и предпочитают Volkswagen и Toyota
Россияне наверняка думают, что китайские водители в большинстве своем ездят на своих же машинах. Как бы не так! В Южном Китае вы можете целый день ходить по городу и не увидеть ни одного Chery и Great Wall. Главное — не быть сбитым на тротуаре.
Оговорюсь сразу: Китай — большая, даже гигантская страна. Мои личные впечатления касаются курортного острова Хайнань, а конкретнее — города Санья. Уверен, что в других регионах картина может отличаться.
Нравы на южнокитайских дорогах
Раньше я думал, что самое наплевательское отношение к пешеходам — в Петербурге и Москве. Особенно это было заметно, когда возвращаешься на родину из благополучной Европы. Но китайцы ездят так, что кажется, они просто не замечают переходящих дорогу людей. Причем не имеет значения, есть ли пешеходный переход. Да что там. Даже красный свет не всегда служит гарантией того, что транспортный поток остановится. В итоге для неподготовленного человека простой переход дороги оборачивается реальным стрессом.
Когда прогуливаешься по городу, звук автомобильных клаксонов преследует тебя повсюду. Поначалу эта какофония повергла меня в шок. Сигналят все: автобусы, скутеры, легковушки и грузовики. Такое ощущение, что водители держатся не за обод руля, а за кнопку клаксона, на которую им непременно нужно нажимать каждую секунду.
Другой особенностью является практически повсеместная парковка на тротуарах. Где-то она законная, где-то нет. Тем не менее ни разу за весь месяц моего пребывания здесь я не видел борющихся с нарушителями полицейских рейдов с эвакуаторами.
Никогда не смотрели ролики движения «СтопХам»? В них юные активисты, в частности, борются с любителями ездить по тротуарам. В Санья этим ребятам очень бы понравилось, работы тут для них — непочатый край. И минуты нельзя пройти по тротуару, чтобы не раздался сигнал клаксона едущего позади мотоцикла или скутера.
Вносят двухколесные агрессоры свою лепту и в процесс перехода дороги по «зебре». В большинстве известных стран в этот момент достаточно просто смотреть вправо и влево, контролируя транспортный поток, движущийся по дороге. Но ведь мы в Китае! Так что не забывайте смотреть и назад. Там наверняка едет пронырливый скутерист, использующий пешеходный переход по своему усмотрению.
Но если вы уже решили, что китайцы сплошь безответственные лихачи и хамы, то это не совсем так. Превышений скорости, бессмысленных метаний по дороге, «подрезаний» и дорожных разборок, так любимых русскими Шумахерами, нет и в помине. Трафик достаточно плотный, но ДТП я видел всего пару раз.
В обоих случаях это были всего лишь мятые бамперы, ничего серьезного. Бесконечные гудки клаксонов, непрекращающиеся целый день и заставляющие шарахаться неподготовленного человека, на самом деле всего лишь предупреждение другим участникам движения, своеобразная страховка от непредвиденных маневров, а ни в коем случае ни хамство.
Да и злого умысла по отношению пешеходам у китайских водителей вовсе нет. Просто тот, у кого колес больше, тот и главнее. Такая китайская философия. И переходить дорогу можно без опаски, главное — предельно внимательно и аккуратно, а еще лучше — с оглядкой на местное пешее население. Уж оно-то точно знает повадки своих четырехколесных соотечественников.
Автопарк Южного Китая
Большинство автомобилей на китайских дорогах — это седаны. Как правило, модели среднего и бизнес-класса. Чуть в меньшем количестве встречаются среднеразмерные кроссоверы вроде Honda CR-V и Mazda CX-5. Более крупные представители этого класса, например, столь любимые россиянами Mercedes GL, попадаются гораздо реже, равно как и крупные внедорожники.
Немалое количество минивэнов на дорогах объясняется курортной спецификой города. Эти автомобили очень любят владельцы отелей, используя их для развозки гостей. Очень мало хэтчбеков, при прочих равных китаец выберет аналог в кузове «седан». Иногда, в основном в горных районах, встречаются пикапы, но, как правило, это старые китайские модели, использующиеся фермерами для рабочих нужд. А вот универсалов я практически не встречал. И еще немаловажный момент! Подавляющее большинство автомобилей имеет АКПП.
Отдельно стоит упомянуть возраст автомобилей, используемых жителями Санья. Скажем так, машины старше десяти лет мне попадались крайне редко. Особенно контрастно это выглядит по сравнению с Европой, где, по субъективным ощущениям, машин производства конца девяностых в пользовании гораздо больше. К выбору цветов китайцы подходят достаточно консервативно, предпочитая спокойные, некричащие тона. Преобладают черный и серебристый колеры.
Многие полагают, что рядовые китайцы передвигаются в основном на продукции собственного производства, различных BYD и Geely. Это заблуждение. Большей частью по улицам города передвигаются японские и европейские модели. Я знал заранее, что мировые производители имеют тут сильные позиции, но то, что, гуляя по городу целый день, есть шанс вообще не встретить Geely или Great Wall, стало для меня откровением.
Наиболее распространенными марками в Санья являются WV и Toyota. «Фольксвагены» представлены различными вариантами Passat прошлого поколения и Jetta для местного рынка. Знакомый нам относительно новый B6/B7 именуется Magotan, но таких машин мало. Основная масса такси — также «Фольксвагены», хотя встречаются и корейские Hyundai Sonata местного производства.
Очень разнообразен местный модельный ряд Toyota. Он состоит не только из знакомых нам Camry, Corolla, Highlander и RAV4. В Китае уже несколько лет производят в леворульном исполнении легендарную модель Crown. Не менее интересна модель Reiz — китайская вариация Mark Х.