Владеть автомобилем становится не выгодно
Стоит ли покупать автомобиль по «накрученной» цене в 2021 году?
В условиях острого дефицита на авторынке дилеры стали активно продавать машины с установленными по умолчанию дополнительными опциями и зачастую только с кредитными и страховыми продуктами. Стоит ли покупать машину из имеющегося ассортимента с навязанными «допами» по завышенным ценам или лучше ждать, когда дефицит пройдет и можно будет приобрести автомобиль в желаемой комплектации и без накруток? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.
Андрей Ольховский, генеральный директор, ГК АВТОDOM:
— Сегодня 99% автомобилей реализуются с дополнительными опциями. Клиент практически не может отказаться от них, так как «допы» уже установлены на автомобиль. Ранее с дополнительными опциями продавалось порядка 20-30% машин в зависимости от бренда и его дефицитности. Как правило, на новые модели, которые только поступали к дилерам, были установлены «допы», если они, конечно, были доступны.
Автомобили в своей цене имеют до 15% именно за счет допоборудования или финансовых продуктов. Можно посчитать, что если автомобиль стоит 5 млн рублей, то стоимость «допов» составит порядка 600-700 тыс. рублей.
Слово «скидки» в авторитейле надо забыть на ближайший год и выбрать для себя правильную модель поведения в данной ситуации. Если нужен автомобиль – надо покупать сейчас. Если есть возможность подождать или потребности в замене текущего автомобиля нет – то надо подождать. Скорее всего, после возобновления необходимых поставок рынок получит новый уровень балансирования, и мы вернемся к классической модели продаж со скидками и предложениями от дилеров и импортеров. Но тут надо понимать, что проблема с полупроводниками и другими комплектующими просуществует достаточно долго – я думаю, до конца 2022 года, если ситуация по коронавирусным ограничениям будет смягчаться. А если нет, то мы будем наблюдать дефицит автомобилей гораздо дольше.
Сегодня срок ожидания автомобилей разный – от «в наличии» до трех месяцев. С начала года сроки ожидания практически не изменились, но есть ряд моделей, по которым сроки сдвигаются этапами из-за отсутствия комплектующих.
Юлия Овчинникова, директор по развитию, ГК «КЛЮЧАВТО»:
— С начала 2021 года срок ожидания автомобилей массового сегмента (классов B и С) увеличился минимум на 1,5 месяца. На многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь перешла уже на 2022 год. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита. Ситуация с нехваткой новых автомобилей у дилеров нормализуется, когда решится вопрос с дефицитом комплектующих. При оптимистичном сценарии стабилизация рынка произойдет не ранее второй половины 2022 года. На сегодняшний день наиболее выражен дефицит по маркам Kia, Skoda, Volkswagen, Hyundai. Дефицит автомобилей, безусловно, оказывает влияние на динамику цен.
Для разных автомобильных брендов характерна разная «наполненность» моделей опциями. Некоторые производители продают свои автомобили «пустыми» в базовой комплектации, вплоть до отсутствия, например, кондиционера. Иногда, напротив, всевозможные «допы» идут в «базе», но чаще это встречается у премиальных брендов. На рынке часто встречается ситуация, при которой дилеры включают дополнительное оборудование в стоимость автомобиля. Здесь рекомендация только одна: изучите список оборудования, который предлагает дилер, и выберите те позиции, которые соответствуют вашим потребностям.
Сложившаяся на рынке ситуация с дефицитом новых автомобилей влияет и на сегмент автомобилей с пробегом. Сейчас двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в старой комплектации. Плюс, найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации иногда проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. Поэтому покупатели стали всё чаще рассматривать варианты покупки авто с пробегом. Однако чтобы принять такое решение, нужно учитывать несколько факторов: интенсивность эксплуатации автомобиля, затраты на его содержание, после того как он сойдет с гарантии, потери при перепродаже. Для минимизации рисков при покупке автомобиля с пробегом (техническое состояние, юридическая чистота, пр.), лучше такую покупку совершать у официального дилера.
Между тем, на фоне дефицита и повышенного спроса покупатели начали продавать места в очереди на покупку новых автомобилей. Однако даже учитывая постоянный рост цен, переплата «за очередь», на наш взгляд, совершенно не оправдана. Если у покупателя есть запрос на определенный автомобиль, у «КЛЮЧАВТО», например, есть возможность предложить варианты не только со склада дилерского центра, куда обратился клиент, но и с других наших складов. Если автомобиль находится в другом городе, мы доставим его клиенту. Кроме того, иногда клиенты отказываются от своих заказов. В «КЛЮЧАВТО» формируются листы ожидания. Как только «дефицитные» автомобили освобождаются, мы предлагаем их клиентам из списка. Поэтому прежде чем «покупать очередь», лучше сначала ознакомиться с тем предложением, которое есть на рынке.
Сергей Новосельский, директор по маркетингу и цифровым продуктам, инвестиционная компания «Икс 2» (владеет Автохолдингом «РРТ»):
— Причины дилерских «накруток» банально просты. В течение долгого времени дилеры недозарабатывали. Отчасти это происходило из-за политики импортеров, думавших только о наращивании доли бренда, открывавших новых дилеров, способствуя перенасыщению рынка. Второй причиной был так называемый «потребительский экстремизм», когда клиент устраивал настоящий торг, общаясь с несколькими дилерами сразу, и «отжимая» оптимальную для себя цену. Итогом этих двух трендов стал демпинг и падение доходности автодилеров. В итоге, когда грянула пандемия и сформировался жесткий дефицит новых автомобилей, рынок вспомнил, что такое очереди. Автомобилей на всех желающих не хватает, поэтому в этой ситуации уже дилеры стали «разгонять» цену, стремясь заработать на том небольшом объеме машин, которые им поставляют производители. Кто-то просто продает автомобиль по завышенной цене, а кто-то – доустанавливает «допы», продает в кредит или со страховкой. Такая «наценка» может составлять от 10 до 20% от стоимости автомобиля, в зависимости от бренда и уровня модели. Например, Toyota Camry, которая стоит 2,6 млн рублей, некоторые дилеры отдают за 3,1 млн. Приобрести же автомобиль по рекомендованной заводом цене, без дилерских «накруток», сейчас, думаю, просто невозможно.
На сегодняшний день сроки ожидания автомобилей колеблются от месяца до трех в массовом сегменте. Не думаю, что ситуация с поставками нормализуется до середины 2022 года. Пока нет стабильных поставок комплектующих, говорить о восстановлении рынка рано. Но в такой нормализации не заинтересованы и сами производители, например электроники. В том же Китае объемы производства уже восстановились, но продаваемый товар часто скапливается на складах – чтобы подольше сохранить условия дефицита, ведь это выгодно не только розничным продавцам автомобилей.
Что касается продажи очередей самими покупателями, наш народ – не победить! Чувство азарта у нас в крови. Вот Вася купил машину, надо мне тоже срочно купить, и неважно, что у меня машина еще вполне себе в нормальном состоянии. И тут же появляются жулики, которые очереди продают, находят способы о какой-то скидке договориться за часть этой скидки, конечно. И мы сами нагнетаем этот ажиотаж. С другой стороны, есть и другая причина. Многие боятся постоянного обесценивания рубля, и стремятся свои сбережения вложить хоть во что-то – пусть даже в автомобиль. И это продолжает подстегивать ажиотажный спрос в условиях дефицита.
Если реальной необходимости в замене автомобиля нет – лучше подождать. Если же брать надо здесь и сейчас – можно и в trade-in посмотреть, почему бы и нет. Сейчас этот рынок становится всё более цивилизованным, и покупатель может уже быть более спокойным относительно качества и надежности сделки, особенно если он покупает автомобиль у официального дилера, а не у дяди Васи во дворе.
Алексей Гуляев, операционный директор, АГ «АВИЛОН»:
— На авторынке до сих пор наблюдается изменение стоимости на автомобили, а, основными факторами являются: инфляция, колебания курса валюты и дефицит автомобилей. В целом сейчас темп повышения стоимости снизился по причине того, что был отыгран курсовой рост. Несмотря на это, до конца текущего года цены в отрасли еще вырастут. Именно на фоне этого мы видим высокий клиентский спрос – все хотят успеть приобрести авто до очередного изменения на рынке, однако в полной мере его невозможно удовлетворить. По большинству брендов до сих пор сохраняется дефицит автомобилей, мы фиксируем наличие очередей: клиенты находятся в ожидании ближайших поставок или ждут заказанные под себя модели. В наличии у дилеров имеется не так много свободных машин, у покупателя всегда есть альтернативы – выбирать авто из имеющихся на складе, посмотреть варианты у других дилеров или заказать необходимую модификацию под себя.
В текущей ситуации клиенты сами понимают, что затягивать с покупкой нового автомобиля не стоит, так как он в любое время может вырасти в цене, именно поэтому все стараются оформить покупку в кратчайшие сроки. Дополнительное влияние на спрос оказывает дефицит машин из-за сложностей в поставках производителям комплектующих для автомобилей, к тому же у многих брендов сейчас наблюдаются ограничения на некоторые опции. Конечно, покупатели могут приобрести автомобиль по рекомендованной производителем цене, однако в таком случае существуют некоторые риски: в комплектацию могут внести изменения, если импортер расширит недоступные к заказу опции из-за проблем с поставками микрочипов, также вероятно изменение в сроках поставок заказанных клиентами автомобилей – сейчас сроки абсолютно не регламентированы. Стоит отметить, что за время ожидания импортер может повысить прайсы, тогда заказанный автомобиль придет по обновленной цене. Дилеры предостерегают клиентов о возможных рисках. Если покупателя такое положение дел не устраивает, ему предлагают выбрать автомобиль из наличия или ближайшей поставки.
Ситуация с наличием автомобилей локального производства и привозимых из-за рубежа практически не отличается, все модели сейчас находятся в дефиците. Проблемы с микрочипами больше затронули, конечно, более оснащенные различными современными опциями автомобили, так как именно за них отвечают микрочипы, которые сейчас в дефиците: например, в настоящее время проблемы с мультимедийными экранами, панорамными крышами, камерами кругового обзора и многим другим. Из-за этого производители увеличили сроки ожидания автомобилей массового сегмента на 1–1,5 месяца, а премиального – в среднем на 1,5-2 месяца.
Дефицит в отрасли сохранится до конца года, однако трудно прогнозировать, сколько еще потребуется времени для нормализации данной ситуации. Нехватка автомобилей, конечно, напрямую влияет на динамику рынка и итоги года.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор, ГК «АвтоСпецЦентр»:
— Доля автомобилей, которые сейчас продаются с «допами» (речь о дополнительном оборудовании и аксессуарах) составляет примерно +/-90%. В массовом сегменте, где преобладают фиксированные комплектации, наибольший спрос на доукомплектование автомобилей базовыми вещами: коврики, брызговики, сигнализации и т.д. В премиум-сегменте, где можно заказать автомобиль «под себя», больше запрос на персонализацию. Покупка автомобиля в России для большинства клиентов – это событие. И спрос на персонализацию и дооснащение остается очень высоким.
Откладывать покупку автомобиля на потом и ждать точно не имеет смысла. Безусловно, рано или поздно ситуация нормализуется, но маловероятно, что это произойдет раньше середины следующего года. Цены к тому времени вырастут в лучшем случае на процент инфляции и однозначно не пойдут вниз.
Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов, Fresh Auto:
— В 2021 году некоторые недобросовестные дилеры действительно навязывают приобретение дополнительного оборудования при покупке нового авто. Приобретение дополнительных опций увеличивает ценник автомобиля на 200-400 тыс. рублей, при этом в докризисном году стоимость «допов» прибавляла примерно 50-70 тыс. рублей к цене за авто. В премиальном сегменте стоимость дополнительных опций начинается от миллиона рублей. Таким образом, навязываемые недобросовестными игроками услуги сопоставимы с 30% базовой стоимости автомобиля. Несмотря на то, что дополнительные опции действительно повышают уровень комфорта водителя и пассажиров, клиент при покупке автомобиля отталкивается, прежде всего, от своих финансовых возможностей и имеет право не приобретать предложенные товары.
Наилучшей рекомендацией в случае навязывания «допов» будет внимательно изучать условия оформления сделки, которые указаны в договоре и только после этого оплачивать покупку. Также при планировании покупки стоит провести мониторинг дилерских центров и выбрать проверенных игроков, с хорошей репутацией, которые не будут рисковать ей ради такой незначительной выгоды.
Впрочем, такая позиция у дилеров – во многом вынужденная, и возникла в связи с образовавшимся дефицитом новых автомобилей на рынке. Это может продлиться до тех пор, пока спрос на новые машины не уровняется с предложением. Также причина в том, что производитель устанавливает свои фиксированные цены на автомобили и не дает дилерам зарабатывать на их продаже, поэтому у автосалонов не остается другого выбора, кроме как продавать дополнительное оборудование. В некоторых случаях доходит до того, что продавцы отказывается продавать клиенту «пустое» авто, требуя докупить к нему хоть что-то. В этом случае необходимо обратиться к руководителю отдела продаж и опираться на статью 16.2 Закона РФ «О защите прав потребителей», по которому «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных» строго запрещено.
У автомобилиста есть право выбора: оплатить дополнительные опции и их установку в автосалоне, или оформить предзаказ и ждать выбранную версию от нескольких месяцев до года без фиксированной цены, то есть с большой вероятностью подорожания авто за период ожидания.
Из-за последнего фактора в России возобновился тренд на продажу очередей на покупку автомобиля. За представителей массового сегмента, россияне, сделавшие предзаказ на авто, просят 20 тысяч – 30 тыс. рублей, за внедорожники или премиальные автомобили – от 100 тыс. рублей. Это говорит о том, что в ближайшее время проблема дефицита новых машин в автосалонах решена не будет, а постоянный рост цен на них увеличит долю «перекупов» на авторынке России.
Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно!
Когда у меня была машина, я никогда не задумывался, во сколько она мне обходится. Машина постоянно тянула деньги: бензин, парковка, замена резины, страховка, ремонт. В какой-то момент я всё это посчитал и понял, что мне дешевле будет ездить на общественном транспорте и такси.
Личный автомобиль выгоден, если вам необходимо много и далеко ездить регулярно. Он будет выгоден, если вы живете за городом или в отдаленных районах Москвы, и каждый день вам надо мотаться по городу. Но если ваши поездки нерегулярны или если вы живёте в небольшом городе, то личный автомобиль получается дороже даже чем такси! Да, в небольших городах, где такси дешёвое, а расстояния небольшие, нет вообще никакой необходимости владеть личным автомобилем. В той же Туле без машины можно спокойно обойтись, передвигаясь на такси каждый день, и это будет выгоднее!
Понятно, что все мои подсчеты очень условны! У каждого человека свои маршруты, свои расходы. Я попробовал представить и посчитать несколько стандартных сценариев.
Сразу отвечу на некоторые вопросы:
— Ага, а на дачу ты тоже на такси поедешь?
— Всё зависит от того, где дача. Моя дача находится в 100 км от центра Москвы, под Клином, поездка туда на такси обойдется примерно в 2000 рублей. Кроме того, за 2000 рублей в сутки можно снять машину каршеринга («Делимобиль», «Белка»). Теоретически можно найти водителя и договориться индивидуально. Всё равно это будет дешевле, чем ездить на своей машине.
— Но машина – это же свобода!
— На самом деле это иллюзия свободы. Автомобиль – это постоянная головная боль. Где хранить? Куда поставить, если вы уезжаете надолго? Вы привязаны к месту парковки. Без личного автомобиля маршруты получаются удобнее. Например, если пробка – вы прыгнули в метро, проехали пару станций, вышли, взяли такси и поехали дальше. И так далее.
В Москве самыми продаваемыми моделями в 2016 году стали Hyundai Solaris и Kia Rio. По России в целом к ним присоединяется Lada Granta. Первые две модели без скидок и акций стоят 650 000 – 700 000 рублей, Lada Granta – в среднем 400 000 – 450 000 рублей.
Итак, сейчас мы посчитаем, во сколько обходится владение обычным (то есть недорогим) автомобилем для москвича и для немосквича!
Давайте представим, что у нас есть москвич, который живёт на северо-востоке Москвы и ездит на «Солярисе» 2016 года выпуска. У него модель с коробкой-автоматом и двигателем объёмом 1,6 л, который расходует в городском цикле 9,3 л на 100 км. Нужен бензин с октановым числом не ниже 92-го. Допустим, наш водитель выбирает топливо среднего качества, АИ-95. В Москве он сегодня почти везде стоит дороже 39 рублей.
Наш москвич живёт в районе парка Торфянка, в доме 1 по улице Магаданская, а работает он где-нибудь на Сухаревке, скажем, в Даевом переулке. Это 14 километров в одну сторону. Согласитесь, не самое большое расстояние для Москвы.
В день он делает уже как минимум 28 км. С учётом всяких поездок по другим делам, попыток объехать пробки, заездов в магазины, кафе и т.д. это расстояние легко вырастает до 40 км в день, причём это минимум. В воскресенье наш москвич весь день дома (0 км), а в субботу или в пятницу вечером едет на дачу/за город/на окраину за продуктами. Поэтому пусть за выходные машина проезжает 60 км. Итого мы получаем 260 км в неделю.
В году у нас 52 недели, то есть за год пробег автомобиля составит уже 13 520 км. Это 135,2 раза по 100 км. Таким образом, за год машина в городском цикле съест как минимум 135,2 * 9,3 = 1257 литров бензина. Это обойдётся владельцу машины в 49 000 рублей.
Теперь к другим статьям расходов.
За 2016 год Москва заработала на парковках и штрафах более 17,5 млрд рублей. Всего в столице зарегистрировано примерно 5,6 млн автомобилей. Это значит, что средний автомобилист в столице тратит на парковки и штрафы около 31 250 рублей в год. Давайте округлим до 30 тысяч.
Транспортный налог на его «Солярис» мощностью 123 л.с. составит 3075 рублей. Полис ОСАГО обойдётся ему как минимум в 10 000 рублей в год.
Амортизация. «Солярис» этого же поколения, но 2014 года выпуска сейчас стоит уже дешевле 500 тысяч рублей. То есть за три года машина подешевела на 200 тысяч, пусть это будет 65 000 в год.
Поскольку автомобиль новый, стоимостью техосмотра и нового комплекта летней резины можно пренебречь. Но зимнюю резину купить всё же придётся, это ещё как минимум 12 000 рублей. Максимум через три года использования её придётся поменять, то есть в год это 4000 рублей.
Шиномонтаж (2 раза в год) и ремонт покрышки в случае прокола обойдётся в 5000 рублей в год. К этому можно добавить стоимость автомойки. Комплексная автомойка в Москве стоит от 1000 рублей, то есть в год будет уходить как минимум 12 000 рублей.
Техобслуживание Hyundai Solaris 2016 года стоит 8730 р. за первый год, 12 437 р. за второй и 8 730 р. за третий. В среднем выходит около 10 000 рублей в год.
Минимальная стоимость владения бюджетным автомобилем в Москве (рублей в год):
65 000 – амортизация;
49 000 – бензин;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – автомойка;
10 000 – ОСАГО (на год);
10 000 – техобслуживание;
5000 – «переобувка» шин;
4000 – зимняя резина;
3000 – налог;
Итого: 188 000 рублей.
Выходит, что владелец нового автомобиля эконом-класса, который не попадает в ДТП, не ломается, не нарушает и почти не стоит в пробках, тратит на него в Москве как минимум 188 000 рублей в год, или более 15 тысяч в месяц. На деле же годовая сумма будет, скорее всего, стремиться к 200 000.
Кстати, платная парковка сразу резко увеличивает стоимость владения автомобилем. Парковка у места работы нашего гипотетического москвича, в Даевом переулке, обошлась бы ему как минимум в 760 рублей в день. Это 3800 р. в неделю или почти 200 тысяч за год! Но тут можно быть уверенным, что наш водитель либо будет парковаться в каком-нибудь дворе, либо просто прикрывать номер листочком и значительно на этом экономить.
А теперь представьте, что этот же водитель тратит деньги не на автомобиль, а на общественный транспорт и такси.
Даже если он каждый день будет кататься на работу и с работы на такси, на это у него будет уходить 4000-5000 рублей в неделю, то есть в год примерно 208 000 – 260 000 рублей. Годовой единый проездной обошёлся бы ему в 18 200 рублей. Если бы он ездил на такси от дома до метро, это обходилось бы ему в 250 рублей в день или 1250 в неделю, в год – 65 000. Суммируем с ценой проездного на метро и получаем 83 200 рублей. Можно округлить до 100 000, если учесть непредвиденные расходы на такси. Можно даже добавить ещё 20 000 на такси в выходные. Получаем 120 000, и всё равно это будет в полтора раза дешевле, чем владеть автомобилем эконом-класса.
Московский каршеринг стоит 8 рублей в минуту. Чтобы добраться от Магаданской, 1 до Даева переулка, нужно потратить 40 минут по пробкам или 23 минуты без пробок. Возьмём средний показатель, это 32 минуты. Поездка на каршеринговой машине обойдётся в 256 рублей. Это, кстати, значительно дешевле, чем на такси. В день наш водитель будет тратить 512 рублей, в неделю – 2560 для поездок на работу. В год затраты на каршеринг составят 133 000 рублей.
Использовать каршеринг для других типов поездок нецелесообразно, потому что пробки в Москве довольно непредсказуемы. Кроме того, есть очевидная проблема: поблизости от дома может просто не оказаться каршерингового автомобиля. Эти минусы компенсируем с помощью дополнительных расходов на такси – в общей сложности выйдет около 160 000.
Рассмотрим автомобили следующей ценовой категории – машины стоимостью в районе 1 млн рублей. В Топ-25 по продажам за 2016 год в России к этой планке приближены Skoda Octavia и Nissan Qashqai.
Возьмём среднюю «Шкоду» с автоматом и бензиновым двигателем объёмом 1,4 л мощностью 150 л.с. (1 177 000 рублей) или простую «Ниссан» с бесступенчатым вариатором и объёмом двигателя 1,2 л мощностью 115 л.с. (1 123 000 р.). У первой расход топлива в городском цикле составит 6,9 л на 100 км, у второй – 9,2 л.
Очевидно, что бензина они будут съедать меньше. Если они будут проезжать столько же, сколько и водитель «Соляриса» (13 520 км в год), то владелец «Шкоды» потратит на топливо в районе 36 000 рублей за год, а «Ниссана» – 48 500. Давайте округлим до 40 000.
Аналогичная Nissan Qashqai 2014 года будет стоить около 950 000 рублей. За три года автомобиль потеряет в цене 173 000 рублей, это 58 000 в год. У «Шкоды» разница между новой машиной и трёхлеткой значительно больше, это из-за недавнего повышения цен. Округляем годовую амортизацию до 60 000.
Раз машина стоит больше миллиона, водитель, скорее всего, предпочтёт к ОСАГО добавить «Каско». Такая страховка обойдётся уже в 43 000 рублей. Транспортный налог на «Шкоду» будет выше из-за более мощного двигателя (5250 р. против 2850 р.). Пусть будет в среднем 4000.
Техобслуживание «Ниссан» обойдётся в 8600 р. за первый и третий год и в 18 700 р. за второй, в среднем выходит около 12 000 в год.
Минимальная стоимость владения автомобилем по цене от 1 млн рублей в Москве (рублей в год):
60 000 – амортизация;
43 000 – «Каско» + ОСАГО (на год);
40 000 – бензин;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – техобслуживание;
12 000 – автомойка;
5000 – «переобувка» шин;
4000 – зимняя резина;
4000 – налог;
Итого: 210 000 рублей.
Из автомобилей ещё более высокой ценовой категории в Топ-25 по продажам входят Toyota Camry и Toyota RAV4. Стоят они от 1,5 млн рублей в простой комплектации.
Возьмём для примера «Камри» с 2-литровым двигателем (150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП. Стоить она будет 1 557 000 р. Расход топлива в городском цикле – 10 л на 100 км.
Здесь 53 000 уйдёт только на бензин, страховка «Каско» + ОСАГО и налог – ещё 37 000, плюс техобслуживание в районе 10 тысяч. Самая дорогая из машин 2014 года в аналогичной комплектации стоит 1 200 000 р. То есть амортизация составит более 100 000 рублей в год!
Минимальная стоимость владения автомобилем по цене от 1,5 млн рублей в Москве (рублей в год):
100 000 – амортизация;
53 000 – бензин;
32 000 – «Каско» + ОСАГО;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – автомойка;
10 000 – техобслуживание;
5000 – «переобувка» шин;
5000 – налог;
4000 – зимняя резина;
Итого: 251 000 рублей.
С более дорогими автомобилями рассчитать всё сложно, там слишком многое зависит от комплектации. Обычно люди, которые покупают автомобили дороже 2-х миллионов, не скупятся на бензин и прочее (разве что скромно завешивают бумажкой номерок на платной парковке), а мы говорим именно об экономии.
Но можно предположить, что при покупке дорогого автомобиля сложнее угадать с амортизацией. Скорее всего, большая часть годовых затрат придётся именно на эту графу (если это только не люксовый автомобиль ограниченной серии, который будет только дорожать со временем).
Что мы получаем в итоге? Как видно из инфографики, можно значительно экономить даже если кататься по Москве только на каршеринговых машинах и такси. Если комбинировать такси и каршеринг с общественным транспортом, получается ещё дешевле. В Москве есть какой-то смысл в покупке бюджетного автомобиля, но только если ты всё время ездишь по строго заданным маршрутам. Малейшее отклонение от нормы – и ты начинаешь переплачивать.
Теперь давайте рассмотрим пример водителя в нашей любимой Туле!
Он решил немного сэкономить на машине, поэтому ездить он будет не на «корейце», а на гордости отечественного автопрома, Lada Granta в средней комплектации и с автоматом. Такой автомобиль сейчас стоит около 500 000 рублей. Расход топлива в городском цикле – 9,9 литра, бензин – не ниже 95-го.
Чтобы как-то оправдать владение автомобилем в таком городе, как Тула, представим, что наш водитель живёт где-то на окраине, а работает в центре. Допустим, ему нужно ездить от дома №13 по улице Пушкина в посёлке Косая Гора до улицы Пушкинской, но уже в самой Туле. Это 10 километров.
Получается 20 км в день на работу и обратно, прибавим к этому 5 км на прочие нужды. В выходные машина катается по той же схеме, что и у москвича: один день отдыхает, в другой делает двойное расстояние (50 км). Итого за неделю автомобиль проезжает 175 км.
За год пробег составит 9100 км. На это уйдёт 900 литров бензина по цене 39 рублей/литр (цены на топливо в Москве и Туле почти не различаются), итого придётся потратить 35 100 рублей.
Теперь к амортизации. Lada Granta с автоматической коробкой 2014 года стоит в среднем 330 000 рублей. За три года автомобиль потерял в цене 170 000 р. Даже если сбросить до 160 тысяч, амортизация составит не менее 55 000 в год.
Если предположить, что мы имеем дело с сознательным водителем, который тратит целых 80 рублей в день на платную парковку в Туле, то это ещё дополнительные 20 800 рублей в год. Но учитывать их мы пока не можем, потому что за парковку в Туле никто не платит ) Допустим, что в сумме туляк тратит на штрафы и парковки 10 000 рублей в год.
ОСАГО обойдётся в 7500 рублей, зимняя резина – в те же 12 тысяч (или 4000 за год), транспортный налог составит 2700 рублей. Переобувка шин 2 раза в год – ещё 4 тысячи.
Автомойка – около 600 рублей в месяц, в год это минимум 7200.
ТО у Lada Granta стоит 3700 р. за первый год эксплуатации, 4900 р. за второй и 3700 за третий. В среднем – 4100 в год.
Минимальная стоимость владения бюджетным автомобилем в Туле (рублей в год):
55 000 – амортизация;
35 000 – бензин;
10 000 – парковки и штрафы;
7500 – ОСАГО (на год);
7200 – автомойка;
4100 – техобслуживание;
4000 – «переобувка» шин;
4000 – зимняя резина;
2700 – налог;
Итого: 133 500 рублей.
Всего наш туляк будет тратить на машину около 133 000 рублей за каждый из первых трёх лет владения, причём впоследствии стоимость владения будет только стремительно расти. На деле годовые расходы будут составлять около 150 000.
Проехаться на такси от Пушкина, 13 до Пушкинской, 13 стоит 160 рублей в одну сторону, или 320 рублей в день. Это 83 200 рублей в год. То есть даже если наш туляк будет шиковать и каждый день ездить на такси на работу, это всё равно будет дешевле, чем владеть бюджетным автомобилем. Если учесть расходы на такси в выходные, можно округлить до 100 000. Но зачем тогда нужна морока со страховкой, техосмотрами, переобуванием, пробками, поиском парковки и всем прочим, если можно просто всегда ездить на такси и тратить только деньги, а не деньги вместе с нервами и временем? А заодно экономить до 50 000 рублей в год.
А ещё наш водитель мог бы добираться от места жительства до места работы на 28-м автобусе и тратить на это 30 рублей в день по проездному, или 7800 рублей в год.
О какой свободе вы говорите? Автомобиль – это просто лишние расходы и головная боль, и всё.
Оказывается, в таком городе как Тула автомобиль вообще не нужен. В Москве есть смысл взять бюджетный автомобиль для регулярных поездок на большие расстояния, но вы будете переплачивать за него с каждым поворотом не туда и с каждым днём его старения.
Если рассматривать другие города, то окажется, что чем меньше город, тем больше разрыв между стоимостью владения своей машиной и годовым «абонементом» на такси. Выходит, автомобиль – это действительно роскошь. Даже если вы аккуратно водите, не тратитесь на ремонт и не несёте никаких дополнительных расходов, малейшая ошибка мгновенно увеличит цену его использования. Штраф, ДТП, яма на дороге – и в минимум вы уже не уложитесь.
Так что в наших городах общественный транспорт в комбинации с такси и (для Москвы и Питера) каршерингом легко заменяет личный автомобиль.
Подсчитайте, сколько в год на автомобиль тратите вы и сравните это с тем, сколько вы тратили бы на такси и общественный транспорт! Расскажите в комментах, что получилось.
Как усмирить автомобилистов! Руководство для мэров