Внешний шум мотоциклов гост
Внешний шум мотоциклов гост
Квадрициклы (категории L6, L7) с закрытым кузовом
1. Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категории M1G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБ А.
2. Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБ А.
3. Для транспортных средств категории M1 с технически допустимой максимальной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 кВт/т в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБ А. Для транспортных средств категории M1 с удельной мощностью на единицу массы более 110 кВт/т допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.
Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 2.1, указываются в сопроводительной документации на транспортное средство, предоставляемой покупателю (например, в «Руководстве по эксплуатации»).
Транспортные средства, в отношении которых применен настоящий пункт, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на транспортное средство, предоставляемой покупателю.
4. Для транспортных средств специального назначения (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе транспортных средств категории M, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового транспортного средства. Для таких же транспортных средств, изготовленных на базе транспортных средств категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБ А.
2.2. При истечении воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы после их срабатывания уровень звука в кабине (пассажирском помещении) транспортного средства не должен превышать 70 дБ А.
2.3. При работе системы отопления и вентиляции энергетическая сумма уровня звука этой системы и уровня звука в кабине (пассажирском помещении) при движении транспортных средств категорий M2 и M3, в том числе, M2G и M3G, не должна превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 2.1. У транспортных средств остальных категорий уровни звука системы отопления и вентиляции не должны превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 2.1.
2.4. При проверке уровня внутреннего шума в транспортном средстве, проводимой при контроле за объектами оценки соответствия, допускается превышение допустимых уровней звука, установленных для конкретного типа транспортного средства, не более чем на 1 дБ А.
Какой размер штрафа за громкий выхлоп?
Установка прямотока, который и делает выхлоп громким – это, как правило, способ самовыражения владельца транспортного средства. В некоторых случаях прямоток прибавляет двигателю мощности и обеспечивает благородное басовитое звучание, позволяет водителю приезжать во двор даже ночью и не сомневаться в том, что это не причинит неудобств жильцам. Однако такое удовольствие обходится недешево. В попытке найти компромисс водители устанавливают любой доступный прямоток, который производит много шума и не проходит по экологическим нормам на ТО. Впрочем, причина громкого звука может быть и более тривиальной – прогоревший или сломавшийся заводской глушитель. Как сотрудники Госавтоинспекции устанавливают факт подобного нарушения и какое наказание за это предусмотрено – рассмотрим в статье.
Какое наказание предусмотрено за громкий глушитель?
Автолюбители могут задаваться вопросом о том, почему вообще выписывают штраф за громкую выхлопную систему. Ответ совершенно очевиден – громкие звуки редко бывают приятными. Взрослый человек может проснуться среди ночи, если под окнами пронесется гонщик с дырявым или спортивным глушителем, а ребенок – испугаться днем на улице, когда водитель тюнингованного ТС внезапно нажмет на газ. Постоянно страдают от безответственных автомобилистов соседи, которым волей-неволей приходится замечать, когда приезжает и уезжает авто с не соответствующим стандарту глушителем.
Наиболее часто в отношении нарушителей покоя применяется статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, часть 1. В этом случае громкий глушитель (прямоточный или заводской с дефектом) трактуется представителем Госавтоинспекции как неисправность, за наличие которой автомобилиста ждет штраф 500 рублей или предупреждение.
Описанное нарушение фигурирует и в Правилах дорожного движения – разделе 7, пункте 18, согласно которому громкий звук от спортивной выхлопной системы можно считать изменением конструкции ТС.
ПДД также отсылают нас к “Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации” и списку неисправностей, при которых передвигаться на транспортном средстве – запрещено. Часть 6 содержит пункт №3, который как раз и посвящен прогоревшим или сломанным глушителям – “неисправность системы выпуска отработанных газов”. Ранее в этом документе содержался еще один пункт, посвященный уровню шума, однако сейчас он исключен.
Представитель ГИБДД может выписать водителю громкого ТС и штраф по статье 8.23 КоАП. Тогда он получит предупреждение или заплатит в бюджет 500 рублей. Штрафы по обеим статьям могут быть погашены в 20-тидневный период со скидкой 50%, по 32.2 КоАП.
Имеет ли инспектор право штрафовать по 2 статьям?
Нет, представитель ГИБДД не обладает таким правом. Часть 2 статьи 4.4 КоАП явно дает понять, что, если действия водителя могут регламентироваться несколькими статьями Кодекса, наказание может быть назначено только по одной из них, предусматривающей наиболее строгие меры. Подробнее о том » Может ли инспектор выписать несколько штрафов » вы можете узнать из данной статьи.
Какие показатели шума допустимы для машин?
Уровень шума устанавливает ГОСТ №52231-2004. В нем прописаны следующие нормы:
Заводские значения издаваемого шума конкретного ТС содержатся в его эксплуатационных документах. И, конечно, они не превышают указанные в ГОСТе значения.
Нормы шума для мотоциклов
Уровень шума, производимого мотоциклами, регулирует ГОСТ №Р41.41-2001, разработанный в соответствии с международными стандартами. Однако ссылки на него отсутствуют в каких-либо постановлениях, а сам он имеет статус отмененного. Тем не менее, практика показывается, что, при вынесении наказания, сотрудники ГИБДД ориентируются именно на него.
Допустимый уровень шума у мотоциклов с объемом двигателя от 175 кубов составляет 80 дБА.
Несмотря на разные ГОСТы, все указанные выше статьи КоАП (12.5 и 8.23) действуют как в отношении автомобилей, так и мотоциклов с прямоточной выхлопной системой.
Как измеряют нормы шума глушителя?
Для замера уровня шума должен быть соблюден порядок измерения, прописанный в ГОСТе №52231-2004. Основные приборы, которые используют представители Госавтоинспекции – это тахометр и шумомер со специализированным микрофоном. Согласно стандарту, должны быть зафиксированы и внешние условия (давление, температура и т.д.), а также проведены измерения расстояния и времени, для чего привлекаются соответствующие приборы.
Процедура является технически сложной, описывать ее нет смысла, поскольку она детально изложена в официальном документе.
Ключевыми моментами является то, что замер производится шумомером:
Есть ли штраф за шум ввиду удаления катализатора/сажевого фильтра?
Ряд автомобилистов предпочитает удалять сажевый фильтр или катализатор из выхлопной системы. Напомним, что он защищает окружающую среду от вредных выбросов. Причиной удаления может быть как неисправность и высокая стоимость замены элемента, так и желание увеличить мощность авто и снизить расход топлива.
После удаления ТС будет издавать звенящий звук, как от удара о пустую металлическую банку, особенно – на высоких оборотах двигателя.
Соответственно, звук и усилившийся от выхлопа неприятный токсичный запах (который может проникать даже в салон) рано или поздно привлечет внимание представителей Госавтоинспекции, а на водителя будет наложен штраф по статье 8.23 КоАП.
Можно ли избежать штрафа?
Не факт, что наказания получится избежать, однако можно попытаться. Прежде всего, автомобилист должен принять виноватый вид и просить о минимальной предусмотренной законом (статьями 12.5 и 8.23 КоАП) мере наказания – вынесении предупреждения. Можно заверить инспектора, что причина нарушения будет незамедлительно устранена, а сама проблема возникла совсем недавно. Плюсом будет, если при проверке штрафов обнаружится, что за водителем они не числятся.
Если же на представителя Госавтоинспекции не действуют никакие убеждения, можно просто согласиться на штраф и своевременно оплатить его – тогда в пользу государства с водителя будут взысканы всего 250 рублей.
Заключение
Подведем итоги. Сегодня за громкий выхлоп законодательством предусмотрен небольшой штраф либо предупреждение от сотрудника ГИБДД. Это ведет к тому, что на дорогах присутствует значительное число автомобилей и мотоциклов, уровень шума от которых превышает допустимые нормы. Между тем, шум вызывает утомление, головную боль и повышает раздражительность – как лица, управляющего ТС, так и окружающих людей. Также происходит загрязнение окружающей среды. При этом, водитель получает довольно сомнительные выгоды, либо вообще их не получает, если глушитель автомобиля банально сломан, пробит или прогорел.
Внешний шум мотоциклов гост
ГОСТ Р 41.41-2001
(Правила ЕЭК ООН N 41)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ МОТОЦИКЛОВ
В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ
Uniform provisions concerning the approval of motor cycles with regard to noise
Дата введения 2002-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 41*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 41 с поправками серии 02 (01.04.94) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов в связи с производимым ими шумом» и включает в себя Пересмотр 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.40/Rev.1),
Поправки серии 03 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.40/Rev.1/Amend.1, дата вступления в силу 05.02.2000)
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 07.06.2002 N 235-ст с 01.10.2002
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2002 год
1 Область применения
Настоящие Правила касаются шума, производимого двухколесными мотоциклами, за исключением мотоциклов, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч.
2 Определения
В настоящих Правилах применяют следующие определения:
2.1 официальное утверждение: Утверждение типа мотоцикла в связи с производимым им шумом.
2.2 тип мотоцикла: Мотоциклы, не имеющие между собой существенных различий в отношении:
2.2.1 типа двигателя (двух- или четырехтактный и т.д., количество и объем цилиндров, количество карбюраторов, расположение клапанов, максимальная мощность и соответствующая частота вращения, мин и т.д.);
Для роторно-поршневых двигателей за рабочий объем принимают двойной объем камеры сгорания;
2.2.2 системы трансмиссии, в частности числа передач и передаточных чисел;
2.2.3 количества, типа и расположения систем выпуска.
2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3 система выпуска или глушитель: Комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого двигателем мотоцикла и его отработавшими газами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3.1 первоначальная система выпуска или глушитель: Система выпуска или снижения шума, которой транспортное средство было оснащено в момент официального утверждения или распространения официального утверждения. Она может быть первоначальной или сменной.
2.3.2 непервоначальная система выпуска или глушитель: Система выпуска или снижения шума, которая отличается от типа системы, которой транспортное средство было оснащено в момент официального утверждения или распространения официального утверждения. Она может быть использована только в качестве сменной системы выпуска или сменного глушителя.
2.3.1, 2.3.2 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
2.4 системы выпуска или глушители различного типа: Системы выпуска или снижения шума, имеющие следующие существенные различия:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4.1 их элементы имеют различные фабричные или торговые марки;
2.4.2 характеристики материалов, из которых изготовлен какой-либо элемент, являются различными или элементы имеют различную форму или размер;
2.4.3 принципы работы хотя бы одного элемента являются различными;
2.4.4 сочетание их элементов является различным.
2.5 элемент системы выпуска: Одна из индивидуальных составных частей, из которых состоит система выпуска (элементами системы выпуска являются: выпускной коллектор, выпускной трубопровод и патрубки, выпускная труба, собственно система снижения шума). Если двигатель снабжен системой впуска (воздушным фильтром и/или глушителем шума впуска), необходимой для соблюдения требуемых пределов звукового уровня, то фильтр и/или глушитель шума является таким же важным элементом, что и система выпуска.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Заявка на официальное утверждение
3.2 К заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:
3.2.1 описание типа мотоцикла в отношении характеристик, упомянутых в 2.2. Следует указать номера и/или обозначения, характеризующие типы двигателя и мотоцикла;
3.2.2 перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит система снижения шума или глушитель;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.3 чертеж системы снижения шума или глушителя в сборе и указание о его размещении на мотоцикле;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.4 подробные чертежи каждого элемента, позволяющие без труда идентифицировать и определить его местоположение, а также сведения об использованных материалах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должен быть представлен мотоцикл, являющийся образцом типа мотоцикла, подлежащего официальному утверждению.
4 Маркировка
4.1 На элементах глушителя должны проставляться:
4.1.2 присвоенное предприятием-изготовителем торговое обозначение и
4.1.3 знак официального утверждения и номер официального утверждения ЕЭК в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам. Номер официального утверждения должен соответствовать номеру свидетельства ЕЭК об официальном утверждении по типу конструкции, выданного для данного типа глушителя.
4.1.4 На всех первоначальных системах снижения шума должна быть проставлена буква Е, за которой следует идентификационный номер страны, предоставившей официальное утверждение для данного элемента. Эта маркировка должна быть удобочитаемой и нестираемой, а также видимой в том положении, в котором установлен элемент.
4.1.5 На упаковке первоначальных сменных систем снижения шума или глушителей должна быть проставлена надпись «Original part» («Оригинальная часть»), маркировка, включающая марку, тип и букву Е, а также должна быть указана страна происхождения.
4.1.4, 4.1.5 (Введены дополнительно. Изм. N 1).
4.2 Эти надписи должны быть четкими и нестираемыми.
5 Официальное утверждение
5.1 Если тип мотоцикла, представленный на официальное утверждение во исполнение настоящих Правил, удовлетворяет предписаниям разделов 6 и 7, данный тип мотоцикла официально утверждается.
5.2 Каждому официально утвержденному типу мотоцикла присваивают номер официального утверждения. Первые две его цифры указывают серию поправок, включающую самые последние основные технические изменения, внесенные в Правила на дату предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер такому же типу мотоцикла, оборудованного другим типом глушителя, или другому типу мотоцикла.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа мотоцикла на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам, и чертежей глушителя (представляемых предприятием, подавшим заявку на официальное утверждение) максимальным форматом А4 (210х297 мм) или форматом, кратным ему и в соответствующем масштабе.
5.4 На каждом мотоцикле, соответствующем типу мотоцикла, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква R, тире и номер официального утверждения, проставленные справа от круга, предусмотренного в 5.4.1.
5.5 Если мотоцикл соответствует типу, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 5.4.1; в этом случае номера правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещенных справа от обозначения, предусмотренного в 5.4.1.
5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
5.7 Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепленной предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводят характеристики мотоциклов, или наносят на эту табличку.
5.8 В приложении 2 к настоящим Правилам приводят в качестве примера схемы знаков официального утверждения.
6 Спецификации
6.1 Общие спецификации
6.1.1, 6.1.2. (Исключены, Изм. N 1).
6.1.1* На мотоцикле в легкодоступном, но не обязательно видном месте должна указываться следующая информация:
a) название предприятия-изготовителя;
b) показатель уровня шума в дБ(А), зарегистрированный в ходе испытания при неподвижном состоянии мотоцикла, предусмотренного в 6.2.1.1;
Внешний шум мотоциклов гост
Автомобильные транспортные средства
Допустимые уровни и методы испытаний
Motor vehicles. Internal noise. Permissible levels and methods of tests
Дата введения 2017-04-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов АТС, который может оказывать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент АТС, участвующий в формировании звукового излучения и/или вибраций и/или их передаче от источника к кабине (пассажирскому помещению), способный оказать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
3.3 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя, кВт, определенная по [2].
3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя(ей), кВт, приведенная к единице технически допустимой максимальной массы АТС, кг, умноженная на 1000.
4 Допустимые уровни внутреннего шума
4.1 АТС одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в характеристиках:
— конструкции и материала кузова, места установки двигателя, основных элементов шасси (например, рамы и элементов крепления на ней кузова), элементов упругой подвески двигателя (силового агрегата) и узлов трансмиссии;
— длины и ширины АТС;
— типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя (вид тока, мощность, частота вращения и т.п.), типа силовой установки;
— системы впуска воздуха ДВС (глушители, резонаторы, воздухозаборники);
— системы истечения воздуха из тормозной системы после срабатывания пневмоаппаратов (глушители, отводные трубки);
— конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;
— других систем, влияющих на образование внутреннего шума (например, перегородки в пассажирском помещении, элементов конструкций, состоящих из вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов).
4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187.
Допустимые уровни внутреннего шума АТС, измеренные при движении, приведены в таблице 1.
4.3 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категории допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.
4.5 Для АТС категории с технически допустимой максимальной массой до 2000 кг с удельной мощностью на единицу массы более 75 в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА.
4.6 Для АТС категории с удельной мощностью на единицу массы более 110 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.
Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 1, указываются в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю (например, в «Руководстве по эксплуатации»).
Допустимый уровень звука, дБА
1 АТС категории с компоновкой кузова вагонной или полукапотной
2 АТС категории с компоновкой кузова, за исключением указанных в пункте 1
7 АТС категории технически допустимой максимальной массой не более 2000 кг
9 АТС категорий и при наличии спального места в кабине
4.7 АТС, в отношении которых применены положения 4.5 и 4.6, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю.
4.8 Для АТС специального назначения по [1] (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе АТС категории М, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового АТС. Для таких же АТС, изготовленных на базе АТС категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБА.